Федеральный закон №283-фз от 02.08 2019 года: внесение изменений в отдельные статьи градостроительного кодекса рф

15.08.2019

Федеральным законом предусматривается:

— корректировка определения красных линий;

— объединение статей 46.1 — 46.11 Градостроительного кодекса Российской Федерации в главу 5.1 «Виды деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории и порядок их осуществления», положения указанных статей в свою очередь также корректируются в части уточнения возможности осуществления комплексного и устойчивого развития территорий;

  • — сокращение продолжительности общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки — не менее 1 и не более 3 месяцев со дня опубликования проекта правил землепользования и застройки;
  • — уточнение порядка внесения изменений в правила землепользования и застройки, порядка внесения изменений в документацию по планировке территории;
  • — уточнение требований к проведению государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.

В ходе рассмотрения ФЗ Госдумой Федерального Собрания Российской Федерации одобрены поправки, предусматривающие внесение изменений в статьи 48, 48.1 и 49 Кодекса.

Исключено второе предложение части 1 статьи 48 Кодекса, предусматривающее, что если документацией по планировке территории предусмотрено размещение объекта транспортной инфраструктуры федерального значения либо линейного объекта транспортной инфраструктуры регионального значения или местного значения, архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к такому объекту и его частям, строящимся, реконструируемым, в том числе в границах не принадлежащего застройщику или иному правообладателю.

Статья 48 Кодекса дополнена частями 1.1 и 1.2, предусматривающими:

— в случае, если документацией по планировке территории предусмотрено размещение объекта транспортной инфраструктуры федерального значения либо линейного объекта транспортной инфраструктуры регионального значения или местного значения, архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к такому объекту и его частям, строящимся, реконструируемым в том числе в границах не принадлежащего застройщику или иному правообладателю;

— в случае, если земельный участок для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, не указанных в части 1.

1 статьи 48 Кодекса, образуется из земель или земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и которые не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута, подготовка проектной документации для размещения указанных объектов капитального строительства до образования такого земельного участка в соответствии с земельным законодательством осуществляется на основании утвержденной документации по планировке территории и (или) выданного в соответствии с частью 1.1 статьи 57.3 Кодекса градостроительного плана земельного участка.

Изменениями в части 5 и 7 статьи 48 Кодекса законодателем дано право организовывать подготовку проектной документации не только застройщику, но и иному лицу, в случаях, указанных в частях 1.1 и 1.2 статьи 48 Кодекса (когда возможно не оформлять земельный участок для проектирования).

Изменениями в часть 2 статьи 48.1 Кодекса к уникальным объектам отнесены ветроэнергетические установки высотой более чем 250 метров.

В части 1 статьи 49 Кодекса к лицам, которые направляют проектную документацию и результаты инженерных изысканий на экспертизу, отнесены лица, обеспечившие выполнение инженерных изысканий и (или) подготовку проектной документации в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.2 статьи 48 Кодекса.

Часть 3.

4 статьи 49 Кодекса, определяющая проектную документацию и результаты инженерных изысканий, подлежащие государственной экспертизе, излагается в новой редакции, из нее исключаются объекты строительство, реконструкция которых планируются в границах зон с особыми условиями использования территорий, режим которых предусматривает ограничение размещения объектов капитального строительства исходя из оценки их влияния на объект, территорию, в целях охраны которых установлена зона с особыми условиями использования территории, или исходя из оценки влияния объекта, территории, в целях охраны которых установлена зона с особыми условиями использования территории, на размещаемый объект капитального строительства.

Также, в указанной части термин «объекты, используемые для размещения и (или) обезвреживания отходов I-V классов опасности» заменен термины «объекты размещения отходов» и «объекты обезвреживания отходов».

Изменениями в часть 11 статьи 49 Кодекса Правительство Российской Федерации наделено полномочием по установлению порядка организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, негосударственной экспертизы проектной документации, в том числе, в случае внесения изменений в проектную документацию после получения положительного заключения экспертизы проектной документации.

Федеральный закон №283-ФЗ от 02.08 2019 года: внесение изменений в отдельные статьи Градостроительного кодекса РФ

Градостроительный кодекс РФ: обзор ключевых изменений

С 13 августа Градостроительный кодекс РФ (далее – ГрК) действует в новой редакции.

Изменения внесены сразу двумя федеральными законами от 2 августа 2019 г.

Закон № 294-ФЗ

Законом № 294-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленным на совершенствование законодательства в сфере организации деятельности заправочных станций для маломерных судов, разрешены строительство, реконструкция и эксплуатация автозаправочных станций и складов горюче-смазочных материалов в границах водоохранных зон.

Такой вариант организации заправки маломерных судов признан наиболее экологичным и широко применяется в европейских странах с развитой инфраструктурой водного туризма – в частности, в Хорватии, Черногории, Сербии, на Кипре.

Водный кодекс РФ и ранее в качестве исключения предусматривал размещение автозаправочных станций и складов горюче-смазочных материалов на территории инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды.

Однако на практике сооружение автозаправочных станций для маломерных судов было крайне затруднительным. Требования законодательства об охране окружающей среды для этих объектов отсутствовали.

Существовала проблема отнесения баз (сооружений) для стоянки маломерных судов к инфраструктуре водных путей.

Потребность в автозаправках, расположенных на территориях баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, характерна для субъектов РФ в границах Волго-Балтийского бассейна, Центрального федерального округа и регионов с развитой инфраструктурой водного туризма. И теперь законодателем созданы благоприятные условия для строительства данных сооружений.

Норма п. 5 ч. 15 ст. 65 Водного кодекса РФ в новой редакции сформулирована таким образом, что понятие «инфраструктура внутренних водных путей» включает в том числе базы (сооружения) для стоянки маломерных судов.

В связи с этим нововведением внесены поправки и в ч. 6 ст. 49 ГрК. Теперь в перечень проектной документации, обязательной к прохождению государственной экологической экспертизы, включена документация автозаправочных станций и складов ГСМ, если они:

  • планируются к строительству и реконструкции в границах водоохранных зон, на территории портов, инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, объектов органов ФСБ России;
  • предназначены для обеспечения бесперебойного и надежного функционирования размещенных на территории Калининградской области электростанций установленной генерирующей мощностью 100 МВт и выше.
Читайте также:  Биржа труда по месту жительства или прописки? Куда обращаться?

Закон № 283-ФЗ

Законом № 283-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» скорректированы положения ГрК о красных линиях, градостроительном зонировании, планировке территорий, а также о деятельности по комплексному и устойчивому развитию территорий.

Нормы носят в основном уточняющий и дополняющий характер. Рассмотрим наиболее значимые из них.

  • Красные линии
  • Согласно новой редакции Кодекса красными линиями в документации по планировке территории должны обозначаться только границы территории общего пользования, которые подлежат установлению, изменению или отмене.
  • Ранее красными линиями выделяли также границы территорий, занятых или планируемых для размещения линейных объектов – линий электропередач, связи, а также трубопроводов, автомобильных и железных дорог и др.

Названные поправки можно назвать техническими. Думается, они будут способствовать упрощению содержания понятия «красные линии» и облегчат работу с документацией по планировке.

Градостроительное зонирование

Прежняя редакция ч. 4 ст. 30 ГрК императивно устанавливала, что формирование одного земельного участка из нескольких, расположенных в различных территориальных зонах, недопустимо.

Теперь указанная норма содержит исключения из общего правила, отсылая к Земельному кодексу РФ. Так, п. 7 ст. 11.

9 ЗК РФ допускает образование земельных участков, границы которых пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, образуемых для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ и иных искусственных водных объектов.

Данная поправка направлена на совершенствование законодательства по использованию земельных ресурсов при изучении и разработке недр, размещении объектов инженерной инфраструктуры и искусственных водных объектов.

Кроме того, изменения затронули порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки, установленный ст. 33 ГрК.

К случаям, не требующим проведения общественных обсуждений и публичных слушаний, опубликования сообщения о принятии решения о подготовке проекта о внесении изменений в правила застройки и землепользования, а также подготовки заключения комиссии, теперь также относятся:

  • однократное изменение вида разрешенного использования, установленного градостроительным регламентом для конкретной территориальной зоны, без изменения ранее установленных предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства и (или)
  • однократное изменение одного или нескольких предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для конкретной территориальной зоны, не более чем на 10%.

Положительным моментом, на мой взгляд, является то, что указанные правки снимают излишние административные барьеры для землепользователей, упрощают прохождение процедур.

Планирование территорий

Сокращены сроки ряда процедур. В частности, срок проверки уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ или местного самоуправления документации по планировке территории на соответствие требованиям закона теперь составляет 20 рабочих дней со дня поступления документов (вместо 30 дней) (ч. 12.1 ст. 45 ГрК).

Продолжительность общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки также сократилась и составляет не менее одного и не более трех месяцев (ранее их продолжительность составляла от двух до четырех месяцев) (ч. 13 ст. 31 ГрК).

  1. Думается, что сокращение сроков обязательных процедур (рассмотрения документации, проведения публичных слушаний) позитивно отразится на реализации бизнес-проектов, приведет к сокращению сроков их реализации и минимизации издержек инвесторов.
  2. Комплексное и устойчивое развитие территорий
  3. Особое внимание законодатель уделил корректировке положений, обеспечивающих реализацию института комплексного и устойчивого развития территорий.

Как отмечалось в пояснительной записке к проекту поправок в ГрК, целью введения данного института являлось вовлечение в градостроительную деятельность «депрессивных» площадок муниципальных образований – неиспользуемых или неэффективно используемых площадей. Наличие таких территорий, особенно в центральных районах, вызывает беспокойство как у населения, так и у местных властей, а их техническое и санитарное состояние зачастую создает угрозу здоровью населения.

В связи с этим в ГрК внесены дополнения, в частности:

  • введена новая глава 5.1 «Виды деятельности по комплексному и устойчивому развитию территорий и порядок их осуществления»;
  • обязательным приложением к решению о развитии застроенной территории стали сведения о границах такой территории, которые должны содержать графическое описание их местоположения, перечень координат характерных точек в системе координат, установленных для ведения ЕГРН (ч. 6 ст. 46.1);
  • конкретизированы условия, при которых правообладатель земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости, не являющийся их собственником, может участвовать в комплексном развитии территории по своей инициативе (ст. 46.9);
  • внесены положения о комплексном развитии территорий по инициативе органов местного самоуправления (ст. 46.10).

В заключение отмечу, что выдача разрешения на строительство антенных опор (мачт и башен) высотой до 50 м, предназначенных для размещения средств связи, теперь не требуется (п. 17 ст. 51 ГрК признан утратившим силу).

Как видим, большинство поправок направлены на смягчение административных барьеров и упрощение процедур, связанных с применением нормы.

На мой взгляд, эти меры позволят ускорить работу по развитию территорий и сделать ее более прозрачной.

Возможно, законодателю следовало обратить внимание и на другие положения ГрК, требующие изменений, но в целом нововведения можно охарактеризовать как позитивные и обоснованные практической необходимостью.

Читайте также:  Прогноз ставок по ипотеке в 2021 году и условия льготного кредитования

Подписан закон, изменяющий Градостроительный кодекс

Президент подписал Федеральный закон от 02.08.2019 N 283-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Федеральным законом регулируется комплекс вопросов, связанных с градостроительным зонированием, планировкой территорий, комплексным развитием территорий, развитием застроенных территорий, архитектурно-строительным проектированием, строительством, реконструкцией объектов капитального строительства.

Федеральным законом изменяется понятие красных линий: предлагается понимать под ними линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.

При этом предусматривается, что ранее установленные красные линии, обозначающие границы территорий, занятых линейными объектами, сохраняют свое действие и могут быть отменены либо путем утверждения новой документации по планировке территории, либо путем внесения изменений в существующую документацию, либо решением органа местного самоуправления.

  • Отменяется необходимость проведения общественных обсуждений в случае однократного изменения видов разрешенного использования, установленных градостроительным регламентом для конкретной территориальной зоны, без изменения ранее установленных предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также в случае однократного изменения одного или нескольких предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленных для конкретной территориальной зоны, не более чем на 10 процентов.
  • Федеральным законом уточняется порядок подготовки и утверждения документации по планировке территории.
  • Срок принятия решения об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд (в случае если такое решение необходимо для размещения объектов, предусмотренных документацией по планировке территории) увеличивается с трех до шести лет со дня утверждения документации по планировке территории.

Градостроительный кодекс Российской Федерации дополняется главой 51 «Виды деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории и порядок их осуществления», в которой регулируются вопросы, касающиеся комплексного развития территорий и развития застроенных территорий. В частности, органу местного самоуправления предоставляется право принять решение о самостоятельном осуществлении комплексного развития территории без проведения аукциона на право заключения соответствующего договора.

Федеральным законом уточняется перечень уникальных объектов (в него включены ветроэнергетические установки высотой более 250 метров), исключается необходимость получения разрешения на строительство для размещения антенных опор высотой до 50 метров, предназначенных для размещения средств связи, а также уточняются случаи, в которых допускается внесение изменений в разрешение на строительство.

Согласно Федеральному закону получить градостроительный план земельного участка теперь вправе не только правообладатель земельного участка, но и иное лицо.

При этом обратиться с соответствующим заявлением можно до образования земельного участка на основании утвержденных проекта межевания территории или схемы расположения земельного участка в случае, если участок для размещения объектов федерального, регионального, местного значения образуется из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не обремененных правами третьих лиц.

Федеральным законом также уточняются нормы земельного законодательства Российской Федерации, касающиеся образования земельных участков, предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторые другие.

Данный документ находится в системе «Техэксперт: Стройэкспрет».Купить специализированную программу для строителей «Техэксперт: Стройэксперт» Вы сможете, заказав бесплатную демонстрацию в Вашем офисе.Позвоните по телефону: +7(495)730-07-66.Контактное лицо: Зорина Екатерина

Принят закон об оптимизации процедур в градостроительной сфере

  • Государственной Думой в третьем чтении принят подготовленный при участии экспертов Национального объединения строителей Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (законопроект № 1026242-7).
  • Основная часть закона посвящена сокращению сроков административных процедур при принятии градостроительной документации разных видов.
  • Так, законом сокращается продолжительность внесения изменений в правила землепользования и застройки за счет уменьшения продолжительности рассмотрения предлагаемых изменений комиссией и главой местной администрации.
  • Также законом устанавливается срок, в течение которого представительный орган местного самоуправления обязан рассмотреть представленный ему проект изменений в правила землепользования и застройки.
  • Кроме того, сокращаются сроки согласования разработанной документации по планировке территории с заинтересованными органами власти.

Изменения коснулись также исторических поселений. Принятым законом установлены предельные сроки для согласования проектов генеральных планов и правил землепользования и застройки органами охраны объектов культурного наследия.

  1. Перечисленные новеллы призваны ускорить подготовку территорий к реализации инвестиционно-строительных проектов, предотвратить необоснованное затягивание процессов разработки и утверждения необходимой для строительства градостроительной документации.
  2. В соответствии с новым законом Правительство Российской Федерации наделено полномочиями по определению перечня услуг в градостроительной сфере, оказание которых осуществляется исключительно в электронной форме, а также порядка оказания таких услуг.
  3. Другая важная часть законопроекта устанавливает упрощенный порядок достройки объектов незавершенного строительства на срок до 1 января 2024 года. Временный порядок касается любых объектов, разрешения на строительство которых выданы до 1 января 2020 года и по которым не выданы разрешения на ввод их в эксплуатацию, и предусматривает:
  4. · неприменение установленного Градостроительным кодексом Российской Федерации запрета на подачу застройщиком заявления о внесении изменений в разрешение на строительство, если до истечения срока действия разрешения осталось менее чем десять рабочих дней;
  5. · проведение экспертизы проектной документации по требованиям, действовавшим на дату выдачи разрешения на строительство незавершенных объектов, если со дня выдачи градостроительного плана земельного участка или со дня утверждения проекта планировки территории, на основании которых была подготовлена проектная документация объекта, прошло более полутора лет;
  6. · проверку вводимых в эксплуатацию объектов на соответствие разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, по состоянию на дату выдачи разрешения на строительство такого объекта;
  7. · обязательную передачу застройщику, осуществляющему завершение строительства объектов капитального строительства, без взимания платы, проектной документации, иных документов и материалов, подготовленных в отношении объекта незавершенного строительства.
Читайте также:  Что такое цифровая биография школьников, какие сведения будут в нее включены

Кроме того, закон позволяет не проводить государственную экспертизу проектной документации на соответствие «техническим» требованиям при завершении строительства многоквартирных домов и иных объектов, включенных в Единый реестр проблемных объектов, если ранее такая экспертиза уже проводилась и в проект не вносились изменения, требующие экспертизы. В этом случае предметом экспертизы является только проверка достоверности сметной стоимости.

Это допускается, если мероприятия по завершению строительства финансируются федеральным либо региональным фондом защиты прав участников долевого строительства.

Вводимый Федеральным законом «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» порядок достройки не завершенных строительством объектов поспособствует решению проблемы наличия большого числа так называемых «объектов долгостроя». Решение данной проблемы, в свою очередь, создаст условия для вовлечения в гражданский оборот земельных участков под проблемными объектами для создания комфортной и безопасной городской среды.

  • Национальное объединение строителей в 2020 году приняло активное участие в обсуждении проблемы сокращения количества объектов незавершенного строительства.
  • Так, президент Национального объединения строителей Антон Глушков в декабре 2020 года выступил с интервью, в котором рассказал о причинах возникновения объектов долгостроя.
  • Национальным объединением строителей в Минстрой России также были направлены предложения по совершенствованию законодательства, направленные на сокращение количества объектов долгостроя.

Необходимо отметить, что принятым Федеральным законом также предусматривается внесение изменений в часть 17 статьи 3.

3 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», в соответствии с которыми в целях оказания поддержки членам СРО в связи с распространением новой коронавирусной инфекции предоставление СРО займов своим членам за счет средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств таких СРО в соответствии с гражданским законодательством будет допускаться до 1 января 2022 года.

Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» вступит в силу со дня его официального опубликования.

С 19 декабря вступает в силу закон, продлевающий «дачную амнистию»

С 19 декабря 2020 года вступает в силу Федеральный закон от 08.12.2020 № 404-ФЗ «О внесении изменений в статью 70 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» и статью 16 Федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ», пролонгирующий срок действия «дачной амнистии» до 1 марта 2026 года.

Таким образом, «дачная амнистия», которая действует в нашей стране с 2006 года и должна была завершиться в марте 2021 года, продлевается ещё на 5 лет. При этом расширяется перечень объектов недвижимости, подпадающих под оформление в упрощённом порядке.

Заместитель руководителя Управления Росреестра по Тверской области Ирина Миронова: «Последние несколько лет «амнистия» касалась исключительно садоводов. Под упрощённый порядок не попадали жилые дома, построенные на землях, выделенных под ведение индивидуального жилищного строительства или личного подсобного хозяйства.

Такие дома оформлялись через уведомительный порядок.

Новый закон предусматривает, что упрощённый порядок оформления прав граждан продлевается на срок 5 лет и действует в отношении индивидуальных жилых домов и садовых домов, построенных как на садовых участках, так и на участках для индивидуального жилищного строительства и для ведения личного подсобного хозяйства, если участок расположен в границах населённого пункта».

При этом собственникам необходимо иметь в виду, что и индивидуальные жилые и садовые дома должны соответствовать предельным параметрам строительства.

Информация о таких параметрах содержится в правилах землепользования и застройки соответствующего поселения или городского округа.

Соблюдение указанных требований поможет правообладателям избежать проблем, связанных с незаконным строительством.

Для государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав на объекты недвижимости в упрощённом порядке необходимо представить только технический план объекта недвижимости и правоустанавливающие документы на земельный участок (если в Едином государственном реестре недвижимости право заявителя на него не зарегистрировано). Технический план на строение готовит кадастровый инженер. Он же может подсказать собственнику, как заполнить декларацию. Все необходимые документы владелец сможет подать в тверской Росреестр самостоятельно.

Всего за 11 месяцев 2020 года в тверском регионе Росреестром в упрощённом порядке на садовые и жилые дома зарегистрировано 456 прав. Это на 17,5 % меньше по сравнению с аналогичным периодом 2019 года (553 права).

Справочно:

«Дачной амнистией» называют упрощённый порядок оформления прав граждан на земельные участки и отдельные виды зданий и сооружений, в том числе садовые дома, гаражи и хозяйственные постройки, возникший в связи с вступлением в силу 1 сентября 2006 года Федерального закона от 30.06.2006 года №93-ФЗ.

Закон был призван вовлечь в гражданский оборот жилую недвижимость, что позволило правообладателям совершать ней различного рода сделки.

Согласно статистике Росреестра, с начала действия «дачной амнистии» в упрощённом порядке зарегистрированы права собственности в отношении более 13,5 млн объектов недвижимости. 

В тверском регионе за время действия «дачной амнистии» в упрощённом порядке зарегистрировано порядка 126 тысяч прав граждан на объекты недвижимости (земельные участки, садовые дома, индивидуальные жилые дома, гаражи, хозяйственные постройки).

Наибольшая активность жителей Верхневолжья наблюдалась в 2009 году. В указанный период количество прав граждан, зарегистрированных в рамках закона о «дачной амнистии», превысило 36 тысяч.

За весь срок действия закона данный показатель остаётся максимальным.

Сайт: rosreestr.gov.ru/site/

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *