Дома системы социального обслуживания населения — временное жилье для нуждающихся

Это приезжие из регионов мечтают о квартире в Москве, а коренные жители города с приходом старости нередко рады бывают поскорее избавиться от нее. Дело в том, что золотые столичные квадратные метры во все времена как магнитом притягивают разного рода мошенников.

Чаще всего жертвами их обмана становятся доверчивые пожилые люди. Под видом помощи у стариков отбирают последнее — жилье.

Что делать, если на вашу квартиру объявили охоту черные риелторы? Или просто здоровье уже подводит, а ухаживать некому? На чью помощь могут рассчитывать москвичи в возрасте?

Метр преткновения

Безопасность и заботу пожилые жители города уже много лет находят в социальных жилых домах. В одном из них в районе Митино корреспонденты «РГ» познакомились с Евдокией Ивановной Недельчик.

Общительная женщина с осанкой, как у молодой, жизнерадостной улыбкой… Трудно поверить, что ей уже 91. «У нас люди долго живут, есть даже 96-летние, — отвечает, не задумываясь, на комплимент Евдокия Ивановна.

— Секрет простой — у нас нет тревог!»

Гостеприимно приглашает в свою 869-ю квартиру. Переступаем порог и словно совершаем путешествие во времени: сервант с хрусталем, шкаф с книгами и сувенирами, диван-кровать, раскладной стол, на кухне буфет с посудой… «Я всю свою обстановку перевезла сюда», — объясняет хозяйка. И продолжает рассказ:

«В 90-е годы мы с мужем остались одни. У меня детей не было, а его дочь от первого брака уехала за границу. Жили мы в двухкомнатной квартире на проспекте Мира, рядом с ВДНХ. В 70-80-е годы в доме жила в основном творческая и научная интеллигенция. Но в 90-е многие квартиры продали. Одни уехали на ПМЖ за рубеж, другие за город, построили свои дома.

Те, кто купил квартиры, оказались не самыми приятными соседями. Да и времена были такие — черные риелторы так и норовили подобраться. Нам звонили, спрашивали, не сдаем ли квартиру, предлагали то обмен, то переселение, даже угрозы звучали. Жить стало страшно, тогда мы и решили, что надо искать жилье поспокойнее», — вспоминает Евдокия Ивановна.

Случайно по радио она услышала про социальный дом в Митино. Оказалось, город предлагает пожилым москвичам переехать, получив взамен своего жилья полноценную квартиру в современной многоэтажке с круглосуточной охраной, внимательным персоналом и хорошим обслуживанием.

Евдокия Ивановна — экономист с большим опытом, с 61-го года работала в Кремлевском Дворце съездов по специальности до пенсии. Подсчитать, насколько выгодно это предложение, ей не составило труда.

«Мы с мужем одни из первых заехали в новенький социальный дом, — вспоминает она. — Передали свою квартиру в городской фонд, а тут получили такую же двушку с хорошим ремонтом, просторной лоджией, раздельным санузлом».

С переездом, как и остальным пенсионерам, помогли местные рабочие. Расставили мебель, бытовую технику, сделали все, как хотели супруги. «Я живу здесь уже больше 20 лет и ни разу не пожалела о своем решении, — делится Евдокия Ивановна. — Когда у мужа началась деменция, за ним здесь был такой уход, какого я в одиночку не смогла бы обеспечить. А болел он почти год».

Второй дом

В соседней 870-й квартире живет еще одна коренная москвичка Галина Ивановна Перегонцева. В декабре отметит 77-летие, а в марте — десятилетие с тех пор, как решила из своей двухкомнатной квартиры на Большой Полянке переехать в социальный дом. Казалось бы, как можно поменять такое престижное место жительства на окраинное Митино? Поменяла.

И тоже из страха перед мошенниками, хотя и родные есть, и друзья. «Даже самая захудалая квартира в Москве привлекает внимание черных риелторов. А я всю жизнь жила в самом центре: родилась и росла в Мещанском районе, потом переехала на Якиманку, — рассказала Галина Ивановна. — В 2004 году ушел муж, чуть позже мама.

Обратилась за помощью в соцзащиту, там-то и рассказали про эти дома».

Почти полгода взвешивала все «за» и «против». В итоге переехала в однушку социального дома. С частью мебели пришлось попрощаться.

Роскошный кухонный гарнитур поместился не весь — вместо почти 12-метровой кухни здесь досталась 8,5-метровая, не поместилась в комнату и огромная кровать. «Конечно, бывают минуты грусти по прежней квартире, — призналась Галина Ивановна.

— Но когда послушаю, как кругом обманывают, понимаю, что переезд для меня был оптимальным вариантом».

Энергии в ней хоть отбавляй.

Как и в молодости, выбирает, в каком наряде показаться перед подругами, с которыми часто встречается в центре города, чтобы обсудить последние новости, поговорить об искусстве и литературе: «Метро рядом, полчаса — и я уже на Арбате.

Там и встречаемся с друзьями, вместе ходим на выставки, в театры. И всегда с радостью возвращаюсь домой, потому что здесь я чувствую себя замечательно. Но можно и никуда не ездить — для прогулок у нас рядом прекрасный ландшафтный парк».

Есть чем заняться и в социальном доме. Литературные салоны, танцевальные и вокальные кружки, а также все возможности программы «Московское долголетие» доступны для каждого.

На чемоданах

Сейчас в Москве четыре социальных дома: три на северо-западе города в районе Митино и один на юго-востоке — в районе Марьино. Современные многоэтажки с охраной, круглосуточными диспетчерскими и медицинскими пунктами. Квартиры разные — малогабаритные однушки по 27 кв. м, однушки побольше — 34 кв. м и двушки — от 48 до 52 кв. м. Всего в комплексе социальных домов 483 квартиры.

Переезжают в них в основном одинокие пенсионеры. Средний возраст жильцов — 78 лет. Договор о передаче недвижимости заключается с ГУП «Моссоцгарантия». Пенсионерам предлагают в доме несколько квартир на выбор. Предупреждают, что после переезда их прежнее жилье уйдет с городского аукциона. Впрочем, если кто-то захочет жить снова самостоятельно, подыщут равноценную квартиру.

72-летняя Елена Николаевна Чеснокова, наша читательница, живет в доме всего пару лет. История похожая: после смерти мужа осталась одна и случайно в «Российской газете» обнаружила номер телефона предприятия.

Однушку площадью 37 «квадратов» на Войковской не раздумывая обменяла на квартиру в Митино. «Все услуги по одному звонку, телефон есть в каждой квартире.

К примеру, сломалась стиральная машинка, в этот же день придет мастер и все сделает бесплатно», — рассказывает пенсионерка.

Вместе с отремонтированной квартирой жители дома получают ежемесячную денежную компенсацию от города, полностью освобождаются от коммунальных платежей и имеют право на бесплатные и льготные услуги. На их пенсию никто не посягает.

Справка «РГ»

Консультацию по заселению в социальный жилой дом можно получить в ГУП «Моссоцгарантия» по телефонам: +7 (495) 981-07-99, +7 (495) 675-24-43.

Предоставление жилья в домах системы социального обслуживания граждан

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Жилищное право » Жилищный фонд » Предоставление жилья в домах системы социального обслуживания граждан

  • Контракт найма – необходимое условие для подписания контракта об оказании соцпомощи.
  • Содержание
  • Жилищный кодекс России определяет, что категории населения, которые являются социально незащищенными, могут рассчитывать на предоставление жилого помещения в домах системы соцобслуживания по контрактам найма.

Статья 99 пункт 1 ЖК России определяет, что такое жилое помещение выделяется при условии подписания договора найма.

Методические рекомендации по порядку деятельности государственных и муниципальных структур соцобслуживания населения, которые утверждены Постановлением Министерства труда РФ, в пункте 17 ссылаются на то, что должен быть заключен контракт на оказание соцуслуг. Он является обязательным условием для предоставления жилища в домах системы соцобслуживания.

Опыт показывает, что зачастую подписывается контракт смешанного типа, согласно которому человек получает соцобслуживание и жилое помещение в свое пользование.

Однако специалисты сходятся во мнение, что взаимоотношения по использованию жилища должны быть оформлены самостоятельными контрактами на наем специализированного жилья, а не контрактом о соцобслуживании.

Такие два контракта несомненно взаимосвязаны, но несмотря на это, являются автономными документами.

Контракт найма – необходимое условие для подписания контракта об оказании соцпомощи, потому что проживание особы в доме, который принадлежит к системе соцобслуживания населения, является основанием для оказания человеку услуг, как медицинских, так и социально-бытовых.

Условия предоставления жилья

Статья 96 Жилищного кодекса России определяет, что нанимателем такого жилья может выступать особа, которая испытывает потребность в специальной соцзащите, включая предоставление медуслуг и услуг социально-бытового характера. Конкретизировать эту норму помогут другие законодательные документы:

  • ФЗ «О соцобслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» определяет, что к категории нанимателей принадлежат лица преклонного возраста: женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет, а также люди с инвалидностью, которые не могут обойтись без посторонней помощи, поскольку частично или полностью утратили возможность удовлетворять личные нужды в связи с ограниченной возможностью к самообслуживанию и передвижению. То есть, чтобы человек был отнесен к этой категории, нужно два условия: чтобы лицо достигло определенной возрастной границы или было признано инвалидом по процедуре, установленной законом, кроме этого особа должна испытывать потребность в предоставлении определенных услуг.
  • Типовое положение о доме для престарелых и инвалидов пункт 19 данной статьи определяет, что в качестве нанимателя может выступать инвалид и участник ВОВ, члены семейств военнослужащих, которые погибли, а также инвалидов и участников войны, которые умерли. Согласно этому же документу в пункте 18 определено, что к нанимателям детского дома-интерната принадлежат дети 4-18 лет, которые имеют отклонения умственного или физического развития.
  • Положение о психоневрологическом интернате определяет, что к нанимателям могут относиться престарелые люди и люди с инвалидностью, которые страдают от психических расстройств и испытывают потребность в уходе и поддержке.

Таким образом, статья 96 ЖК согласно действующему законодательству может быть дополнена списком особ, которые могут выступать нанимателями, а именно:

  • граждане преклонного возраста и лица с инвалидностью, включая тех, кто страдает от расстройств психического характера;
  • пожилые люди и люди с ограниченными возможностями, которые имеют судимость или многократно привлекались к административной ответственности за то, что нарушали общественный порядок, бродяжничали или попрошайничали, направляемые из структур ОВД;
  • несовершеннолетние лица, которые имеют патологии физического или умственного развития.

Наличие жилья у нанимателя

Право на жилое помещение в доме соцобслуживания не имеет связи с вопросом наличия у лица другого жилья.

ФЗ 122 в статье 12 определяет, что пожилые люди и люди с ограниченными возможностями имеют право сохранять за собой жилые помещения, в которых они проживали по контракту найма или аренды. В то же время ст.

99 пункт 2 ЖК ссылается на то, что специализированное жилище могут получить особы, которые не обеспечены жилищем в определенном населенном пункте.

Тот же Федеральный закон №122 предполагает, что жилые помещения, которые занимали наниматели в зданиях различных жилищных фондов (государственного, общественного или муниципального), сохраняются за ними на протяжении полугода со времени поступления в учреждение соцобслуживания. Если же в таких помещениях проживают члены семейства нанимателя, то право на такое жилище сохраняется за ним на протяжении всего пребывания в таком учреждении.

Если пожилой человек или лицо с инвалидностью отказывается от услуг, получаемых в стационарном учреждении, они вправе претендовать на предоставление жилого помещения вне очереди, если не могут заселиться на ранее занимаемую площадь.

Читайте также:  Процедура снятия с регистрационного учета по месту жительства

Помимо этого, наниматели могут выполнять свои обязательства по договорам соцнайма. В первую очередь это связано с тем, что при получении постоянного дохода, которым является пенсия или пособие, они имеют право на заключение контракта с банковским учреждением для направления доли этого дохода на плату за жилое помещение и коммуналку.

Статья 100 пункт 1 ЖК определяет, что согласно контракту найма специализированного жилья наймодатель обязан передать нанимателю такое помещение для возможности временного проживания.

А это значит, что жилье в доме, принадлежащем к системе соцобслуживания населения, предоставляется на время, а не бессрочно, а потому наниматель будет отсутствовать по месту своего проживания по договору найма временно.

Это и является причиной, по которой договор не может быть расторгнут, если на это нет воли гражданина.

То есть наниматель по контракту найма жилья в доме системы соцобслуживания в том случае, если такой контракт заключается на длительный срок, может решить, что его постоянным местом жительства является именно дом системы соцобслуживания, в связи с чем расторгнуть контракт социального найма. Для этого следует подать соответствующее заявление, но возможно это лишь при условии, что в предыдущем жилище не проживают члены семейства нанимателя.

Виды жилья системы соцобслуживания граждан

Статья 96 Жилищного кодекса определяет, что помещения, которые находятся в домах системы соцобслуживания, предназначены для проживания особ, которые согласно нормам законодательства относятся к гражданам, нуждающимся в специализированной соцзащите, что предполагает предоставление социально-бытовых и медицинских услуг. Подобное жилье, которое включает интернаты для людей с ограниченными возможностями, ветеранов, престарелых одиноких людей и т.д., необходимо для лиц, которые являются самыми социально незащищенными. Их создают и предоставляют органы соцзащиты и здравоохранения.

Для реализации Закона о психиатрической помощи N 3185–1 в вопросе, касающемся предоставления тех видов психиатрической помощи, которые гарантированны государством, было утверждено Положение про общежития для лиц, которые страдают психическими расстройствами и утратили соцсвязи. Это Положение, утвержденное Правительством РФ, распространяется на жилые помещения, которые не являются общежитиями в юридическом понимании этого термина, учитывая тот факт, что выделяются они не в связи с работой или учебой, как указано в статье 94 ЖК России.

Такое жилье предоставляется для бытового устройства лиц, которые имеют ограниченную трудоспособность, страдают расстройствами психического характера и утратили свои социальные связи. Поэтому в этом случае понятие «общежитие» применяется условно, то есть не несет никакой юридической нагрузки.

Положение определяет, что в подобные дома могут быть направлены лица, которые прошли специальное медицинское освидетельствование в следующих случаях:

  • особа прошла стационарное лечение, но не может быть выписана домой, поскольку ее социальные связи утрачены;
  • человек нуждается в изоляции, поскольку среда в месте его постоянного проживания не является благоприятной для его физического и психического состояния;
  • человек испытывает сложности социальной адаптации, который утратил близких родственников при условии, что он не имеет социальной поддержки от других лиц.

Такие специализированные жилые дома организовываются органами охраны здоровья при структурах, которые оказывают психиатрическую помощь, при предприятиях лечебно-производственного назначения и прочих госструктурах, которые используют труд людей, страдающих от психических расстройств.

Пользование жилыми помещениями в домах системы социального обслуживания

Пользование жилыми помещениями в домах системы социального обслуживания подобного назначения предполагает помимо создания условий для проживания людей организацию их трехразового питания.

Человек, который работает, должен вносить установленную плату за предоставление ему данных услуг. Особы, которые проживают в таком общежитии, могут при получении согласия администрации самостоятельно приобретать продукты питания и готовить для себя еду.

В учреждении люди находятся под постоянным врачебным наблюдением и в случае необходимости получают медицинскую помощь.

Федеральный закон про соцобслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ определяет, что муниципальный фонд жилья социспользования для данных категорий особ состоит из жилых домов и помещений, включая специализированные дома, которые предназначены для временного или постоянного проживания и соцобслуживания этих граждан.

При этом законом предусмотрено, что архитектурные свойства строения, планировка и обустройство специализированных помещений и домов в целом должны отвечать возрастным и физиологическим особенностям лиц преклонного возраста и людей с ограниченными возможностями.

Условия предоставления подобного жилья ограничиваются несколькими обязательными пунктами.

Претендовать на него могу граждане, которые являются одинокими, а также граждане, имеющие родственников, в случае если последние по объективным причинам не в состоянии обеспечить для них необходимый уход и поддержку.

При этом важно, чтобы человек сохранил способность к самообслуживанию, а кроме этого условия его проживания не соответствовали требованиям российского жилищного законодательства.

Законодательство запрещает распоряжаться предоставленным жилищем: приватизировать его, обменивать, сдавать в поднаем или аренду. Также не допускается делить занимаемую площадь, заселять на нее других людей, а также вселять временных жильцов без предоставления на то разрешения органами местного самоуправления.

Люди с ограниченными возможностями могут проживать в стационарных структурах социального обслуживания, такое право закреплено Федеральным законом «О соцзащите инвалидов в РФ».

Условием прекращения использования жилья, которое находится в специализированных домах, является устранение причин, в результате которых оно было предоставлено (предоставление или покупка иного жилища, переезд к родственникам для постоянного проживания с ними и т.д.).

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Улучшить жилье: кого нельзя исключить из списка нуждающихся — новости Право.ру

Роман и Елена Ивановы* жили с матерью в квартире площадью 47,5 кв. м. В ней брат и сестра были прописаны с детства, а в 2004 году получили по доле размером 1/3 в собственность. В 2009-м дочь вышла замуж за Дмитрия Горина*, у них родился ребенок. Собственного жилья у молодой семьи не было, они жили у тещи. А спустя время брату Роману досталась половина дома площадью 71,3 кв. м.

В 2012 году Гориных поставили на учет для улучшения жилищных условий как молодую семью. Чиновники исходили из нормы жилплощади, которую утвердил местный совет депутатов (12 кв. м. на 1 человека в квартире). Пятерым полагалось жилье площадью 60 кв м, а квартира была меньше.

Спустя год у Гориных родился второй ребенок, его тоже прописали в квартире тещи. А еще через год (в 2014-м) там решил зарегистрироваться глава семейства. Администрация района посчитала, что он это сделал намеренно для ухудшения жилищных условий.

Поэтому его решили не учитывать для получения льгот, а считать, что семья состоит из трех человек (мать и двое детей): «Муж административного истца исключен из состава семьи…

Постановлено считать состав семьи Гориной из трех человек (она и несовершеннолетние дети)».

семья была в списках, а потом ее исключили

А затем чиновники нашли, в чем еще Горины виноваты. В 2019 году их исключили из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Специальная комиссия при администрации Кингисеппского района Ленинградской области узнала, что брат Елены получил 1/2 доли в доме, и решила, что эту площадь тоже нужно учитывать.

А вместе с ней на каждого члена семьи Гориных приходилось больше учетной нормы для района. Значит, в перечень нуждающихся они не попадают.

Позиция трех судов

Но с этим Елена Горина не согласилась, она решила оспорить постановление администрации об исключении ее семьи из перечня нуждающихся. Для того, чтобы восстановиться в списках участников жилищных программ, она обратилась в суд.

Практика Верховный суд назвал критерии признания человека нуждающимся в жилье

Горина указала, что к брату они не переезжали. То, что он стал собственником части дома, никак не повлияло на ее семью, которая все так же ютилась в маленькой квартире. 

Администрация в суде уверяла, что Гориных вообще не нужно было включать в список нуждающихся. В 2012 году (когда семье дали добро на включение) специалисты не знали, что у ее родного брата есть другое имущество. Чиновники настаивали на том, что раз Горина проживает вместе с братом, то они являются членами одной семьи. 

Кингисеппский городской суд согласился с ответчиком и решил, что у администрации были все основания, чтобы исключить Горину и ее детей из числа нуждающихся в улучшении жилищных условий. Решение «засилила» апелляция и кассация. Тогда женщина пожаловалась в Верховный суд (дело № 33-КАД20-3-К3)

Родственник, но не член семьи

Дело рассмотрела тройка судей под председательством Владимира Хаменкова. Согласно п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса («Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях»), вычеркнуть из списков нуждающихся можно, если выяснится, что граждане предоставили недостоверные сведения, указал ВС. Но Горины ложных данных не сообщали.

При этом ВС обратил внимание на формулировку «члены семьи». К ним относятся супруги, дети и родители собственника жилого помещения.

Других родственников можно признать членами семьи, если владелец квартиры сам вселил их к себе – то есть Горина должна была позвать брата жить с ней. Но в спорной квартире брат с сестрой жили с самого детства.

Жилье принадлежало их матери, они получили там равные доли, она не вселяла брата в квартиру. 

Сам по себе факт родства сестры с братом не свидетельствует о том, что они являются членами одной семьи. Это не означает и то, что площадь принадлежащего брату дома нужно учитывать при определении обеспеченности Гориной и ее детей жильем, указал ВС.

Читайте также:  Земли населенных пунктов для ведения личного подсобного хозяйства

ВС отметил, что Горину исключили из списка только потому, что у нее якобы было другое жилое помещение (доля в доме, которая принадлежала брату).

Следовательно, у нижестоящих инстанций не было оснований отказывать Гориной в иске.

Акты трех инстанций ВС отменил и принял по делу новое решение: административный иск Гориной он удовлетворил, признав незаконным решение об исключении семьи из списков нуждающихся в жилье. 

Проблема в формальном подходе

Органы исполнительной власти «намеренно стараются сократить свои расходы и уменьшить список очередников», говорит Юрий Нетреба, руководитель практики судебной защиты МКА Федеральный рейтинг.
.  Еще в 2012 году уполномоченный по правам человека в Москве в своем докладе описывал аналогичные случаи.

В пример он приводил ситуацию, когда мужчину и его дочь исключили из реестра, потому что у жены была дополнительная жилплощадь. Уполномоченный указал, что ее доход и имущественное положение не нужно учитывать, так как она не прописана с мужем и дочерью и не вставала на учет как нуждающаяся. Александра Воскресенская из КА Федеральный рейтинг.

группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Банкротство (включая споры) (high market) группа Уголовное право 4место По количеству юристов 12место По выручке 17место По выручке на юриста (более 30 юристов) Профайл компании
приводит в пример другое дело.

Там выяснилось, что расторжение брака фактически не повлияло на жилищные условия заявителя (дело № 33-35560/2020). 

Практика Равнозначное жилье: Верховный суд объяснил правила замены аварийных домов

По формальным признакам чиновники отказывают не только тем, кто нуждается в улучшении жилищных условий, но и другим льготникам, говорит Нетреба. Например, отказывают в признании граждан малоимущими или, как по делу № 33-33785/2020, не выдают удостоверение многодетной семьи.

Органы исполнительной власти решили, что муж с женой проживают в разных регионах, так как у них разная прописка – в Москве и Московской области.

Только через суд им удалось отстоять право на льготный статус многодетной семьи, который положен несмотря на регистрацию по разным адресам.

Кого признают нуждающимся в улучшении жилищных условий?

Перечень оснований, по которым граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий, содержится в ст. 51 ЖК:  

  • площадь жилья, приходящаяся на каждого члена семьи, меньше учетной нормы;
  • жилье не отвечает установленным для жилых помещений требованиям;  
  • в одной квартире живет несколько семей и кто-то из ее членов страдает тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно;  
  •  нет жилья.

Отнесение граждан к категории нуждающихся в улучшении жилищных условиях регулируется не только ЖК, но и региональным законодательством, отмечает Воскресенская. Согласно закону «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», жители могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, если они:

  • граждане России;
  • проживают в Москве на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет;
  • не совершали за пять лет, предшествующих подаче заявления, действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях;
  • признаны малоимущими (ст. 7 закона).

Но попасть в реестр – это не вся проблема. По данным Общественной палаты, на 2020 год в стране было 2,5 млн семей, которые ждут в очередях на обеспечение жильем по разным программам. При этом среднее время ожидания в списке на улучшение жилищных условий составляет около 20 лет. Не исключено, что и Гориным придется очень долго ждать помощи от государства.

* имена и фамилии изменены редакцией

Преодолеем вместе

С 01 января 2015 года вступил в силу Федеральный Закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
В законе четко прописаны принципы, условия и порядок предоставления, а также состав и содержание социальных услуг.

Определены основания для признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании.
Особый упор сделан на профилактику нуждаемости граждан в соцобслуживании. Вводится социальное сопровождение. Закрепляется принцип осуществления соцобслуживания исходя из индивидуальной нуждаемости в соцуслугах.

Последние могут предоставляться в стационаре, полустационарных условиях и на дому. Предусмотрена разработка индивидуальной программы оказания соцуслуг. В неотложных случаях могут оказываться срочные социальные услуги.

Прописаны права и обязанности поставщиков и получателей соцуслуг, предусмотрено ведение реестра поставщиков и регистра получателей.

К оказанию соцуслуг привлекается бизнес. Вводится общественный контроль в сфере соцобслуживания.

  • Итак, остановимся подробнее на наиболее значимых положениях данного Закона.
  • Законом введены новые понятия:
    ✔ «получатель социальных услуг»
    ✔ «поставщик социальных услуг»
  • ✔ «профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании»
  • Исключено понятие – «трудная жизненная ситуация»

Номенклатура организаций социального обслуживания
(В соответствии с Постановлением Правительства МО от 05.11.2014 №936/43)

  1. Стационарные:
    ✔ Дома-интернаты;
    ✔ Специальный дом;
    ✔ ПНИ
    ✔ СОЦ
    ✔ Пансионат
  2. Полустационарные:
  3. На дому:
  4. ✔ ЦСО

✔ СРЦН;
✔ Социальный приют;
✔ Центр социальной помощи семье и детям;
✔ Реабилитационные центры;
✔ ЦСО;
✔ КЦСОН;
✔ Кризисный центр;
✔ ЦСА
✔ КЦСОН;

Виды социальных услуг:
✔ Социально-медицинские (наблюдение, диагностика, лечение, контроль за приемом лекарств на дому и т.д.)
✔ Социально-психологические (психологическая помощь при стрессах, в различных ситуациях и т.д.

)
✔ Социально-педагогические (обучение детей, организация досуга инвалидов и т.д.)
✔ Социально-трудовые (помощь в освоении новых профессий, помощь с трудоустройством
и т.д.

)
✔ Социально-правовые (оформление и восстановление документов, защита прав в суде —
любая юридическая помощь)
✔ Услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг
(в том числе, детей-инвалидов, имеющих ограничение жизнедеятельности)
✔ Социально-бытовые (покупка за счет гражданина продуктов, уборка, помощь по дому и т.д.)
✔ Срочные социальные услуги (временное предоставление жилья, разовое обеспечение

  • одеждой, едой, лекарствами)
  • Кто может рассчитывать на получение социальных услуг?
  • Согласно ст.15 Закона, гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании при
    наличии следующих обстоятельств:
    ✔ полная или частичная утрата способности к самообслуживанию в силу заболевания, травмы,
    возраста или наличия инвалидности;
    ✔ наличие в семье инвалидов, детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
    ✔ наличие детей, испытывающих трудности в социальной адаптации;
    ✔ отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком,
    детьми;
    ✔ наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с алкоголиками, наркоманами, игроманами,
    психически нездоровыми, наличие насилия в семье;
    ✔ отсутствие определенного места жительства (в том числе у выпускников детских домов, не
    достигших 23 лет);
    ✔ отсутствие работы и средств к существованию;
    ✔ наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта Российской
    Федерации признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности
  • граждан.
  • Бесплатные социальные услуги гарантированно предоставляются:
  • 1) несовершеннолетним детям;
    2) лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных
    (межэтнических) конфликтов.
    3) гражданам, имеющим доход, размер которого не превышает среднедушевого дохода,
  • установленного в данном регионе при котором соцуслуги оказываются бесплатно.
  • Регионы могут расширить перечень получателей бесплатных соцуслуг!

Платные социальные услуги:
Если гражданин не имеет право на бесплатное получение услуги, он может получить ее за
определенную плату (полную или частичную). Размер платы рассчитывается по установленным
тарифам в регионе.

  1. Согласно ст.32 Закона, тариф за обслуживание на дому и в полустационарной форме не
  2. превышать 75% от среднедушевого дохода.
  3. Порядок предоставления социальных услуг

должен превышать разницу в 50% между среднедушевым доходом человека и максимальной
величиной среднедушевого дохода в регионе. Тариф за обслуживание в стационаре не может

1. Подать заявление в отделение социальной защиты населения (ТСП – территориальное
структурное подразделение отдела социальной защиты населения)
✔ можно двумя способами: письменное заявление в местное отделение соцзащиты или
электронное — через сайт Госуслуг.

2. Комиссия ТСП рассматривает, нуждаетесь ли вы в услугах или нет. Решение принимается в

течение 5 рабочих дней со дня подачи заявления. После — вам либо отказывают, либо назначают
индивидуальную программу социального обслуживания.
✔ Решение о предоставлении срочных социальных услуг принимается Комиссией ТСП в день
поступления заявления

3. После признания гражданина нуждающимся в соц услугах составляется индивидуальная

программа получения соц.услуг (в 2 экземплярах – для гражданина и для ТСП) в течение 10 рабочих
дней с даты подачи заявки.
✔ Срочных социальные услуги оказываются без индивидуальной программы
Индивидуальная программа включает:
✔ форму социального обслуживания,
✔ виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг,
✔ перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг,
✔ мероприятия по социальному сопровождению

4. Далее заключается Договор на предоставление социальных услуг между Получателем и

Поставщиком услуги (в течение суток с даты представления Поставщику индивидуальной программы).
✔ Поставщик социальных услуг выбирается Получателем из Реестра поставщиков социальных
услуг региона.
✔ Поставщиками социальных услуг могут быть государственные учреждения, негосударственные
организации, индивидуальные предприниматели.
✔ Согласно ст.27 Закона, все Поставщики социальных услуг обязаны исполнять требования к
порядку предоставления социальных услуг.
Напомним, что мы осветили только основные положения, вызывающие наибольшее

количество вопросов и требующие разъяснений. Полный текст смотрите в Федеральном

законе от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в
Российской Федерации».
Если у вас возникают вопросы, всегда ждем их по бесплатному номеру 8 (800) 500-63-

10 или по электронному адресу ekhudenko@list.ru.

ИСТОЧНИК: комментарии к ФЗ -442

Предоставление жилых помещений специализированного жилого фонда для социальной защиты отдельных категорий граждан

Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) Администрацией, должностными лицами, государственными гражданскими служащими Санкт‑Петербурга в Администрации в ходе предоставления государственной услуги.

Читайте также:  Как правильно заполнить декларацию по земельному налогу для юридических лиц?

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке.

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.

Предметом досудебного (внесудебного) обжалования в том числе является:

  • нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга для предоставления государственной услуги;
  • отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга, для предоставления государственной услуги, у заявителя;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • затребование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • отказ Администрации, предоставляющей государственную услугу, должностного лица Администрации, предоставляющего государственную услугу, в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

Жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме в Администрацию.

Жалоба может быть направлена по почте, через подразделение Санкт‑Петербургского государственного казенного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (МФЦ), с использованием информационно‑телекоммуникационной сети «Интернет», официального сайта Администрации Санкт‑Петербурга (www.gov.spb.ru), федерального Портала либо Портала (www.gu.spb.ru), а также может быть принята при личном приеме заявителя.

При подаче жалобы в электронной форме документы могут быть представлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, вид которой предусмотрен законодательством Российской Федерации, при этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется.

Жалоба может быть подана заявителем через МФЦ. При поступлении жалобы МФЦ обеспечивает ее передачу в Администрацию в порядке и сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии между МФЦ и Администрацией, но не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы. При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в Администрации.

Заявители имеют право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы (претензии).

Администрация и ее должностные лица обязаны предоставлять заявителю возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если не имеется установленных федеральным законодательством ограничений на доступ к информации, содержащейся в этих документах, материалах. При этом документы, ранее поданные заявителями в Администрацию и организации, участвующие в предоставлении государственной услуги, выдаются по их просьбе в виде выписок или копий.

В случае если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:

  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физических лиц);
  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, подписанная руководителем заявителя или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц);
  • копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.

В случае если жалоба подана заявителем в Администрацию, в компетенцию которой не входит принятие решения по жалобе, в течение трех рабочих дней со дня ее регистрации указанная Администрация направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение исполнительный орган государственной власти и в письменной форме информирует заявителя о перенаправлении жалобы. При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение исполнительном органе государственной власти.

Жалоба должна содержать:

  • наименование Администрации, должностного лица Администрации либо государственного служащего, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) Администрации, должностного лица Администрации либо государственного служащего;
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) Администрации, должностного лица Администрации либо государственного служащего. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

Жалоба, поступившая в Администрацию, подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение 15‑ти рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа Администрации, должностного лица Администрации в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений — в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.

Жалоба на решение, принятое главой Администрации, подается в Правительство Санкт‑Петербурга и вице‑губернатору Санкт‑Петербурга, координирующему и контролирующему деятельность Администраций. Жалоба, поступившая в Администрацию, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления.

По результатам рассмотрения жалобы Администрация принимает одно из следующих решений:

  • удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных Администрацией опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга, а также в иных формах;
  • отказывает в удовлетворении жалобы.

При удовлетворении жалобы уполномоченный на ее рассмотрение орган принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги, не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.

В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:

  • наименование исполнительного органа государственной власти, предоставляющего государственную услугу, рассмотревшего жалобу, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) его должностного лица, принявшего решение по жалобе;
  • номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя;
  • основания для принятия решения по жалобе;
  • принятое по жалобе решение;
  • в случае, если жалоба признана обоснованной, — сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;
  • сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.

Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом Администрации, предоставляющей государственную услугу.

По желанию заявителя ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного на рассмотрение жалобы должностного лица и (или) уполномоченного на рассмотрение жалобы органа, вид которой установлен законодательством Российской Федерации. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

Администрация отказывает в удовлетворении жалобы в случаях:

  • наличия вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
  • подачи жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • наличия решения по жалобе, принятого ранее в соответствии с требованиями.

Администрация вправе оставить жалобу без ответа в случаях:

  • наличия в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
  • отсутствие возможности прочитать какую‑либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.

В случае оставления жалобы без ответа по основаниям, указанным в абзаце втором настоящего пункта, Администрация сообщает гражданину, направившему жалобу, о недопустимости злоупотребления правом.

В случае оставления жалобы без ответа по основаниям, указанным в абзаце третьем настоящего пункта, Администрация в течение семи дней со дня регистрации жалобы сообщает об этом гражданину, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

Исполнительные органы государственной власти Санкт‑Петербурга и должностные лица, которым может быть адресована жалоба (претензия) заявителя в досудебном (внесудебном) порядке.

В случае если предметом жалобы (претензии) заявителя являются действия сотрудника структурного подразделения МФЦ, жалоба (претензия) направляется в адрес Администрации, заключившей с МФЦ соглашение о взаимодействии.

В случае если предметом жалобы (претензии) заявителя являются действия государственных гражданских служащих Администрации, предоставляющей государственную услугу, жалоба (претензия) может быть направлена в адрес главы Администрации.

В случае если предметом жалобы (претензии) заявителя являются действия главы Администрации, жалоба (претензия) может быть направлена в Правительство Санкт‑Петербурга и вице‑губернатору Санкт‑Петербурга, координирующему и контролирующему деятельность Администраций. Решение Администрации, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, а также в судебном порядке.

Для получения информации о должностных лицах исполнительных органов государственной власти Санкт‑Петербурга, ответственных за регистрацию и рассмотрение жалоб на нарушение порядка предоставления государственной услуги, перейдите по ссылке.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *