До какого года продлена приватизация дачного участка и сколько это стоит?

  • Принятый закон продлевает до 1 марта 2026 года срок, в течение которого допускается применение упрощенного порядка оформления гражданами прав на жилые или садовые дома, возведенные на земельных участках, предназначенных для ведения гражданами садоводства.
  • О том, как работает закон и почему он важен не только для дачников, но и для горожан, разъясняет Председатель Комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников.
  • Насколько продлевается «дачная амнистия» и почему было необходимо ее введение?

«Дачная амнистия» действует уже 14 лет (с 1 сентября 2006 года) и позволила гражданам в упрощенном порядке оформить права почти на 14 млн объектов недвижимости (дачи, земельные участки, жилые и садовые дома, бани и т. д.).

Из них около 1 млн объектов было зарегистрировано после очередного продления «дачной амнистии» – в 2019 году продлевалась еще на два года.

Положения «дачной амнистии» об упрощенном порядке закончат свое действие 1 марта 2021 года. После этой даты правообладатели участков будут обязаны руководствоваться уведомительным порядком строительства объектов (вступил в силу 4 августа 2018 года).

«После 1 марта 2021 года действие указанных положений «дачной амнистии» прекратится и большое количество граждан, которые не оформили свои права на недвижимость, не смогут воспользоваться упрощенным порядком и окажутся в сложной ситуации, которая усугубляется непростой эпидемиологической обстановкой», — подчеркнул Павел Крашенинников.

Чтобы избавить граждан от таких проблем, и был принят новый закон о продлении «амнистии» еще на пять лет.

Кто может воспользоваться «дачной амнистией»? Какие документы необходимы для упрощенного оформления собственности? Куда с ними обратиться?

Основные нормы об упрощенном порядке оформления права собственности касаются жилых и садовых домов, расположенных на садовых (дачных) земельных участках, участках для ИЖС и личного подсобного хозяйства.

Оформление прав будет осуществляться при наличии права на земельный участок – на основании технического плана и декларации, составленной правообладателем объекта недвижимости.

Все необходимые документы владелец сможет подать в органы регистрации прав самостоятельно.

Что немаловажно, установлена обязанность органов власти по информированию граждан об изменениях в правилах строительства домов на дачных и садовых участках. Речь идет о разъяснительной работе на местах, поскольку с учетом происходящих изменений разобраться гражданам самостоятельно бывает очень сложно.

  1. Для исключения случаев строительства на таких участках домов, не соответствующих установленным требованиям к объектам ИЖС, законом предусматривается, что индивидуальный жилой дом или садовый дом должны соответствовать параметрам объекта ИЖС, определенным Градостроительным кодексом. 
  2. Во сколько обойдется гражданам оформление недвижимости по «дачной амнистии»?
  3. За государственную регистрацию права собственности гражданину нужно будет уплатить пошлину в размере 350 рублей.

Что касается цен на кадастровые работы, которые необходимы для подготовки технического плана, то здесь работает бессрочная норма, по которой регионы могут контролировать цены от завышения, устанавливая их максимальный предел.

Это касается работ по межеванию земельных участков, предназначенных для ведения гражданами личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного и индивидуального жилищного строительства, и расположенных на них объектов недвижимости.

Какие еще вопросы, важные для граждан, решены в этом законе?

Также продлевается на пять лет срок действия положений о возможности направления уведомлений о строительстве жилых домов, строительство которых было начато до 4 августа 2018 года (то есть до введения уведомительного порядка). Предложенные нормы послужат мотивацией для граждан к возобновлению строительства жилых домов и позволят без лишних сложностей оформить свои права на строящуюся недвижимость.

Дачная амнистия 2021 — продление закона о "Дачной амнистии" | Роскачество

«Дачную амнистию» снова продлили. Вопрос остается актуальным для многих россиян. Рассказываем о нюансах и особенностях, на которые нужно обратить внимание.

Что такое «дачная амнистия»?

Что значит «дачная амнистия»? «Дачная амнистия» на земельный участок или дачное строение – это упрощенный порядок оформления собственности на различные объекты недвижимости: участки, дома, бани, нежилые помещения и т. д. Она действует с 1 сентября 2006 года, но вопрос по-прежнему остается актуальным для многих россиян.

Поэтому осенью 2020 года действие закона снова продлили. Таким образом, «дачная амнистия» продлена до 2026 года (закон о внесении изменений – Федеральный закон от 08.12.

2020 № 404-ФЗ «О внесении изменений в статью 70 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» и статью 16 Федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ»).

Упрощенный порядок оформления права собственности доступен для тех, кто владеет правами на земельный участок, на котором расположены строения. Оформить здания или участок в собственность можно, предоставив три документа: на право владения участком, технический план на дом и декларация, которую владелец заполняет самостоятельно.

Какие объекты вы можете зарегистрировать

По упрощенной системе можно зарегистрировать уже существующие объекты или здания, которые начали без разрешительных документов строить до 4 августа 2018 года. В данном случае имеются в виду:

  • Жилой дом.
  • Летний дачный дом.
  • Садовый домик.
  • Хозяйственные постройки (баня, сарай, дом под склад).
  • Гараж.

Это должны быть капитальные строения, то есть такие, которые имеют связь с землей (фундамент) и не могут быть перемещены без нанесения им вреда. То есть регистрировать дачный туалет как отдельную постройку не надо. А капитальную баню – требуется.

Как определить, что объект не капитальный? Вот основные признаки:

  • Постройка сборно-разборная.
  • Предполагается, что ей будут пользоваться короткий срок (например, большой тент на участке).
  • Нет фундамента.
  • Нет стационарных коммуникаций.

Обратите внимание на то, что в новую редакцию закона включили и жилые дома, построенные на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта.

При этом к жилым домам, подпадающим под «дачную амнистию», предъявляются определенные требования. Высота дома не должна быть более 20 м, максимальное количество этажей – три.

Жилые комнаты в регистрируемом объекте должны быть отделены от бытовых, в них требуется наличие возможности поддерживать температуру не менее 18˚C.

Регистрация дома по «дачной амнистии»

Подавать документы необходимо в МФЦ или непосредственно в Росреестр. Сделать это требуется лично – чтобы сразу на месте сотрудник, принимающий заявку, проверил их корректность и наличие всех нужных бумаг.

Необходимые документы для «дачной амнистии»

Как мы уже упоминали, требуется всего три документа:

  • Правоустанавливающий на земельный участок.
  • Технический план на постройку (составляется кадастровым инженером).
  • Заполненная декларация.

Особенности оформления гаражей, бань и хозпостроек

Эти строения должны быть капитальными (то есть с фундаментом). Других серьезных ограничений нет, ни на высоту, ни на этажность. Так как это не те помещения, в которых планируют жить, возможность поддержания в них определенной температуры тоже не требуется.

Стоимость оформления домов по дачной амнистии

При подаче заявки необходимо оплатить госпошлину, которая на момент написания статьи составляет 350 рублей. Другие траты не требуются, если не учитывать расходы на кадастрового инженера.

Но важно учитывать вот какой момент: зарегистрировать объект, который нарушает какие-либо нормы или требования, не получится – придется сначала исправлять все несоответствия. А это, конечно, потребует определенных денежных вложений и времени.

Поэтому, если вы только планируете строить дом или баню или хотите капитально перестроить какое-либо здание на участке, уделите особенно тщательное внимание тому, чтобы строение соответствовало всем требованиям. Это избавит вас от множества проблем в дальнейшем.

  • Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.
  • При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.

Что такое дачная амнистия и как ей воспользоваться

  • Уведомление 53 Кб , 518 загрузок

Многие граждане длительное время владеют земельными участками или другими объектами недвижимости без зарегистрированного права собственности. Дачная амнистия, срок которой продлен до 2026 года, позволяет быстро зарегистрировать права на недвижимость.

Понятие дачной амнистии

Упрощенный порядок оформления прав граждан на отдельные объекты недвижимости установлен законом «О внесении изменений…» от 30.06.2006 № 93-ФЗ. В народе он получил название «дачной амнистии». Действует амнистия уже 14 лет. Она позволила оформить право собственности более чем 14 миллионам граждан.

Суть дачной амнистии

Если у вас есть во владении:

  • земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного или дачного хозяйства,
  • сад, огород;
  • земля для индивидуального жилищного или гаражного строительства;
  • здание капитального строительства, расположенное на таких землях,

вы вправе зарегистрировать право собственности на эти объекты недвижимости, обратившись в местную администрацию по месту жительства (ст. 12 Закона № 93).

Для чего нужно оформлять право собственности

Чтобы без проблем законно распоряжаться недвижимостью, следует узаконить постройку.

В силу ч. 1 и 2 ст. 209 ГК РФ собственник может владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом. Он вправе совершать любые не противоречащие закону действия, в том числе передавать в дар или продавать имущество третьим лицам.

Читайте также:  Сколько стоит оформить дарственную на квартиру?

Если право собственности в отношении его вещей не зарегистрировано, в соответствии с нормативными предписаниями он не сможет распоряжаться ими в полном объеме. Незарегистрированные земли или постройки капитального строительства нельзя подарить, продать, обменять.

Какое имущество можно оформить в собственность в упрощенном порядке

Упрощенный порядок приобретения в собственность распространяется на следующие объекты недвижимости:

  1. Земельные участки, предоставленные до 30.10.2001 (т. е. до введения в действие Земельного кодекса РФ) по любому основанию: пожизненное наследуемое владение, личное подсобное хозяйство, огородничество.
  2. Дача, садовый домик или индивидуальное жилое здание — сам объект строительства и земли под ним.
  3. Гаражные строения и хозяйственные постройки вместе с землей, на которой они расположены.

Кроме того, если гражданин начал самовольно возводить жилой дом до 04.08.2018, не уведомив об этом администрацию в порядке ст. 51.1 Градостроительного кодекса, по правилам дачной амнистии его можно узаконить без суда вплоть до 2026 года.

Порядок оформления дома по дачной амнистии

Регистрация в упрощенном порядке права собственности на индивидуальное жилищное строительство проходит в соответствии с п. 1.2 ст. 19 закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ:

  1. Нужно согласовать строительство с администрацией до его начала. Для этого потребуется направить уведомление о планируемом строительстве с приложением правоустанавливающих документов на землю. В течение недели администрация рассмотрит уведомление и сообщит о допустимости или недопустимости размещения объекта на участке. Согласие администрации оформляется в форме уведомления, которое позволит вам строить в течение десяти лет (даже если вы продали участок, право строительства переходит новому собственнику).
  2. После завершения строительства нужно подготовить технический план, обратившись к кадастровым инженерам.
  3. По сведениям, указанным в техплане, необходимо заполнить уведомление об окончании работ по возведению жилого объекта, и оба документа направить в отдел архитектуры администрации населенного пункта или области по месту проживания. Уведомление заполняется по форме, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 19.09.2018 № 591/пр. Его можно подать в том числе через МФЦ.
  4. Администрация рассмотрит поданные бумаги и не позднее семи дней направит заявителю ответ о соответствии возведенного дома требованиям закона, а в регистрационный орган — заявление и необходимые документы: техплан, уведомление об окончании постройки или реконструкции, для постановки дома на кадастровый учет и регистрации права собственности на жилой объект.

Если у земли, на которой возведен или реконструирован жилищный объект, будут двое и более правообладателей, общая долевая собственность или многосторонняя аренда, а также при наличии оформленного между собственниками земельного надела соглашения об установлении их долей в построенном жилом доме, эти сведения также нужно передать в орган местного самоуправления для последующей отправки в Росреестр.

При ненаправлении сотрудниками администрации перечисленных бумаг в Росреестр вам придется отсылать заявление самостоятельно. Однако регистрационный орган не вправе требовать дополнительных документов, так как он запрашивает их в органе местного самоуправления, куда застройщик подавал уведомление.

Государственная пошлина за регистрацию составляет 350 рублей (подп. 24 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

А что с земельным участком?

В случаях, когда право застройщика на земельный участок, где находится вновь созданная недвижимость, не оформлено, постановка на кадастровый учет и государственная регистрация собственности на такую землю производятся вместе с фиксацией на кадастровом учете и осуществлением государственной регистрации права на объект ИЖС.

С какими проблемами можно столкнуться при оформлении

Пожалуй, основная проблема при оформлении собственности на дом в упрощенном порядке — правильно заполнить уведомление о завершении строительных работ.

https://www.youtube.com/watch?v=ejt3zfJMDPY\u0026t=22s

Форму вы можете скачать в разделе «Документы и бланки» в начале статьи.

Процедура простая, поэтому серьезных проблем при оформлении не возникает — вам даже не нужно обращаться в Росреестр. Администрация сама направит все документы на регистрацию.

Чтобы понять, какие проблемы могут возникнуть, изучим основания для отказа в предоставлении услуги администрацией. В регистрации откажут, если:

  1. Вы не представите документ о согласии на обработку персональных данных. Этот документ достаточно подписать в администрации или в МФЦ.
  2. Вы допустили ошибки и помарки в уведомлении, из-за которых невозможно понять, что именно вы хотите, или разобрать данные. Однако такая ситуация в принципе невозможна, если вы подаете уведомление через МФЦ или администрацию.
  3. Вы не оформили доверенность на представителя, который проводит регистрацию за вас. Достаточно оформить доверенность правильно.

Однако основания для отказа могут быть связаны и непосредственно с объектом недвижимости:

  1. Параметры дома не соответствуют заявленным. В этом случае нужно приводить дом в соответствие с параметрами либо обращаться в суд.
  2. Вид разрешенного использования объекта недвижимости не соответствует виду разрешенного использования, указанного в уведомлении. Рецепт избавления от проблем такой — стройте объект недвижимости в строгом соответствии с уведомлением о согласовании строительства.

Таким образом, дачная амнистия поможет вам быстро зарегистрировать право собственности на объект недвижимости. Стоимость процедуры складывается из стоимости оформления технического плана и госпошлины (350 рублей).

«Дачная амнистия» 2021 – 2026: новые возможности, изменения в упрощённом порядке регистрации недвижимости

Содержание

 

Продление «дачной амнистии»

В конце 2020 года вступил в действие федеральный закон о продлении на 5 лет упрощённого порядка регистрации прав на недвижимость (№ 404-ФЗ от 08.12.2020). В соответствии с ним внесены изменения и поправки:

  1. в ФЗ № 218 «О государственной регистрации недвижимости» (пункт 12 статьи 70)
  2. в ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (статья 16 № 340-ФЗ)

Речь идёт об оформлении по «дачной амнистии» прав граждан на индивидуальные жилые и садовые дома, срок которой должен был завершиться 1 марта 2021 года. Упрощенный порядок оформления домов, в соответствии с законом № 404-ФЗ, будет действовать до 1 марта 2026 года. 

Установлена обязанность органов власти по информированию граждан об изменениях в правилах строительства домов на дачных и садовых участках – индивидуальный жилой дом или садовый дом должны соответствовать параметрам объекта ИЖС, определённым Градостроительным кодексом (пункт 39 статьи 1). 

Изменившиеся возможности «дачной амнистии»

Законом не только продлён срок применения упрощённого порядка, но расширены возможности самой «амнистии». По этой причине она стала более чем «дачной» и приобрела некоторую универсальность.

Сфера действия продлённой «дачной амнистии»

Под действие нового упрощённого порядка регистрации попали индивидуальные жилые дома, построенные не только на садовых участках. Его действие распространилось на дома, расположенные в границах населённого пункта на ЗУ, предназначенных для индивидуального жилищного строительства (ИЖС) и для ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ).

Состав участков и объектов недвижимости 

1. Участки 

  • садовые участки
  • участки  для ИЖС
  • участки для ЛПХ (приусадебные ЗУ) в черте населённого пункта 

2. Объекты

Кроме индивидуальных жилых домов, по «дачной амнистии» на садовых, дачных ЗУ, участках для ИЖС и ЛПХ можно зарегистрировать:

  • домики для сезонного использования (садовые домики)
  • гаражи
  • бани
  • хозяйственные постройки

Исключение РНС и уведомлений о строительстве в период действия продлённой «дачной амнистии»

Для легализации возведённых жилых домов, то есть для постановки их на кадастровый учёт и регистрации прав на них до 1 марта 2026 года, а также для новых строений, которые появятся в этот же период, не потребуется:

  • получение разрешения на строительство (РНС):
    • РНС было необходимо до введения уведомительного порядка (до  04.08.2018 года)
    • РНС не было получено в своё время некоторыми владельцами домов, строительство которых ведётся до сих пор (для таких застройщиков продлён срок подачи уведомлений о начале и завершении строительства) 
  • направление в администрацию уведомлений о планируемом строительстве и его окончании
    • были необходимы до 1 марта 2021 года – при застройке участков ИЖС и ЛПХ

Если застройщик не воспользуется нормами нового упрощённого порядка регистрации своего строения, то по истечении установленного срока (01.03.2026) ему придётся действовать «по старинке»:

  • направить в местную администрацию уведомление о намерении начать строительство
  • после проверки администрацией параметров планируемого объекта на соответствие установленным требованиям дождаться ответного уведомления и только после этого приступить к работам (пункт 7 статьи 51.1 ГрК РФ)

Легализация самовольно возводимых домов с акцентом на дату начала строительства 

Федеральным законом №404-ФЗ продлён срок для направления уведомлений о строительстве индивидуальных жилых домов, строящихся без получения разрешения,  возведение которых было начато до 4 августа 2018 года (до введения уведомительного порядка).

Уведомление можно направить в течение предстоящих 5 лет (до 01.03.2026) в администрацию или напрямую в Росреестр.

После постройки жилого дома нужно подготовить технический план. Далее, вместе с уведомлением о завершении строительства, направить его в администрацию – для получения подтверждения (уведомления) о соответствии параметров построенного дома установленным требованиям.

Не будь возможности, предоставленной продлённой «дачной амнистией», отстаивать своё право на жилой дом застройщику пришлось бы через суд. 

Снос ОКС

В случае, когда работы по сносу ОКС были начаты до вступления в силу федерального закона №404-ФЗ, а сам снос не связан с реконструкцией или строительством ОКС на месте снесённого объекта, не требуется:

  • разработка проекта организации работ по сносу ОКС
  • направление уведомления о начале работ по сносу ОКС 
Читайте также:  Как происходит регистрация договора аренды земельного участка?

 

Условия для регистрации дома по новому упрощённому порядку 

Жилые дома могут быть зарегистрированы в Росреестре в упрощённом порядке при следующих условиях:

  1. соответствие дома параметрам объекта ИЖС  (пункт 39 статьи 1 ГрК РФ):
    • отдельно стоящее здание:
      • состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, используемых для бытовых и иных нужд, связанных с проживанием граждан в таком здании
      • предназначено для проживания одной семьи
      • не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости
    • количество надземных этажей – не более чем 3  
    • высота – не более 20 м
  2. наличие у застройщика участка документов, подтверждающих право собственности на землю, зарегистрированное в Росреестре:
    • договор дарения
    • договор купли/продажи
    • свидетельство о наследстве
    • акт органа власти
    • решение суда
  3. наличие технического плана завершённого строительством жилого дома, подготовленного кадастровым инженером
  4. наличие декларации

Изменения в порядке регистрации прав на недвижимость

Для регистрации права собственности на недвижимость необходимы:

  1. технический план на дом/гараж/баню/хозяйственные постройки
  2. декларация
  3. документ, подтверждающий право на ЗУ, зарегистрированное в Росреестре

Подготовку к оформлению права на недвижимость по продлённой «дачной амнистии» предстоит провести  в следующей последовательности:

  1. заполнить декларацию
  2. пригласить на участок кадастрового инженера:
    • для выполнения геодезических замеров всех объектов, подлежащих регистрации
    • для составления технического плана
    • для внесения данных технического плана на электронный диск
  3. подать заявление в МФЦ о кадастровом учёте и регистрации прав на дом и другие строения с приложением электронного диска:
    • если ранее право на землю не было зарегистрировано, нужно дополнительно представить имеющиеся правоустанавливающие документы

За государственную регистрацию права собственности платится пошлина в размере 350 руб.

В отношении цен на кадастровые работы для подготовки технического плана законом установлена бессрочная норма, по которой регионы имеют право:

  1. контролировать цены от завышения
  2. устанавливать максимальный предел цен

Это касается работ по межеванию ЗУ, предназначенных  для ведения гражданами:

  • личного подсобного хозяйства (ЛПХ) в границах населённого пункта
  • садоводства
  • огородничества
  • индивидуального гаражного строительства
  • индивидуального жилищного строительства (ИЖС)
  • расположенных на участке объектов недвижимости

Государственную регистрацию прав и кадастровый учёт недвижимости можно осуществить также в электронном формате – используя ресурс Росреестра. Необходимые документы в требуемых формах:

  • заявление
  • декларация
  • технический план

необходимо скачать здесь. 

Перспективы «дачной амнистии» – ориентир 2031 год 

В нижнюю палату Госдумы 30 августа 2021 года внесён законопроект, предусматривающий внесение новых поправок.  Их суть заключается в продлении «дачной амнистии» до 1 марта 2031 года. 

Проектом закона предполагается:

1. Возможность легализовать жилые дома, построенные до вступления в силу Градостроительного кодекса РФ (до 14 мая 1998 года):

  • зарегистрировать постройки на участках, не оформленные в собственность (не имеющие правоустанавливающих документов):
    • в исходном варианте «дачной амнистии» для постановки постройки на учёт достаточно представить в регистрирующие органы документ о правах на участок и декларацию с описанием дома 
    • права на участок будут распространяться на любые виды разрешённого использования (садовые и дачные, ИЖС, ЛПХ)
  • упростить некоторые процедуры оформления участков:
    • снять необходимость доказательства в суде владение землёй в границах, существующих в течение 15 лет (если право на землю возникло до 1998 года)

2. Признать правом собственности на земельный участок:

  • пожизненное наследуемое владение (ПНВ) 
  • право бессрочного пользования 

Упрощённым механизмом смогут воспользоваться наследники предыдущих владельцев участков, у которых ЗУ находились на указанных правах ПНВ или бессрочного пользования.

Развитие ситуации

На дату 15.12.2021 стало известно:

  • законопроект о продлении дачной «упрощёнки» до 2031 года был рекомендован Госдумой ко второму чтению
  • из проекта закона убрано положение, которое позволяло «амнистировать» неоформленные постройки на особо охраняемых природных территориях (ООПТ):
    • ООПТ – земли, участки воды и воздушного пространства над ними, где расположены природные объекты и комплексы, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение

Участки, находящиеся в границах ООПТ:

  • полностью или частично изъяты по решению властей из хозяйственного использования
  • относятся к объектам общенационального достояния
  • имеют режим особой охраны

Лайфхаки – ГПЗУ, налоговый вычет за дачу, «пионерские костры» и шашлыки на участках 

1. ГПЗУ – главный помощник

  

При всём том, что изменившийся порядок упрощённой регистрации недвижимости позволяет оформить дом, который, по тем или иным причинам, был возведён с нарушением правил, например, без соблюдения минимальных отступов, на безмятежное будущее рассчитывать будет сложно. Существование соседей никто не отменял. Если будут нарушены права собственности владельцев смежных участков, они вправе начать гражданские споры и обратиться в суд. Придётся искать компромиссы, получать согласие, заверять его у нотариуса и т.д.

«Спасательным кругом», защищающим от водоворота проблем, может быть только выполнение требований градрегламента. А первый шаг при подготовке к строительству на участках ИЖС и ЛПХ – получение  ГПЗУ (градостроительного плана земельного участка). В этом документе в полном объёме:

  • излагается регламент
  • прописываются разрешённые параметры строительства дома 
  • отображаются на чертеже допустимая на участке зона застройки и все отступы 
  • указываются установленные для ЗУ обременения и ограничения 

После строительства дома в соответствии с требованиями ГПЗУ ждать справедливых наездов от соседей не придётся.

При застройке садового участка необходимо соблюсти расстояния не только между постройками, но и до соседних участков и забора. Незнание столь щепетильных правил может привести к бесконечным распрям и судебным разборкам.

2. Имущественный налоговый вычет по НДФЛ при строительстве дома на садовом участке

Начиная с 1 января 2019 года, участки с видами разрешённого использования:

  • садовый земельный участок
  • для ведения садоводства
  • дачный земельный участок
  • ЗУ для ведения дачного хозяйства
  • ЗУ для дачного строительства

считаются равнозначными. На них разрешено строить жилые дома (статья 3 федерального закона №217-ФЗ  от 29.07.2017, другие ФЗ и нормативные правовые акты).

В случае строительства жилого дома на приобретенном в собственность садовом ЗУ налогоплательщик вправе учесть расходы по его приобретению в составе имущественного налогового вычета по НДФЛ после госрегистрации права собственности на построенный жилой дом (подпункт 3 пункта 1 статьи 220 Налогового Кодекса РФ). 

Ранее НДФЛ можно было вернуть только на покупку жилья, так как дачные дома жильём не считались. Ситуация изменилась с 1 января 2019 года:

  1. садовые дома могут быть жилыми
  2. на строительство таких домов действуют одинаковые процедуры согласований
  3. НДФЛ за жилой дом на садовом участке можно вернуть

Приватизация земельных участков гражданами

В научной литературе термин «приватизация» трактуется как в широком, так и в узком смысле.

В широком смысле под приватизацией понимается один из институтов, регулирующий экономику через сокращение государственного сектора и увеличение вклада частного сектора в хозяйственное развитие.

В узком смысле приватизация — это передача права собственности на имущество определенному кругу физических и юридических лиц.

https://www.youtube.com/watch?v=ejt3zfJMDPY\u0026t=88s

Легальное определение приватизации содержится в Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Так, в ст.

1 данного Закона приватизация рассматривается как возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственности физических и (или) юридических лиц.

Следует отметить, что указанная формулировка является несовершенной и не в полной мере отражает специфику приватизации. В частности, в формулировке указано, что приватизация является возмездной, в то время как приватизация может быть и безвозмездной. Например, приватизация земельных участков, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

  • Помимо этого, предлагаемое законодателем понятие не содержит критериев, позволяющих отграничить приватизацию от любой другой сделки по отчуждению имущества из государственной или муниципальной собственности, так как не всякое отчуждение государственного и муниципального имущества является приватизацией.
  • В этой связи юридическое понятие приватизации должно обладать исчерпывающим и ясным набором признаков, делающих его пригодным для практического применения.
  • Анализ законодательства, регулирующего отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, показал, что к основным признакам приватизации можно отнести следующие:
  • — приватизируемое имущество находится в собственности публично-правовых образований (Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований);
  • — отчуждение имущества осуществляется в частную собственность физических и юридических лиц;
  • — отчуждение имущества в рамках приватизации может быть как возмездным, так и безвозмездным;
  • — приватизация осуществляется только в порядке, предусмотренном законами о приватизации, а не общим гражданским и земельным законодательством;
  • — в наличии имеется четко установленная процедура.
Читайте также:  Как продать квартиру в общей долевой собственности?

Учитывая указанные признаки, полагаю, что в ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 г.

№ 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» следует внести изменения, прописав, что под приватизацией следует понимать возмездное, а также в случаях, указанных в законе, безвозмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц в соответствии с законодательством о приватизации при соблюдении специально установленной процедуры передачи имущества.

Предлагаемая формулировка в большей степени отражает специфику рассматриваемой правовой конструкции, и в ней содержатся признаки, позволяющие отграничить приватизацию от иных сделок, связанных с отчуждением государственного и муниципального имущества.

Что касается приватизации земельных участков, можно отметить, что некоторые ученые под приватизацией земельных участков ошибочно понимают все формы (способы) отчуждения земельных участков из государственной или муниципальной собственности в частную. При этом, говоря о понятии «способ приватизации», эти исследователи исходят из того, что оно тождественно понятиям «способ передачи, отчуждения, приобретения (возникновения, перехода) права собственности на земельный участок».

  1. В юридической литературе выделяют два вида приватизации земельных участков:
  2. — бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, не обладающего каким-либо правом на данный земельный участок;
  3. — бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, уже использующего такой участок на каком-либо ограниченном вещном праве.

По моему мнению, подобное толкование данного термина является чрезмерно широким, так как включает в себя, помимо приобретения права собственности на земельные участки, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования либо пожизненного наследуемого владения, и иные способы предоставления земельных участков. Например, бесплатное предоставление земельных участков льготным категориям граждан (гражданам, имеющим трех и более детей, и т.д.) или выкуп земельного участка, на котором находятся здания, строения, сооружения, принадлежащие лицу на праве собственности.

https://www.youtube.com/watch?v=ejt3zfJMDPY\u0026t=214s

В научной периодике под приватизацией земельных участков также понимают юридическую процедуру, включающую в себя действия по прекращению права собственности на земельный участок у одного субъекта (государства) и возникновению права собственности на земельный участок у другого субъекта (физического или юридического лица), завершающуюся заключением договора купли-продажи или производимую на безвозмездной основе.

На мой взгляд, указанная формулировка является удачной, в ней в отличие от ряда других говорится о том, что приватизация земельных участков может осуществляться на безвозмездной основе.

Вместе с тем в формулировке по-прежнему отсутствуют критерии, по которым можно отграничить приватизацию земельных участков от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

  • По моему мнению, критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.
  • В этой связи удачной видится формулировка, при которой под приватизацией земельных участков необходимо понимать не что иное, как передачу (перерегистрацию или переоформление) в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.
  • Вместе с тем у указанной формулировки имеются и недостатки, в частности нет указания о безвозмездности приватизации земельных участков гражданами.
  • С учетом выявленных мной недостатков полагаю, что под приватизацией земельных участков гражданами следует понимать безвозмездную передачу в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

К проблемам, связанным с приватизацией гражданами земельных участков, можно отнести неправомерное предоставление земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий.

Несмотря на запрет в действующем земельном законодательстве на приватизацию земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий, органы государственной власти и местного самоуправления нередко принимают решения о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан.

К основным причинам нарушений, допускаемых в ходе приватизации земельных участков, которые расположены в пределах особо охраняемых природных территорий, можно отнести, во-первых, неправильное понимание органами государственной власти и местного самоуправления положений действующего законодательства, что может быть компенсировано деятельностью контрольно-надзорных органов; во-вторых, отсутствие четко установленных границ особо охраняемых природных территорий.

Исследование судебно-арбитражной практики показало, что основной причиной незаконной приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий является отсутствие в кадастре особо охраняемых природных территорий достаточных данных о расположении границ отдельных особо охраняемых природных территорий. Зачастую отсутствие необходимых сведений о границах в кадастре особо охраняемых природных территорий связано с бездействием государственных органов, уполномоченных на осуществление указанной деятельности.

К примеру, Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы памятника природы «Геологические обнажения на реке Оредеж у поселка Ям-Тесово».

Лужским городским судом административное исковое заявление было удовлетворено. Суд обязал ответчика в течение 12 месяцев представить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы особо охраняемой природной территории.

Суд правомерно исходил из того, что именно Комитет по природным ресурсам несет обязанность по представлению сведений о границах зон с особыми условиями использования в органы государственной регистрации.

При этом бездействие ответчика нарушает права неопределенного круга лиц на получение сведений из реестра недвижимости о расположении зон с особыми условиями, а также может привести к нарушениям законодательства в части предоставления в собственность земельных участков в границах особо охраняемой природной территории, что может повлечь причинение вреда уникальной природе природного заказника в связи с использованием его не по назначению.

В настоящее время в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 14 марта 1995 г.

№ 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» сведения о границах особо охраняемых природных территорий вносятся в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий на основании решения об их образовании, которое принимается органом государственной власти или местного самоуправления в зависимости от статуса образуемой особо охраняемой природной территории. При этом ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Поскольку нарушения законодательства в сфере приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий продолжают иметь место, полагаю, что в целях обеспечения законности в данной сфере необходимо в административном законодательстве в отношении должностных лиц предусмотреть ответственность за непредставление сведений о границах особо охраняемых природных территорий в государственный кадастр. По моему мнению, указанная мера будет способствовать уменьшению количества нарушений, связанных с незаконной приватизацией земельных участков, входящих в пределы особо охраняемых природных территорий.

В качестве вывода можно отметить, что критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *