Жалоба в фас на действия заказчика по нормам 44-фз: требования к содержанию и образец претензии, сроки для подачи и рассмотрения

Жалоба в ФАС на действия заказчика по нормам 44-ФЗ: требования к содержанию и образец претензии, сроки для подачи и рассмотрения

Участник закупки, общественное объединение, осуществляющее общественный контроль, объединение юридических лиц, а до окончания срока подачи заявок – и иные лица, которые полагают, что их права были нарушены при определении победителя торгов в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», вправе подать жалобу в контролирующие органы.

Подать жалобу могут даже те участники, которые не подавали заявку, за исключением случая, когда нарушение было совершено на стадии вскрытия конвертов в конкурсе или рассмотрения заявок в аукционе. В этом случае жалобу вправе подать только участники, заявившие о своем участии в торгах.

Жалоба может быть подана на действия или бездействие уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки.

  1. ФАС России;
  2. Управления ФАС России по субъектам РФ;
  3. орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок;
  4. орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление контроля в сфере.

Ими могут послужить обстоятельства, из-за которых участник закупки или иные лица оказались в неравном положении по сравнению с другими ее участниками:

  1. нарушение или игнорирование заказчиком, иными лицами установленного порядка опубликования протоколов и документов;
  2. игнорирование заказчиком или иными лицами своих обязательств по подписанию госконтракта или уклонение от его подписания;
  3. нарушение заказчиком или иными лицами требований о соответствии документации о закупке действующим стандартам;
  4. неправомерное отклонение заявки заказчиком без указания причины;
  5. нарушения со стороны других участников закупки;
  6. искусственное завышение цены из-за наличия сговора участников торгов и заказчика;
  7. другие вопросы, касающиеся размещения госзаказов и проведения торгов.

Спорные ситуации при проведении госзакупок нередки и требуют оперативного решения.

Порядок подачи жалобы и требования к ее содержанию указаны в статье 105 Федерального закона № 44-ФЗ. Так, она должна содержать сведения о сторонах жалобы, номере закупки и наименовании электронной торговой площадки (ЭТП), аргументы подателя жалобы со ссылками на нормы закона, которые, по его мнению, были нарушены, а также перечисление документов, прилагаемых к жалобе.

Успех рассмотрения дела по жалобе зависит от того, насколько аргументированно и квалифицированно она составлена.

Жалоба подается в письменной форме. Ее необходимо подписать, приложить к ней документы, подтверждающие доводы заявителя, и направить в контролирующий орган в бумажном виде либо в электронном виде с использованием ЭЦП. Если жалобу подписывает представитель заявителя, то к ней должна быть приложена доверенность.

Сроки на подачу жалобы установлены в статье 105 Закона № 44-ФЗ и зависят от характера нарушения.

Процедура рассмотрения жалобы контролирующим органом описана в статье 106 Закона 44-ФЗ.

В течение двух дней после поступления жалобы контролирующий орган уведомляет подателя жалобы и лиц, интересы которых затрагиваются, о поступлении жалобы, ее содержании, о месте и времени рассмотрения.

Информация о поступлении жалобы и ее содержании также публикуется контролирующим органом в единой информационной системе (ЕИС), за исключением случаев определения поставщика закрытым способом.

Либо в тот же срок контролирующий орган может принять решение о возврате жалобы в случае ее несоответствия требованиям статьи 105 Закона № 44-ФЗ. Решение о возврате жалобы доводится до сведения заявителя письменно с указанием причин возврата. Если податель жалобы не согласен с решением о ее возврате, он имеет право обжаловать такое решение в суде.

У лиц, чьи интересы затрагиваются поданной жалобой, есть право направить возражения на нее не позднее чем за два дня до даты рассмотрения жалобы контролирующим органом, при этом требования к оформлению и содержанию возражений аналогичны требованиям к жалобе.

Стороны дела по жалобе вправе участвовать в ее рассмотрении лично или через представителей, а также обязаны предоставлять контролирующему органу по его запросу информацию и документы, необходимые для рассмотрения жалобы.

Лицо, подавшее жалобу, вправе отозвать ее в любой момент до принятия решения по существу. При этом оно не сможет подать жалобу повторно на те же действия (бездействие) в отношении тех же лиц.

Контролирующий орган рассматривает жалобу по существу коллегиально, в течение пяти дней после ее поступления. О результатах рассмотрения жалобы уведомляются заявитель, а также лица, подавшие возражения.

По итогам рассмотрения жалобы контролирующий орган выносит одно из следующих решений:

  1. о признании жалобы обоснованной полностью или частично;
  2. о признании жалобы необоснованной полностью или частично.

Принятое решение может сопровождаться решением о выдаче предписания:

  1. об устранении допущенных нарушений, в том числе об аннулировании определения поставщиков;
  2. о совершении иных действий: составление протокола об административном правонарушении, обращение в суд с иском о признании закупок недействительными.

В трехдневный срок с момента вынесения контролирующий орган направляет решение заявителю, лицу, подавшему возражения, и лицу, чьи действия (бездействие) обжаловались, а также размещает в ЕИС информацию о результатах рассмотрения жалобы.

В случае несогласия с принятым решением оно может быть обжаловано в суде в течение трех месяцев. О судебном обжаловании по 44-ФЗ можно прочитать в других наших статьях.

Одним из ключевых направлений деятельности Юридической фирмы «BRACE» является оказание юридических услуг в сфере государственных и коммерческих закупок.

Для защиты интересов участников закупок и иных лиц мы оказываем следующую юридическую помощь в обжаловании по 44-ФЗ:

  1. анализ перспектив обжалования действий (бездействия) заказчика и иных лиц, а также рисков и возможных неблагоприятных последствий;
  2. предложение вариантов решения спорной ситуации;
  3. подготовка жалобы и пакета обосновывающих ее документов;
  4. представление интересов в контролирующем органе (УФАС, иные органы).

Ведение и порядок претензионной работы по ФЗ №44

ФЗ №44 – это закон «О контрактной системе в области закупок для государственных нужд» от 5 апреля 2013 года. На основании этого закона взыскиваются штрафы и пени с поставщиков, которые не справились со своими обязанностями. На основании ФЗ №44 заказчик может восстановиться в своих правах.

Вопрос: Заказчик направил поставщику претензию с требованием об уплате неустойки. Поставщик с претензией не согласился, неустойку не уплатил. Несмотря на это, заказчик не обратился в суд с иском о взыскании начисленной неустойки. Что грозит ответственному лицу заказчика за такое бездействие?
Посмотреть ответ

Законодательное обоснование

При претензионной работе нужно руководствоваться не одним, а целым рядом нормативных актов. В частности, это следующие законы:

  • ГК РФ. Регулирует порядок исполнения обязательств, виды ответственности за неисполнение обязанностей. Также в ГК прописаны возможности одностороннего отказа от контракта.
  • ФЗ №44. В статьях 94 и 95 закона содержится порядок проверки итогов выполнения государственного контракта.
  • АПК. В части 5 статьи 4 указаны ситуации, когда претензионный порядок является обязательным. В части 1 статьи 126 АПК прописано, что истец должен приложить к иску копию претензии, а также документацию, подтверждающую позицию заказчика.
  • Отдельные нормативные акты. Применяются в том случае, если предметом контракта являются отдельные виды объектов. К примеру, авто. Это статья 39 ФЗ №259 «Устав авто» от 8 ноября 2007 года, статья 55 ФЗ №126 «О связи» от 7 июля 2003 года.

Также претензионная работа может регулироваться различными ведомственными актами. К примеру, это регламенты, методические рекомендации.

Какие штрафные санкции можно предусмотреть в контракте при закупке по Закону N 44-ФЗ?

Сроки рассмотрения претензий

Сроки направления претензий в законе №44 не оговорены. Однако при рассмотрении этого вопроса нужно руководствоваться практическим опытом. Результаты рассмотрения во многом зависят именно от скорости подачи претензии. Желательно делать это сразу после нарушения прав заказчика. Оптимальные сроки – от 10 до 30 суток.

Как создать контрактную службу для закупок по Закону N 44-ФЗ?

Направление претензии после выполнения контракта возможно в рамках сроков исковой давности. Однако есть исключения. В частности, это при наличии недостатков и брака товара. В этом случае нужно руководствоваться гарантийным сроком. Если же этого срока нет, устанавливается период в 2 года (пункт 2 статьи 477 ГК).

Сроки ответа на претензию в ФЗ №44 также не прописаны. Раньше в АПК был установлен период в 30 дней. В контракте мог быть установлен иной срок. На данный момент указанные сроки актуальны только для споров, возникших на основании незаконного обогащения.

Сроки обычно указываются в контракте. Если никакого срока там нет, он прописывается в самой претензии. Если в соглашении не прописано, какие именно дни брать при расчете, брать нужно дни календарные. В статье 193 ГК указано, что, если завершение срока выпадает на выходной день, период переносится на ближайший рабочий день.

Ответственность за отсутствие ответа в законе №44 не оговорена. Если все сроки истекли, а никакого ответа так и не пришло, нужно идти в суд.

Порядок действий на допретензионном этапе

Перед подачей претензии нужно проверить, есть ли все доказательства ненадлежащего выполнения условий контракта. Зафиксировать правонарушение можно этими путями:

  • Составлением акта об обнаруженных недостатках.
  • Оформлением двухстороннего акта (в нем указываются нарушения при исполнении контракта).

Для составления акта нужно вызвать представителя поставщика. Сделать это можно тем методом, который прописан в контракте. Если же ничего в контракте об этом не сказано, можно воспользоваться тем методом, который позволит подтвердить направление заявки.

ВАЖНО! Если недостатки обнаружены при приемке итогов исполнения контракта, они подтверждаются заключением эксперта.

Читайте также:  Банкротство физических лиц: плюсы и минусы для должника, юридические ограничения, освобождение от обязательств, реструктуризация долга

Особенности оформления претензии

В претензии, подаваемой на основании ФЗ №44, прописываются такие данные:

  • О сторонах контракта: название, адрес.
  • Номер и дата контракта.
  • Причины предъявления претензии.
  • Доказательства нарушений при исполнении договора.
  • Основание для наложения ответственности на поставщика.
  • Требование заказчика. К примеру, это может быть устранение правонарушения, выплата неустойки.
  • Сроки, в которые можно будет добровольно исполнить поставленные требования.

Важно внимательно отнестись к формированию требований. Они должны быть конкретными и базирующимися на действительных нарушениях. Заказчик может указать меру ответственности, которую он хочет вменить в отношении исполнителя. При этом нужно указать закон, на основании которого будет накладываться ответственность.

Требование заказчика может быть денежным. В таком случае в претензии должен содержаться расчет. К документу прилагаются бумаги, на базе которых предъявляются требования. Если точно понятно, что у исполнителя есть документы (к примеру, контракт), высылать их дополнительно не требуется.

Односторонний отказ поставщика от исполнения контракта

Без уважительной причины отказаться от исполнения нельзя (основание – статья 95 ФЗ №44). В частности, должны соблюдаться эти условия:

  • Право на отказ содержится в контракте.
  • Имеются обстоятельства, при которых можно отказаться.

Рассмотрим эти обстоятельства:

  • Получена продукция ненадлежащего качества.
  • Бракованный или испорченный товар не заменен в установленные сроки.
  • Исполнитель несколько раз нарушал сроки поставки.
  • Заказчик не исполняет все условия контракта.

Эти обстоятельства оговорены в статье 523 ГК. Если требуется совершить отказ, исполнителю нужно направлять не претензию, но соответствующее решение. Отправляется оно в течение 3 суток после принятия решения. В эти же 3 дня нужно разместить его в единой информационной системе.

Если заказчик отказывается от контракта в одностороннем порядке, он сможет получить от исполнителя только компенсацию реально понесенного ущерба.

Датой уведомления будет дата, когда заказчик получил подтверждение о вручении его решения об отказе.

Если использованный метод отправки не предполагает получения подтверждения, датой уведомления является дата после истечения 30 дней со дня публикации решения в ЕИС.

Нужно помнить, что само по себе уведомление не обозначает автоматического прекращения действия контракта. У исполнителя остается 10 суток на ликвидацию нарушений. Если они устраняются, заказчик должен отозвать решение. Однако последнее положение неактуально при повторном правонарушении. Если ничего устранено не было, через 10 суток контракт действовать перестает.

Претензионная работа при использовании штрафных санкций

Заказчик обязан подать претензию в том случае, если условия контракта не были исполнены надлежащим образом. Однако она не обозначает автоматического взыскания неустойки (пункт 1 статьи 330 ГК, пункт 1 статьи 407 ГК).

Взыскать неустойку можно только в том случае, если соответствующее положение содержится в контракте.

Обеспечительные меры

Существуют эти формы обеспечения контракта (часть 3 статьи 96 ФЗ №44):

  • Банковская гарантия.
  • Средства, которые внесены на счет заказчика.

Что собой представляют обеспечительные меры? Это меры, направленные на компенсацию убытков в случае неисполнения положений контракта. Если исполнитель допустит нарушение, заказчик сможет взыскать из суммы обеспечения штраф. Возмещение убытков производится на основании статьи 393.1 ГК.

К СВЕДЕНИЮ! При претензионной работе по ФЗ №44 применяются общие принципы, изложенные в ГК.

Проведение претензионной работы по 44-ФЗ

Из нашей статьи вы узнаете:

Как ведется претензионная работа, в федеральном законе № 44-ФЗ четко не регламентировано. Необходимо ориентироваться на иные нормативные акты.

В таком случае появляется реальный шанс защитить права и законные интересы своей компании.

Такого рода действия ориентированы на предупреждение споров по вопросам хозяйственной деятельности, ликвидацию порождающих их причин. Все это делается до подачи иска в суд.

Регулирование претензионной работы законом № 44-ФЗ

Регламент ведения претензионной работы в отношении поставщиков, подрядчиков по госдоговорам определен следующими нормативными актами:

  • Гражданским кодексом РФ. Здесь прописаны меры ответственности за неисполнение взятых на себя стороной обязательств, когда возможно в одностороннем порядке отказаться от исполнения работы по контракту. Это один из основных нормативных актов, по которым ведется претензионная работа в рамках исполнения тендеров.
  • Федеральным законом № 44-ФЗ. Тут содержатся инструкции в отношении схемы оценки итогов исполнения договора, а также прописаны ситуации, позволяющие в одностороннем порядке расторгнуть контракт.
  • АПК РФ. Здесь описаны случаи, когда нужно подавать претензию, какие документы должны ее сопровождать.
  • Инструкцией касательно приемки продукции по качественным и количественным параметрам.
  • Различного рода ведомственными регламентами и прочими нормативными актами, включая и муниципальные.
  • Рядом федеральных законов, в которых прописана схема предъявления претензии в зависимости от конкретного вида правоотношений.

Срок подачи и рассмотрения претензии

Начать претензионную работу можно когда угодно. Закон № 44-ФЗ не содержит конкретных указаний на этот счет. Тут следует смотреть на имеющуюся практику по обозначенному вопросу. Скорость предъявления претензии часто определяет итог. Начинать проведение такой работы желательно в течение 10—30 дней.

Предъявить претензию можно и после выполнения договорных обязательств. В таком случае действует срок исковой давности. И в этой ситуации имеются некоторые исключения. Например, если был обнаружен дефект поставленной продукции — здесь ориентиром становится гарантийный срок. При его отсутствии берется период продолжительностью 2 года.

В законе № 44-ФЗ не содержится условий и в отношении того, как скоро должен быть дан ответ. АПК содержал указание на 30 суток. Однако в договоре разрешено прописать любой другой период. Обозначенное условие остается актуальным лишь в случае спора относительно незаконного обогащения.

Еще один нюанс: следует четко прописать, какие именно дни имеются в виду. По умолчанию берутся календарные. Также действует правило: при завершении срока в нерабочий день осуществляется его перенос на ближайший рабочий. Это прописано в статье 93 Гражданского кодекса РФ.

В остальном нет четкого регламента, когда надлежит ответить на поступившую претензию. При превышении заданного контрактом периода можно подавать в судебную инстанцию.

Проведение претензионной работы — непростая задача. «Астрал.Тендер» поможет сориентироваться в этом вопросе. При необходимости за дело возьмутся опытные специалисты, избавив вас от лишних хлопот.

На сайте приведен образец того, как должна выглядеть претензии по государственному договору.

Как действовать заказчику до подачи претензии

Перед тем как начинать претензионную работу, следует убедиться в наличии достаточной доказательной базы. Нужно собрать свидетельства того, что поставщик не исполнил должным образом взятые на себя по контракту обязательства.

Далее нужно действовать по схеме:

  1. Выявив нарушения, заказчику следует отправить уведомление второй стороне договора с просьбой о визите представителя.
  2. Затем нужно подготовить двусторонний акт и отобразить в нем все выявленные недочеты.

Инструкция по проведению работы с претензиями довольно простая. Есть нюанс — вызвать представителя поставщика, чтобы составить акт, можно указанным в тексте договора способом. В противном случае это следует сделать так, чтобы можно было подтвердить направление вызова.

В ряде ситуаций условие об извещении второй стороны контрактных обязательств о выявленных дефектах регламентировано на законодательном уровне. Это прописано в тексте статей 513 и 720 Гражданского кодекса РФ. Даже если подобного условия нет в законодательных и нормативных актах, желательно выполнить описанные действия.

Неявка второй стороны отображается в акте.

Как составить претензионное письмо

Подавая претензию по закону № 44-ФЗ, нужно отобразить в ней следующие сведения:

  • данные обеих сторон контракта, включая название компании, ее адрес;
  • номер и точную дату заключения договора;
  • причины, по которым проводится предъявление претензии;
  • свидетельства ненадлежащего исполнения контрактных обязательств;
  • основания, по которым налагается ответственность на поставщика;
  • выдвигаемые заказчиком требования;
  • дату, до которой надлежит исполнить описанные требования на добровольной основе.

Нужно уделить внимание вопросу подготовки требований. Следует максимально конкретизировать, чего именно хочет заказчик. При этом основываться требования должны лишь на допущенных нарушениях. Заказчику требуется указать и меру ответственности, которая может быть применена в отношении поставщика. Стоит обозначить закон, на который опирается подающая претензию сторона.

Если речь идет о деньгах, надлежит приложить расчет, чтобы доказать обоснованность выдвинутых требований.

Подписать бумагу должно лицо, уполномоченное совершать такое действие от имени заказчика. При этом указанное право может быть дано исходя из доверенности, устава муниципальной организации и пр.

При каких условиях поставщик может отказываться от госконтракта

Чтобы отказаться от исполнения контрактных обязательств, следует иметь уважительную причину. Одной из них являются обстоятельства, в числе которых получение ТРУ ненадлежащего качества, неоднократное нарушение регламентированных сроков поставки, неполное исполнение договорных условий. Полный перечень приведен в статье 523 Гражданского кодекса РФ.

Заказчик должен выслать поставщику решение об одностороннем отказе на протяжении 3 суток с даты его принятия. Затем обязательно следует опубликовать данные в ЕИС.

При отказе от контракта в одностороннем порядке заказчик может рассчитывать лишь на получение реально понесенного ущерба. Причем датой уведомления будет считаться та, когда заказчику было доставлено подтверждение о вручении его решения об отказе. Альтернативный вариант — 30 суток с момента размещения решения в ЕИС.

Уведомление еще не говорит об автоматическом прекращении контрактных обязательств. Поставщику дается 10 дней, чтобы устранить нарушения. В этом случае заказчику придется отозвать свое решение.

Участие в закупочных процедурах подразумевает наличие ЭЦП для торгов .

Конкретный порядок действий по предъявлению претензий на законодательном уровне не регламентирован. Обнаружив нарушение условий договора, следует действовать по приведенной выше инструкции. Проведение претензионной работы позволяет в большинстве случаев добиться справедливости.

Порядок подачи жалобы в фас

Стоимость подготовки жалобы в ФАС 5 000 рублей

Читайте также:  Надо ли пенсионерам платить налог на землю с дачных участков

Участие в заседании комиссии ФАС 5 000 рублей

Срок подготовки жалобы 2 дня

ЗАКАЗАТЬ ЖАЛОБУ В ФАСЗашита Ваших законных интересов

Опыт защиты интересов участников закупок 6 лет

УФАС всех регионов России. Центральный аппарат ФАС

Состав услуги:

  • Анализ информации и документов. Консультации с клиентом
  • Определение стратегии, определение целей и задач
  • Прогнозирование перспектив
  • Подготовка жалобы
  • Рекомендации по действиям в процессе направления и рассмотрения жалобы
  • При необходимости предоставление интересов участника закупки во время заседания комиссии ФАС
  • Воспользуйтесь возможностью опротестовать нарушения коррумпированных государственных заказчиков. Конфиденциальность — подача жалобы от нашего имени.

Порядок подачи жалобы в фас

Статья 105 44 ФЗ 

  • 1 Любой участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
  • 2 Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки в порядке, установленном настоящей главой, не является препятствием для обжалования участником закупки таких действий (бездействия) в судебном порядке.
  • 3 Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего в порядке, установленном настоящей главой, допускается в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не позднее чем через пять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, протокола запроса предложений, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом с даты подписания соответствующего протокола.

4 Жалоба на положения документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок может быть подана любым участником закупки до окончания установленного срока подачи заявок. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, запросе котировок, запросе предложений, после рассмотрения заявок на участие в аукционе, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений.

  1. 5 По истечении указанных в настоящей части сроков обжалование соответствующих действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего осуществляется только в судебном порядке.
  2. 6 Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки в случае, если данные действия (бездействие) совершены при проведении электронной процедуры, закрытой электронной процедуры, осуществляется в порядке, установленном настоящей главой, в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также в период аккредитации на электронной площадке, специализированной электронной площадке, но не позднее чем через пять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов открытого конкурса в электронной форме, закрытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, закрытого конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, закрытого двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона, закрытого аукциона в электронной форме, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок в электронной форме, итогового протокола запроса предложений в электронной форме или протокола рассмотрения единственной заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, закрытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, закрытом конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, закрытом двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе, закрытом аукционе в электронной форме, протокола рассмотрения заявки единственного участника на участие в открытом конкурсе в электронной форме, закрытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, закрытом конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе в электронной форме, закрытом двухэтапном конкурсе в электронной форме, в электронном аукционе, закрытом аукционе в электронной форме при признании соответствующей электронной процедуры или закрытой электронной процедуры несостоявшейся.
  3. 7 Жалоба на положения документации и (или) извещения о проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таких процедурах.

8 При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала рассмотрения заявок на участие в электронной процедуре, закрытой электронной процедуре, обжалование данных действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в электронной процедуре, закрытой электронной процедуре. В случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, закрытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, закрытом конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, закрытом двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе, закрытом аукционе в электронной форме, при рассмотрении заявок на участие в запросе котировок в электронной форме, запросе предложений в электронной форме или при заключении контракта, обжалование данных действий (бездействия) осуществляется до заключения контракта.

9 По истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, комиссии по осуществлению закупок осуществляется только в судебном порядке.

10 Обжалование действий (бездействия) оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке, допускается в порядке, установленном настоящей главой, в течение тридцати дней с момента совершения обжалуемых действий (бездействия). Обжалование действий (бездействия) оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, связанных с проведением электронных процедур, допускается в порядке, установленном настоящей главой, в сроки, предусмотренные частями 4 и 6 настоящей статьи.

11 Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, связанных с заключением контракта, допускается в порядке, установленном настоящей главой, участником закупки, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт, не позднее даты заключения контракта.

Участник закупки подает жалобу в письменной форме

Часть 8 изменена с 1 июля 2018 г. — Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 504-ФЗ

  • Жалоба на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки (далее также — жалоба) должна содержать:
  • 1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), почтовый адрес, номер контактного телефона лица, действия (бездействие) которого обжалуются (при наличии такой информации);
  • 2) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица) лица, подавшего жалобу, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса (при наличии);
  • 3) указание на закупку, за исключением случаев обжалования действий (бездействия) оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке;
  • 4) указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, доводы жалобы.

О требованиях к содержанию и срокам подачи жалобы о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок см. информацию ФАС России от 10 апреля 2014 г.

К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

Жалоба подписывается подающим ее лицом или его представителем. К жалобе, поданной представителем, должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий его полномочия на подписание жалобы документ.

Жалоба возвращается подавшему ее лицу без рассмотрения в случае, если:

  1. 1) жалоба не соответствует требованиям, установленным настоящей статьей;
  2. 2) жалоба не подписана или жалоба подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами;
  3. 3) жалоба подана по истечении срока, предусмотренного настоящей статьей;
  4. 4) по жалобе на те же действия (бездействие) принято решение суда или контрольного органа в сфере закупок;

5) жалоба подана участником закупки, информация о котором, в том числе информация об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа такого участника закупки — юридического лица, включена в соответствии с настоящим Федеральным законом в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в случае установления заказчиком требования в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

  • Решение о возвращении жалобы без рассмотрения принимается в течение двух рабочих дней с даты поступления жалобы.
  • Контрольный орган в сфере закупок в день принятия решения о возвращении жалобы сообщает в письменной форме лицу, подавшему жалобу, о принятом решении с указанием причин возвращения жалобы.
  • Решение о возвращении жалобы может быть обжаловано в судебном порядке.
  • Лицо, подавшее жалобу, вправе отозвать ее до принятия контрольным органом в сфере закупок решения по существу жалобы, при этом такое лицо не вправе подать жалобу повторно на те же действия (бездействие) тех же лиц.
  • В течение двух рабочих дней с даты отзыва жалобы контрольный орган в сфере закупок направляет всем заинтересованным лицам информацию об отзыве жалобы и размещает ее в единой информационной системе.
Читайте также:  Мораторные проценты в банкротстве: понятие, алгоритм расчета и порядок начисления

Жалоба подается в:

  1. 1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд;
  2. 2) контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд, которые относятся к государственному оборонному заказу, а также в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну;
  3. 3) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего в отношении закупок для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории субъекта Российской Федерации;
  4. 4) орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.

Информация о жалобах, поданных в контрольные органы в сфере закупок, о решениях, принятых по результатам рассмотрения жалоб, включается в реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний. При этом согласие на обработку персональных данных, содержащихся в поступивших в такие контрольные органы жалобах, для размещения в единой информационной системе не требуется.

ЗАКАЗАТЬ ЖАЛОБУ В ФАСЗашита Ваших законных интересов

Почему не нужно бояться подачи жалобы в ФАС

Жалоба в ФАС – эффективный инструмент борьбы поставщика за выгодные закупки. Получили необоснованное отклонение заявки, нашли сомнительное требование в документации или попали в “серую” схему – смело составляйте жалобу и отстаивайте свои права.

Какие причины для подачи жалобы в ФАС на заказчика?

  • проведение закупки, которая ранее не была включена в план-график;
  • отсутствие размещения в ЕИС положения и информации о закупке, о договорах или заказчик опубликовал документы без соблюдения сроков;
  • предъявление требований, которые не были закреплены в положении;
  • отсутствие опубликованного отчета об объеме закупок у МСП.

Что обязательно нужно знать о жалобе в ФАС?

  • Подать жалобу в ФАС можно как на заказчика, комиссию по закупкам, так и торговую площадку.
  • Составленную жалобу необходимо направить в территориальный ФАС по месту регистрации заказчика или его филиала. Если цена контракта больше 1 млрд. рублей или вы хотите составить жалобу на оператора ЭТП – обращаться нужно в Центральное управление ФАС.
  • Подать жалобу до окончания срока подачи заявок может каждый, после – только участники торгов.
  • В случае, если закупка состояла из нескольких лотов, то поставщик имеет право обжаловать нарушение только по тому лоту, в котором принимал участие.  

Но даже зная все основы и тонкости жалобы в ФАС, поставщики зачастую не решаются обращаться в антимонопольный орган. Самая популярная причина – страх испортить отношения с государственным заказчиком и остаться без закупок в целом. 

Почему не нужно бояться подавать жалобу в ФАС, мы узнали у ведущего тендерного специалиста ITCOM, эксперта по антимонопольному законодательству, Мишаковой Кристины.

— Кристина, почему большинство поставщиков отказываются писать жалобу в ФАС, если их отклоняют без причин? 

Некоторые поставщики просто боятся последствий, которые сами себе и придумывают. Например, что они могут  испортить себе репутацию или заказчики увидят, что они жаловались в ФАС и не захотят с ними работать. 

Другая часть поставщиков боится санкций. Этот страх самый необоснованный, потому что исходит от незнания порядка подачи жалобы и требований к содержанию. 

В результате надуманных опасений большинство поставщиков остаются ни с чем.  Важно помнить, что обжалование неправомерных действий заказчика дает высокий шанс на повторное участие в очень выгодной для поставщика закупке.

— Сразу ли нужно подавать жалобу в ФАС?

Всегда рекомендуется для начала направлять заказчику запрос разъяснений, в том случае, если вы заметили несоответствие или расхождение с действующими нормами. Например, если заказчик предъявил избыточные требования в техническом задании или поставил сроки выполнения работ, которые невозможно выполнить.

  • Если заказчик не ответил вам на этот запрос, либо ответ вас не устроил, а также в случае, если без запроса разъяснений очевидно, что нарушения приводят к ограничению конкуренции, то смело направляйте жалобу в ФАС.
  • — Это действия до подачи заявок, а что делать с жалобой после окончания подачи заявок? 
  • При отклонении первой или второй части заявки до момента заключения контракта, если ваши права и интересы нарушены, сразу в ФАС – без каких-либо запросов, раздумий и боязни получить «клеймо жалобщика».
  • — Может ли ФАС вернуть жалобу?
  • Без серьёзного подхода к оформлению и содержанию – еще как может. ФАС возвращает жалобу без рассмотрения в нескольких случаях: 
  • если документ не соответствует требованиям закона (нет подписи уполномоченного лица или его представителя, отсутствуют документы, подтверждающие полномочия и т.д.);
  • пропущен срок подачи жалобы;
  • если уже было принято решение по жалобе на те же действия (бездействие) заказчика или оператора электронной площадки.
  1. Возвращение жалобы заявителю по перечисленным обстоятельствам, кроме повторного направления уже рассмотренной жалобы, не препятствует повторной подаче, при учете соблюдения сроков.
  2. — Могут ли быть санкции для поставщика, если ФАС признает жалобу необоснованной?
  3. Нет, никаких санкций за это не предусматривается. 
  4. — Что делать, если клиент знает, что прав, но жалобу признали необоснованной? 

Если так вышло, что вы не смогли «восстановить справедливость» в ФАС, у вас есть право обжаловать решение в течение трех месяцев в арбитражном суде. Процесс судебного разбирательства долгий, но если вы уверены в своей правоте, то смело отстаивайте свои интересы.

— А если клиент не знает, в какой именно ФАС нужно подавать жалобу? 

Жалобу на действие или бездействие заказчика, нужно направить в территориальное Управление ФАС по месту нахождения заказчика. Если жалоба на оператора торговой площадки, то это всегда ФАС России.

  • Не страшно, если вы вдруг совершите ошибку и отправите жалобу “не по адресу”, в течение одного дня вашу жалобу перенаправят в рамках компетенции в правильное учреждение.
  • Конечно, есть один нюанс, если контракт уже подписан, то не старайтесь писать жалобу, пишите сразу заявление в суд.
  • — То есть жалоба в ФАС является единственным путем для повторного участия в той закупке, которая наиболее выгодна для поставщика?

Верно. Поставщики этим часто пренебрегают, а потом жалеют, что не сделали этого вовремя и упустили закупку, которая бы принесла им неплохой доход. Как многолетний практик, хочу сказать, что отстаивать свои права и интересы просто необходимо. Если вы не можете сделать это сами, обратитесь к специалисту, который вам с этим поможет. 

Кристина, основываясь на вашем опыте, какой результат стоит ожидать поставщикам, которые решились подать жалобу в ФАС? Есть ли статистика?

Если говорить про результат обжалования, всё очевидно – довольный поставщик, повторная закупка, есть шансы на победу.

Но нужно помнить, что жалобу могут признать необоснованной. Поэтому важно анализировать целесообразность подачи жалобы и с этим пунктом не всегда можно справиться без помощи юриста. Я работала с поставщиками, которым приходилось доказывать необоснованность жалобы в ФАС, так как она была заведомо «проигрышной».

Из своего опыта я могу сказать, что ни одна компания не пожалела о подаче жалобы в ФАС или об участии в судебном разбирательстве. Если говорить в цифрах, то за 6 лет работы – это более 100 обоснованных жалоб и более 50 выигранных дел в суде.

Мне очень хочется донести до поставщиков, что за свои права нужно и можно бороться, главное – перестать бояться необоснованных последствий, а лучше всего, для предотвращения наступления негативных последствий, обращаться в специализированную компанию тендерного сопровождения. Цену ОФД вы можете уточнить у наших менеджеров или на нашем сайте. По ссылке вы можете ознакомиться с электронной подписью для Уральской ЭТП.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *