Закупки малого объема по 44-фз: понятие, ограничения, порядок и особенности проведения

Закупки малого объема по 44-ФЗ: понятие, ограничения, порядок и особенности проведения

Раньше малые закупки были достаточно нишевой штукой. Стоимость контрактов не превышала 100 тысяч рублей, а процедура использовалась в основном для закупки всякой мелочи — бумаги, ручек, лампочек и тому подобное. Спустя время денежный лимит увеличился до 600 тысяч, сделав спектр использования малых закупок несколько шире.

Последним шагом, на данный момент, стало изменение от 1 апреля 2021 года. Оно позволило проводить малые закупки на сумму до 3 миллионов рублей, но при условии использования государственных ЭТП. Данное новшество даже породило новое название процедуры — Закупки с полки.

Что такое малые закупки?

Закупки малого объема по 44-ФЗ: понятие, ограничения, порядок и особенности проведения

Малые закупки — это одна из вариаций закупки у единственного поставщика, предполагающая быстрые процедуры с ограничениями максимальной цены контракта. Поставщики размещают предварительные предложения, заказчик выбирает самый лучший вариант и заключает контракт.

И так, что мы имеем на сегодняшний день?

  1. Старую процедуру малых закупок с ограничением в 600 тысяч рублей и возможностью проведения на сторонних площадках. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 93 закона 44-ФЗ, годовой объём таких заказов не должен превышать 2 миллиона рублей или 10% от годового объёма (но не более 50 миллионов). Также есть отдельные лимиты для учреждений культуры, образовательных и научных организаций и тд. Ознакомиться с ними можно в п. 5 ч. 1 ст. 93 закона 44-ФЗ.
  2. Новые «Закупки с полки», ограничительная отметка в которых зафиксирована на сумме в 3 миллиона рублей. Такие тендеры разрешено проводить только на электронных торговых площадках. Процедура регламентируется новым, п. 12 ст. 93 закона 44-ФЗ, а годовые лимиты остаются неизменными.

Самым важным отличием между этими вариантами, пожалуй, является обязанность заказчика всё таки заключить контракт при проведении Закупки с полки. При проведении старой процедуры заказчик мог просто отказаться от заказа и не заключать контракт, даже если все предложенные поставщики соответствовали требованиям тендерной документации.

Порядок проведения малых закупок

Закупки малого объема по 44-ФЗ: понятие, ограничения, порядок и особенности проведения

Такие тендеры считаются одним из лучших вариантов для новичков. Практически все действия лежат на заказчике и операторе ЭТП, а поставщик лишь подготавливает предварительное предложение и дожидается заветного уведомления. С предложения всё и начинается:

  • Поставщики подготавливают предварительное предложение.
  • Заказчик публикует в ЕИС извещение о проведении закупки, указав что именно ему нужно, в каком объёме, требуемые характеристики и предварительно обоснованную НМЦК.
  • Оператор ЭТП подбирает до 5 наиболее подходящих предварительных предложений, после чего направляет список заказчику. На этот этап оператору отводится всего 1 час.
  • Заказчик рассматривает каждый вариант, исключает неподходящие по документации и присваивает занятые места. Победитель определяется на основании лучшей цены. На данный этап заказчику даётся совсем немного времени — 1 рабочий день, следующий за днём получения подготовленного списка.
  • Финишная прямая — заказчик формирует протокол подведения итогов, направляя его оператору ЭТП, а также публикует в ЕИС неподписанный проект контракта.
  • Победитель ознакамливается с контрактом и происходит заключение. Тут медлить тоже не позволяют — на последний шаг даётся также 1 рабочий день.

Как вы могли заметить, сроки на проведение каждого этапа минимальны. Благодаря такому темпу, от публикации извещения до заключения контракта, как правило, не проходит более 5 дней.

Как подготовить предварительное предложение

Закупки малого объема по 44-ФЗ: понятие, ограничения, порядок и особенности проведения

В самом документе содержится достаточно много данных, но не стоит пугаться, если готовите предварительное предложение в первый раз. Информация будет опубликована, но ещё никому не направлена, что позволяет как вносить изменения, так и отзывать своё предложение.

Документ должен содержать:

  1. Базовые данные для участия в тендерах по 44-ФЗ (сведения об организации)
  2. Наименование товара по КТРУ
  3. Характеристики товара
  4. Товарный знак
  5. Страна происхождения товара
  6. Подтверждающий страну происхождения товара документ (при необходимости)
  7. Регион поставки (можно несколько)
  8. Максимальное и минимальное количество товара на поставку
  9. Максимальные и минимальные сроки поставки
  10. Цена за единицу товара (с включенной стоимостью доставки для каждого указанного региона)

Подготовив и опубликовав предварительное предложение, поставщику, как мы и говорили ранее, остаётся лишь ждать. Вплоть до момента заключения контракта от участника ничего не потребуется.

Важно запомнить, что предварительное предложение действительно только 1 месяц, так что, при желании, его нужно постоянно продлевать.

Особенности проведения закупок с неопределенным объемом по 44-ФЗ

Закупки с неопределенным объемом по 44-ФЗ — это заказы, при размещении которых заказчик не указывает конкретное количество покупаемого товара.

Заказчики при проведении закупок без определённого объёма руководствуются ч. 24 ст. 22 и п. 2 ст. 42 44-ФЗ. Эти положения разъясняют, что основание для проведения аукциона с неопределенным объемом 44-ФЗ — невозможность заранее определить количество товара, который подлежит поставке, или конкретное количество услуг. Пример: покупка топлива для заправки, перевозка грузов, ОСАГО.

Конкретный перечень, который указывает, что допустимо покупать без определённого количества поставки, в контрактном законодательстве отсутствует.

Закупки малого объема по 44-ФЗ: понятие, ограничения, порядок и особенности проведения

Кому полезны такие закупки

Тендеры без конкретной НМЦК проводят крупные организации, которые объединяют потребности в единую покупку, чтобы ежемесячно не покупать сходные товары или услуги. Подобные закупки с неопределенным объемом ТРУ оптимизируют расходы. Наибольшую эффективность консолидация расходов принесёт:

  1. Промышленным предприятиям по направлениям:
  • сырьё;
  • запасные части;
  • расходные материалы;
  • транспортные услуги.
  1. Организациям в сфере транспортировки пассажиров и багажа по направлениям:

3. Медучреждениям по направлениям:

  • лекарства;
  • расходные материалы.

Главный минус таких заказов: отсутствие возможности планировать точную сумму расходной части бюджета. Злоупотреблять такими закупками без особой необходимости не рекомендуется.

Закупки с неопределённым объёмом не проводят для СМСП. Основание: отсутствие твердой суммы покупки. Также не применяют приказ Минфина № 126н от 04.06.2018. Или не покупают товары, на которые он распространяется.

Как заказчик рассчитывает цену

Заказчик для закупки неопределённого объёма вместо начальной цены контракта (НМЦК) определяет:

  • начальную стоимость единицы ТРУ;
  • начальную сумму затрат;
  • предельную стоимость покупки.

Расчёт показателей проводят по общей методике, которая закреплена в положениях ст. 22 44-ФЗ. Мониторинг цен — приоритетный метод определения стоимости ТРУ.

При закупке с неопределенным объемом по 223-ФЗ руководствуются п. 5 ч. 10 ст. 4 Федерального закона о закупках отдельными категориями юрлиц. По правилам заказчик рассчитывает и указывает в извещении одно из двух:

  • формулу определения стоимости и предельную величину расходов;
  • цену единицы ТРУ и максимальную величину трат.

Какую цену снижать поставщикам

Участники подают ценовые предложения исходя из начальной суммы затрат. Эту величину формируют из стоимости всех ТРУ, которые входят в покупку. Заказчик выбирает договор в ходе его исполнения в соответствии с текущими потребностями. На деле часть предусмотренных тендером расходов не реализуют.

По какой цене заключают контракт

Заказчики проводят заключение контракта с неопределенным объемом исходя из суммы затрат, с учётом коэффициента тендерного снижения. Например:

Сумма затрат = 100 000,00 руб.

Коэффициент аукционного снижения = 0,98

Цена контракта = 100 000,00 руб. * 0,98 = 98 000,00 руб.

Коэффициент аукционного снижения = цена предложения победителя/сумму тендера = 98 000,00 руб./100 000,00 = 0,98.

Заказчик снижает стоимость единиц всех ТРУ в контракте пропорционально коэффициенту снижения (ч. 2.1 ст. 83.2 44-ФЗ). Иное распределение цен недопустимо.

Преференции для УИН и ОИ в денежном размере рассчитывают исходя из суммы всех затрат.

Как рассчитывают обеспечение заявки и контракта

Размер обеспечения исполнения поставщиком заявки и обязательств рассчитывают исходя из максимальной стоимости расходов. Конкретный процент обеспечения заказчик прописывает в извещении исходя из способа размещения заказа и суммы контракта.

Особенности контракта

В такой договор включают:

  • порядок передачи заявок на ТРУ.

Порядок заключения контракта с неопределенным объемом с единственным поставщиком отсутствует в контрактном законодательстве. Некоторые заказчики оформляют такие договора. В качестве суммы затрат берут предельный лимит финансирования. Пример: договор на услуги по электроснабжению.

Контрактное законодательство не допускает изменение цены контракта с неопределенным объемом, так как твёрдой суммы договора в таких заказах нет.

Изменения в госзакупках с 1 июля

До введения новых правил проведения закупки с неопределенным объемом заказчики размещали заказы без конкретного количества товара только при заказе услуг:

  • связи;
  • оценки;
  • перевода;
  • тех. обслуживания;
  • юридического сопровождения;
  • транспортировки;
  • гостиничного сервиса;
  • в сфере образования, питания и медицины.

С 1 июля 2019 года изменения в 44-ФЗ сняли эти ограничения с заказчиков. С этой даты и до настоящего времени организации размещают такие заказы вне зависимости от предмета закупки, руководствуясь необходимостью. Покупать лекарства без точного количества разрешили с 1 октября того же года.

Как провести закупку малого объема? Новые разъяснения Минфина

С 01 апреля 2021 года лимит малых закупок товаров в случае, если такая закупка проводится в электронной форме, повысили с 600 тысяч руб. до 3 млн. рублей.

Что такое закупки малого объёма?

Согласно п.4 и п. 5 ст. 93 44-ФЗ малые закупки являются одним из частных случаев закупки у единственного поставщика.

Технически малая электронная закупка не считается закупкой у единственного поставщика, ведь в ней могут участвовать несколько поставщиков. При этом все стороны имеют определённую выгоду:

  • Поставщики могут продавать свои товары вне процедуры стандартных аукционов и конкурсов;
  • Заказчики не ограничиваются категорией и суммой товара, при этом такая закупка происходит быстро на протяжении всего процесса: от размещения извещения до подписания контракта пройдёт около пяти рабочих дней;
  • Упрощается процесс контроля для проверяющих органов: они с лёгкостью отслеживают процедуру от начальной цены до подписанного контракта.
Читайте также:  Срок предъявления требований кредиторов на этапе конкурсного производства при банкротстве

Таким образом произошёл термин «малая электронная закупка».

«Закупка с полки» — ещё одно популярное название, связано оно с тем, что заказчик делает выбор из готовых предложений, как в обычном магазине.

Закупки малого объема по 44-ФЗ: понятие, ограничения, порядок и особенности проведения

Чтобы получить бесплатную консультацию и помощь в торгах, заполните форму обратной связи или позвоните по номеру: 8 (800) 201-12-78

Что изменилось в 2021 году?

Как уже говорилось, главным изменением в закупках в малом объёме стало увеличение лимита до 3 млн рублей. Повышение произошло с момента вступления в силу положений Федерального закона от 31.07.2020 №№ 249-ФЗ.

Новый лимит действует только для малых закупок товаров, проводимых на федеральных электронных площадках. С 1 октября 2021 года вступят в силу и другие нормы закона.

В частности, будет введена функция взаимосвязи закупок малого объёма и Единой информационной системы.

Кто может участвовать в малых электронных закупках?

Любые предприятия и физические лица, зарегистрированные в ЕИС и на торговой площадке, на которой производится закупка могут принимать участие. До окончания регистрации должно оставаться не меньше трёх месяцев. Данное правило распространяется и на процесс стандартных конкурентных закупок.

Как проходят малые электронные закупки?

Малые закупки 44-ФЗ в 2022 году — Основные изменения и правила проведения

Закупки малого объема по 44-ФЗ — это не конкурентный вид определения поставщика, при котором цена контракта не превышает 600 тысяч рублей (в отдельных случаях 3 млн руб рублей), а госзаказчик вправе заключать такие контракты, соблюдая определенные правила.

Законодательство регулирует все случаи, в которых госучреждение имеет право осуществлять малые закупки, и устанавливает требования к отчетности по таким процедурам.

Об этом подробно написано в п. 4 — 5, ч. 1 ст. 93 44 Федерального закона.

Все федеральные и муниципальные организации могут осуществлять госзакупки малого объема до 600 000 рублей у единственного поставщика.

Заказчик оценивает целесообразность такой процедуры, затем подготавливает проект контракта и предоставляет его для согласования с исполнителем. Если обе стороны все устраивает, то контракт подписывается.

Основания проведения малых закупок в 2021 году

В качестве основания проведения закупок малого объема — заказчик указывает п. 4, ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

Годовой объем закупок малого объема должен быть не больше 2 млн руб или не превышать 10% от СГОЗ заказчика, но в рамках 50 млн руб.

Особые условия касаются малых закупок для обеспечения нужд сельских поселений. Для таких муниципальных заказчиков снимаются вышеописанные требования к объему закупок, и они могут применять этот метод без каких-либо ограничений.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 93 есть ряд заказчиков, которые также могут проводить закупки по этому основанию. У таких организаций ограничение по цене контракта также составляет 600 тыс руб, но по объему закупок, заказчик не должен превысить лимит в 5 млн руб или 50% СГОЗ в рамках 30 млн руб.

В таких закупках публикация извещения о проведении тендера не требуется.

Малые закупки по 44-ФЗ до 600 тыс руб в электронной форме

В случае проведения закупки на основании п. 4, 5 ч. 1 ст 93 в электронной форме на электронной площадке – ограничение на цену контракта составляет 3 млн руб. Это нововведение вступило в силу с 1 апреля 2021 года и регламентируется ч. 12 ст. 93 44-ФЗ. В ней рассказывается о порядке проведения данной процедуры.

Большинство малых закупок проводится на площадке ЕАТ Березка (агрегатор малых закупок). Использование агрегатора является обязательным для федеральных органов исполнительной власти и их подведомственных  казенных учреждений.

Освобождены от этой обязанности органы, осуществляющие функции по выработке и реализации госполитики в области обороны, госуправления в области обеспечения безопасности РФ, и их казенные учреждения.

Региональные органы и органы местного самоуправления могут сами решить, использовать ли им агрегатор.

Процесс проведения закупок малого объема до 600 тыс руб в электронном магазине следующий:

Участник формирует, подписывает ЭЦП и размещает на площадке свое предложение с подробным описанием товара, его характеристиками, ценами, условиями поставки и тд.

Заказчик со своей стороны публикует извещение о проведении закупки в ЕИС. В нем описывает все требования к поставщику и продукции. Также в извещении содержится проект контракта и обоснование цены контракта у единственного поставщика.

В течение 1 часа после публикации извещения в ЕИС, оператор ЭП отбирает из всех предложений не более 5 заказчиков, присваивает им порядковый номер в порядке возрастания цены и направляет информацию заказчику.

С момента получения предложений, заказчик в течение 1 дня рассматривает поступившие заявки, принимает решение о соответствии заявок установленным требованиям и присваивает им порядковые номера (также в порядке возрастания цены). Первый номер получает заявка с наименьшей предложенной ценой за единицу товара.

Затем заказчик формирует протокол проведения закупки и направляет его оператору ЭП. Заключение договора проходит с участником, получившим первый порядковый номер в соответствии со ст. 83.2

Учет закупок малого объема

Публиковать малые госзакупки в ЕИС заказчик не обязан, так же, как и вносить информацию в реестр заключенных государственных контрактов. Реестр для контрактов, заключенных на основании п. 4-5 ч. 1 ст. 93, ведется в ЕАТ.

Однако, если такая закупка проводилась в электронной форме, то внести данные в госреестр все же придется, это регламентирует ч. 1 ст. 103 44-ФЗ.

Какое ограничение закупках малого объема лучше использовать?

Если говорить о вариантах использования ограничений для малых госзакупок до 600 тысяч рублей, то крупным государственным учреждениям, заключающим большой объем контрактов, будет выгоднее использовать метод — 10% от совокупного объема годовых закупок.

Например, СОГЗ за год у муниципального учреждения составляет 300 млн. руб., в таком случае, используя метод “десяти процентов”, организация вправе осуществить закупки до 600 тыс.руб. на 30 млн. руб. — что соответствует ограничению в 50 млн. для таких сделок.

А организациям, у которых ежегодный объем не превосходит 20 млн. руб. намного выгоднее использовать ограничение в 2 млн. руб. Т.к. сумма в 10% от СГОЗ будет в любом случае меньше, чем указанные два миллиона.

Штраф за нарушения в закупках малого объема

Кодекс об административных правонарушениях в ч.1 ст 7.29 предусматривает ответственность должностных лиц за нарушение требований, установленных законодательством, при проведении закупок у единственного поставщика.

При выявлении ошибок в проведении малых закупок до 600 тыс. руб., с должностного лица в организации заказчика будет взиматься административный штраф в размере 30 000 руб.

При соблюдении всех требований законодательства, малые закупки являются очень простым и выгодным способом определения поставщика и заключения контракта.

Электронный магазин для закупок малого объема

С 1 июля 2018 года начал работать электронный магазин, функционал которого заключается в том, чтобы более просто проводить закупки до 600 тыс. руб. В регламенте работы сервиса указаны правила взаимодействия оператора, поставщиков и заказчиков.

Единый агрегатор торговли (ЕАТ) «Березка» доступен по адресу agregatoreat.ru. Для участия необходимо будет зарегистрироваться и предоставить необходимые документы. Он взаимодействует с единой информационной системой, а также различными региональными информационными ресурсами. 

  • Цель создания данного сервиса — упросить процедур стандартных закупок (например, канцелярии) для муниципальных нужд, а также для экономии бюджетных средств при проведении таких закупок.
  • У заказчика остается право провести закупку стандартным способом, если нужного товара не окажется в интернет магазине или он найдет предложение по более выгодной цене. 
  • ©ООО»РусТендер» 

Материал является собственностью tender-rus.ru. Любое использование статьи без указания источника — tender-rus.ru запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Малые закупки у единственного поставщика по 44‑ФЗ

Закон о контрактной системе предоставляет заказчикам право осуществлять закупки у единственного поставщика, если сумма контракта не превышает 100 тыс. руб. В статье рассмотрим на кого распространяется это правило и как его применять.

Читайте также:  Ответственность за ненадлежащее исполнение контракта заказчиком или поставщиком по 44-фз: штрафы и пени за просрочку

Участие СМП в госзакупках по 44-ФЗ. Преференции-2016 – вебинар в Школе электронных торгов.

Малая закупка у единственного поставщика — до 100 000 и до 400 000 рублей — простой способ произвести закупку без длинных и сложных процедур.

Однако на такие закупки наложены большие ограничения (п. 4 ч. 1 ст. 93 закона 44-ФЗ).

Закупки товара, работы или услуги у единственного поставщика на сумму, не превышающую 100 000 рублей разрешено при условии, что годовой объем таких закупок:

  • не превышает 2 миллиона рублей;
  • не превышает 5% совокупного годового объема закупок заказчика и не превышает 50 миллионов рублей.

Одновременно действует правило для государственных или муниципальных образовательных организаций, учреждений культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иных государственных или муниципальных учреждений, а именно: зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, клуб, библиотека, архив (п. 5 ч. 1 ст. 93 закона 44-ФЗ).

Такие заказчики вправе осуществлять у единственного поставщика закупки на сумму, не превышающую 400 тысяч рублей каждая. При этом годовой объем таких закупок не должен превышать 50% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более 20 миллионов рублей.

Это два правила («100 000» и «400 000») дополняют друг друга, т. е. заказчик, например, библиотека или школа, вправе закупить товаров, работ, услуг у единственного поставщика по 100 тыс. руб., скажем, на 2 млн. руб. и одновременно, половину всех своих закупок также произвести у единственного поставщика по 400 тыс. руб. (не более чем на 20 млн. руб. в сумме).

 

Закупка у единственного поставщика: что нужно учитывать

Кто имеет преимущества при осуществлении малых закупок

Существуют случай, когда ограничений на использование «малых» закупок нет. Для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений можно производить закупки лотами до 100 тыс. руб. включительно у единственного поставщика без ограничений.

Отчет о малых закупках

В случае «малых» закупок закон 44-ФЗ освобождает заказчиков от обязанностей:

  • обосновывать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика, кроме закупки у единственного поставщика, а также цену контракта и иные существенные условия контракта (ч. 3 ст. 93);
  • включать расчет и обоснование цены в текст контракта (ч. 4 ст. 93);
  • отражать результаты отдельного этапа исполнения контракта, информации о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной в отчете (ч. 9 ст. 94).

Управление государственными и муниципальными закупками – онлайн-курс для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

Малые электронные закупки: изменения в 2021 году

С 01 апреля 2021 года лимит малых закупок товаров в случае, если такая закупка проводится в электронной форме, повысили с 600 тысяч руб. до 3 млн. рублей.

Что такое закупки малого объёма

В 44-ФЗ понятия «малые закупки» или «закупки малого объёма» (ЗМО) отсутствуют, но присутствует понятие «закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и статья 93, в соответствии с которой такие закупки осуществляются заказчиками».

Малые закупки могут заключать по прямому договору без проведения тендера. В таком формате можно осуществить не любую закупку, основные правила и ограничения описаны в ст. 93 44-ФЗ. Например, на основании пункта 4 ч.

1 статьи 93 заказчик вправе либо осуществить закупок на два миллиона рублей либо может определить, что объем таких закупок не должен превышать десять процентов всего годового объема закупок и не будет составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.

Важным отличием малой закупки от тендера является то, что заказчик самостоятельно выбирает поставщика. Если закупка проводится в электронной форме, то поставщики готовят коммерческие предложения и выкладывают их на соответствующем портале.

Участники

Закупки товаров в электронной форме на сумму до 3 млн. руб. по ч.12 статьи 93 осуществляются исключительно на 8 федеральных электронных площадках, включенных в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 12.07.2018 № 1447-р.

Если заказчик осуществляет у закупку работы или услуги или закупку товара у единственного поставщика не по п.12 ч.1 статьи 93, то он также может провести ее в электронной форме с использованием любых площадок. Так, некоторые субъекты РФ выпустили региональные Постановления, благодаря которым они могут размещать малые закупки на собственных электронных площадках.

У Калужской области, например, есть соответствующий портал «Малые закупки Калужской области», у Москвы «Портал поставщиков», Московская область предлагает использовать «Электронный магазин Московской области».

Чтобы участвовать в малых закупках, поставщик должен быть зарегистрирован на «ЕИС» и площадке, где проводят закупки. При этом важно, что до окончания регистрации должно оставаться не менее трёх месяцев. Участником закупки может быть любое физическое лицо (в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя) и юридическое лицо, за исключением оффшорных компаний.

Что изменилось

Как уже говорилось, главным изменением в закупках в малом объёме стало увеличение лимита до 3 млн рублей. Повышение произошло с момента вступления в силу положений Федерального закона от 31.07.2020 №№ 249-ФЗ.

Новый лимит действует только для малых закупок товаров, проводимых на федеральных электронных площадках. С 1 октября 2021 года вступят в силу и другие нормы закона.

В частности, будет введена функция взаимосвязи закупок малого объёма и Единой информационной системы.

Порядок проведения

Суть работы региональной площадки отличается от обычных ЭТП (Электронных торговых площадок). Поставщики регистрируются на сайтах этих площадок и выставляют коммерческие предложения, которые называются офертами, на свою продукцию.

Заказчик ищет поставщика самостоятельно, выбирая их на региональной площадке. Он может предложить исполнителю принять участие в быстром аукционе либо заключить с ним прямой договор на поставку.

В упрощённом виде схема выглядит следующим образом:

  1. Размещение предложений.

  2. Поставщики размещают предварительные коммерческие предложения на электронной площадке. В них входит подробная информация о товарах: цена, сроки поставки, количество и т.д.

    Предложения можно изменять до тех пор, пока заявка не была отправлена оператором заказчику. Важно помнить, что одно предложение действует в течение месяца, поэтому его нужно продлевать каждый раз.

    Подписывает предложение поставщик электронной подписью. Можно использовать «Астрал-ЭТ» c любым тарифом из линейки «Торги».

  3. Публикация извещения.

  4. Заказчики публикуют извещение о закупке товара у единственного поставщика на ЕИС. В течение часа оно автоматически дублируется на региональный сайт, где будет проходить закупка.

    В извещении заказчик указывает один товар с начальной ценой, сроком и местом поставки. К одному и тому же месту поставки заказчик не может указывать разные цены.

  5. Отбор предложений.

  6. Предложения поставщиков отбираются на том региональном портале (площадке), где заказчик разместил извещение. Оператор производит отбор заявок в течение одного часа с момента публикации извещения.

    На одно извещение отбираются до пяти предложений поставщиков, которые соответствуют требованиям заказчика. Предпочтение отдаётся заявкам с наименьшей ценой. Во время отбора оператор также проверяет участников на отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

  7. Рассмотрение заявок.

  8. После того как оператор направляет заявки заказчику, тот должен их рассмотреть и выбрать подрядчика в течение одного рабочего дня. После проведения процедуры заказчик формирует протокол с итогами, подписывает его электронной подписью и направляет оператору. В протоколе должно содержаться решение по каждой заявке с обоснованием.

  9. Заключение контракта.

  10. С поставщиком, который сделал самое выгодное предложение и был выбран заказчиком, заключается контракт. Процедура выполняется не раньше, чем через два рабочих дня после направления протокола оператору, после чего у обеих сторон будет 1 рабочий день на подписание контракта.

Малые электронные закупки: что такое «закупки с полки» и как в них участвовать

Статья 93 №44-ФЗ разрешает проводить закупки у единственного поставщика, но только в некоторых случаях, которые указаны в этой статье закона. Один из таких случаев — малая закупка. Объём такой закупки по стоимости товаров, работ или услуг настолько невелик, что применять хоть и конкурентные, но сложные по процедуре торги экономически нецелесообразно.

На 2021 год намечено множество изменений в контрактной системе. Одним из них стало увеличение в апреле этого года лимита малой закупки с 600 тысяч до 3 млн рублей. Точнее, помимо стандартной процедуры проведения небольшой закупки у единственного поставщика (в пределах 600 тысяч рублей), дополнительно появилась новая — с увеличенным лимитом, но требующая соблюдения ряда условий.

Читайте также:  Ликвидация образовательного учреждения: основания, порядок, необходимые документы, сроки

На сегодняшний день малые закупки проводятся:

  1. На сумму до 600 тысяч рублей включительно при условии, что годовой объём таких закупок заказчика не превышает 2 млн рублей или 10% всех его годовых закупок, но не более 50 млн рублей. Годовые лимиты не распространяются на заказчиков, которые проводят закупки для нужд сельских поселений, — им достаточно соблюсти лимит в 600 тыс. рублей (п. 4 ч.1 ст. 93 44-ФЗ).
  2. На сумму до 3 млн рублей включительно при условии, что закупка проводится в электронной форме и соблюдены годовые лимиты, установленные п. 4 ч.1 ст. 93 44-ФЗ. Порядок проведения такой малой закупки установлен ч. 12 ст. 93 44-ФЗ — именно эти положения закона и являются новшеством.

С лета 2018 года малые закупки разрешено проводить на базе единого агрегатора торговли «Берёзка». Он очень похож на крупный интернет-магазин, поэтому такие закупки и получили название «закупки с полки». Для работы в ЕАТ и участники, и заказчики должны иметь усиленную квалифицированную подпись, все закупки и сделки проводятся в электронном виде.

Кто может участвовать в малой закупке и как стать участником

Несмотря на то что закупка у единственного поставщика не относится к конкурентным закупкам, в малой закупке может принять участие любой исполнитель, поставщик или продавец. Но чтобы участвовать в процедуре с лимитом до 3 млн рублей, нужно быть продавцом какого-либо товара — для услуг и работ действует стандартный лимит в 600 тысяч рублей.

Большая часть малых закупок проводится на ЕАТ «Берёзка», поэтому она считается основной электронной площадкой.

Если вы или ваша организация только начинаете участвовать в малых закупках, лучше начать именно с этой площадки — больше заказчиков, больше возможностей. Но конкуренция тоже более высокая.

К тому же заказчики вправе сами выбирать электронную площадку для проведения малой закупки, а участники — для размещения своего предложения. Нужно учитывать, что это может быть вовсе не «Берёзка».

Для доступа к малым закупкам участник должен иметь:

  1. Учётную запись в ЕСИА.
  2. Квалифицированную электронную подпись.
  3. Регистрацию в системе госзакупок (ЕИС).
  4. Предложение, которое способно заинтересовать заказчика.

Процедура предусматривает следующий порядок:

  1. Участники формируют, подписывают электронной подписью и размещают на электронной площадке предложение о поставке товара или товаров, в том числе разных видов.
  2. В предложении должны быть указаны:
    • наименование и характеристики каждого товара (описание составляется с использованием сведений из официального каталога товаров, работ, услуг для госнужд);
    • товарный знак (если есть);
    • страна происхождения товара и документ, подтверждающий эти сведения, или копия такого документа;
    • единица измерения товара согласно соответствующему общероссийскому классификатору;
    • цена единицы товара, которая включает услуги доставки и все обязательные платежи (налоги, сборы и т.д.);
    • максимальное и (или) минимальное количество товара, готового к поставке;
    • регион, муниципальное образование, округ или иная территория, в пределах которой возможна поставка;
    • срок действия предложения (не более месяца);
    • сведения об участнике закупке (ФИО или наименование, его адреса и контакты, ИНН предпринимателя, руководителя и членов коллегиального органа управления);
    • согласие на совершение или последующее одобрение крупной сделки, если она или размер обеспечения является таковыми для организации;
    • документы, подтверждающие правоспособность участника;
    • декларирование соответствия участника отдельным требованиям, предъявляемым к участникам госзакупок (пунктам 3-5, 7-9 и 11 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ);
    • минимальные и (или) максимальные сроки поставки товара.
  3. Размещённое предложение признаётся заявкой или несколькими заявками на участие в закупке, и оператор ЭТП направляет их всем заказчикам, если предложение соответствует их извещению об осуществлении закупки.
  4. Заказчик формирует, подписывает электронной подписью и размещает в системе госзакупок (ЕИС) извещение о закупке, проект контракта и обоснование цены.
  5. В течение часа после размещения извещения оператор ЭТП отбирает не более пяти заявок (предложений) участников, подходящих условиям извещения о закупке и имеющих наименьшую цену. Отобранным заявкам присваиваются номера в порядке увеличения цены: от 1 (наименьшая цена) до 5 (наибольшая цена). Если цены у всех или некоторых отобранных участников равны, преимущество получает та заявка, которая была подана ранее. Отобранные заявки с присвоенными порядковыми номерами направляются заказчику.
  6. После получения заявок заказчик в течение рабочего дня должен их рассмотреть, отобрав соответствующие требованиям и отклонив те, что требованиям не соответствуют. Оставшимся заявкам заново присваиваются номера в порядке возрастания цены. После чего подводятся итоги и заносятся в протокол, который направляется оператору ЭТП и в течение часа размещается на ЭТП и портале госзакупок.
  7. Контракт заключается с участником (поставщиком), заявке которого заказчик присвоил первый номер.

Особенности малых закупок с лимитом до 3 млн рублей с учётом разъяснений Минфина

Закупки малого объема 2022 г

Закупки малого объема осуществляются на основании ст 93 44 ФЗ. Годовой объем малых закупок не может быть больше 2 млн руб. Бывают ситуации, когда устанавливается предел в размере 5 процентов от общего объема закупок. Главное помнить о том, что сумма при этом не может быть больше 50 млн руб.

Исключение в данном случае составляют лишь организации занимающиеся сельскохозяйственной деятельностью, так как у них не имеется лимита заключаемых сделок за год.

Но также существуют организации, для которых закупка, сумма которой будет являться менее 400 тыс руб, при этом лимит закупок за год не может быть больше 50 процентов от общего объема закупок, данное значение не может быть больше 25 млн руб.

В качестве таких заказчиков выступают следующие организации:

  • Муниципальные учреждения культуры;
  • Парки отдыха, зоопарки, заповедники;
  • Организации телерадиовещания;
  • Музеи;
  • Библиотеки.

Весь список данных учреждений можно найти в п 1.5 ст 93 44 ФЗ.

Перед тем как приступать к расчету общего объема малых закупок требуется учесть все контракты, которые были оплачены за весь год. Органы исполнительной власти также могут отступать от норм, так как они в праве самостоятельно осуществлять выбор и установку годового лимита по малым закупкам.

За превышение лимитов по малым закупкам предусматривается ответственность со стороны заказчиков, она устанавливается на основании рамок КоАП РФ. В данном случае предусматривается штраф размер которого может составлять от 30 тыс руб.

  Участвуйте и побеждайте в закупках, мы оказываем комплексное сопровождение в участии!

        У нас в штате работают только квалифицированные специалисты!

Обратиться за бесплатной помощью Согласно ч 15 ст 4 223 ФЗ малой закупкой будет считаться закупка, сумма которой не будет больше 100 тыс руб, это распространяется на организации, выручка которых  за год не будет больше 50 млрд руб. В ином случае малой будет признана закупка сумма которой будет достигать размера до 500 тыс руб.

Заказчик имеет возможность на свое усмотрение  обозначать список закупок, к ним будет применим более простой порядок проведения закупки. В качестве обоснования в данном случае будет выступать приказ или распоряжение организации. Кроме того лимиты за год будут определены в индивидуальном порядке.

Подробнее о том какие существуют способы закупок смотрите в этой статье.

Все данные о заключенных контрактах при данных закупках нужно указывать в ежемесячных отчетах. При проведении закупок малого объема требуется вначале определиться с нуждами заказчика. В обязанности организатора входит выявление объекта закупки, он в дальнейшем он может приобрести у единственного поставщика, кроме этого необходимо провести расчет цены и составить проект контракта.

В самом контракте потребуется указать основание, согласно которому был выбран способ закупки.

При проведении малых закупок не требуется обосновывать цену контракта, предоставлять отчет о невозможности применения иных способов закупки. Также не нужно публиковать сведения о проводимой закупке.

Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства.

Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера.

Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!

Обратно к списку

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *