Закупка у единственного поставщика по 223-фз: понятие, обоснование, порядок проведения

Закупка у единственного поставщика по 223-ФЗ: понятие, обоснование, порядок проведения

Наверно каждый слышал о неконкурентных закупках по 44-ФЗ или 223-ФЗ, но далеко не всем довелось испытать себя в роли единственного поставщика. В данном материале мы расскажем о самой процедуре, как она проводится и немного расскажем о тонкостях.

Но не спешите закрывать страницу, акулы тендерного рынка! Информация будет интересна не только малоопытным участникам, но и завсегдатаям закупок с многолетним стажем!

Что такое закупка у единственного поставщика?

Закупка у единственного поставщика по 223-ФЗ: понятие, обоснование, порядок проведения

Закупка у единственного поставщика – это неконкурентный тип проведения закупки, при котором не проводится аукционов или запросов. При соблюдении всех правил, заказчик может практически напрямую предложить заключить контракт выбранному поставщику. Поставщик тоже не обязан быть в роли ожидающего, он также может предложить исполнение контракта заказчику, если это возможно по всем действующим законам.

Важно понимать, что провести закупку таким способом очень непростая задача. В законодательстве имеется внушительный ряд требований, условий и правил проведения.

Основания проведения закупки у единственного поставщика

Закупка у единственного поставщика по 223-ФЗ: понятие, обоснование, порядок проведения

Условий, при которых разрешается проводить закупку у единственного поставщика существует более 50 вариантов. Само собой, расписывать каждый из них в этой статье мы не будем, поэтому расскажем о самых частых случаях.

При необходимости, ознакомиться с полным перечнем можно в ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. В закупках по 223-ФЗ положения другие, но в основе схожие. Так что, если понадобится, не поленитесь уточнить все нюансы в соответствующем документе или проконсультироваться с юристами в Тендерплан!

Популярнейшие основания для проведения закупки у единственного поставщика:

  • При проведении малой электронной закупки.
  • В случае закупки товаров, работ или услуг у естественных монополий, предусмотренных 147-ФЗ «О естественных монополиях».
  • В случае, если проведенная конкурентная процедура была признана несостоявшейся.

Вариантов действительно много и перечислять их можно часами. Там и случаи по указу Президента РФ в соответствии с распоряжением правительства, и закупки для мобилизационной подготовки, закупки государственных и муниципальных учреждений, связанных с культурой и отдыхом (парки, музеи, телерадиовещание и др.) и так далее по списку.

Порядок проведения

Очень важный, но крайне неудобный для объяснения пункт.

Дело в том, что в зависимости от причины проведения закупки таким способом, процедура может отличаться как в мелочах, так и в основе. Поэтому, в рамках этого материала, мы коротко опишем две структуры проведения, но по популярнейшим причинам.

Если хотите увидеть статью с полным перечнем оснований и процедур, пишите об этом в х! (Пожалуйста не надо, я свихнусь)

Несостоявшаяся конкурентная закупка

Закупка у единственного поставщика по 223-ФЗ: понятие, обоснование, порядок проведения

Начнем с того, что при наличии всего одного, соответствующего требованиям, участника, заказчик не «может», а «обязан» провести закупку у единственного поставщика.

Также, если НМЦК контракта выше установленных значений (см. п. 1 Постановление правительства № 961), то необходимо согласовать его заключение с контрольным органом. Согласование – не самый простой процесс, полностью завязанный на бюрократии. Перечень необходимых документов для согласования можно найти в том же постановлении №961.

Стоит обратить внимание и на орган, в который направляется обращение для согласования. Например, при закупке федерального уровня, адресатом будет являться ФАС России, а если закупка осуществляется для региональных нужд, то обращение стоит отправлять в контрольный орган сферы закупок субъекта РФ.

Далее, если к оформлению обращения вопросов не возникло, то осуществляющий контроль орган рассмотрит его, проведет внеплановую проверку и согласует заключение контракта (или нет). Не согласовать могут по одной из причин, описанной в п. 12, п. 13 постановления №961.

Если же всё прошло гладко, то можно приступать к самому заключению. На этом этапе расслабляться тоже не стоит, все требования, предусмотренные ч. 9 ст. 93 44-ФЗ, должны быть выполнены.

Там всё достаточно стандартно – внимательно следим за сроками всех операций, чтобы не просрочить и не заключить раньше положенного, и за необходимыми предписаниями, согласованиями и разрешениями, чтобы все необходимые документы были на руках в нужный момент.

Малая закупка

Закупка у единственного поставщика по 223-ФЗ: понятие, обоснование, порядок проведения

Начинается всё с размещения участниками своих предложений на электронной площадке. В них должны содержаться технические характеристики товара, его название, страна происхождения и прочие необходимые данные.

Заказчик, в свою очередь, размещает в ЕИС извещение со своими требованиями и ждет заявки от оператора.

Оператор же, выбирает до 5-и предложений участников, соответствующих требованиям заказчика, присваивает им номера в порядке возрастания цены и направляет, собственно, заказчику.

На принятие решения отведено не более одного рабочего дня, начинающегося после дня получения списка предложений. После чего формируется протокол подведения итогов, он должен быть размещен в ЕИС и на торговой площадке.

И наконец – финишная прямая. Контракт заключается по базовым для электронных процедур правилам, но с дополнительными условиями, такими как: обоснование цены контракта, соблюдение особых сроков размещения и внесения в реестр контрактов, а также запрет на публикацию протокола разногласий.

Как стать единственным поставщиком. Есть ли смысл?

Закупка у единственного поставщика по 223-ФЗ: понятие, обоснование, порядок проведения

Стать единственным поставщиком не так сложно, как можно подумать. Самый простой вариант – это добросовестно и качественно исполнять конкурентные заказы, работать на репутацию. В таком случае есть шанс, что при следующей закупке заказчик предложит заключить контракт напрямую.

Поспособствовать этому могут и хорошие отношения, образовавшиеся в процессе прошлых поставок. Сами подумайте! Если подрядчик отлично выполняет свои задачи, да и ещё все процессы происходят адекватно, без конфликтов и на положительной ноте, то с таким захочется выстроить длительное сотрудничество.

Есть ещё вариант, более сложный. Можно создать естественную монополию! Ну или просто предлагать уникальный продукт, аналогов которому нет. Легкотня же 🙂

А вот стоит ли становиться единственным поставщиком – вопрос спорный.

Плюсы:

  • Закупка проходит в разы быстрее и проще, чем в случае конкурентных способов.
  • Если заказчик с поставщиком уже сотрудничали, то вероятность конфликтных ситуаций или иных трудностей сведена к минимуму.
  • Отсутствие разнообразных махинаций, таких как «Таран» или «Картельный сговор».
  • Подрядчик заключает контракт по довольно высокой цене, без снижений.

Минусы:

  • Контролирующие органы уделяют таким закупкам более пристально внимание.
  • Больше моментов, в которых можно допустить ошибку при заключении контракта (формулировки, сроки).
  • Заказчик не может обозначить такую же низкую цену контракта, как при проведении, например, аукциона.

Однозначного ответа нет. С одной стороны, достаточно быстрый вариант провести закупку, без конкуренции и потраченных во время аукциона нервных клеток. К тому же с проверенным заказчиком, с которым уже выстроены все процессы.

С другой же стороны, пристальный надзор ФАС и множество моментов, где можно ошибиться. И хотя большая честь «головной боли» достается заказчику, поставщик также должен предельно точно оформить всю требующуюся от него документацию.

Вывод

Используя такой тип закупки, практически все трудности достаются именно заказчику. Ему необходимо учитывать все правила и законы при проведении.

Цель у всего этого действия одна – заключить контракт с надежной, проверенной компанией. Поэтому, чтобы носить звание единственного поставщика, необходимо хорошо себя зарекомендовать: исполнять все обязанности вовремя, качественно и не учинять конфликтные ситуации.

Закупка у единственного поставщика – штука хорошая, во многом удобная, но требовательная к обеим сторонам. Заказчик должен безошибочно оформить всю документацию, а поставщик идеально выполнить работу. При этих условиях сотрудничество будет выгодным и целесообразным.

Треть закупок по 223-ФЗ осуществляются у единственного поставщика. Как провести прямую закупку правильно

По данным Единой информационной системы (ЕИС), в 2016 году сумма закупок, регулируемых 223-ФЗ, составила 40,5 трлн. рублей. Примерно треть всех закупок по 223-ФЗ осуществляется у единственного поставщика.

Как правильно оформить такую закупку, какие ошибки при закупке у единственного поставщика могут привлечь внимание ФАС и прокуратуры, как современные электронные сервисы помогают пробиться в пул заказчиков госструктур и структур с госучастием? Разбираемся в тонкостях закупки у единственного поставщика по 223-ФЗ.

Летом 2011 года был принят Федеральный закон № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Закон 223-ФЗ регулирует все закупки, производимые заказчиком, пусть даже их сумма равна копейке. Этот закон называют мягким, он дает заказчику возможность самому прописать правила закупочной игры, позволяет менять их, но строго обязывает их придерживаться.

Закон дает неограниченные возможности по определению способов закупки, главное, что требуется от заказчика – прописать используемые способы в своем основном документе о закупочной деятельности – Положении о закупке, и разместить это положение на публичном официальном ресурсе ЕИС. На сегодняшний день зафиксировано около 3000 способов закупки, указанных в «Положениях» компаний.

Несмотря на то что способов закупки неограниченное количество, самым популярным остается закупка у единственного поставщика. Ежегодно в среднем 30-35% закупок проводятся именно по этой схеме.

Закупка у единственного поставщика еще называется прямой закупкой. Это способ закупки, когда договор заключается с конкретным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) без рассмотрения конкурирующих предложений.

Это способ закупки также называют безальтернативным.

Особенности закупки у единственного поставщика по 223-ФЗ

Читайте также:  Административный управляющий при банкротстве: понятие, порядок утверждения, права и обязанности

Федеральный закон №223-ФЗ содержит только одно прямое упоминание о закупке у единственного поставщика: «заказчик не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает на официальном сайте сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)». Однако означается ли это, что о предстоящей закупке у единственного поставщика не нужно уведомлять заранее? Нет, не означает. В перечне исключений, то есть случаев, когда о закупке нужно уведомлять только постфактум, закупки у единственного поставщика нет. Итак, обо всем по порядку.

Если вы хотите произвести закупку у единственного поставщика, вам потребуется соблюсти порядок закупки у единственного поставщика по 223-ФЗ, то есть выполнить ряд обязательных действий. Основное из них — размещение всей информации о вашей закупочной деятельности на официальном сайте ООС. Это общероссийский официальный сайт госзакупок zakupki.gov.ru.

Какая информация размещается на сайте госзакупок:

  • Положение о закупке, а также вносимые в него изменения (в течение 15 дней со дня утверждения).
  • План закупок товаров, работ, услуг (в течение 10 календарных дней со дня утверждения, не позднее 31 декабря).
  • Информация о конкретной закупке. В пакет документов входят: извещение о закупке, в том числе извещение о закупке у единственного поставщика; документация о закупке; проект договора; изменения, вносимые в извещение и документацию, разъяснения документации (не позднее 3 дней со дня принятия решения о внесении изменений, предоставления разъяснений); протоколы; информация об изменении договора.
  • Отчетная информация. (Не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным).

Закупка у единственного поставщика по 223-ФЗ: понятие, обоснование, порядок проведения

Однако есть ряд исключений, когда информацию о конкретной закупке достаточно разместить в отчете и не уведомлять о ней заранее.

Не подлежит размещению на официальном сайте пакет документов о следующих закупках:

  • Если сведения по конкретной закупке составляют государственную тайну;
  • Если по закупке принято решение Правительства Российской Федерации;
  • Если стоимость закупки не превышает 100 тыс. рублей (для компаний с годовой выручкой до 5 млрд. рублей);
  • Если стоимость закупки не превышает 500 тыс. рублей (для компаний с годовой выручкой свыше 5 млрд. рублей).

Закупка у единственного поставщика по 223-ФЗ: понятие, обоснование, порядок проведения

Основания для закупки у единственного поставщика 2017:

По федеральному закону 223-ФЗ все случаи закупки у единственного поставщика заказчик определяет самостоятельно в Положении о закупке. Часто основой перечня причин выступает ст. 93 Закона № 44-ФЗ, в которой указано около 50 пунктов. Однако 223-ФЗ дает право заказчику расширить этот перечень, в том числе и за счет оснований, не характерных для госзаказа.

Все закупки у единственного поставщика, не попадающие в ранг исключений, должны быть обоснованы. Обоснование закупки у единственного поставщика 223-ФЗ содержит отчет о том, что выполнение закупки другим способом нецелесообразно, а также расчета цен, анализа рынка, формулировки обоснования, обращения для согласования закупки.

Важно знать, что для регистрации и дальнейшей работы на сайте госзакупок нужна электронная подпись. Заказать электронную подпись вы можете в аккредитованном Центре ЭЦП.

Нарушения, которые могут перечеркнуть закупку

Функция по контролю в сфере размещения госзаказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, возложена на ФАС России. Однако — так как государственные закупки считаются сферой, где «разгуливает» коррупция, они находятся в зоне повышенного внимания и органов прокуратуры.

Отдавая предпочтение закупкам у единственного поставщика, даже если они достаточно обоснованы Положением о закупках, заказчики морально и документально должны быть готовы к проверкам до стороны надзорных органов. На основе данных прокурорских проверок составлен ТОП-нарушений законодательства в сфере госзакупок.

ТОП нарушений в сфере госзакупок:

  1. Неразмещение или несвоевременное размещение на официальном сайте информации (Положение о закупке, план закупки, извещение и документация о закупке, протоколы и т.д.).
  2. Несоответствие положения о закупке и иных документов, регламентирующих закупочную деятельность заказчика, нормам закона №223-ФЗ.
  3. Преднамеренное ограничение количества участников закупки, частности за счет предъявления завышенных требований к участникам закупки.
  4. Нарушение собственного Положения о закупке и других документов, регламентирующие закупочную деятельность компании.

Закупка у единственного поставщика по 223-ФЗ: понятие, обоснование, порядок проведения

Как стать единственным?

Согласно Постановлению Правительства РФ от 15.11.2017 N1383 (вступает в силу 1 января 2018 года) расширен перечень госструктур, обязанных закупаться у субъектов малого и среднего предпринимательства. Напомним, годовой объем закупок у МСП должен составлять не менее 18% совокупного годового стоимостного объема договоров.

С 1 января 2018 года по Закону 223-ФЗ закупки у МСП также обязаны проводить заказчики, у которых:

  • годовая выручка больше 500 млн руб.;
  • величина активов больше 500 млн руб. (для кредитных организаций);
  • автономные учреждения, объем закупок которых в предыдущем году превысил 250 млн руб.

Действия правительства направлены на то, чтобы оживить рынок закупок, дать шанс новым компаниям войти в пул господрядчиков. А для этого надо держать руку на пульсе закупочной деятельности.

Современные электронные сервисы призваны моментально дать вам всю картину закупок в РФ.

Одним из таких популярных сервисов является «СБИС Торги», который не требует установки дополнительного программного обеспечения и имеет большой спектр возможностей.

Подрядчикам он найдет подходящие торги на более чем 100 площадках, даст рекомендации по начальной цене, проанализирует предложения конкурентов, оценит вероятность победы. Заказчикам предоставит информацию об участниках закупки: список учредителей и аффилированных компаний, финансовое состояние, анализ надежности и т.п.

Обо всех подробностях работы по 223-ФЗ вам готовы рассказать наши специалисты. Кроме того, наши опытные эксперты готовы помочь вам в разработке Положения о закупках по нормам 223-ФЗ.

Проведение закупки у единственного поставщика 44-ФЗ и 223-ФЗ

Закупка у единственного поставщика — неконкурентный способ определения поставщика. То есть заказчик может покупать у конкретного продавца, без проведения торгов.

Закупка у единственного поставщика по 223-ФЗ: понятие, обоснование, порядок проведения

Обоснование закупки у единственного поставщика

Заказчик не может заключить контракт с единственным поставщиком, когда ему захочется. Закупочное законодательство устанавливает определенные рамки.

44-ФЗ требует от  заказчика:

  • Согласовать  заключение контракта с единственным поставщиком с органом исполнительной власти;
  • Обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения, а также цену контракта и иные существенные условия контракта;
  • Уведомить ФАС о заключении контракта с единственным исполнителем;
  • Отчитаться о количестве и стоимости договоров, заключенных по результатам закупки у единственного поставщика.  

В 223-ФЗ ограничений меньше. С 1 июля 2018 года при закупке у единственного поставщика достаточно включить сведения в план и направить их в Реестр договоров. В положении о закупке нужно указывать исчерпывающий перечень случаев проведения такой процедуры.

Случаи закупки у единственного поставщика

Такие закупки реализуются в двух вариантах:

  1. заказчик направляет предложение единственному подрядчику с предложением заключить контракт на поставку необходимых товаров, работ, услуг;

  2. заказчики принимает предложение от определенного подрядчика на заключение контракта.

Закупка у единственного поставщика по 44-ФЗ

По статистике Минфина, за первое полугодие 2018 года в ЕИС было опубликовано 440 тысяч извещений о проведении закупки у единственного поставщика. Это второй по популярности способ. На первом только электронный аукцион.

Все случаи, когда можно заключать контракт с единственным поставщиком, перечислены в части 1 статьи 93 44-ФЗ. Всего там 56 пунктов. Приводим сокращенный и немного обобщенный список таких случаев:

  • Деятельность субъектов естественных монополий
  • Указ или распоряжение Президента или Правительства
  • Признание определения поставщика при конкурентной процедуре несостоявшимся
  • Мобилизация
  • Закупка до 100 тыс. руб.
  • Закупки государственного или муниципального учреждения культуры
  • Закупка декораций, костюмов, театрального реквизита
  • Билеты в театр, зоопарк, цирк, экскурсионные билеты
  • Организация мероприятия
  • Поставка культурных ценностей
  • Народные художественные промыслы
  • Преподавательские или экскурсоводческие услуги
  • Работы, которые может выполнять только орган исполнительной власти
  • Вооружение и военная техника
  • В случае аварии, ЧС
  • Товары и услуги от предприятия УИС
  • Объекты авторского права (за исключением проката фильма)
  • Авторский надзор за строительством
  • Обеспечение визитов глав иностранных государств
  • Обеспечение деятельности объектов государственной охраны
  • Управление многоквартирным домом
  • Субъект РФ или муниципалитет покупает или арендует нежилое помещение
  • Ремонт нежилых помещений
  • Направление работника в командировку
  • Закупка лекарственных препаратов при наличии медицинских показаний или по решению врачебной комиссии
  • Купля-продажа электрической энергии с гарантирующим поставщиком
  • Закупки ЦИК
  • Оборудование для инновационных площадок
  • Банковская гарантия для бюджетного учреждения
  • Средства разведывательной деятельности для внешней разведки
  • Средства контрразведывательной деятельности для ФСБ
  • Сбор и  обработка первичных статистических данных
  • Информация баз данных
  • Закупки, связанные с оперативно-розыскной деятельностью
  • Воинские перевозки
  • Закупка товара, произведенного на территории РФ в соответствии со специальным инвестиционным контрактом
  • Изготовление акцизных марок для алкогольной и табачной продукции, ввозимых в РФ
  • Защита интересов РФ в иностранных и международных судах и арбитражах
  • Орган исполнительной власти лечится за границей
  • Осуществление государственной охраны
  • Услуги кредитных рейтинговых агентств
  • Модернизация информационных систем для обеспечения деятельности Федерального Собрания

Закупка у единственного поставщика по 223-ФЗ

В отчете по закупкам Минфин сообщает, что  в первом полугодии 2018 года заказчиками осуществлялись закупки с применением 2 092 способов определения поставщика. 95% неконкурентных закупок, из которых доля закупок у единственного поставщика составляет 42%.

Почему заказчики так любят этот способ? 223-ФЗ не содержит конкретных ограничений применения закупки у единственного поставщика. Статья 3.6, регулирующая конкретно эту процедуру, появилась 1 июля 2018 года. Она гласит:

Читайте также:  Банкротство субъектов естественных монополий: порядок, особенности, правила проведения процедуры

Порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке.

Дробление и закупка у единственного поставщика

Согласно части 15 статьи 4 223-ФЗ, в ЕИС не размещаются извещения о закупках до 100 тыс. руб. А если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год больше 5 млрд. руб. — «граница» понижается до 500 тыс. руб. Также не подлежит публикации информауия о закупке, составляющую государственную тайну.

Теоретически получается, что заказчик может  установить ценовой порог для закупки у единственного поставщика, совпадающий с порогом для малых закупок и не публиковать извещение в ЕИС. На практике родилось такое явление как дробление закупок.

Заказчики разбивают крупные тендеры на  мелкие закупки и проводят их за несколько месяцев. Иногда это обосновано сроками. Такая закупка проходит быстрее. Но иногда дробление — это признак «отката». То есть заказчик хочет отдать закупку конкретному поставщику, в максимально скрытной обстановке.

Если участник считает, что заказчик неправомерно выбрал закупку  у единственного поставщика — он имеет право подать жалобу в ФАС.

©ООО»РусТендер» 

Материал является собственностью tender-rus.ru. Любое использование статьи без указания источника — tender-rus.ru запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Закупка у единственного поставщика по 223-ФЗ

Пошаговая инструкция закупки у единственного поставщика по 223-ФЗ:

  1. Прописать в положении основания и правила.
  2. Включить позицию в план.
  3. Составить договор и другую документацию.
  4. Провести торги.
  5. Подписать договор и передать сведения в реестр.

В 2021 году планируются серьезные изменения.

01.02.2021 на сайте проектов нормативных актов Минфин опубликовал законопроект, который изменяет ст. 3 223-ФЗ. Регулятор планирует распространить на процедуры с ограничениями для СМП формат тендеров в «электронных магазинах» и прописывает право для правительства определять порядок проведения неконкурентных торгов у субъектов МСП в электронной форме.

Под формой «электронного магазина» понимается проведение такой закупки в короткий промежуток времени — от нескольких часов до одного дня.

В пояснительной записке к этому документу указано, что под неконкурентными процедурами в электронной форме понимаются закупки малого объема (ЗМО, до 500 000 рублей), которые проводятся в электронной форме на основе принципов «электронного магазина», предусматривающие предварительное размещение участниками заявок-оферт и отбор заказчиком подходящего предложения.

Когда примут изменения, закупки малого объема госкомпаний переведут на электронные торговые площадки (ЭТП), которые отобраны правительством для проведения госзакупок по 44-ФЗ.

Напомним, что по 44-ФЗ формат «электронного магазина» для проведения госзакупок малого объема до 3 млн руб. начнет действовать с 01.04.2021.

Основания покупки у единственного поставщика

Когда заказчику требуется провести закупку у единственного поставщика по 223-ФЗ, определение исполнителя часто происходит через прямое приглашение заключить договор. Заказчик вправе провести процедуру, если сведения о ней есть в положении и в плане, которые размещены в ЕИС. В положении должны быть перечислены критерии выбора процедуры:

  • начальная цена ниже конкретного значения;
  • совместимая или уникальная продукция;
  • срочная потребность;
  • несостоявшаяся конкурентная процедура;
  • обязательства перед третьими лицами;
  • продукция для текущей хозяйственной деятельности;
  • ограниченный круг участников процедуры.

Порядок закупки у единственного поставщика по 223-ФЗ

Потребуется выполнить три шага:

  1. Разместить в ЕИС документацию о закупке (если предусмотрено положением).
  2. Заключить договор.
  3. Внести информацию о сделке в реестр.

223-ФЗ не обязывает заказчика делать какие-то документы (например, документацию, извещение, проект договора) в тендерах у единственного поставщика и размещать их в ЕИС.

Чтобы купить товары, работы или услуги у едпоставщика, руководствуйтесь только правилами закупочного положения.

Когда составляете его, сами определяйте, какие именно документы готовить и выкладывать ли информацию о такой закупке в ЕИС. Это указано в ст. 3.6, ч. 5 ст. 4 223-ФЗ.

По общему правилу, срок заключения договора с единственным поставщиком по 223-ФЗ устанавливается в соответствии с положением. После подписания сведения о договоре необходимо внести в реестр в течение трех рабочих дней. Не вносится информация по сделкам, которые не размещены в ЕИС, а также если их цена не превышает 100 000 руб. (500 000 руб. — для крупных заказчиков).

Закупка у единственного поставщика по 223-ФЗ: основания и документация

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

Из этой статьи вы узнаете:

  • Какие существуют основания для закупки у единственного поставщика по 223-ФЗ
  • Что указывать в закупочной документации
  • Каковы лимиты цен при закупке у единственного поставщика
  • Как осуществить закупку у единственного поставщика

Прямой называется разновидность закупок, при которой контракт заключают только с одним исполнителем или поставщиком, не рассматривая никаких альтернативных предложений от конкурентов.

При этом всё, что касается исполнения договора и его заключения, прописывается заказчиком в положении о закупке.

Представляем вашему вниманию обзорный материал о том, как правильно осуществляется закупка у единственного поставщика по 223-ФЗ.

Основания для закупки у единственного поставщика по 223-ФЗ

Согласно закону о государственных закупках, 223-ФЗ, все случаи, когда закупка будет производиться у единственного поставщика, определяются самим заказчиком. Их список может быть расширен по следующим основаниям, не типичным для госзаказа:

  • Если приобретение продукции, заказ работ или услуг займёт слишком много времени, но они требуются срочно для ликвидации последствий или предупреждения аварий и чрезвычайных ситуаций (равно как и угрозы их возникновения), несущих риск для здоровья и жизни людей или же состояния природной среды. Сюда же относятся ситуации, грозящие остановкой производственных процессов покупателя. Быстро закупить всё необходимое у единственного источника – самое разумное решение.
  • Когда покупатель уже ранее приобрёл какую-либо продукцию у поставщика и решил закупаться у него и дальше, чтобы гарантировать совместимость с уже имеющимися продуктами (технологиями, оборудованием, услугами) или стандартизацию. В противном случае первоначальная закупка оказалась бы нерациональной.
  • Между исполнителем и заказчиком уже был заключён контракт, который был расторгнут из-за того, что исполнитель не выполнил всех своих обязательств на должном уровне, в установленные сроки и в оговорённом объёме (либо вообще их проигнорировал). Если какую-либо часть товаров или услуг он всё же поставил, это повлияет на условия следующей сделки: объём поставки в новом договоре будет скорректирован в соответствии с количеством уже полученной продукции (услуг, работ), а его стоимость будет снижена пропорционально ему.
  • Если речь идёт о договоре аренды недвижимости, который продлевается или вновь заключается.
  • Если заключается сделка о продаже или приобретении недвижимого имущества.
  • При оказании услуг связи (как мобильной, так и стационарной), когда у покупателя уже имеется номерная ёмкость данного оператора связи.
  • При продаже услуг в области юриспруденции или консалтинга (включая адвокатов и нотариусов).
  • При заказе работ по организации массовых мероприятий культурного и спортивного характера.
  • При внесении обязательных платежей, таких как членские взносы, в ситуациях, не предполагающих конкуренции.
  • При заключении контрактов на участие в образовательных мероприятиях (семинарах, тренингах, стажировках), а также конференциях и выставках, организуемых самим поставщиком или другим лицом, которое его уполномочило участвовать в закупке.
  • У единственного поставщика производят закупку услуг по 223-ФЗ, необходимых для служебной командировки сотрудника, как то: проезд до нужного места и обратно, проживание (в гостинице или съёмном жилье), транспорт, питание, связь и прочие сопутствующие издержки.
  • Закупаются услуги, необходимые для обеспечения визита делегации (проживание в арендованной квартире или гостинице, проезд, питание, использование компьютеров, связь, и т. п.).
  • У данного поставщика можно приобрести продукцию или услуги по ценам намного ниже, чем средние по рынку, но предложение актуально лишь в течение короткого периода времени.
  • По 223-ФЗ заказываются услуги, заключающиеся в обслуживании и техническом содержании нежилых помещений (одного либо нескольких), которые заказчик получил в пользование в здании, где данный подрядчик уже обслуживает другие нежилые помещения, используемые иными лицами.
  • У поставщика на условиях лицензионного соглашения приобретается право на пользование программными продуктами и базами данных, причём договор заключается с правообладателем. Всё то же самое актуально для контрактов на покупку ПО напрямую у самого разработчика либо у его официального представителя. Закупка у единственного поставщика выбирается для того, чтобы все ранее установленные программы и базы получали своевременные обновления и сохраняли работоспособность.
  • Если предметом закупки по 223-ФЗ у единственного поставщика – правообладателя, в данном случае – является право на объект интеллектуальной собственности.
  • Предприятию или организации срочно потребовались определённые товары (включая случаи, когда без них заказчик не сможет исполнить свои обязательства, установленные законом, перед другими лицами), а все остальные способы их закупки отнимут слишком много времени. Сюда, однако, не включаются ситуации, в которых причиной срочности было промедление или неосмотрительность сотрудников организации-заказчика.
  • Исполнителем по договору является оператор электронной площадки, где проводятся закупки в электронном виде, и заказчик намерен поучаствовать в этих процедурах (как в роли покупателя, так и в роли подрядчика).
  • Оказывать услуги будет госучреждение, организация, фонд, компания или корпорация, либо юр. лицо, подведомственное им, либо предприятие, работающее по тарифам, которые установлены государственными регулирующими органами.
  • Заказчик заключает договор на оказание финансовых услуг: открытие и ведение счёта в банке, осуществление денежных расчётов по нему, размещение депозитов, получение гарантий от банка как принципал.
  • Во всех прочих ситуациях, когда осуществление закупки у единственного поставщика не противоречит 223-ФЗ и другим нормативным актам РФ, а для заказчика является наиболее экономически выгодным и целесообразным с точки зрения производственных процессов. Все условия такой прямой закупки обязательно подтверждаются документально.

Имейте в виду, что, если вы определили в своём положении о закупке некий список оснований, по которым закупка может производиться у единственного контрагента, это вовсе не даёт вам права закупать этим способом абсолютно все товары и услуги (подобные действия расцениваются как нарушение Закона №223-ФЗ). Любую причину использования прямой закупки следует объективно обосновать (этого требует п. 2 ч. 1 ст. 3 указанного нормативного акта).

Что указывать в закупочной документации

№ п/п Название пункта Содержание пояснений
1 Требования к приобретаемому у подрядчика товару, услуге или работе: их технические и потребительские характеристики, безопасность, габариты, упаковка, отгрузка, результаты работы, и пр.
  • Поставка (название продукции). Требования к качеству:
  • оно должно соответствовать принятыми ГОСТам и показателям.
2 Требования к заявке на участие: её сути, оформлению, формальным характеристикам. Не определены
3 Требования к описанию предмета закупки: потребительских, качественных, количественных свойств закупаемого товара. Если приобретается услуга или работа, их качественные и количественные параметры тоже описываются в требованиях. Не определены
4 Условия и место поставки продукции.

Основы работы по 223-ФЗ | Контур.Закупки

Законодательство о закупках представлено двумя основными законами — 44-ФЗ и 223-ФЗ. Первый из них регулирует государственные закупки, второй распространяется на закупки, осуществляемые госкорпорациями и прочими компаниями с государственной долей.

Закупок в сфере корпоративного заказа (по 223-ФЗ) проводится в несколько раз больше, чем по 44-ФЗ. В то же время последний закон считается очень строгим, а вот 223-ФЗ называют гораздо более лояльным.

Рассмотрим принципы этого закона, механизм его работы и отличия от 44-ФЗ.

Отличия между законами

Закон 44-ФЗ является процедурным нормативным актом — в нем определены все правила проведения закупок. У заказчика практически нет возможности выбирать что-то за редким исключением — он вынужден следовать четким требованиям закона.

223-ФЗ, напротив, является рамочным законом и дает заказчику все карты в руки. Он может устанавливать собственные правила, главное — чтобы они не противоречили требованиям законы.

В этом, пожалуй, и состоит основное различие между 223-ФЗ и 44-ФЗ.

Если говорить более конкретно, то разница в следующем:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

  1. В рамках госзаказа для всех заказчиков действуют единые правила. В закупках по 223-ФЗ каждый из них устанавливает собственные правила и отражает их в Положении о закупке.
  2. 44-ФЗ позволяет производить закупку через строго определенные процедуры — аукционы, конкурсы, запросы котировок и предложений, а также закупку у единственного поставщика. В 223-ФЗ нет закрытого перечня процедур, так что заказчик может определять поставщика самыми различными методами.
  3. Разный подход к закупкам у единственного поставщика: в 44-ФЗ определен список случаев, когда это возможно, а заказчики по 223-ФЗ составляют этот список сами.
  4. В рамках 44-ФЗ на электронной торговой площадке (ЭТП) проводятся только аукционы, в рамках 223-ФЗ — любые закупки.
  5. Заказчик по 44-ФЗ обязан заключить контракт с победителем процедуры, а заказчик по 223-ФЗ заключает контракт с победителем не всегда.

Принципы 223-ФЗ

Как было сказано выше, 223-ФЗ предоставляет заказчику возможность практически все определять самостоятельно. Однако правила, которые он устанавливает, не должны противоречить самому закону и его принципам. А они таковы:

  1. Информационная открытость. У любого заинтересованного лица должна быть возможность посмотреть, что и на каких основаниях приобретает заказчик данной закупки.
  2. Целевое и эффективное расходование денежных средств. Этот принцип означает, что не получится, например, приобретать товар у единственного поставщика по завышенным ценам, ведь такое расходование денежных средств не является эффективным.
  3. Поставщиком может стать любая организация или ИП. Указанный принцип устраняет сложности, с которыми раньше сталкивались малые компании, пытаясь заполучить контракт с госкорпорацией.
  4. Справедливость и отсутствие дискриминации в отношении участников. Это означает, что заказчики не должны допускать необоснованных ограничений конкуренции.

В связи с тем, что конкретных требований закон не устанавливает, его принципы из красивых слов превращаются в механизм, посредством которого участники могут отстоять свои права.

Например, заказчик установил, что поставщиком по контракту не может быть компания с оборотом меньше 10 миллионов рублей. С одной стороны, 223-ФЗ не запрещает заказчику устанавливать собственные правила игры.

С другой — указанное требование напрямую нарушает принципы закона об участии любого лица и равноправии участников. И на этом основании поставщик, который не может принять участие в закупке из-за малого оборота, имеет право обратиться в суд.

Обратите внимание, что подобного рода претензии рассматривается именно судами, поскольку ФАС имеет право рассматривать жалобы только по вполне конкретным нарушениям Закона 223-ФЗ.

Кто должен работать по 223-ФЗ

Субъектами хозяйственной деятельности, которые в своей работе применяют закон 223-ФЗ, являются:

  • госкорпорации, государственные компании, естественные монополии, а также организации, доля государства в которых составляет более 50%;
  • дочерние общества («дочки») таких организаций, а также дочерние общества этих «дочек»;
  • бюджетные учреждения, если их закупки производятся за счет грантов или средств, которые они заработали самостоятельно, а также в случае, когда они сами являются исполнителями по контракту и привлекают для его исполнения иных лиц.

Положение о закупке

Главным документом, на основании которого заказчики осуществляют закупочную деятельность по 223-ФЗ, является Положение о закупке. Его необходимо разработать и опубликовать на www.zakupki.gov.ru до начала года.

Положение является своеобразным «законом», по которому теперь придется осуществлять закупочную деятельность. В нем необходимо предусмотреть способы, которыми будут осуществляться закупки, порядок их подготовки и проведения, порядок заключения договоров, перечень товаров, работ и услуг, которые будут закупаться у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Заказчик в любое время может изменить что-либо в своем Положении о закупке — ограничений на это закон не устанавливает. Когда Положение будет изменено, необходимо опубликовать его новую редакцию и документ, в котором перечислены все изменения.

Если заказчик не утвердил Положение в срок, то работать по 223-ФЗ он не сможет и вынужден будет производить закупки по 44-ФЗ. Если в этом случае он пренебрежет и нормами законодательства о госзакупках, то будет оштрафован по части 3 статьи 7.32.3 КоАП. В соответствии с этой нормой, штраф для юридических лиц составляет 50 000—100 000 рублей, для должностных — 20 000—30 000 рублей.

Помимо Положения о закупке, заказчик должен разработать План закупок на один год. Перед каждой конкретной процедурой публикуется извещение о закупке и закупочная документация.

Техническое задание

Параметры объекта закупки указываются в Техническом задании. От его правильного составления напрямую зависит качество товара, работы или услуги и их соответствие нуждам заказчика. По оценкам экспертов, грамотно составленное ТЗ составляет 80% успеха закупки, так что его составлению нужно уделить особое внимание.

Техническое задание прежде всего должно содержать качественное описание объекта закупки.

В отличие от закона о госзакупках, 223-ФЗ позволяет не только детально прописать его параметры, но и указывать товарный знак, а также точные, а не диапазонные, значения определенных его характеристик.

Кроме того, техническое задание включает требования по комплектации, количеству, срокам и местам поставок, качеству, монтажу, обслуживанию и обучению персонала, а также гарантии поставляемого товара. Это минимальный набор требований, которые следует прописать в Техническом задании.

Электронная подпись

И заказчику, и поставщику по 223-ФЗ не обойтись без электронной подписи. И если 44-ФЗ определяет, какие типы электронных подписей должны использоваться той или иной стороной закупки, то 223-ФЗ требует лишь наличия квалифицированного сертификата. С одной стороны, это проще — теоретически подойдет любой тип электронной подписи.

С другой стороны — закупки по 223-ФЗ проводятся на множестве самых разных площадок, которые имеют право устанавливать собственные требования к сертификату электронной подписи. Так что сертификат, полученный для работы на одной ЭТП, могут не принять другие.

Таким образом, за сертификатом нужно обращаться, уже определивший со списком площадок, на которых поставщик собирается работать.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *