Выбор способа закупок по федеральному закону №-223: описание, схожие моменты и отличия

Выбор способа закупок по Федеральному закону №-223: описание, схожие моменты и отличия

Современная контрактная система подразумевает целый ряд конкурентных процедур. Они отличаются порядком проведения, особенностями подготовки заявок и сроками на отдельные этапы.

В данном материале мы прольём свет на все актуальные виды закупок, расскажем о ключевых отличиях и особенностях.

Основы

На сегодняшний день существует 4 основных вида конкурентных закупок:

  1. Электронный аукцион.
  2. Конкурс в электронной форме.
  3. Запрос котировок в электронной форме.
  4. Запрос предложений в электронной форме.

Некоторые из них разделяются на подвиды. Так, электронный аукцион может быть открытым и закрытым, а конкурс одноэтапным и двухэтапным. 

Начнем с доступности тендера для компаний. Закупка может проводиться в открытом и закрытом формате:

  • Открытые закупки публикуются в общем доступе, а принять участие может любой желающий, кто подходит под законные требования.
  • Закрытые закупки говорят сами за себя – участвовать могут далеко не все. Они проводятся в случаях предусмотренных ст. 84.1 закона 44-ФЗ. Например, когда закупка осуществляется для государственных нужд, являющихся государственной тайной. Чтобы принять участие, заказчик должен направить персональное приглашение Вашей компании.

Также, торги могут проводиться не только в один этап, но и в несколько:

  • Одноэтапные торги являются самым привычным вариантом. Они, как правило, проводятся значительно быстрее и проще, чем второй вариант.
  • Двухэтапные торги используется, чаще всего, для высокобюджетных закупок, где критически важно не прогадать с поставщиком. Особенности очевидны – сначала проводится первый отбор участников, а затем второй, где оставшиеся претенденты могут улучшить своё предложение ещё раз.

Подобные разделения хорошо себя зарекомендовали за годы практики. Благодаря им, заказчики могут выбрать самый эффективный вариант проведения, с учетом всей необходимой специфики.

Электронный аукцион

Выбор способа закупок по Федеральному закону №-223: описание, схожие моменты и отличия

Популярнейший вид конкурентной закупки, не сдающий своих позиций уже много лет.

При проведении, заказчик указывает, что именно ему нужно, в какие сроки и начальную максимальную цену контракта (НМЦК). Поставщики находят информацию о закупке, изучают документацию и подают заявку на участие. 

Кстати, искать закупки лучше всего с помощью системы Тендерплан! В ней есть детально настраиваемый поиск, чтобы находить именно то, что Вам нужно! Кроме того, в Тендерплане можно найти множество аналитических показателей по отраслям, конкретным заказчикам и конкурентам. Попробовать систему можно совершенно бесплатно в течение 14 дней!

Заявка на участие в электронном аукционе делится на 2 части. В первой, участник указывает полную информацию о предмете закупки, во второй – данные о компании.

После получения допусков, от участников потребуется войти на торговую площадку в указанный день и время, чтобы начать торг. В процессе каждый из них может снижать цену согласно допустимому шагу аукциона – от 0.5% до 5%. 

Победителем становится тот поставщик, который предложил лучшую цену и её не перебили в течение 10 минут. В последствии именно с ним и заключается контракт.

Конкурс в электронной форме

Выбор способа закупок по Федеральному закону №-223: описание, схожие моменты и отличия

Конкурс похож по своей логике на электронный аукцион, но с рядом достаточно серьёзных отличий.

Начнем с того, что при проведении конкурса в электронной форме, заказчик учитывает не только ценовое предложение участников, но и другие качества:

  • срок исполнения контракта;
  • опыт работы компании;
  • используемое оборудование (в случае работ или услуг);
  • качество продукта (при поставке).

Заявка на участие также состоит из двух частей, содержание которых регулируется ч. 4 ст. 54.4 закона 44-ФЗ и ч. 6 ст. 54.4 закона 44-ФЗ соответственно.

В отличии от аукциона, участвующие компании не перебивают цены друг друга, а обозначают ценовое предложение сразу.

Однако, есть ещё одна интересная особенность. После всех основных действий, заказчик публикует в ЕИС протокол рассмотрения вторых частей заявок. В этот момент у всех участников появляется последний шанс улучшить своё предложение, но на этот раз окончательно.

Запрос котировок в электронной форме

Выбор способа закупок по Федеральному закону №-223: описание, схожие моменты и отличия

Запрос котировок считается, пожалуй, самым сложным видом закупки на сегодняшний день. Это мнение обусловлено сжатыми сроками на проведение, а также ограничениями в допустимой НМЦК.

Заказчик публикует извещение не позднее, чем за 4 дня до окончания приёма заявок. Отсчёт начинается с первого рабочего дня, следующего за днём размещения. В нём указывается предмет закупки, начальная стоимость и прочие требования.

Потенциальные участники, нашедшие извещение, должны отправить заявку, в которой содержится стандартный пакет документов, а также ценовое предложение. Полученные заявки рассматриваются на предмет соответствия котировочной комиссией, после чего направляются оператору ЭТП который, ориентируясь на предложенные цены, и определяет победителя.

Отдельно стоит упомянуть, что стоимость контракта не должна превышать 3 миллиона рублей. Годовой объём закупок такого вида тоже ограничен – не более 10% от всего годового объёма или 100 миллионов рублей.

Запрос предложений в электронной форме

Выбор способа закупок по Федеральному закону №-223: описание, схожие моменты и отличия

Данный вид закупки немного схож с конкурсом. Заказчик также ориентируется не только на цену, но и на иные параметры. Победителем становится та компания, которая вынесла лучшее предложение, в котором цена, сроки и качество исполнения контракта наиболее соответствуют требованиям в документации.

Чтобы провести запрос предложений в электронной форме, необходимо учесть ряд требований. Дело в том, что такой вид закупки можно использовать лишь для ограниченного списка ситуаций:

  • Закупка предметов народного творчества.
  • Закупка для нужд олимпийских сборных. 
  • Закупка лекарств для конкретного человека.
  • Закупка жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у физических лиц.
  • При повторном проведении закупки, договор которой был официально расторгнут.
  • При необходимости защиты Российской Федерации в случае иска, который был подан в суд другого государства.
  • При условии, если повторный электронный аукцион или конкурс не состоялись. 

Участники направляют свои предложения на площадку, на которой проводится закупка, после чего ожидают рассмотрения и публикации протокола. Ждут они потому, что после этого претенденты на контракт могут подать финальное предложение с изменениями в лучшую сторону.

Виды закупок по 223-ФЗ: основные различия, условия и способы закупок

Российские компании — передовики отраслей и гиганты своего монопольного царства могут восприниматься по-разному, но нельзя отрицать их огромную роль в стимулировании рынка.

Обеспечение контрактов, условия участия, последние изменения в законе — рассмотрим все аспекты работы по 223-ФЗ в статье:

Что регулирует 223-ФЗ

Закон определяет, как вести закупки естественным монополиям и корпорациям с долей государственного участия. 44-ФЗ устанавливает то же самое, но уже исключительно для государственных заказчиков.

223-ФЗ определяет лишь принципы закупки, а порядок и условия процедуры заказчик придумывает сам и вносит в Положение о закупке. И это главный документ, на который опираются все стороны. Он меняется от одной закупке к другой, и успешный участник умело лавирует между различными требованиями контрактов.

Размещают заказы по 223-ФЗ на тех же площадках, что и по 44-ФЗ.

Он позволяет изменять существенные условия контракта — цены, сроки исполнения заказа, количество объекта закупки.

Это делает 223-ФЗ более гибким и восприимчивым к рынку

Организация может работать сразу по двум законам — 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Если вы работаете по 223-ФЗ, то публикуете Положение о закупке на своем сайте, а уже в нем, если пожелаете, прописываете пункты — как в 44-ФЗ. 223-ФЗ дает заказчикам гораздо больше свободы в выборе условий закупки.

Какие задачи решает 223-ФЗ

  • способствует эффективному расходованию бюджетных денег;
  • делает закупки более конкурентными и прозрачными;
  • предотвращает коррупцию, сговор и прочие злоупотребления;
  • обеспечивает единое экономическое пространство для закупок, что расширяет круг возможных участников;
  • позволяет большему количеству компаний получить выгодный государственный заказ.

Выбор способа закупок по Федеральному закону №-223: описание, схожие моменты и отличияСпособы закупок по 223 ФЗ

Какие торги проходят по 223-ФЗ

Закупки проходят в форме конкурса, аукциона, запросов предложений и котировок, преимущественно электронно (если не сказано в документации иное). Согласно ч.4 ст.3 Правительство РФ устанавливает перечень товаров, услуг и работ, которые приобретаются на условиях этого закона.  

Закупки по 223-ФЗ: новые требования и старые правила

Что могут и должны делать заказчики по 223-ФЗ

223-ФЗ дает лишь основное направление и общие постулаты, на которых строится закупочная деятельность. Но главным документом, который определяет структуру сделки является Положение о закупке.

Его содержание отличается от тендера к тендеру, поэтому его не окидывают беглым взглядом, а внимательно изучают. Закон также накладывает на заказчика обязательства.

По 223-ФЗ заказчик должен:

  • по п.2 ч.8. ст.3 покупать товары и потреблять услуги у малых и средних предпринимателей и организаций. Государство устанавливает способ расчета доли таких закупок;
  • отдавать приоритет товарам российского производства, а также услугам и работам соответствующего происхождения.

Заказчик может:

  • не сотрудничать с организациями из реестра недобросовестных поставщиков;
  • размещать тендерную информацию на своем сайте, если она не содержит гостайны;
  • не публиковать информацию о заказе по п.1-3 ч.15 ст.4. Среди них — купля-продажа и аренда госимущества, покупки на сумму менее 100 тыс. рублей и 500 тыс. рублей (если годовая выручка организации более 5 млрд. рублей).

Участник может пожаловаться в ФАС на основании:

  • размещенной заказчиком недостоверной информации — об объемах закупок у малого и среднего бизнеса;
  • нарушения федерального закона или положения;
  • неправомерного требования дополнительных документов заказчиком;
  • несоблюдения порядка размещения Положения о закупке в ЕИС.

Тогда заказчика оштрафуют по ст.7.32.2, ст. 19.5 и 19.7.2-1 КоАП РФ

Заказчики по 223-ФЗ

Заказчики — организации, одним из учредителей которых является государство. Доля бюджетных денег в уставном капитале более 50%.

Деньгами, которые они получают от государства, такие организации распоряжаются на своё усмотрение. Но это вовсе не означает, что принципы рационального расходования здесь неприменимы. Как раз наоборот — такая компания заинтересована в улучшении своей хозяйственной деятельности в росте прибыли, производительности.

Закупки по 223-ФЗ для заказчиков — эффективный способ найти исполнителя для заказа на оптимальных условиях  получить максимум, потратить минимум.

В ч.2 ст.1 223-ФЗ заказчиками называют:

  • субъекты естественных монополий.

Естественная монополия — это состояние на рынке, когда есть лишь одна компания, которая удовлетворяет потребности в эксклюзивных товарах, работах, услугах. Отсутствие конкуренции для таких компаний не страшит государство, а напротив — считается, что так спрос удовлетворяется эффективнее. К ним относят ПАО «Ростелеком»‎, ОАО «РЖД»‎, ФГУП «Почта России»‎, ПАО «Газпром»‎

Читайте также:  Виды кредиторов при банкротстве: понятие, классификация и характеристики их требований

Монополистами являются аэропорты, железные дороги, морские порты, электроэнергетика, коммунальная инфраструктура и т.д. ФАС ведет реестр таких компаний.

Государство поддерживает эти компании, а те, в свою очередь, стимулируют деловую активность среди бизнес-сегмента — размещают крупные заказы. Ввиду исключительности своего положения заказчики могут расходовать деньги неэффективно. Чтобы этого не случилось, и создали 223-ФЗ.

Какие документы нужны для участия в тендерах и аукционах?

Документы по 223 ФЗ

Положение о закупке (далее ПЗ) — это главный регулятор закупочной деятельности по 223-ФЗ

Документ разрабатывается головной организацией и дочерние компании обязаны придерживаться типовой формы. То же относится к бюджетным и автономным учреждениям, а также к унитарным. Для них формы Положения разрабатывают органы исполнительной власти. Их можно скачать на сайте ЕИС

Если в 223-ФЗ появляются изменения, то заказчик обязан дополнить Положение о закупке в течение 15 дней согласно ч.2.7 ст.2 этого же закона

В ПЗ организатор тендера указывает всегда одни и те же пункты:

  • формирование максимальной цены контракта (НМЦК). При его составлении принимают во внимание Приказ Минэкономразвития России №567 от 02.10.13. Там есть методические рекомендации по определению НМЦК;
  • требования к извещению, документации, к участникам и их заявкам;
  • наличие обеспечения по контракту и заявке, его срок, размер, а также допустимые формы предоставления;
  • порядок заключения договора, и что будет, если кто-то уклонится от подписания;
  • порядок работы комиссии тендера;
  • требования к описанию объекта — товара, услуги, работы;
  • способы закупки.

Также могут быть установлены:

  • другие способы закупок, кроме конкурса и аукциона;
  • обязанность обоснования цены, выбора подрядчика или поставщика, заключения контракта с единственным участником.

31.12.2017 законом № 505 государство внесло изменения в 223-ФЗ. Они коснулись ПЗ. Каждого заказчика обязали до 1 января 2019 поправить свои ПЗ и разместить новые в ЕИС. Иначе закупки придется осуществлять по закону №44.При этом в ч.3 ст.4 505-ФЗ нет ничего про то, что будет, если ПЗ не разместить в ЕИС. Для МСП подобное прописано в ч.8.1 ст.3 223-ФЗ. Это значит, что ПЗ будет признано не размещенным, если его не скорректируют до 01.01. 2019. Но это не влечет никаких последствий для крупных заказчиков

Что нужно сделать:

  • создать закрытый перечень закупок у единственного поставщика;
  • указать те, которые будут происходить в бумажном виде. Иначе все станут электронными;
  • дополнить требования к участвующим организациям согласно ч.6 ст.3 223-ФЗ.

Какие сделки не регулирует 223-ФЗ

Закон определяет сделки приведенных выше заказчиков, кроме исключений из ч.4 ст.1:

  • закупка по международному договору;
  • закупка на основании 44-ФЗ, когда должен применяться 223-ФЗ;
  • приобретение и продажа валюты, драгоценных металлов и ценных бумаг, а также биржевых товаров;
  • приобретение военного оборудования — техники, вооружения, а также услуг и интеллектуальных продуктов военного назначения;
  • лизинг, облигации, операции с прочими финансовыми инструментами и сотрудничество с иностранными банками;
  • сделки в сфере электроэнергетике, которые подпадают под ФЗ №35 от 26.03.2003;
  • поиск компании для проведения обязательного аудита ГУПов и МУПов, государственных компаний и корпораций.

Какое обеспечение требуют в сделках по 223-ФЗ?

Участник выбирает сам форму обеспечения, заказчик лишь указывает в документации необходимый размер. К примеру, по ч. 12 ст. 3.4 субъект малого или среднего бизнеса вправе выбирать между денежным взносом и банковской гарантией.

В остальных случаях по ч.25 ст. 3.2 участник выбирает форму обеспечения из тех, что предусмотрел организатор закупки в Положении. Это может быть и гарантия, и деньги, и любой другой способ, предусмотренный ГК РФ.

Обеспечивать заявку не обязательно по 223-ФЗ. Такое решение — выбор заказчика, но не всегда. По п.27 ст. 3.2 при сумме сделки до 5 млн. рублей обеспечение заявки не устанавливается. В 44-ФЗ заказчик обязан установить такое требование при сумме свыше 50 млн. рублей.

Более подробно про обеспечение заявки в законе №223 можно почитать здесь.

В ПЗ заказчик предусматривает все возможные аспекты грядущей закупки. Там есть и про обеспечение исполнения контракта. Размер, форма и условия предоставления — на его усмотрение.

Более подробно про обеспечение исполнения контракта в законе №223 можно почитать здесь.

Что нужно запомнить

  1. 223-ФЗ гораздо более лояльный, чем 44-ФЗ. Многое решает сам заказчик и указывает это в ПЗ.
  2. ПЗ нужно читать с особым вниманием. Это основной документ, где есть все условия и требования.
  3. Банковская гарантия — наиболее удобный способ обеспечения контракта и заявки.
  4. Получить БГ просто. Важно лишь найти кредитную организацию, которая устраивает заказчика и не вызывает нареканий у Центробанка.

Конкурентный и неконкурентный способы закупок и их обоснование

Из нашей статьи вы узнаете:

Федеральным законом № 44-ФЗ предусмотрено два способа закупок: конкурентный и неконкурентный. При конкурентном способе в закупке принимают участие независимые поставщики, а тендер получает тот участник, который делает наиболее выгодное для заказчика предложение.

В случае неконкурентного способа заказчик закупается у единственного поставщика. Для такого способа закупки установлены специальные условия, а также ограничения по сумме.

В статье мы рассмотрим каждый способ закупки подробнее и расскажем, как обосновать выбранный способ определения поставщика.

Неконкурентные способы

Неконкурентный способ закупок подразумевает размещение заказа на приобретение товара, выполнение работ или оказание услуг у заранее установленного исполнителя. Такие закупки называют называются прямыми, поскольку поставщик определяется без конкурсного отбора, а контракт с ним подписывается напрямую.

Сделки с единственным поставщиком проводятся в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ (статья 93), а также Федеральным законом № 223-ФЗ.

Организация вправе самостоятельно выбирать, по какой схеме выбирать поставщика, однако, если заказчик выбрал конкурентный способ закупки и при этом торги не состоялись, закон о контрактной системе обязывает его заключить контракт с единственным поставщиком.

В каких случаях проводится закупка у единственного поставщика

для проведения сделки с единственным поставщиком существует перечень условий, который включает в себя более 50 пунктов (ч. 1 ст. 93 федерального закона № 44-фз). в число наиболее распространённых условий входят:

  • заказчик приобретает товар, работы, услуги (тру), производимые организациями, которые входят в естественную монополию на основании федерального закона от 17 августа 1995 года № 147-фз, а также услуги центрального депозитария (п. 1 ч. 1 ст. 93);
  • договор заключается на сумму менее 300 тыс. рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93);
  • заказчик приобретает услуги по ресурсоснабжению зданий и сооружений, а также по ввозу (вывозу) или хранению наркотических и психотропных веществ (п. 8 ч. 1 ст. 93);
  • заказчик приобретает тру, которые признаны необходимыми в связи с аварийной ситуацией, а также неотложной потребностью в оказании экстренной медпомощи (п. 9 ч. 1 ст. 93).

виды неконкурентных способов закупок

  1. малые закупки
  2. сумма разовой закупки не должна превышать 300 тысяч рублей.

    кроме того, ограничен объём годовых закупок — до 2 млн рублей или 10 процентов от годового объёма всех закупок организации-заказчика в совокупности, но не более 50 млн рублей.

    если организация-заказчик проводит закупку тру, приобретаемых в целях обеспечения потребностей управляющих структур сельских поселений, данные ограничения действовать не будут.

    для наглядности рассмотрим пример малой закупки, когда исполнителем контракта является единственный поставщик. допустим, в апреле 2021 года организация с ограниченной ответственностью «протон» закупила для офиса оборудование на сумму 220 тысяч рублей.

    через два месяца руководство «протона» приняло решение о необходимости закупки оргтехники. в соответствии с п.4 ст.

    93 федерального закона № 44-фз, организация имеет право закупить дополнительное оборудование у того же поставщика, главное, чтобы цена закупки была в пределах 300 тысяч рублей, а годовой объём закупок организации-заказчика у единственного поставщика не превышал установленных лимитов.

а мы напоминаем о том, что для заключения контракта вам потребуется квалифицированная электронная подпись. оформить такую эп можно через наш сайт.

  1. закупки при форс-мажорных ситуациях
  2. законом разрешён выбор закупок у единственного поставщика в случае обстоятельств непреодолимой силы. под это определение попадают условия, которые прописаны в ст. 401 гк рф. к ним, например, относятся стихийные бедствия, эпидемии и тому подобное. заказчик должен доказать, что именно наступление таких обстоятельств привело его к заключению сделки с единственным поставщиком.

конкурентные способы

Закупка по конкурентной процедуре подразумевает, что в торгах примут участие все желающие. При этом организация-заказчик формирует контрактные требования. Иногда требования могут применяться также к участникам торгов.

Суть конкурентного способа заключается в том, что конкурсанты делают заказчику предложения, из которых он выбирает наиболее выгодное для себя. При выборе победителя заказчик руководствуется такими критериями, как цена ТРУ и условия исполнения договора.

Существует несколько видов конкурентных закупок. Мы рассмотрим каждый по отдельности.

Аукцион

При таком способе участники подают заявки с предложениями без цены, затем проводится аукцион, на котором уже озвучиваются ценовые предложения, по результату которого выбирается победитель.

Наилучшая цена, как правило, зависит от типа аукциона:

  • Аукцион с повышением начальной цены — заказчик объявляет стартовую цену объекта закупки (лота), участники с каждым шагом предлагают более высокую цену. Победителем становится участник, предложивший наибольшую сумму. Аукционы такого типа обычно проводятся на банкротных торгах.
  • Аукцион с понижением начальной цены — заказчик объявляет максимальную стартовую цену объекта закупки, участники каждый шаг предлагают более низкую цену. Побеждает участник, предложивший наименьшую цену.

Шаг аукциона для закупок по 44-ФЗ может быть от 0,5 до 5% от начальной цены лота. Аукцион может проводиться в электронном формате на электронных торговых площадках.

Конкурс

При проведении конкурса участники подают заявки с условиями и ценой. Победитель конкурса устанавливается по нескольким критериям, которые заказчик прописывает в закупочных документах.

Заявки конкурсантов оценивают по следующим критериям:

  • цена,
  • квалификация участника конкурса,
  • сроки выполнения контракта,
  • наличие гарантии.

Порядок проведения конкурса зависит от его вида. При проведении открытого конкурса конкурсанты подают заявки с ценовым предложением, при этом участники видят предложения конкурентов. На закрытых конкурсах участники подают предложения в конвертах, заказчик вскрывает их, а затем проводит оценку заявок.

Читайте также:  Обеспечение заявки и исполнения договора по 223-фз: законодательство, формы, размер

Двухэтапный конкурс отличается тем, что на втором этапе конкурсанты могут представить предложения с улучшенными условиями. В конкурсе с ограниченным участием кандидаты проходят предквалификационный отбор, в ходе которого заказчик (конкурсная комиссия) оценивает, насколько участники соответствуют требованиям контракта. В двухэтапном конкурсе такая процедура проходит в рамках первого этапа.

Запрос котировок

При таком способе отбора участники подают заявки с ценовыми предложениями, а побеждает тот участник, который предложит самую низкую цену контракта. При наличии одинаковых предложений с наименьшими ценами победителем становится тот, кто подал заявку ранее.

Конкурентные переговоры

Проводятся при закупках по 223-ФЗ, а также коммерческих закупках. Организатор устраивает переговоры с участниками, в ходе которых определяет наиболее квалифицированного претендента, который предлагает наилучшие условия.

Переторжка

Данная процедура проводится, если по результатам торгов заказчика не устроил ни один из предложенных вариантов. В этом случае участники делают предложения повторно с улучшенной ценой. Переторжка проводится при закупках по 44-ФЗ и по 223-ФЗ.

Обоснования закупок по 44-ФЗ

Обоснованность выбора при определении способа проведения закупки — очень важный фактор, поскольку заказчику необходимо максимально прозрачно показать, по каким критериям он проводил отбор.

Несмотря на то, что заказчик проводит закупку по методу, который выбирает самостоятельно, привести обоснование отбора — его обязанность, установленная законом о системе контрактов. При этом, согласно закону, обоснованность осуществления закупок оценивается в ходе аудита и контроля в сфере закупок.

Для конкурентных способов закупки

Электронный аукцион

Существует довольно широкий перечень случаев, при которых осуществление закупок проходит в виде электронного аукциона. Однако есть случаи, при которых электронный аукцион должен проводиться в обязательном порядке:

  • заказчик планирует приобрести ТРУ из специального правительственного Перечня, утверждённого Распоряжением Правительства от 21 марта 2016 года № 471-р;
  • при проведении закупки цена сделки является единственным критерием, по которому будет определён победитель.

Запрос котировок

Для объявления запроса котировок тоже есть свой перечень подходящих случаев. Среди них можно выделить:

  • осуществление закупок из правительственного Перечня ТРУ для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, который утверждён Распоряжением Правительства от 30 сентября 2013 года № 1765-р;
  • проведение закупок из правительственного Перечня ТРУ, в случае осуществления которых заказчик обязан проводить аукцион при условии ограниченного размера суммы;
  • размер НМЦК не превышает 500 тысяч рублей;
  • совокупный годовой объём закупок через котировки не превышает 100 миллионов рублей в год и 10% от размера средств всех закупок.

При проведении электронного запроса котировок обоснование будет таким же, что и для «бумажного» варианта.

Открытый конкурс

Обоснованием для открытого конкурса будут служить факт того, что заказчик выбирает исполнителя по критериям наиболее выгодных для себя условий.

Конкурс с ограниченным участием

В этом случае обоснованием может быть необходимость проведения конкурса в соответствии с Перечнем ТРУ технической и/или технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера (утверждён Постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2015 года № 99).

Двухэтапный конкурс

Данный вид конкурса заказчик устраивает, если одновременно соблюдаются следующие условия, которые также могут служить обоснованием:

  • целью организации конкурса является проведение научно-исследовательских и проектных работ или экспериментов;
  • в целях уточнения характеристик закупочного объекта требуется провести обсуждение.

Конкурсные процедуры в электронном формате

Обоснования для проведения электронных конкурсных процедур аналогичны основаниям для проведения оффлайн-конкурсов.

Закрытые конкурсные процедуры

Согласно ст. 84 Федерального закона № 44-ФЗ, применение закрытых процедур должно быть согласовано с ФАС, кроме случаев, когда закупку осуществляют различные федеральные органы исполнительной власти, а также подведомственные им организации. Перечень таких учреждений должен быть утверждён отдельным Постановлением Правительства РФ.

Электронные закрытые торги

Согласно ч. 2 ст. 84.1 Федерального закона № 44-Ф, закрытые торги в электронном формате проводятся в тех же случаях, что и стандартные закрытые процедуры. Кроме того, в статье 84.1 указано, что закрытые электронные торги могут проводиться правительственными организациями.

Запрос предложений

Осуществление закупки в данной форме заказчик вправе обосновать тем, что:

  • закупка проводится для приобретения услуг по защите интересов РФ в судебных органах иностранных государств, международных судах и арбитраже;
  • целью проведения закупки является поставка спортивного инвентаря и оборудования, необходимого для подготовки сборных команд по олимпийским и паралимпийским видам спорта;
  • организация закупает лекарственные препараты по решению врачебной комиссии, изделия народных художественных промыслов или жилплощадь для детей-сирот (если жильё покупается у физических лиц);
  • заказчик ранее принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и проводит закупку повторно;
  • повторный конкурс был признан несостоявшимся (ч. 4 ст. 55 Федерального закона № 44-ФЗ).

Запрос предложений в электронной форме

Обоснования в данном случае могут быть такие же, что и для запроса в офлайн-формате. Кроме того, этот способ отбора поставщика можно выбрать, если был признан несостоявшимся проведённый ранее:

  • электронный аукцион (ч. 4 ст. 71 Федерального закона № 44-ФЗ);
  • электронный конкурс (открытый, двухэтапный или с ограниченным участием).

Обоснование для неконкурентного способа закупки (у единственного поставщика)

Ранее при заключении контракта с единственным поставщиком заказчики должны были включить обоснование в план-график. Федеральным законом от 1 мая 2019 № 71-ФЗ заказчики были освобождены от этой обязанности — с июля 2019 года обосновывать невозможность использования конкурентных видов процедур при закупке у единственного поставщика больше не требовалось.

Тем не менее это не значит, что можно выбирать любой способ определения поставщика — санкции за неверный выбор способа закупки остались прежними.

Законом о контрактной системе предусмотрены случаи, когда заказчик обязан обосновать НМЦ сделки, которая была заключена с единственным поставщиком (ч.4 ст. 93).

Обоснование НМЦК необходимо, если заказчик приобретает ТРУ у единственного поставщика в следующих случаях:

  • заказ на услуги по мобилизационной подготовке;
  • закупка товаров, работу или услуг у органов исполнительной власти и подведомственных им учреждений;
  • закупка товаров, работ или услуг в условиях чрезвычайной ситуации;
  • закупка ТРУ у предприятия уголовно-исполнительной системы;
  • закупка материалов (сырья, комплектующих) для производства ТРУ в рамках трудоустройства осуждённых;
  • заказ на услуги по продаже билетов и абонементов на культурные мероприятия;
  • приобретение услуг по управлению многоквартирным домом и др.

Полный перечень перечислен в ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ.

Таким образом, несмотря на то, что в обосновании выбора единственного поставщика больше нет необходимости, заказчик по-прежнему обязан обосновывать цену контракта с ним.

В рамках комплекса услуг «Астрал.Тендер» мы предлагаем сопровождение всех видов закупки, от подготовительных работ до прохождения всех процедур. Кроме того, вы сможете пройти онлайн-обучение для повышения квалификации.

В чем разница между 44-фз и 223-фз — инитпро | тендеры инитпро тендеры

08-11-2017 12:40

Федеральные законы 44-ФЗ и 223-ФЗ оба  разъясняют процесс закупок, поэтому между ними может возникать путаница.

 Принципиальное отличие состоит в том, что в первом законе идет речь о закупках,  совершаемых бюджетными организациями, а во втором – о закупках компаний,  которыми государство владеет на половину и больше.

Очевидно, что рамки,  налагаемые 44-ФЗ, значительно строже. Рассмотрим расхождения положений законов  в ключевых моментах процесса закупок.

  • 44-ФЗ: заказчиками выступают любые бюджетные учреждения: муниципальные или государственные; поставщиком может стать индивидуальный предприниматель, физическое или юридическое лицо.
  • 223-ФЗ: торги организовывают компании, которые на 50 и более процентов принадлежат государству, бюджетные компании, которые проводят тендер на собственные средства (не обращаясь к государственному бюджету), компании, которые занимаются ресурсами, контролируемыми государством (например, энергетика), а также субъекты естественных монополий. Поставщиком, как и в случае с 44-ФЗ, может стать любое лицо или организация.
  • 44-ФЗ: законом предусмотрены следующие виды конкурентного отбора поставщиков: конкурсы (открытый и закрытый, с ограниченным участием, двухэтапный, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), электронный и закрытый аукционы, запрос котировок, запрос предложений. Заключение контракта с единственным поставщиком возможно, но случае неконкурентных закупок ограничены.
  • 223-ФЗ: в ч.3 ст.3 закона отмечено два обязательных способа закупок: аукцион и конкурс, однако заказчик вправе сам выбрать подходящий способ. Также закон не налагает запрет на неконкурентные закупки, но для их проведения необходимо обозначить причину выбора.
  • 44-ФЗ: обеспечение исполнения контракта необходимо, без него соглашение не может быть заключено. Если начальная максимальная стоимость работ превышает 50 миллионов рублей, то обеспечение должно составлять от 30% до 50% от общей суммы. Если же контракт заключается на меньшую сумму, то обеспечение назначается в рамках 5–30%. Обеспечить исполнение контракта можно либо перечислением денег на счет заказчика, либо предоставлением банковской гарантии.
  • 223-ФЗ: заказчик сам принимает решение о размере суммы, обеспечивающей выполнение условий контракта.
  • 44-ФЗ: контракт может быть расторгнут на условиях, оговоренных в конкурсной документации, которую составляет заказчик. Существенные изменения в условия контракта вноситься не могут.
  • 223-ФЗ: заказчик может изменять любые условия контракта, но возможность изменений должна быть обязательно указана в положении о закупке.
  • 44-ФЗ: обязательное применение антидемпинговых мер оговорено в ст.37 закона.
  • 223-ФЗ: в законе нет упоминания об антидемпинговых мерах, но заказчик может ввести их по своему усмотрению.
  • 44-ФЗ: жалоба передается в Федеральную антимонопольную службу, в течение двух дней с момента ее получения она публикуется на сайте zakupki.gov.ru , а затем специалисты ФАС рассматривают ее и принимают решение в течение 5 рабочих дней. Это правило распространяется на все закупки по 44-ФЗ.
  • 223-ФЗ: жалоба также публикуется в Федеральной налоговой службе, однако в этом случае порядок ее рассмотрения должен быть прописан в контракте.

Подача заявок на участие является одним из самых сложных этапов участия в торгах. Зачастую случается, что заявки отклоняются …

Запрос котировок является не самой распространенной формой торгов, однако, привлекательной по своим условиям …

Зачастую подготовительный этап участия в закупках становится самым трудоемким. Причиной тому – непростая процедура оформления заявки, отклонение которой становится преградой …

Читайте также:  Трехстороннее соглашение о переводе долга: образец документа, требования к содержанию

Малые закупки по 223-ФЗ до 100 и 500 тыс. руб

Закупки малого объема в рамках 223-ФЗ не имеют строгих требований и регламентов, в отличии от 44 Федерального закона.

В данной части говорится о том, что заказчик на свое усмотрение принимает решение о размещении в Единой информационной системе сведений о проведении закупок до 100 тысяч рублей. А в случае, если годовая выручка заказчика превышает 5 млрд. руб., то он вправе увеличить цену процедуры до 500 тыс. руб.

Из этого можно сделать вывод, что единственным параметром выявления малых закупок является цена контракта

Правила проведения закупок малого объема до 100 тыс. или 500 тыс. руб

В законодательстве РФ отсутствуют какие-то конкретные требование к суммарному объему прямых торгов до 100 тыс. и 500 тыс. руб. от общего объема проведенных торгов заказчика.

Указаны только общие правила:

  1. основанием проведения процедуры может выступать внутренний документ компании-заказчика;

  2. заказчик вправе на свое усмотрение отражать информацию о проведении торгов малого объема по 223-ФЗ в плане закупок и ЕИС;

  3. заказчик должен в ежемесячных отчетах, в срок не позднее 20 дней следующего за отчетным, отражать такие процедуры.

Крупные компании, проводящие закупки малого объема в рамках 223-ФЗ, разрабатывают собственные регламенты, определяющие данные процедуры. В таких положениях описывается весь процесс организации закупок до 100 тыс. руб. и 500 тыс. руб. 223-ФЗ.

Некоторые крупные торговые площадки, создают специальные разделы на своих порталах исключительно для проведения упрощенных процедур прямых закупок.

Способы проведения закупок малого объема

Такой вид приобретения товаров, работ или услуг значительно упрощает сам процесс и позволяет экономить средства заказчика.

Прямые закупки проводится двумя способами:

  1. направлением предложения конкретному поставщику, подрядчику или исполнителю на заключение контракта;

  2. принятием предложения конкретного исполнителя.

Т.к. закупки малого объема до 100 тыс. руб. (500 тыс. руб) осуществляются у единственного поставщика, то некоторые недобросовестные заказчики идут на обман, разбивая крупные тендеры на несколько более мелких закупок, и проводят их за несколько месяцев.

Таким образом они обходят ограничения по приобретению товаров, работ или услуг у единственного поставщика, которые могут осуществляться только при соблюдении определенных условий.

Ответственность перед ФАС

Многократное искусственное разделение закупок на более мелкие, с дроблением цены до 100 тыс. или 500 тыс. руб., может привести к пристальному вниманию со стороны Федеральной антимонопольной службы.

Уже были прецеденты, когда заказчиков наказывали за это, т.к. подобные действия ведут к нарушению ст. 17 Закона о защите конкуренции, а также противоречат требованиям ч. 1 ст. 1; п. 1 ч. 1 ст. 3 ФЗ № 223-ФЗ, а именно:

  1. развитию добросовестной конкуренции, обеспечению гласности и прозрачности закупки, предотвращению коррупции и других злоупотреблений;

  2. информационной открытости закупки.

Таким образом проведение прямых торгов до 100 тыс. руб. и 500 тыс. руб. всегда должны быть обоснованы и рациональны, для максимальной выгоды заказчика и соблюдения законодательства.

©ООО «РусТендер»

Материал является собственностью tender-rus.ru. Любое использование статьи без указания источника — tender-rus.ru запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Выбор способа закупок по Федеральному закону №-223: описание, схожие моменты и отличия

Федеральный закон от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» предусматривает несколько видов и способов проведения закупки.

СодержаниеПоказать

Также выбор используемых видов закупки осуществляется в Положениях о закупке.

Виды закупок

Статья 3 вышеуказанного закона предусматривает конкурентные и неконкурентные закупки.

К конкурентным видам относятся следующие способы закупки:

  • конкурсы (открытый, закрытый, в электронной форме);
  • аукционы (открытый, закрытый, в электронной форме);
  • запрос котировок/цен (закрытый и в электронной форме);
  • запрос предложений (закрытый и в электронной форме);
  • иные способы, такие, как конкурентные переговоры.

Т opги – это способ определения стороны договора путем выбора лучшего предложения условий заключения договора или цены. Содержание торгов отражено в статьях 447-449 Гражданского кодекса Российской Федерации. Т opги могут быть закрытыми или открытыми, в открытых торгах могут участвовать любые заинтересованные лица, в закрытых – только специально приглашенные лица.

Условия договора должны быть изложены в сообщении о проведении торгов. К торгам относятся аукционы и конкурсы, а также с 1 июля 2018 года запросы котировок и предложений.

Аукцион

Аукцион — это способ закупки, по результатам которого победителем признается лицо, предложившее более выгодную цену.

Федеральный закон 223-ФЗ не устанавливает случаи и условия проведения аукциона, данные нормы должны быть отражены в Положении о закупке.

Чаще всего аукционы проводятся, когда хаpaктеристики закупаемого товара, работы или услуги определены и теперь необходимо получить их по наименьшей цене.

В срок, определенный в Положении о закупках, организатор должен разместить уведомление о проведении аукциона, чаще всего он составляет не менее 20 дней. Далее следуют т opги, на которых участники торгуются, предлагая свой вариант цены. Снижение цены должно происходить с учетом шага аукциона — денежного интервала, на величину которого предыдущее предложение отличается от настоящего.

По окончании аукциона заказчик обязан заключить договор с победителем. Порядок заключения договора также должен быть отражен в Положении о закупке.

Конкурс

Конкурс — это разновидность закупки, в котором победителем считается лицо, которое предложит лучшие условия исполнения договора, оцениваемые по критериям, установленным в конкурсной документации в Положении о закупках.

Данный способ используется, если при заключении договора важна не только цена, но и другие условия.  Победителем в конкурсе становится лицо, предложившее лучшие условия реализации договора.

Заказчик также, как и при аукционе, должен известить участников о проведении конкурса не менее, чем за 20 дней до окончания приема заявок. Для участия в конкурсе участники должны подать заявки в установленной форме с пакетом документов, отраженных в конкурсной документации.

Конкурс предусматривает проведение следующих этапов:

  • извещение о проведении конкурса;
  • прием заявок;
  • вскрытие заявок;
  • анализ и оценка заявок;
  • подведение итогов конкурса и заключение договора.

Закупочная документация должна содержать критерии, по которым будут оцениваться заявки участников. Каждый критерий соответствует своему коэффициенту значимости и позволяет набрать определенное количество баллов.

Победителем становится участник, набравший большее количество баллов. Заказчик обязан заключить договор с победителем конкурса.

Иногда конкурсы проводятся в несколько этапов, это так называемые многоэтапные конкурсы. В данном случае оценка критериев производится в несколько этапов. На следующий этап приглашаются участники, отобранные на предыдущем этапе.

Запрос предложений

Запрос предложений — это способ закупки, при котором победителем становится лицо, которое предложит лучшие условия выполнения договора, и если заявке данного участника присвоен номер один. Запрос предложений по порядку проведения схож с конкурсом, но имеет более простую процедуру проведения.

Данный вид закупки оптимален, если необходимо в короткое время найти поставщика товаров, работ или услуг. Сроки проведения закупки должны быть установлены в Положении о закупках, чаще всего они составляют 5-10 дней.

При запросе предложений заявки оцениваются по критериям, отраженным в закупочной документации. При запросе предложений организатор закупки не обязан заключать договор с победителем.

Запрос котировок/цен

Запрос котировок — это способ закупки, при котором победителем становится участник, предложивший более низкую цену договора.

Запрос котировок — самый простой способ закупки товаров, работ и услуг и идеально подходит для закупки простых товаров в короткий срок.

В закупочной документации организатор закупки должен установить срок приема заявок, в среднем он составляет 5-7 дней. Запрос котировок во многом схож с запросом предложений, но при оценке заявок рассматривается один критерий — цена.

После выбора победителя заказчик не обязан заключать договор с участником.

Конкурентные переговоры

Конкурентные переговоры — это способ закупки, основанный на проведении заказчиком переговоров с поставщиками.

В данном случае победителем становится участник, который предложит наиболее выгодные условия выполнения закупки.

Организатором переговоров должно быть издано информационное оповещение о намерении провести конкурентные переговоры. Заинтересованные лица подают заявки в соответствии с закупочной документацией.

Предквалификационный отбор

Предквалификационный отбор — это механизм, в соответствии с которым по причине высокосложного или специализированного хаpaктера товара (услуг, работ) проводится первоначальный отбор поставщиков определенного направления деятельности.

Вначале по критериям, установленным в предквалификационной документации, осуществляется отбор участников из любых заинтересованных лиц. Далее с отобранными участниками проводятся различные закупочные процедуры.

Закрытые закупки

Закрытые закупки — вид закупок, участвовать в которых могут только специально приглашенные лица, либо если информация о данных закупках не размещается в Единой Информационной Системе.

Закрытые закупки реализуются в следующих ситуациях:

  • в случае если информация, предоставляемая при закупке, составляет государственную тайну;
  • в случае если Правительством РФ определено, что информация о конкретной закупке не подлежит размещению в ЕИС.

Закрытые закупки могут проводиться в электронной и иной формах.

Закупка у единственного поставщика

Федеральным законом 223-ФЗ предусмотрен такой вид закупки, как закупка у единственного поставщика. Данный способ закупки может быть предусмотрен в Положении о закупке.

Единственный поставщик — это лицо, с которым заказчик готов заключить договор без проведения процедуры конкурентных видов закупки.

Для закупки у единственного поставщика заказчиком должны быть определены условия, когда может применяться подобный вид закупки, например, пределы цены договора.

555 статья ук рф

Уголовный кодекс РФ (УК РФ 0) Федеральным законом от мая 0 года N 9-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 0.0.0);…

20 01 2022 19:17:28

СанПин для детских садов с изменениями на 2019 год

На 2019 год деятельность детских садов строго регламентируется требованиями СанПин. Документ подробно определяет обязательные и рекомендованные условия работы, включая организацию территории и помещений, нормы питания и режима дня ребят….

17 12 2021 18:36:59

Налоговая политика зарубежных стран

Налоговая политика зарубежных стран для успешного развития малого предпринимательства В данной статье рассмотрены основные принципы и специфика налогообложения…

15 12 2021 17:25:17

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *