Цена контракта по 44-фз: методы определения, порядок расчета и обоснования, уменьшение и увеличение нмцк

Заказчик любой конкурентной закупки по 44 ФЗ прописывает верхнее ограничение цены закупаемого товара — НМЦК. Показатель фиксируют в извещении о закупке и закупочной документации.

Если стоимость, предложенная поставщиком, окажется выше НМЦК, заказчик исключит его из списка претендентов на участие в закупке.

Разъясняем госзаказчику, как правильно исчислить определение начальной максимальной цены закупки , как поступать, если цена будет отличаться от среднерыночных показателей и каких изменений ждать в 2022 году.

На что влияет НМЦК

Величина НМЦК прямо воздействует на конечную цену закупаемых товаров и услуг в договоре. Но есть и прочие показатели тендеров, которые тоже будут зависеть от цены контракта. К примеру:

  1. Тип закупки. При НМЦК свыше 500 тыс. руб. заказчик теряет возможность провести запрос котировок, свыше 300 тыс. руб. — закупку у единственного поставщика. Порог цены подобных закупок выше (максимум 600 тыс. руб.) только для культурных учреждений — от зоопарков до ДК, театров и библиотек.
  2. Период подачи заявок. Для тендеров с НМЦК более 3 млн. руб. с момента размещения извещения до закрытия приема заявок проходит 15 и более дней. Для тендеров с ценой контракта ниже 3 млн. руб. аналогичный срок составляет от 7 дней.
  3. Наличие обеспечения. Когда цена в контракте превышает 1 млн. руб., заказчик вправе требовать от поставщика, чтобы он обеспечил заявку на участие залогом или гарантией банка.

Методы определения начальной максимальной цены закупки

Алгоритм и разрешенные методы определения НМЦК перечислены в 44 ФЗ (ст. 22). Допускается одновременное применение нескольких методик определения цены на торгах, а в отдельных случаях и применение дополнительных расчетных способов по согласованию с органами власти в конкретных регионах. Рассмотрим каждый из них детально и объясним, как работают расчеты.

Как не попасть в РНП

Метод сопоставления цен рынка

Этот способ применяется чаще других и заключается в следующем:

  1. Сравнение заказчиком стоимости на нужную для его целей продукцию, услуги и работы у потенциальных исполнителей по контракту. Данные для анализа берут из доступных всем материалов — из каталогов, с интернет-площадок и т.п.
  2. Запрос у подрядчиков или производителей продукции детальных коммерческих предложений. В процессе сравнении стоимости учитывают только полностью одинаковые или хотя бы сходные товары с учетом показания отклонений.
  3. Публикация в ЕИС ценового запроса и анализ стоимости из реестра контрактов.

Предложенные участниками цены не принимаются госзаказчиком во внимание в следующих ситуациях:

  • данные поставщика есть в РНП;
  • предложенные цены опубликованы в анонимном порядке;
  • нет подробного механизма по расчету цен от поставщика;
  • есть сомнения в том, что предложенная стоимость является адекватной и в полной мере соответствует описанию товара.

Есть возможность увеличить цену из реестра контрактов, приняв во внимание тип закупочной процедуры, в которой была найдена информация о стоимости услуги, товара или работы:

  • для конкурса — максимум на 10%;
  • для запросов котировок и предложений — на 17%;
  • для аукциона — на 13%.

Нельзя увеличить цену только для закупки у единственного поставщика.

Вычисление коэффициента отклонения

Метод расчета предельной стоимости закупки подразумевает контроль однородности цен с вычислением показателя отклонения. В расчет включают цены товаров, полученные у различных поставщиков:

  • от трех стоимостей при получении цен в запросах коммерческих предложений;
  • от пяти стоимостей при рассмотрении завершенных контрактов.

Сперва нужно вычислить среднеквадратическое отклонение. Расчет производят по так:

Цена контракта по 44-ФЗ: методы определения, порядок расчета и обоснования, уменьшение и увеличение НМЦК

где:

  • σ — среднеквадратическое отклонение;
  • i — номер источника цены;
  • Ц — среднее арифметическое всех цен;
  • n — общее количество цен;
  • Цi — собственно, цена.
  • Сам коэффициент отклонения считают так:
  • V=(σ /)*100
  • Чтобы цены можно было применить для расчета НМЦК, конечный результат не должен превышать 33%.

Расчёт по методу анализа рынка

После того, как цены отобраны и проверена их однородность, расчет НМЦК производят так:

Цена контракта по 44-ФЗ: методы определения, порядок расчета и обоснования, уменьшение и увеличение НМЦК

где:

  • V — количество закупаемого товара;
  • n — количество используемых в расчете цен;
  • Цi — цена, используемая для расчета.

Нормативный метод

Его используют только когда товар или услуга, которые являются объектом закупки, имеет свою границу стоимости и норматив потребления. Принципы нормирования в госзакупках изложены на онлайн-портале ЕИС.

Определение начальной цены аукциона с указанием предела стоимости позволяет запретить государственному заказчику приобретение лишних товаров или предметов класса люкс.

Расчет очень простой: нужно умножить предельную стоимость единицы товара на его общее количество в закупке.

Цена контракта по 44-ФЗ: методы определения, порядок расчета и обоснования, уменьшение и увеличение НМЦК

где:

  • Ц — предельная цена;
  • V — объем работ или количество товара.

Что, если назначенная цена не соответствует рыночной

Бывает, что назначенная в результате расчета цена находится не в рынке, а превышает рыночную стоимость или напротив, сильно ниже. Расскажем, на что в этих случаях нужно обратить внимание поставщику товаров и услуг.

Заниженная НМЦ

Если для поставщика важно собрать протфолио из выполненных заказов для дальнейшего участия в муниципальных и госторгах, есть смысл подать заявку на участие в такой закупке. Конкурентов будет немного, поэтому повысятся шансы на победу.

Завышенная НМЦ

Когда НМЦ закупки завышена, ее несложно снизить до среднерыночного показателя, если в торгах примут участие много компаний. Обратная сторона такого предложения — повышенный интерес к торгам со стороны органов правопорядка, финконтроля и прокуратуры. Если заказчик не сможет аргументировать корректность своих ценовых расчетов, высока вероятность, что закупку отменят.

Снижение НМЦ на 25% и более по завершении процедуры торгов

Если участник аукциона или конкурса понизит цену закупки более чем на 25%, ему нужно будет доказать свою добросовестность. Вот какие антидемпинговые меры может применить к нему госзаказчик:

  • при НМЦК от 15 млн. руб. заказчик может просить увеличение обеспечения по контракту на 75%;
  • при цене договора до 15 млн. руб. обеспечение исполнения контракта увеличивается на 75% или требуется подтверждение исполнения минимум 3-х контрактов участником за 3 предыдущих года с ценой свыше НМЦК на 20% хотя бы одного из них.

Для МСП требования значительно смягчены:

  • поставщику потребуется предоставить подтверждение, что общая сумма исполненных за 3 года контрактов превышает цену госзакупки;
  • обеспечение контракта увеличится на 75% от его итоговой цены, а не от НМЦК.

Такие данные участник закупки из реестра МСП должен предоставить до момента подписания контракта.

В новом 2002 году изменятся некоторые правила госзакупок, которые коснутся и НМЦК — прямо или косвенно. Рассмотрим наиболее важные изменения:

  1. Новшества в запросах котировок. Требование к обеспечению станет обязательным для торгов, начальная цена которых от 1 до 3 млн. руб.
  2. Обновление антидемпинговых мер. Будет актуально для закупок, где начальная цена свыше 15 млн. руб. уменьшится по итогам торгов как минимум на ¼. Минимальный размер обеспечения в таких торгах составит 10% НМЦК.
  3. Универсальная стоимостная предквалификация. Ее установит заказчик для допуска участников в госзакупках дороже 20 млн. руб. Участник, должен будет подтвердить практику положительного исполнения контракта по Закону 44-ФЗ и / или 223-ФЗ. Объект закупки роли не играет, а  объем исполненных обязательств должен составлять от 20 % НМЦК. Это позволит отсечь недобросовестных участников и фирмы-однодневки от доступа к госзакупкам.

Инструкция: считаем НМЦК затратным методом

Существует пять основных способов обоснования начальной максимальной цены контракта (НМЦК), для каждого установлены правила применения. Затратный метод по 44 ФЗ применяется в случае, когда невозможно использовать другие способы, или в дополнение к ним, то есть только в исключительных ситуациях.

Образование цены по затратному методу состоит в определении не только затрат поставщика, но и его маржи, наценки для получения доходов. Закон учитывает, что процедура определения поставщика должна быть не только эффективной в плане расходования бюджетных средств, но и выгодной для участников рынка.

Читайте также:  Налоговые льготы в 2022 году: как получить вычет за ИИС, покупку квартиры, лечение, обучение ребенка?

Заказчик самостоятельно рассчитать затраты, связанные с исполнением контракта, учитывая прямые и косвенные расходы (производство, приобретение, реализация товаров, транспортировка, хранение, страхование и иные расходы) и размер прибыли.

Основанием для применения затратного способа определения цены являются случаи:

  1. Индивидуальный заказ, когда общедоступные источники не содержат нужной заказчику информации. К примеру, изготовление оборудования с индивидуальной составляющей.
  2. Наличие такой методики расчета цены, которая предусмотрит нормы расходов и доходов. К примеру, определение стоимости проектных работ.
  3. Научно-исследовательские, опытно-конструкторские или технологические работы.
  4. Концертная, театральная деятельность и др.

Изначально заказчику необходимо исследовать рынок, установить невозможность применения иных способов, и если результат исследования не позволит осуществить расчет, применять методы затратного подхода.

Когда использовать методику

Чтобы воспользоваться затратным методом определения НМЦК, заказчику необходимо обосновать невозможность применить способы, которые перечислены в ч. 1 ст. 22 44-ФЗ. Для этого придется указать, что не применяются способы:

  • сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) — поскольку продукция является индивидуальной и касается исключительно данного объекта закупки;
  • нормативный — поскольку стоимость на данную продукцию не нормируется в соответствии с действующим законодательством РФ;
  • тарифный — поскольку цена на данную продукцию не подлежит государственному регулированию в соответствии с действующим законодательством РФ;
  • проектно-сметный — поскольку отсутствует проектная документация.

Достоинства и недостатки методов затратного ценообразования

Положительным моментом использования данного способа расчета является то, что калькуляция затрат и прибыли выполняется исключительно заказчиком. В связи с этим исключается возможность необоснованного завышения стоимости, как, к примеру, при получении коммерческих предложений. Корректно выполненный расчет учитывает полное покрытие всех затрат поставщика.

Однако заказчику, чтобы получить информацию о прибыли, необходимо проанализировать контракты, размещенные в Единой информационной системе, данные информационно-ценовых агентств, или произвести иное изучение рынка определенной сферы деятельности, что является трудозатратным процессом. Также следует заметить, что суммирование обычных затрат является упрощенным способом и не всегда отражает специфику выполнения работ.

Неверно учтенные расходы и прибыль исполнителя и, как следствие, некорректно обоснованная цена закупки являются нарушением закона о контрактной системе и влекут наложение административного штрафа на должностных лиц (ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП).

Пример расчета

Приложение 4 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567, содержит пример расчета затратным методом определения цены по 44 ФЗ, в котором стоимость работ определена умножением стоимости единицы рабочего времени специалиста на трудоемкость работ. Также в нем учтены необходимые отчисления на социальные нужды, накладные расходы и инфляция.

Цена контракта по 44-ФЗ: методы определения, порядок расчета и обоснования, уменьшение и увеличение НМЦК

Скачать

Формирование и обоснование начальной максимальной цены государственного контракта

  • 7 февраля 2019 г.
  • юрист Юридической фирмы «BRACE» Анна Иванова
  • младший юрист Юридической фирмы «BRACE» Ольга Гусева

Согласно положениям Федерального закона от 05.04.

2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) заказчики обязаны не просто указать начальную (максимальную) цену контракта (далее – НМЦК) в извещении и документации о закупке, но и обосновать её.

Обоснованию подлежит цена не только по конкурентным закупкам, но и цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

НМЦК – это предельное значение цены, которое указывается в извещении о проведении закупки, документации о закупке, приглашении принять участие в закрытой закупке. Такая цена устанавливается при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) конкурентным способом.

Порядок обоснования закупок и форма такого обоснования согласно ч. 7 ст. 18 Закона № 44-ФЗ устанавливаются Правительством РФ.

В настоящее время постановлением Правительства РФ от 05.06.

2015 № 555 утверждены Правила обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила) и Формы обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при формировании и утверждении плана закупок (далее – Форма плана закупок) и при формировании и утверждении плана-графика закупок (далее – Форма плана-графика).

Обоснованием выбора способа определения контрагента могут служить ссылки на нормы Закона № 44-ФЗ, определяющие применение конкретного способа, а в случаях, когда выбор зависит от воли заказчика, также указания на обстоятельства, определяющие предпочтительность выбранного способа (сроки проведения процедуры, возможность предъявления тех или иных требований и (или) критериев оценки предложений участников закупки и т.п.). Обоснованием НМЦК, рассчитанной с применением методов, предусмотренных ст. 22 Закона № 44-ФЗ, является сам ее расчет.

В соответствии с ч. 4 ст. 18 Закона № 44-ФЗ оценка обоснованности осуществления закупок проводится в ходе мониторинга закупок, аудита в сфере закупок и контроля в сфере закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ.

По результатам аудита в сфере закупок и контроля в сфере закупок конкретная закупка может быть признана необоснованной (ч. 5 ст. 18 Закона № 44-ФЗ). В силу ч. 6 ст.

18 Закона № 44-ФЗ в случае признания планируемой закупки необоснованной органы контроля, указанные в п. 3 ч. 1 ст.

99 Закона № 44-ФЗ, выдают предписания об устранении выявленных нарушений законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе и привлекают к административной ответственности лиц, виновных в нарушениях требований Закона № 44-ФЗ.

Таким образом, подходить к обоснованию НМЦК необходимо основательно, учитывая, что за несоблюдение данных норм частью 2 статьи 7.29.

3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за несоблюдение порядка или формы обоснования НМЦК, обоснования объекта закупки (за исключением описания объекта закупки) предусмотрена ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере 10 тысяч рублей.

В качестве примера можно привести следующий случай.

Для обоснования НМЦК в устной форме был сделан запрос о рыночной цене предмета аукциона. При этом, информация запрашивалась исключительно о цене на конкретный автомобиль – Газ 32212-244. Поставка автомобиля эквивалентного Газ 32212-244 Заказчиком не рассматривалась.

Заказчик нарушил порядок формировании НМЦК, так как в нарушение ч. 1, 2 ст.

22 Закона о контрактной системе для обоснования начальной (максимальной) цены контракта была использована информация о цене автомобиля только одной марки без использования информации о ценах на идентичный или однородный товар.

Заказчиком при обосновании НМЦК использована только информация о цене автомобиля «Toyota Camry», а не идентичного или однородного ему автомобиля. Использовав для обоснования НМЦК информацию о цене автомобиля только одной марки без использования информации о ценах на идентичный или однородный товар, заказчик нарушил требования ч. 2 ст. 22 Закона № 44-ФЗ1.

  1. Для того чтобы правильно определить НМЦК, необходимо предварительно совершить следующие действия:
  2. • определить потребность в конкретном товаре, работе или услуге и их технические характеристики, в том числе путём использования Каталога товаров, работ, услуг. Важно обратить внимание на то, что для ряда товаров/работ/услуг предусмотрены некоторые особенности определения НМЦК;
  3. • проверить, имеются ли принятые уполномоченными органами нормативы в отношении предполагаемых к закупке товаров, работ, услуг;
  4. • осуществить проверку верности выбора способа определения НМЦК;
  5. • определить и обосновать НМЦК.
  6. Последняя процедура заключается в применении одного или нескольких методов обоснования НМЦК, которые перечислены в части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе.
  7. К методам обоснования начальной максимальной цены контракта относятся:
  8. 1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
  9. 2) нормативный метод;
  10. 3) тарифный метод;
  11. 4) проектно-сметный метод;
  12. 5) затратный метод.
  13. При этом согласно нормам части 12 статьи 22 Закона о контрактной системе, вправе применить иные методы определения НМЦК при условии, что он включит в документацию о закупке обоснование невозможности использовать методы, предусмотренные законом.

Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.09.

2018 № 1074 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на установление порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок топлива моторного, включая автомобильный и авиационный бензин» в отношении закупки таких товаров как моторное топливо, включая автомобильный и авиационный бензин, порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), устанавливается Федеральной антимонопольной службой по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Читайте также:  Обращение в фас о недобросовестной конкуренции: образец заявления, способы подачи, сроки рассмотрения жалобы

Законодательством также предусмотрена возможность органов государственной власти устанавливать особенности определения НМЦК при осуществлении особых закупок – например, включаемых в состав государственного оборонного заказа, или при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения.

В целях оказания помощи заказчикам в определении НМЦК методами, установленными в Законе о контрактной системе, Минэкономразвития России утвердило приказом от 02.10.2013 № 567 Методические рекомендации по применению методов определения НМЦК (далее – Приказ № 567).

Обоснование нмцк и начальной цены единицы продукции

ЗАКАЗАТЬ ПОДГОТОВКУ ТЕХЗАДАНИЯСведения о характеристиках товаров

Как обосновать НМЦК и начальную цену единицы продукции

Рассчитайте и обоснуйте НМЦК или начальную цену единицы продукции методами, которые перечислены в статье 22 Закона № 44-ФЗ. В обосновании напишите причину, по которой выбрали тот или иной метод, опишите расчет, укажите источники информации о ценах. Начальную цену единицы обосновывайте, только если объем продукции неизвестен.

В каком порядке обосновать нмцк или нце

Начинайте формировать обоснование НМЦК или начальной цены единицы продукции (далее – НЦЕ) с начала планирования закупки. В процесс обоснования входят этапы:

Далее читайте подробнее о каждом этапе.

Первый этап. Определите потребность в товаре, работе или услуге. Потребность должна отвечать целям закупки согласно статье 13 Закона № 44-ФЗ

Второй этап. Установите требования к товарам, работам услугам, которые планируете купить, а также к условиям поставки, выполнения работ, оказания услуг.

Третий этап. Внесите сведения в план закупок. Планы закупок отменят с 1 октября, но на 2019 год заказчики планируют закупки по старым правилам.

Четвертый этап. Исследуйте рынок. Для этого изучите общедоступные источники информации и найдите продукцию, которая отвечает требованиям.

Пятый этап. Опишите объект закупки согласно требованиям статей 23 и 33 Закона № 44-ФЗ. Описать объект закупки помогут рекомендации «Как работать в каталоге товаров, работ и услуг», «Как описать объект закупки по 44-ФЗ».

Шестой этап. Проверьте, есть ли для продукции особые правила расчета НМЦК, НЦЕ:

Седьмой этап. Выберите метод расчета НМЦК, НЦЕ или несколько методов согласно статье 22 Закона № 44-ФЗ.

Восьмой этап. Рассчитайте НМЦК, НЦЕ методом или несколькими методами, которые выбрали.

Девятый этап. Обоснуйте НМЦК или НЦЕ. Подробнее о том, в каких документах и как обосновать НМЦК и НЦЕ, читайте ниже.

Десятый этап. Внесите сведения в план-график. Если проведете закупку, которой нет в плане-графике, должностное лицо заплатит штраф 30 000 руб. Об этом сказано в части 12 статьи 21 Закона № 44-ФЗ, части 1.6 статьи 7.30 КоАП

Одиннадцатый этап. Перед закупкой уточните расчет НМЦК и обоснование. При необходимости скорректируйте суммы. Например, на размер инфляции или при увеличении налогов.

Двенадцатый этап. Уточненные сведения о цене внесите в извещение и документацию.

Такой порядок описан в пункте 2.2 Методических рекомендаций, которые Минэкономразвития утвердило приказом от 02.10.2013 № 567.

В каких документах обосновать нмцк или нце

НМЦК или начальную цену единицы продукции обосновывают в плане-графике и в закупочной документации. Кроме того, закупку обосновывают в плане: указывают цель закупки, отвечает ли она требованиям нормирования. Например, если товар входит в ведомственный перечень, то максимальная цена не должна превышать цену в перечне.

Внимание: с 1 октября 2019 года обосновывать закупки в плане и плане-графике не нужно. Но до 30 сентября включительно обосновать закупку – обязанность заказчика. Если не включите в план или план-график обоснование, ответственный сотрудник заплатит штраф 10 000 руб. Вывод следует из пункта 6 статьи 1 Закона и части 2 статьи 7.29.3 КоАП.

При обосновании закупок используйте сведения, которые получили на перечисленных выше этапах

Этап/документ План План-график Документация
Определите потребность в продукции +
Установите требования к продукции +
Исследуйте рынок + +
+ +
Проверьте, есть ли особые правила + + +
Выберите метод расчета + +
+ +
Обоснуйте НМЦК, НЦЕ + +

На необходимость обосновать закупку в плане и плане-графике указано в пункте 6 части 2 статьи 17, пункте 2 части 3 статьи 21 Закона № 44-ФЗ. Подробнее смотрите в рекомендации «Как обосновать закупки в планах».

Далее читайте, как обосновать НМЦК и НЦЕ в документации.

Как обосновать НМЦК и НЦЕ в документации

О необходимости обосновать НМЦК и НЦЕ в документации или в извещении сказано в положениях Закона № 44-ФЗ.

Конкурентная закупка Основание по 44-ФЗ
Пункт 1 части 1 статьи 64
Закрытый Пункт 1 части 1 статьи 87
Пункт 1 части 1 статьи 54.3
Бумажный Пункт 1 части 1 статьи 50
Закрытый Пункт 1 части 1 статьи 50, часть 2 статьи 85
Конкурс с ограниченным участием
Электронный Пункт 1 части 1 статьи 54.3, часть 4 статьи 56.1
Бумажный Пункт 1 части 1 статьи 50, часть 3 статьи 56
Закрытый Пункт 1 части 1 статьи 50, часть 3 статьи 56, часть 11 статьи 85
Электронный Пункт 1 части 1 статьи 54.3, часть 3 статьи 57.1
Бумажный Пункт 1 части 1 статьи 50, часть 3 статьи 57
Закрытый Пункт 1 части 1 статьи 50, часть 3 статьи 57, часть 15 статьи 85
Электронный Пункт 2 части 2 статьи 82.2
Бумажный Пункт 1 части 1 статьи 73
Электронный Пункт 2 части 6 статьи 83.1
Бумажный Пункт 2 части 6 статьи 83

Бумажные закупки заказчик вправе проводить только в исключительных случаях.

Обоснование цены необходимо включить в контракт с единственным поставщиком. Правило действует для закупок по пунктам 3, 6, 9–14, 17, 18, 22, 23, 30–32, 34, 35, 37–41, 46, 49 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Об этом сказано в части 4 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Для обоснования можете использовать форму, которую Минэкономразвития утвердило приказом от 02.10.2013 № 567

Форма рекомендованная, поэтому применяйте ее на свое усмотрение.

Напишите предмет контракта: поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг. Например, поставка бумаги для офиса.

Далее заполните таблицу, которая состоит из полей:

В поле «Основные характеристики объекта закупки» напишите наиболее значимые характеристики. Включать описание объекта закупки полностью не нужно, так как это обоснование цены, а не техническое задание.

В поле «Используемый метод определения НМЦК или НЦЕ с обоснованием» укажите метод, которым рассчитали НМЦК или начальную цену единицы продукции. Если использовали несколько методов, перечислите все. Обоснуйте, почему выбрали тот или иной метод. Например, метод анализа рынка – приоритетный, согласно части 6 статьи 22 Закона № 44-ФЗ.

Нормативный метод используют, если продукцию включили в ведомственный перечень (ч. 7 ст. 22 Закона № 44-ФЗ).

Обоснование нормативного метода

Расчет НМЦК или НЦЕ тарифным методом используют, если цену на продукцию регулирует государство или муниципалитет (ч. 8 ст. 22 Закона № 44-ФЗ).

Обоснование тарифного метода

Рассчитать НМЦК проектно-сметным методом можете, если объект закупки – строительство, реконструкция, капитальный ремонт, снос, текущий ремонт, работы по сохранению объектов культурного наследия (ч. 9, 9.1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ).

Обоснование проектно-сметного метода

Затратный метод применяют, когда другие методы использовать нельзя или в дополнение к другим методам (ч. 10 ст. 22 Закона № 44-ФЗ).

Обоснование затратного метода

Есть еще два варианта обоснования НМЦК или НЦЕ. Первый – специальные правила, которые установили органы исполнительной власти согласно части 22 статьи 22 Закона № 44-ФЗ.

  • Правительство выбирает закупки, для которых порядок расчета НМЦК или НЦЕ определяют федеральные органы власти, а также «Роскосмос» и «Росатом». В настоящее время такой порядок установлен для следующих объектов закупки:
  • В этих случаях включите в обоснование расчеты согласно нормативным актам, которые приняли органы власти.
  • Например, при закупке лекарств напишите в обосновании НМЦК:

Обоснование НМЦК при закупке лекарств

Второй вариант – иной метод, который не предусмотрен Законом № 44-ФЗ. В обоснование НМЦК включите обоснование, почему не можете применять методы согласно части 1 статьи 22 Закона № 44-ФЗ (ч. 12 ст. 22 Закона № 44-ФЗ).

Внимание: до 1 октября 2019 года закупать лекарства по цене за единицу нельзя. Обязательно рассчитывайте НМЦК. Об этом сказано в части 8 статьи 2 Закона № 71-ФЗ

Обоснование иного метода

В поле «Расчет НМЦК или НЦЕ» полностью опишите, как рассчитали НМЦК или начальную цену за единицу. Например, если использовали метод анализа рынка, напишите:

  • наименование и количество каждой единицы продукции;
  • предложение по каждому источнику ценовой информации;
  • среднюю арифметическую цену на основании всех предложений;
  • коэффициент вариации;
  • расчет НМЦК или НЦЕ по средней цене.

Расчет НМЦК выглядит так

Заполните поле «Дата подготовки обоснования НМЦК, НЦЕ». Если брали для расчета сведения, которым более шести месяцев, приведите цены к текущему уровню.

Как это сделать, читайте в рекомендации. Такие правила описаны в пункте 3.14 Методических рекомендаций.

В обоснование НМЦК или НЦЕ включите справочную информацию и документы или реквизиты документов, которые использовали для расчета.

Сведения о возможных поставщиках, которые предоставили коммерческие предложения, не указывайте. Оригиналы коммерческих предложений, а также скриншоты храните вместе с другими документами закупки. Об этом сказано в пункте 2.1 Методических рекомендаций.

Заказчик обосновывает цену единицы товара, работы или услуги, когда невозможно определить объем продукции. Перечня таких случаев в Законе № 44-ФЗ нет

Если количество товаров, объем работ или услуг посчитать возможно, рассчитывайте и обосновывайте НМЦК. В противном случае контролеры оштрафуют. Вывод следует из части 24 статьи 22 Закона № 44-ФЗ.

Читайте также:  Банкротство СНТ: причины, порядок процедуры, последствия для собственников

В каких случаях определить объем продукции возможно, а в каких – нет, заказчик решает самостоятельно. Так как законодательство этот вопрос не регулирует.

Однако в спорных ситуациях придется доказывать контролерам, что действительно не могли посчитать объем продукции. Например, закупаете запасные части.

В этом случае невозможно заранее знать, какие детали автомобиля выйдут из строя и сломаются ли вообще.

А вот потребность в автомобилях, мебели, в строительных материалах по смете известна еще на этапе планирования. При необходимости такую потребность уточняют перед началом закупки.

Для обоснования цены за единицу используйте те же методы, что и для обоснования НМЦК. При этом, кроме цены за единицу, включите в документацию начальную сумму цен единиц и максимальное значение цены контракта.

От суммы цен будете вести торги. А максимальное значение – это предел, выше которого закупать продукцию по цене за единицу нельзя. Максимальное значение также используют для расчета обеспечения заявки и контракта.

При расчете цены за единицу, начальной суммы цен и максимального значения цены контракта учитывайте ведомственные перечни и нормативные затраты.

Пример: обоснование начальной цены единицы услуги

Подготовить и подписать обоснование НМЦК или НЦЕ поручите работнику контрактной службы или контрактному управляющему. Закон № 44-ФЗ не обязывает заказчика отдельно подписывать обоснование НМЦК. Необходимо утвердить обоснование в составе закупочной документации.

В то же время Минэкономразвития в рекомендуемой форме обоснования указывает подпись контрактного управляющего или работника контрактной службы.

Обязан ли заказчик применять Методические рекомендации? Практика контрольных органов по этому вопросу расходится.

Так, Минфин в письме от 16.06.2017 № 24-01-10/37713 указал, что Методические рекомендации не носят нормативный характер. Этот документ разработали в помощь заказчику.

Так, Минфин объяснил право заказчика при расчете НМЦК выбрать не среднюю цену, а минимальную из предложенных.

Аналогичную позицию высказали специалисты Ульяновского УФАС в решении от 11.01.2016 № 873/03-2015 и Вологодского УФАС в решении от 16.04.2018 № 04-11/57-18.

Есть противоположная административная практика – заказчик обязан применять Методические рекомендации.

Например, решение, предписание Челябинского УФАС от 22.11.2018 № 686-ж/2018 и решение, предписание Тверского УФАС от 17.08.2018 № 05-6/1-195-2018.

Позиция судов тоже неоднозначна.

Часть судов указали, что Методические рекомендации заказчик применять не обязан. Например, решение Замоскворецкого районного суда Москвы от 23.12.2014 № 12-1719/2014, постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.03.2015 № Ф07-668/2015, А42-2927/2014.

Однако есть судебная практика, которая говорит о том, что заказчик обязан применять Методические рекомендации, когда обосновывает НМЦК.

Изменение цены контракта по 44‑ФЗ в 2021 году

По общему правилу, заказчик не может изменить цену госконтракта. Однако в некоторых ситуациях он может договориться с поставщиком и уменьшить или увеличить стоимость договора. Давайте разберемся, при каких условиях это возможно.

Если в результате проведения торгов заказчик сэкономил средства (т.е. поставщик предложил цену ниже начальной минимальной цены контракта — НМЦК), то он вправе докупить товар на сумму экономии (ч. 18 ст. 34 Федерального закона от 05.04.13 № 44-ФЗ). Но такое действие возможно совершить при одновременном соблюдении следующих условий:

  • закупается товар, а не услуги и (или) работы;
  • право заказчика на увеличение количества закупаемого товара предусмотрено в закупочной документации;
  • итоговая цена договора не превышает НМЦК;
  • цена госконтракта увеличивается пропорционально объему продукции.

Получить данные из КТРУ с ценами по завершенным контрактам

При соблюдении этих условий заказчик может направить победителю торгов официальный документ с просьбой увеличить объем поставки. В свою очередь, победитель торгов вправе принять предложение либо отказаться от него.

Если поставщик не может или не хочет соглашаться на новые условия, то контракт заключается по старым параметрам, которые были определены изначально.

Если же он идет навстречу заказчику, то контракт подписывается на новых условиях без каких-либо дополнительных соглашений.

Получить сертификат электронной подписи для работы в системе госзакупок через час

Уменьшение цены контракта на величину НДС

Можно ли исключить из стоимости контракта сумму налога на добавленную стоимость, если в закупке победил неплательщик этого налога, например, организация на УСН? Однозначного ответа на этот вопрос нет. В части 2 статьи 34 Закона № 44-ФЗ установлено, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения.

Минфин России в письме от 02.11.17 № 03-07-11/72354 указал, что в случае победы в торгах «упрощенщика», корректировать (снижать) цену контракта на сумму НДС недопустимо.

Узнать ОКВЭДы, систему налогообложения и доходы вашего контрагента

Судебная практика по данному вопросу такова. Верховный суд в определении от 23.09.19 № 306-ЭС19-15999 указал, что заказчик оплачивает контракт вне зависимости от того, какую систему применяет победитель. Если заказчик выделит НДС в платежном поручении, то поставщику на УСН налог платить не надо. Главное — не выставлять заказчик-счет-фактуру.

Может возникнуть вопрос: что делать, если заказчик не указал в закупочной документации условия, по которым будет оплачивать договор победителю на УСН? Тут можно предпринять следующие действия:

  • заранее уточнить этот момент в запросе на разъяснения;
  • направить заказчику протокол разногласий перед подписанием договора и попросить не выделять НДС;
  • подписать контракт, но не выставлять счет-фактуру после его исполнения;
  • обратиться в суд, если заказчик вычтет из цены договора сумму НДС и перечислит заказчику меньшую сумму.

Заказать электронную подпись для дистанционной подачи документов в суд Получить через час

После заключения госконтракта

Изменение объема закупки

Подпункт 6 пункта 1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ дает заказчику право изменить количество закупаемого товара (работ, услуг) в пределах 10% после заключения контракта. Изменение допустимо как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. При этом необходимо соблюдать следующие условия:

  • заказчик прописал возможность увеличения/уменьшения объема закупки в закупочной документации, а при заключении договора с единственным поставщиком — в проекте контракта;
  • изменить цену можно в закупках у единственного поставщика и во всех способах проведения торгов, кроме запроса котировок;
  • новый объем и цену закрепляют в дополнительном соглашении на этапе исполнения договора;
  • стоимость уменьшают и увеличивают пропорционально количеству товара, услуги.

Если НМЦК неделима (например, 100 ластиков и 100 карандашей — 170 рублей), то изменить можно только все позиции закупки разом. Если цена у каждой позиции рассчитана отдельно (например, 100 карандашей — 130 рублей, 100 ластиков — 40 рублей), то можно изменить объем отдельных позиций.

Изменение стоимости без изменения объема закупки

Цену контракта можно уменьшить без изменения объема товара и услуг, если поставщик согласен пересмотреть ее (подп. «а» п.1 ч.1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). Увеличить стоимость по этому условию нельзя. Новую стоимость стороны фиксируют в дополнительном соглашении.

Получить сведения о заключенных поставщиком госконтрактах

Заказчику урезали бюджет

Объявляя закупку, заказчик ориентируется на утвержденный бюджет закупки. Однако на практике бюджет могут пересмотреть в сторону уменьшения. В таком случае заказчик согласует с поставщиком уменьшение цены контракта или количества товара.

Если поставщик согласен, то цена контракта снижается до суммы средств, доведенных на закупку. Если поставщик не согласен снижать цену, то заказчик уменьшает количество товара или объем работ, чтобы уложиться в имеющуюся сумму.

Изменение тарифов

Стоимость договора можно пересмотреть если изменились тарифы — регулируемые государством цены. По этому основанию, например, могут изменить цену контракта с единственным поставщиком на коммунальные услуги или обслуживание многоквартирного дома (п. 8 и п. 22 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Пройти обучение и получить диплом специалиста по управлению государственными и муниципальными закупками

Долгосрочные контракты

Если исполнение контракта невозможно по независящим от сторон обстоятельствам, их условия можно менять. Эти виды контрактов перечислены в постановлении правительства от 19.12.13 № 1186:

  • федеральные госконтракты на сумму от 10 млрд рублей и срок от 3 лет, кроме контрактов на проведение клинических исследований лекарств для медицинского применения;
  • региональные контракты на сумму от 1 млрд рублей сроком от 3 лет;
  • муниципальные договоры на сумму от 500 млн рублей сроком от 1 года;
  • федеральные госконтракты на проведение клинических испытаний лекарств на сумму от 40 млн рублей на срок от 3 лет.

Тендеры на строительство

Согласно подпункту 8 пункта 1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ, стоимость контрактов на строительство, реконструкцию и капремонт можно увеличить на сумму до 30 % при соблюдении следующих условий:

  • срок исполнения договора — больше 1 года;
  • цена контракта превышает размер, установленный Правительством РФ;
  • договор нельзя исполнить из-за независимых от сторон обстоятельств;
  • получено письменное обоснование на основании решения Правительства РФ, исполнительного органа субъекта или местной администрации соответственно;
  • срок исполнения не изменился.

Лечение за рубежом

Цену можно менять в контрактах с зарубежной компанией на лечение гражданина России, если по медицинским показаниям добавили или уменьшили перечень услуг. В договоре должно быть предусмотрено такое условие.

Ответственность за нарушение порядка изменения цены контракта

За нарушение порядка пересмотра стоимости ответственность несет только госзаказчик по статье 7.32 КоАП РФ. Если он подпишет дополнительное соглашение с поставщиком об изменении цены договора по условиям, которых нет в 44-ФЗ, то получит штраф:

  • 20 тыс. рублей — на должностное лицо;
  • 200 тыс. рублей — на юрлицо.

По гособоронзаказу штраф составляет:

  • 50 тыс. рублей — на должностное лицо;
  • 500 тыс. рублей — на юрлицо.

Проверить фирму или ИП по реестру недобросовестных поставщиков

Заказчикам, пока не имеющим большого опыта в организации закупок, поможет специальный сервис «Контур.Снаб». В нем можно найти и скачать шаблоны техзаданий, определить и обосновать оптимальную цену контракта, отслеживать  установленные законом сроки закупочных процедур.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *