Таблица штрафов по 223-фз: административная ответственность за правонарушения в области закупок

В статье расскажем, кого можно привлечь к административной ответственности: должностное или юридическое лицо? Как избежать привлечения к ответственности невиновного сотрудника? А также срок давности и обжалование постановлений

Лица, виновные в нарушении законодательства РФ в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность  (ч. 1 ст. 107 Закона № 44-ФЗ).

Остановимся на административной ответственности. Кто будет к ней привлечен?

  • должностное лицо —  в случае совершения им административного правонарушения, связанного с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей: контрактный управляющий или работник контрактной службы.
  • юридическое лицо — если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, предусмотренных КоАП РФ, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению указанных норм.

Обратите внимание, что назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за это же правонарушение должностное лицо, физическое лицо, равно как и привлечение к административной ответственности физического лица не освобождает от ответственности юридическое лицо.

Зачастую уполномоченные органы привлекают к ответственности именно должностных лиц, т.е. сотрудников, избегая привлечения к ответственности юридических лиц. Привлечь к ответственности и наложить штраф на должностное лицо могут даже при увольнении сотрудника из организации-заказчика, если не истек срок давности.

Особенности административной ответственности:

  • национализированность:
  • назначается только за административные проступки;
  • субъект ответственности определяется широким кругом уполномоченных лиц;
  • административная ответственность применяется к не подчиненным лицам;
  • не влечет за собой судимость;
  • к административной ответственности чаще привлекают во внесудебном (административном) порядке.

Как избежать привлечения к ответственности невиновного сотрудника

Как подстраховать сотрудников от риска привлечения к ответственности за нарушения, к которым они не имеют никакого отношения? Бывает так, что по итогам проверки контрольные органы в закупочных документах выявляют нарушения, например нарушение при составлении плана-графика. Ответственность за составление плана-графика лежит на контрактной службе, т.е. теоретически к ответственности могут быть привлечены все ее сотрудники.

Для того, чтобы избежать рисков привлечения к ответственности невиновных сотрудников, заказчикам рекомендуется:

  • в положении о контрактной службе детализировать должностные полномочия каждого сотрудника контрактной службы с указанием конкретных действий, сроков, отведенных на их осуществление, прописать наименование должностей;
  • прописать взаимодействие структурных подразделений заказчика, ответственных за те или иные стадии осуществления закупочной деятельности;
  • сделать лист ознакомления ответственных сотрудников с регламентом и должностными полномочиями, закрепленными за ними.

Можно ли оспорить штраф и как это сделать

Штраф имеет смысл оспаривать, если его наложили незаконно или с нарушением порядка привлечения к административной ответственности. Вопрос об обжаловании можно рассматривать в следующих случаях:

  • когда лицо привлекают к ответственности по истечении срока давности;
  • когда нарушен порядок привлечения к ответственности, например, когда нарушение не доказано, отсутствуют факты, подтверждающие, что лицо, привлекаемое к ответственности нарушило закон.

Например, за направление сведений в реестр контрактов ответственна контрактная служба и за нарушения могут привлечь к ответственности всю службу, но есть конкретный сотрудник, за которым указанные функции закреплены. Таким образом, если уполномоченный орган привлек к ответственности всю контрактную службу, невиновные сотрудники могут оспорить штраф.

Обратите внимание на правильность составления протокола об административных правонарушениях. Если он составлен неправильно, суд может не привлечь к ответственности, т.к. указанный протокол является основным по делу об административном правонарушении.

Обратите внимание на надлежащее уведомление о месте и времени рассмотрении дела об административном правонарушении. Если уполномоченный орган не уведомил обвиняемое лицо, то штраф необходимо оспорить.

Так же и в случае, если лицо уже подвергалось за данное нарушение административному наказанию.

Куда обжаловать постановление об административном правонарушении

Органы власти, которые уполномочены рассматривать жалобы:

  1. Федеральная антимонопольная служба (далее — ФАС России);
  2. Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ;
  3. Уполномоченные органы местного самоуправления.

Контрольный орган выбирается в зависимости от того, для каких нужд совершалась закупка:

  • муниципальные нужды — любой из названных органов;
  • нужды субъекта РФ — ФАС России или орган исполнительной власти субъекта РФ;
  • федеральные нужды или государственный оборонный заказ — ФАС России.

Бесплатные вебинары по 44-ФЗ, 223-ФЗ

Участие в закупках. Изменения. Эксперты-практики в Школе электронных торгов

Посмотреть расписание

Если было вынесено решение по наложению штрафа, оно может быть обжаловано в течение 10 дней с момента получения решения (по почте или на руки).

Физическое лицо, на которого было составлено постановление, может направить обжалование в районные суды, а юридическое — в арбитражные.

Арбитражный суд может принять обжалование от физического лица, но затем остановить процесс, но таким образом будет пропущен 10-дневный срок.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого вынесено постановление.

В КоАП РФ установлено, что жалоба на постановление, вынесенное должностным лицом, подается вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела. Если жалоба поступила одновременно в суд и к вышестоящему должностному лицу, ее рассматривает суд.

Жалоба может быть подана в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления по делу. Пропуск срока может быть восстановлен судьей, должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу, по ходатайству ее автора.

Срок рассмотрения жалоб — 10 дней со дня их поступления. Жалобы рассматриваются судьями и должностными лицами единолично. При их рассмотрении проверяется законность и обоснованность вынесенного постановления. Порядок обжалования установлен ст. 30 КоАП РФ.

Каков может быть результат:

  1. Жалоба остается без удовлетворения и постановление остается без изменений.
  2. Постановление отменяется и дело направляется на новое рассмотрение.
  3. Постановление отменяется и дело прекращается.
  4. Изменяется мера административного наказания при условии, что оно не будет усилено.    

Положение лица ухудшено быть не может.

Срок давности привлечения к административной ответственности

Обучение для заказчика

Управление закупками по 44-ФЗ. Повышение квалификации, 120 ак.часов

Подробнее о курсе

Срок давности составляет 1 год с момента совершения административного правонарушения. Он отсчитывается не с момента рассмотрения жалобы (выявления правонарушения), а с момента совершения. К примеру, должен быть размещен протокол по итогам закупки, но он не был размещен.

Крайний срок размещения такого протокола будет началом отсчета. В течение года с этого момента лицо могут привлечь к административной ответственности.

Лицо, принимающее решение, в течение этого времени выносит постановление о привлечении к ответственности или снимает обвинения.

При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Читайте по теме: 

Как рассчитывать пени и штрафы за просрочку и ненадлежащее исполнение контракта 

Доклад Административные нарушения в сфере закупок

Административные нарушения в сфере закупок

В соответствии со ст. 23.66 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП) контрольные органы в сфере закупок рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 — 2.1 статьи 7.29, частями 1 — 4.2, 6 — 8, 10, 11, 13, 14 статьи 7.30, частью 2 статьи 7.

31, статьей 7.31.1, частями 1 — 6 статьи 7.32, частью 1 статьи 7.32.5, частью 11 статьи 9.16 (за исключением сферы государственного оборонного заказа и сферы государственной тайны), частью 7 статьи 19.5, статьей 19.7.2 (за исключением сферы государственного оборонного заказа и сферы государственной тайны) Кодекса.

В прошедшем году, в том числе в четвёртом квартале 2017 года, наибольшее количество нарушений допущено заказчиками по ч. 2 ст. 7.31 КоАП.

     Ч. 2 ст. 7.

31 КоАП предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа в размере двадцати тысяч рублей за ненаправление, несвоевременное направление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информации, подлежащей включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), или непредставление, несвоевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в такие реестры контрактов, если направление, представление указанных информации (сведений) и (или) документов являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или представление, направление недостоверной информации (сведений) и (или) документов, содержащих недостоверную информацию.

Хотелось бы отметить, что ч. 2 ст. 103 закона о контрактной системе четко определен круг документов и информации, направляемой заказчиками в реестр контрактов, а именно:

  • 1) наименование заказчика;
  • 2) источник финансирования;
  • 3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • 4) дата подведения результатов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и реквизиты документа, подтверждающего основание заключения контракта;
  • 5) дата заключения контракта;
  • 6) объект закупки, цена контракта и срок его исполнения, цена единицы товара, работы или услуги, наименование страны происхождения или информация о производителе товара в отношении исполненного контракта;
  • 7) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), идентификационный номер налогоплательщика поставщика (подрядчика, исполнителя) или для иностранного лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением информации о физическом лице — поставщике культурных ценностей, в том числе музейных предметов и музейных коллекций, а также редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение и предназначенных для пополнения государственных музейного, библиотечного, архивного фондов, кино-, фотофондов и аналогичных фондов;
  • 8) информация об изменении контракта с указанием условий контракта, которые были изменены;
  • 9) копия заключенного контракта, подписанная усиленной электронной подписью заказчика;
  • 10) информация об исполнении контракта, в том числе информация об оплате контракта, о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, стороной контракта;
  • 11) информация о расторжении контракта с указанием оснований его расторжения;
  • 12) идентификационный код закупки;
  • 13) документ о приемке в случае принятия решения о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;
  • 14) решение врачебной комиссии, предусмотренное пунктом 7 части 2 статьи 83 и пунктом 28 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, с обеспечением предусмотренного законодательством Российской Федерации в области персональных данных обезличивания персональных данных;
  • 15) иные информация и документы, определенные порядком ведения реестра контрактов.
Читайте также:  Банкротство ООО с долгами: пошаговая инструкция, образец заявления, ответственность директора и учредителя

Срок размещения указанной информации регламентируется ч. 3 ст.

103 Закона о контрактной системе — в течение трех рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1 — 7, 9, 12 и 14 части 2 настоящей статьи информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом были внесены изменения в условия контракта, заказчики направляют в указанный орган информацию, которая предусмотрена частью 2 настоящей статьи и в отношении которой были внесены изменения в условия контракта, в течение трех рабочих дней с даты внесения таких изменений. Информация, указанная в пунктах 8, 10, 11 и 13 части 2 настоящей статьи, направляется заказчиками в указанный орган в течение трех рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта, расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.

Таким образом, заказчиком необходимо следить за сроком размещения информации и документов в реестре контрактов, поскольку состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 2 ст. 7.

31 КоАП является формальным, и в данном случае угроза охраняемым общественным отношениям заключается не только и не столько в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей, установленных законодательством.

Помимо нарушения порядка ведения реестра контрактов большое количество нарушений допускается заказчиками при публикации отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

В соответствии с ч. 4 ст. 30 Закона о контрактной системе установлено, что по итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, и до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, разместить такой отчет в единой информационной системе.

Ч. 1.4 ст. 7.

30 КоАП предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа в размере пятнадцати тысяч рублей за размещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией в единой информационной системе в сфере закупок или направление оператору электронной площадки информации и документов, подлежащих размещению, направлению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, либо нарушение указанными лицами порядка предоставления конкурсной документации или документации об аукционе, порядка разъяснения положений такой документации, порядка приема заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 — 1.3 настоящей статьи.

Важно подчеркнуть, что законодательством о контрактной системе закреплена возможность размещения отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций за отчетный год, начиная с начала года и до 1 апреля.

Нововведением Кодекса Российский Федерации об административных правонарушениях является ст. 7.32.5, которая введена Федеральным законом от 26.07.2017 N 189-ФЗ.

Ч. 1 ст. 7.32.

5 КоАП предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей за нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом.

В силу ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт вносится обязательное условие о порядке и сроках: оплаты товара, работы или услуги; осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом; оформления результатов такой приемки.

Таким образом, оплата по контракту должна быть произведена заказчиком в срок, установленный в контракте. При этом в соответствии с ч. 5 ст.

34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).

Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, преду­смотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства.

Краснодарским УФАС России в 2017 году рассмотрены административные дела по нарушению срока оплаты товара, ответственные должностные лица заказчика привлечены к административной ответственности.  

Дробление закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ: ответственность

Из нашей статьи вы узнаете:

Разделение больших закупок на более мелкие не запрещено ни 44-ФЗ, ни 223-ФЗ. Однако в некоторых случаях действия заказчика могут расцениваться как правонарушение, что грозит ему административной и уголовной ответственностью.

В этой статье мы подробно рассмотрим дробление закупок, объясним, почему оно выгодно заказчикам и расскажем, какие опасности таит в себе умышленное разделение заказов.

Что такое дробление закупки

Термина «Дробление закупки» нет ни в 44-ФЗ, ни в 223-ФЗ. При этом само понятие включает в себя вполне конкретное объяснение — это разделение одного контракта на определённое количество более мелких контрактов. Несмотря на то что сам термин отсутствует в законе, действие это противоправно и влечёт за собой определённые наказания.

Заказчик прибегает к дроблению, чтобы обойти некоторые положения 44-ФЗ, либо 223-ФЗ, об этом мы поговорим в следующем разделе. Дробление подразумевает, что одна крупная закупка будет разделена на несколько маленьких, цены которых при этом будут меньше. Например, одну закупку стоимостью 500 тысяч рублей можно разделить на пять закупок по 100 тысяч рублей.

В некоторых случаях заказчики действительно избегают наказания, но если их действия признают противоправными, им грозят большие штрафы. Заказчики идут на такой риск неспроста — им это выгодно. Поговорим об этом ниже.

Чем выгодно дробление закупки заказчику

Главная причина использования заказчиком дробления закупки состоит в обходе конкурентного способа определения поставщика.

Для заказчика процедура выбора исполнителя заказа достаточно сложная: заказ нужно включить в план закупок, выждать сроки проведения, сведения о проводимом мероприятии разместить на «Портале Закупок», подготовить документы, обосновать начальную максимальную цену контракта и т.д.

Разделение закупки помогает избежать большинства дополнительных действий со стороны заказчика. Как это работает? Закон позволяет проводить закупки у единственного поставщика. Это такой неконкурентный способ определения исполнителя заказа, который можно осуществить в максимально короткие сроки.

Простыми словами: закупку у единственного поставщика заказчик может проводить без формальной процедуры выбора исполнителя.

Для закупок по 44-ФЗ требования к такой процедуре указаны в ст. 93, для закупок по 223-ФЗ исчерпывающий перечень случаев для проведения такой закупки заказчик самостоятельно устанавливает в соответствующем положении. В 44-ФЗ, например, указана максимальная стоимость одного контракта — не более 600 тысяч рублей.

По каким признакам определяют

Дробление закупки по 44-ФЗ можно определить по некоторым признакам. На них и ориентируются контролирующие органы для её выявления. Распространёнными признаками являются:

  1. Наличие повторяющегося объекта закупки в нескольких договорах.
  2. Между одинаковыми договорами небольшие промежутки времени.
  3. В нескольких договорах фигурирует один и тот же поставщик.

Зачастую эти признаки идут вместе друг с другом, что, несомненно, свидетельствует о том, что заказчик разделил один большой заказ на несколько маленьких. Выявить такое правонарушение не составляет труда для контролирующих органов. О том, почему это считается правонарушением и в чём заказчика могу обвинить поговорим в следующем разделе.

Квалифицированная электронная подпись (КЭП) — необходимый инструмент в сфере закупок. Для этого подойдёт, например, «Астрал-ЭТ» c любым тарифом из линейки «Торги».

Что говорит закон

В рамках законов 44-ФЗ и 223-ФЗ прямо не говорится о том, что дробление закупок является правонарушение. Как мы уже сказали выше, такого термина в законе даже нет. По этой причине подобные действия не противоречат этим двум законам, но в то же время они нарушают другие законы.

  1. Гражданский кодекс. Согласно ст. 170 ГК РФ, контракты, которые составлены в рамках дробления одной закупки, могут расцениваться, как притворные сделки. Как гласит п. 2, это такие сделки, целью которых является прикрытие других сделок — это и происходит при разделении одной закупки.
  2. Бюджетный кодекс. Дробление закупок нарушает принцип эффективности использования бюджетных денег, установленный в ст. 34 БК РФ. Этот принцип означает, что бюджетные деньги должны использоваться из необходимости с использованием наименьшего их объёма и в конечном итоге приводить к наилучшему результату.
  3. Закон о защите конкуренции. Когда заказчик разделяет закупки и передаёт их единственному поставщику, он лишает других поставщиков возможности конкурентной борьбы. Это прямое нарушение положений ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ.
Читайте также:  Ликвидация образовательного учреждения: основания, порядок, необходимые документы, сроки

Из сказанного выше становится ясно, что дробление закупок не нарушает напрямую законы 44-ФЗ и 223-ФЗ, но нарушает несколько других законов. Действия заказчика могут обернуться для него ответственностью, о которой мы поговорим ниже.

Ответственность за дробление закупки

Заказчик может понести как административную, так и уголовную ответственность за свои действия. И в зависимости от тяжести правонарушения, ему может грозить штраф, исправительные работы или лишение свободы.

В ст. 7.29 КоАП РФ установлено, что если заказчик нарушает требования при определении поставщика, на должностных лиц могут наложить штраф в размере от 30 тысяч рублей до 50 тысяч рублей.

Заказчика могут обвинить и в превышении должностных полномочий в соответствии со ст. 286 УК РФ. Тогда ему грозит уголовная ответственность, штрафы до 80 тысяч рублей, лишение права занимать определённые должности, принудительные работы на срок до 4-х лет, арест до шести месяцев, лишение свободы на срок до четырёх лет.

Чем опасно дробление для поставщика

Поставщик тоже может попасть под удар, если речь идёт о сговоре с поставщиком или его подкуп. В этом случае ему тоже будет грозить как административная, так и уголовная ответственность с большими штрафами и возможным лишением свободы.

Другая опасность для поставщика состоит не в ответственности перед законом, а в рисках работы с недобросовестным заказчиком. Контролирующий орган может признать действия заказчика неправомерными и признать контракты недействительными. Вследствие, деньги поставщику выплачены не будут.

«Астрал.Тендер» — комплекс услуг для участия в торгах и госзакупках, одним из которых является тендерное сопровождение. Вам помогут найти подходящую закупку и подготовиться к ней, а также принять участие в торгах.

КоАП-2021: ответственность в сфере закупок и антимонопольного законодательства – ilex

С 1 марта 2021 г. вступает в силу новый Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — новый КоАП). Он предусматривает изменения по многим административным правонарушениям. Рассмотрим подробнее, как изменились нумерация статей и размер штрафа за нарушения в сфере закупок товаров (работ, услуг) и антимонопольного законодательства.

Госзакупки

Новый КоАП предусматривает административную ответственность за нарушение порядка осуществления госзакупок товаров (работ, услуг) в ст. 12.9. При этом нарушения порядка использования средств бюджета, государственных внебюджетных фондов, которые ранее указывались в одной статье с нарушениями порядка проведения госзакупок, выделены в отдельную ст. 12.8.

Статья 12.9 нового КоАП в отличие от прежнего КоАП от 21 апреля 2003 г. (далее — прежний КоАП или КоАП 2003 г.

) содержит закрытый перечень нарушений в сфере госзакупок, влекущих административную ответственность, и разграничивает их по видам и размерам штрафов. В большинстве случаев максимальный размер штрафа снижен.

При этом статья предусматривает нарушения как со стороны заказчика (организатора), так и по ч. 5 и 7 ст. 12.9 нового КоАП членов комиссии по госзакупкам. Подробнее см. сравнительную таблицу.

Новый КоАП  Штраф Примечание/сравнение с КоАП 2003 г.
Нарушения предусмотренного законодательством порядка:

  • — размещения информации о госзакупках, включая документы и (или) сведения, на ЭТП;
  • — предоставления информации о госзакупках, включая документы и (или) сведения, в уполномоченный госорган по госзакупкам;
  • — хранения документов по процедурам госзакупок 
До 10 БВ КоАП 2003 г. допускает возможность привлечения к административной ответственности за любые нарушения порядка проведения госзакупок на территории Республики Беларусь. В таком случае предусмотрено предупреждение или штраф до 50 БВ . В том числе за:

  1. — не предусмотренное законодательством ограничение должностным лицом или ИП, членом комиссии, созданной для проведения процедуры госзакупки, доступа поставщиков (подрядчиков, исполнителей) к участию в процедуре госзакупки, в том числе посредством несоблюдения правил размещения информации о госзакупках;
  2. — изменение должностным лицом заказчика (организатора) или ИП условий договора, заключаемого по итогам процедуры закупки, если иное не предусмотрено актами законодательства;
  3. — уклонение от заключения договора по результатам процедуры закупки
Нарушения предусмотренного законодательством порядка выбора процедуры госзакупок  До 15 БВ
Нарушения предусмотренных законодательством:

  • — требований к определению ориентировочной стоимости предмета госзакупки;
  • — требований к содержанию документов, предоставляемых для подготовки предложения;
  • — порядка внесения изменений и (или) дополнений в такие документы;
  • — правил описания предмета госзакупки;
  • — порядка изучения конъюнктуры рынка при проведении процедуры закупки из одного источника 
До 20 БВ
Не предусмотренное законодательством изменение:

  1. — условий договора госзакупки (его проекта);
  2. — предмета госзакупки или требований к нему;
  3. — требований к участникам, определенных при проведении процедуры госзакупки, которая признана несостоявшейся.
  4. Нарушение предусмотренного законодательством порядка заключения договора госзакупки 
До 20 БВ
Нарушение порядка открытия, рассмотрения, оценки, сравнения, отклонения предложений, повлекшее неправомерное:

  • — решение о выборе участника-победителя;
  • — отклонение предложения участника;
  • — признание процедуры госзакупки несостоявшейся
До 15 БВ
Отмена процедуры госзакупки в целом или в отношении отдельных частей (лотов) предмета госзакупки в случаях, не предусмотренных законодательством  До 20 БВ
Иное не предусмотренное законодательством ограничение допуска юрлиц или физлиц, в том числе ИП, к участию в процедуре госзакупки  До 20 БВ
Приобретение товаров (работ, услуг) без проведения предусмотренных законодательством процедур госзакупок  От 10 до 50 БВ
При повторности вышеуказанных нарушений в течение 1 года после наложения административного взыскания за такие же нарушения и (или) повлекшие:

  1. — дополнительное расходование бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств;
  2. — уменьшение количества закупаемых товаров (объема выполняемых работ, оказываемых услуг);
  3. — изменение в сторону уменьшения комплектации закупаемых товаров;
  4. — ухудшение потребительских, функциональных, технических, качественных и эксплуатационных показателей (характеристик) товаров (работ, услуг) 
От 20 до 100 БВ КоАП 2003 г. предусматривает
аналогичный состав правонарушения . При этом ранее минимальный размер штрафа составлял 50 БВ. Также новый КоАП скорректировал состав правонарушения в части последствий:
— дополнительного расходования средств госцелевых бюджетных фондов;
— снижения параметров и технических характеристик товаров, увеличение затрат по их эксплуатации (использованию)

Обратите внимание!
Новый КоАП не предусматривает такой вид административного взыскания, как предупреждение . Предупреждение отнесли к мерам профилактического воздействия .

При этом в случае привлечения к административной ответственности за нарушения в сфере закупок или антимонопольного законодательства минимальный размер штрафа составит для физлица — 1/10 БВ, ИП — 2 БВ, юрлица — 5 БВ .

 В ряде случаев для физлиц и ИП штраф может быть увеличен, например в случае его неуплаты в срок .

Закупки за счет собственных средств

Новый КоАП предусматривает административную ответственность за нарушение требований к порядку осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств по ст. 12.27 (ранее она предусматривалась ст. 11.

77 КоАП 2003 г.).

Привлечь к административной ответственности, как и прежде, могут за любое нарушение требований законодательства к порядку осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств :

  • — юрлиц, имущество которых находится в госсобственности;
  • — хозобществ, акции (доли в уставных фондах) которых находятся в госсобственности.
  • При этом максимальный размер штрафа снижен с 50 БВ до 15 БВ .
  • Закупки при строительстве

В новом КоАП административная ответственность за нарушение порядка закупок товаров (работ, услуг) при строительстве предусмотрена ст. 12.10. Подробнее см. таблицу.

Новый КоАП  Штраф Примечание/сравнение с КоАП 2003 г.
Не предусмотренное законодательством отступление в заключенном договоре от условий, сформированных по результатам проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве На юрлицо — от 50 до 100 БВ; на иное лицо — от 2 до 15 БВ КоАП 2003 г. предусматривает административную ответственность и устанавливает размер штрафа в зависимости от стоимости строительства и источника финансирования . Например, административная ответственность при бюджетном финансировании предусмотрена за:
— оплату строительства объектов без проведения процедур закупок в случаях, установленных законодательными актами;
— непроведение или несоблюдение порядка проведения должностным лицом процедур закупок при строительстве объектов за бюджет от 6 тыс. БВ до 100 БВ . При этом административная ответственность за те же деяния, но при осуществлении строительства за счет иных источников, исключение — строительство объектов, полностью финансируемых за счет средств иностранных инвесторов, предусмотрена только при стоимости строительства объектов 100 БВ и более .
Таким образом, перечень нарушений, по которым могут привлечь к административной ответственности, расширен и не зависит от стоимости строительства
Иное нарушение предусмотренного законодательством порядка закупок товаров (работ, услуг) при строительстве На юрлицо — до 500 БВ; на иное лицо — до 50 БВ
Читайте также:  Журнал «Вестник государственной регистрации»: порядок публикации сведений о ликвидации юридических лиц

Новый КоАП в отличие от КоАП 2003 г. не содержит подстрочных примечаний к ст. 12.10. Полагаем, в таком случае следует учитывать законодательство о закупках при строительстве.

В частности, нормы Указа N 223, в соответствии с которыми строительство включает деятельность по возведению, реконструкции, ремонту, реставрации, благоустройству, технической модернизации, сносу объекта, включающую оказание услуг в строительстве, подготовку проектной документации, выполнение строительно-монтажных, пусконаладочных работ. Ранее подстрочное примечание к ст. 21.

17 КоАП 2003 г. не предусматривало под строительством такие виды деятельности, как текущий ремонт, оказание услуг в строительстве, подготовку проектной документации, выполнение строительно-монтажных, пусконаладочных работ.

Ответственность за нарушения в сфере антимонопольного законодательства

Новый КоАП, как и ранее, предусматривает административную ответственность за нарушения в сфере антимонопольного законодательства. В частности, он включает:

— ст. 13.31 — нарушение антимонопольного законодательства;

— ст. 13.32 — монополистическая деятельность;

— ст. 13.33 — недобросовестная конкуренция.

В части недобросовестной конкуренции состав административного правонарушения и размер предусмотренного за него штрафа не изменились.

Как и ранее, за недобросовестную конкуренцию штраф на физлицо может составить от 20 БВ до 100 БВ, на ИП — от 100 БВ до 200 БВ, а на юрлицо — до 10% суммы выручки от реализации товара (работы, услуги), на товарном рынке которого совершено правонарушение, но не менее 400 БВ .

В части нарушений в сфере монополистической деятельности перечень нарушений дополнен ч. 4, которая предусматривает административную ответственность за несоблюдение субъектом естественной монополии предусмотренных в таком случае ограничений, установленных законодательством о естественных монополиях.

На заметку
Ограничения деятельности субъектов естественных монополий предусмотрены ст. 6 Закона о естественных монополиях.

В частности, они касаются ценообразования предоставляемых услуг, невозможности отказа в заключении договора в ряде случаев, недопущения совершения иных действий (бездействия), которые приводят или могут привести к невозможности оказания услуг, относящихся к сферам естественных монополий, или замене их другими услугами. 

В случае привлечения к административной ответственности по новой ч. 4 ст. 13.32 КоАП предусмотрен штраф:

  1. — на юрлицо — от 20 до 1000 БВ;
  2. — на ИП — от 20 до 500 БВ;
  3. — на иных лиц — от 20 до 200 БВ.

Иные нарушения антимонопольного законодательства предусмотрены в ст. 13.31 нового КоАП. Как она изменилась по сравнению с прежним КоАП, см. таблицу.

Новый КоАП КоАП 2003 г. Примечания
Статья 13.31. Нарушение антимонопольного законодательства Уклонение от исполнения предписания антимонопольного органа, органа регулирования деятельности субъектов естественных монополий, либо ненадлежащее или несвоевременное его исполнение, либо непредставление в установленные сроки этим органам информации (документов, объяснений), необходимой для выполнения ими своих функций, либо представление заведомо ложной информации —
влекут наложение штрафа в размере от 20 до 100 БВ
Статья 11.24. Нарушение антимонопольного законодательства Уклонение ИП или должностного лица юрлица от исполнения предписания антимонопольного органа, либо ненадлежащее или несвоевременное его исполнение, либо непредставление этому органу информации (документов, объяснений), необходимой для осуществления антимонопольным органом своих функций, либо представление заведомо ложной информации —
влекут наложение штрафа в размере от 20 до 100 БВ
В частности:
— исключены ограничения по перечню лиц, которых вправе привлекать к административной ответственности.
На заметку
Антимонопольный орган может вынести для исполнения предписание как юрлицу и ИП, так и физлицу . В таком случае можно будет привлечь к административной ответственности за уклонение от исполнения предписания по ст. 13.31 нового КоАП и физлиц;

  • — дополнен перечень органов, за уклонение от исполнения предписания которых могут применить административную ответственность;
  • — установлено условие о привлечении к административной ответственности в случае несоблюдения установленных сроков для предоставления информации (документов, объяснений), необходимой для выполнения функций антимонопольного органа, органа регулирования деятельности субъектов естественных монополий.
  • При этом размер штрафа остался прежним

Вступление в силу нового КоАП

Новый КоАП вступает в силу с 1 марта 2021 г. . При этом прежний КоАП 2003 г., а также все законы (их отдельные положения), которыми внесены в него изменения в период со дня его принятия до 1 марта 2021 г., утратят силу .

До приведения законодательства в соответствие с новым КоАП акты законодательства, за исключением вышеуказанных, будут применяться в той части, в которой они не противоречат новому КоАП, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь .

В случае если постановление о наложении административных взысканий будет вынесено до 1 марта 2021 г. и полностью или частично не исполнено, то оно подлежит пересмотру в случаях, когда нормы нового КоАП улучшают положение лиц, совершивших административные правонарушения, по сравнению с нормами КоАП 2003 г. .

На заметку
С 1 марта 2021 г. также вступает в силу новый Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях. 

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

Виды ответственности и штрафов по 223-ФЗ

Контрагент, совершивший нарушения в сфере организации и проведения закупочной деятельности, а также при исполнении контракта может быть привлечён к следующим видам ответственности:

  1. Дисциплинарная — определяемая внутренними нормативно-правовыми актами и регламентами организации, а также ТК РФ.
  2. Административная — устанавливаемая КоАП РФ.
  3. Уголовная — определяемая УК РФ за преступления в сфере закупок, повлёкшие существенное нарушение прав и охраняемых законом интересов, а также правомерного порядка осуществления торгов.
  4. Гражданская — является предметом регулирования ГК РФ и связана с возмещением убытков, понесённых из-за неправомерных действий заказчика.

К одному лицу могут применяться разные виды ответственности, поскольку каждый из них охватывает разные стороны общественных отношений.

  1. Дисциплинарная ответственность имеет наиболее мягкие санкции — штраф, дисциплинарное взыскание, выговор. Такие меры принимаются по отношению к должностным лицам, нарушившим локальные акты, регулирующие деятельность организации на всех этапах торгов, обязанности конкретных лиц и их ответственность за нарушение установленных правил.
  2. Административная ответственность по 223-ФЗ может быть возложена как на должностное лицо, так и непосредственно на юридическое лицо. Основным видом наказания в данном случае является штраф, но в некоторых случаях возможно также отстранение лица от осуществляемой им деятельности на определённый срок.
  3. Санкции уголовного характера для закупок по 223-ФЗ законом прямо не предусмотрены, однако, наступление уголовной ответственности всё же возможно в том случае, если действия должностных лиц организации в процессе закупки образуют состав преступления. Наиболее распространённые составы — это ст. 204 УК и ст. 178 УК. В качестве наказания может применяться как штраф, так и лишение свободы. К основному наказанию добавляется дополнительное — лишение права заниматься определённой деятельностью на установленный судом срок, что также применятся и для административных санкций.
  4. Применение мер гражданской ответственности необходимо для возврата пострадавшей стороне упущенной выгоды, а также иных понесённых убытков или пеней, начисленных в связи с несвоевременной оплатой по контракту или оплатой штрафа по нему.

Существует также отдельная мера ответственности, не относящаяся к рассмотренным видам — включение в РНП.

Порядок наложения штрафов

Наложение штрафа по 223-ФЗ чаще всего связано с возложением на одну из сторон закупки административной ответственности.

Такая санкция применима и в случае уголовного наказания, однако имеет другую природу и куда менее распространена.

Наложение административного штрафа происходит в несколько шагов:

  1. Территориальными органами Федеральной Антимонопольной Службы проводится плановая или внеплановая проверка, при осуществлении которой в действиях лица обнаруживаются признаки совершения административного правонарушения.
  2. Контролирующими органами выносится решение о привлечении лица к ответственности по одной из статей КоАП РФ.
  3. При несогласии лица с принятым решением, оно может быть оспорено. При отказе от процедуры обжалования наступает этап исполнения административной санкции.

К такому виду ответственности чаще всего привлекаются должностные лица организации, но при их отсутствии штраф может быть возложен непосредственно на юридическое лицо в большем размере.

Срок давности административных правонарушений в сфере закупочной деятельности по общему правилу составляет один год с момента совершения деяния или, в случае, если правонарушение является длящимся — с момента его обнаружения. По истечении этого срока привлечь лицо к ответственности не получится.

Таблица штрафов

Ниже представлены назначаемые в соответствии с КоАП РФ штрафы и их виды.

1. Связанные с процессом проведения закупки:

Статья Состав Штраф для должностного лица (руб.) Штраф для юридического лица (руб.)
ч. 1 ст. 7.32.3 Проведение закупки не в электронной форме в тех случаях, когда такая форма обязательна 10.000–30.000 100.000–300.000
ч. 2 ст. 7.32.3  Осуществление деяния ч.1 указанной статьи должностным лицом, ранее подвергнутым наказанию за аналогичное правонарушение не менее двух раз 40.000–50.000 рублей, либо отстранение от должности на срок от шести до двенадцати месяцев.
ч. 3 ст. 7.32.3  Проведение государственной закупки по 223-ФЗ

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *