Статья 59 Федерального закона №127-ФЗ «О несостоятельности и банкротстве»: структура и содержание

Процедура банкротства и конкурсное производство объявляются официально Арбитражным судом и проходит по следующей закономерной схеме:

  • предприятия-кредиторы в последний раз предъявляют свои претензии должнику до ликвидации;
  • санкции от кредиторов (проценты, неустойки, пени) уже не начисляются;
  • вся конфиденциальная информация теряет статус коммерческой тайны;
  • имущество юрлица запрещается продавать, когда общий объем превышает 5%, как и продавать и сдавать в аренду либо другим путем отчуждать ценное имущество;
  • исполнительная документация теряет свое действие. Теперь все документы, которыми пользовались приставы, направляются конкурсному управляющему;
  • снимаются блокировки счета с кредитора и карт юрлица, любые ограничения в целом, снимаются аресты;
  • руководитель фирмы-банкрота теряет все полномочия (и снимает их добровольно) – они передаются управляющему;
  • если у фирмы имеются патенты, лицензии на деятельность и разрешения, то они теряют свою силу, как и зарегистрированный статус ООО или ИП.

План
конкурсного производства

Деятельность арбитражного управляющего ведется по определенному плану. Он разрабатывает детальную схему работы, которая будет направлена на формирование конкурсной массы.

Однако план работ производства по делам о несостоятельности и банкротстве должен быть согласован на собрании кредиторов. В плане указывается порядковый номер мероприятий и даты на исполнение обозначенных обязательств.

План представляется в форме таблицы. В
состав плана включают следующие этапы

банкротства:

  • направляются информационные уведомления на адрес руководителя компании о его отстранении, информируют работников о грядущей смене управляющего лица и о сокращении кадров;
  • сведения о старте конкурсных процедур отправляются в специальный раздел газеты «Коммерсант» и в ЕГРЮЛ;
  • ФНС уведомляется о решении суда и старте конкурса;
  • направляются запросы в ФНС, ФССП, Росреестр, ГИБДД и другие государственные органы (например, БТИ) – уточняется финансовое состояние должника;
  • проводится инвентаризация основных средств и всех нематериальных активов, наличных средств и расходов должника;
  • проводится собрание кредиторов;
  • готовится отчетность о проведенных процедурах.

Торги
в конкурсном производстве

Ключевой момент в момент проведения конкурса в рамках банкротства – это торги (аукцион). Основная цель конкурсного производства – удовлетворить финансовые иски от кредиторов.

Поэтому за торгами следят все заинтересованные стороны, которые заинтересованы в получении средств. Это и сам должник, и кредитные организации, и управляющий. Судебные приставы в этой процедуре не участвуют, так как ими уже были переданы все документы в адрес управляющего и судебные требования по искам уже приостановлены.

Конкурсный
управляющий в процедуре банкротства

юридического лица

Для обеспечения всех процессов назначается специалист – представитель судебной экспертизы. Это конкурсный управляющий, который имеет в своих руках все рычаги управления в подотчетной фирме.

КУ назначается из числа независимых и незаинтересованных лиц в целях достижения максимальной объективности. В случае банкротства банков на место КУ назначают представителя Агентства страхования вкладов.

Управляющий обладает очень большими полномочиями, которые он принимает с целью решения задачи – обеспечить целостность и сохранность имущества должника для дальнейшей продажи и покрытия долга. Функционал КУ достаточно широк:

  • он ищет активы должника для формирования конкурсной массы;
  • проводит инвентаризацию при банкротстве и оценку всей собственности;
  • устраивает электронные торги и реализует имущество по рыночной цене;
  • проводит взаиморасчеты с кредиторами по реестру и многое другое.

Задачи КУ – сложны и многоаспектны, поэтому требования к кандидатурам на эту должность достаточно высоки. Назначение КУ происходит по решению суда – выбирают подходящего кандидата из СРО или независимого эксперта.

В случае ошибок или намеренных махинаций со стороны КУ в рамках закона возможно отстранение от работы, исключение из СРО, привлечение к возмещению убытков и применение других разновидностей ответственности.

Каким составом суда рассматривается дело о банкротстве юрлица

Арбитражный суд выступает федеральным органом власти. Его структура и состав зависят от характера дела и уровня его рассмотрения (окружной, региональный).

Процедура банкротства в арбитражном процессе находится в ведении арбитражного суда независимо от состава участников и их количества. Ни один судебный и контролирующий орган более не имеет права на рассмотрение такого рода дел (включая третейский суд).

Рассмотрение дела о банкротстве осуществляется на основании поданного в суд заявления о признании юрлица финансово несостоятельным.

Заявление о признании компании банкротом могут инициировать кредиторы, уполномоченные органы и сам должник.

Право передать заявление принадлежит заинтересованным сторонам, если юридическое лицо соответствует признакам банкротства: размер его задолженности перед кредиторами составляет более 300 тыс. р., а просрочка превысила 3 месяца.

Основанием для рассмотрения дела о банкротстве может стать факт отсутствия хозяйственной деятельности должника, нахождение его в стадии ликвидации или отсутствие у должника средства для погашения судебных издержек в деле о банкротстве.

Заявление о банкротстве арбитражного суда подается по месту регистрации юрлица (его юридическому адресу). Участниками экономического спора о признании должника финансово несостоятельным становятся:

  1. Банкрот.
  2. Кредитор.
  3. Конкурсный управляющий.
  4. Уполномоченный орган (в частности, ФНС).
  5. Лицо, которое отвечает за обеспечение сохранности имущества на этапе финансового оздоровления.
  6. Представители участников.
  7. Прочие заинтересованные лица, которые участвуют в деле на законных основаниях.

Перечисленные выше участники процесса наделены правом обращаться в суд с ходатайствами о проведении экспертизы о признании банкротства должника фиктивным или преднамеренным.

В ходе процесса банкротства арбитражный судья единолично принимает заявления о признании компании банкротом, рассматривает обоснованность требований кредиторов, запросы от участников процесса, выносит определения о введении и окончании того или иного этапа банкротства. В процессе также участвует секретарь, которые ведет протокол судебного заседания.

За рассмотрение дела о несостоятельности также может отвечать коллегиальный состав судей, если возникает в этом необходимость, например, ввиду повышенной сложности дела.

Права и обязанности

Конкурсный управляющий по банкротству юридических лиц назначается Арбитражным судом после того, как компанию-должника официально признают банкротом и начнется процедура конкурсного производства. Его полномочия заканчиваются в тот момент, когда эту процедуру суд закрывает.

На данном этапе банкротства (он длится от полугода до 1 года) управляющий наделен большой властью, он является полноправным распорядителем всего имущества банкрота. Все его действия контролируются, права и обязанности четко прописаны в «Законе о несостоятельности».

Здесь же указано, как стать конкурсным управляющим, какие требования выдвигаются к кандидатам на эту должность.

Конкурсный управляющий имеет право:

  • распоряжаться имуществом компании-должника;
  • увольнять работников и руководителя этой компании;
  • отказываться соблюдать условия финансовых сделок или выполнять обязательства по договору, но лишь в том случае, если они могут усугубить финансовое положение должника;
  • подавать в Арбитражный суд заявление от имени компании-должника с просьбой признать недействительной ту или иную сделку.
Читайте также:  Отдел закупок на предприятии: в чем заключается его работа и какие обязанности возлагаются на руководителя? функции, задачи и цели

В его обязанности входит:

  • обеспечить сохранность материальных ценностей компании-банкрота;
  • в случае необходимости выбрать оценщика имущества;
  • в течение месяца после начала конкурсного производства предупредить работников предприятия о предстоящем увольнении;
  • вести реестр требований займодателей;
  • заключать сделки, выгодные для должника.

После того как будет дана оценка всему имуществу должника, конкурсный управляющий доводит эту информацию до кредиторов и описывает условия, на которых эти объекты собственности будут продаваться. Если займодатели согласны с условиями, проводятся торги, и выплачиваются долги. Если не согласны, условия утверждает Арбитражный суд.

Один раз в три месяца управляющий должен информировать кредиторов о текущем положении дел. С этой целью он подает отчет о проделанной работе за определенный период времени. Отчет конкурсного управляющего должен содержать следующую информацию:

  • инвентаризация и оценка собственности;
  • информация о поступлении денежных средств на счет должника и их источнике;
  • количество работающих и уволенных сотрудников;
  • меры, предпринятые для возвращения имущества должника, которое находится у третьих лиц;
  • сведения о продаже имущества должника и вырученной сумме;
  • работа, которая проводилась с целью признать недействительными сделки, которые должник заключал еще до банкротства в том случае, если эта мера позволит увеличить количество денежных поступлений на счет банкрота;
  • меры по привлечению к субсидиарной ответственности тех лиц, по вине которых компания и оказалась в должниках, и др.

Кроме того, после завершения процедуры банкротства конкурсный управляющий обязан представить отчет о проделанной работе, где следует указать результаты конкурсного производства: отчет продаже имущества должника, погашение всех долгов. Кроме того, следует подать информацию о банкротстве компании в Пенсионный фонд.

○ Конкурсное управление

Конкурсное управление – единственная процедура, которая применяется при упрощенном порядке признания ООО банкротом.

«Конкурсное производство — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов» (абз. 16 ст. 2 Закона № 127-ФЗ).

Кто инициирует?

Конкурсное производство начинается после объявления должника банкротом.

«Принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом влечет за собой открытие конкурсного производства» (п. 1 ст. 124 Закона № 127-ФЗ).

Последствия начала процедуры:

  • Суд назначает конкурсного управляющего. Руководство предприятия прекращает функционировать, ведение дел передается внешнему специалисту.
  • Наступает срок исполнения денежных обязательств.
  • Прекращают начисляться штрафные санкции.
  • Прекращается исполнительное производство в ФССП, документы передаются конкурсному управляющему.
  • Снимаются аресты с имущества.

Конкурсное производство оканчивается после удовлетворения притязаний кредиторов или вследствие распределения всего имущества между ними.

Если имущества оказалось недостаточно для погашения долгов, банкрот подлежит ликвидации.

Сроки конкурсного производства

«Конкурсное производство вводится на срок до шести месяцев. Срок конкурсного производства может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на шесть месяцев» (п. 2 ст. 124 Закона № 127-ФЗ).

На практике процедура проходит 4-12 месяцев.

Конкурсный управляющий

«Конкурсный управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения конкурсного производства и осуществления иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий, или государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов», осуществляющая указанные полномочия в случаях, установленных настоящим Федеральным законом» (абз. 28 ст. 2 Закона № 127-ФЗ).

Конкурсный управляющий – центральная фигура в конкурсном производстве. Именно он занимается ликвидацией предприятия.

«При принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства арбитражный суд утверждает конкурсного управляющего, о чем выносит определение. Указанное определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано» (п. 1 ст. 127 Закона № 127).

Определение суда направляется в СРО арбитражных управляющих. Саморегулируемая организация должна на протяжении 9 дней предоставить информацию в суд, кредиторам или заявителям о соответствии выбранной кандидатуры законным требованиям. На основании этих сведений суд утверждает управляющего или отказывает в утверждении. В последнем случае СРО предлагает свою кандидатуру.

Обязанности конкурсного управляющего:

  • В трехмесячный срок с начала конкурсного производства провести инвентаризацию.
  • Привлечь эксперта по оценке.
  • Принять меры по выявлению иного имущества.
  • Уведомить персонал об увольнении.
  • Принять меры для истребования дебиторской задолженности.
  • Заявлять возражения кредиторам.
  • Включать необходимые сведения в Единый реестр сведений о банкротстве.

В рамках упрощенного производства:

  • Уведомить кредиторов отсутствующего должника о процедуре банкротства.
  • При обнаружении собственности у должника ходатайствовать в суд о переходе к полной процедуре банкротства.

Конкурсная масса

«Все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу» (п. 1 ст. 131 Закона № 127-ФЗ).

Конкурсная масса подлежит реализации на торгах. Вырученные деньги идут на уплату текущих платежей и погашение долгов.

Расчёт с кредиторами

Расчеты осуществляет конкурсный управляющий в пределах требований, заявленных кредиторами. Распределение средств осуществляется таким образом: сперва оплачиваются текущие расходы (судебные издержки, оплата труда управляющего и оценщика, коммунальные платежи), затем деньги выделяются кредиторам в порядке очереди:

  • В первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также расчеты по иным установленным настоящим Федеральным законом требованиям.
  • Во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и (или) оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности.
  • В третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами, в том числе кредиторами по нетто-обязательствам. (п. 4 ст. 134 Закона № 127-ФЗ).

Какие документы необходимо предоставить

Перечень документов, которые следует предоставить в арбитражный суд вместе с заявлением о признании должника в статусе юрлица банкротом, включает в свой состав:

  1. Документы, которые подтверждают наличие задолженности или основание ее возникновения. Например, договоры кредитования или микрофинансирования, договоры поставки, купли-продажи и иные гражданско-правовые договоренности.
  2. Перечень кредиторов и должников юрлица с детальной расшифровкой таких участников с указанием на их адрес.
  3. Учредительные документы юрлица, включая свидетельство о госрегистрации.
  4. Бухгалтерский баланс (на последний отчетный период) или заменяющие его документы (в частности, о составе и стоимости имущества должника).
  5. Решение участников (собственников) компании об обращении в арбитражный суд с заявлением при его наличии.
  6. Протокол собрания работников должника, на котором был выбран представитель работников для участия в процессе.
  7. Решение собственника имущества или участников об избрании представителя собственников.
  8. Отчет о стоимости имущества должника, подготовленный оценщиком.
  9. Документы, указывающие на наличие допуска к гостайне.
  10. Прочие документы.

Перечень документации приведен в ст. 38 127-ФЗ и является исчерпывающим. Документы могут быть переданы в оригиналах или в виде должным образом заверенной копии.

Читайте также:  Выплата НДС при импорте услуг: подробный обзор

Порядок рассмотрения дел

Порядок рассмотрения дел о финансовой несостоятельности происходит в порядке, который регламентирован в 127-ФЗ:

  1. Кредитор, уполномоченная инстанция или должник подают в арбитражный суд заявление о признании компании финансово несостоятельной.
  2. Назначается первое судебное заседание по вопросу обоснованности заявления о банкротстве. Если заявление было признано обоснованным, то суд вводит в отношении должника процедуру наблюдения и назначает кандидатуру временного управляющего.
  3. В течение месяца после введения наблюдательного этапа кредиторы должника передают в суд ходатайства о включении их требований в реестр, и суд по итогам их рассмотрения выносит определение о включении требований в реестр или об отказе.

Фз о несостоятельности и банкротстве 127

Все счета, открытые на имя гр-н а, будут заморожены, а открыть новый счет будет нельзя. Физлицо-банкрот не вправе выступать в качестве поручителя либо гаранта, выезжать за границу.

  • Застройщиков.
  • Кредитных структур.
  • Естественных монополий.
  • Стратегических организаций и компаний.
  • Денежных структур.
  • Сельскохозяйственных компаний.
  • Градообразующих организаций.
  • Клиринговых компаний.

Структура 127-ФЗ

Размер документа впечатляет: он представлен двенадцатью главами, содержащими 233 статьи.

Начинается с общих положений, раскрывающих терминологию банкротства, права и обязанности участников процедуры и прочие вводные моменты. И далее последовательно освещаются подробности проведения процедуры банкротства применительно к организациям (строительным, финансовым, стратегическим, сельскохозяйственным, градообразующим и пр.), индивидуальным предпринимателям и рядовым россиянам.

Банкротство рядовых граждан, в частности, освещается десятой главой документа.

Закон называет действующих лиц, непосредственных участников банкротства:

  • Должником именуется компания или человек, просрочившие регулярные платежи по долгам более чем на три месяца.
  • Кредиторами называются лица, которые одолжили денег заемщику, а возврата не дождались, это сторона, в деле о банкротстве пострадавшая. Закон несостоятельности банкротстве физических лиц разделяет кредиторов на обычных и конкурсных, — внесенных арбитражным управляющим в специальный реестр кредиторов. Они, в отличие от обычных заимодавцев, активно участвуют в деле о банкротстве, имеют голос на собрании кредиторов, влияют на развитие событий.
  • Арбитражным управляющим настоящий документ именует специалиста по банкротству, на которого возлагается обязанность управлять всеми оставшимися активами и имуществом должника до логического завершения дела о банкротстве.
  • Есть в законе термин «уполномоченные госорганы». Речь идет о ФНС, ПФР, ФСС и прочих организациях, интересы которых напрямую затрагивает банкротство должника.

Описание ФЗ «О банкротстве»

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» был принят в октябре 2002 года. Основополагающей целью 127-ФЗ является осуществление контроля и регулирование процесса банкротства отдельных граждан или предприятий. Закон регламентирует порядок и условия выплаты задолженности перед кредитными организациями, государственными учреждениями.

Действие настоящего закона распространяется на юридические лица и на отдельных граждан, в том числе на индивидуальных предпринимателей. В отношении иностранных компаний и инвесторов, осуществляющих предпринимательскую деятельность в РФ, также действуют положения 127-ФЗ «О банкротстве».

В содержании законодательного акта отмечается порядок осуществления следующих процессов:

  • Продажи собственности должника;
  • Предоставления денежных средств кредиторам;
  • Оформления и признания юридического или физического лица несостоятельным.

Статья 4 Федерального закона №127-ФЗ "О несостоятельности и банкротстве": структура и содержание, состав и размер требований

Наличие признаков банкротства можно выявить только с помощью проведения соответствующего анализа. Для того чтобы избежать финансовой несостоятельности, потребуется проводить проверки на регулярной основе. В противном случае должник может быть признан банкротом за неисполнение установленных обязательств.

Процедура банкротства предусматривается и регулируется Федеральным законом “О несостоятельности (банкротстве)” Российской Федерации. Процесс оформления финансовой несостоятельности за неисполнение установленных договором обязательств осуществляется в порядке арбитражного судебного производства.

Для удачного прохождения процесса стоит знать, что для определения наличия признаков банкротства должника учитываются многие факторы, которые мы рассмотрим подробнее в нашей статье.

Структура и содержание ст. 4 127-ФЗ

Состав денежных требований о выплате выходных пособий и оплаты труда лиц, которые работают по трудовому договору или работали ранее, определяются по ст. 4 127-ФЗ. Нынешняя редакция указанной статьи была введена в 2015 году через принятие 186-ФЗ.

Статья структурно состоит из 5 пунктов. Положения ст. 4 127-ФЗ затрагивают такие вопросы начисления пособий и оплаты труда в процессе банкротства, как:

  1. Дата, на которую определяется размер обязательств.
  2. Состав и размер денежных обязательств.
  3. Какие выплаты и долги учитываются для определения признаков банкротства.
  4. Размер обязательств при оспаривании кредиторских требований.
  5. Когда размер обязательств и обязательных платежей считается установленным.

Согласно законодательству о банкротстве, одними из ключевых являются понятия денежного обязательства и обязательного платежа. Под обязательством 127-ФЗ подразумевает обязанность должника перечислить определенную сумму по гражданско-правовой сделке или иному основанию, указанному в Гражданском кодексе.

С полным текстом статьи 4 Федерального закона №127-ФЗ можно ознакомиться здесь.

Под обязательными платежами подразумеваются налоги, сборы и обязательные взносы в федеральный, региональный или муниципальный бюджеты.

Состав и размер денежных обязательств

Согласно п. 1 ст. 4 127-ФЗ, состав денежных обязательств перед работниками и бывшими работниками юрлица определяется на дату подачи заявления в суд о признании должника банкротом.

  • Состав денежных обязательств и требований о выплате выходных пособий и зарплаты лицам, трудоустроенным по трудовому договору, и состав обязательных платежей, которые поступили в суд уже после заявления на банкротство, определяются на дату введения в отношении физлица первой процедуры признания несостоятельности.
  • В законодательстве дополнительно указано, что требования гражданина по выплате выходных пособий и зарплате, которые он должен был получить в иностранной валюте, подлежат пересчету в рубли.
  • Для пересчета используется курс ЦБ РФ на дату введения процедуры, применяемой в деле о банкротстве.
  • Для участия в деле о банкротстве учитываются требования кредиторов по денежным обязательствам и выплате выходного пособия, сроки исполнения которых не наступили на дату введения наблюдения.

По поводу применения п. 1 ст. 4 разъяснения приводятся в п. 11 Постановления ВАС от 2003 года №4. Здесь сказано, что положения статьи распространяются только на обязательства, сформированные до принятия заявления о банкротстве. Норма данной статьи не действует при определении размера и состава текущих платежей по ст. 5 127-ФЗ.

При введении внешнего управления сразу после другого реабилитационного этапа банкротства — финансового оздоровления — применяются особые правила. Если срок исполнения по обязательствам наступил в период внешнего управления, а требование от кредитора поступило при финансовом оздоровлении (по ст. 92 127-ФЗ), то обязательства по таким долгам определяются на дату введения внешнего управления.

Состав и размер кредиторских требований, заявленных в ходе наблюдения, определяются по состоянию на дату введения этой процедуры.

Заявление об обнаружении признаков банкротства: обращение в суд

Предоставить заявление в арбитражный суд могут следующие лица:

  • Уполномоченные органы.
  • Должник.
  • Кредитор.
Читайте также:  Что выступает налоговой базой при исчислении земельного налога?

В каких случаях лицо, являющейся руководителем должника, обязано в соответствии с законом обратиться в судебное отделение:

  • Удовлетворение требований кредиторов приводит к невозможности исполнения поставленных обязательств.
  • Органом принято решение об обращении в суд задолжавшего лица.
  • И другие случаи, предусмотренные в Федеральном законе “О несостоятельности (банкротстве)” Российской Федерации.

Заявление о наличии признаков банкротства должно содержать в себе:

  • Наименование отделения арбитражного суда, в которое предоставляется соответствующий документ.
  • Персональную информацию о кредиторе.
  • Персональную информацию о должнике.
  • Почтовый адрес.
  • Наименование настоящего документа.
  • Информацию о том, когда был заключен договор между кредитором и должником.
  • Сумму задолженности.
  • Срок просроченных платежей.
  • Обстоятельства, согласно которым произошла потеря платежеспособности.
  • Размер вознаграждения арбитражного управляющего.
  • Ссылки на нормативно правовые акты, которыми руководствуется заявитель.
  • Грамотно сформулированные требования о том, что должника признали финансово несостоятельным.
  • Перечень прилагаемых к заявлению документов.
  • Дату.
  • Личную подпись заявителя.

Что учитывается для определения наличия признаков банкротства должника

При определении признаков банкротства по п. 2 ст. 4 127-ФЗ учитываются такие виды задолженности, как:

  1. Размер денежных обязательств и задолженности за товары, работы и услуги.
  2. Суммы займов с учетом процентов, которые подлежат выплате должнику.
  3. Размер задолженности, которая была сформирована в результате неосновательного обогащения.
  4. Размер долга, который возник по причине имущественного вреда кредиторам.
  5. Размер обязательных платежей по российскому законодательству.

В результате введения поправок в указанную статью (п. 1 ст. 4) через принятие 296-ФЗ в 2008 году было изменено определение текущих платежей в деле о банкротстве, а также правовой режим их применения. Речь идет об обязательствах, возникших до возбуждения дела о банкротстве, сроки исполнения которых наступают после введения наблюдения.

В размер задолженности не включаются:

  1. Компенсации за причинение вреда жизни и здоровью гражданина.
  2. Обязательства по выплате компенсации сверх причинения вреда.
  3. Обязательства по выплате вознаграждений авторам интеллектуальной деятельности.
  4. Обязательства перед учредителями должника.
  5. Начисленные пени и штрафы, иные финансовые санкции по российскому законодательству, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств.
  6. Начисленные проценты за просрочку платежа.
  7. Убытки в виде упущенной выгоды, которые подлежат возмещению.
  8. Иные имущественные санкции, связанные с неисполнением обязанностей по уплате обязательных платежей.

По вопросу начисления компенсаций сверх возмещения причиненного вреда стоит учитывать положения ГСК РФ, которые регламентируют возмещение вреда. В ст.

60 указанного закона прописано, что такие сверхнормативные компенсации могут быть назначены при возмещении вреда, связанного с разрушением объекта капстроительства, требований безопасности при строительстве такого объекта, несоблюдение требований эксплуатации зданий и сооружений.

Согласно разъяснениям п. 1 Постановления Пленума ВАС от 2004 года №29, по смыслу п. 2 ст. 4 для определения наличия признаков банкротства должника могу учитываться суммы, которые были взысканы вместо причитавшегося исполнения обязательств в натуре.

Например, стоимость вещи, которая не была передана кредитору; стоимость оплаченной, но не исполненной должником работы и пр. Подобные требования включаются в реестр как требования конкурсных кредиторов и удовлетворяются в общем порядке по 127-ФЗ.

Требования кредиторов подлежат размещению в реестре требований в качестве требований конкурсных кредиторов и погашаются в порядке, предусмотренном комментируемым законом. Данный правовой режим распространяется на суммы, которые присуждены кредитору из-за изменения способа и порядка исполнения судебного акта по ст. 324 АПК, ст. 434 ГПК.

В п. 4 Постановления Пленума ВАС от 2009 года №63 были даны следующие пояснения:

  1. При решении вопроса о классификации в качестве текущего платежа и требований об уплате процентов по кредиту или микрозайму суды должны исходить из того, что данные проценты вместе с суммой основного долга образуют задолженность по денежному обязательству. В данном случае требования об уплате процентов до принятия заявления на банкротство определяются по правилам п. 1 ст. 4 127-ФЗ и не относятся к текущим платежам.
  2. По смыслу указанной нормы проценты, которые подлежат уплате на сумму займа или кредита и которые начислены на дату подачи заявления о банкротстве, просто присоединяются к сумме займа. В реестр включается требование о выплате денежной суммы, размер которой не изменяется.
  3. Если требование по обязательствам, которые возникли до возбуждения дела о банкротстве, определяется на дату введения наблюдения (по п. 3 ст. 63 127-ФЗ), то срок исполнения обязательств наступает также позже.
  4. Требования об уплате процентов за пользование заемными средствами, которые вытекают из обязательств, возникших после принятия заявления о банкротстве, являются текущими платежами.

В Письме ВАС от 2011 года №ВАС-С03/УЧП-175 также сказано, что все проценты по кредиту всегда являются основным долгом, а не текущим платежом, если кредит был выдан до возбуждения дела о банкротстве.

В п. 3 ст. 4 127-ФЗ сделано примечание, что размер денежных обязательств считается установленным, если он был определен в порядке по данному ФЗ-127. Такой порядок определен в ст. 71 закона о банкротстве для процедуры наблюдения и ст.

100 для внешнего управления. Ранее в п. 4 ст. 4 в прежней версии закона о банкротстве содержалось иное правило, когда размер обязательств считался установленным.

Он должен был быть подтвержденным вступившим в силу решением суда или документами о признании должником указанных требований.

Признаки банкротства: формальные и неформальные

Основная цель любого предпринимателя – получение прибыли. Так, главным ориентиром компании становится высокая рентабельность. Ведущую роль в успехе той или иной компании играют непосредственно управляющие.

Грамотное управление предприятием требует краткосрочных и долгосрочных планов. Однако также важно умение своевременно реагировать на появление первых признаков потери платежеспособности, которые могут проявляться в виде убытков или иного ущерба.

В том случае, если компания сможет своевременно распознать вероятность возникновения банкротства, то она получит шанс на восстановление своего финансового положения. В противном случае она будет объявлена банкротом в порядке арбитражного суда.

К формальным признакам банкротства относятся следующие:

  • Общая сумма задолженности превышает 300 000 рублей с учетом обязательств по товарам/услугам, обязательства перед кредиторами, займы, долги по заработным платам сотрудникам, денежные компенсации, какие-либо надбавки, выходные пособия, отпускные, больничные листы, обязательства перед учредителями, а также обязательства по налоговым платежам.
  • Невыполнение поставленных обязательств длится более трех календарных месяцев подряд. В том случае, если соответствующий срок меньше, то это будет недостаточным условием для проведения процедуры банкротства. Заявление о признании того или иного лица финансово несостоятельным судебный орган примет только при соблюдении всех условий, которые устанавливает Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве)” Российской Федерации.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *