Реестр недобросовестных поставщиков по 223-фз: основания и порядок действий для внесения, правовые последствия включения в рнп

Реестр недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ: основания и порядок действий для внесения, правовые последствия включения в РНП

Реестр недобросовестных поставщиков – ночной кошмар всех участников госзакупок. Попадание в этот список фактически лишает компанию возможности бороться за тендеры на 2 года.

Но как же уберечься от внесения в злачный реестр и что делать, если заказчик уже обратился в ФАС? В этой статье мы дадим развернутый ответ на все вытекающие вопросы!

Реестр недобросовестных поставщиков (РНП) – это чёрный список в мире госзакупок. В него попадают участники за несоблюдение правил подписания или исполнения контракта. Решения о внесении в реестр принимает ФАС – Федеральная антимонопольная служба, а публикуются данные в специальном разделе Единой информационной системы в сфере закупок.

За что можно попасть РНП

Существуют две основные причины:

1. Уклонение от заключения контракта.

Реестр недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ: основания и порядок действий для внесения, правовые последствия включения в РНП

Уклонение является самым популярным билетом в мир недобросовестных поставщиков. Этот вариант подразумевает, что победитель тендера не выполнил одно или несколько обязательств после оглашения результатов. Признать участника уклонившимся можно по нескольким критериям, которые регулируются нашим любимым 44-ФЗ.

  • Вовремя не отправил обеспечение контракта или банковскую гарантию.
  • При действии антидемпинговых мер, не отправил увеличенное обеспечение или подтверждение своей добросовестности в установленный срок.
  • Вовремя не отправил подписанный контракт или протокол разногласий.

Как уже стало понятно из указанных признаков – есть определённый срок, за который участник должен выполнить все необходимые действия для заключения договора. Как правило, после получения проекта контракта со стороны заказчика, у исполнителя есть от 1 до 5 рабочих дней, в зависимости от типа размещения.

Причины «уклонения» встречаются достаточно разные и стоит их разделить на намеренные и ненамеренные:

  • Из первого типа, как пример, стоит отметить ситуацию, когда в ходе торгов произошли изменения на рынке. Если цена на требуемый предмет поставки выросла, то исполнять контракт становится крайне невыгодно. В таких ситуациях перед исполнителем разворачивается настоящая дилемма: что страшнее – выполнить все обязательства себе в убыток, или попасть в РНП и потерять обеспечение заявки.
  • Второй тип намного разнообразнее, поэтому приведем несколько популярнейших ситуаций: не работала торговая площадка или ЕИС; возникли проблемы с получением банковской гарантии; сломался компьютер; уведомление о отправленном заказчиком контракте попало в спам. Подобных причин может быть огромное количество, но далеко не все признаются ФАС-ом или судом уважительными. 

2. Существенное нарушение условий контракта.

Реестр недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ: основания и порядок действий для внесения, правовые последствия включения в РНП

В этом случае важно обратить внимание на формулировку – «существенное нарушение». Как можно догадаться, не каждое нарушение можно считать таковым. Определять степень доверено самому заказчику, так что если при исполнении вы допустили несколько мелких промашек – скорее всего отделаетесь уплатой пени.

Если же качество выполненных работ не отвечает условиям заказчика, или , например, задержка поставок происходит систематически – договориться вряд ли получится. В этом случае, горе-исполнителю грозит как штраф за неисполнение контракта, так и попадание в злачный список.

При таком исходе есть два сценария развития событий:

  1. Заказчик отказался от исполнения контракта в одностороннем порядке, после чего обратился в ФАС.
  2. Заказчик обращается в суд для расторжения контракта. После завершения процесса, судебное решение передается в ФАС и на его основании поставщика вносят в РНП.

Несмотря на то, что обе ситуации крайне неприятны, одна из них более лояльна к нарушителю.

В случае обращения в антимонопольную службу с судебным решением (если суд признал вину), шансов избежать попадания в реестр нет. При одностороннем расторжении, остаётся возможность оправдать себя на заседании комиссии.

Как избежать попадания в реестр

Реестр недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ: основания и порядок действий для внесения, правовые последствия включения в РНП

Первый совет – делайте всё правильно

Внимательно изучайте документацию, чтобы в будущем не наткнуться на сюрпризы. Обращать внимание стоит на сроки проведения, подписания и исполнения контракта, на техническое задание, его нюансы и порядок исполнения.

  • Если досконально изучить все моменты и осознанно подать заявку на участие в тендере, то в случае победы не должно возникнуть мыслей об уклонении или неисполнении.
  • Второй совет – защищайте себя любыми способами
  • Если с первой рекомендацией что-то пошло не так, но вы никак не могли повлиять на ситуацию, то готовьтесь обороняться. 

Когда заседания комиссии ФАС не избежать, то лучше заранее подготовить доказательную базу своей невиновности. Скриншоты, логи действий на сайте, видеозаписи, справки, чеки, отчеты и так далее. Если причина, по которой заказчик обратился в антимонопольную службу, действительно была вам не подконтрольна, то от этих данных будет зависеть попадание в реестр.

В случае судебного расторжения контракта и внесения в РНП на основании заключения, избежать чёрного списка уже не получится. Однако есть способ выбраться из сложившейся ситуации. В течение трех месяцев с момента принятия решения в суде, можно обратиться в арбитражный суд для обжалования решения ФАС. Процесс, скажем так, непростой, но нередко суд встаёт на сторону участника закупок.

Третий совет – пробуйте договариваться

У заказчиков не стоит целью изгнать вас из госзакупок на 2 года. Чаще всего они просто перестраховываются, ведь в случае несвоевременного обращения в контролирующий орган, ответственного сотрудника оштрафуют на 20 000 рублей. 

Поэтому, если что-то идёт не по плану, возникают трудности или препятствующие обстоятельства, можно попробовать урегулировать ситуацию самостоятельно. Со стороны заказчика сидят точно такие же люди, поэтому если выйти на контакт, то можно договориться. 

При возникновения тотальных проблем, можно попросить заказчика расторгнуть договор по соглашению сторон. Ситуация в хорошую мгновенно не превратиться, но попадания в РНП избежать удасться.

Что будет, если попасть в РНП

Реестр недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ: основания и порядок действий для внесения, правовые последствия включения в РНП

Если коротко – ничего хорошего.

Начнем с того, что компания, находящаяся в реестре, фактически не может участвовать в госзакупках. Прямо о таком ограничении нигде не сказано, но в абсолютном большинстве закупок есть требование к участникам – отсутствие поставщика в РНП. 

Номинально этого никто не запрещает, но найти тендеры без вышеупомянутого требования – как иголку в стоге сена. Даже коммерческие закупки, чаще всего, содержат этот пункт. 

Если учредитель компании, внесенной в реестр, задумает переиграть систему и зарегистрировать новую компанию или пойти в госзакупки как предприниматель – то и тут ничего не выйдет.

В ЕИС сведения размещаются не только о юридическом лице, но и о учредителях. Соответственно, при попытке провернуть такую рокировку результат будет неутешительным.

Помимо всего перечисленного, компанию также ждут пени, штрафы, потеря обеспечений заявки или контракта, взыскание убытков заказчика и сведения о недобросовестности компании в открытом доступе. 

Выводы

Реестр недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ: основания и порядок действий для внесения, правовые последствия включения в РНП

Закрепляем всё вышесказанное:

Реестр недобросовестных поставщиков – не лучшее место для вашей компании. Попадание в него практически полностью ограничивает участие в тендерах. Попасть в список можно не заключив контракт после победы или выполнив его плохо. 

В случае обращения заказчика в ФАС и даже при попадании в реестр – шансы выйти сухим есть. Готовьтесь отстаивать свою позицию на комиссии контролирующего органа или в суде, а лучше обращайтесь в Тендерплан!

Наши специалисты помогут оценить ситуацию и выстроить работу по защите ваших интересов!

Но самый лучший вариант – это внимательно все изучать, следить за всем, до чего дотягиваются руки, грамотно оценивать свои возможности и исполнять контракты без конфликтов.

Основания для внесения в РНП в 2021 году | Контур.Закупки

В правилах внесения в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) участников госзакупок в последнее время появились исключения. Заказчик должен понимать, что не всегда антимонопольная служба (ФАС) признаёт поставщика недобросовестным. Рассмотрим подробнее основания для внесения в РНП.

Непредоставление обеспечения контракта, неподписание контракта на ЭТП

Обязанности заказчика и участника

В любом электронном аукционе для победителя закупки заказчик устанавливает обеспечение исполнения контракта. Практически всегда есть риск, что победитель не предоставит вовремя требуемое обеспечение и контракт не будет заключён.

Тогда ЭТП не даст участнику подписать договор, пока поставщик не прикрепит обеспечение в карточку контракта на площадке.

Для этого нужно предоставить на ЭТП платёжное поручение на требуемую в документах сумму либо скан-копию банковской гарантии.

Срок и причина признания участника уклонившимся

Если за 5 дней участник не прикрепит необходимые документы к карточке контракта на электронной площадке и не подпишет контракт, он автоматически считается уклонившимся от заключения договора.

Читайте также:  Требования к участникам закупок по статье 31 федерального закона № 44-фз

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Когда факт уклонения засвидетельствован, заказчик должен не позднее 1-го рабочего дня составить протокол о признании победителя уклонившимся от заключения контракта.

После заказчик вносит победителя в РНП. Для этого ему необходимо в течение 3-х рабочих дней подать обращение в ФАС (ч. 4 ст. 104 Закона № 44-ФЗ). Но, как показывает практика, ФАС не всегда вносит такого участника в РНП.

Реестр недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ: основания и порядок действий для внесения, правовые последствия включения в РНП

Когда заказчик обязан включить участника в РНП по итогам конкурентной электронной закупки

Несоответствие обеспечения контракта требованиям по документации

Как проверяется обеспечение исполнения

Для обеспечения исполнения контракта участник предоставляет один из документов:

  • 1) копию платежного поручения о переводе денег на счет заказчика;
  • 2) скан-копию банковской гарантии.

В первом случае заказчик должен убедиться, что средства поступили в полном объёме на счёт. Если в момент подписания контракта на ЭТП отсутствуют средства на счёте, заказчик обязан признать поставщика уклонившимся.

Срок действия банковской гарантии на исполнение контракта

Во втором случае заказчик должен проверить сумму, обязанности сторон, сроки, номер и предмет закупки.

Реестр недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ: основания и порядок действий для внесения, правовые последствия включения в РНП

Способы проверки обеспечения исполнения контракта до его заключения

Протокол отказа от заключения контракта

Часто сумма, поступившая на счёт, и сумма в приложенном платёжном поручении не совпадают. Учитывайте сумму на счёте: она должна совпадать с суммой, указанной в документах контракта.

Обязательно проверяйте это перед подписанием договора.

Если предоставлен скан банковской гарантии, помимо суммы, нужно проверить номер и предмет закупки, срок действия гарантии и условия по обеспечению средств.

Когда хотя бы один фактор не совпадает с закупкой, принимать гарантию нельзя.

Заказчику стоит составить протокол отказа от заключения контракта и опубликовать его на ЭТП.

Расторжение контракта заказчиком в одностороннем порядке и внесение участника в РНП

Причины расторжения контакта заказчиком

При неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательств по контракту заказчик расторгает контракт в одностороннем порядке.

Тогда заказчик обязан направить уведомление поставщику об одностороннем отказе от исполнения контракта. У поставщика будет 10 дней, чтобы исправить недочёты, иначе контракт будет расторгнут (ч. 13 ст.

95 Закона № 44-ФЗ) и заказчик направит сведения об участнике в РНП (ч. 16 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Если же поставщик исправит недочёты, решение о расторжении в одностороннем порядке из ЕИС аннулируется и контракт продолжит исполняться.

Реестр недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ: основания и порядок действий для внесения, правовые последствия включения в РНП

Действия заказчика при одностороннем расторжении контракта

Решение об одностороннем отказе

Решение об одностороннем расторжении контракта заказчик может принять, если сроки по контракту существенно нарушены либо недопоставлен товар.

Подобное решение можно принять и сразу после заключения контракта, если, к примеру, подрядчик не начинает выполнять работы на объекте.

Исполнитель может ссылаться на отсутствие товара на складе либо на выявление скрытых работ на объекте, которые делают для него данный контракт невыгодным.

В подобной ситуации заказчик должен расторгнуть контракт, так как изменять условия по заключённому контракту можно только по ст. 95 Закона № 44-ФЗ, а заменить товар можно только на улучшенный.

5 популярных вопросов про приёмку работ по контракту

Госзакупки: что делать, если вас сочли недобросовестным поставщиком

В реестр недобросовестных поставщиков, или РНП, попадают нарушители госзаказов. Чтобы оказаться в реестре, много не надо, достаточно забыть подписать контракт.

Профиль автора

На рынке госзакупок ежегодно заключаются контракты на несколько триллионов рублей.

Доходы от госзакупок часто составляют основную долю выручки для многих предпринимателей — поставщиков и подрядчиков B2B, которые продают свои товары или выполняют заказы для государственных и муниципальных нужд. Если участвовать в госзакупках становится невозможно, это серьезно бьет по карману предпринимателя.

Но избежать попадания в реестр недобросовестных поставщиков можно. В статье расскажу, как это можно сделать.

Реестр недобросовестных поставщиков, или РНП — это список, в который вносят участников закупок, нарушивших обязательства контракта. Список выведен в один из разделов ЕИС — единой информационной системы закупок. Попадая в реестр, предприниматель теряет возможность выигрывать контракты на 2 года.

В закупках по 44-ФЗ есть поставщики, исполнители и подрядчики. Поставщик доставляет товары, исполнитель оказывает услуги, подрядчик выполняет работы. Несмотря на название, РНП грозит не только поставщикам, но и подрядчикам, исполнителям по контрактам, которые нарушают свои обязательства.

Отдельный РНП есть в закупках по закону 223-ФЗ. Но там свой порядок, о нем подробнее в другой раз.

Государство установило довольно жесткие правила отбора поставщиков и исполнителей в госзакупках.

Процедуру и причины, по которым исполнителя могут включить в РНП, определяет статья 104 закона 44-ФЗ. Причин всего две:

  1. Уклонение исполнителя от заключения контракта.
  2. Существенное нарушение условий контракта исполнителем, из-за чего заказчик расторгает его в одностороннем порядке или контракт расторгается судом по требованию заказчика.

Расскажу подробнее про каждую.

Если вы думаете, что речь о каком-то намеренном действии, то это не совсем так. Процедура заключения контракта строго регламентирована законом.

Вот как все происходит: когда, например, аукцион завершается, заказчик направляет контракт в электронной форме участнику-победителю — в течение 5 дней. Этот контракт приходит в личный кабинет победителя на электронной площадке, где проходили торги, и тот получает уведомление на свою электронную почту.

Несмотря на простые правила, на практике победители довольно часто не подписывают контракт вовремя. Обычно у участников нет намерения уклоняться от заключения контракта.

Нарушение условий контракта исполнителем. Попасть в РНП можно за нарушение условий контракта, то есть плохое исполнение контракта или его неисполнение.

Не за любое нарушение включат в РНП. Такое нарушение должно быть, как сказано в законе, существенным.

Например, если поставщик привез товар с опозданием на пару дней, то это нарушение контракта. Но за него начислят пени. А если поставщик многократно нарушает сроки поставки, это уже может быть существенным.

У заказчика может закончиться терпение из-за того, что его регулярно подводят, и он может отказаться от исполнения контракта.

В этом случае поставщику грозит не только пени за просрочку, но и штраф за неисполнение контракта, а также РНП.

Как вести бизнес в РоссииЗарабатывать больше и не нарушать закон. Дважды в месяц рассказываем в рассылке для предпринимателей

Если нарушить правила госзакупок, то исполнителя ждут неприятности — штрафы, пени, взыскание убытков, а кого-то могут внести в реестр недобросовестных поставщиков. Одновременно могут применить сразу несколько мер наказания, все зависит от обстоятельств.

  1. Потеря обеспечения заявки. Если участник уклоняется от заключения контракта, то может потерять деньги, которые внес как гарантию того, что заключит контракт. Это 0,5—5% от начальной цены контракта.
  2. Взыскание убытков заказчика. Например, победитель в аукционе предложил оказать услуги по охране за 140 000 Р и уклонился, а заказчик в итоге заключил контракт со следующим исполнителем на 190 000 Р. Убыток заказчика — 50 000 Р — должен выплатить уклонившийся от заключения контракта участник.
  3. Внесение в РНП. Участника признают недобросовестным и включают в реестр нарушителей госзаказов.

Если победитель конкурса или аукциона не подпишет контракт, он как минимум потеряет обеспечение заявки. Если выяснится, что уклонение было умышленным, то его внесут в РНП. А если при этом у заказчика возникнут убытки, то он может предъявить их в судебном порядке.

Для многих участников госзакупок попасть в реестр недобросовестных поставщиков — это худшее наказание. Целых два года такой предприниматель не сможет участвовать в закупках.

При подготовке закупочной документации заказчики устанавливают требования к участникам закупок. Одним из таких требований является отсутствие сведений об участнике в РНП.

И хотя в законе написано, что заказчики вправе, но не обязаны устанавливать такое требование, на практике оно есть в каждой закупочной документации. Так заказчики не допускают недобросовестных исполнителей получить госзаказ, потому что не хотят иметь с ними дело. Если такой участник подает заявку, то ее отклоняют в ходе проведения закупочных процедур.

В РНП включают не только сведения о фирме. Туда заносят и сведения о ее участниках и руководителе. Поэтому зарегистрировать новую фирму с теми же участниками и вернуться на рынок закупок не получится.

По закону 44-ФЗ закупаются в основном органы власти и казенные учреждения. По закону 223-ФЗ заказы размещают субъекты естественных монополий, компании с долей участия государства, бюджетные и автономные учреждения.

Если попасть в РНП по закону о госзакупках, то можно потерять возможность участвовать в закупках не только по 44-ФЗ, но также и по 223-ФЗ. Дело в том, что в закупках по 223-ФЗ заказчики зачастую требуют, чтобы сведения об участниках отсутствовали в обоих реестрах.

Заказчик отправляет сведения в антимонопольный орган, если:

  1. контракт не подписан победителем в установленный срок;
  2. контракт расторгнут судом или заказчик отказался от исполнения контракта из-за нарушений поставщика.

Антимонопольная служба приглашает заказчика и участника закупки на заседание. К этому заседанию участник может представить пояснения, почему он нарушил контракт или не подписал его. От того, как участник объяснит свое поведение, будет во многом зависеть и решение.

В свою очередь участник закупки может доказать, что намерения уклоняться не было, а контракт не был подписан из-за поломки ноутбука, перебоев с электричеством, регламентных работ в ЕИС или по другим уважительным причинам.

Так же и с исполнением контракта. Если поставщик сможет объяснить, что от исполнения контракта он не уклонялся, хотел исполнить свои контрактные обязательства, но не смог это сделать, например, из-за форс-мажорных обстоятельств, то в РНП его включать не будут.

В деле, о котором расскажу далее, поставщик не смог подписать контракт вовремя и был признан заказчиком уклонившимся, но РНП избежал.

Ко мне обратился поставщик, который попал в неприятную историю. Госпиталь для ветеранов войн проводил аукцион на поставку медицинских изделий. Компания победила в аукционе, но контракт в установленный срок не подписала.

Читайте также:  Возражение на жалобу в фас: образец документа, правила подготовки, необходимые документы, сроки подачи

Как выяснилось, причиной стала поломка ноутбука, на котором было установлено необходимое для работы на площадке программное обеспечение.

В сроки, отведенные на подписание контракта, ноутбук починить не удалось. Другой возможности подписать контракт у поставщика не было — с ЕИС он работал только с этого ноутбука.

Все подтверждающие документы — договор с сервисом на ремонт, акт выполненных работ — у поставщика были.

Поэтому заказчик признал поставщика медизделий уклонившимся от заключения контракта и направил сведения в Кировский УФАС для включения в РНП.

Протокол: заказчик признает победителя аукциона уклонившимся

Кировское УФАС уведомило поставщика медизделий о заседании по этому делу и предложило представить пояснения.

Уведомление Кировского УФАС о заседании по РНП

Мы подготовили пояснения и объяснили причины, по которым не подписали контракт вовремя, приложив подтверждающие документы: договор с сервисом на ремонт, акт выполненных работ, счет на оплату, платежное поручение.

Еще обратили внимание УФАС на ряд обстоятельств:

  1. Поставщик пытался заключить контракт: перевел на счет заказчика обеспечение исполнения контракта, направил подписанный контракт курьером заказчику.
  2. Компания готовилась исполнить контракт: поставщик получил коммерческое предложение от фирмы, у которой планировал купить медизделия для исполнения контракта.
  3. Добросовестность поставщика подтверждалась исполненными контрактами по другим закупкам. Список таких контрактов был приложен к пояснениям.

Таким образом поставщик хотел доказать УФАС, что не имел намерения уклониться от заключения контракта, а нарушение сроков подписания контракта произошло из-за неблагоприятного стечения обстоятельств.

В этом деле Кировское УФАС приняло решение не включать поставщика в РНП. Но предписание о заключении контракта выдавать не стало.

УФАС посчитало доказанным, что намерения уклониться не было. В решении указаны такие доказательства:

  1. Исполнитель перевел денежные средства заказчику в качестве обеспечения исполнения контракта.
  2. Направил подписанный контракт заказчику курьерской службой.
  3. Получил коммерческое предложение от фирмы на закупку медизделий, необходимых для исполнения контракта.

Также в УФАС учли информацию о том, что поставщик длительное время — с 2017 по 2019 год — участвовал в закупках и многократно добросовестно исполнял контракты, то есть имеет репутацию добросовестного поставщика. Это тоже отражено в решении.

В итоге Кировское УФАС не стало включать компанию в РНП. Хотя контракт был упущен, главная цель была достигнута — компания не попала в черный список и не выбыла из закупок на два года.

Если бы УФАС приняло другое решение и включило поставщика в РНП, то и в этом случае еще не все потеряно. Решение можно обжаловать в судебном порядке.

В дополнение к заявлению мы подготовили доказательства, что намерения уклониться от заключения контракта не было. Бюро не подписало контракт вовремя, так как случайно пропустило сроки на его подписание.

Уведомление от площадки, на которой заключался контракт, пришло на электронную почту директора бюро, хотя до этого все уведомления приходили на почту менеджера, отвечающего за контракт. Директор уведомление пропустил.

Из-за этого бюро не подписало контракт вовремя.

Суду были представлены доказательства того, что бюро принимало меры к заключению контракта и готовилось к его исполнению.

Например, подключило объекты заказчика к пульту централизованного наблюдения, готовилось к монтажу охранного оборудования на объектах заказчика.

После того как возможность подписания контракта была заблокирована на площадке, бюро направило заказчику контракт, подписанный на бумаге.

Суду были представлены доказательства, подтверждающие добросовестность бюро — сведения о полном исполнении 25 контрактов, а также о 20 контрактах, которые исполнялись бюро в тот момент.

С учетом всех обстоятельств суд принял решение, что у бюро не было намерения уклониться от заключения контракта, и признал решение Пермского УФАС недействительным. Суд обязал антимонопольную службу устранить допущенное нарушение — исключить сведения о бюро из РНП.

  1. Оценивайте свои силы и ресурсы перед тем, как подать заявку на участие в закупке. Будьте уверены в том, что вы сможете исполнить контракт на объявленных условиях.
  2. Следите за сроками подписания контракта и предоставления обеспечения исполнения контракта — у вас есть 5 дней с даты размещения контракта заказчиком, чтобы подписать его.
  3. Не отчаивайтесь, если вы эти сроки нарушили. В РНП не вносят автоматически. Обратитесь к юристу, специализирующемуся на закупках.
  4. Контракт нужно исполнить. Если с исполнением есть какие-то сложности, то можно договориться с заказчиком о расторжении по соглашению сторон. В таком случае РНП не грозит.
  5. Подготовьте для антимонопольной службы пояснения, если заказчик все-таки подал в УФАС сведения для внесения в РНП, и примите участие в заседании.
  6. Вы можете обратиться в суд за защитой, если все-таки УФАС приняло решение о внесении в РНП.

Реестр недобросовестных поставщиков — Статьи — Консалтинговая группа "Аюдар"

Федеральным законом от 18.07.

2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ) определено, что заказчики в случае нарушений со стороны участников закупок должны передавать сведения о таких участниках в ФАС с целью внесения их в реестр недобросовестных поставщиков.

В каких случаях автономные учреждения обязаны представить сведения об недобросовестных участниках? Какие именно сведения должны быть поданы и в каком виде? Существует ли какой-либо срок для представления сведений? На эти и некоторые другие вопросы вы получите ответ, прочитав статью.

Общие сведения

Реестр недобросовестных поставщиков (далее – РНП) представляет собой черный список ненадежных участников закупок. Он размещен в открытом доступе на сайте Единой информационной системы (далее – ЕИС).

Для участников занесение в такой реестр означает одно – они лишаются возможности участия в закупочных процедурах на два года. Конечно же, это негативный момент, и довольно часто участники закупок пытаются оспорить их внесение в РНП в суде.

Для заказчиков РНП – возможность избежать заключения контракта с недобросовестным поставщиком, подрядчиком или исполнителем. Это связано с тем, что Законом № 223-ФЗ заказчикам дается право установить требования к участникам процедуры об отсутствии сведений в РНП как по названному закону, так и по Закону № 44-ФЗ[1].

Причем можно использовать и оба названные реестра, и любой из них. Соответственно, можно отклонить заявку от участника, сведения о котором включены в данные реестры.

С точки зрения технической составляющей процесса правила ведения реестра по законам № 223-ФЗ и 44-ФЗ во многом схожи. Но по порядку ведения эти реестры отличаются друг от друга.

Ведение реестра недобросовестных поставщиков осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, – ФАС в ЕИС.

Основания для включения участника в РНП

Согласно ч. 2 ст. 5 Закона № 223-ФЗ в реестр включаются сведения лишь в двух случаях:

  • если участник закупки уклонился от заключения договора;
  • если с поставщиком (исполнителем, подрядчиком) договор расторгнут по решению суда в связи с существенным нарушением.

Отметим, что Постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 № 1211 утверждены Правила[2] направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки в ФАС, согласно которым сведения в РНП направляются и при непредставлении участником обеспечения исполнения договора, если заказчиком было установлено требование обеспечения договора до его заключения.

То есть в названных случаях заказчик обязан направить сведения в РНП и у него нет возможности урегулировать ситуацию «мирным» путем.

Если договор с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) был расторгнут по соглашению сторон, о включении такого поставщика в РНП речи быть не может, поскольку когда стороны договорились и не имеют никаких претензий друг к другу, признаки недобросовестности и злого умысла в действиях поставщика отсутствуют. Следовательно, нет и оснований для внесения в РНП.

Вопрос:

Можно ли передать сведения в РНП, если от заключения договора уклоняется поставщик, который занял второе место?

Законом № 223-ФЗ этот вопрос не урегулирован и в случае возникновения спора ФАС как орган, ответственный за включение участников закупочных процедур в РНП, будет изучать положение о закупке, которым руководствуется организация при осуществлении закупочной деятельности.

Если положением предусмотрена обязанность при осуществлении определенных видов закупочных процедур участника закупки, занявшего второе место, при уклонении победителя заключить контракт, то уклонение такого участника должно расцениваться как неблагонадежность и сведения о нем должны направляться в РНП. Если же положением не установлено обязанности по заключению договора для участников, занявших второе место, по итогам закупки, когда победитель уклонился от его заключения, передача сведений о таком участнике для внесения их в РНП будет необоснованна.

Сроки направления сведений в РНП

Порядок подачи сведений в ФАС прописан в Правилах. И первым делом считаем необходимым обозначить сроки, в которые автономное учреждение должно направлять информацию и сведения в ФАС о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе). Для наглядности представим их в таблице.

Случай Срок подачи сведений
Уклонение от заключения договора победителя закупки Не позднее 30 календарных дней со дня истечения срока подписания договора
Уклонение участника закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки (если документацией о закупке предусмотрена обязанность такого лица заключить договор) Не позднее 30 календарных дней со дня истечения срока подписания договора
Уклонение от заключения договора: Не позднее 30 календарных дней со дня истечения срока подписания договора
– единственного участника, подавшего заявку на участие в закупке;
– единственного участника закупки, признанного таковым;
– участника закупки, единственного участвующего во всех этапах закупки
Расторжение договора по решению суда Не позднее 10 рабочих дней со дня расторжения договора
Читайте также:  Как стать арбитражным управляющим по банкротству? Требования, особенности подготовки, стажировки и вступления в СРО

Автономное учреждение может подать сведения в ФАС двумя способами:

  • в письменной форме с сопроводительным письмом, подписанным уполномоченным должностным лицом;
  • в электронной форме с использованием электронной цифровой подписи или иного аналога собственноручной подписи.

При этом для письменной формы подачи сведений сопроводительное письмо должно содержать перечень прилагаемых документов и документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заказчика.

Сведения и информация, подлежащие направлению в ФАС

Перечень сведений, подлежащих передаче в ФАС в рассмотренных выше случаях, утвержден Постановлением Правительства РФ № 1211.

В частности, автономное учреждение должно направить следующие сведения:

1. Наименование юридического лица, фамилию, имя и отчество физического лица, которое уклонилось от заключения договора или с которым договор по решению суда расторгнут.

2.

Данные о месте нахождения юридического лица или месте жительства физического лица – страна, почтовый индекс, наименования единицы административно-территориального деления страны, муниципального образования, населенного пункта и улицы, номера дома (владения), корпуса (строения) и офиса – для юридического лица. Если же сообщение готовится в отношении физического лица, дополнительно нужно указать квартиру, где оно зарегистрировано.

3. Идентификационный номер налогоплательщика или согласно законодательству соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика (для иностранных лиц).

4.

Дату подведения итогов закупки (если победитель закупки уклонился от заключения договора) либо дату признания закупки несостоявшейся, в которой единственный участник, подавший заявку на участие в закупке, или участник, признанный единственным участником закупки, или участник закупки, единственно участвующий во всех этапах, уклонились от заключения договора (если такое лицо в соответствии с документацией о закупке обязано заключить договор).

5. Дату заключения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного договора, а также реквизиты подтверждающего документа.

6. Сведения о договоре:

  • наименование товаров (работ, услуг);
  • код по ОКПД 2 (с обязательным заполнением разделов, классов, а также возможным заполнением подклассов, групп и подгрупп, видов продукции (услуг, работ), категорий и подкатегорий продукции (услуг, работ));
  • валюта договора;
  • цена договора;
  • срок исполнения договора;
  • код валюты договора.

7. Дату расторжения договора с указанием основания (в связи с существенным нарушением поставщиком (исполнителем, подрядчиком) условий договора) и документа, являющегося основанием расторжения (решения суда).

К этим сведениям необходимо приложить следующие документы:

  • копию протокола (иного документа, если такой протокол не предусмотрен), на основании которого заключается договор с победителем или участником закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора;
  • копию уведомления (при наличии) об отказе от заключения договора победителя или участника закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора;
  • копию решения суда (при наличии) о понуждении к заключению договора победителя или участника закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора;
  • иные документы (при их наличии), свидетельствующие об отказе от заключения договора, например, копию решения суда.

Решение о включении победителя или участника в РНП

При получении копии документов от автономного учреждения ФАС проверяет их и в случае отсутствия каких-либо сведений из названных выше приостанавливает рассмотрение обращения о включении сведений о недобросовестном участнике закупки, поставщике (исполнителе, подрядчике) в реестр. Одновременно с этим в течение трех рабочих дней со дня поступления обращения ФАС направляет заказчику уведомление о необходимости предоставления недостающих сведений. На подачу недостающих сведений у заказчика есть три рабочих дня со дня получения уведомления от ФАС.

Согласно Приказу ФАС РФ от 18.03.2013 № 164/13 [3] проверка сведений, представленных учреждением, проводится комиссией в течение десять дней с даты их поступления.

По результатам проверки составляется соответствующее заключение, которое не позднее двух рабочих дней должно быть представлено руководителю ФАС для принятия им решения о включении либо об отсутствии оснований для включения сведений в РНП, которое оформляется приказом.

Подтвержденные по результатам проверки сведения включаются в РНП не позднее трех рабочих дней со дня принятия решения руководителем ФАС.

К сведению

Реестровая запись, содержащая сведения о недобросовестных участниках закупки, поставщиках (исполнителях, подрядчиках), исключается из реестра по истечении двух лет со дня включения сведений в реестр.

Практика по включению заказчиками организаций в РНП

Нормативными актами вроде бы установлены четкая процедура и перечень сведений и информации, предоставляемых заказчиками для включения в РНП недобросовестных победителей и участников закупок, однако на практике не все так просто.

Во-первых, как мы уже говорили, включение участника или победителя закупки в РНП может быть оспорено в суде. И эти споры не редкость. Конечно, чаще всего заказчики участвуют в них в качестве третьих лиц, ведь решение о включении или невключении в РНП принимает ФАС, но тем не менее им нужно знать, почему решение о включении в реестр признают незаконным и на что обратить внимание.

Как заказчику по 223-ФЗ включить сведения о поставщике в РНП

Участники закупок после пандемии часто попадают в реестр недобросовестных поставщиков. В непростое положение предпринимателей и малого бизнеса иногда войти можно, но заказчик в первую очередь должен ориентироваться на свои интересы. Читайте в статье, как и когда следует направить информацию о недобросовестном поставщике в РНП.

Когда заказчик должен направить информацию о поставщике в ФАС

Заказчики обязаны передавать информацию о недобросовестных поставщиках в ФАС. За непередачу такой информации оштрафуют: на 10–15 тыс. руб. специалиста по закупкам, на 30–50 тыс. руб. организацию заказчика (ст.

19.7.2–1 КоАП). Передавать надо информацию об уклонистах и участниках, с которыми договор расторгнут по суду за неисполнение условий договора. Смотрите в памятке, в каких случаях нужно направить информацию в ФАС.

УклонистЭто участник, который уклонился от заключения договора: своевременно не подписал договор или не предоставил обеспечение исполнения НарушительЭто поставщик, который нарушил условия договора, а заказчик через суд расторг с ним договор. Наличие судебного решения – обязательное условие
  • Какие документы направить в ФАС, чтобы включить поставщика в РНП
  • ФАС нужно направить обращение о включении поставщика в РНП.
  • В какие сроки направить информацию в ФАС

Сроки, в которые нужно отправить обращение, зависят от причины, по которой поставщика включат в РНП. Если победитель закупки уклонился от заключения договора, направьте в ФАС документы в срок 30 календарных дней с даты, когда заключите договор со вторым участником.

Если второй участник закупки не заключил сделку, когда победитель отказался подписывать договор, информацию о нем направляйте в ФАС в течение 30 календарных дней с даты, когда истечет срок подписания договора. В тот же срок нужно направить документы, если уклонился от подписания единственный участник закупки.

Если договор расторгли по решению суда, документы в ФАС направляют в течение 10 рабочих дней с даты, когда решение суда вступит в силу.

Если закупка составляет государственную тайну либо Правительство приняло решение не размещать сведения о процедуре в ЕИС на основании частей 15 и 16 статьи 4 Закона № 223-ФЗ, в ФАС направляют только сведения о нарушителе.

Когда ФАС включит поставщика в РНП

Автоматически в РНП не включают, ФАС сначала проверяет поступившую информацию. Причем проверять будут, даже если договор расторгнут по суду. Как проверяет информацию комиссия ФАС, говорится в приказе ФАС от 18.03.2013 № 164/13. (Приказ размещен под статьей).

У комиссии есть 10 дней на проверку поступившей информации. Комиссия выдает заключение, которое в течение двух рабочих дней направляют на согласование с руководителем ФАС. Руководитель издает приказ о включении в РНП. Само по себе заключение носит рекомендательный характер и не является окончательным.

Как происходит включение в РНП, смотрите на схеме.

  1. Этапы и сроки включения поставщика в РНП
  2. ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
  3. ПРИКАЗ от 18 марта 2013 года № 164/13 О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
  4. (с изменениями на 29 июля 2013 года)
  5. Документ с изменениями, внесенными:

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *