Процедура включения в реестр недобросовестных поставщиков по 44-фз: основания для внесения и правовые последствия

Действующее законодательство в сфере государственных и муниципальных закупок в настоящее время говорит о том, что все заключаемые контракты должны исполняться в полной мере. В том случае, если по каким-то причинам исполнитель отказался от взятых на себя обязательств либо исполняет их ненадлежащим образом, он может попасть в Реестр недобросовестных поставщиков.

Что это такое и что грозит за попадание в него?

Реестр недобросовестных поставщиков: основные понятия

Реестр недобросовестных поставщиков – это специальная реестровая база, в которую включаются сведения обо всех исполнителях по контрактам, которые по каким-то причинам, чаще всего, не признаваемым объективными, не исполняют в должной мере взятые на себя обязательства по подписанному государственному контракту. При этом, под ненадлежащим исполнением взятых на себя обязательств следует понимать и отказ победителя той или иной процедуры определения потенциального исполнителя контракта подписать соглашение.

Для того чтобы ознакомиться с данными, внесенными в этот реестр и получить подробную информацию о том, кто из потенциальных исполнителей включен в данный реестр, а кто – нет, следует обратиться к официально размещенной базе данных.

Ранее вся информация, которая была доступна для ознакомления всеми заинтересованными лицами, размещалась в специальном разделе официального сайта Федеральной антимонопольной службы как государственного органа, уполномоченного на проведение процедур контроля за осуществлением государственных закупок.

Если ранее данный реестр был ограничен в части использования, так как информация в нем могла быть получена только потенциальными заказчиками, то на сегодняшний день Реестр недобросовестных поставщиков является открытым ресурсом и позволяет получать информацию всем тем, кто к нему обратился.

Причины включения в РНП

Включение в Реестр недобросовестных поставщиков – это всегда мера воздействия, которая используется государственным или муниципальным заказчиком для того, чтобы простимулировать исполнителя по контракту полностью реализовать взятые на себя обязательства.

К числу основных нарушений на сегодняшний день, предусмотренных статьей 104 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок», относятся:

  • уклонение победителя, определенного по результатам проведения той или иной закупочной процедуры, от подписания контракта. При этом если победитель не может подписать предоставленный проект контракта по объективным причинам (например, подпадание под санкции или приостановление действия организации-победителя по причине возникновения стихийных действий природного или техногенного характера), и о такой невозможности подписания уведомлен государственный заказчик, то такие действия потенциального исполнителя не будут считаться уклонением от заключения контракта. Однако объективность причин отказа придется подтвердить документально;
  • неисполнение в срок обязательств по подписанному контракту, если такое неисполнение не имеет под собой объективных причин, зафиксированных в условиях контракта как уважительные. В том случае, если исполнитель контракта заранее уведомляет государственного или муниципального заказчика о том, что по объективным причинам не может исполнить контракт в срок и документально подтверждает наличие таких объективных причин, то такое неисполнение не становится основанием для включения такого исполнителя в Реестр недобросовестных поставщиков;
  • ненадлежащее исполнение обязательств, которые были взяты на себя победителем закупочной процедуры.

К ненадлежащему исполнению относятся следующие действия со стороны победителя закупочных процедур:

Процедура включения в Реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ: основания для внесения и правовые последствия

  • поставка товара, оказание услуг или выполнение работ ненадлежащего качества, которые государственный заказчик не может принять, о чем составлен соответствующий акт, а сам факт ненадлежащего исполнения контракта отражен в соответствующем акте экспертизы и аналогичных документах;
  • исполнение контракта, независимо от того, что именно входит в объект закупки для государственного или муниципального заказчика, с серьезными нарушениями сроков работы. Факт такого нарушения сроков должен быть отражен в приемочных документах, чтобы послужить основой для признания нарушения сроков действующего контракта как существенных условий такого контракта;
  • превышение установленной в результате закупочной процедуры цены контракта без наличия на то объективных обстоятельств либо поставка по указанной цене товара, который не соответствует требованиям государственного заказчика, установленным в документации к проводимой закупочной процедуре.

Каждый из перечисленных случаев нарушения, полного или частичного неисполнения заключенного государственного или муниципального контракта выступает в качестве оснований для внесения сведений об исполнителе такого контракта в РНП.

Правовые последствия для исполнителя

Внести в РНП государственный или муниципальный заказчик может любого исполнителя, который нарушил требования действующего законодательства или заключенного контракта.

К числу основных негативных последствий относятся:

  • запрет на участие в государственных и муниципальных закупках, если такой запрет установлен государственным или муниципальным заказчиком. Такой запрет не является обязательным, зафиксированным в действующем законодательстве. Однако сам заказчик вправе устанавливать ограничения на участие в процедуре заключения контракта для тех потенциальных исполнителей, которые включены в РНП;
  • в том случае, если заблаговременно потенциальный исполнитель не предоставил документы о том, что он включен в РНП, и данный факт выяснился только в момент подписания контракта, заказчик, проводивший закупочную процедуру, вправе отказаться от подписания контракта без объяснения причин, даже если такой потенциальный исполнитель признан победителем закупочной процедуры, так как предложил лучшие условия исполнения контракта;
  • заказчик вправе отказаться самостоятельно и в одностороннем порядке от исполнения своей части контракта либо полностью его расторгнуть по своей инициативе, если будет установлено, что потенциальный исполнитель скрыл свой статус внесенного в РНП или был внесен в данный реестр по другой закупке после того, как был определен в качестве победителя по текущей закупке.

Процедура внесения сведений

Внесение сведений в Реестр недобросовестных поставщиков осуществляется на основании соответствующей заявки, поданной заказчиком, пострадавшим от действий недобросовестного исполнителя. Такая заявка должна быть подана в уполномоченные государственные органы, которые ответственны за ведение данного реестра.

Общий порядок действий по включению недобросовестного исполнителя в Реестр недобросовестных поставщиков выглядит следующим образом:

Процедура включения в Реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ: основания для внесения и правовые последствия

  1. Фиксация факта нарушения победителем закупочной процедуры сроков подписания контракта либо нарушений условий контракта, подписанного с таким исполнителем. Нарушения могут быть по срокам выполнения контракта, а также по качеству и виду оказываемых услуг, поставляемых товаров и выполняемых работ. Однако каждый вид такого нарушения должен быть зафиксирован в виде специального экспертного заключения или протокола.
  2. Передача сведений о факте нарушения требований действующего законодательства, а также условий контракта, в уполномоченный государственный орган, который занимается контролем за выполнением государственных и муниципальных закупок. В настоящее время такой контроль осуществляет Федеральная антимонопольная служба.
  3. Передача данных на недобросовестного исполнителя в Федеральную антимонопольную службу для внесения данных в Реестр недобросовестных поставщиков.
  4. По итогам проведения специальной проверки уполномоченными сотрудниками Федеральной антимонопольной службы происходит установление действительности отраженных в заявлении о включении в РНП исполнителя фактов и последующее включение таких исполнителей в содержание Реестра.

Меры ответственности заказчика за нарушение правил предоставления сведений в РНП

  • Так как включение исполнителя государственного или муниципального контракта в Реестр недобросовестных поставщиков – это мера публичного воздействия на недобросовестных исполнителей для того, чтобы сократить количество совершаемых нарушений в данной сфере, то следует понимать, что за нарушение порядка предоставления сведений о негативных действиях исполнителя или последствиях таких действий заказчик может быть привлечен к различным мерам ответственности.
  • В соответствии с положениями этой нормы КоАП привлечение к ответственности осуществляется как в отношении должностных лиц, так и в отношении собственно государственного заказчика как юридического лица.
  • Так, в случае если сведения предоставлены в недостоверном виде, и представляющее их должностное лицо заведомо знало о том, что сведения будут недостоверными, то на него накладывается штраф в размере пятидесяти тысяч рублей за один доказанный факт такого нарушения.
  • Для случаев, когда сведения, направляемые в РНП, носят достоверный характер, но внесены несвоевременно, размер наказания на должностное лицо, выраженного в виде штрафа, составляет двадцать тысяч рублей за один выявленный и доказанный факт нарушения сроков.

Реестр недобросовестных поставщиков – это специальная база данных на всех исполнителей по государственным и муниципальным контрактам, которые в каком-то объеме нарушили свои обязательства или требования действующего законодательства. Включение в данный реестр происходит на основании заявления заказчика, пострадавшего от действий недобросовестного исполнителя, а также на основании специально принятого решения Федеральной антимонопольной службы. Однако если заказчик предоставил сведения недостоверного характера или сделал это невовремя, он сам может получить наказание в виде штрафа.

Как не попасть в Реестр недобросовестных поставщиков по 44‑ФЗ?

Включение в РНП может стать серьезным испытанием как для опытных участников, так и для начинающих. Для первых — это риск потерять часть заказов и прибыли. Для вторых — повод отказаться от дальнейшего участия в госзакупках. На каких этапах участникам нужно быть особенно внимательными?

Причины включения в РНП при заключении контракта

Процедура включения в Реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ: основания для внесения и правовые последствия

Собственное решение участника. Так случается, когда с момента подачи заявки до выигрыша рентабельность контракта существенно снизилась. В этом случае поставщик сам выбирает меньшее из двух зол: выполнить контракт с финансовыми потерями, но сохранить статус добросовестного поставщика или на два года лишиться возможности участвовать в большинстве госзакупок и потерять обеспечение заявки (при участии в электронном аукционе или конкурсе).

Технический сбой.

Бывает и так, что после победы в электронном аукционе поставщик готов подписать контракт, но в последний момент не может этого сделать из-за отключения электричества в офисе или технического сбоя на ЭТП, где проводилась закупка.

Если собрать доказательства, что эти проблемы действительно были, попадания в реестр удастся избежать. С 2020 года доказать свою правоту поможет плагин Независимый регистратор, который фиксирует все действия ЭТП и поставщика.

Несоблюдение сроков подписания контракта. Срок, в который поставщик обязан подписать госконтракт, оговорен в 44-ФЗ. Например, для электронного аукциона он составляет 5 дней с момента получения проекта контракта. Важно то, что контракт заключается после предоставления победителем обеспечения исполнения контракта.

Часто причиной несоблюдения сроков становится именно невозможность быстро оформить банковскую гарантию — популярный вид обеспечения. Чтобы предотвратить эту ситуацию, в первую очередь поставщику стоит заранее уточнить, входит ли обслуживающий его фирму банк в список финансовых организаций, имеющих право выдавать гарантию по 44-ФЗ.

Если нет, узнать условия получения гарантии в другом банке и, при необходимости, заранее их выполнить (например, открыть в нем счет или собрать пакет документов). Во-вторых, оформлять гарантию в электронном виде. Процесс в этом случае может занять всего 1 рабочий день, а при последующих обращениях в тот же банк — несколько часов.

Читайте также:  Комитет кредиторов при банкротстве: полномочия собрания, участники, кворум, правила проведения

Причины включения в РНП при выполнении контракта

Еще одно основание для включения в реестр недобросовестных поставщиков — нарушение исполнителем обязательств по уже заключенному контракту.

Если контракт не исполняется или исполняется ненадлежащим образом, заказчик может его расторгнуть его по решению суда или в одностороннем порядке (такое условие должно быть прописано в контракте).

Если суд установит, что исполнитель нарушил условия подписанного контракта, избежать включения в реестр практически невозможно.

Вывод тут один — на этапе подачи заявки и подписания контракта внимательно изучать требования заказчика к срокам, объему и качеству товаров и услуг. Это существенные условия контракта, которые нельзя поменять.

Текст и иллюстрации запрещено копировать без активной ссылки на сайт Контур.Закупок.

В х к статьям вы можете получить ответы других поставщиков, а эксперты ответят в специальной рубрике.

Реестр недобросовестных поставщиков. Недостатки законодательного регулирования

Процедура включения в Реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ: основания для внесения и правовые последствия

В настоящее время ведение реестра недобросовестных поставщиков осуществляется на основе:

Фас разъяснила, когда включать участника закупки в рнп

Процедура включения в Реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ: основания для внесения и правовые последствия

ФАС ответила на частые запросы от территориальных органов о включении исполнителей контрактов в реестр недобросовестных поставщиков. Ведомство пояснило, в каком случае односторонний отказ от контракта мотивирован, что делать поставщику, чтобы не попасть в реестр и как ответит заказчик за противоправные действия.

Когда можно расторгнуть контракт в одностороннем порядке

Закон предусматривает расторжение контракта в одностороннем порядке только согласно частям 8 и 9 ст. 95 Закона № 44-ФЗ. Также допустимо расторгнуть сделку, если условия контракта существенно нарушили.

В случае одностороннего отказа от исполнения контракта заказчик за три рабочих дня с даты расторжения направляет в контролирующий орган обоснование причин отказа. Причины расторжения можно обосновать документами:

  • заключение экспертизы;
  • акты приемки, которые составили с участием поставщика;
  • товаросопроводительные документы;
  • решения и предписания контролирующего органа;
  • претензионная переписка;
  • другой документ, который фиксирует факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств.

Обоснование направляют в письменной форме. Заказчик уточняет информацию:

  • наименование, фирменное наименование;
  • местонахождение – для юридического лица;
  • Ф. И. О. физического лица;
  • идентификационный номер налогоплательщика;
  • Ф. И. О. учредителей, членов коллегиальных исполнительных органов;
  • даты проведения и подведение итогов закупочных процедур, если победитель уклонился от заключения;
  • дата, когда закупку признали несостоявшейся;
  • дата заключения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного контракта;
  • объект закупки, цена контракта и срок исполнения;
  • идентификационный код закупки;
  • основания и дата расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика;
  • дата, когда информацию внесли в реестр недобросовестных поставщиков.

Как поставщику защитить свои интересы

Например, заказчик расторгнул контракт в одностороннем порядке. Исполнитель может попасть в РНП. Чтобы избежать реестра, поставщику необходимо представить документы, которые свидетельствуют о надлежащем исполнении обязательств.

Контрольный орган изучает все обстоятельства дела, документы и доказательства, которые представили заказчик и исполнитель. В итоге принимает решение, следует включить поставщика в реестр или нет.

Сведения о поставщике не включат в РНП, если оснований для расторжения и неисполнения контракта нет. Материалы дела направят в органы финансового контроля. В этом случае заказчик нарушил положения Закона № 44-ФЗ и обязан заплатить штраф: 50 тыс. руб. для должностных лиц и 200 тыс. руб. – для юридических (ч. 6 ст. 7.32 КоАП РФ).

Также ведомство прикладывает схему типовых ситуаций, с которыми сталкиваются в работе территориальные органы ФАС.

Включить в реестр Не включать в реестр
  • Ненадлежащее качество исполнения контракта подтвердили
  • Поставщик не представил необходимые сопроводительные документы
  • Существенно нарушили срок исполнения обязательств по контракту
  1. Сроки исполнения контракта еще не наступили
  2. Качество товара и исполнение услуг подтвердили
  3. Заказчик изменил требования при исполнении
  4. Сроки исполнения соблюдены
  5. Заказчик не исполнил встречные обязательства
  6. Надлежащему исполнению препятствуют обстоятельства, которые возникли по вине заказчика

Письмо ФАС от 12.03.2019 № ИА/18794/19

Еще по теме:Когда и какую информацию направляют в реестр недобросовестных поставщиковКогда ФАС откажет включать поставщика в РНПОбращение в ФАС включить поставщика в РНП (победитель уклонился от контракта)

Процедура включения в Реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ: основания для внесения и правовые последствия

Односторонний отказ Заказчика от госконтракта: проблемы и перспективы в свете новых поправок в 44-ФЗ

Данная тема с одной стороны — достаточно узкая, однако — она из тех, что долгие годы приносит и продолжает приносить массу проблем добросовестным участникам рынка — это право Заказчика на односторонний отказ от договора в рамках Закона о контрактной системе № 44-ФЗ. 

Само по себе введение данного института в свое время служило цели ускорить исполнение бюджета, минуя длительную судебную процедуру расторжения контракта, но на практике, к нашему большому сожалению, в настоящий момент зачастую служит инструментом давления на Исполнителя, когда тендер выигрывает «не свой».

Основания для направления Заказчиком информации в РНП

В 44-ФЗ в отличие от 223-ФЗ существует 3 основания для направления госзаказчиком информации в антимонопольный органа для принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков:

  • уклонение победителя от заключения контракта;
  • решение суда, вступившее в законную силу, где в мотивировочной части содержится ссылка на то, что Исполнитель допустил существенные нарушения контракта;
  • односторонний отказ Заказчика от контракта вследствие того же существенного нарушения его условий Исполнителем.

Последствия включения в РНП

Таким образом, административный орган в квазисудебной процедуре и сжатые сроки (в течение 5 дней, но не более 8 рабочих дней) должен разобраться во всех тонкостях исполнения государственного контракта и допущенных нарушений с обеих сторон и вынести решение, которое в абсолютном порядке влияет на судьбу Исполнителя, так как:

  • двухлетний мораторий на поставки для любой компании, зависящей от госзаказа хотя бы на 30-40 % от валового объема реализации, неминуемо приведет к печальными последствиям; 
  • в реестр включаются не только сведения о самой компании, но и сведения о директоре (и членах правления) компании, а также об участниках (акционерах), чья доля в уставном капитале компании составляет более 25 %.

Фактически достигается полный блок для всех этих лиц открыть новый параллельный бизнес в том же составе и с тем же исполнительным органом. Такая вот мера государственно-правового принуждения.

Тем не менее, как плюс данной процедуры стоит отметить то, что она достаточно сильно зарегулирована, и малейшее отступление от нее по срокам и составу предоставляемых документов приведет не только к включению действительно недобросовестного Исполнителя в РНП, но и к штрафам для должностных лиц Заказчика и внеплановой проверке иных закупочных процедур.

Как выглядит процедура включения в РНП сегодня с точки зрения Заказчика

  • В настоящий момент процедура одностороннего отказа от контракта и направления сведений в РНП выглядит для Заказчика следующим образом:
  • — Заказчик принимает решение об одностороннем отказе.
  • — Размещает данное решение в ЕИС в течение 3-х дней с даты принятия.
  • — Направляет данное решение поставщику по почте в течение 3-х дней с даты принятия любыми двумя из пяти способов:
  • по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу, указанному в контракте;
  • телеграммой;
  • по факсу;
  • по адресу электронной почты;
  • с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления (курьерская доставка или независимые почтовые операторы).
  1. — Датой надлежащего уведомления считается дата получения письма поставщиком либо 30 дней с даты размещения в ЕИС сведений об одностороннем отказе.
  2. — С одной из вышеуказанных дат отсчитывается еще 10 дней на устранение поставщиком недостатков, и по их прошествии — в случае неустранения недостатков.
  3. — В течение 3-х дней с 11 дня Заказчик обязан направить сведения об Исполнителе в антимонопольный орган.
  4. Согласитесь — выглядит достаточно громоздко, не говоря уже о том, что в 30-40 % случаев и данные (достаточно длительные и комфортные) сроки Заказчиком обычно не выдерживаются, и последний идет на любые ухищрения вплоть до подлога, чтобы на комиссии ФАС доказать своевременность их совершения.
  5. Хотелось бы рассказать про одно дело. 

Пример злоупотреблений 

Компания выиграла и подписала госконтракт на текущий ремонт помещений, принадлежащих Минобороне. Но как обычно происходит — выиграл «не тот участник». Подлежащие ремонту помещения были разбросаны по всей стране и зачастую находились на закрытых объектах. Пока Компания собирала допуски, прошла уже половина срока исполнения контракта.

Получив допуски и оказавшись в помещениях, оказалось, что смета составлена крайне неверно: к примеру, в некоторых помещениях, в принципе, отсутствовал водопровод, когда в смете было указано — «ремонт душевой кабины».

В результате длительных согласований срок исполнения контракта истек, и Заказчик направил уведомление о расторжении контракта «пустым письмом», а в ЕИС разместил неполную информацию и глубоко за сроком. Однако так как рассматривал дело УФАС крайне небольшого региона, на данные нарушения комиссия попросту закрыла глаза и приняла решение о включении Исполнителя в РНП.

Впоследствии консультантам пришлось отстаивать свою позицию в суде, отменяя не только незаконный односторонний отказ, но и незаконное решение регионального антимонопольного органа.

Что изменили оптимизационные поправки, и в чем плюсы для Исполнителя

В оптимизационных поправках, которые приняты в июле 360-ФЗ от 02.07.2021 и которые начнут действовать (в отношении одностороннего отказа) уже с июля будущего года, законодатель установил следующее:

Процедуру одностороннего отказа от исполнения контракта по итогам открытых и закрытых электронных процедур полностью переводят в электронный вид:

  • Заказчику достаточно разместить свое решение в ЕИС, за исключением некоторых случаев (например, при закупке с гостайной). 
  • Оно автоматически направляется Исполнителю в течение часа. 
  • Сообщать ему об этом иными способами (по почте, электронной почте и пр.) станет не нужно. 
  • Поступление решения Исполнителю будет осуществляться надлежащим уведомлением. Теперь датой поступления будет являться дата публикации в ЕИС данного решения.

Казалось бы — в чем здесь плюсы для Исполнителя? 

  • Во-первых, такая процедура всячески устраняет возможности для манипулирования процессуальными сроками, связанными с «надлежащим» уведомлением как со стороны Заказчика, так и со стороны Исполнителя.
  • Во-вторых, если ранее Заказчик (даже под угрозой штрафных санкций) зачастую злонамеренно не опубликовывал решение в ЕИС в срок, сейчас у него такая возможность будет отсутствовать — решение будет очевидно доведено до Исполнителя день в день.
  • В-третьих, у Заказчика будет отсутствовать т.н. «эффект неожиданности» — такая открытость даст возможность Исполнителю подготовиться к комиссии антимонопольного органа, собрать всю переписку с Заказчиком, а равно как и в срок устранить допущенные нарушения — неопубликование решения или публикация его не в полном объеме будут очевидно рассматриваться в качестве нарушения процедуры.
  • О чем еще важно сказать: фактически отпадут споры, связанные с несвоевременной приемкой либо отказом от приемки товара/услуги ненадлежащего качества, количества или комплектности/состава, что так же зачастую берется Заказчиком за основание для одностороннего расторжения контракта со стороны.
  • С 1 января 2021 года мы полностью переходим на электронный документооборот.
  • Теперь процедура будет выглядеть следующим образом:
  • Исполнитель в срок, предусмотренный в контракте, размещает в ЕИС подписанный своей ЭП документ о приемке товара;
  • в течение часа данный документ передается Заказчику на подписание, при этом датой получения документа считается дата размещения Исполнителем его в ЕИС;
  • в срок, установленный контрактом (но не позднее 20 дней с даты его размещения в ЕИС) Заказчик либо подписывает данный документ своей ЭП, либо направляет Исполнителю мотивированный отказ от приемки (так же подписанный ЭП);
  • Соответственно, датой приемки либо отказа от нее будет считаться дата подписания ЭП Заказчиком;
  • В случае мотивированного отказа Заказчика, Исполнитель вправе устранить выявленные недостатки и повторить процедуру направления документов о приемке.
Читайте также:  Организация и проведение тендеров и закупок в соответствии с правилами действующего законодательства

Мы со своей стороны безусловно приветствуем такую открытость и рассматриваем данные поправки в закон в качестве действительно современных и системных, а равно как и исключающих злоупотребления сторонами их правами.

Стоит надеяться, что процессуальные нарушения уйдут в прошлое, а антимонопольный орган будет заниматься исключительно материальным правом и изучать лишь фактические обстоятельства надлежащего либо ненадлежащего исполнения контракта для принятия решения о включении или невключении исполнителя в РНП в оговоренном случае.

ВС: включение в реестр недобросовестных поставщиков возможно и за пределами срока действия контракта

06.04.2020

Как пояснил Суд, окончание срока действия контракта не освобождает стороны от ответственности за его нарушение и не может исключать возможность включения сведений о недобросовестном поставщике в соответствующий реестр.

Эксперты «АГ» неоднозначно оценили определение.

Одна из них отметила, что ранее в судебной практике отсутствовала единая позиция по указанному вопросу, поэтому определение ВС РФ внесет правовую определенность при решении вопроса о включении информации о поставщиках в РНП, а также поможет выработать единообразный подход при рассмотрении судами аналогичных дел. Другой подчеркнул важность того, чтобы антимонопольные органы правильно трактовали позицию Верховного Суда и учитывали, что не любое отклонение от контракта является нарушением поставщика. Третий высказал опасение, что сформулированные ВС подходы при их буквальном применении способны достаточно негативно повлиять на правоприменительную практику, которая в настоящее время более склонна к поиску индивидуальных решений и баланса интересов.

11 марта Верховный Суд РФ вынес Определение № 308-ЭС19-23241 по делу об оспаривании администрацией муниципалитета отказа антимонопольного органа включить в реестр недобросовестных поставщиков ее контрагента, допустившего невыполнение контрактных работ. 18 декабря 2017 г.

администрация Темрюкского городского поселения Темрюкского района (заказчик) заключила с ООО «Пластсервис» (подрядчик) муниципальный контракт на капремонт напорного водовода по итогам электронного аукциона. Стоимость работ составила 2,8 млн руб.

, срок контракта заканчивался 29 декабря, за исключением обязательств по оплате, которые зависели от полного исполнения контрактных обязательств. В ходе исполнения сделки администрация неоднократно требовала от общества проведения работ в установленный срок путем направления соответствующих писем.

В свою очередь, подрядчик просил заказчика перенести сроки работ в связи с задержкой производства необходимого оборудования заводом-изготовителем. В июне 2018 г. ООО «Пластсервис» уведомило администрацию о предполагаемой сдаче контрактных работ, но ввиду неисполнения им своих обязательств уже в следующем месяце заказчик отказался от исполнения муниципального контракта.

Впоследствии администрация направила в адрес УФАС по Краснодарскому краю информацию о подрядчике для включения его в реестр недобросовестных поставщиков, ссылаясь на несоблюдение сроков выполнения работ и принятое заказчиком в связи с этим решение о расторжении договора.

Тем не менее антимонопольный орган не исполнил просьбу муниципалитета под предлогом того, что к моменту принятия решения об одностороннем отказе от контракта последний уже прекратил свое действие. В дальнейшем администрация оспорила решение регионального УФАС в арбитражном суде, но три судебные инстанции признали отказ законным.

Они указали, что гражданское законодательство не допускает возможность расторжения договора, срок действия которого истек, следовательно, отказ во внесении сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков был правомерным. В кассационной жалобе в Верховный Суд администрация Темрюкского городского поселения просила отменить судебные акты нижестоящих инстанций, ссылаясь на существенные нарушения норм материального права.

После изучения материалов дела № А32-47028/201 и анализа судебной практики Верховный Суд отметил, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является одним из средств, позволяющих заказчикам обеспечить реализацию закрепленного в Законе о контрактной системе принципа ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок. Соответственно, необоснованный отказ антимонопольного органа во включении участников закупок в такой реестр прямым образом затрагивает права заказчика, поскольку участие таких лиц в последующих закупках не позволит ему с оптимальными издержками добиться «заданных результатов», приведет к неэффективному использованию бюджетных средств и нарушению конкуренции. Именно такой вывод содержится в п. 42 Обзора судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом ВС РФ 28 июня 2017 г.), о котором ранее писала «АГ».

Высшая судебная инстанция подчеркнула, что решение вопроса о включении (отказе во включении) сведений в реестр недобросовестных поставщиков не является предметом усмотрения антимонопольного органа, так как ведение данного реестра должно обеспечивать реализацию вышеуказанного публичного интереса. Так, одним из оснований для включения сведений о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) в реестр является существенное нарушение ими условий контрактов, приведшее к расторжению контракта на основании решения суда или вследствие одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта. Верховный Суд также перечислил обязанности антимонопольного органа, который должен проверить, имел ли место факт неисполнения (ненадлежащего) исполнения своих обязательств поставщиком и является ли существенным такое нарушение. Сам по себе отказ заказчика от исполнения контракта не имеет как такового значения для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков, а выступает поводом для передачи сведений о допущенных нарушениях уполномоченному органу. При этом само по себе окончание срока действия государственного (муниципального) контракта не может рассматриваться как обстоятельство, исключающее возможность включения сведений о недобросовестном поставщике в реестр, поскольку в силу п. 4 ст. 425 ГК окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение. «Противоположный подход к толкованию положений Закона о контрактной системе, занятый судами, носит формальный характер и противоречит публично-правовым целям ведения реестра недобросовестных поставщиков, позволяя поставщикам, сорвавшим выполнение государственного (муниципального) контракта, сохранять право на участие в закупочных процедурах, ставя под угрозу удовлетворение государственных (муниципальных) нужд в будущем, затрудняя формирование должной конкурентной среды», – отмечено в определении. Следовательно, тот факт, что отказ от исполнения муниципального контракта совершен администрацией после окончания срока действия контракта, не мог служить основанием для отказа антимонопольного органа во включении сведений о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков. Таким образом, Верховный Суд отменил судебные акты нижестоящих инстанций и признал недействительным решение антимонопольного органа.

Руководитель направления «Госзакупки: сопровождение и споры» KIAP Digital & Smart Максим Бузин отметил, что вопросы ведения реестра недобросовестных поставщиков традиционно являются одними из наиболее спорных в сфере закупок.

«Рассматриваемый случай, при всей простоте фактических обстоятельств, свидетельствует о наличии серьезных проблем правоприменительного свойства.

При этом критической оценки заслуживают как первоначальное решение антимонопольного органа, так и позиция Верховного Суда», – полагает он.

Как отметил эксперт, согласно правилам ведения реестра антимонопольный орган обязан проверять соблюдение заказчиком определенных процедурных требований, а также фактическую недобросовестность исполнителя.

«В рассматриваемом случае антимонопольный орган дал оценку исключительно гражданско-правовым обстоятельствам, не уделив никакого внимания вопросам своей компетенции. Необходимо учитывать, что признать отказ от исполнения контракта незаконным вправе только суд.

Поэтому антимонопольный орган своим решением создал правовую коллизию, при которой отказ от исполнения контракта сохранил свою юридическую силу, однако предусмотренные законом последствия в виде включения подрядчика в реестр не наступили», – считает Максим Бузин.

Он отметил, что ВС, по существу, правильно отменил не мотивированное надлежащим образом решение антимонопольного органа, но вместе с тем ряд выводов Суда также является спорным.

«Рассматривая ведение реестра с точки зрения публичных интересов, ВС РФ “запретил” уполномоченному органу при принятии решений руководствоваться собственным усмотрением.

Подобный подход прямо противоречит правилам ведения реестра, согласно которым антимонопольный орган обязан проверить наличие фактов, свидетельствующих о недобросовестности исполнителя – то есть оценить его поведение. В отсутствие такой оценки процедура включения в реестр носила бы сугубо заявительный характер.

Следует понимать, что включение в реестр, по сути, является дисквалификацией, поэтому применение строго формального подхода способно привести к резкому сокращению числа участников закупок и ограничению конкуренции. В свою очередь, обеспечение конкуренции также является публичным интересом», – полагает эксперт.

По мнению Максима Бузина, Верховный Суд, квалифицируя включение в реестр как меру ответственности, не учел, что применение ответственности предусматривает также определение степени вины сторон. «Представляется, что именно на реализацию данного принципа направлена предусмотренная правилами ведения реестра оценка недобросовестности.

Позиция же Суда полностью исключает такую оценку, представляя собой жесткий и экономически не оправданный вариант регулирования.

Сформулированные ВС подходы при их буквальном применении способны достаточно негативно повлиять на правоприменительную практику, которая в настоящее время более склонна к поиску индивидуальных решений и баланса интересов», – резюмировал эксперт.

Адвокат АБ «Яблоков и партнеры» Александр Тамодлин полагает, что в правовой позиции ВС РФ заложены два важных аспекта. «Судебная коллегия правильно указала, что, рассматривая вопрос о включении в реестр недобросовестных поставщиков, антимонопольные органы должны руководствоваться смыслом этой меры. Реестр – средство, повышающее эффективность удовлетворения заказчиками государственных или муниципальных нужд, с его помощью от участия в закупках отсекаются лица, которые не исполнили контракт. Далее коллегия отметила, что для достижения целей ведения реестра недобросовестных поставщиков контролирующим органам следует устанавливать нарушение обязательства и его существенность, оценивать обстоятельства, которые не влияют на исполнение обязательств, не надо», – отметил он. По словам эксперта, в рассматриваемом деле все было наоборот. «Антимонопольный орган и суды трех инстанций дали оценку отказу заказчика от контракта – хотя совсем не это вызвало нарушение подрядчиком исполнения обязательств, – и не стали выяснять характер и существенность нарушений подрядчика. Неудивительно, что судебные акты отменены, а решение органа признано незаконным. При этом определение ВС РФ содержит опасный момент: коллегия Суда указала, что решение вопроса о включении (отказе во включении) сведений в реестр недобросовестных поставщиков не является предметом усмотрения уполномоченного органа. Это означает, что, если антимонопольный орган установит нарушение контрактных обязательств и признает его существенным, он обязан включить поставщика в реестр», – отметил Александр Тамодлин. Адвокат подчеркнул важность того, чтобы антимонопольные органы правильно трактовали позицию Верховного Суда и учитывали, что не любое отклонение от контракта является нарушением поставщика. «Например, просрочка может быть вызвана неготовностью заказчика к приемке, и не любое нарушение существенно», – полагает эксперт.

Читайте также:  Бланк и образец заполнения декларации по НДС в 2019 году в exel и pdf

Юрист коммерческой группы юридической фирмы VEGAS LEX Алина Зайцева считает, что ранее в судебной практике отсутствовала единая позиция по указанному вопросу.

«Так, например, при рассмотрении дел № А40-205712/16, А40-74482/2016, А33-17291/2016 суды придерживались аналогичной позиции, обращая внимание, что положения Закона № 44-ФЗ допускают расторжение госконтракта вне зависимости от срока его действия в случае, если на момент принятия заказчиком соответствующего решения обязательства со стороны поставщика исполнены не были. При этом в рамках рассмотрения дел № А75-17934/2018, А75-17935/2018, А32-13305/2015 судами была высказана противоположная позиция. В частности, суды посчитали правомерным вывод антимонопольного органа об отсутствии оснований для включения сведений о поставщике в РНП, поскольку односторонний отказ от контракта заявлен заказчиком за пределами срока его действия», – отметила она.

По мнению эксперта, в рассматриваемом случае Верховный Суд правомерно обратил внимание на недопустимость формального подхода при решении вопроса о включении сведений о поставщике в РНП и необходимость принятия соответствующего решения только по результатам проверки сведений и документов о допущенных поставщиком нарушениях, что в полной мере согласуется с положениями Закона № 44-ФЗ и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков. «Позиция ВС поможет внести правовую определенность при решении вопроса о включении информации о поставщиках в РНП, а также выработать судебными органами единообразный подход при рассмотрении аналогичных дел», – резюмировала Алина Зайцева.

Юридическая помощь при включении в реестр недобросовестных поставщиков

Участие в государственных закупках может принести не только удачные и прибыльные контракты, но и стать причиной включения в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Не только серьезные нарушения могут послужить основанием для РНП, но и чистая формальность.

Если вашу компанию хотят включить в реестр или уже включили в него, нужно привлечь юриста по 44-ФЗ для оказания правовой помощи.

В каких случаях компанию могут включить в рнп

Закон содержит два основания для включения участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков.

Заказчик может подать документы в ФАС для включения в реестр в следующих случаях:

  • участник закупки уклоняется от заключения контракта;
  • заказчик расторг с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракт – по решению суда или в одностороннем порядке в рамках гражданского законодательства РФ (при существенном нарушении условий контракта).

Какие данные попадают в РНП?

В реестре можно найти следующую информацию по недобросовестному поставщику и проводимой закупке:

  • название и адрес – для компании, ФИО, ИНН – для физических лиц;
  • данные об учредителях и руководителях участника закупки — название, ИНН – для компании и ФИО – для учредителей-физических лиц, челнов коллегиальных исполнительных органов, руководителей;
  • дата проведения закупки – если победитель уклонился от заключения контракта; дата признания несостоявшейся закупки – если единственный участник отказался или уклонился от заключения контракта; дата заключения контракта – в случае если контракт не исполнен или исполнен ненадлежащим образом;
  • объект закупки, цена контракта и срок его исполнения;
  • ИКЗ;
  • дата и основания, по которым расторгнут контракт;
  • дата внесения сведений о поставщике и закупке в РНП.

Реестр недобросовестных поставщиков размещается на сайте госзакупок – в ЕИС. Данные из него может получить любое лицо бесплатно.

Последствия включения в реестр недобросовестных поставщиков

Само название реестра уже говорит о том, что попадание в него негативно скажется на деятельности участника закупки. Согласно ч. 9 ст. 104 ФЗ-44 информация о поставщике включается в реестр на два года, а по истечение указанного срока подлежит исключению из него.

Формально закон не содержит каких-либо негативных последствий для компаний и предпринимателей, которые наступают при включении в РНП.

Но в подавляющем большинстве случаев заказчики при формировании закупочной документации устанавливают вполне законное ограничение для участников закупки – это отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков.

  Проще говоря, если вы попали в РНП, то надеяться на победу в других закупочных процедурах не стоит, пока вы не будете исключены из этого реестра.

Кроме того, ограничения на участие в госзакупках могут коснуться не только саму компанию, которая попала в реестр, но и ее учредителей, руководителей.

Так, например, Арбитражный суд Уральского округа указал, что заказчик законно отстранил от участия в закупке предпринимателя, который является учредителем компании, попавшей в РНП (Постановление от 20.04.2017 года №Ф09-1846/17).

Обычным компаниям и предпринимателям также доступны сведения из РНП, которыми они вполне могут воспользоваться при выборе контрагента.

Что делать, чтобы не попасть в РНП или выйти из реестра?

Первое, что стоит сделать – это юридически грамотно вести себя при заключении контракта и при его исполнении.

Если вам не хватает познаний в юридических тонкостях государственных закупок по 44-ФЗ, то целесообразно обратиться за помощью к юристу по госзакупкам в Санкт-Петербурге – позвоните по телефону +7 (812) 409-49-30 или напишите на электронную почту info@trdat.ru. Нередко незнание правовых основ может привести к включению в реестр недобросовестных поставщиков.

Пример. Победитель аукциона должен был подписать проект контракта, но хотел согласовать с заказчиком изменение цены контракта и направил ему протокол разногласий.

Но так, как участник закупки не разобрался в том, что собой представляет протокол разногласий к контракту, а содержание его протокола больше походило на отказ от заключения контракта.

Так расценил данный документ заказчик и направил в ФАС документы для включения участника закупки в РНП. Антимонопольный орган поддержал позицию госзаказчика и включил участника закупки в РНП.

Не молчите, если объективные причины или действия заказчика не дают вам в полной мере исполнять свои обязательства по контракту или по его заключению. Сообщайте об этом в письменной форме заказчику.

Например, технические проблемы (отсутствие электроэнергии на рабочем месте или проблемы с компьютером) не дают вам возможности в сроки, установленные законом, направить подписанный проект контракта заказчику. В этой ситуации постарайтесь предоставить письмо об этом заказчику.

Также не забудьте собрать письменные доказательства наличия технических неисправностей или других объективных причин, которые не позволили вам в законные сроки подписать контракт.

Если какие-либо действия (бездействие) заказчика не позволяют вам исполнять свои обязанности по контракту, например, заказчик не оформляет пропуска для ваших сотрудников, чтобы они могли попасть на объект для проведения работ. Об этом также необходимо уведомить заказчика, указав, что данное бездействие не позволяет вам выполнить работы.

Если же заказчик уже расторг с вами контракт или признал вас уклонившимся от заключения контракта и направил документы в ФАС, то тоже не стоит полагаться на то, что антимонопольный орган во всем разберется. Согласно п.

12 Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (утверждены Постановлением Правительства РФ от 25.11.

2013 N 1062) представитель поставщика (подрядчика, исполнителя), сведения о котором хотят включить в РНП, имеет право присутствовать на заседании ФАС и представлять свои возражения по данному вопросу.

Антимонопольный орган будет проверять факты, изложенные в документах заказчика, поэтому участнику закупки или поставщику важно донести до ФАС свое видение ситуации, представить доказательства в свою защиту.

Стоит отметить, что не во всех случаях у поставщика есть возможность на заседании ФАС отстоять свою позицию.

Это возможно только если основанием для включения в РНП послужили документы от заказчика в связи с признанием участника закупки, уклонившимся от заключения контракта, или односторонним отказа заказчика от исполнения контракта.

Если же контракт с вами был расторгнут по решению суда, то ФАС проверять ничего не будет и, соответственно, возразить что-то не будет возможности. Такая позиция отражена в п. 24 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2016) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2016).

Принятое решение ФАС о включении компании или предпринимателя в реестр недобросовестных поставщиков может быть обжаловано в суде (ч. 11 ст. 104 ФЗ-44).

Судебная практика по включению в РНП

Включение компании или предпринимателя в реестр является своего рода мерой публично-правовой ответственности, поэтому и антимонопольный орган, и суды при решении данного вопроса должны учитывать степень вины поставщика, а также недобросовестность его поведения.

Поэтому, если контракт не был заключен в срок или обязанности по нему не были исполнены, но при этом компания действовала добросовестно, то оснований для включения в РНП нет.

Рассмотрим несколько примеров судебных решений, когда суды признавали незаконным включение компании в РНП.

Пример 1.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *