Правила и порядок привлечения соисполнителя по госконтракту в рамках федерального закона №44-фз

Оганизация, привлеченная поставщиком/подрядчиком/исполнителем для частичного или полного исполнения контракта по 44-ФЗ называется — субподрядчиком или соисполнитель.

Есть ограничения по объему работ, а то и прямые запреты на участие в контракте третьих лиц, поэтому привлекать субподрядчика/соисполнителя невозможно постоянно. В этой статье расскажем обо всех случаях.

Привлечение субподрядчиков (соисполнителей) для исполнения контрактов 44-ФЗ с заказчиками является распространенной практикой в деятельности различных хозяйствующих субъектов.

Как правило, такое привлечение имеет место при выполнении договоров подряда (привлечение субподрядчиков) и договоров возмездного оказания услуг (привлечение соисполнителей).

В отношении договора подряда говорится о том, что «если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков)», а в отношении договора возмездного оказания услуг сказано, что «если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично». Кроме того, возможность привлечения субподрядчиков или соисполнителей допускается в отношении договоров на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.

Правила и порядок привлечения соисполнителя по госконтракту в рамках Федерального закона №44-ФЗ

При возмездном оказании услуг исполнитель должен выполнять контракт самостоятельно, если иное не указано в контракте. Обратная ситуация в подрядных контрактах: поставщик/подрядчик может привлекать субподрядчика, когда контракт прямо не запрещает делать этого.

Если заказчик проводит закупку среди всех участников и победителем становится ППИ не из числа предприятий СМП и СОНКО, то заказчик вправе установить требование об их обязательном привлечении.

Он прописывает требование в документации о закупке и дополнительно может указать:

  • объем работ для СИ;
  • условие о гражданско-правовой ответственности поставщика/подрядчика/исполнителя за неисполнение требования.

Сразу скажем, что правовая ситуация здесь неоднозначна, а официальные комментарии по этому поводу противоречивы. Вопрос о правомерности запрета со стороны заказчика на привлечение субподрядчиков (соисполнителей) для исполнения контракта заслуживает отдельного внимания.

44-ФЗ не регулирует вопрос о привлечении субподрядчиков/соисполнителей и взаимодействии с ними прямо, поэтому между заказчиками и участниками возникают споры.

Бывает, заказчик без объяснения причин накладывает вето на привлечение субподрядчиков/соисполнителей. Наша практика показывает: представители ФАС чаще встают на сторону участника, если речь не идет о запрете на привлечение к работам из перечня Постановления Правительства РФ от 15 мая 2017 г. N 570. В перечне 34 вида работ по строительству и реконструкции объектов капитального строительства.

Поставщик/подрядчик/исполнитель не обязан отчитываться о привлеченных субподрядчиках/соисполнителях, если цена контракта не превышает:

  • 100 000 000 руб для закупок по обеспечению муниципальных нужд и нужд субъектов РФ;
  • 1 000 000 000 руб для закупок по обеспечению федеральных нужд.

В противном случае ППИ должен направить заказчику информацию о субподрядчиках/соисполнителях, с которыми заключен договор на сумму более чем 10% от цены контракта. Обязанность согласовывать субподрядчиков/соисполнителей прописывается в контракте.

Другие условия, при которых их обязательно согласовывать:

Примерный алгоритм по согласованию:

  1. После подписания контракта ППИ отправляет заказчику документы. В них указывает причину привлечения субподрядчиков/соисполнителей, данные по сумме контракта.
  2. Заказчик принимает документы, рассматривает.
  3. Если привлечение субподрядчиков/соисполнителей не нарушает условия контракта, заказчик запрашивает их перечень, контакты, реквизиты, объемы работ. ППИ готовит запрошенные документы и подает на согласование.
  4. В некоторых случаях заказчик утверждает персонал для проекта. Это справедливо, когда для исполнения работ или услуг требуется конкретный человек: дизайнер, автор, архитектор, композитор и прочие.

Оцените информацию 44-ФЗ госзакупки электронные торги

Привлечение субподрядчика/соисполнителя к исполнению контракта по 44-ФЗ

Субподрядчик/соисполнитель (СИ) – организация, привлеченная поставщиком/подрядчиком/исполнителем (ППИ) для частичного или полного исполнения контракта по 44-ФЗ.

Привлекать субподрядчика/соисполнителя невозможно постоянно: есть ограничения по объему работ, а то и прямые запреты на участие в контракте третьих лиц. Обо всех случаях расскажем в статье.

Когда поставщик/подрядчик/исполнитель может привлечь субподрядчиков/соисполнителей

При возмездном оказании услуг исполнитель должен выполнять контракт самостоятельно, если иное не указано в контракте. Обратная ситуация в подрядных контрактах: поставщик/подрядчик может привлекать субподрядчика, когда контракт прямо не запрещает делать этого.

Если заказчик проводит закупку среди всех участников и победителем становится ППИ не из числа предприятий СМП и СОНКО, то заказчик вправе установить требование об их обязательном привлечении.

Он прописывает требование в документации о закупке и дополнительно может указать:

  • объем работ для СИ;
  • условие о гражданско-правовой ответственности поставщика/подрядчика/исполнителя за неисполнение требования.

Когда поставщику/подрядчику/исполнителю запрещено привлекать субподрядчиков/соисполнителей

44-ФЗ не регулирует вопрос о привлечении субподрядчиков/соисполнителей и взаимодействии с ними прямо, поэтому между заказчиками и участниками возникают споры.

Бывает, заказчик без объяснения причин накладывает вето на привлечение субподрядчиков/соисполнителей. Наша практика показывает: представители ФАС чаще встают на сторону участника, если речь не идет о запрете на привлечение к работам из перечня Постановления Правительства РФ от 15 мая 2017 г. N 570. В перечне 34 вида работ по строительству и реконструкции объектов капитального строительства.

Правила и порядок привлечения соисполнителя по госконтракту в рамках Федерального закона №44-ФЗ

В перечне N 570 34 вида работ по строительству и реконструкции объектов капитального строительства

Когда поставщику/подрядчику/исполнителю нужно согласовывать субподрядчиков/соисполнителей с заказчико

Поставщик/подрядчик/исполнитель не обязан отчитываться о привлеченных субподрядчиках/соисполнителях, если цена контракта не превышает:

  • 100 000 000 руб для закупок по обеспечению муниципальных нужд и нужд субъектов РФ;
  • 1 000 000 000 руб для закупок по обеспечению федеральных нужд.

В противном случае ППИ должен направить заказчику информацию о субподрядчиках/соисполнителях, с которыми заключен договор на сумму более чем 10% от цены контракта. Обязанность согласовывать субподрядчиков/соисполнителей прописывается в контракте.

Другие условия, при которых их обязательно согласовывать:

Примерный алгоритм по согласованию:

  1. После подписания контракта ППИ отправляет заказчику документы. В них указывает причину привлечения субподрядчиков/соисполнителей, данные по сумме контракта.
  2. Заказчик принимает документы, рассматривает.
  3. Если привлечение субподрядчиков/соисполнителей не нарушает условия контракта, заказчик запрашивает их перечень, контакты, реквизиты, объемы работ. ППИ готовит запрошенные документы и подает на согласование.
  4. В некоторых случаях заказчик утверждает персонал для проекта. Это справедливо, когда для исполнения работ или услуг требуется конкретный человек: дизайнер, автор, архитектор, композитор и прочие.

Если у вас остались вопросы – звоните в ГК «Ценный Контракт» по телефону 8 (495) 651-06-21. Поможем разобраться или подготовить правовое заключение для контролирующих органов.

Процесс согласования по разногласиям, при исполнении госконтракта в рамках 44-ФЗ. Когда он исполнен?

ООО в рамках выполнения муниципального контракта по 44-ФЗ сделало работы, но заказчик не желает принимать произведенные изделия, мотивируя, что продукция не соответствует техзаданию.

Чтобы читатель представлял, это рекламные уличные украшения к 75-летию Победы. В техзадании был представлен рисунок промышленного образца, с требованиями к материалам, но никаких требований к конструктивным особенностям не было.

В процессе приемки, они признали в частном разговоре, что их не устраивает реализованное исполнителем инженерное решение по конструкции, к жесткости элементов основанных на тканевой основе. Они предполагали, что будет сделано по какому-то, одному им известному образу, а исполнитель с инженерной точки зрения сделал иначе. Но интересный им способ в техзадании никаким образом не был отражен.

В «Акте проверки соответствия товара требованиям контракта» было представлено множество недостатков предложенного товара. На «Акт проверки соответствия» исполнитель представил аргументированное возражение. Но как, сами понимаете, вопрос приемки зашел в тупик.

Для исполнителя, ситуация с потенциальной возможностью попасть в реестр недобросовестных поставщиков, нежелательна и возник вопрос разрешения ситуации с приемкой товара, так как тогда вопрос будет решаться в рамках судебного разбирательства и произвол со стороны муниципалитета менее вероятен.

В договоре по контракту определено, что процесс урегулирования разногласий по соответствию товара, при недостижениями сторонами общей позиции, проводится на основании товароведческой экспертизы. Выбор места проведения экспертизы проводится с условием «согласования».

Вопрос к сообществу юристов. Какой уровень действий производителя, по процессу согласования выбора экспертной организации будет достаточным, чтобы суд не посчитал, что процесс «согласования», выполнен ООО не в соответствующем нормам права объеме.

Для процесса согласования ООО был сделан запрос в три экспертных учреждения, находящихся по месту нахождения ООО. Коммерческие предложения были направлены заказчику с просьбой, выбрать устраивающего его экспертную организацию.

Ответ заказчика представлен ниже.

Правила и порядок привлечения соисполнителя по госконтракту в рамках Федерального закона №44-ФЗ

На их ответ было составлено письмо ниже.

В ответ на Ваше письмо № ХХХ от ХХ июля 2020 года считаем необходимым заявить, что процесс согласования должен соответствовать нормам права, в частности это указано в п.7 ст. 141 АПК РФ и п.7 ст.153.10 ГПК РФ.

Ваше предложение о привлечении в качестве экспертной организации ХХХХтовскую или ХХХХтскую ТПП и высказанные аргументы: «Экспертные заключения организаций системы ТПП РФ являются авторитетным, юридически значимым документом, который признаются в качестве доказательств арбитражными судами РФ любой инстанции» — являются достаточно субъективными, так как ни в ГПК, ни в АПК, ни в Федеральном законе от 31.05.2001 N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» отсутствуют нормы определяющие приоритет системы ТПП РФ перед другими экспертными организациями в судебном процессе.

Ваше высказывание: «При направлении в наш адрес информации о наличии у эксперта соответствующего образования, специальности, стаже работы, о наличии ученой степени (или) ученого звания (с. 204 УПК РФ, ст. 86 АПК РФ), специальных знаний (ст.

57 УПК РФ, ст. 85 ГПК РФ, ст. 55 АПК РФ), будет рассмотрен один из Ваших вариантов». Входит в прямое противоречие с требованиями норм ст.

14 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» в которой сказано, что:

  • «Руководитель обязан:
  • по получении постановления или определения о назначении судебной экспертизы поручить ее производство конкретному эксперту или комиссии экспертов данного учреждения, которые обладают специальными знаниями в объеме, требуемом для ответов на поставленные вопросы;».
  • То есть Ваше требование, что бы Вы определяли: уровень образования, специальность, стаж работы, наличие ученой степени (или) ученого звания, специальных знаний – является прерогативой и обязанностью руководителя экспертного учреждения и нами интерпретируется, как попытка оказать давление на экспертную организацию.
Читайте также:  Жалоба в фас на действия заказчика по нормам 44-фз: требования к содержанию и образец претензии, сроки для подачи и рассмотрения

Ваше требование: «Экспертная организация должна иметь все правовые основания, а в Уставе должны быть прописаны все экспертные виды деятельности» — полностью надуманно, так как данных требований ни в одном законодательном акте не прописано. И нами оценивается, как попытка затянуть процесс урегулирования разногласий.

Также требование о том, чтобы на сайтах, в сети Интернет, указанных фирм были представлены свидетельства и сертификаты подтверждающие их компетенцию при проведении экспертиза — полностью надуманно, так как данных требований ни в одном законодательном акте не прописано. Нами оценивается, как попытка затянуть процесс урегулирования разногласий.

Основания для отвода эксперта и экспертной организации прописаны в следующих нормах права: ст. 18, 19 ГПК РФ, ст. 23, 24 АПК РФ, 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», ст.41 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Ни одного, из закрепленных в указанных правовых нормах, оснований, для отвода предложенных экспертных учреждений, в Вашем письме, нами не обнаружено, а представленные аргументы не обоснованными, поэтому мы считаем, что имеем полное право обратиться к любому из экспертных учреждений.

В настоящий момент эта ситуация урегулирована, но если кто-нибудь из уважаемого сообщества приведет примеры того, какой объем действий может считаться достаточным, чтобы считать, что обязанность по договору «о согласовании» исполнена в достаточном объеме буду благодарен.

Имеет ли право исполнитель привлекать соисполнителей (субподрядчиков) для выполнения госконтракта, заключенного по закону № 44-ФЗ «о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»?

Вправе ли исполнитель услуг по государственному контракту, заключенному по Закону № 44-ФЗ, привлекать соисполнителей (субподрядчиков)?

Если да, то каким документом следует оформить субподряд (заказ размещен не для субъектов малого предпринимательства, проект контракта ограничений не содержит, и исполнитель настаивает на заключении трехстороннего соглашения)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: исполнитель услуг может привлекать третьих лиц к исполнению контракта, только если такая возможность предусмотрена условиями самого контракта. Заключать в таком случае трехсторонний договор не нужно.

Обоснование вывода

Законом № 44-ФЗ прямо не предусмотрена возможность привлечения соисполнителей к оказанию услуг, предусмотренных контрактом, лишь отдельные положения данного закона свидетельствуют о такой возможности (см., например, ч. 5, 6 ст. 30 Закона № 44-ФЗ).

Однако при решении вопроса о возможности привлечения соисполнителей необходимо также учитывать положения гражданского законодательства, на котором в том числе основывается законодательство о контрактной системе (ч. 1 ст. 2 Закона № 44-ФЗ).

Так, согласно п. 1 ст. 313 ГК РФ, исполнение обязательства может быть возложено должником на третье лицо, если из закона, иных правовых актов, условий обязательства или его существа не вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично. При этом на основании ст.

780 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично. В этом, в частности, состоит отличие договора оказания услуг от договора подряда (гл.

37 ГК РФ), по которому подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков), если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично (п. 1 ст. 706 ГК РФ).

Отсюда следует, что исполнитель услуг не может привлекать третьих лиц к исполнению контракта, если такая возможность не предусмотрена условиями самого контракта. Подчеркнем, что для применения нормы ст. 780 ГК РФ не требуется специальное указание в контракте на запрет привлечения к исполнению контракта третьих лиц (соисполнителей).

Напротив, наличие такого запрета в документации о закупке и проекте контракта, хотя по существу и не противоречащее ст. 780 ГК РФ, формально можно квалифицировать как установление дополнительных требований к участникам закупки, не предусмотренных Законом № 44-ФЗ, что вступает в противоречие с ч. 6 ст. 31 этого Федерального закона.

В случае включения в контракт условия о привлечении соисполнителей к исполнению контракта необходимо учитывать, что законодательством не предусмотрена обязанность оформления трехстороннего соглашения в таком случае.

Более того, возможность заключения трехстороннего государственного контракта не предусмотрена Законом № 44-ФЗ. А по смыслу ст.

706 ГК РФ, регулирующей порядок привлечения субподрядчиков, договоры «генерального» подряда и субподряда являются двумя отдельными договорами, каждый из которых порождает обязательства между разными лицами: заказчиком и подрядчиком и между подрядчиком и субподрядчиком соответственно.

Указанные правила в силу ст. 783 ГК РФ могут быть применены и в случае привлечения соисполнителя к исполнению договора возмездного оказания услуг. Следовательно, заключать трехсторонний договор в случае привлечения соисполнителей к исполнению контракта не нужно.

Максим Золотых, Надежда Верхова,

эксперты службы правового консалтинга ГАРАНТ

Соисполнитель по государственному контракту

  • Соисполнитель по государственному контракту в рамках Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе»
  • Соисполнитель по государственному или муниципальному контракту – это юридическое или физическое лицо, которое привлекается основным исполнителем по контракту для достижения тех целей, которые были обозначены при заключении самого контракта.
  • Привлечение соисполнителей по госконтракту

Если исполнителем по контракту выбрана организация, которая не обладает статусом субъекта малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организации, он имеет право принять такие организации для исполнения контракта. При этом если согласование привлечения соисполнителей из числа СМП и СОНКО было согласовано с самим госзаказчиком, последний имеет право включить такую закупку в перечень закупок, проводимых у СМП и СОНКО, и учитывать ее во всех подаваемых отчетах как пополняющую показатель деятельности по поддержке малого бизнеса и приравненных к ним организаций.

Если речь идет о квотировании закупок, проводимых у субъектов малого предпринимательства, то государственный или муниципальный заказчик имеет право обязать потенциального исполнителя по контракту привлекать соисполнителей из числа СМП и СОНКО. Такое требование обязательно должно быть сформулировано в документации о проводимой закупке.

В каком случае возможно привлекать соисполнителя

Привлекать соисполнителя по государственному или муниципальному контракту основной исполнитель вправе в следующих случаях:

  • заказчик самостоятельно указал на такую возможность в документации о закупке, а у самого исполнителя не хватает ресурсов для выполнения в полном объеме взятых на себя обязательств;
  • заказчик при согласовании процесса исполнения заказа допускает возможность привлекать соисполнителей по контракту (при наличии обоснования от основного исполнителя возможности привлечения соисполнителей);
  • работы или услуги, которые являются предметом контракта, не требуют наличия специальной квалификации или лицензий, а сами проводимые работы или услуги, выполняемые привлекаемыми субподрядчиками, не могут превышать объем более семидесяти пяти процентов от изначально заявленного объема по контракту;
  • субподрядчик согласен полностью исполнять все требования, которые были заявлены в документации по проводимой закупке (например, если речь идет о проведении работ или поставке товаров, которые относятся к государственному оборонному заказу, то не только основной исполнитель, но и субисполнители должны выполнить требование Федерального Казначейства об открытии специальных счетов, а также не требовать авансирования при осуществлении таких работ).

С 25 мая 2017 года перечень случаев, когда привлекать субисполнителей по государственному или муниципальному контракту запрещено, существенным образом увеличился.

Все указанные случаи включены в Постановление Правительства Российской Федерации №570, которое и вступило в силу в указанную дату.

К числу основных случаев относятся все строительные работы, проводимые в отношении объектов капитального строительства, а именно:

  • работы подготовительного характера, проводимые на объекте капитального строительства, а также деятельность по возведению ограждений и защитных сооружений;
  • инженерная деятельность по подготовке и защите той территории, на которой планируется проводить строительную деятельность;
  • земляные, свайные работы, а также работы, направленные на формирование фундамента и основания возводимого здания;
  • возведение несущих конструкций, а также фасадных ограждающих конструкций здания;
  • работы по сооружению кровли и фасадов возводимого объекта капитального строительства;
  • проведение отделочных работ внутри здания;
  • устройство внутренних инженерно-коммуникационных систем, функционирование которых направлено на обеспечение полноценного функционирования всех необходимых сетей внутри здания и создание благополучной санитарной обстановки внутри здания;
  • установка технологического оборудования, в том числе подъемно-транспортных механизмов, и пуско-наладочные работы для проверки качества работы такого оборудования;
  • строительство наружных инженерно-коммуникационных сетей, используемых для полноценного функционирования возведенного здания;
  • устройство дорог, в том числе по ее верхнему покрытию и обустройству прилегающих территорий к самой дороге;
  • строительство верхней части железнодорожных путей;
  • строительные работы по возведению переходов для инженерно-коммуникационных сетей и трубопроводов для преодоления таковыми естественных и искусственных препятствий;
  • строительство туннелей и штолен, используемых для целей функционирования того или иного объекта капитального строительства (в том числе для регулирования транспортного обеспечения такого объекта);
  • строительство искусственных сооружений, в том числе природного характера;
  • проведение работ по углублению дна естественных и искусственных водоемов, а также водолазные работы, проводимые для определения состояния водоемов либо для очистки их ландшафта;
  • иные гидротехнические работы, направленные на сохранение или формирование естественных и искусственных водоемов, в том числе используемых для обеспечения водоснабжения различных объектов капитального строительства либо населенных пунктов;
  • работы по благоустройству той или иной территории объекта капитального строительства или населенного пункта.
  1. Кроме того, сам заказчик имеет право на установку ограничений по привлечению соисполнителей, не обосновывая такое ограничение.
  2. В соответствии с действующими нормами законодательства в сфере государственных и муниципальных закупок объем работ, которые должен выполнить сам основной исполнитель по контракту, не может быть менее двадцати пяти процентов.
  3. В случае если указанное значение меньше, заказчик вправе отказать в привлечении субисполнителей по контракту.
  4. Порядок привлечения соисполнителей
  5. Привлечение соисполнителя происходит двумя путями в зависимости от того, идет ли речь об изначальном требовании заказчика о привлечении субисполнителя, или такое действие со стороны основного исполнителя происходит после заключения контракта с последующим согласованием с самим заказчиком.
  6. Если заказчик изначально требует привлечения субподрядчика или субисполнителя по контракту, установив такое требование в документации о закупке, алгоритм выглядит следующим образом:
  • после завершения процедуры подписания контракта исполнитель предоставляет сведения о привлекаемых субисполнителях, которые будут выполнять определенный перечень работ;
  • если заказчик одобряет тех субисполнителей, которых ему предложил основной исполнитель, то происходит согласование перечня и объема работ и услуг, которые будут выполнены соисполнителем. При проведении такого согласования необходимо учесть главное требование, которое в настоящее время применяется ко всем государственным контрактам, исполняемым с привлечением субподрядчика или соисполнителя – объем работ или услуг, которые будут выполнены основным исполнителем, не должен быть меньше двадцати пяти процентов от всего запланированного объема работ или услуг, предусмотренных по условиям контракта. При этом такое ограничение не распространяется на поставку товара, так как конечный отчет по всей произведенной поставке осуществляется только основным исполнителем;
  • после проведения всех необходимых согласований привлеченные соисполнители знакомятся с теми условиями выполнения взятых на себя обязательств, которые прописаны в контракте, а также в документации о проводимой закупке (ознакомиться с последней необходимо для того, чтобы иметь максимально полное представление о том, каким образом происходил отбор соисполнителей). В некоторых случаях контракт, по которому будет привлечен соисполнитель, должен носить трехсторонний характер (то есть подписан не только заказчиком и исполнителем, но и соисполнителем), так как это даст гарантии всем сторонам, участвующим в соглашении, о том, что обязательства будут выполнены в полном объеме;
  • если трехстороннего контракта нет, то между основным исполнителем и привлеченными субисполнителями должно произойти подписание договоров выполнения работ или оказания услуг, по которым и произойдет выполнение взятых на себя обязательств. После их подписания такие договоры должны быть переданы в виде заверенных копий государственному или муниципальному заказчику для оформления в виде приложений к основному контракту (так как такие договоры могут потребоваться для подтверждения правомерности привлечения соисполнителей в случае проведения проверок контролирующими органами).
Читайте также:  Нужно ли выплачивать кредит, если банк обанкротился: как осуществить возврат займа и по каким реквизитам?

В случае если заказчик не оговаривал возможности привлечения субисполнителей по контракту, но и не установил запрет на их привлечение, порядок действий будет выглядеть следующим образом:

  • после подписания контракта исполнитель подает заказчику документы, подтверждающие необходимость привлечения соисполнителей по контракту (например, о том, что у самого исполнителя нет необходимого оборудования для выполнения каких-либо работ, но есть организации, которые свое оборудование не дают в аренду, но могут выполнить необходимый объем работ в рамках той стоимости, которая рассчитана по заключенному контракту);
  • заказчик рассматривает поданное предложение в виде документального обоснования и изучает возможность привлечения соисполнителя, а также определяет, возможно ли ему, заказчику, получить выгоду от такого перенаправления обязанности выполнения обязательств по контракту;
  • если вариант исполнения контракта с привлечением субподрядчика или субисполнителя устраивает заказчика, происходит направление ответа, в котором не только содержится согласие на такие действия со стороны основного исполнителя, но также и указание на предоставление в определенном порядке перечня привлекаемых субисполнителей, а также на согласование объема работ или услуг, возлагаемых на привлеченных юридических или физических лиц;
  • основной (а в случае с государственным оборонным заказом головной) исполнитель направляет заказчику перечень привлекаемых субисполнителей и тот объем работ или услуг, которые должны быть выполнены привлеченными лицами в пределах, установленных действующим законодательством;
  • заказчик согласует не только перечень привлекаемых субподрядчиков и выполняемый объем работ, но и тот персонал (в случае с объектами заказчика, на которых такое согласование необходимо), который будет выполнять заявленные работы или услуги.

Согласование персонала субподрядчиков или субисполнителей, допускаемых к выполнению взятых на себя обязательств по заключенному контракту, происходит в тех случаях, когда речь идет о выполнении работ или оказании услуг на режимных объектах, принадлежащих заказчику, либо на объектах с повышенной степенью защищенности (школы, больницы, детские сады и т. д.).

Вам необходима консультация ?

Оставьте заявку на нашем сайте и получите бесплатную консультацию

Работа с госконтрактами по 44-ФЗ

В одной из прошлых статей я обещала вернуться к теме государственных закупок более подробно. Это одна из тех сфер деятельности, которая не останавливает работу даже в условиях кризиса и имеет стабильное финансирование. Регламентируются закупки федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ. Информация обо всех торгах находится на сайте zakupki.gov.ru.

Участие в закупках может принимать любая организация или ИП, а также могут самозанятые (как физлица или в качестве предпринимателей). Однако в отдельных случаях для исполнения контракта потребуются специальные разрешения или лицензии, соответствующие требования указаны в документации.

Обратите внимание! Чтобы подавать заявки или отправлять котировки, необходимо зарегистрироваться в ЕИС – единой информационной системе.

Площадки для 44-ФЗ

По состоянию на 15 апреля 2020 года в рамках 44-ФЗ аккредитованы всего 9 площадок:

После регистрации на ЕИС зайдите на площадки с помощью ЭЦП или записи Госуслуг, некоторые требуют дозаполнения данных, но в целом процесс ускорился и упростился. Особняком выделяется АСТ ГОЗ, там проходят закрытые процедуры, например, для ФСБ или МВД.

Список пересматривается и может меняться, пока лидирующие позиции занимают Сбербанк АСТ и РТС-тендер. Помимо основной функции, ЭТП предлагают сопутствующие услуги: получение электронных подписей, оформление банковских гарантий, рассылку процедур по подписке, юридические услуги, обучение и т.д.

Виды закупок

В соответствии с 44-ФЗ есть несколько видов процедур, некоторые из них в свою очередь делятся на подвиды. Основные – конкурс, аукцион, запрос котировок или предложений, в некоторых случаях допускаются закупки у единственного поставщика или прямое заключение договора.

Конкурсы делятся на:

  • Открытый.
  • С ограниченным участием.
  • Двухэтапный.
  • Закрытый (и дополнительно две разновидности – с ограниченным участием и двухэтапный).

Аукционы:

В чем отличие конкурса от аукциона? Все представляют, что такое аукционные торги: когда продается имущество, выигрывает предложивший самую высокую цену, а когда ищут исполнителя госконтракта, победитель – тот, кто указал наименьшую сумму. Т.е. в данном случае все решает цена – чем она ниже, тем вероятнее победа.

Обратите внимание! Чтобы участника допустили к закупке, необходимо следить за актуальностью данных, указанных при регистрации в ЕИС, своевременно носить изменения.

При проведении конкурса принимается во внимание не только финансовый вопрос, но и другие условия, предлагаемые исполнителем (поставщиком).

К ним относятся – техническое обеспечение, последующее гарантийное обслуживание (его продолжительность), наличие необходимых специалистов, сроки поставки и т.д.

Конечно, пожелания, требования и условия, а также способ оценки указываются в документации, исполнитель видит, что от него ждет заказчик.

Котировки и предложения

Запрос котировок (статья 72) чем-то напоминает аукцион: определяющий фактор – самая низкая цена. Его проводят, если НМЦК контракта не превышает 500 тысяч рублей. Зато за подачу заявки не возьмут платы (обеспечения участия).

С запросом предложений (статья 83) сталкиваются многие организации, когда получали письма с просьбами предоставить коммерческую информацию: стоимость, сроки поставки (выполнения работ).

Похожим образом происходит сбор предложений для госзакупок. Заказчик размещает на площадке запрос для всех желающих. Выиграет в отборе тот, чей отклик содержит наилучшее предложение в части требований к товару (услуге, работе), т.е. процесс похож на проведение конкурса.

Требования к участникам, декларации

Поскольку в качестве участников выступают организации, физические лица или ИП, то по логике требования к ним должны иметь отличия, ведь у каждой категории разный юридический статус. Больше всего вопросов к физлицам.

Есть в законе те, кто обладает особым статусом – адвокаты, нотариусы, оценщики и т.п. Они работают не как индивидуальные предприниматели. Обычные «физики» так же могут участвовать в аукционах, подачах котировок и других закупках с учетом ограничений (например, если вид деятельности требует лицензии без регистрации ИП или организации не обойтись).

Есть два вида требований к участникам:

  • Единые. Действуют для всех участников, указаны в пункте 1 статьи 31 Федерального закона №44-ФЗ. Если присутствует хотя бы одно несоответствие, то либо заявку отклонят на первом же этапе, либо при последующем представлении документов (заключении контракта). Возможно, в процессе исполнения выяснится, что поставщик представил недостоверные сведения и уже заключенный договор расторгнут.

Обратите внимание! Для определенных товаров, услуг или работ действуют требования с особыми условиями (см. п. 1 ст. 49 части первой Гражданского кодекса).

  • Дополнительные. Определяются для некоторых видов конкурсов и всех аукционов (пункт 2 статьи 31). Заказчик вправе указать эти требования, но не обязан.

Существуют преимущества, предоставляемые отдельным юрлицам и ИП:

  1. Представителям СМП (статья 30).
  2. Организациям инвалидов (статья 29).
  3. Социально ориентированным организациям (статья 30).
  4. Учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы (статья 28).

Подтверждение соответствия требованиям осуществляется с помощью дополнительных документов (выписок, копий, свидетельств и т.д.), но обычно достаточно подать специальную декларацию. Для этого не нужно заполнять бланки или составлять какую-то форму, можно просто поставить галочку при заполнении электронной заявки. Аналогично декларируется соответствие общим (единым) требованиям.

Показатели товара и страна производства

При проведении закупки товаров указываются разные характеристики, например:

  • Размер.
  • Мощность.
  • Цвет.
  • Объем.

При этом не допускается указывать признаки товара, которые ограничивают круг поставщиков. К примеру, требовать поставки строго определенной марки, продукции конкретного производителя. Исключение – когда необходимо приобрести комплектующие, части, детали и т.п. к оборудованию и они должны быть совместимы, и другие аналогичные случаи.

Читайте также:  Куда и как писать жалобу на налоговую инспекцию

Заказчик описывает параметры либо в конкретных значениях (10 см, 5 литров, 16 кВт), либо диапазон (сечение от 3 до 5 миллиметров), либо ограничения (не более 40Вт, не менее 10 метров). Участник же (если иное не предусмотрено документацией) указывает точный показатель.

Кстати! В требованиях может фигурировать понятие «эквивалент». Это значит, что если указана конкретная марка товара (материала), то можно поставить другой, но с соответствующими характеристиками.

Есть сомнения? Сделайте запрос на разъяснение документации. Заказчик обязан дать ответ, но не факт, что результативный. Недавно я просматривала документы к аукциону, где один из потенциальных поставщиков попросил предоставить смету.

В сведениях было указаны технические характеристики для двух видов светильников и их общее количество, при этом непонятно, сколько светильников конкретного вида нужно поставить (только загадочная фраза «по проекту», но самого проекта не было), а стоимость отличалась довольно значительно.

В предоставлении сметы отказали – все необходимые критерии, по мнению заказчика, в техзадании были.

Важно! С 1 января 2020 года в большинстве закупок обязательной стала информация о стране происхождения товара. Причем речь не только о прямой покупке, но и о выполнении работ или оказании услуг, если при этом используются материалы подрядчика (исполнителя).

Графическая информация как со стороны заказчика, так и поставщика тоже может присутствовать: графики, фото, чертежи, рисунки. Вероятно, это более актуально при участии в конкурсах или ответе на запрос предложений, т.к. для этих процедур важна не только стоимость, но и другие свойства товара и условия поставки.

Участие в электронном аукционе

Для госзаказчика выгодно — на первичном этапе отклоняются заявки, которые нарушают условия, а затем проходят торги, где потенциальные поставщики снижают цену от НМЦК.

Алгоритм для участия:

  1. Находим подходящую закупку, изучаем документацию (подходит ли организация или ИП по условиям). При отборе на площадке можно ориентироваться на предназначенные именно для своей категории, например, СМП, выбрать предел суммы контракта, регион и т.д.
  2. Оформляем согласие на поставку (выполнение работ, оказание услуг). Опять смотрим сведения аукциона, в них будет или образец рекомендуемой формы или рекомендации по заполнению. В заявке на первом этапе (первая часть заявки) не указывают данные участника, ведь заказчик должен быть объективным. Иногда потребуется добавить к согласию еще и характеристики товара или материала (конкретизированные).
  3. Важно! Для обеспечения подачи заявки открываем в банке специальный счет. С него же можно списать комиссию ЭТП, если одержите победу. Открыть счет и внести на него средства нужно заранее.

  4. Готовим данные для второй части (все остальные сведения и документы): выписки, подтверждение наличия специалистов или оборудования (техники, приборов и т.п.), реквизиты и основную информацию об организации или ИП и прочее.
  5. Находим нашу закупку на площадке, выбираем опцию (нажимаем кнопку) «подать заявку» и затем попадаем в окно, где предлагается подписать прямо в электронном виде и/или прикрепить в виде сканов документацию.
  6. Отправляем заявку. Если предусмотрено обеспечение участия, то проверяем наличие нужной суммы на спецсчете. Она заблокируется в день окончания срока подачи.
  7. Заходим в торги по времени – ждем дня аукциона, раньше ЭТП не допустит, только в строго определенные час и минуты.
  8. Правила ведения торгов всегда есть на площадке. С регламентом стоит ознакомиться еще при регистрации, потому что на разных ЭТП он может отличаться. Обычно при входе на страницу аукциона видны поля, где указаны:
    • НМЦК.
    • Заказчик.
    • Объект закупки.
    • Количество участников-онлайн (их условные номера, названий организаций или ФИО предпринимателей видно не будет).
    • Текущая сумма-ставка.
    • Поле для ввода вашего предложения (с указанием диапазона, в каких пределах делать предложение).
    • Динамика – список участников с их ставками и ваше положение в списке.
    • Время до окончания очередного шага.
    • Общую продолжительность аукциона.
  9. Делаете предложение цены. Начинается отсчет времени, например, 10 минут. До конца отсчета кто-то еще может сделать шаг и время пойдет по новой. Ставка происходит не только вручную, но и автоматически с помощью «робота» — настройки, которая станет делать шаг за вас.
  10. Пункт 8 повторяется, пока никто из участников больше не захочет делать предложения о цене. Заканчивается отсчет времени шага и начинается еще один дополнительный. На результат торгов он не повлияет, хотя участники могут передумать и сделать еще одно предложение.

После окончания аукциона дожидаемся изменения его статуса на сайте https://zakupki.gov.ru/. Там будет указано, кто стал победителем. Если это вы – поздравляю, теперь начинается второй этап.

Проходит проверка сведений в заявке и на ЕИС, в том числе выписки из ЕГРЮЛ. Если все сделано правильно, то на ЭТП в вашем профиле (личном кабинете) появится госконтракт, отправленный на подпись заказчиком.

ЭТП подскажет сроки подписания, а обо всех изменениях в кабинете напомнит по электронной почте, поэтому не забудьте без ошибок указать ее при регистрации. Если исполнение контракта требует обеспечения, то, до того как его подписать, отправьте платеж или оформите банковскую гарантию.

Обратите внимание! Для СМП есть послабления. В обычном случае, если НМЦК снизилась более чем на 25%, нужно перечислить обеспечение в полуторном размере. В некоторых случаях достаточно представить доказательства добросовестности взамен обеспечения. Полная информация в статьях 37 и 96 Федерального закона №44-ФЗ.

После того как соблюдены формальности, прикрепляем в электронном виде при подписании контракта копию платежки или скан банковской гарантии, если требуется и направляем заказчику. Если есть требования к гарантийным обязательствам (еще один вид обеспечения), то перечисляем его до передачи закрывающих документов.

Обычное обеспечение вернется к вам после успешной приемки работ (услуг) или товаров. Гарантийное – после окончания гарантийного срока, притом нужно написать заявление на возврат (обязательно).

Отдельно надо упомянуть контракт с единственным поставщиком. Его заключают, когда на торги вышел только один участник, полностью соответствующий всем требованиям. Аукцион признают несостоявшимся и заключают договор напрямую. Выгодно для поставщика, но сразу возникает вопрос: почему никто не захотел участвовать?

Типичные ошибки

Несмотря на автоматизацию и активный переход на работу в электронном виде, человеческий фактор никто не отменял. Главное — придерживаться правила: «умный учится на чужих ошибках». Посмотрим, какие из них чаще всего совершаются:

  • Не внесены изменения в документы на ЕИС. Приняли решение о максимальной сумме для участия в аукционах, крупной сделке, сменили директора, а исправить информацию на ЕИС не удосужились – ждите отклонения.
  • В ЕГРЮЛ содержатся сведения о недостоверности данных. Вы об этом и знать не знаете, но вас могут проверить.
  • В заявке (в первой части) указано наименование или другие данные, позволяющие идентифицировать организацию или ИП. Формально это повод для отказа, хотя не все госзаказчики жестоки, да и бывают такие закупки, где рады любому откликнувшемуся участнику.
  • В характеристиках товара или материала не указаны конкретные значения. Помните про «от… до…» и «не более…не менее…»? Вот и не забывайте, что вместо них должны быть написаны точные цифры.
  • Вообще не указаны материалы или товары. Дали согласие на поставку и решили, что этого достаточно. Если победите, большой вопрос — заключат ли с вами контракт.
  • Не обеспечено наличие средств на спецсчете. Площадка отправляет запрос, получает ответ «денег нет» и отклоняет заявку автоматически.
  • Спорный вопрос – не прикрепили документы по обеспечению, но перевели его (оформили банковскую гарантию). Тут ФАС чаще все-таки встает на сторону поставщика: обязательства он исполнил, а умные поставщики не доводят дело до Федеральной антимонопольной службы и идут навстречу, но прикладывать нужные данные все-таки надо.
  • Несоответствие каким-либо из требований, например, недоимка по налогам превысила допустимый уровень или компания утратила статус СМП.
  • Не указана страна-производитель. С 1 января 2020 года – это повод отклонить заявку.
  • Перечислена неполная сумма обеспечения: одинарная вместо полуторной, если НМЦК упала более чем на 25% или просто ошибка в платежке.
  • Контракт подписан «не глядя». За компьютером заказчика не роботы сидят, могут быть опечатки или даже грубые ошибки – указан не тот номер расчетного счета, а вам потом бегать и дополнительные соглашения подписывать. У поставщика есть право составить протокол разногласий и направить его заказчику для внесения исправлений.
  • После подписания договора не предоставлены дополнительные документы. К примеру, нужно выполнить работы в госучреждении и необходимо представить список сотрудников, осуществляющих работы, чтобы получить пропуска (разрешения), что четко и ясно указано в контракте. Но вы на радостях от выигранного аукциона список предоставить забыли или копии документов, подтверждающих квалификацию специалиста, не передали. Ситуация некритичная, но испортить отношения способна.

Конечно, это далеко не все ошибки. Нарушаются сроки, гарантии, не передаются сертификаты на товары или оборудование, поставляется не то, что заявлено. Просить поставщика «понять и простить», наверное, можно, а вот ждать прощения не стоит.

Включение в РНП

Про РНП я уже рассказывала в предыдущих статьях. Это реестр недобросовестных поставщиков. Попасть в него все равно что загреметь в черный список по закупкам.

Во-первых, работать с вами госзаказчики попросту не смогут – не положено по закону (отстранение от торгов на 2 года). Во-вторых, само попадание в РНП говорит о снижении доверия к поставщику и падения уровня репутации.

В-третьих, реестр открытый, а проверке контрагентов уделяется особое внимание.

Попадание в РНП оспаривается через ФАС, но придется запастись железными доказательствами. Ими, кстати, могут стать записи ГИС «Независимый регистратор». Это новая система, позволяющая фиксировать действия пользователя на ЭТП и сайте ЕИС (без дополнительных действий), в т. ч. проводить видеозапись (придется настроить рабочее место).

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *