Постановление правительства рф №791 по федеральному закону №44-фз: что регулирует и какие требования к закупкам устанавливает?

ЗАКАЗАТЬ ПОДГОТОВКУ ЗАЯВКИСведения о характеристиках товаров

Постановление Правительства РФ от 11 августа 2014 г. № 791 (далее ПП 791 ) было введено с целью ограничения допуска на российский рынок импортной текстильной продукции и обуви. Вступило данное ПП в силу в полном объеме еще 1 сентября 2014 г.

Позднее оно было дополнено Постановлениями Правительства от 17 февраля 2016 г. № 108 и от 26.10.2017 г. №1299.  Рассмотрим подробнее данное ПП в действующей редакции. Под его юрисдикцию попали товары из всех стран, кроме стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС): Беларуси, Армении, Казахстана, Киргизии и, естественно, России.

Постановление правительства 791.

предусматривает два ограничительных перечня:

№1 – для федеральных нужд ( ПП 791 )

— №1 – для федеральных нужд, куда вошли товары текстильные, полотна трикотажные, спецодежда, одежда из кожи, одежда верхняя, белье нательное, одежда меховая, чемоданы, сумки детские, пластмассовые изделия, изделия из вулканизированной резины, а также услуги по прокату обуви и одежды;

№2 – для нужд субъектов федерации и муниципальных ( ПП 791 )

 — №2 – для нужд субъектов федерации и муниципальных, куда вошли ткани текстильные, изделия текстильные кроме одежды, спецодежда, одежда защитная прочая, одежда огнестойкая, услуги по прокату белья.

Осуществление заказчиками закупки товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств (за исключением государств – членов ЕАЭС), и (или) услуг по прокату таких товаров (далее соответственно — товары, услуги) для обеспечения федеральных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, включенных в перечень №1 не допускается, товаров и (или) услуг для обеспечения нужд субъектов Российской  Федерации  и муниципальных нужд согласно приложению № 2 не  допускается за исключением случаев, когда производство товара на территории стран членов ЕАЭС отсутствует.

Пример подготовки заявки в соответствии с  ПП 791

( Постановление Правительства 791 )

В рамках подготовки к аукциону на поставку штор, проводимому в соответствии с ПП 791, выяснилось что полностью отвечающие требованиям заказчика шторы имеются на рынке по низкой цене, но поставщик – узбекская фирма. Также есть требуемые шторы и киргизского поставщика, но они дороже на 22%.

Поскольку расчетная маржинальность до снижения составляла 25% было принято решение не подавать заявку, поскольку при указании страны происхождения – Кыргызстан заявку заказчик допустил бы, но выходить на аукцион с маржинальностью в 3% было бы совершенно неразумно, а при указании страны происхождения: Узбекистан заявка была бы неизбежно отклонена, поскольку эта страна не входит в ЕАЭС.  

Согласно п.5 ст.

3 закона 44-ФЗ, государственный заказчик — государственный орган (в том числе орган государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона 44-ФЗ к заказчикам относятся государственные заказчики, и муниципальные заказчик, либо в соответствии с частью 1 статьи 15 Закона 44-ФЗ бюджетные учреждения, осуществляющие закупки.

Следовательно, на бюджетные учреждения действие п. 1 положения ПП 791 не распространяется.

Однако ПП 791 предусмотрено ещё дополнительное требование при закупках для федеральных нужд: использование при производстве товаров и (или) оказании услуг материалов или полуфабрикатов, страной происхождения которых является государство — член Евразийского экономического союза (далее — материалы или полуфабрикаты). Указанное дополнительное требование не действует в случае, если на территориях государств — членов Евразийского экономического союза отсутствует производство товаров, материалов или полуфабрикатов;

А к закупкам для федеральных нужд относятся все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые за счет федерального бюджета, в том числе закупки федеральных государственных бюджетных учреждений (далее – ФБУ). Значит, ФБУ можно поставлять в рамках закупочных процедур, проводимых в соответствии с ПП 791 товары, изготовленные за рубежом, но из материалов (полуфабрикатов), произведенных в странах ЕАЭС).

Данное дополнительное требование требует внимания при подготовке заявки.

Ведь в декларации о происхождении товара участнику надо указывать два отдельных пункта: что товар произведен в одной из стран ЕАЭС (если заказчик федеральный или муниципальный) и что товар произведен из материалов (полуфабрикатов) происходящих из ЕАЭС. Игнорирование этого пункта, чревато отклонением заявки по второй части.

Пример участия в аукционе в соответствии с ПП 791

( Постановление Правительства 791 )

На аукцион, проводимый в соответствии с ПП 791 было подано 6 заявок. Все заявки были допущены к аукциону. Заявка победителя была отклонена по второй части.

Тот обратился в ФАС, поскольку представил декларацию о происхождении товаров в составе второй части заявки.

Комиссия ФАС рассмотрев жалобу, пришла к выводу, что отклонение правомерно, поскольку победитель в декларации указал только, что сам товар происходит из страны ЕАЭС, но не указал страну происхождения материалов (полуфабрикатов).  

Подтверждение отсутствия на территории Российской Федерации производства товаров, материалов или полуфабрикатов осуществляется Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (далее Минпром РФ). Механизм проверки установлен приказом Минпрома РФ от 21.01.2016 № 86.

Заказчик (государственный или муниципальный) подаёт заявление в Минпром РФ, указав коды ОК 034-2014 (КПЕС 2008) и характеристики товара.

Заявление регистрируется в течение трех рабочих дней, а затем, в течение тридцати рабочих дней приходит решается вопрос о предоставлении ответа, что та или иная текстильная продукция производится/не производится на территории ЕАЭС.

Читайте также:  Осуществление закупок в бюджетных учреждениях по нормам 44-фз: правовое регулирование и особенности

Наконец, если в заявлении нет недостоверной информации, в течении пяти рабочих дней заказчик получает заключение о том, что данная продукции на территории стран ЕАЭС не производится.

Получается, что с момента подачи заявления до получения заключения проходит всего 35-38 рабочих дней, а заключение будет действительно один год с момента выдачи. Таким образом, заказчик при размещении процедуры уже знает, производится ли интересующий его товар в ЕАЭС или нет. Поэтому обмануть его не следует пытаться. Заявка будет непременно отклонена по второй части.

В случае осуществления закупки товаров и (или) услуг у единственного поставщика заказчики при описании в извещении об осуществлении закупки у единственного поставщика характеристики товаров и (или) услуг устанавливают условие об использовании материалов или полуфабрикатов при производстве товаров. Указанное условие не действует в случае, если на территориях государств — членов ЕАЭС отсутствует производство товаров, материалов или полуфабрикатов.

  • Для единственного поставщика ничего не меняется, всё равно ему надо поставлять товар, происходящий из ЕАЭС, если там есть его производство.
  • В заключение напомним о необходимости указания страны происхождения товара в первой части заявке (в форме 2).
  • Пример отклонения заявки по ПП 791 ( Постановление Правительства 791 )

На аукцион, проводимый в соответствии с ПП 791 было подано 2 заявки. Одна из заявок была отклонена по первой части из-за неуказания в форме 2 страны происхождения товара. Второй участник выиграл аукцион всухую. Участник, заявка которого была отклонена не стал обжаловать отклонение в ФАСе ввиду нецелесообразности.

Cказанное выше касается не только участия в тендерах, проводимых в соответствии с ПП 791, но и всех случаев, когда тендер проводится с применением национального режима, в соответствии со статьей 14 закона 44-ФЗ.

Участникам таких тендеров следует обязательно указывать страны происхождения всех предлагаемых товаров, не то и декларация происхождения товара не поможет – дело просто не дойдет до рассмотрения вторых частей заявок.

Статья об участии в тендерах, проводимых по Постановлению Правительства РФ 791 ( ПП 791)

Особенности применения постановлений 616 и 617 с 1 мая 2020 года

С 1 мая 2020 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 30.04.

2020 N 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства» КОТОРЫМ ОБЪЕДИНЕНЫ В ОДНО ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВСЕ РАНЕЕ ПРИНЯТЫЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПО ЗАПРЕТАМ НА ДОПУСК ИНОСТРАННЫХ ТОВАРОВ

  • — товары легкой промышленности
  • — товары мебельной и деревообрабатывающей промышленности
  • — товаров станкоинструментальной промышленности

— товары машиностроения (за исключением автомобильной продукции, указанной в пунктах 73 — 75, 83 и 109 — 112 (запреты на которые до 1 июля 2020 г. будут продолжать действовать в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2014 г. N 656″)

  1. Таким образом, обращаем внимание заказчиков, что с 1 мая 2020 года утратили силу следующие постановления:
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 г. N 791 «Об установлении запрета на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд»
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2017 г. N 1072 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2018 г. N 1119 «Об ограничениях допуска оружия спортивного огнестрельного с нарезным стволом, патронов и боеприпасов прочих и их деталей, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд

В постановлении Правительства Российской Федерации от 14 июля 2014 г.

N 656 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств», в перечне отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для обеспечения исключены пункты 1 — 13, 27 — 32, 34 — 53(1). То есть по товарам, указанным в данных пунктах постановления N 656, запрет с 1 мая 2020 устанавливается не по постановлению N 656, а по постановлению 616 (в случае их наличия в перечне 616).

По товарам, указанным в пунктах 7375, 83 и 109112постановления N 656 необходимо продолжать устанавливать до 1 июля 2020 г запрет по постановлению 656.

При этом, при применении постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ:

1) запрет не устанавливается в следующих четырех случаях:

а) наличие у заказчика разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, полученного им с использованием государственной информационной системы промышленности в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации;

б) если закупается одна единица товара со стоимостью не более 100 тыс. рублей, и если закупается несколько таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 млн. рублей (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 1 — 7, 124 и 125 перечня);

в) необходимость обеспечения взаимодействия товаров с товарами, используемыми заказчиком, ввиду их несовместимости с товарами, имеющими другие товарные знаки (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 67 — 71 перечня);

г) закупка запасных частей и расходных материалов к станкам, указаннымм в пунктах 47 — 51 перечня и используемым заказчиком в соответствии с технической документацией на указанные станки);

Читайте также:  Муниципальный заказчик по 44-фз: понятие, документ, предоставляющий статус, его права и полномочия

 

Во всех иных случаях заказчики обязаны установить запрет в разделе ГИС РИС «Запреты на допуск товаров, работ, услуг при осуществлении закупок, а также ограничения и условия допуска в соответствии с требованиями, установленными статьей 14 Федерального закона № 44-ФЗ» и выбрать «Постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 № 616»

  • 2) запрет нужно устанавливать как при закупке товаров, так и при закупке работ и услуг, если в ходе их выполнения заказчику будет поставлена продукция из перечня, а также являющиеся предметом аренды и (или) лизинга
  • 3) Нельзя объединять в одну закупку товары, включенные и не включенные в перечень.
  • 4) при формировании документации:

— необходимо потребовать в составе 2 части заявки: выписку из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции с указанием номеров реестровых записей соответствующих реестров и (или) информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если такое предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719.

  1. — в документации автоматически будет установлено дополнительное требование к участникам закупки промышленных товаров, указанных в пунктах 1 — 7, 124 и 125 перечня, заключающееся в использование при производстве промышленных товаров, и (или) выполнении работ, и (или) оказании услуг материалов или полуфабрикатов, страной происхождения которых является Российская Федерация и (или) государство — член Евразийского экономического союза (Указанное дополнительное требование не действует в случае, если на территории Российской Федерации и (или) территориях государств — членов Евразийского экономического союза отсутствует производство таких товаров, материалов или полуфабрикатов).
  2. — при подготовке ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ и описании объекта закупки (в случае направления заказчиком в Минпромторг запроса для получения такого разрешения и получение заказчиком указанного разрешения, в связи с чем заказчиком не установлен запрет) — характеристики промышленного товара должны быть идентичны характеристикам, представленным заказчиком в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации для получения разрешения, предусмотренного подпунктом «а» пункта 3 постановления 616 (в случае направления заказчиком в Минпромторг запроса для получения такого разрешения и получение указанного разрешения)
  3. 5) при заключении контракта: информация о реестровой записи об отдельном виде промышленного товара, представленная в составе заявки, включается в контракт.
  4. 6) при исполнении контракта: участник закупки представляет:
  5. — Документы, подтверждающие страну происхождения в отношении промышленных товаров, указанных в пунктах 1 — 7, 124 и 125, представляются поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на этапе исполнения контракта по форме и в порядке, которые предусмотрены пунктом 10 постановления 616.
  6. 7) При исполнении контракта замена промышленных товаров, указанных в перечне, на промышленные товары, происходящие из иностранного государства (за исключением государств — членов Евразийского экономического союза), не допускается.

8) по автомобильной продукции, указанной в пунктах 73 — 75, 83 и 109 — 112 до 1 июля 2020 г. запрет необходимо будет продолжать устанавливать в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2014 г. N 656″ до 1 июля 2020 г.

С 1 мая 2020 года вступило в силу Постановление Правительства   РФ от 30.04.

2020 N 617                                «Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств,   для   целей   осуществления   закупок   для обеспечения государственных и муниципальных нужд» которым устанавливается новый перечень   из   174 видов товаров, по которым нужно устанавливать ОГРАНИЧЕНИЯ ДОПУСКА ИНОСТРАННЫХ ТОВАРОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ НА:

  • Подгузники и пеленки детские из бумажной массы, бумаги, целлюлозной ваты и полотна из целлюлозных волокон
  • Блокноты, записные книжки и книги для записей
  • Альбомы и папки с бумагой (включая блоки)
  • Папки и обложки из бумаги или картона
  • Тетради школьные ученические
  • Тетради различного назначения
  • Принадлежности канцелярские прочие из бумаги или картона, не включенные в другие группировки
  • средства моющие и стиральные;
  • цемент.
  • Посуда столовая и кухонная, прочие предметы домашнего обихода и предметы туалета пластмассовые
  • Части ламп и осветительной арматуры, световых указателей и аналогичных изделий пластмассовые
  • Принадлежности канцелярские или школьные пластмассовые
  • Фурнитура для мебели, транспортных средств и аналогичные пластмассовые изделия;
  • Средства индивидуальной защиты прочие, не включенные в другие группировки
  • Приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные
  • музыкальные инструменты (22 позиции);
  • спортивный инвентарь (7 позиций) и спортивное нарезное оружие (за некоторыми исключениями).
  • медицинская   мебель,   включая   хирургическую, стоматологическую и ветеринарную (ранее ограничения распространялись только на медицинские функциональные кровати).

ПРИ ЭТОМ НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ:

1) При закупке товаров, включенных в Перечень заказчики обязаны установить Ограничения допуска иностранных товаров в разделе ГИС РИС «Запреты на допуск товаров, работ, услуг при осуществлении закупок, а также ограничения и условия допуска в соответствии с требованиями, установленными статьей 14 Федерального закона № 44-ФЗ» и выбрать «Постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 № 617», за исключением случая, если в отношении закупаемого товара установлен запрет на допуск

2) Ограничения нужно устанавливать как при закупке товаров, так и при закупке работ и услуг, если в ходе их выполнения заказчику будет поставлена продукция из перечня.

Читайте также:  Банковская гарантия по 223-фз: требования, образец формы и порядок оформления

3) Нельзя объединять в одну закупку товары, включенные и не включенные в перечень. При этом запрещено закупать вместе музыкальные инструменты и звуковое оборудование, входящие в различные производственные группы, а также другие отдельные виды промышленных товаров.

4) При формировании документации: необходимо потребовать в составе 2 части заявки следующие документы: информация о нахождении отдельного вида промышленных товаров в реестре российской промышленной продукции с указанием номера реестровой записи и совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации,   если   это   предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 «О подтверждении производства   промышленной   продукции   на   территории   Российской Федерации».

  • 5) При рассмотрении заявок на участие: — по аналогии с иными ограничениями допуска по правилу «третий лишний» заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке иностранных товаров, при условии, что на участие в закупке подано не менее 2 заявок, удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, которые одновременно:
  • а) содержат предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, страной происхождения которых являются только государства — члены Евразийского экономического союза;
  • б) не содержат предложений о поставке одного и того же вида промышленного товара одного производителя.
  • При этом при отсутствии в составе заявки указанной информации, товар считается товаром иностранного происхождения
  • 6) при заключении контракта: информация о реестровой записи об отдельном виде промышленного товара, представленная в составе заявки, включается в контракт.

7) при исполнении контракта: участник закупки представляет выписку из реестра российской промышленной продукции, формируемую посредством государственной  информационной системы промышленности, или копию сертификата о происхождении отдельного вида промышленного товара, выдаваемого уполномоченным органом (организацией) государства — члена Евразийского экономического союза (за исключением Российской Федерации) по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.

8) При исполнении контракта, при заключении которого были отклонены заявки   в соответствии с ограничениями, установленными настоящим постановлением,   замена   отдельного вида промышленного товара на промышленный   товар,   страной происхождения которого не является государство — член Евразийского экономического союза, не допускается.

Закупка иностранных товаров для государственных нужд: новые запреты и ограничения 2020

Несмотря на свирепствующий коронавирус, Правительство РФ не забывает уделять внимание обеспечению экономической безопасности государства и поддержке отечественных производителей.

В связи с чем оно обновило ограничения (запреты) по иностранным товарам и работам в сфере госзакупок. В последний день апреля 2020 были выпущены сразу 2 постановления, уточняющих требования к продукции, закупаемой по гос. и муниципальным заказам, гособоронзаказам.

Расскажем подробнее о новых правилах 2020 закупки иностранных товаров для государственных нужд.

Также смотрите:

Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 № 616

  • Этот документ утверждает новый Перечень промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств – членов ЕАЭС), которые запрещено закупать для государственных и муниципальных нужд (далее – Перечень).
  • Также Постановлением № 616 предусмотрены ограничения на приобретение по госконтрактам работ и услуг, выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, если данные работы (услуги) приобретают для нужд обороны страны и безопасности государства.
  • В Перечень включены 153 вида товаров, указанных в соответствии с кодами ОКПД 2.
  • Также в документе предусмотрены отдельные исключения в части запретов. Они могут быть применены, если:
  • на территории РФ отсутствует производство требуемого товара (речь идет о полном отсутствии, а не о недостаточном количестве производимого товара);
  • приобретается только 1 единица товара стоимостью не более 100 000 руб. или партия товаров, суммарная стоимость которой менее 1 000 000 руб.;
  • нужно обеспечить взаимодействие закупаемых товаров с товарами, которые уже использует заказчик;
  • приобретаются запчасти и расходные материалы к машинам и оборудованию, используемым заказчиком;
  • закупку делает ФСБ, ФСО, СВР России, органы внешней разведки Минобороны, МВД, Росгвардия, Управление делами Президента РФ и ГУСП Президента;
  • закупку производит ФСО в целях реализации мер по госохране, а также приобретение транспортных средств МВД для обеспечения безопасности объектов государственной охраны.

Продукция (товар) считаются произведенными на территории РФ или на территории государства – члена ЕАЭС при наличии сведений о них в Реестре российской промышленной продукции либо в Реестре евразийской промышленной продукции.

Выписку из соответствующего реестра, а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации (если это предусмотрено постановлением Правительства РФ от 17.07.2015 № 719), участник торгов на заключение госконтракта должен предоставить в составе заявки. Информацию о реестровых записях о товаре также включают в контракт.

ВАЖНО!

Не могут быть предметом одного контракта товары, включенные в Перечень и не включенные в него.

При исполнении контракта замена товаров, указанных в Перечне, на промышленные товары, входящие в запретительный список, недопустима.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *