Постановление правительства №1042 о штрафах и пени по 44-фз: размер санкций и срок привлечения к административной ответственности

Постановление Правительства №1042 о штрафах и пени по 44-ФЗ: размер санкций и срок привлечения к административной ответственности

Вопрос по применению штрафов по постановлению № 1042 от 30.08.2017г.
Пункт 3 правил и пункт 6 правил — не ясно, в каких случаях применяется тот или иной пункт штрафа. Есть ли где то разъяснения с примерами.

Сообщаю Вам следующее:

В Постановлении Правительства РФ N 1042 от 30 августа 2017 года размеры штрафов, налагаемых на поставщика (подрядчика, исполнителя) (п. 3 Правил и п. 6), отличаются в зависимости от того, имеет ли нарушенное обязательство стоимостное выражение.

обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя), имеющие стоимостное выражение, — это обязательства по поставке в определенном контрактом количестве (объеме) и надлежащего качества товара, выполнению работ, оказанию услуг, составляющих предмет контракта;

обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя), не имеющие стоимостного выражения, — это обязательства, которые поставщик (подрядчик, исполнитель) должен исполнить на основании контракта, заключенного в соответствии со ст.

34 Федерального закона N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», за исключением обязательств по поставке товара (выполнению работ, оказанию услуг) надлежащего качества и в оговоренном контрактом количестве (объеме).

Такие штрафы могут быть установлены, в частности, в отношении обязательства представить данные контактного лица, те или иные документы (например, счета-фактуры).

Подборка документов из Систем КонсультантПлюс:

Документ 1

  1. За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 — 8 настоящих Правил):…
  2. 6. За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:…

Постановление Правительства РФ от 30.08.

2017 N 1042 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063» {КонсультантПлюс}

Документ 2

…Необходимо отметить, что в Постановлении Правительства РФ N 1042 от 30 августа 2017 года размеры штрафов, налагаемых на поставщика (подрядчика, исполнителя), отличаются в зависимости от того, имеет ли нарушенное обязательство стоимостное выражение. По нашему мнению, такой подход только запутывает специалистов контрактных служб заказчиков.

Казалось бы, не составит труда привести пример обязательства, не имеющего стоимостного выражения.

Например, контракт заключен в результате запроса котировок (копию лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности в составе котировочной заявки нельзя было требовать) и в контракте содержится обязанность исполнителя (подрядчика) во исполнение уже заключенного государственного контракта предоставить заказчику заверенную копию лицензии.

Очевидно, что такая обязанность по предоставлению копии лицензии не имеет стоимостного выражения.

Но не всегда ответ относительно наличия у обязанности стоимостного выражения лежит на поверхности.

Представим себе, что заказчику поставлена партия некачественного товара.

Как рассчитывать штрафную неустойку? С одной стороны, сама по себе обязанность поставщика поставить товар надлежащего качества на первый взгляд не имеет стоимостного выражения (если акцентировать внимание именно на качестве). Однако, с другой стороны, вполне можно посчитать, что некачественная партия товара имеет определенную стоимость.

Конечно, разработчики Постановления Правительства РФ N 1042 от 30 августа 2017 года руководствовались благими намерениями — исключить «драконовские» штрафы для поставщиков за незначительные нарушения контракта.

Однако то, как прописано условие о штрафах за нарушение обязательств, не имеющих стоимостного выражения, порождает неоднозначное толкование. И, по нашему мнению, от деления штрафов по контракту в зависимости от стоимостных или нестоимостных характеристик обязательства следует отойти, внеся соответствующие поправки в Постановление Правительства РФ от 30 августа 2017 года N 1042.

Если же исходить из того, что такое деление обязательств по контрактам останется, то это повод для теоретического переосмысления классификации обязательств в гражданском праве. Договоры действительно традиционно делятся на возмездные и безвозмездные.

Один и тот же договор порождает различные обязательства.

Но введение на уровне постановления Правительства РФ терминов «обязательства, имеющие стоимостное выражение» и «обязательства, не имеющие стоимостного выражения» — это новелла, требующая детальной содержательной расшифровки.

  • В самом деле, как обобщенно сформулировать понятие обязательств, имеющих и не имеющих стоимостное выражение?
  • Можно попробовать исходить из того, есть ли в контракте (смете) расшифровка стоимости выполнения того или иного обязательства.
  • Тогда определения могут выглядеть так:
  • обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя), имеющие стоимостное выражение, — это обязательства по поставке товара (выполнению работ, оказанию услуг), стоимость которых непосредственно определена в контракте (приложении к контракту, смете), что позволяет при недопоставке товаров (невыполнении работ, неоказании услуг) в количественном отношении определить стоимость недопоставленных товаров (невыполненного объема работ, неоказанных услуг), а в случае поставки товара (выполнения работ, оказания услуг) ненадлежащего качества — считать указанное количество товаров (объем работ, услуг) непоставленным (невыполненным, неоказанным), определив стоимость такого товара (работ, услуг) в соответствии с условиями контракта;

обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя), не имеющие стоимостного выражения, — это обязательства, которые поставщик (подрядчик, исполнитель) должен исполнить на основании контракта, заключенного в соответствии со ст.

34 Федерального закона N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», при условии, что в контракте (приложениях к контракту, смете) не определена стоимость выполнения соответствующих обязательств.

  1. Но предложенные дефиниции мало помогут в том случае, если в контракте содержится условие о том, что цена контракта включает стоимость выполнения всех обязательств, включая сопутствующие.
  2. Тогда, помимо «основного» обязательства по выполнению работ (поставке товара), окажется, что «платными» являются и дополнительные обязательства подрядчика (поставщика) о необходимости предоставления заказчику копии лицензии, например.
  3. Иными словами, такой подход не вносит ясности в правоприменительную практику.
  4. С учетом изложенного целесообразно исходить из того, что стоимостный характер будут иметь только обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя) по поставке товара (выполнению работ, оказанию услуг), являющегося предметом контракта (в части как количественных, так и качественных характеристик товара (работы, услуги), поскольку поставку некачественного товара следует приравнять к недопоставке товара надлежащего качества).
  5. В этом случае можно предложить снабдить Постановление Правительства РФ N 1042 от 30 августа 2017 года примечанием, содержащим следующие дефиниции:
  6. обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя), имеющие стоимостное выражение, — это обязательства по поставке в определенном контрактом количестве (объеме) и надлежащего качества товара, выполнению работ, оказанию услуг, составляющих предмет контракта;

обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя), не имеющие стоимостного выражения, — это обязательства, которые поставщик (подрядчик, исполнитель) должен исполнить на основании контракта, заключенного в соответствии со ст.

34 Федерального закона N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», за исключением обязательств по поставке товара (выполнению работ, оказанию услуг) надлежащего качества и в оговоренном контрактом количестве (объеме).

Такие определения позволяют отнести к числу обязательств, не имеющих стоимостного выражения, все «сопутствующие» основным обязательства поставщика (подрядчика)…

«Контрактная система в сфере закупок: опыт цивилистического исследования. Монография» (Степанова Е.Е.) («Гамма», 2018) {КонсультантПлюс}

Читайте также:  Налог на вклады свыше 1 миллиона рублей. Калькулятор НДФЛ 2022

Документ 3

2.6. Установлен порядок расчета штрафа за нарушение поставщиком обязательства без стоимостного выражения (применяется после 9 сентября 2017 г.)

Если контрактом предусмотрены обязательства, которые не имеют стоимостного выражения, то в проекте контракта необходимо предусмотреть следующее. За каждый факт нарушения таких обязательств штраф устанавливается в фиксированном размере. В зависимости от цены контракта штраф составит (п. 6 Правил определения размера неустойки):

— цена не превышает 3 млн руб., штраф — 1 000 руб.;

— цена от 3 млн до 50 млн руб. (включительно), штраф — 5 000 руб.;

— цена от 50 млн до 100 млн руб. (включительно), штраф — 10 000 руб.,

— цена превышает 100 млн руб. — 100 000 руб.

Считаем, что такие штрафы могут быть установлены, в частности, в отношении обязательства представить данные контактного лица, те или иные документы (например, счета-фактуры).

О том, как установить штрафы за ненадлежащее исполнение или неисполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту при закупке по Закону N 44-ФЗ, см. Готовое решение.

Ситуация: Обзор основных изменений по неустойкам (штрафам, пеням) при закупке по 44-ФЗ после 9 сентября 2017 г. (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2019) {КонсультантПлюс}

Документ 4

…Проверьте, соблюдает ли ваш контрагент требование о привлечении субподрядчиков из числа СМП и СОНКО (ч. 2 ст. 101 Закона N 44-ФЗ). Для этого рекомендуем запросить у контрагента информацию о привлекаемых субподрядчиках (если иной порядок не предусмотрен вашим контрактом):

  • наименование, ОГРН и ИНН (Ф.И.О., ОГРИП и ИНН для индивидуальных предпринимателей). По этим данным Вы сможете проверить, есть ли сведения о субподрядчике в едином реестре СМП. Сделать это можно в специальном разделе сайта ФНС России https://rmsp.nalog.ru/;
  • если субподрядчик СОНКО — сведения о видах осуществляемой деятельности. Они понадобятся вам, чтобы проверить, соответствует ли организация требованиям к СОНКО, которые установлены п. 2.1 ст. 2 Закона о некоммерческих организациях;
  • данные о стоимостном объеме работ, передаваемых на субподряд, с приложением копий договоров с субподрядчиками.

Если ваш контрагент не представит запрошенную информацию или вовсе не исполнит обязанность привлечь СМП или СОНКО, вы можете потребовать уплаты штрафа (п. п. 6 и 8 Правил определения размера неустойки N 1042). Но сделать это можно лишь в случае, когда эти обязанности и ответственность за их неисполнение предусмотрены контрактом…

Готовое решение: Как действовать заказчику в ходе исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ (КонсультантПлюс, 2019) {КонсультантПлюс}

Документ 5

Вопрос: В контракте установлены конкретные сроки, в течение которых подрядчик обязан направить заказчику счет и акт. Должен ли заказчик в случае нарушения подрядчиком указанных сроков применить к нему штрафные санкции?

Ответ:

Постановление Правительства №1042 о штрафах и пени по 44-ФЗ: размер санкций и срок привлечения к административной ответственности

15.12.2020 на сайте Госдумы опубликовали проект изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) № 1075609-7. Планируют закрепить ответственность за передачу участниками госзакупок недостоверных сведений.

В законопроекте указано, что если потенциальный поставщик передаст недостоверные данные в заявке или документы, которые подтверждают соответствие доптребованиям, или победитель передаст недостоверную информацию при заключении или выполнении обязательств по госконтракту, то должностное лицо и ИП получат штраф на сумму от 20 000 до 50 000 рублей, а юрлицо за такие действия оштрафуют на сумму от 100 000 до 300 000 рублей.

ВАЖНО!

К административной ответственности не привлекут, если такие действия образуют состав уголовного преступления. В этом случае последует уголовное преследование.

За направление заявки с заведомо недостоверной информацией о предлагаемом товаре, в т. ч. о товаре, который поставляется при выполнении работ, оказании услуг, должностных лиц и ИП оштрафуют на сумму от 10 000 до 30 000 рублей, а юрлица оплатят штраф от 50 000 до 200 000 рублей.

  Акт приема-передачи (образец), когда заключают и зачем

Чтобы реализовать поправки, в КоАП внесут новую статью 7.30.

1 «Предоставление недостоверных документов (их копий) и информации в закупках товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд».

Инициаторы нововведений подчеркивают, что цель введения новых штрафов — минимизация участия подрядчиков с недостоверными документами, повышение эффективности при расходовании бюджетных денег и способствование созданию равных условий для конкуренции.

23.12.2020 законопроект вернули субъекту права законодательной инициативы из-за несоблюдения требований регламента Госдумы. Предполагаем, что нарушения устранят и внесут в парламент по правилам снова.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, какая ответственность грозит участникам закупок сейчас. Используйте эти инструкции бесплатно.

Какая ответственность предусмотрена

Федеральный закон № 44-ФЗ уделяет вопросу ответственности контрагентов по госконтрактам большое внимание и обязывает предусматривать положения о ней в текстах соглашений. Такой подход:

  • дисциплинирует подрядчиков, исполнителей и поставщиков. Их гонорары выплачиваются из средств муниципальных и государственных бюджетов, а в результате исполнения соглашения заинтересован не только заказчик, но и общество в целом. Пренебрежение надлежащим исполнением недопустимо;
  • мотивирует заказчиков тщательнее следить за исполнением контрактов, вдумчиво формулировать требования и своевременно призывать к ответственности недобросовестных госконтрагентов.

Предусмотрена такая ответственность по 44-ФЗ о контрактной системе 2021 года:

  • пени — санкция, налагаемая при просрочке исполнения контракта. Любой госконтракт содержит срок исполнения обязательств подрядчиком, исполнителем или поставщиком и срок выплаты вознаграждения заказчиком. Нарушение обоих этих сроков влечет ответственность в виде пени. Пени не имеют фиксированного размера и рассчитываются по факту фиксации нарушения на основании стоимости контракта или той его части, которая не была исполнена вовремя, и длительности просрочки;
  • штраф — санкция, налагаемая при любом другом нарушении условий контракта одной из сторон, кроме просрочки исполнения. В 2021 году штраф по 44-ФЗ за каждое нарушение имеет фиксированную сумму, которая рассчитывается исходя из цены контракта и указывается в нем еще до подписания сторонами.

В контракте обязательно прописываются штрафы и пени по 44-ФЗ с последними изменениями для обеих сторон.

Как считают пени

Порядок расчета пени установлен в тексте Федерального закона № 44-ФЗ в частях 5 и 7 статьи 34. Он одинаков как для заказчика, так и для контрагента: пени устанавливаются в размере 1/300 ключевой ставки Центрального банка РФ от суммы неисполненного обязательства за каждый день просрочки.

Штрафы по 44-ФЗ новая таблица 2018

После начала действия в 2013 году Федерального Закона № 44 было необходимо также ввести санкции за несоблюдение его норм. Штрафы за нарушение 44-ФЗ прописаны в КоАП (Кодексе об административных правонарушениях) и разделены по статьям. Взыскания применяются по отношению как к недобросовестным поставщикам и заказчикам, так и к оператору электронной площадки.

Штрафы по контракту по 44-ФЗ строго регламентированы законом и их суммы приведены в таблице ниже.

Если у вас возникает спорный момент и вы не уверены, правомерными ли будут ваши действия в том или ином тендере, вы всегда можете обратиться к нашим специалистам, которые с готовностью проконсультируют вас даже в самых сложных вопросах. Все консультации бесплатны, для этого всего лишь необходимо оставить заявку на нашем сайте.

Таблица штрафов по закупкам в рамках 44-ФЗ согласно КоАП РФ

1 Нарушение требований о выборе способа определения исполнителя ч.1 ст. 7.29 Должностные лица
30 т. р.
2 Выбор другого способа определения исполнителя, когда нужно проводить конкурс или аукцион ч. 2 ст. 7.29 Должностные лица
50  т. р.
3 Принятие решения о проведении закрытой процедуры, когда это не предусмотрено законом или нарушение порядка и сроков согласования закрытой процедуры ч. 2.1 ст. 7.29 Должностные лица
50 т. р.
4 Включение в план-график закупок объектов закупки, которые не соответствуют целям закупок, включение необоснованной НМЦК. ч. 1 ст. 7.29.3 Должностные лица
20 — 50 т. р.
5 Несоблюдение порядка или формы обоснования НМЦК, обоснования объекта закупки ч. 2 ст. 7.29.3 Должностные лица
10 т. р.
6 Нарушение порядка проведения обязательного общественного обсуждения либо его непроведение ч. 3 ст. 7.29.3 Должностные лица
30 т. р.
7 Нарушение срока утверждения или размещения в ЕИС плана-графика закупок ч. 4 ст. 7.29.3 Должностные лица
5  — 30 т. р.
8 Нарушение не более чем на два рабочих дня сроков размещения информации и документов в ЕИС при проведении конкурса, аукциона ч. 1 ст. 7.30 Должностные лица
5 т. р.
Юрлица — 15 т. р.
9 Нарушение сроков публикации более чем на 2 ч. 1.1 ст. 7.30 Должностные лица
30 т. р.
Юрлица — 100 т. р.
10 Нарушение не более чем на 1 рабочий день сроков размещения в ЕИС информации проведении запроса котировок, запроса предложений, осуществлении закупки у едпоставщика ч. 1.2. ст. 7.30 Должностные лица
3 т. р.
Юрлица — 10 т. р.
11 Нарушение сроков более чем на 1 рабочий день ч. 1.3 ст. 7.30 Должностные лица
15 т. р.
Юрлица — 50 т. р.
12 Размещение информации с нарушением требований Закона № 44-ФЗ ч. 1.4 ст. 7.30 Должностные лица
15 т. р.
Юрлица — 50 т. р.
13 Размещение в ЕИС извещения о проведении торгов ранее 10 календарных дней со дня внесения изменений в план-график ч. 1.5 ст. 7.30 Должностные лица
30 т. р.
14 Размещение извещения, если информация о закупке отсутствует в плане-графике ч. 1.6 ст. 7.30 Должностные лица
30 т. р.
15 Размещение извещения о торгах, если предписание о признании закупки необоснованной не устранено ч 1.7 ст. 7.30 Должностные лица
30 т. р.
16 Нарушения при рассмотрении заявок на участие в конкурсе, аукционе ч. 2 ст. 7.30 Должностные лица
1% от НМЦК,не менее 5 т. р. и не более 30 т. р.
17 Нарушение требований к содержанию протокола ч. 2.1 ст. 7.30 10 т. р.
18 Неразмещение в ЕИС необходимой информации и документов ч. 3 ст. 7.30 Должностные лица
50 т. р.
Юрлица — 500 т. р.
19 Установление не предусмотрено Законом № 44-ФЗ порядка рассмотрения заявок или запрос непредусмотренных документов ч. 4 ст. 7.30 Должностные лица
1% от НМЦК,не менее 5 т. р. и не более 30 т. р.
20 Нарушения при описании объекта закупки ч. 4.1 ст. 7.30 Должностные лица
1% от НМЦК,не менее 10 т. р. и не более 50 т. р.
21 Нарушения при утверждении закупочной документации ч. 4.2 ст. 7.30 Должностные лица
3 т. р.
22 Нарушения при рассмотрении заявок на участие при проведении запроса котировок или предложений ч. 6 ст. 7.30 Должностные лица
5% от НМЦК,не более 30 т. р.
23 Признание победителя торгов с нарушением требований законодательства ч. 7 ст. 7.30 Должностные лица
50 т. р.
24 Сокращение сроков подачи заявок, нарушение порядка отмены торгов ч. 8 ст. 7.30 Должностные лица
30 т. р.
25 Осуществление закупок у СМП и СОНКО в меньшем размере ч. 11 ст. 7.30 Должностные лица
50 т. р.
26 Нарушение сроков подписания протоколов не более чем на два рабочих дня ч. 13 ст. 7.30 Должностные лица
3 т. р.
27 Нарушение сроков подписания протоколов более чем на два рабочих дня ч. 14 ст. 7.30 Должностные лица
30 т. р.
28 Включение недостоверной информации в РНП ч. 1 ст. 7.31 Должностные лица
50 т. р.
29 Ненаправление, несвоевременное направление в контрольный орган информации для включения в РНП ч. 2 ст. 7.31 Должностные лица
20 т. р.
30 Нарушение порядка, сроков возврата обеспечения заявки не более чем на три рабочих дня ч. 1 ст. 7.31.1. Должностные лица
5 т. р.Юрлица — 30 т. р.
31 Нарушение более чем на три рабочих дня ч. 2 ст. 7.31.1. Должностные лица
15 т. р.Юрлица — 90 т. р.
32 Нарушения при проведении экспертизы ч. 8 ст. 7.32 Должностные лица
20 т. р.
33 Несоставление документов о приемке ТРУ или ненаправление мотивированного отказа ч. 9 ст. 7.32 Должностные лица
20 т. р.
34 Приемка ТРУ, не соответствующих требованиям ч. 10 ст. 7.32 Должностные лица
20 – 50 т. р.
Читайте также:  Договор поставки для государственных и муниципальных нужд: содержание и образец документа, порядок и сроки заключения

Штрафы по 44-ФЗ за ненадлежащее исполнение и неисполнение контракта

С сентября 2017 года стали применяться новые правила расчета штрафных санкций в госконтракте за нарушение его исполнения. Взыскания будут применять как к исполнителям, так и к заказчикам госзаказа.

Были изменены правила расчета в госконтракте штрафов за ненадлежащее исполнение или неисполнение поставщиками обязательств, а также изменения коснулись расчета пени за каждый день просрочки исполнения договора.

Данные правила устанавливают:

  1. размер штрафа в виде фиксированной суммы, начисляемого за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом;

  2. размер штраф в виде фиксированной суммы, начисляемого за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком обязательств, установленных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом;

  3. размер пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения указанного обязательства.

Для контрагентов штрафы установлены как в виде фиксированной суммы в рублях, так и в виде процента от стоимости всего контракта, либо его этапа, если договором предусмотрено проведение отдельных этапов закупки.

Итак, с новым постановление штрафы за ненадлежащее исполнение или неисполнение контракта стали более дифференцированы относительно стоимости контракта.

Минимальная ставка в 0,1% предусмотрена для контрактов, с НМЦК контракта (или этапа) свыше 10 млрд. руб.; максимальная ставка — 10%, для контрактов с НМЦК контракта (этапа) не превышающего 3 млн. руб.

Таблица штрафов 44-ФЗ с разбивкой по величине НМЦК представлена ниже:

НМЦК контракта (этапа контракта) Штраф от НМЦК
не превышает 3 млн. рублей 10%
от 3 млн. до 50 млн. руб. (включительно) 5%
от 50 млн. до 100 млн. руб. (включительно) 1%
от 100 млн. до 500 млн. руб. (включительно) 0,50%
от 500 млн. до 1 млрд. руб. (включительно) 0,40%
от 1 млрд. до 2 млрд. руб. (включительно) 0,30%
от 2 млрд. до 5 млрд. руб. (включительно) 0,25%
от 5 млрд. до 10 млрд. руб. (включительно) 0,20%
более 10 млрд. руб. 0,10%

Особые условия установлены для поставщиков (подрядчиков) исполняющие контракт и относящиеся к субъектам малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированным некоммерческим организациям (СОНКО).

Т.к. максимальная цена контракта для закупок с такими субподрядчиками имеет ограничение в 20 млн. руб., то штрафы за ненадлежащее исполнение или неисполнение контракта более лояльны, по сравнению с предыдущим случаем.

Таблица штрафов по 44-ФЗ за ненадлежащее исполнение или неисполнение контракта СМП или СОНКО

НМЦК контракта (этапа контракта) Штраф от НМЦК
не превышает 3 млн. рублей 3%
от 3 млн. до 10 млн. руб. (включительно) 2%
от 10 млн. до 20 млн. руб. (включительно) 1%
  • Если в контракте установлено условие о гражданско-правовой ответственности за неисполнение требования о привлечении субподрядчиков из числа СМП или СОНКО для исполнения контракта, то штраф устанавливается в размере 5% от объема закупок у таких субъектов.
  • Такой же процент штрафа от цены контракта — 5%, предусмотрен для подрядчиков за ненадлежащее исполнение обязательств при выполнении работ по строительству и реконструкции объектов капитального строительства, которые он обязан выполнить без привлечения третьих лиц.
  • Для победителя закупки, предложившего максимальную цену за исполнение контракта, в случае нарушения им обязательств по контракту устанавливается штраф в следующем размере:
Читайте также:  Как узнать является ли организация плательщиком НДС или нет?
НМЦК контракта (этапа контракта) Штраф от НМЦК
не превышает 3 млн. руб. 10%
от 3 млн. до 50 млн. руб. 5%
от 50 млн. до 100 млн. руб. 1%

Для заказчиков штрафные санкции за неисполнение обязательств по контракту устанавливаются только в фиксированной сумме в рублях:

НМЦК контракта Штраф
не превышает 3 млн. руб. 1000 руб.
от 3 млн. до 50 млн. руб. (включительно) 5000 руб.
от 50 млн. до 100 млн. руб. (включительно) 10000 руб.
превышает 100 млн. руб. 100000 руб.

Аналогичные штрафы применяются для поставщиков за каждый факт ненадлежащего исполнения или неисполнений требований контракта не имеющего стоимостного выражения.

Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Важно: несмотря на то, что штраф начисляется за каждый факт ненадлежащего исполнения (или неисполнения) контракта — суммарная величина взысканий, как штрафов, так и пени, не может превышать стоимость контракта.

  1. Штрафы по 44 ФЗ за нарушение законодательства весьма значительны, поэтому следует очень внимательно отнестись ко всем пунктам и нормам данного закона. 
  2. Наши специалисты помогут Вам составить жалобу в ФАС для защиты Ваших интересов в торгах бесплатно, в рамках любого пакета тендерного сопровождения.
  3. ©ООО «РусТендер» 

Материал является собственностью tender-rus.ru. Любое использование статьи без указания источника — tender-rus.ru запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Когда суд избавит от штрафа за просрочку оплаты муниципального контракта

Какие санкции предусмотрены за просрочку

За нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) должностных лиц заказчика наказывают по статье 7.32.5 КоАП.

Ее же применяют в случае, если орган местного самоуправления предусмотрел в муниципальном контракте аванс, но не перечислил его исполнителю. Должностному лицу грозит штраф в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб.

За повторное нарушение наказывают строже — дисквалификацией на срок от одного года до двух лет.

Статья 7.32.5 была введена в КоАП  Федеральным законом от 26.07.2017 № 189-ФЗ. Если стороны заключили контракт раньше, но нарушение возникло уже после вступления в силу изменений, должностное лицо могут привлечь к ответственности (решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 15.12.2017 по делу № 12–237/2017).

50 тыс. руб. — максимальный штраф для должностного лица уже за первое нарушение

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.32.5 КоАП, составляют проверяющие из ФАС и ее территориальных органов. Дело может возбудить и прокуратура. Рассматривать дела о повторных нарушениях по части 2 статьи 7.32.5 вправе только суды.

Если заказчик не выполнил обязательства по контракту в срок, поставщик вправе потребовать уплаты штрафа и пеней. Пени начисляются за каждый день просрочки исполнения обязательства. Просрочка начинается на следующий день после того, как истечет срок исполнения обязательства (ч. 5 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Штраф в контракте устанавливают в виде фиксированной суммы:

  • 1 тыс. руб. — если сумма контракта не превышает 3 млн руб.;
  • 5 тыс. руб. — при контракте на сумму от 3 млн до 50 млн руб. включительно;
  • 10 тыс. руб. — при контракте на сумму от 50 млн до 100 млн руб. включительно;
  • 100 тыс. руб. — если сумма контракта превышает 100 млн руб.

Такие штрафы прописаны в пункте 9 Правил, утвержденных постановлением Правительства от 30.08.2017 № 1042.

Какие сроки оплаты установить

Включите в муниципальный контракт условия о сроках и порядке оплаты товаров, работ и услуг для муниципальных нужд (ч. 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). Если в контракте их нет — это нарушение. Не утверждайте документацию с ошибками. За это вас могут оштрафовать на 3 тыс. руб. на основании части 4.2 статьи 7.30 КоАП.

Срок оплаты товаров, работ и услуг по муниципальным контрактам не может превышать 30 дней со дня, когда заказчик подписал документ о приемке (ч. 13.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). Если поставщик — субъект малого или среднего предпринимательства либо социально ориентированная НКО, контракт нужно оплатить в течение 15 рабочих дней (ч. 8 ст. 30 Закона № 44-ФЗ).

1 год — срок давности привлечения должностного лица заказчика к ответственности по статье 7.32.5 КоАП

Условие об оплате товаров, работ или услуг либо отдельных этапов исполнения контракта в эти сроки вступило в силу 1 мая 2017 года (Федеральный закон от 01.05.2017 № 83-ФЗ).

Оно не применяется к закупкам, которые заказчик инициировал до этой даты. Примеры — в постановлениях по делу № А27-16554/2017, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.

2018 № 13АП-11248/2018 по делу № А56-94512/2017.

Срок оплаты определяйте с момента приемки товаров, работ или услуг заказчиком. Время, затраченное на согласование документов о приемке казначейством, иным органом или лицом, суды во внимание не принимают (решение Курского УФАС от 15.09.2017 № 244/2017).

Какие аргументы приводить в суде

Закон № 189-ФЗ, которым в КоАП введена статья 7.32.5 об ответственности за нарушение сроков оплаты, вступил в силу 6 августа 2017 года.

С конца того же года чиновники ФАС стали часто штрафовать руководителей муниципальных учреждений и должностных лиц местных администраций по статье 7.32.5 КоАП.

Но в некоторых случаях должностным лицам органов местного самоуправления удается избежать ответственности.

Истек срок давности

Судьи не наказывают должностных лиц заказчика, если истек срок давности привлечения к административной ответственности по статье 7.32.5 КоАП. Такой срок составляет один год.

Правонарушение было незначительным

Ответственности можно избежать, если суд признает правонарушение малозначительным. Контролеры из ФАС также учитывают малозначительность нарушения. В таких случаях они не выписывают штраф, а делают должностному лицу устное замечание. Более того, контролеры могут вообще прекратить дело об административном правонарушении (Методические рекомендации ФАС от 01.10.2012).

ПРИМЕР 1. Глава администрации сельского поселения допустил просрочку оплаты по муниципальному контракту.

Однако комиссия УФАС решила, что правонарушение незначительное, поскольку стороны расторгли контракт по взаимному согласию без принятия дальнейших обязательств, а главу муниципалитета за аналогичные правонарушения ранее к ответственности не привлекали (постановление УФАС по Республике Алтай от 22.11.2017 № 62/з).

Деньги из вышестоящего бюджета поступили с опозданием

Докажите суду, что пытались получить средства из вышестоящего бюджета

Органы местного самоуправления часто пытаются сослаться на задержку финансирования, которую допустил орган вышестоящего уровня бюджета. Этот аргумент не всегда срабатывает в суде.

ПРИМЕР 2. Прокурор возбудил в отношении главы администрации сельского поселения дело и направил его в антимонопольную службу. УФАС признало главу виновным и выписало ему штраф.

Глава муниципалитета попытался обжаловать постановление. Он указал, что финансирование работ должно было производиться не только из местного, но и из регионального бюджета. Заявку в региональный бюджет должна была направить администрация района, в состав которого входит поселение. Но районные чиновники сделали это с опозданием, поэтому регион также задержал финансирование.

Суд не принял доводы главы и признал его виновным в правонарушении. По мнению суда, глава должен был обеспечить своевременную оплату, в том числе за счет средств местного бюджета (решение Верховного суда Чувашской Республики от 26.04.2018 по делу № 21–239/2018). Аналогичный подход Верховный суд Чувашской Республики применил и в другом споре (решение от 10.04.2018 по делу № 21–191/2018).

Тем не менее способ защиты от ответственности в подобных ситуациях существует. Предложите вышестоящему финансовому органу выделить средства на решение связанных с контрактом задач. Если деньги так и не поступят, используйте это как аргумент в споре с проверяющими (ч. 4 ст. 24.5 КоАП). В некоторых случаях суды прекращают производство по делу.

ПРИМЕР 3. Контрактный управляющий оспорил постановление о привлечении к административной ответственности по статье 7.32.5 КоАП.

Задержка оплаты была связана с тем, что денежные средства своевременно не поступили, так как региональные власти ввели режим экономии.

Муниципальный чиновник неоднократно обращался в региональный финансовый орган и уведомлял его о необходимости выделить финансирование.

Суды первой и апелляционной инстанций отказали контрактному управляющему, но кассация его поддержала. Должностное лицо приняло все зависящие от него меры для погашения задолженности. Оно уведомило поставщиков о причинах задержки оплаты. Верховный суд Республики Саха (Якутия) отменил состоявшиеся судебные акты и прекратил производство по делу (решение от 31.05.2018 по делу № 7/2–219/2018).

Чтобы судьи приняли ваш довод о задержке финансирования, представьте доказательства — например, переписку с региональным финансовым органом. Сообщите поставщикам причину просрочки.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *