Ответственность за ненадлежащее исполнение контракта заказчиком или поставщиком по 44-фз: штрафы и пени за просрочку

Ответственность за ненадлежащее исполнение контракта заказчиком или поставщиком по 44-ФЗ: штрафы и пени за просрочкуСтатья будет особенно интересна поставщикам и подрядчикам (исполнителям) по государственным контрактам, как и предыдущая статья, продолжает серию публикаций о взыскании задолженности, только теперь речь пойдет о взыскании задолженности по оплате по госконтракту.

Ни для кого не секрет, что споры в сфере госзакупок явление частое. Не скажу, что заказчики всегда не правы, но поскольку чаще ко мне обращаются за юридической помощью именно подрядчики и поставщики, то примеров, когда заказчики совершенно необоснованно отказывают в оплате за выполненные работы (оказанные услуги) или поставленные товары, у меня предостаточно.

Вопрос с оплатой по госконтракту для поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является основным, поскольку участвуют в закупках предприниматели, все же с целью извлечения прибыли. Заказчики же, зачастую манипулируют, пользуясь своим положением.

Достаточно часто проблемы с оплатой возникают, когда у заказчика меняется руководство, иногда новое начальство по объективным причинам не успевает разобраться с ситуацией на вверенном предприятии, иногда умышленно саботирует и выживает подрядчиков, обоснованно и необоснованно подозреваемых в нечестных договоренностях с предшественником.

Некоторые поставщики (подрядчики) сталкиваются с тем, что заказчик «учит» победителей за то, что те «влезли» не в свой контракт.

А уж сколько ко мне было обращений вроде: «исполнительный лист в казначействе лежит три года, что делать?» вообще не счесть.

  • Соответственно и мероприятий, направленных на взыскание задолженности по госконтрактам, в нашем арсенале также не мало.
  • С момента написания статьи «Что делать если администрация не платит…» прошло уже довольно много времени и летом 2017 года в кодекс об административных правонарушениях законодатель добавил нам еще один инструмент влияния на недобросовестных заказчиков, установив административную ответственность заказчика за неисполнение обязательств по оплате.
  • Причем если в предыдущей статье «Административная ответственность должника» речь шла об инструментах воздействия на должника, применить которые можно только после получения решения суда, то сейчас расскажу вам о том, как воздействовать на заказчика практически сразу после нарушения им обязанностей по оплате по госконтракту.

Ответственность заказчика

  1. Ответственность заказчика по 44-фз за нарушение условий государственного контракта может быть не только гражданско-правовой, но и административно-правовой.

  2. Многие руководители заказчиков, желая продемонстрировать свою исключительную важность и власть перед подрядчиком, задерживая оплату, обуславливая ее выполнением дополнительных работ, отказывая в оплате, необоснованного начисляя неустойки, даже не подозревают, что роют себе яму.

  3. При этом иногда, еще на стадии заключения контракт,а заказчиком игнорируются и требования закона о включении в контракт обязательного условия об оплате заказчиком поставленного товар, выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, в случае заключения контракта с субъектом малого предпринимательства.

С лета 2017 года за нарушение сроков и порядка оплаты товаров (работ, услуг) по госконтрактам предусмотрен штраф в размере от тридцати до пятидесяти тысяч рублей (ч. 1 статьи 7.32.5 КРФоАП).

Как и в случае с ч. 5 ст. 14.13 КРФоАП, оплата штрафа сама по себе не добавит денег на вашем счете, но послужит хорошим стимулом для заказчика в части выполнение условий контракта в части оплаты.

Очевидно, что привлечение руководителя заказчика к административной ответственности не является самоцелью. Подрядчику просто необходимо знать о таком инструменте, как предмете для торга на переговорах.

В случае, если руководитель заказчика не внемлет вашим доводам о недопустимости нарушения условий контракта, отказывается выполнять условия контракта, можно воспользоваться описанном в статье способом.

Возможно для некоторых поставщиков (исполнителей) будет приятно то, что штраф будет взыскан с конкретного исполнителя-руководителя, а не с организации за счет бюджетных денежных средств.

Ну и, пожалуй, самое интересное в этой связи то, что если штраф не подействует на руководителя заказчика, за повторное нарушение условий контракта по оплате,если ранее руководитель уже был привлечен к ответственности по ч. 1 ст. 7.32.5 КРФоАП, частью второй статьи 7.32.5 предусмотрена … дисквалификация.

Чего больше всего боится среднестатистический чиновник? Правильно – «потерять место».

Согласитесь, замечательный повод для руководителя заказчика посмотреть на сложившуюся ситуацию с точки зрения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Еще раз повторю, что призываю вопросы решать в переговорном порядке и не загонять заказчиков в угол. Если факт нарушения условий контракта по оплате уже имел место, вы всегда успеете подать заявление о привлечении к административной ответственности.

С большой долей вероятности быстрее вы получите причитающиеся вам денежные средства, если сможете донести до руководителю заказчика почему он не прав и что ему за это может быть.

Привлечение к административной ответственности руководителя заказчика за нарушение сроков оплаты

Как и в случае в недобросовестными руководителями организаций-должников, уклоняющихся от исполнения решений судов, руководитель заказчика по госконтракту сам себя к административной ответственности не привлечет и ему в этом также надо помочь.

Дела об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ч. 1 ст. 7.32.5, возбуждают и рассматривают контрольные органы в сфере закупок, то есть территориальные подразделения ФАС России (см. ст.ст. 28.3 и 23.66 КРФоАП).

Соответственно необходимо подготовить заявление о возбуждении дела об административном правонарушении, в котором подробно изложить обстоятельства дела, и подать заявление в ФАС по месту нахождения заказчика.

Прежде чем подавать заявление, целесообразно все таки оценить правильность вашей позиции, для чего вы можете обратится к юристу, имеющему опыт в подобных делах.

Согласитесь, если вы, будучи в целом правы, заблуждаетесь относительно фактических обстоятельств, либо не учли какие-либо формальные тонкости, и ваше заявление не возымеет необходимого результата, заказчик лишь убедится в своей правоте и безнаказанности.

  • Получив ваше заявление должностное лицо ФАС помимо определения о возбуждении дела об административном правонарушении, скорее всего также вынесет определение об административном расследовании, поскольку для рассмотрения дела и принятия решения по существу необходимо выслушать позицию лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении.
  • Если ФАС откажет в возбуждении дела об административном правонарушении – обжалуйте определение в арбитражный суд.
  • Привлекут ли руководителя заказчика к ответственности в рамках настоящей статьи, понятно, однозначно сказать нельзя, все зависит от конкретных обстоятельств.
  • Если же ФАС прекратит производство по делу, например, за отсутствием состава административного правонарушения, а вы с этим не согласны – также обжалуйте определение в арбитражный суд.

Привлечение к ответственности руководителя заказчика будет иметь существенное значение для определения гражданско-правовой ответственности заказчика за нарушение условий контракта.

Другими словами, сам факт привлечения руководителя заказчика к административной ответственности делает вашу задачу по доказыванию оснований для привлечения заказчика к гражданско-правовой ответственности (взысканию пеней и штрафов) намного проще.

  1. Думаю согласитесь, что инициирование подобной процедуры может быть весьма действенным способом досудебного урегулирования спора.
  2. Если вам понравилась статья или у вас есть вопросы – пишите комментарии и подписывайтесь на рассылку.
  3. Позже мы продолжим публикации на тему взыскания задолженности.
  4. Возможно вам также будут интересны следующие статьи:
  5. “Что делать если администрация не платит по исполнительному листу“
  6. “Исполнение решений судов о взыскании с казны“
  7. “Заказчик не оплатил выполненную работу“

Как учесть доходы в виде неустойки за нарушение условий контракта?

Мишанина М., редактор журнала

Ответственность за ненадлежащее исполнение контракта заказчиком или поставщиком по 44-ФЗ: штрафы и пени за просрочку

При заключении контракта стороны берут на себя определенные обязательства, а также несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение этих обязательств.

Согласно положениям Закона № 44‑ФЗ[1] мерой ответственности за нарушение условий контракта является уплата неустойки (пени, штрафа).

Как взыскать неустойку в пользу казенного учреждения (заказчика) и отразить в учете полученные доходы?

Порядок взыскания неустойки в пользу заказчика

Казенные учреждения, заключая государственные (муниципальные) контракты на закупку товаров, работ, услуг, действуют от имени Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования и выступают в роли заказчиков (п. 2 ст. 764 ГК РФ, п. 5, 6, 8 ч. 1 ст. 3 Закона № 44‑ФЗ).

В таких контрактах в обязательном порядке прописывается условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее – поставщик) за нарушение обязательств, предусмотренных контрактом, которая выражается в уплате неустойки (пени, штрафа) (ч. 4, 5, 6 ст. 34 Закона № 44‑ФЗ).

Согласно ч. 6 ст. 34 Закона № 44‑ФЗ в случае просрочки исполнения, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

Пени начисляются за каждый день просрочки исполнения поставщиком контрактного обязательства начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения.

Размер пеней определяется контрактом как 1/300 действующей на дату их уплаты ключевой ставки ЦБ РФ от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком. Иной порядок начисления пеней может быть предусмотрен законодательством РФ (ч. 7 ст. 34 Закона № 44‑ФЗ).

Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения контрактных обязательств. Размер штрафа устанавливается контрактом в соответствии с п.

Читайте также:  Срок уплаты земельного налога и сдачи налоговой декларации

 3 – 9 Правил № 1042[2] и рассчитывается как процент цены контракта или этапа исполнения контракта. Исключение – случаи, когда законодательством РФ установлен иной порядок начисления штрафов (ч. 8 ст. 34 Закона № 44‑ФЗ, п. 2 Правил № 1042).

Размер неустойки (пени, штрафа) не может быть ниже установленного Законом № 44‑ФЗ, но может быть увеличен по соглашению сторон, если не запрещает закон (п. 2 ст. 332 ГК РФ). При этом следует учитывать положения ст. 333 ГК РФ, согласно которым суд вправе уменьшить неустойку, в том числе законную, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства.

Отражение в учете дохода в виде неустойки

По общему правилу доходы признаются в бухгалтерском учете в результате совершения операций фактов хозяйственной жизни либо наступления событий, вследствие которых ожидается получение экономических выгод или полезного потенциала. При этом сумма ожидаемого дохода должна быть надежно определена (п. 7 СГС «Доходы»[3]).

Учет расчетов по доходам от уплаты неустоек (пеней, штрафов) за нарушение условий контрактов ведется казенными учреждениями на счете 1 209 41 000 «Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)» (п. 221 Инструкции № 157н[4], п. 85 Инструкции № 162н[5]).

Такие доходы признаются в бюджетном учете на дату возникновения требования к плательщику в сумме, указанной в подтверждающих документах (п. 34, 35 СГС «Доходы»).

Доходы от взыскания неустоек относятся на статью 140 «Штрафы, пени, неустойки, возмещения ущерба» аналитической группы подвида доходов бюджетов в увязке с подстатьей 141 «Доходы от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)» КОСГУ (п. 12.1.4 Порядка № 85н[6], п. 9.4.1 Порядка № 209н[7]).

В случае оспаривания должником размера неустойки (при инициировании досудебного урегулирования или исковых требований в рамках судопроизводства) сумма предстоящих поступлений не может быть надежно оценена.

В этом случае ожидаемые доходы признаются доходами будущих периодов и отражаются на счете 1 401 40 141 «Доходы будущих периодов от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках, нарушение условий контрактов (договоров)».

При вступлении в силу вынесенного постановления (решения) суда в учете признается доход текущего финансового периода в установленном судом размере штрафных санкций (см. письма Минфина РФ от 29.01.2021 № 02‑06‑10/5946, от 03.09.2018 № 02‑05‑11/62851).

Начисление доходов в виде неустойки (пеней, штрафов) за нарушение условий контракта отразится в бюджетном учете следующими бухгалтерскими записями (п. 86, 120 Инструкции № 162н):

Содержание операции Дебет Кредит
Если должник не оспаривает размер неустойки
Начислен доход в сумме предъявленной к уплате неустойки 1 209 41 564 1 401 10 141
Если должник оспаривает размер неустойки
Отражены ожидаемые доходы от уплаты неустойки 1 209 41 564 1 401 40 141
Отражено признание дохода текущего финансового периода в размера неустойки, установленной постановлением (решением) суда 1 401 40 141 1 401 10 141
Отражена корректировка размера неустойки на разницу между суммой, определенной судом, и ожидаемым доходом (при необходимости) 1 401 40 141 1 209 41 664

В соответствии со ст. 41 БК РФ средства от применения мер гражданско-правовой ответственности (в том числе неустойки) относятся к неналоговым доходам бюджетов бюджетной системы РФ.

Платежи, являющиеся источниками формирования доходов этих бюджетов, зачисляются на счета ОФК для их распределения на основании установленных нормативов между бюджетами бюджетной системы РФ (п. 1 ст. 40 БК РФ).

Таким образом, неустойка, предъявленная казенным учреждением поставщику (подрядчику, исполнителю), подлежит зачислению в бюджет.

В зависимости от закрепленных за казенным учреждением полномочий операции по поступлению неустойки в бюджет отразятся в бюджетном учете следующими проводками (п. 86, 104 Инструкции № 162н):

Содержание операции Дебет Кредит
В учете администратора кассовых поступлений в бюджет
Поступила неустойка в бюджет (на счет администратора доходов бюджета) 1 210 02 141 1 209 41 664
В учете администратора по начислению и учету платежей в бюджет
Отражены расчеты с администратором кассовых поступлений в бюджет по начисленным учреждением доходам от уплаты пеней, оформленные на основании извещения (ф. 0504805) 1 304 04 141 1 303 05 731
Отражено поступление в бюджет неустойки на основании извещения (ф. 0504805), полученного от администратора кассовых поступлений 1 303 05 831 1 209 41 664

На конкретных примерах

Разберем на примерах порядок учета доходов в виде неустойки (пени, штрафа), взысканной за нарушение условий контракта.

Поставщик (коммерческая организация) нарушил предусмотренные контрактом сроки поставки офисной техники.

В связи с этим казенное учреждение предъявило ему требование об уплате неустойки (пени) в размере 3 500 руб. Неустойка была перечислена поставщиком в добровольном порядке напрямую в доход бюджета.

Казенное учреждение наделено полномочиями администратора по начислению и учету платежей в бюджет.

В бюджетном учете необходимо сформировать следующие проводки:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Начислены пени, подлежащие перечислению поставщиком в доход бюджета согласно условиям контракта 1 209 41 564 1 401 10 141 3 500
Отражены расчеты с администратором кассовых поступлений в бюджет по начисленным учреждением доходам от уплаты пеней, оформленные на основании извещения (ф. 0504805) 1 304 04 141 1 303 05 731 3 500
Отражено поступление в бюджет пеней на основании извещения (ф. 0504805), полученного от администратора кассовых поступлений 1 303 05 831 1 209 41 664 3 500

В связи с ненадлежащим исполнением обязательств по контракту казенное учреждение предъявило поставщику (ИП) требование об уплате неустойки (штрафа) в сумме 10 000 руб.

Поставщик с размером неустойки не согласился и обратился в суд за разрешением спора. По решению суда сумма была снижена до 5 000 руб. и в этом размере перечислена поставщиком в бюджет.

Казенное учреждение является администратором кассовых поступлений в бюджет.

В бюджетном учете были сделаны следующие записи:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Отражены ожидаемые доходы от уплаты неустойки 1 209 41 566 1 401 40 141 10 000
Отражено признание дохода текущего финансового периода в размере неустойки, установленном решением суда 1 401 40 141 1 401 10 141 5 000
Отражена корректировка неустойки на основании решения суда 1 401 40 141 1 209 41 666 5 000
Поступила в бюджет неустойка 1 210 02 141 1 209 41 666 5 000

* * *

В случае несоблюдения исполнения обязательств по контракту казенное учреждение (заказчик) вправе потребовать от поставщика (подрядчика, исполнителя) выплаты неустойки.

Закон № 44‑ФЗ выделяет два вида неустойки: пени и штраф. В случае просрочки исполнения обязательств по контракту начисляются пени, а за иные случаи неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств – штраф.

Учет расчетов по доходам от уплаты неустоек (пеней, штрафов) ведется на счете 1 209 41 000 на основании первичных документов, подтверждающих право требования к плательщику, на дату их возникновения в сумме, указанной в документе.

Доходы относятся на статью 140 аналитической группы подвида доходов бюджетов в увязке с подстатьей 141 КОСГУ.

В случае оспаривания должником размера неустойки до вступления в силу постановления (решения) суда дебиторская задолженность по неустойке признается в бюджетном учете в корреспонденции со счетом 1 401 40 141. При вступлении в силу постановления (решения) суда доход текущего финансового периода признается в учете в установленном судом размере штрафных санкций. 

[1] Федеральный закон от 05.04.2013 № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

[2] Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. № 570 и признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. № 1063, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042.

[3] Утв. Приказом Минфина РФ от 27.02.2018 № 32н.

[4] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного само- управления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

[5] Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

[6] Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. Приказом Минфина РФ от 06.06.2019 № 85н.

[7] Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. Приказом Минфина РФ от 29.11.2017 № 209н.

Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение, №4, 2021 год

Нарушение сроков исполнения государственного контракта по 44-ФЗ 2022 г

1. Штрафные санкции за несоблюдение сроков государственного контракта 2. Уменьшение неустойки при просрочке исполнения государственного контракта 3. Судебная практика по уменьшению неустойки при просрочке по государственному контракту 4. Установленная законом неустойка за просрочку государственного контракта 5.

Реестр недобросовестных поставщиков при просрочке государственного контракта 6. Существенные условия нарушения государственного контракта 7. Судебная практика по просрочке государственных контрактов 8.

Видео-инструкция Ответственность за нарушение сроков по 44-ФЗ В этой статье рассказывается о том, какие меры  принимаются в отношении Исполнителя в случае, если он не соблюдает срок выполнения взятых на себя обязательств, участвую я закупках в рамках 44-ФЗ.

В случае возникновения ситуации с Заказчиком в рамках сроков выполнения государственного контракта, последствия могут стать очень неприятными. Именно поэтому у Центра Поддержки Предпринимательства, имеется такая услуга, как — юридическое сопровождение бизнеса.

1. Штрафные санкции за несоблюдение сроков государственного контракта

В первую очередь, в государственных контрактах, как и в любых других договорах, прописываются штрафные санкции в соответствии с п.4 статьи 34 44-ФЗ. В соответствии с п.

5 статьи 34 44-ФЗ они состоят из неустойки за каждый день просрочки поставки товара и штрафа за ненадлежащее выполнение условий государственного контракта, зависящего больше от воображения заказчика.

Это может быть штраф за невыполнение сборки, за каждый факт брака или некомплектной поставки.

2. Уменьшение неустойки при просрочке исполнения государственного контракта

Суды, как правило, не прислушиваются впоследствии к просьбам поставщика об уменьшении неустойки в соответствии со ст.

333 ГК РФ, выплатить неустойку и штраф придется в полном объеме, так как с проектом контракта Вы были ознакомлены, при подаче заявки на участие в государственной закупке Вы дали согласие на исполнение всех условий поставки, и сам государственный контракт Вы также подписали добровольно. Хотя ВАС предусматривает возможность снижения явно несоразмерной убыткам неустойки даже в случае, когда ее размер определен законом.

Примером здесь может служить постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 мая 2013 по делу №А55-30801/2012, согласно которому неустойка была взыскана в полном объеме, а довод поставщика об ограничении конкуренции путем установления срока поставки товара в 1 день вовсе не нашел отклика со стороны суда. Это логично, ведь, подавая заявку, поставщик давал согласие выполнить все условия, указанные в извещении.

Читайте также:  Статья 127 Федерального закона №127-ФЗ "О несостоятельности и банкротстве": порядок работы конкурсного управляющего

3. Судебная практика по уменьшению неустойки при просрочке по государственному контракту

Однако есть и иные, весьма интересные, примеры: постановление Президиума ВАС РФ от 17 декабря 2013 №12945/13. В данном случае размер неустойки сильно (в 442 раза) превышал размер ставки рефинансирования, одновременно размер неустойки, начисляемой заказчику за несвоевременную оплату поставщику, совпадал со ставкой рефинансирования.

Суд обратил внимание на этот факт и на доводы ответчика о том, что многочисленные аналогичные государственные контракты имеют куда меньший размер неустойки, а заказчик не понес убытков и не доказал свои существенные затруднения от просрочки выполнения заказа. П.

1 статьи 124 ГК РФ говорит о том, что публичные образования выступают в гражданско-правовых отношениях на равных началах с другими физическими и юридическими лицами, что предполагает определенную сбалансированность мер ответственности, а идея контрактной системы в сфере государственных закупок не преследует цели пополнения государственного бюджета за счет карательных штрафных санкций. На тех же доводах базируется и постановление Федерального Арбитражного суда Московского округа от 18 февраля 2014 года по делу №А40-168183/12-151-1326.

Аналогичный пример – постановление Федерального Арбитражного суда Московского округа от 16 июля 2014 по делу №А41-49061/13, в котором суд пошел навстречу поставщику, опираясь на тот факт, что неустойка завышена относительно годовой ставки рефинансирования в 360 раз, общий размер неустойки составлял 60% от стоимости контракта, при этом заказчиком не приведено доказательств убытков от просрочки выполнения контракта. В основу решения была положена ст. 10 ГК РФ о недопустимости осуществления гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу и злоупотребление правом. Неустойка такого большого размера признана неосновательным обогащением.

Таким образом, при существенном превышении неустойки над ставкой рефинансирования, доказать ее необоснованность в суде все-таки можно, основываясь на принципе юридического равенства, закрепленного в п.1 ст.1 ГК РФ.

4. Установленная законом неустойка за просрочку государственного контракта

В результате частого возникновения подобных случаев, Федеральным законом 396 от 28 декабря 2013 года в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок…» были внесены поправки, обязывающие заказчика устанавливать штрафные санкции в соответствии с Порядком, определенным в Постановлении Правительства РФ №1063 25 ноября 2013 года. Данный порядок внес существенную определенность в размер неустоек и штрафов. Штраф установлен в виде прогрессирующего процента от суммы контракта, а неустойка соответствует 0,003-0,01 ставки рефинансирования за каждый день просрочки. Есть еще один очень важный момент: неустойка в государственном контракте начисляется не на всю сумму контракта, а на ну ту часть, обязательств, которая не была выполнена в срок. Это прямо прописано в п.7 статьи 34 44-ФЗ и в новом порядке. На этот счет есть и Постановление Президиума ВАС РФ от 15.07.2014 №5467/14.

5. Реестр недобросовестных поставщиков при просрочке государственного контракта

Помимо штрафных санкций, у поставщика при невыполнении поставки в срок существует и другой риск: в соответствии с п.

2 статьи 104 44-ФЗ поставщик, государственный контракт с которым расторгнут по решению суда или в результате одностороннего отказа заказчика в связи с существенным нарушением условий контракта, должен быть внесен в реестр недобросовестных поставщиков. В соответствии с п.

9 статьи 95 44-ФЗ заказчик имеет право на односторонний отказ от исполнения контракта в соответствии с Гражданским законодательством, если это было предусмотрено контрактом. Однако понятие существенного нарушения условий контракта имеет оценочный характер.

6. Существенные условия нарушения государственного контракта

Сроки выполнения контракта являются одной из наиболее частых причин обращения государственных заказчиков и поставщиков в суд. Существенным нарушением судом признается такое нарушение, в результате которого стороне причинен ущерб, в результате которого она в значительной мере лишается того, на что могла бы претендовать при должном исполнении контракта, в соответствии с п.2 ст.450 ГК РФ.

В соответствии с п.1 ст.708 ГК РФ сроки выполнения работ являются существенным условием договора подряда, в соответствии со ст.506 ГК РФ сроки поставки товара являются существенным условием договора поставки. П.2 ст.

715 ГК РФ говорит нам о том, что нарушение сроков выполнения работ является существенным нарушением и дает право заказчику отказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке. Что же касается поставки товаров, то п.2 ст.

523 ГК РФ устанавливает в качестве существенного нарушения, достаточного для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, только неоднократное нарушение сроков поставки товара. В одной из следующих статей мы расскажем, какие существуют хитрости по законному увеличению сроков поставки товара.

7. Судебная практика по просрочке государственных контрактов

Существует огромное количество судебных решений, по которым государственные контракты расторгались в связи с просрочкой выполнения работ.

Стоит также отметить, что хотя мнения судов и разнятся, все же чаще неустойку взыскивают даже при условии расторжения контракта, так как расторжение контракта ведет к прекращению обязательств на будущее, но не лишает кредитора права взыскать с должника сумму основного долга и наложить на него имущественные санкции. Однако, на наш взгляд, очень важно обратить внимание на постановление Президиума ВАС от 12 апреля 2011 №12363/10, в котором сказано, что доводов истца о нарушении ответчиком сроков поставки недостаточно для расторжения договора в судебном порядке, необходимо предоставить доказательства причиненного ущерба в соответствии со ст.450 ГК РФ. Кроме того, заказчику важно соблюсти процедуру, определенную статьей 95 44-ФЗ.

Как видите, с одной стороны, последствия нарушения сроков исполнения государственного контракта для поставщика достаточно печальны, однако существует масса нюансов, позволяющая этих последствий избежать.

Позиции судов по каждому из этих нюансов двоякие, для положительного решения требуется серьезная проработка каждого конкретного случая, в Ваших доводах каждое слово будет иметь решающее значение, поэтому настоятельно рекомендуем Вам обратиться к профессионалам в этой области.

Специалисты нашей компании помогут Вам отстоять Ваши интересы в спорах заказчиком, антимонопольными органами и в суде.

8. Видео-инструкция ответственность за нарушение сроков по 44-ФЗ

Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера. Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!

Обратно к списку

Ответственность за нарушение срока выполнения работ по ФЗ-44| Обзор практики

Практически повсеместно на практике приходится сталкиваться с несоблюдением установленных государственным (муниципальным) контрактом сроков выполнения работы (оказания услуги).

Как правило, в арбитражной практике данный вопрос решается просто: за нарушение начального, промежуточного и конечного сроков выполнения работы (оказания услуги) отвечает подрядчик (исполнитель), а не заказчик.

Почему так происходит? Ведь мы знаем, что действия государственного заказчика также являются небезупречными: своевременно не представляет подрядчику необходимую для работы документацию, необоснованно уклоняется от принятия выполненной подрядчиком работы (услуги), нарушает сроки оплаты и т.д.

Главная сложность в том, что государственному (муниципальному) заказчику особо ничего доказывать не надо: сроки выполнения работы (оказания услуги) зафиксированы в контракте; если срок наступил, а работа не выполнена (услуга не оказана), то виноват в этом подрядчик(исполнитель), пока не доказано обратное.

Данный вывод базируется на положениях пункта 3 статьи 401 Гражданского кодекса РФ: «Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо не исполняющее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности (выделение автора), несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обязательств», к которым не относятся нарушения обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств. Как видим, в случае неисполнения обязательства при осуществлении  предпринимательской деятельности действует презумпция вины должника.

Также при обосновании вины подрядчика (исполнителя) в нарушении срока выполнения работы (оказания услуги) арбитражные суды нередко ссылаются на положения пункта 1 статьи 719 ГК РФ: подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда (непредставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (статья 328 Гражданского кодекса РФ). Арбитражные суды исходят из того, что поскольку подрядчик не уведомил заказчика в порядке статьи 719 Гражданского кодекса РФ о невозможности выполнения работы или ее приостановлении в связи с наличием указанных обстоятельств, то он не вправе на них ссылаться в обоснование отсутствия своей вины в нарушении срока выполнения работы (оказания услуги).   

Читайте также:  Оценка вероятности банкротства по модели Лиса: особенности, формула, преимущества, интерпретация

Однако при подобном подходе по существу нарушается принцип равенства сторон гражданских правоотношений, а также игнорируются положения статей 401, 404, 405,  406 и 408 Гражданского кодекса РФ.

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса РФ «лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательств и условиям оборота, оно приняло все меры (выделение автора) для надлежащего исполнения обязательства».       

В соответствии в пунктом 1 статьи 404 Гражданского кодекса РФ «если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства произошло по вине обеих сторон (выделение автора), суд соответственно уменьшает размер ответственности должника.

Суд также вправе уменьшить размер ответственности должника, если кредитор умышленно или по неосторожности содействовал увеличению размера убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением, либо не принял разумных мер к их уменьшению».

          

Согласно пункту 3 статьи 405 Гражданского кодекса РФ «должник не считается просрочившим (выделение автора), пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора».

В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 406 Гражданского кодекса РФ «просрочка кредитора дает должнику право на возмещение причиненных убытков, если кредитор не докажет, что просрочка произошла по обстоятельствам, за которые он в силу закона не отвечает; по денежному обязательству должник не обязан платить проценты за время просрочки кредитора» (выделение автора).

Согласно абзацу 3 статьи 408 Гражданского кодекса РФ «при отказе кредитора выдать расписку, вернуть долговой документ или отметить в расписке, невозможность его возвращения должник вправе задержать исполнение (выделение автора). В этих случаях кредитор считается просрочившим».

  • Таким образом, действующее законодательство предусматривает следующие причины нарушения обязательства:
  • 1)   по вине должника;
  • 2)   по вине кредитора;
  • 3)   при совместной вине должника и кредитора (смешанной форме вины). 
  • Следовательно, возложение ответственности за нарушение срока выполнения работы (оказания услуги) только на подрядчика (исполнителя) с освобождением от ответственности заказчика далеко не во всех случаях основано на законе.

В связи с этим весьма примечателен спор между государственным заказчиком и подрядчиком о взыскании неустойки и штрафа за нарушение срока выполнения работы, рассмотренное Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (постановление от 17 декабря 2013 г. № 12945/13 по делу №А68-7334/2012).

Обстоятельства спора:

Государственный заказчик — правительство Тульской области, 22.03.2012 заключило в электронной форме государственный контракт с ООО Русмедиаиздат» (в дальнейшем — подрядчик) на изготовление гербовых бланков в соответствии с техническим заданием. Срок исполнения контракта — 10 рабочих дней с момента его подписания.

При этом госзаказчик обязался в течение одного рабочего дня после подписания госконтракта передать подрядчику эскизы гербовых бланков. В свою очередь, подрядчик обязан в течение 3-х рабочих дней с момента получения эскизов передать заказчику контрольные макеты гербовых бланков.

Заказчик обязан в течении 2-х рабочих дней с момента получения контрольных макетов гербовых бланков согласовать эти макеты или мотивированно отказаться от их согласования.

Способы снижения пеней и штрафов, начисленных Заказчиками по 44-ФЗ

Согласно части 6 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет ему требование об уплате неустоек (штрафов, пеней). Как снизить или уменьшить их размер, заплатить меньше или вообще не платить на законном основании, Вы узнаете из этой статьи.

Как снизить вероятность получения от Заказчика требования об уплате пеней или штрафа?

Как мы знаем, что профилактика – предпочтительнее лечения. В госзакупках тоже имеются свои тонкости. Довольно часто поставщик, выигрывая закупку, надеется на дружеские отношения со своим заказчиком. При этом забывает о том, что Заказчик обязан выставить требование об уплате неустойки, если произошло нарушение сроков исполнения контракта.

Необходимо знать, что есть несколько последовательных действий, выполняя которые, Вы существенно снизите риски получения требования от Заказчика об уплате пеней или штрафов даже при неисполнении своих обязательств в установленный контрактом срок:

  1. Внимательно изучите следующие разделы контракта – права Поставщика (подрядчика или исполнителя) и обязанности Заказчика, а также Особые (или Прочие) условия.

    Часто в контракте могут быть прописаны действия, которые Заказчик обязан выполнить со своей стороны, чтобы контракт был исполнен как надо: направил заявку на поставку партии товара, предоставил документы подрядчику, необходимые для выполнения работ или согласовал размещение оборудования и тому подобное. Даже если раздел про обязанности Заказчика в контракте крайне мал, то нужно помнить, что существуют еще и нормы, установленные как Гражданским кодексом, так и прочими законами.

  2. При заключении контракта занесите в календарь крайнюю дату исполнения контракта и промежуточных сроков исполнения, если они указаны в контракте.

    Установите себе напоминание как минимум за неделю до наступления этих сроков для ответа на вопрос: успеваете исполнить контракт в срок или нет? Есть ли в этом вина Заказчика?

  3. Если понимаете, что есть вероятность неисполнения контракта в срок, то немедленно составьте и направьте Заказчику письмо с учетом всех требований, установленных контрактом для направления сообщений и переписки сторон. В этом письме с учетом ранее изученных своих прав и обязанностей Заказчика просите его выполнить действия, предусмотренные контрактом или законом.

    Высока вероятность того, что специалисты Заказчика, которые ведут контракт, не ответят на Ваше письмо по правилам, установленной контрактом, или ответят с опозданием.

    А согласно части 9 статьи 34 Закона о контрактной системе поставщик освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.

    А также нужно помнить, что в случае просрочки исполнения, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) тоже вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).

  4. Договариваетесь со своими контрагентами, если они есть, о подготовке документов (товарных накладных от поставщиков, актов выполненных работ от субподрядчиков или исполнителей) с датами ранее окончания срока исполнения контракта.

    Эти документы необходимо получить заранее, даже если товар, необходимый для исполнения контракта, еще в пути, а работы еще до конца не выполнены.

  5. Не позднее даты, установленной для исполнения контракта, направьте составленные бухгалтерские документы, свидетельствующие о полном или частичном исполнении контракта Заказчику. Даже если у Вас дружественные отношения с Заказчиком, нужно помнить, что и его могут проверить на соблюдение требований законодательства о закупках. Вряд ли он будет Вам благодарен, если в результате такой проверки выяснится, что по имеющимся документам исполнение контракта было просрочено, а требование поставщику не было направлено.

    Согласно правилам начисления пеней за просрочку, установленных Постановлением Правительства РФ №1067, пени начисляются на сумму контракта за вычетом стоимости фактически исполненного в установленный срок обязательства по контракту, определяемой на основании документа о приемке товара, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов.

Требование об уплате пеней или штрафов получено. Платить или не платить?

Если требование об уплате пеней и штрафа все же получено, то не следует незамедлительно его оплачивать. Этому есть несколько причин:

  1. Правительство РФ приняло ряд мер, направленных на поддержку поставщиков.

    О льготах для поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по контрактам, исполнение которых завершается в 2015 или 2016 годах.

  2. Существует возможность снижения размера пени до минимально установленной — не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования.

    Дело в том, что Заказчики в расчете пеней применяют формулу, установленную в постановлении Правительства №1067 по умолчанию. Мало кто знает, что разница в размере начисленных пеней по максимуму, используемому Заказчиками, и по 1300, может быть достаточно большой (до 10 раз!!!)

    Самостоятельно произвести расчет пеней и сравнить их размер вы можете, воспользовавшись Калькулятором пеней.

    Также необходимо помнить, что если размер процентов будет явно несоразмерен последствиям просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, то суд будет вправе уменьшить размер процентов с учетом изменения размера ставки рефинансирования ЦБ РФ в период просрочки, а также иных обстоятельств, влияющих на размер процентных ставок (ст. 333 ГК РФ, п. 7 Постановления Пленума № 13/14).

Теги: пени, штрафы,

Количество просмотров: 6629

Пожалуйста, оцените, насколько был полезен данный материал

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *