Отказ от заключения контракта по 44-фз заказчиком или поставщиком: основания, порядок действий, последствия для участников

Отказ от заключения контракта по 44-ФЗ заказчиком может быть инициирован в любой момент времени до непосредственного подписания.

После подписания предусмотрен иной порядок действий, законодательно утвержденный в форме процедуры расторжения уже заключенного контракта.

  • Хотя и в первом, и во втором случае инициатива заказчика должна быть ясно обоснована в рамках действующих норм и правил.
  • Для процедуры отказа таковые указаны в статье 31 Федерального закона номер 44-ФЗ.
  • Заказчик имеет право отказаться от контракта в рамках закона, если:
  • поставщик предоставил заведомо ложные или недостоверные данные в заявке на участие в торговой процедуре, тем самым нарушив основные требования определенные закупочной документацией. Бывает, что заказчик недостаточно внимательно изучил приложенные к заявке участника документы и проглядел нарушения, допустив такого поставщика к торгам. Отказ от заключения контракта в этом случае является полностью обоснованным. К этому же пункту относится выявление факта нахождения участника в списке недобросовестных поставщиков, который, тем не менее, нашел способ подать заявку на процедуру;
  • участник не соответствует дополнительным требованиям, указанным в документации. Такое случается довольно часто из-за документального декларирования участниками своего соответствия указанным требованиям контракта, которое на поверку оказываются недостоверным. Выясняется это, как правило, уже после проведения торгов, в ходе которых заказчик физически не мог удостовериться во всех пунктах соответствия;
  • участник не внес сумму гарантийного обеспечение контракта в установленные сроки. В результате заказчик не просто может отказаться от сотрудничества с таким лицом, но и обязан это сделать по действующему закону.

Дополнительные условия, возникающие в качестве основания для законного отказа от подписания контракта, связанны с закупками лекарственных препаратов:

  • предельная отпускная цена препаратов не была зарегистрирована;
  • предложенная участником цена выше указанной отпускной цены в реестре, однако поставщик отказывается от ее снижения. В этом случае факт уклонения связан с действиями самого поставщика, поэтому он будет нести положенную по закону ответственность.

Если отказ от контракта инициирован в связи с другими причинами, тогда заказчик признается лицом, уклоняющимся от исполнения своих обязательств.

Сюда же входят следующие пункты:

  1. Неразмещение проекта контракта в ЕИС, для того чтобы победитель процедуры мог его подписать.
  2. Публикация указанного документа без подписи заказчика.

Инструкция для заказчика

Для законного отказа от контракта заказчику требуется следовать правильному алгоритму действий, этапы и сроки которого указаны далее:

  1. После принятия решения об отказе в течение одного рабочего дня составить протокол отказа и внести в него информацию о победителе, время и дату, а также одну или несколько причин, указанных в перечне законных оснований со ссылками на подтверждающие документы. Данный протокол затем размещается в ЕИС, и это является обязательным требованием.
  2. В течение 2 рабочих дней с момента публикации в ЕИС копия протокола с подтверждающими документами должна быть направлена победителю процедуры.
  3. Сумма внесенного гарантийного обеспечения должна быть возвращена победителю не ранее чем через 5 рабочих дней с момента направления протокола в ЕИС.

Далее заказчик может законно заключить контракт со следующим в списке участником торговой процедуры.

В случае признания поставщика уклонистом с него может быть истребована сумма компенсации убытков в судебном порядке, если таковые превышают сумму вносимого обеспечения.

Отказ от заключения контракта по 44-ФЗ заказчиком или поставщиком: основания, порядок действий, последствия для участниковПротокол отказа от заключения контрактаОтказ от заключения контракта по 44-ФЗ заказчиком или поставщиком: основания, порядок действий, последствия для участниковПример уведомления об отказе от заключения контрактаОтказ от заключения контракта по 44-ФЗ заказчиком или поставщиком: основания, порядок действий, последствия для участниковРешение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта

Последствия для заказчика

Ответственность несет заказчик, который отказался от контракта без обоснованной на то причины.

В таком случае действия организатора закупки могут быть обжалованы победившим поставщиком, который может направить соответствующее заявление в Федеральную Антимонопольную Службу (ФАС) или инициировать судебное разбирательство.

Для подачи жалобы необходимо составить ее в письменной форме с приложением ссылки на закупочную процедуру в ЕИС и перечнем претензий к заказчику. Если есть протокол отказа от заключения контракта по 44-ФЗ, следует приложить и его.

Указанное заявление составляется в срок, укладывающийся в установленный законом временной диапазон для заключения контракта.

Штрафы за незаконный отказ от контракта для заказчиков, согласно КоАП РФ составляют:

  • 50000 рублей для должностных лиц;
  • 200000 рублей для юридических лиц.

Со стороны поставщика

Отказ от заключения контракта по 44-ФЗ поставщиком является не столь однозначным и требует определенных усилий со стороны победителя для обоснования своего решения.

Поставщик может отказаться от участия в процедуре без каких либо последствий, если:

  • заявка заняла второе место по ходу проведения процедуры в формате конкурса или аукциона;
  • заявка заняла третье и последующие места в процедуре формата запросов котировок и предложений.

Эти случае подразумевают, что поставщик сам решает, заключать ли контракт с заказчиком, если, к примеру, предыдущие участники по каким-либо причинам не смогли этого сделать и организатор процедуры направляет соответствующее предложение подателю следующей завки.

Если же поставщик уже признан победителем, то обоснованием для отказа от контракта могут служить следующие причины:

  • обнаружение условий, которые поставщик не может выполнить ввиду невыгодности оных или нехватки материальных и квалификационных ресурсов;
  • возникновение рыночной ситуации с резким повышением или понижением уровня цен, связанных с предметом контракта либо условиями его реализации, к примеру, подорожание ГСМ, экологических или таможенных расходов;
  • форс-мажорные обстоятельства, возникающие до момента заключения контракта. Например, стихийные бедствия, выход производственного оборудования из строя и другие ситуации, не зависящие от добропорядочности поставщика.

При этом действия поставщика, которые явно понимаются как уклонение от заключения контракта, следующие:

  1. Отказ от внесения суммы гарантийного обеспечения контракта в указанные сроки.
  2. Непредставление требующихся документов организатору процедуры в качестве подтверждения обоснований, изложенных выше.
  3. Полученный проект контракта, с подписью или без нее, не был отправлен заказчику в установленные сроки.

В этих случаях организатором торгов составляется протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта, заключаемого по 44-ФЗ. Сам поставщик при этом может понести определенные последствия.

Инструкция для поставщика

В зависимости от причин действия поставщика могут несколько различаться, однако общий их алгоритм схож. Необходимо уведомить заказчика о намерении отказа от контракта в установленные сроки:

  • в случае возникновение обстоятельств непреодолимой силы заказчик уведомляется письмом, составленным в произвольной форме в течение 1 рабочего дня. Текст письма должен содержать ссылку на закупочную процедуру и приложенные документальные подтверждения упоминаемых обстоятельств;
  • если поставщик отказывается от подписания контракта на основании обнаружения неприемлемых условий, составляется протокол разногласий, который направляется заказчику до истечения предельных сроков инициации сотрудничества. При этом заказчик может изменить условия контракта или отказаться от сотрудничества со своей стороны;
  • иногда заказчик и поставщик договариваются об отказе заранее, но предпочитают заключить контракт по закону, чтобы сразу же его расторгнуть на обоюдных условиях. В этом случае необходимо связаться с заказчиком для обсуждения ситуации.

В любом случае правильными действиями поставщика будет активная связь с организатором процедуры. Если отказ выражен в форме бездействия, это наверняка приведет к негативным последствиям.

Последствия для поставщика

Основное последствие для участника — попадание в список недобросовестных поставщиков.

Передача информации в РНП не зависит от воли организатора процедуры, поскольку он обязан предоставлять данные в ФАС вне зависимости от своей лояльности победителю (в том случае, если поставщик нарушил сроки предоставления обеспечения, документов или контракта).

Чтобы не попасть в реестр, поставщику необходимо доказать, что отказ от контракта не был связан с его недобросовестностью, а зависел от обстоятельств, не поддающихся контролю. Обоснования направляются организатору торгов, который после их рассмотрения может отказаться от контракта со своей стороны.

Если же заказчик уже передал сведенья в ФАС, а поставщик попал в список РПН, то возможно обжалование решения контрольного органа путем подачи заявления в суд.

В этом случае также потребуется документально подтвердить добропорядочность и факт наличия непреодолимых обстоятельств.

Отказ от подписания контракта по 44 фз

ЗАКАЗАТЬ ПОДГОТОВКУ ЗАЯВКИСведения о характеристиках товаров

НАПРАВИТЬ ИНФОРМАЦИЮ В ФАС ОБ ВАШЕЙ НЕДОБРОСОВЕСТНОСТИ, ЭТО ОБЯЗАННОСТЬ ЗАКАЗЧИКА, А НЕ ЕГО ПРАВО. НЕ ИСПОЛНИВ ЭТУ ОБЯЗАННОСТЬ ОН БУДЕТ НАКАЗАН, ОШТРАФОВАН ПО АДМИНИСТРАТИВНОМУ КОДЕКСУ РФ.

  • Отказ от заключения контракта по 44-ФЗ заказчиком или поставщиком: основания, порядок действий, последствия для участников
  • Бывают в жизни участников закупки ситуации, когда возникает желание отказаться от заключения контракта по 44-ФЗ
  • В основном такое желание возникает в следующих случаях.
  1. В момент заключения контракта, участник закупки вдруг обнаруживает в аукционной документации требования, которые он не сможет выполнить, или эти требования делают контракт невыгодным.

Читайте также:  Ответственность арбитражного управляющего в деле о банкротстве: основания и сроки привлечения

В основе этой ситуации лежит невнимательность участника закупки на стадии изучения технического задания, контракта или извещения.

Часто причинами возникновения желания не заключать контракт, являются технические ошибки, при расчёте рентабельности и минимальной цены, до которой можно снизится на аукционе.

Иногда причиной является ошибки технических сотрудников в процессе торгов.

  1. Иногда возникает ситуация, когда цены на товары или материалы резко и непрогнозируемо, растут, в результате изменения курса доллара или экономической ситуации, что ведет к нерентабельности исполнения контракта.

    Бывают ситуации, когда на этапе заключения контракта, в приложениях к контракту, заказчик выдвигает дополнительные требования, пожелания, что с большой долей вероятности ведет к непредсказуемым и многолетним арбитражным тяжбам.

    Как вариант, ситуация, когда в приложениях к контракту, заказчик опускает какую-либо критически важную часть технического задания, что ведет к неоднозначности и размытости критериев добросовестного исполнения контрактов.

    Азарт участника Госзакупки, в процессе самих торгов, Выигрыш нескольких аукционов, при финансовых и технических возможностях, исполнить меньше выигранного.

    Иногда начинающие участники подают заявки в тренировочных целях и внезапно выигрывают аукцион, так как на таких условиях больше не нашлось желающих участвовать в закупке. Бывают случаи, когда заказчик недвусмысленно даёт понять, что не желает видеть вас поставщиком, и благоприятного завершения и закрытия контракта не будет. Возникновение сложностей с производством товара у единственного производителя, типа пожара, банкротства и так далее.

В таких ситуациях у участника закупки возникает естественное желание избежать подписания контракта

В такой ситуации у участника закупки имеются четыре варианта поведения.

  • Первый вариант, это просто отказаться от подписания контракта, оказаться в реестре РНП, на два года, потеряв при этом обеспечение контракта. Вариант честный и справедливый, потому что вы своим поведением доставляете заказчику большое количество сложностей и проблем.
  • Второй, это заключить контракт, и затем расторгнуть его по соглашению сторон. Вариант, возможен в ситуации чётких, предварительных договорённостей с заказчиком, вариант сопряжён с возможными проверками заказчика, в обоснованности расторжения контракта. Риск в этой ситуации берет на себя заказчик.

Иногда заказчики идут на это, видя невозможность исполнения контракта, по не зависящим от поставщика обстоятельствам.

В случае если заказчик, аффилирован с другим участником закупки и горит желанием вас наказать, такой вариант скорее всего «соскочить» не пройдёт.

  • Третий вариант работает в случае, если срок предусмотренный законом о контрактной системе, еще не окончился.

В этой ситуации участник закупки может пожаловаться на себя в уфас, обосновав то, что он не соответствует требованиям заказчика, и заявка была допущена с нарушением закона.

А) Заказчик в результате вашей жалобы попадает под внеплановую проверку, и рискует получит штраф. Заказчик должен готовить документы, с разъяснением ситуации, ответ на жалобу, участвовать в комиссии УФАС, по рассмотрению жалобы.

Даже если УФАС, не найдет нарушений в вашем допуске, при проверке закупки УФАС может найти другие нарушения, в документации и заказчик может пострадать

Б) Вы должны понимать, что как бы ни сложилась ситуация с жалобой в УФАС, отношения с заказчиком вы испортите.

Поход в УФАС, подготовка документов к защите своей позиции, не является любимым занятием заказчика.

В случае отмены результатов аукциона, проблем у заказчика будет ещё больше.

В) УФАС может признать вашу жалобу необоснованной, в иных случаях даже при серьезных аргументах в неправомерном допуске в целях воспитания участников закупки. В этой ситуации вам придётся заключать контракт с заказчиком, который к вам мягко говоря не расположен. При этом исполнение контракта будет сопряжено с определёнными трудностями.

При этом велика вероятность потерять обеспечения контракта, попасть в РНП, и долгое время отбивать свои обоснованные затраты через арбитраж

Четвертый вариант, это не подписывать контракт, обосновав это технической невозможность подписать контракт в регламентированные сроки, с доказательством вашей добросовестности и наличием желания подписать и исполнить контракт.

Заказчик при этом подписывает контракт с участником, занявшим второе место, а вам придётся доказывать свою добросовестность и наличие непредвиденных обстоятельств непреодолимой силы. В этом случае необходимо заручиться, серьезными обоснованиями ваших доводов, и юридически грамотно сформулировать обстоятельства, с учетом практики конкретного УФАС.

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ЗАКАЗЧИК РЕШИЛ ВКЛЮЧИТЬ ВАС В РНП.

Причин такой ситуации, и вариантов развития событий может быть несколько.

ВЫ, НЕ ИМЕЯ НАМЕРЕНИЙ ЗАКЛЮЧАТЬ КОНТРАКТ ПОБЕДИЛИ В АУКЦИОНЕ.

Такое могло произойти в двух случаях:

  1. На электронный аукцион, заявки были поданы несколькими участниками, но ни один из них не подавал предложений по цене. В такой ситуации, заказчик, после проверки вторых частей заявок, должен заключить контракт, с участником, который первым прислал заявку, и заявка которого признана соответствующей всем требованиям аукционной документации.

Чтобы избежать такой ситуации, обязательно отзывайте заявки, в случае если передумали участвовать.

Обязательно отслеживайте происходящее с аукционом, если заявку не отозвали. Тревожным звоночком является, то что Вам не вернули на счёт обеспечение с электронной площадки.

  1. В случае, когда вы оказались единственным, кто подал заявку. Не смотря на то что Вы не подавали ценовых предложений, вы автоматически становитесь победителем, и будете обязаны заключить контракт.
  2. В ситуации, когда вы оказались 2-м номером на аукционе, а победитель не стал заключать контракт, в этой ситуации вы имеете право отказаться от заключения контракта. В случае запроса котировок у Вас такой возможности нет, будучи вторым номером, в запросе котировок вы должны заключить контракт, в случае отказа первого номера.

КАКИЕ МОГУТ БЫТЬ ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ КОНТРАКТА.

  1. После победы в аукционе вы не успеваете с подготовкой обеспечения контракта.

Пишите заказчику протокол разногласий, ссылаясь на какое-либо формальное основание.

Созвонитесь с заказчиком и честно, объясните ему причины возникновения протокола, и своём желании заключить контракт.

  1. После того как заказчик разместил проект контракта на площадке, и вы не подписали его в регламентированный срок, заказчик связался с Вами и сообщил Вам об этом.
  2. Это может быть косвенным подтверждением в том, что заказчик заинтересован заключить с Вами контракт, и Вас есть шанс решить эту ситуацию. Попросите заказчика, чтобы он заново открыл контракт для подписания участником. У него есть такая возможность, вместе с тем он не обязан этого делать и пойдя вам на встречу он наживает сильную головную боль.

Способы заказчика перевывесить контракт

2.1 Заказчик, может сослаться на какое-либо уточнение или мелкую техническую ошибку.

2.2 Заказчик может от своего имени вывесить протокол разногласий и снова разместить проект контракта на площадке.

  1. После того как Вы, в регламентированный срок не подписали контракт, заказчик передал о Вас сведения в УФАС, на предмет отправки в РНП. В этой ситуации Вам придется объяснять Вашу позицию в УФАС. Будьте готовы юридически грамотно доказать свою правоту.
  2. Самыми распространёнными проблемами при заключении контракта, являются ошибки, связанные с предоставлением обеспечения исполнения контракта.

Недоплата в случае демпинга, снижения более 25%, нарушение требований заказчика к оформлению банковской гарантии, сроку её действия и. так далее.

Эти ошибки являются основанием для отказа заказчика от заключения с вами контракта и информированию УФАС, на предмет включения в РНП.

НАИБОЛЕЕ ЧАСТЫЕ ОШИБКИ В ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНТРАКТА.

  1. После снижения в торгах свыше 25%, была прикреплена платёжка, с обеспечением, указанным в информационной карте закупки.

В законе о контрактной системе, в рамках обеспечения антидемпинговых мер, вам было необходимо перечислить в полтора раза больше указанного, или прикрепить документы подтверждающие Вашу добросовестность.

  1. Предоставленные Вами документы о добросовестности в соответствии с антидемпинговым мероприятиями, по каким-то причинам не устроили заказчика.
  2. Перечислили меньшую сумму, в связи с технической ошибкой.
  3. Ошибки в предоставленной банковской гарантии, ошибки с формой, сроками, суммой и другими требованиями закона о контрактной системе.
Читайте также:  Контрактная служба по 44-фз: права и обязанности, порядок создания и работы, состав и численность сотрудников, должностная инструкция

В Москве, отклонение из-за несоответствия банковской гарантии, каким-либо требованиям, стало последним трендом в развития борьбы с неугодными подрядчиками.

  1. Не успели вовремя оформить БГ. (Нужно всегда иметь актуальную информацию от банков, о своём лимите гарантий)

ОБ УЧАСТНИКЕ, ЗАНЯВШЕМ ВТОРОЕ МЕСТО.

Внимание: с 1 июля 2019 г. вступили изменения в 44 ФЗ, несколько меняющие нижеизложенный порядок заключения контракта со вторым участником!

В соответствии с частью 14 статьи 70 Закона о контрактной системе, в случае, если победитель электронного аукциона, признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик вправе предложить заключение контракта, участнику этого аукциона, который предложил цену, такую же как победитель аукциона, или его предложение по цене, следует после условий, предложенных уклонившимся победителем.

В случае если второй участник, соглашается заключить контракт, он признаётся победителем.

Заказчик при этом в проект контракта, включает условия, предложенные новым победителем

Согласно части 15 статьи 70 Закона о контрактной системе, участник, признанный победителем, согласно части 14 статьи 70 44-ФЗ имеет право подписать контракт или отказаться от заключения контракта

  1. Законодательство даёт право участнику, который является вторым после победителя отказаться от заключения контракта, даже в том случае, если он дал согласие и признан победителем аукциона.
  2. В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупки, которые уклонились от заключения контракта или исполнителях, поставщиках, подрядчиках, с которыми расторгнут контракт, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, или по решению суда.
  3. Таким образом, учитывая взаимосвязанные положения части 15 статьи 70 и статьи 104 Закона о контрактной системе, участник, предложению или заявке которого, присвоен 2-й номер, не подлежит включению в РНП, по основанию отказ или уклонение от заключения контракта, так как такой случай не указан в перечне оснований для направления в УФАС информации о включении участника закупки которому присвоен второй номер в реестр недобросовестных поставщиков.
  4. Эта позиция подтверждена судебной практикой и письмом Минэкономразвития РФ за № Д28и-1968 от 10 июля 2015 г.

Минфин России разъяснил особенности заключения контракта при несостоявшейся закупке

Минфин России в ответ на обращения рассмотрел следующие вопросы:

  1. О сроке подписания участником закупки проекта контракта в случае необходимости согласования заключения контракта с единственным поставщиком
  2. О выявлении контрольным органом в сфере закупок нарушений при рассмотрении обращения заказчика о согласовании заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)
  3. О выполнении решений и предписаний контрольных органов в сфере закупок федерального и регионального уровня в отношении одних и тех же действий (бездействий) субъектов контроля
  4. О способе направления объектов контроля для осуществления контроля, предусмотренного частями 5 и 5.1 статьи 99 Закона N 44-ФЗ
  5. О направлении проекта контракта в отдельных случаях закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для осуществления контроля, предусмотренного частями 5 и 5.1 статьи 99 Закона N 44-ФЗ.

1. О сроке подписания участником закупки проекта контракта в случае необходимости согласования заключения контракта с единственным поставщиком

Согласно положениям статьи 93 Закона N 44-ФЗ:

  • заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае признания определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся осуществляется в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ для заключения контракта с победителем соответствующего способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), с учетом положений части 9 статьи 93 Закона N 44-ФЗ (пункт 3 части 5);
  • срок для подписания заказчиком проекта контракта подлежит исчислению со дня, следующего за днем получения заказчиком (уполномоченным органом или уполномоченным учреждением) решения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (пункт 1 части 9);
  • контракт заключается не ранее чем через десять дней со дня размещения в единой информационной системе или подписания соответствующего протокола, указанного в части 6 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, и не позднее чем через двадцать дней с даты получения заказчиком (уполномоченным органом или уполномоченным учреждением) решения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Заключение контракта до получения такого решения не допускается (пункт 3 части 9).

При этом частью 8 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ установлено, что контракт считается заключенным с момента размещения в единой информационной системе контракта, подписанного заказчиком.

Таким образом, учитывая, что заключение контракта в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ осуществляется по общим правилам, предусмотренным статьей 83.2 Закона N 44-ФЗ, и с учетом особенностей, установленных статьей 93 Закона N 44-ФЗ:

  1. заказчик направляет без своей подписи проект контракта на подпись участнику закупки в порядке и в срок, установленные статьей 83.2 Закона N 44-ФЗ, то есть до получения решения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
  2. участник подписывает указанный проект контракта по правилам статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ, в том числе до получения заказчиком решения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), то есть предусмотренные статьей 83.2 Закона N 44-ФЗ действия осуществляются участником закупки вне зависимости от получения заказчиком указанного решения;
  3. заказчик подписывает контракт после получения заказчиком решения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в срок, предусмотренный пунктом 3 части 9 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.

2. О выявлении контрольным органом в сфере закупок нарушений при рассмотрении обращения заказчика о согласовании заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)

  • Согласно части 18 статьи 99 Закона N 44-ФЗ решение уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которое принято по результатам проведения внеплановой проверки, не может противоречить решению уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок федерального органа исполнительной власти, которое принято по результатам проведения внеплановых проверок одной и той же закупки.
  • Закон N 44-ФЗ не устанавливает содержания понятия вышеуказанного противоречия, в связи с чем его содержание определяется в конкретном случае, в том числе исходя из признаков противоречия, наличие которого предполагается одним из участников правоотношений.
  • При этом по общему правилу содержание понятия «противоречие» предусматривает ситуацию, при которой одно обстоятельство исключает или отрицает другое, несовместимое с ним.

Например, в случае установления контрольным органом в сфере закупок регионального уровня нарушения при рассмотрении обращения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в условиях, при которых ранее в отношении этой закупки контрольным органом в сфере закупок федерального уровня рассматривалась жалоба и проводилась внеплановая проверка, по результатам которой такое нарушение не выявлено, — отсутствует противоречие, т.е. ситуация, при которой одно обстоятельство исключает другое.

Так, нарушение устанавливается соответствующим контрольным органом в сфере закупок в случае его выявления, — в связи с чем также возможны ситуации, при которых нарушение не выявлено с учетом представленных пояснений, информации и документов, а также рассмотренных контрольным органом в сфере закупок конкретных обстоятельств.

Однако это не исключает ситуацию, при которой имеющееся нарушение может быть установлено впоследствии, в том числе иным контрольным органом в сфере закупок, при представлении или выявлении подтверждающих информации и документов.

3. О выполнении решений и предписаний контрольных органов в сфере закупок федерального и регионального уровня в отношении одних и тех же действий (бездействий) субъектов контроля

Согласно части 19 статьи 99 Закона N 44-ФЗ в случае, если федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок, по результатам внеплановых проверок выданы связанные с одной и той же закупкой решения в отношении одних и тех же действий (бездействия) субъектов контроля, выполняется решение, принятое федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.

Аналогичные положения в отношении решения и предписания контрольного органа в сфере закупок федерального уровня предусмотрены абзацем первым пункта 9 правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2020 г. N 1576.

  1. Также частью 23 статьи 99 Закона N 44-ФЗ установлено, что контракт не может быть заключен до даты исполнения выданного предписания.
  2. Следует учитывать, что решение о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) само по себе не является в полной мере тождественным решению о результатах проведения внеплановой проверки, поскольку такое решение о согласовании либо отказе в согласовании помимо результатов внеплановой проверки также содержит вывод о согласовании и, соответственно, о возможности заключить контракт, либо об отказе в таком согласовании, а также оно принимается исключительно контрольным органом в сфере закупок соответствующего уровня (федерального или регионального, или местного в зависимости от уровня закупки), в связи с чем оно не может быть принято иным контрольным органом в сфере закупок.
  3. В случае принятия в отношении одной закупки контрольным органом в сфере закупок федерального уровня решения и предписания по результатам проведения внеплановой проверки, а также вышеуказанного решения о согласовании контрольного органа в сфере закупок регионального уровня, целесообразно руководствоваться следующим:
  4. 1) в отношении одних и тех действий (бездействия) субъектов контроля выполняются решение и предписание контрольного органа федерального уровня, принятые по результатам проведения внеплановой проверки. При этом в случае выдачи предписания контракт не заключается до его исполнения;
  5. 2) решение о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) может быть принято исключительно контрольным органом в сфере закупок соответствующего уровня. В частности, для нужд субъекта Российской Федерации такое решение принимается контрольным органом в сфере закупок регионального уровня;
  6. 3) при принятии контрольным органом в сфере закупок регионального уровня вышеуказанного решения о согласовании либо об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) также проводится внеплановая проверка, результаты проведения которой включаются в состав единого решения о согласовании либо об отказе в таком согласовании;
  7. 4) выполнение вышеуказанных решения и предписания контрольного органа федерального уровня не означает во всех случаях невозможность реализации вышеуказанного решения о согласовании, принятого контрольным органом в сфере закупок регионального уровня;
  8. 5) решение о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), принятое контрольным органом в сфере закупок регионального уровня, исполняется в части, не противоречащей решению и предписанию, выданным контрольным органом в сфере закупок федерального уровня по результатам проведения внеплановой проверки этой закупки, за исключением ситуации, указанной в нижеследующем пункте 6 ;
  9. 6) решение о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), принятое контрольным органом в сфере закупок регионального уровня, не может быть исполнено в случае, если предписание, выданное контрольным органом в сфере закупок федерального уровня по результатам проведения внеплановой проверки этой закупки, предусматривает отмену итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в соответствии с которыми определен такой единственный поставщик (подрядчик, исполнитель) (в том числе путем предписания аннулировать определение поставщика (подрядчика, исполнения) или внести изменения в извещение об осуществлении закупки и документацию о закупке, или отменить итоги определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с целью повторного рассмотрения ранее поданных заявок на участие в закупке);
  10. 7) решение об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), принятое контрольным органом в сфере закупок регионального уровня, влечет невозможность заключения контракта вне зависимости от решения и предписания, выданных контрольным органом в сфере закупок федерального уровня по результатам проведения внеплановой проверки этой закупки, поскольку согласно пункту 3 части 9 статьи 93 Закона N 44-ФЗ заключение контракта до получения решения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) не допускается.
Читайте также:  Что такое срок исковой давности по взысканию задолженности и что делать, если он истек?

4. О способе направления объектов контроля для осуществления контроля, предусмотренного частями 5 и 5.1 статьи 99 Закона N 44-ФЗ

В соответствии с положениями подпункта «а» пункта 13 Правил осуществления контроля, предусмотренного частями 5 и 5.1 статьи 99 Закона N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 2020 г.

N 1193 (далее — Правила) объект контроля направляется заказчиком в соответствующий орган контроля на бумажном носителе или в электронной форме с использованием информационных систем, применяемых заказчиком и органом контроля (при наличии таких систем), с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.

Таким образом, способ направления объекта контроля (на бумажном носителе или в электронной форме) определяется в конкретном случае, исходя из наличия и применения заказчиком и органом контроля, информационной системы, обеспечивающей возможность направления объекта контроля в электронной форме.

Согласно информации, представленной Казначейством России, определенным заказчикам, осуществляющим закупки для федеральных нужд, обеспечивается возможность направления документов в территориальные органы Казначейства России посредством прикладного программного обеспечения «Система удаленного финансового документооборота» (СУФД).

5. О направлении проекта контракта в отдельных случаях закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для осуществления контроля, предусмотренного частями 5 и 5.1 статьи 99 Закона N 44-ФЗ

Частью 6 статьи 99 Закона N 44-ФЗ Правительство Российской Федерации наделено полномочиями на утверждение порядка осуществления контроля, предусмотренного частями 5 и 5.

1 статьи 99 Закона N 44-ФЗ, в том числе за соответствием информации об идентификационных кодах закупок и непревышением объема финансового обеспечения для осуществления закупок, а также на определение порядка действий органов контроля при выявлении несоответствия контролируемой информации.

При этом в таком порядке Правительством Российской Федерации в дополнение к указанной информации может определяться иная информация, подлежащая контролю.

Согласно пункту 25 Правил при осуществлении закупок в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3, 6, 7, 10 — 14, 16 , 17, 19, 22, 31 — 33, 35, 37 — 39, 47, 48, 54, 55 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ:

  • заказчик до направления проекта контракта участнику закупки направляет в соответствующий орган контроля проект контракта, предусмотренный подпунктом «з» пункта 4 Правил (подпункт «а» пункта 25 Правил);
  • проект контракта в случае отсутствия уведомления о соответствии контролируемой информации Правилам участнику закупки не направляется (подпункт «в» пункта 25 Правил). При этом такое уведомление формируется по результатам проведения соответствующих проверок органом контроля не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем поступления проекта контракта (абзац третий подпункта «б» пункта 25 Правил).
  • В целях контроля контролируемой информации в предусмотренном Законом N 44-ФЗ контракте, заключаемом в вышеуказанном перечне случаев с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), Правилами определен порядок, в том числе дополнительно предусматривающий иную подлежащую контролю информацию, содержащуюся в проекте такого контракта.
  • Учитывая вышеуказанное предварительное направление проекта контракта в орган контроля (до направления участнику закупки), Правилами предусматривается:
  • 1) составление такого проекта контракта. При этом контракты в вышеуказанном перечне случаев закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не предусмотрены в части 15 статьи 34 Закона N 44-ФЗ, допускающей заключение контрактов любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации для совершения сделок;
  • 2) направление в орган контроля проекта контракта, не содержащего подписи участника закупки.

Согласно пункту 15 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г.

N 1084, при положительном результате проверки, предусмотренной пунктами 13 и 14 указанных Правил, Казначейство России формирует реестровую запись, в которую включаются информация и документы, подлежащие включению в реестр контрактов.

При этом при отсутствии уведомления о соответствии контролируемой информации Правилам, указанной в объекте контроля, предусмотренном подпунктом «з» (при осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в вышеуказанном перечне случаев закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)) пункта 4 Правил, Казначейство России при формировании реестровой записи проставляет отметку о непроведении проверок, предусмотренных подпунктами «б» и «в» пункта 11 Правил, — то есть реестровая запись формируется и в ней проставляется указанная отметка о непроведении проверок.

Разъяснения порядка заключения контракта с единственным поставщиком Минфин России изложил в письме от 18.03.2021г. №24-04-07/19432.

  1. Подписывайтесь на наш канал, чтобы быть в курсе последних новостей в сфере закупок.
  2. Предлагаем ознакомиться с другими материалами:
  3. Появился новый сервис по онлайн-разработке закупочной документации по 44-ФЗ;
  4. ПАО Ростелеком определен единственным поставщиком Интернета;

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *