ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА
Формированию системы конкурсных закупок для государственных нужд в том виде, в котором она существует в настоящее время, положило начало вступление в силу норм Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ).
Время летит быстро, то, что казалось новым и необходимым, с течением времени оценивается с точки зрения практического опыта применения, и, как правило, требует корректировки. Первые поправки в Федеральный закон № 44-ФЗ были внесены уже спустя несколько месяцев после его принятия.
В последующие годы количество корректировок увеличивалось по нарастающей и, в отдельные периоды, их число превышало число месяцев в году.
На рисунке 1 приведены сведения о динамике количества корректировок, внесённых в Федеральный закон № 44-ФЗ за период с года его принятия.
Характер и направленность вносимых изменений были обусловлены, в первую очередь, необходимостью развития и совершенствования применяемых механизмов в сфере закупок. За прошедший период последовательно внедрены и детализированы нормы, регулирующие:
- планирование закупок исходя из определенных целей их осуществления посредством формирования, утверждения и ведения планов закупок и планов-графиков (с последующей отменой составления плана закупок);
- нормирование в сфере закупок, установление требований к закупаемым товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, муниципальных органов);
- положения об идентификационном коде закупки, формируемом с использованием кода бюджетной классификации, кодов общероссийских классификаторов, каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- информационное обеспечение контрактной системы в сфере закупок (в т.ч. централизованное размещение в единой информационной системе в сфере закупок всей информации о закупках);
- интеграцию бюджетного и закупочного процессов (в т.ч. обеспечение в системе «Электронный бюджет» контроля соответствия лимитам бюджетных обязательств планов и планов-графиков закупок заказчиков, а также последующий контроль на соответствие утверждённым планам-графикам закупок всей закупочной документации, размещаемой в единой информационной системе в сфере закупок);
- создание федерального каталога товаров, работ и услуг, закупаемых для государственных и муниципальных нужд;
- функционирование электронных площадок;
- особый порядок закупок и исполнения контрактов в целях реализации национальных проектов;
- а также целый ряд других существенных направлений и вопросов[1].
Нельзя не отметить, что определённое влияние на этот процесс оказывали и «внешние» факторы. В их числе — усиление геополитической напряжённости в мире, кризисные явления в экономике и т.п.
Специфика деятельности в новых условиях вызывала необходимость перенастройки применявшихся механизмов, поиска новых инструментов реализации проводимой государственной политики, в т.ч. в сфере закупок.
В отдельные периоды в целях минимизации последствий кризисных явлений в Федеральный закон № 44-ФЗ вносились изменения и дополнения, наделяющие стороны контракта правом отступать от некоторых установленных обязанностей и ограничений при заключении, исполнении и расторжении контракта.
- ОСОБЕННОСТИ НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СФЕРЫ ЗАКУПОК В 2020 ГОДУ
- Деятельность заказчиков и исполнителей в текущем году также отличается целым рядом существенных особенностей, что не могло не сказаться на подходах к корректировке и установлению правовых норм в сфере закупок.
- С одной стороны, сохранились отдельные ранее выявленные проблемы правоприменения, требуют завершения запланированные мероприятия. В числе первоочередных задач, такие как:
- оптимизация усложнённых процедур закупок, в т.ч. способов закупок;
- уточнение требований к участникам закупок;
- минимизация избыточных требований к формированию заявок;
- внедрение электронного документооборота при исполнении контракта;
- стандартизация информации о закупке, каталогизация товаров, работ, услуг и др.
В целях разрешения вышеуказанных вопросов Минфином России разработан и внесён в Правительство Российской Федерации законопроект, предусматривающий комплексную оптимизацию контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (т.н. «оптимизационный» законопроект). Сведения о предстоящих новациях приведены на сайте ведомства.
Сохранились и факторы, обусловленные особенностями текущей деятельности, требующие отдельного урегулирования. В этой связи, в Федеральный закон № 44-ФЗ вносились изменения, обусловленные спецификой исполнения отдельных полномочий органов власти. В частности, Федеральным законом от 04.04.
2020 № 107-ФЗ внесены изменения в статью 112 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», устанавливающие особенности отдельных закупок для обеспечения государственных нужд Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
На федеральном уровне выделялись приоритетные задачи, требующие незамедлительного решения, в связи с чем, вносились изменения «общего» характера, затрагивающие основы «закупочного» законодательства. Так, в соответствии с Федеральным законом от 24.04.2020 № 124-ФЗ:
- закрепляется единый срок вступления в силу поправок к Закону № 44-ФЗ в зависимости от даты их принятия (в случае принятия акта, предусматривающего внесение изменений, до 1 октября текущего года, он вступит в силу 1 января очередного года; в случает принятия после 1 октября – вступление в силу произойдёт 1 января года, следующего за очередным). Таким образом, все участники контрактной системы получают гарантированный срок на подготовку к новшествам в тех случаях, когда поправки вносят в части:
- планирования;
- способов закупок, в том числе введения новых;
- контроля, мониторинга и аудита закупок;
- с 1 января 2021 года вводится обязанность проверки комиссией юридических лиц на предмет привлечения к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП в течение двух лет до подачи заявки.
С другой стороны, в текущем году на деятельность органов власти, как заказчиков, а также экономических субъектов, как исполнителей, существенное влияние оказала ситуация с распространением коронавирусной инфекции. Новые обстоятельства вызвали необходимость оперативной разработки предложений и внесения изменений в действующие нормативные правовые акты в сфере закупок и, в первую очередь, в Федеральный закон № 44-ФЗ и Федеральный закон № 223-ФЗ.
За период с 1 апреля по 1 июля текущего года в Федеральный закон № 44-ФЗ внесено несколько существенных изменений, «связанных» с коронавирусом COVID-19. Перечень нормативных правовых актов и краткое описание наиболее существенных корректировок приведены в таблице 1.
Таблица 1 — Сведения об основных корректировках Федерального закона № 44-ФЗ, «связанных» с коронавирусом COVID-19
Как свидетельствует анализ вышеперечисленных изменений, все они в основном были направлены на минимизацию рисков невыполнения принятых контрактных обязательств, расширение условий, способствующих своевременному исполнению заключённых контрактов, а также упрощение процедур госзакупок и облегчения доступа к ним. С определённой долей допущения можно сказать, что большая часть «проблемных» факторов и используемые подходы по их минимизации, в той или иной мере уже известны.
Вместе с тем, в текущем году проявилось несколько новых факторов, обусловленных особенностями деятельности в условиях пандемии. Рассмотрим более детально отдельные из них.
УЧЁТ ВЛИЯНИЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ НЕПРЕОДОЛИМОЙ СИЛЫ
Постановлением Правительства РФ от 31.01.2020 № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. С 1 апреля т.г. случай распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, отнесён к чрезвычайным ситуациям.
Деятельность предприятий и организаций в условиях распространения коронавирусной инфекции подвергается существенному риску. Законодательно такая ситуация подпадает под действие статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) и должна рассматриваться с точки зрения влияния обстоятельств непреодолимой силы.
Понятие непреодолимой силы содержится в п. 3 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации: под «непреодолимой силой» понимаются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства (аналогичное определение содержится в подп. 1 п. 1 ст. 202 ГК РФ). |
Непреодолимость силы характеризуется:
- чрезвычайностью обстоятельства, отсутствием возможных факторов воздействия на неё;
- непредотвратимостью, невозможностью ее предусмотреть и принять превентивные меры.
Особенности закупок бюджетными учреждениями в соответствии с Законом о контрактной системе
Закон о контрактной системе устанавливает для бюджетного учреждения возможность осуществлять закупки в порядке, предусмотренном названным законом, и в порядке, предусмотренном Законом о закупках (ст. 15 Закона о контрактной системе).
В соответствии с Законом о закупках осуществление закупок бюджетными учреждениями за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, происходит в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
При наличии правового акта, принятого бюджетным учреждением в соответствии с ч. 3 ст. 2 Закона о закупках и размещенного до начала календарного года в ЕИС, данное бюджетное учреждение вправе будет осуществлять в соответствующем году закупки в порядке, определенном Законом о закупках (ч. 2 ст. 15 Закона о контрактной системе).
Данное решение бюджетное учреждение принимает до 1 апреля текущего года (ч. 25 ст. 112 Закона о контрактной системе). Принятое решение не может быть изменено в текущем году, но бюджетное учреждение может внести изменения в утвержденный документ, регламентирующий правила закупки, — положение о закупке.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (п. 2 ст. 2 Закона о закупках).
При соблюдении этих условий бюджетное учреждение вправе осуществлять закупки:
- 1) за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории РФ в порядке, установленном законодательством РФ, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, если условиями, определенными гран- тодателями, не установлено иное;
- 2) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;
- 3) за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).
Закон о закупках предусматривает ряд особенностей управления закупками бюджетными учреждениями при осуществлении бюджетных инвестиций. Эти особенности затрагивают деятельность не только бюджетных учреждений, но и автономных учреждений, государственных, муниципальных унитарных предприятий.
В частности, при осуществлении бюджетных инвестиций бюджетные учреждения, которые осуществляют закупки в пределах переданных им государственными, муниципальными заказчиками полномочий на основании соглашений, обязаны руководствоваться нормами Закона о закупках.
Этот случай затрагивает бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной, муниципальной собственности и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную, муниципальную собственность.
Кроме того, если средства бюджетов предоставлены этим юридическим лицам на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности, то при планировании и осуществлении ими закупок за счет указанных средств они также обязаны руководствоваться нормами Закона о контрактной системе. Также на них распространяются положения, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок и контроль в сфере закупок.
Важно знать
Обязанность применения унитарными предприятиями норм Закона о контрактной системе при осуществлении закупок за счет бюджетных средств на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности возникнет с 1 января 2017 г.
Лекция 8 контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
С
1 января 2014 года вступил в силу, за
исключением отдельных положений,
Федеральный
закон от 5
апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной
системе в сфере закупок товаров, работ,
услуг для обеспечения государственных
и муниципальных нужд» (далее – Федеральный
закон № 44-ФЗ, новый закон). Целями его
принятия являются:
- существенное повышение качества обеспечения государственных (муниципальных) нужд за счет реализации системного подхода к формированию, размещению и исполнению государственных (муниципальных) контрактов;
- обеспечение прозрачности всего цикла закупок от планирования до приемки и анализа контрактных результатов;
- предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При
этом указывается, что разработка
принципиально нового закона была
необходима в связи с тем, что комплекс
проблем в российском государственном
заказе невозможно решить в рамках
внесения изменений в действующее
законодательство Российской Федерации
в сфере государственных закупок.
В связи
с этим с той же даты, 1 января 2014 года,
утрачивают силу Федеральный
законот 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О
размещении заказов на поставки товаров,
выполнение работ, оказание услуг для
государственных и муниципальных нужд»
(далее — Закон № 94-ФЗ), все законы и
отдельные положения законов, вносившие
в Закон № 94-ФЗ изменения, и все
взаимосвязанные с ним положения иных
законов.
Р.Б. Куличев
(2013) обращает внимание, что Федеральный
закон № 44-ФЗне
столько устанавливает новые процедуры
осуществления закупок и вносит изменения
в уже действующие, сколько устанавливает
правовое регулирование всей системы
осуществления государственных закупок,
и не только на стадии их непосредственного
проведения, но и на стадиях их планирования,
исполнения и оценки исполнения.
Также
предлагалось отменить и Федеральный
закон от 18
июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках
товаров, работ, услуг отдельными видами
юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ),
однако в принятом в итоге Федеральном
законе № 44-ФЗ этого не предусматривается.
Тем не менее закупки по Закону № 223-ФЗ
частично интегрируются в контрактную
систему.
-
расширение сферы действия законодательства в части стадий процесса обеспечения государственных (муниципальных) нужд и регламентирование тех стадий, которые не относятся напрямую к процессу выбора поставщика, подрядчика, исполнителя (далее также — контрагент), в том числе:
- введение требований об обосновании закупки и возможности ее общественного обсуждения;
- детализация требований обоснования цены;
- допущение возможного выведения из-под действия этого закона части закупок бюджетных учреждений;
- требование применения этого закона организациями, не руководствующимися им по общему правилу;
- введение института централизованных закупок;
- расширение количества способов размещения заказа, точнее определения контрагентов;
- установление более определенных требований к приобретаемым товарам, работам, услугам (нормирование, детализация требований к описанию предметов контрактов, определение идентичных и однородных товаров);
введение дополнительного регулирования порядка исполнения контрактов, в том числе:
- установление порядка приемки товаров, работ, услуг по контракту;
- установление права заказчика на односторонний отказ от исполнения контракта (параллельно аналогичные изменения внесены в Закон№ 94-ФЗ).
Предмет регулирования.
В. Петрищев
(2013) отмечает, что Федеральный закон
№ 44-ФЗ по сравнению с Законом № 94-ФЗ
уточнил предмет регулирования
законодательства в сфере государственных
закупок. В соответствии с ч. 1
ст. 1
Федерального закона № 44-ФЗ им
регулируются отношения, направленные
на обеспечение государственных и
муниципальных нужд в части, касающейся:
-
планирования закупок товаров, работ, услуг;
-
определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
-
заключения гражданско-правового договора, именуемого также контрактом, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) указанными в законе лицами;
-
особенностей исполнения контрактов;
-
мониторинга закупок товаров, работ, услуг;
-
аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг;
-
контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — контроль в сфере закупок).
Ключевыми
элементами в этом перечне являются
«определение контрагентов» и «заключение
гражданско-правового договора».
«Под
определением контрагентов» понимается
«совокупность действий, которые
осуществляются заказчиками в порядке,
установленном этим Законом, начиная с
размещения извещения об осуществлении
закупки товара, работы, услуги…
либо в
установленных этим законом случаях с
направления приглашения принять участие
в определении поставщика (подрядчика,
исполнителя) и завершаются заключением
контракта» (п. 2
ст. 3
Федерального закона № 44-ФЗ).
Таким
образом, то, что формально было определено
предметом регулирования Закона
№ 94-ФЗ, становится только частью
предмета регулирования нового закона.
В
связи с этим вводится и новый термин
«закупка»: совокупность действий,
осуществляемых в установленном Законом
№ 44-ФЗ порядке заказчиком и направленных
на обеспечение государственных или
муниципальных нужд. Закупка начинается
с определения контрагента и завершается
исполнением обязательств сторонами
контракта (п. 3
ст. 3
Федерального Закона № 44-ФЗ).
Употребление
именно термина «закупка», как мы понимаем,
связано со стремлением унифицировать,
интегрировать в единую систему обеспечение
нужд государственных, муниципальных
заказчиков и бюджетных учреждений и
нужд организаций, руководствующихся
Законом
№ 223-ФЗ.
Однако
как можно увидеть из вышесказанного,
закупка — это тоже часть предмета
регулирования, включающего и предшествующие
этапы (планирование закупок) и последующие
их мониторинг и контроль.
Для определения
всего предмета регулирования используется
термин «контрактная система»: совокупность
участников контрактной системы и
осуществляемых ими действий, направленных
на обеспечение государственных и
муниципальных нужд (п.
1
ст. 3
Федерального закона № 44-ФЗ).
Как
видим, выстроена определенная иерархия:
определение контрагентов (= размещение
заказа) — часть закупки, как процесса
непосредственно приобретения товаров,
работ, услуг, а сама закупка — часть
контрактной системы, включающей в себя
планирование закупок и контроль за
правомерностью и эффективностью их
осуществления.
Весь
данный процесс должен приводить к
достижению целей закупок, определенных
ст. 13
Федерального закона № 44-ФЗ.
Инструментом,
обеспечивающим единство регулирования
всего процесса, является Единая
информационная система (ЕИС), которая
будет содержать не только те сведения,
которые в настоящее время подлежат
размещению на официальном сайте ‑
планы-графики, извещения и протоколы,
но и
- интегрирует в себя реестр контрактов и реестр недобросовестных контрагентов, а также включит в себя
- базу нормативных актов,
- информацию, необходимую для формирования предметов закупок и обоснования цены (каталоги товаров и с 1 января 2015 года (ч. 2 ст. 114 Федерального закона № 44-ФЗ) информацию о складывающихся на товарных рынках ценах),
- информацию о реализации планов и отчеты заказчика,
- результаты мониторинга, аудита и контроля закупок,
- реестр банковских гарантий, реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний и другую информацию, предусмотренную Федеральным законом № 44-ФЗ (ч. 3 ст. 4 этого Закона).
Порядок
и сроки ввода в эксплуатацию единой
информационной системы устанавливаются
Правительством РФ. До ввода в эксплуатацию
единой информационной системы информация,
подлежащая размещению в единой
информационной системе, размещается в
порядке, установленном Правительством
РФ, на официальном сайте (ч. 5
ст. 112
Федерального закона № 44-ФЗ).
Также
субъекты Российской Федерации и
муниципальные образования вправе
создавать региональные и муниципальные
информационные системы в сфере закупок,
интегрированные с ЕИС, разумеется,
интегрированные после начала эксплуатации
ЕИС (ч.ч. 7,
11
ст. 4, ч. 24
ст. 112
Федерального закона № 44-ФЗ).
Сфера применения.Заказчиками,
руководствующимися Федеральным законом
№ 44-ФЗ являются: государственный,
муниципальный заказчик либо (с оговоркой,
о которой ниже) бюджетное учреждение,
осуществляющие закупки (п. 7
ст. 3
Федерального закона № 44-ФЗ).
Государственными
и муниципальными заказчиками являются:
государственный орган, орган управления
государственным внебюджетным фондом
либо государственное казенное учреждение
и, соответственно, муниципальный орган,
уполномоченные принимать бюджетные
обязательства в соответствии с бюджетным
законодательством
Российской Федерации (п.п. 5,
6
ст. 3
Федерального закона № 44-ФЗ).
В
отношении бюджетных учреждений ч.ч. 1,
2
ст. 15
Федерального закона № 44-ФЗ установлена
особая возможность: они получают право,
при соблюдении установленных этими
нормами условий, осуществлять часть
закупки в соответствии с Федеральным
законом № 223-ФЗ:
-
за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
-
в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;
-
за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).
Для
применения этого права бюджетное
учреждение обязано утвердить и разместить
в единой информационной системе документ,
предусмотренный ст.
2
Федерального закона № 223-ФЗ, ‑
положение о закупках, причем осуществлять
указанные выше закупки в соответствии
с этим положением оно сможет только в
следующем после размещения календарном
году.
Если такое положение не принято,
как следует из логики приведенных норм,
бюджетное учреждение обязано
руководствоваться Федеральным законом
№ 44-ФЗ.
Принятое
бюджетным учреждением решение об
осуществлении указанных выше закупок
в порядке, установленном Федеральным
законом № 44-ФЗ, или в соответствии с
Федеральным законом № 223-ФЗ согласно
ч. 3
ст. 15
Федерального закона № 44-ФЗ не может
быть изменено в текущем году.
Кроме
того, положения Федерального закона
№ 44-ФЗ могут распространяться на
некоторые закупки, осуществляемые
лицами, которые не относятся к числу
определенных этим Законом заказчиков.
Во-первых,
положения Федерального закона № 44-ФЗ,
за исключением устанавливающих
особенности исполнения контракта,
распространяются на осуществляемые
автономными учреждениями, государственными,
муниципальными унитарными предприятиями
(которые по общему правилу руководствуются
Федеральным законом № 223-ФЗ) закупки,
осуществляемые за счет средств,
предоставленных им из бюджетов в
соответствии с Бюджетным кодексом РФ
и иными нормативными правовыми актами,
регулирующими бюджетные правоотношения,
на осуществление капитальных вложений
в объекты государственной, муниципальной
собственности (ч. 4
ст. 15
Федерального закона № 44-ФЗ).
Кроме
того, вышеперечисленным лицам в
соответствии с бюджетным законодательством
могут быть переданы полномочия
государственных или муниципальных
заказчиков, а в таком случае они должны
руководствоваться положениями
Федерального закона № 44-ФЗ, регулирующими
деятельность именно государственного
и муниципального заказчика (ч. 6
ст. 15
Федерального закона № 44-ФЗ).
Во-вторых,
на иные юридические лица, помимо
вышеперечисленных, положения Федерального
закона № 44-ФЗ, регулирующие деятельность
заказчика, распространяются при
осуществлении ими закупок за счет
предоставленных на реализацию
инвестиционных проектов по строительству,
реконструкции и техническому перевооружению
объектов капитального строительства,
но только в случаях и в пределах, которые
определены в соответствии с бюджетным
законодательством
Российской Федерации в рамках договоров
об участии Российской Федерации, субъекта
Российской Федерации или муниципального
образования в собственности субъекта
инвестиций (ч. 5
ст. 15
Федерального закона № 44-ФЗ).
Федеральный
закон № 44-ФЗ, хотя и не содержит
точного прямого указания, фактически
требует от заказчиков определять
контрагентов (размещать заказ), для
заключения любых договоров на поставку
товаров, выполнение работ, оказание
услуг, за установленными самим законом
изъятиями. Вместе с тем в Федеральном
законе № 44-ФЗ внесено важное дополнение:
«в том числе приобретение недвижимого
имущества или аренда имущества» (п. 3
ч. 1 ст. 1
Федерального закона № 44-ФЗ).
Что
касается исключений, то, во-первых, п. 1
ч. 2 ст.
1
Федерального закона № 44-ФЗ исключает
из сферы своего действия отношения,
связанные с оказанием услуг международными
финансовыми организациями, созданными
в соответствии с международными
договорами, участником которых является
Российская Федерация, а также международными
финансовыми организациями, с которыми
Российская Федерация заключила
международные договоры. Перечень таких
организации будет содержаться в ЕИС
(п. 11
ч. 3 ст. 4
Федерального закона № 44-ФЗ).
Во-вторых,
согласно п. 2
ч. 3 ст.
1
Федерального закона № 44-ФЗ этот Закон
не применяется к отношениям, связанным
с закупкой товаров, работ, услуг для
обеспечения безопасности лиц, подлежащих
государственной защите, в соответствии
с Федеральным
законом от 20
августа 2004 года № 119-ФЗ «О государственной
защите потерпевших, свидетелей и иных
участников уголовного судопроизводства»
и Федеральным
законом от 20
апреля 1995 года № 45-ФЗ «О государственной
защите судей, должностных лиц
правоохранительных и контролирующих
органов».
Остается
и указание на особенности регулирования
отношений в сфере государственного
оборонного заказа. Так ч. 3
ст.
1
Федерального закона № 44-ФЗ указывает,
что такие особенности могут быть
установлены Федеральным
законом от 29
декабря 2012 года № 275-ФЗ «О государственном
оборонном заказе» в случаях, предусмотренных
Федеральным законом № 44-ФЗ. Такие
особенности могут быть установлены в
областях планирования закупок (ч. 2
ст.
16),
определения начальной (максимальной)
цены контракта (ч. 21
ст. 22) и
определения цены государственного
контракта (ч. 3
ст. 34),
описания объектов закупок (ч. 6
ст. 33),
требований к экспертам, экспертным
организациям, привлекаемым для проведения
экспертизы поставленного товара,
выполненной работы, оказанной услуги
(ч.
5
ст. 41),
порядка принятия сторонами контракта
решения об одностороннем отказе от
исполнения контракта (ч. 25
ст. 95),
обеспечения исполнения контракта (ч. 10
ст. 96),
осуществления контроля в сфере закупок
(ч. 31
ст. 99).