Осуществление закупок в бюджетных учреждениях по нормам 44-фз: правовое регулирование и особенности

ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА

Формированию системы конкурсных закупок для государственных нужд в том виде, в котором она существует в настоящее время, положило начало вступление в силу норм Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ).

Время летит быстро, то, что казалось новым и необходимым, с течением времени оценивается с точки зрения практического опыта применения, и, как правило, требует корректировки. Первые поправки в Федеральный закон № 44-ФЗ были внесены уже спустя несколько месяцев после его принятия.

В последующие годы количество корректировок увеличивалось по нарастающей и, в отдельные периоды, их число превышало число месяцев в году.

Осуществление закупок в бюджетных учреждениях по нормам 44-ФЗ: правовое регулирование и особенности

На рисунке 1 приведены сведения о динамике количества корректировок, внесённых в Федеральный закон № 44-ФЗ за период с года его принятия.

Осуществление закупок в бюджетных учреждениях по нормам 44-ФЗ: правовое регулирование и особенности

Характер и направленность вносимых изменений были обусловлены, в первую очередь, необходимостью развития и совершенствования применяемых механизмов в сфере закупок. За прошедший период последовательно внедрены и детализированы нормы, регулирующие:

  • планирование закупок исходя из определенных целей их осуществления посредством формирования, утверждения и ведения планов закупок и планов-графиков (с последующей отменой составления плана закупок);
  • нормирование в сфере закупок, установление требований к закупаемым товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, муниципальных органов);
  • положения об идентификационном коде закупки, формируемом с использованием кода бюджетной классификации, кодов общероссийских классификаторов, каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  • информационное обеспечение контрактной системы в сфере закупок (в т.ч. централизованное размещение в единой информационной системе в сфере закупок всей информации о закупках);
  • интеграцию бюджетного и закупочного процессов (в т.ч. обеспечение в системе «Электронный бюджет» контроля соответствия лимитам бюджетных обязательств планов и планов-графиков закупок заказчиков, а также последующий контроль на соответствие утверждённым планам-графикам закупок всей закупочной документации, размещаемой в единой информационной системе в сфере закупок);
  • создание федерального каталога товаров, работ и услуг, закупаемых для государственных и муниципальных нужд;
  • функционирование электронных площадок;
  • особый порядок закупок и исполнения контрактов в целях реализации национальных проектов;
  • а также целый ряд других существенных направлений и вопросов[1].

Нельзя не отметить, что определённое влияние на этот процесс оказывали и «внешние» факторы. В их числе — усиление геополитической напряжённости в мире, кризисные явления в экономике и т.п.

Специфика деятельности в новых условиях вызывала необходимость перенастройки применявшихся механизмов, поиска новых инструментов реализации проводимой государственной политики, в т.ч. в сфере закупок.

В отдельные периоды в целях минимизации последствий кризисных явлений в Федеральный закон № 44-ФЗ вносились изменения и дополнения, наделяющие стороны контракта правом отступать от некоторых установленных обязанностей и ограничений при заключении, исполнении и расторжении контракта.

  • ОСОБЕННОСТИ НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СФЕРЫ ЗАКУПОК В 2020 ГОДУ
  • Деятельность заказчиков и исполнителей в текущем году также отличается целым рядом существенных особенностей, что не могло не сказаться на подходах к корректировке и установлению правовых норм в сфере закупок.
  • С одной стороны, сохранились отдельные ранее выявленные проблемы правоприменения, требуют завершения запланированные мероприятия. В числе первоочередных задач, такие как:
  • оптимизация усложнённых процедур закупок, в т.ч. способов закупок;
  • уточнение требований к участникам закупок;
  • минимизация избыточных требований к формированию заявок;
  • внедрение электронного документооборота при исполнении контракта;
  • стандартизация информации о закупке, каталогизация товаров, работ, услуг и др.

В целях разрешения вышеуказанных вопросов Минфином России разработан и внесён в Правительство Российской Федерации законопроект, предусматривающий комплексную оптимизацию контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (т.н. «оптимизационный» законопроект). Сведения о предстоящих новациях приведены на сайте ведомства.

Сохранились и факторы, обусловленные особенностями текущей деятельности, требующие отдельного урегулирования. В этой связи, в Федеральный закон № 44-ФЗ вносились изменения, обусловленные спецификой исполнения отдельных полномочий органов власти. В частности, Федеральным законом от 04.04.

2020 № 107-ФЗ внесены изменения в статью 112 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», устанавливающие особенности отдельных закупок для обеспечения государственных нужд Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

На федеральном уровне выделялись приоритетные задачи, требующие незамедлительного решения, в связи с чем, вносились изменения «общего» характера, затрагивающие основы «закупочного» законодательства. Так, в соответствии с Федеральным законом от 24.04.2020 № 124-ФЗ:

  • закрепляется единый срок вступления в силу поправок к Закону № 44-ФЗ в зависимости от даты их принятия (в случае принятия акта, предусматривающего внесение изменений, до 1 октября текущего года, он вступит в силу 1 января очередного года; в случает принятия после 1 октября – вступление в силу произойдёт 1 января года, следующего за очередным). Таким образом, все участники контрактной системы получают гарантированный срок на подготовку к новшествам в тех случаях, когда поправки вносят в части:
  • планирования;
  • способов закупок, в том числе введения новых;
  • контроля, мониторинга и аудита закупок;
  • с 1 января 2021 года вводится обязанность проверки комиссией юридических лиц на предмет привлечения к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП в течение двух лет до подачи заявки.

С другой стороны, в текущем году на деятельность органов власти, как заказчиков, а также экономических субъектов, как исполнителей, существенное влияние оказала ситуация с распространением коронавирусной инфекции. Новые обстоятельства вызвали необходимость оперативной разработки предложений и внесения изменений в действующие нормативные правовые акты в сфере закупок и, в первую очередь, в Федеральный закон № 44-ФЗ и Федеральный закон № 223-ФЗ.

За период с 1 апреля по 1 июля текущего года в Федеральный закон № 44-ФЗ внесено несколько существенных изменений, «связанных» с коронавирусом COVID-19. Перечень нормативных правовых актов и краткое описание наиболее существенных корректировок приведены в таблице 1.

Читайте также:  Срок исковой давности для взыскания дебиторской задолженности и правила использования норм права

Осуществление закупок в бюджетных учреждениях по нормам 44-ФЗ: правовое регулирование и особенности

Таблица 1 — Сведения об основных корректировках Федерального закона № 44-ФЗ, «связанных» с коронавирусом COVID-19

Как свидетельствует анализ вышеперечисленных изменений, все они в основном были направлены на минимизацию рисков невыполнения принятых контрактных обязательств, расширение условий, способствующих своевременному исполнению заключённых контрактов, а также упрощение процедур госзакупок и облегчения доступа к ним. С определённой долей допущения можно сказать, что большая часть «проблемных» факторов и используемые подходы по их минимизации, в той или иной мере уже известны.

Вместе с тем, в текущем году проявилось несколько новых факторов, обусловленных особенностями деятельности в условиях пандемии. Рассмотрим более детально отдельные из них.

УЧЁТ ВЛИЯНИЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ НЕПРЕОДОЛИМОЙ СИЛЫ

Постановлением Правительства РФ от 31.01.2020 № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. С 1 апреля т.г. случай распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, отнесён к чрезвычайным ситуациям.

Деятельность предприятий и организаций в условиях распространения коронавирусной инфекции подвергается существенному риску. Законодательно такая ситуация подпадает под действие статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) и должна рассматриваться с точки зрения влияния обстоятельств непреодолимой силы.

Понятие непреодолимой силы содержится в п. 3 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации: под «непреодолимой силой» понимаются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства (аналогичное определение содержится в подп. 1 п. 1 ст. 202 ГК РФ).

Непреодолимость силы характеризуется:

  • чрезвычайностью обстоятельства, отсутствием возможных факторов воздействия на неё;
  • непредотвратимостью, невозможностью ее предусмотреть и принять превентивные меры.

Особенности закупок бюджетными учреждениями в соответствии с Законом о контрактной системе

Закон о контрактной системе устанавливает для бюджетного учреждения возможность осуществлять закупки в порядке, предусмотренном названным законом, и в порядке, предусмотренном Законом о закупках (ст. 15 Закона о контрактной системе).

В соответствии с Законом о закупках осуществление закупок бюджетными учреждениями за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, происходит в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.

При наличии правового акта, принятого бюджетным учреждением в соответствии с ч. 3 ст. 2 Закона о закупках и размещенного до начала календарного года в ЕИС, данное бюджетное учреждение вправе будет осуществлять в соответствующем году закупки в порядке, определенном Законом о закупках (ч. 2 ст. 15 Закона о контрактной системе).

Данное решение бюджетное учреждение принимает до 1 апреля текущего года (ч. 25 ст. 112 Закона о контрактной системе). Принятое решение не может быть изменено в текущем году, но бюджетное учреждение может внести изменения в утвержденный документ, регламентирующий правила закупки, — положение о закупке.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (п. 2 ст. 2 Закона о закупках).

При соблюдении этих условий бюджетное учреждение вправе осуществлять закупки:

  • 1) за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории РФ в порядке, установленном законодательством РФ, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, если условиями, определенными гран- тодателями, не установлено иное;
  • 2) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;
  • 3) за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).

Закон о закупках предусматривает ряд особенностей управления закупками бюджетными учреждениями при осуществлении бюджетных инвестиций. Эти особенности затрагивают деятельность не только бюджетных учреждений, но и автономных учреждений, государственных, муниципальных унитарных предприятий.

В частности, при осуществлении бюджетных инвестиций бюджетные учреждения, которые осуществляют закупки в пределах переданных им государственными, муниципальными заказчиками полномочий на основании соглашений, обязаны руководствоваться нормами Закона о закупках.

Этот случай затрагивает бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной, муниципальной собственности и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную, муниципальную собственность.

Кроме того, если средства бюджетов предоставлены этим юридическим лицам на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности, то при планировании и осуществлении ими закупок за счет указанных средств они также обязаны руководствоваться нормами Закона о контрактной системе. Также на них распространяются положения, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок и контроль в сфере закупок.

Важно знать

Обязанность применения унитарными предприятиями норм Закона о контрактной системе при осуществлении закупок за счет бюджетных средств на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности возникнет с 1 января 2017 г.

Лекция 8 контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

С
1 января 2014 года вступил в силу, за
исключением отдельных положений,
Федеральный
закон от 5
апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной
системе в сфере закупок товаров, работ,
услуг для обеспечения государственных
и муниципальных нужд» (далее – Федеральный
закон № 44-ФЗ, новый закон). Целями его
принятия являются:

  • существенное повышение качества обеспечения государственных (муниципальных) нужд за счет реализации системного подхода к формированию, размещению и исполнению государственных (муниципальных) контрактов;
  • обеспечение прозрачности всего цикла закупок от планирования до приемки и анализа контрактных результатов;
  • предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере обеспечения государственных и муниципальных нужд.

При
этом указывается, что разработка
принципиально нового закона была
необходима в связи с тем, что комплекс
проблем в российском государственном
заказе невозможно решить в рамках
внесения изменений в действующее
законодательство Российской Федерации
в сфере государственных закупок.

Читайте также:  Отказ от заключения контракта по 44-фз заказчиком или поставщиком: основания, порядок действий, последствия для участников

В связи
с этим с той же даты, 1 января 2014 года,
утрачивают силу Федеральный
законот 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О
размещении заказов на поставки товаров,
выполнение работ, оказание услуг для
государственных и муниципальных нужд»
(далее — Закон № 94-ФЗ), все законы и
отдельные положения законов, вносившие
в Закон № 94-ФЗ изменения, и все
взаимосвязанные с ним положения иных
законов.

Р.Б. Куличев
(2013) обращает внимание, что Федеральный
закон № 44-ФЗне
столько устанавливает новые процедуры
осуществления закупок и вносит изменения
в уже действующие, сколько устанавливает
правовое регулирование всей системы
осуществления государственных закупок,
и не только на стадии их непосредственного
проведения, но и на стадиях их планирования,
исполнения и оценки исполнения.

Также
предлагалось отменить и Федеральный
закон от 18
июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках
товаров, работ, услуг отдельными видами
юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ),
однако в принятом в итоге Федеральном
законе № 44-ФЗ этого не предусматривается.
Тем не менее закупки по Закону № 223-ФЗ
частично интегрируются в контрактную
систему.

  1. расширение сферы действия законодательства в части стадий процесса обеспечения государственных (муниципальных) нужд и регламентирование тех стадий, которые не относятся напрямую к процессу выбора поставщика, подрядчика, исполнителя (далее также — контрагент), в том числе:

  • введение требований об обосновании закупки и возможности ее общественного обсуждения;
  • детализация требований обоснования цены;
  • допущение возможного выведения из-под действия этого закона части закупок бюджетных учреждений;
  • требование применения этого закона организациями, не руководствующимися им по общему правилу;
  • введение института централизованных закупок;
  • расширение количества способов размещения заказа, точнее определения контрагентов;
  • установление более определенных требований к приобретаемым товарам, работам, услугам (нормирование, детализация требований к описанию предметов контрактов, определение идентичных и однородных товаров);
  • введение дополнительного регулирования порядка исполнения контрактов, в том числе:

    • установление порядка приемки товаров, работ, услуг по контракту;
    • установление права заказчика на односторонний отказ от исполнения контракта (параллельно аналогичные изменения внесены в Закон№ 94-ФЗ).

    Предмет регулирования.
    В. Петрищев
    (2013) отмечает, что Федеральный закон
    № 44-ФЗ по сравнению с Законом № 94-ФЗ
    уточнил предмет регулирования
    законодательства в сфере государственных
    закупок. В соответствии с ч. 1
    ст. 1
    Федерального закона № 44-ФЗ им
    регулируются отношения, направленные
    на обеспечение государственных и
    муниципальных нужд в части, касающейся:

    1. планирования закупок товаров, работ, услуг;

    2. определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

    3. заключения гражданско-правового договора, именуемого также контрактом, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) указанными в законе лицами;

    4. особенностей исполнения контрактов;

    5. мониторинга закупок товаров, работ, услуг;

    6. аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг;

    7. контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — контроль в сфере закупок).

    Ключевыми
    элементами в этом перечне являются
    «определение контрагентов» и «заключение
    гражданско-правового договора».

    «Под
    определением контрагентов» понимается
    «совокупность действий, которые
    осуществляются заказчиками в порядке,
    установленном этим Законом, начиная с
    размещения извещения об осуществлении
    закупки товара, работы, услуги…

    либо в
    установленных этим законом случаях с
    направления приглашения принять участие
    в определении поставщика (подрядчика,
    исполнителя) и завершаются заключением
    контракта» (п. 2
    ст. 3
    Федерального закона № 44-ФЗ).

    Таким
    образом, то, что формально было определено
    предметом регулирования Закона
    № 94-ФЗ, становится только частью
    предмета регулирования нового закона.

    В
    связи с этим вводится и новый термин
    «закупка»: совокупность действий,
    осуществляемых в установленном Законом
    № 44-ФЗ порядке заказчиком и направленных
    на обеспечение государственных или
    муниципальных нужд. Закупка начинается
    с определения контрагента и завершается
    исполнением обязательств сторонами
    контракта (п. 3
    ст. 3
    Федерального Закона № 44-ФЗ).

    Употребление
    именно термина «закупка», как мы понимаем,
    связано со стремлением унифицировать,
    интегрировать в единую систему обеспечение
    нужд государственных, муниципальных
    заказчиков и бюджетных учреждений и
    нужд организаций, руководствующихся
    Законом
    № 223-ФЗ.

    Однако
    как можно увидеть из вышесказанного,
    закупка — это тоже часть предмета
    регулирования, включающего и предшествующие
    этапы (планирование закупок) и последующие
    их мониторинг и контроль.

    Для определения
    всего предмета регулирования используется
    термин «контрактная система»: совокупность
    участников контрактной системы и
    осуществляемых ими действий, направленных
    на обеспечение государственных и
    муниципальных нужд (п.

     1
    ст. 3
    Федерального закона № 44-ФЗ).

    Как
    видим, выстроена определенная иерархия:
    определение контрагентов (= размещение
    заказа) — часть закупки, как процесса
    непосредственно приобретения товаров,
    работ, услуг, а сама закупка — часть
    контрактной системы, включающей в себя
    планирование закупок и контроль за
    правомерностью и эффективностью их
    осуществления.

    Весь
    данный процесс должен приводить к
    достижению целей закупок, определенных
    ст. 13
    Федерального закона № 44-ФЗ.

    Инструментом,
    обеспечивающим единство регулирования
    всего процесса, является Единая
    информационная система (ЕИС), которая
    будет содержать не только те сведения,
    которые в настоящее время подлежат
    размещению на официальном сайте ‑
    планы-графики, извещения и протоколы,
    но и

    • интегрирует в себя реестр контрактов и реестр недобросовестных контрагентов, а также включит в себя
    • базу нормативных актов,
    • информацию, необходимую для формирования предметов закупок и обоснования цены (каталоги товаров и с 1 января 2015 года (ч. 2 ст. 114 Федерального закона № 44-ФЗ) информацию о складывающихся на товарных рынках ценах),
    • информацию о реализации планов и отчеты заказчика,
    • результаты мониторинга, аудита и контроля закупок,
    • реестр банковских гарантий, реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний и другую информацию, предусмотренную Федеральным законом № 44-ФЗ (ч. 3 ст. 4 этого Закона).

    Порядок
    и сроки ввода в эксплуатацию единой
    информационной системы устанавливаются
    Правительством РФ. До ввода в эксплуатацию
    единой информационной системы информация,
    подлежащая размещению в единой
    информационной системе, размещается в
    порядке, установленном Правительством
    РФ, на официальном сайте (ч. 5
    ст. 112
    Федерального закона № 44-ФЗ).

    Читайте также:  Статья 21 Федерального закона №14-ФЗ «Об ООО»: правила и особенности перехода права на долю

    Также
    субъекты Российской Федерации и
    муниципальные образования вправе
    создавать региональные и муниципальные
    информационные системы в сфере закупок,
    интегрированные с ЕИС, разумеется,
    интегрированные после начала эксплуатации
    ЕИС (ч.ч. 7,
    11
    ст. 4, ч. 24
    ст. 112
    Федерального закона № 44-ФЗ).

    Сфера применения.Заказчиками,
    руководствующимися Федеральным законом
    № 44-ФЗ являются: государственный,
    муниципальный заказчик либо (с оговоркой,
    о которой ниже) бюджетное учреждение,
    осуществляющие закупки (п. 7
    ст. 3
    Федерального закона № 44-ФЗ).

    Государственными
    и муниципальными заказчиками являются:
    государственный орган, орган управления
    государственным внебюджетным фондом
    либо государственное казенное учреждение
    и, соответственно, муниципальный орган,
    уполномоченные принимать бюджетные
    обязательства в соответствии с бюджетным
    законодательством
    Российской Федерации (п.п. 5,
    6
    ст. 3
    Федерального закона № 44-ФЗ).

    В
    отношении бюджетных учреждений ч.ч. 1,
    2
    ст. 15
    Федерального закона № 44-ФЗ установлена
    особая возможность: они получают право,
    при соблюдении установленных этими
    нормами условий, осуществлять часть
    закупки в соответствии с Федеральным
    законом № 223-ФЗ:

    1. за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

    2. в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;

    3. за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).

    Для
    применения этого права бюджетное
    учреждение обязано утвердить и разместить
    в единой информационной системе документ,
    предусмотренный ст.

     2
    Федерального закона № 223-ФЗ, ‑
    положение о закупках, причем осуществлять
    указанные выше закупки в соответствии
    с этим положением оно сможет только в
    следующем после размещения календарном
    году.

    Если такое положение не принято,
    как следует из логики приведенных норм,
    бюджетное учреждение обязано
    руководствоваться Федеральным законом
    № 44-ФЗ.

    Принятое
    бюджетным учреждением решение об
    осуществлении указанных выше закупок
    в порядке, установленном Федеральным
    законом № 44-ФЗ, или в соответствии с
    Федеральным законом № 223-ФЗ согласно
    ч. 3
    ст. 15
    Федерального закона № 44-ФЗ не может
    быть изменено в текущем году.

    Кроме
    того, положения Федерального закона
    № 44-ФЗ могут распространяться на
    некоторые закупки, осуществляемые
    лицами, которые не относятся к числу
    определенных этим Законом заказчиков.

    Во-первых,
    положения Федерального закона № 44-ФЗ,
    за исключением устанавливающих
    особенности исполнения контракта,
    распространяются на осуществляемые
    автономными учреждениями, государственными,
    муниципальными унитарными предприятиями
    (которые по общему правилу руководствуются
    Федеральным законом № 223-ФЗ) закупки,
    осуществляемые за счет средств,
    предоставленных им из бюджетов в
    соответствии с Бюджетным кодексом РФ
    и иными нормативными правовыми актами,
    регулирующими бюджетные правоотношения,
    на осуществление капитальных вложений
    в объекты государственной, муниципальной
    собственности (ч. 4
    ст. 15
    Федерального закона № 44-ФЗ).

    Кроме
    того, вышеперечисленным лицам в
    соответствии с бюджетным законодательством
    могут быть переданы полномочия
    государственных или муниципальных
    заказчиков, а в таком случае они должны
    руководствоваться положениями
    Федерального закона № 44-ФЗ, регулирующими
    деятельность именно государственного
    и муниципального заказчика (ч. 6
    ст. 15
    Федерального закона № 44-ФЗ).

    Во-вторых,
    на иные юридические лица, помимо
    вышеперечисленных, положения Федерального
    закона № 44-ФЗ, регулирующие деятельность
    заказчика, распространяются при
    осуществлении ими закупок за счет
    предоставленных на реализацию
    инвестиционных проектов по строительству,
    реконструкции и техническому перевооружению
    объектов капитального строительства,
    но только в случаях и в пределах, которые
    определены в соответствии с бюджетным
    законодательством
    Российской Федерации в рамках договоров
    об участии Российской Федерации, субъекта
    Российской Федерации или муниципального
    образования в собственности субъекта
    инвестиций (ч. 5
    ст. 15
    Федерального закона № 44-ФЗ).

    Федеральный
    закон № 44-ФЗ, хотя и не содержит
    точного прямого указания, фактически
    требует от заказчиков определять
    контрагентов (размещать заказ), для
    заключения любых договоров на поставку
    товаров, выполнение работ, оказание
    услуг, за установленными самим законом
    изъятиями. Вместе с тем в Федеральном
    законе № 44-ФЗ внесено важное дополнение:
    «в том числе приобретение недвижимого
    имущества или аренда имущества» (п. 3
    ч. 1 ст. 1
    Федерального закона № 44-ФЗ).

    Что
    касается исключений, то, во-первых, п. 1
    ч. 2 ст.

     1
    Федерального закона № 44-ФЗ исключает
    из сферы своего действия отношения,
    связанные с оказанием услуг международными
    финансовыми организациями, созданными
    в соответствии с международными
    договорами, участником которых является
    Российская Федерация, а также международными
    финансовыми организациями, с которыми
    Российская Федерация заключила
    международные договоры. Перечень таких
    организации будет содержаться в ЕИС
    (п. 11
    ч. 3 ст. 4
    Федерального закона № 44-ФЗ).

    Во-вторых,
    согласно п. 2
    ч. 3 ст.

     1
    Федерального закона № 44-ФЗ этот Закон
    не применяется к отношениям, связанным
    с закупкой товаров, работ, услуг для
    обеспечения безопасности лиц, подлежащих
    государственной защите, в соответствии
    с Федеральным
    законом от 20
    августа 2004 года № 119-ФЗ «О государственной
    защите потерпевших, свидетелей и иных
    участников уголовного судопроизводства»
    и Федеральным
    законом от 20
    апреля 1995 года № 45-ФЗ «О государственной
    защите судей, должностных лиц
    правоохранительных и контролирующих
    органов».

    Остается
    и указание на особенности регулирования
    отношений в сфере государственного
    оборонного заказа. Так ч. 3
    ст.

     1
    Федерального закона № 44-ФЗ указывает,
    что такие особенности могут быть
    установлены Федеральным
    законом от 29
    декабря 2012 года № 275-ФЗ «О государственном
    оборонном заказе» в случаях, предусмотренных
    Федеральным законом № 44-ФЗ. Такие
    особенности могут быть установлены в
    областях планирования закупок (ч. 2
    ст.

     16),
    определения начальной (максимальной)
    цены контракта (ч. 21
    ст. 22) и
    определения цены государственного
    контракта (ч. 3
    ст. 34),
    описания объектов закупок (ч. 6
    ст. 33),
    требований к экспертам, экспертным
    организациям, привлекаемым для проведения
    экспертизы поставленного товара,
    выполненной работы, оказанной услуги
    (ч.

     5
    ст. 41),
    порядка принятия сторонами контракта
    решения об одностороннем отказе от
    исполнения контракта (ч. 25
    ст. 95),
    обеспечения исполнения контракта (ч. 10
    ст. 96),
    осуществления контроля в сфере закупок
    (ч. 31
    ст. 99).

  • Leave a Comment

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *