Организация и проведение тендеров и закупок в соответствии с правилами действующего законодательства

Морозова Л., эксперт журнала

Организация и проведение тендеров и закупок в соответствии с правилами действующего законодательства

Федеральным законом от 01.05.2019 № 70‑ФЗ внесены изменения в законодательство о закупках, согласно которым учреждениям культуры станет проще осуществлять закупки. Новшества начинают действовать с 31 июля 2019 года. О том, какие привилегии появятся у этих учреждений, поговорим в статье.

Правоприменительная практика реализации законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд выявила ряд существенных недостатков в применении отдельных положений Федерального закона от 05.04.

2013 № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44‑ФЗ) в сфере культуры. В ряде случаев нормы данного закона становятся препятствием на пути эффективной организации культурной деятельности.

В связи с этим, а также с целью упрощения закупок в сфере культуры законодатели вносят изменения в законе о контрактной системе (и не только).

Госзакупки у единственного поставщика

Закупки до 400 тыс. руб. (600 тыс. руб.). Ранее в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 93 Закона № 44‑ФЗ учреждения культуры могли осуществлять госзакупки учреждениями культуры на сумму до 400 тыс. руб. без проведения торгов (то есть у единственного поставщика).

В данном случае речь идет о государственных (муниципальных) учреждениях культуры, уставными целями деятельности которых являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также о таких учреждениях, как зоопарки, планетарии, парки культуры и отдыха, заповедники, ботанические сады, национальные парки, природные парки, ландшафтные парки, театры, концертные учреждения, телерадиовещательные учреждения, цирки, музеи, дома культуры, дворцы культуры, клубы, библиотеки, архивы.

В новой редакции данной нормы перечень учреждений культуры был расширен. К перечисленным выше добавили дома (центры) народного творчества, дома (центры) ремесел.

И что самое главное, увеличился лимит суммы закупок, позволяющий размещать их у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя): с 400 тыс. руб. до 600 тыс. руб. Значит, теперь без торгов можно осуществлять еще больше закупок. Однако при их проведении необходимо соблюдать и новые ограничения по годовому объему. Так, годовой объем закупок на сумму до 600 тыс. руб. не должен превышать:

  • либо 5 млн руб.;
  • либо 50 % совокупного годового объема закупок заказчика и составлять не более 30 млн руб. (ранее 20 млн руб.).

Закупки у авторов (исполнителей, изготовителей), обладающих исключительными правами. Приведем новую и старую редакции пп. 13 п. 1 ст. 93 Закона № 44‑ФЗ, которым установлена возможность осуществления закупок у единственного поставщика.

Новая редакция Старая редакция
Закупка произведений литературы и искусства определенных авторов (за исключением случаев приобретения фильмов в целях проката), прав на произведения литературы и искусства определенных авторов, исполнений конкретных исполнителей, прав на исполнения конкретных исполнителей, фонограмм конкретных изготовителей для нужд заказчиков, прав на фонограммы конкретных изготовителей для нужд заказчиков в случае, если единственному лицу принадлежат исключительные права или исключительные лицензии на такие произведения, исполнения, фонограммы Закупка произведений литературы и искусства определенных авторов (за исключением случаев приобретения кинопроектов в целях проката), исполнений конкретных исполнителей, фонограмм конкретных изготовителей для нужд заказчиков в случае, если единственному лицу принадлежат исключительные права или исключительные лицензии на такие произведения, исполнения, фонограммы

Таким образом, внесенные новшества позволяют без проведения торгов закупать у конкретных авторов (исполнителей, изготовителей), обладающих исключительными правами или лицензиями, не только сами произведения, их публичные исполнения, фонограммы, но и права на них.

Закупка музыкальных инструментов. Учреждения культуры теперь вправе приобретать музыкальные инструменты у единственного поставщика (юридического или физического лица) на основании пп. 17 п. 1 ст. 93 Закона № 44‑ФЗ.

Ранее положения данного пункта распространялись лишь на следующие закупки учреждениями культуры:

  • создание произведения литературы или искусства по договору с конкретным физическим лицом;
  • исполнение произведений по договору с конкретным физическим или юридическим лицом, осуществляющим концертную или театральную деятельность;
  • изготовление и поставку декораций, сценической мебели, сценических костюмов, театрального реквизита, бутафории, грима, постижерских изделий по договору с физическим или юридическим лицом.

Закупки за счет подаренных (пожертвованных) средств

К закупкам, по которым бюджетные учреждения не обязаны соблюдать требования Закона № 44‑ФЗ, помимо закупок за счет собственных средств, средств грантов, добавляются закупки за счет средств, полученных в качестве дара, в том числе пожертвования (благотворительного пожертвования). Соответствующие поправки внесены в п. 2 ст. 15 Закона № 44‑ФЗ и пп. 4 п. 2 ст. 1 Закона № 223‑ФЗ[1].

  • Отметим, что упомянутые закупки бюджетные учреждения вправе осуществлять на основании требований Закона № 223‑ФЗ при условии наличия у них соответствующего положения о закупках, размещенного в единой информационной системе до начала года.
  • С целью проведения закупок с учетом названных новшеств в 2019 году бюджетным учреждениям разрешается до 1 октября 2019 года внести необходимые изменения в законе о контрактной системе и план закупки.
  • Дополнительные требования к исполнителям, допущенным к архивам библиотек и музеев

При заключении контракта на выполнение работ (оказание услуг), связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, библиотеки, к системам обеспечения безопасности и (или) сохранности музейных предметов, архивных документов, библиотечного фонда, заказчик вправе включить в него условие о выполнении подрядчиком работ (об оказании исполнителем услуг) самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению обязательств, предусмотренных контрактом. Данные положения прописаны в новом п. 29.1 ст. 34 Закона № 44‑ФЗ.

* * *

Обобщим новшества, принятые с целью упрощения проведения закупок учреждениями культуры. С 31 июля 2019 года:

1) с 400 тыс. руб. до 600 тыс. руб. увеличится сумма единовременной закупки у единственного поставщика, с 20 млн руб. до 30 млн руб. – предельная величина годового объема таких закупок. При этом, как и раньше, указанные закупки не должны превышать 50 % совокупного годового объема всех закупок заказчика;

  1. 2) будет расширен список учреждений культуры, которые могут осуществлять закупки у единственного поставщика (добавляются дома (центры) народного творчества, дома (центры) ремесел);
  2. 3) появится возможность заключения с единственным поставщиком контракта на изготовление и поставку музыкальных инструментов;
  3. 4) смягчатся требования к закупкам, осуществляемым бюджетными учреждениями за счет подаренных средств, в том числе пожертвований и благотворительных взносов. Учреждение вправе самостоятельно прописать порядок проведения закупок в положении о закупках;
  4. 5) появится возможность прямого запрета на привлечение субподрядчиков (соисполнителей) при осуществлении закупок на выполнение работ (оказание услуг), предполагающих допуск подрядчиков, исполнителей к базам данных, архивам и хранилищам музеев, библиотек.
  5. Принятие перечисленных изменений, учитывающих отраслевую специфику и особенности отдельных направлений культурной деятельности, окажет положительное воздействие на основную деятельность государственных (муниципальных) учреждений культуры и позволит существенно оптимизировать процесс закупок в сфере культуры. 

[1] Федеральный закон от 18.07.2011 № 223‑ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение, №6, 2019 год

Каковы правила проведения тендеров на закупку по закону?

Проведение тендеров на закупку — процесс, который в каждом конкретном случае имеет свои особенности. В то же время все тендеры подчинены общим правилам. О том, где установлены основные требования к торгам, какие их формы существуют, какова стандартная схема организации тендера, вы узнаете из нашей статьи. 

Законодательство о тендерах в России

Проведение тендеров на закупку товаров, работ и услуг регулируется довольно большим количеством нормативных актов. Основными правовыми источниками являются:

Перечисленные источники носят универсальный характер и применяются как государственными или муниципальными заказчиками, так и частными. Однако помимо этих законов о тендерах существует большой пласт специализированных норм, которые входят в состав различных законодательных актов, таких как Земельный кодекс, Лесной кодекс и т. д.

Организация и проведение тендеров и закупок в соответствии с правилами действующего законодательства

Формы торгов и их виды: открытые, закрытые, без регистрации

Как такового термина «тендер» в российском законодательстве не существует. Однако по общему правилу под тендером понимается заключение договора через торги.

При этом торги могут проходить в разных формах, самыми популярными из которых являются аукционы и конкурсы. Также возможно их проведение путем запроса предложений, запроса котировок, закупки у единственного поставщика.

Данный перечень не является закрытым. Форма закупки определяется организатором самостоятельно.

Все тендеры при этом можно разделить на 2 вида:

  1. Открытые. При данном варианте к участию приглашаются все желающие.
  2. Закрытые. Здесь участвуют только специально приглашенные лица.

Кроме того, с развитием информационных технологий все большую популярность получают торги на электронных площадках, где действуют свои правила. Обычно к тендерам в таком случае допускаются только зарегистрированные на определенном сайте пользователи. Однако существует много площадок, где закупки проходят в упрощенном порядке (нередко даже без регистрации участников).

Читайте также:  Дополнительное профессиональное образование в сфере закупок: какие применяются профстандарты и где можно пройти подготовку?

Правила проведения тендеров

В качестве заказчика (организатора) может выступать любое заинтересованное в заключении договора лицо. Участниками (заявителями) могут быть как юридические или физические лица, так и индивидуальные предприниматели.

С выигравшим участником заключается договор. Если заявитель был только один, то тендер считается несостоявшимся. Заказчик в таком случае обязан заключить договор с единственным поставщиком.

Все закупки происходят по общей схеме:

  1. Публикуется извещение об организации тендера. В нем должны быть указаны:
    • информация о времени и месте проведения торгов;
    • требования к участникам и их заявкам;
    • начальная цена;
    • основные условия предлагаемого договора.
  2. Участники подают заявки на тендер. Срок подачи определяется в извещении. На этом же этапе участники вносят задаток, если это установлено организатором.
  3. Проводятся сами торги, и определяется победитель. По окончании и результатам подписывается итоговый протокол, который имеет силу договора.
  • Остальные нюансы проведения конкретного тендера в каждом случае определяются заказчиком самостоятельно или в соответствии с действующим законодательством, если организатором является субъект публичного права.
  • ***

Итак, тендеры бывают разных форм и видов. В большинстве случаев организатор самостоятельно выбирает удобный для себя вариант и схему проведения закупки. Однако иногда (например, когда речь идет о государственных и муниципальных интересах) торги четко регламентируются действующим законодательством.

Как повысить шансы на победу в тендере

  • Что подразумевается под термином «тендер»?
  • Какие существуют виды тендеров?
  • Каковы правила участия в тендере и критерии отбора?
  • Кто может участвовать в тендерах?
  • Как повысить шансы на победу?
  • Как избежать ошибок, чтобы выиграть тендер?

Что такое тендер

«Тендер» — термин, который довольно часто используется в сфере закупок и бизнес-кругах. Однако его официального определения в российском законодательстве нет.

Обычно под тендером подразумеваются конкурсные торги: все возможные виды процедур, которые проводятся с целью закупки различных товаров, работ или определенного рода услуг.

Заказчиком при этом выступает компания, которая осуществляет закупку. Участниками становятся индивидуальные предприниматели или юридические лица различной организационной формы.

По результатам тендера заключается контракт с организацией, которая сделала самое выгодное для организатора предложение (по разным параметрам, в зависимости от вида торговой процедуры).

Таким образом, тендеры позволяют найти оптимальные решения для развития бизнеса.

Пример 1

Компания-заказчик «Нова-Сити» объявляет условия, на которых готова приобрести товар — кирпич. Поставщики анализируют озвученные требования и предлагают свои варианты.

В тендере участвуют компании, которые готовы продать кирпич по ценам:

• «Кратер» — 5,4 руб./шт.;

• «Грейси» — 7 руб./шт.;

• «Ротонда» — 6,97 руб./шт.;

• «Стрела» — 5,65 руб./шт.

Заказчик выберет поставщика, который предлагает наилучшие условия поставки. Соответственно, после данного тендера заказчик заключит контракт и закупит кирпич у компании «Кратер», предоставившей наиболее выгодную стоимость.

Пример 2

Школа закупает новые парты. Поскольку она является государственным учреждением, приобрести товар в мебельном магазине не может. Согласно законодательству она должна провести тендер и конкурсным путем выбрать поставщика.

Поэтому школа формирует требования к товару и критерии, по которым намерена выбирать победителя. Затем информацию о закупке размещает на специальном портале для тендеров.

В назначенный день рассматривает все предложения, подводит итоги и выбирает поставщика.

Виды тендеров

Тендеры разделяют на несколько типов, в зависимости от критериев и условий.

По организатору

В зависимости от того, кто является организатором конкурса, различают следующие типы тендеров:

1. Коммерческие.

Проводятся добровольно различными частными, негосударственными компаниями (любыми) в целях достижения экономии. В основном это закупки для собственных нужд.

Обязанности заказчика по 44-ФЗ: разбираемся в нормах законодательства

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

Из этой статьи вы узнаете:

  • Кто является заказчиком по 44-ФЗ
  • Общие обязанности заказчика по 44-ФЗ
  • Обязанности заказчиков по отчетам в рамках 44-ФЗ
  • Административная ответственность заказчика за несоблюдение своих обязанностей
  • Уголовная ответственность заказчика

Закупочная деятельность строго регламентирована, и обязанности заказчика по 44-ФЗ не стали исключением – закон обозначает как общие положения, так и необходимую отчетность. За нарушение тех или иных пунктов предусмотрена административная ответственность, а в некоторых случаях – уголовная.

Однако, прежде чем начать рассмотрение обязанностей заказчика, будет необходимо определиться с терминологией и понять, кто именно является заказчиком с точки зрения законодательства. Обо всем этом расскажем в нашей статье.

Кто является заказчиком по 44-ФЗ

Условия функционирования системы государственных закупок жестко регламентированы законодательством.

Заказчиками выступают различные государственные и муниципальные организации, финансирование которых осуществляется из бюджета соответствующего уровня.

Перечень типов учреждений, которые являются заказчиками, приведен в статье 3 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок».

Законодательством также установлено, что учреждения, имеющие различную организационно-правовую форму, выступая в роли заказчика, наделяются своим объемом полномочий.

Что касается организаций муниципального уровня, которые также являются заказчиками в системе госзакупок в соответствии с 44-ФЗ, то они подразделяются на муниципальные органы и казенные учреждения, представляющие интересы муниципального образования. Их деятельность ограничена бюджетным законодательством, в соответствии с которым на данные учреждения возлагаются определенные бюджетные обязательства.

Общие обязанности заказчика по 44-ФЗ

Вне зависимости от типа бюджетного учреждения права и обязанности заказчика по 44-ФЗ одинаковы. Однако закон предусматривает определенные ограничения, в частности для автономных учреждений, когда для реализации закупки действуют особые правила.

Права заказчиков по 44-ФЗ:

  • приобретение товаров, работ и услуг, финансируемое из бюджета соответствующего уровня;
  • проведение закупок в электронной форме с использованием ЭТП;
  • свобода выбора способов закупок с учетом норм 44-ФЗ;
  • делегирование уполномоченной организации функций заказчика по закупке в любом объеме;
  • участие в разборе жалоб на действия заказчиков в рамках закупок;
  • заключение государственных и муниципальных контрактов.

К обязанностям заказчиков по 44-ФЗ относятся:

  • назначение лиц, ответственных за реализацию закупки: закупочная комиссия, контрактный управляющий;
  • составление плана-графика закупок с указанием сроков и периодичности;
  • публикация в ЕИС извещения о закупке и конкурсной документации;
  • разработка понятных критериев, по которым проводится оценка заявок участников;
  • анализ поступивших заявок и выбор победителя конкурсной процедуры;
  • разъяснение содержания документации по закупке по запросам участников;
  • выполнение экспертизы объекта поставки, если требуется;
  • приемка товаров, работ и услуг в оговоренные сроки;
  • оплата поставки по контракту в оговоренные сроки;
  • оформление и направление в соответствующие инстанции отчетной документации;
  • направление информации о недобросовестных поставщиках в РНП.

Обязанности заказчиков по отчетам в рамках 44-ФЗ

Как было указано выше, одной из обязанностей заказчика по 44-ФЗ является составление и направление отчетов. До введения поправок к закону 44-ФЗ заказчик должен был формировать 4 отчета. Теперь же информация предоставляется только по одному направлению:

  • по количеству закупок у СМП и СОНКО в течение года.

Сведения по объему закупок у предприятий малого бизнеса и некоммерческих организаций социальной направленности должны быть размещены в ЕИС до 1 апреля года, следующего за отчетным.

В соответствии с законом заказчики обязаны закупать у данных организаций не менее 15 % от годового объема товаров, работ и услуг.

Читайте также:  Освобождение от расчета и выплаты НДС: особенности процедуры

В отчет в том числе должны быть включены сведения о закупках, которые не состоялись по любым причинам, если контрагентами были представители СМП и СОНКО.

Помимо этого, заказчик обязан в ЕИС заполнить ежегодный отчет, в который заносятся данные по осуществлению крупных проектов с участием государства. В законе нет указания, в какой срок необходимо предоставить данный отчет.

Раньше, до 12 мая 2019 г., заказчик обязан был отчитываться по результатам исполнения контракта. Но после упразднения ч. 9–12 ст. 94 44-ФЗ делать этого не требуется. Отчет по закупкам у единственного поставщика с аргументацией такой необходимости потерял актуальность с 31 июля 2019 года.

Административная ответственность заказчика за несоблюдение своих обязанностей

С 1 января 2021 года планируется введение поправок в Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП) и Гражданский процессуальный кодекс РФ. 30 января 2020 года Минфин разместил проект этих нормативных актов на соответствующем сайте.

Вопросу нарушений при проведении государственных закупок в новом административном кодексе посвящена 28 глава.

Также в ней приводятся санкции за несоблюдение закона отдельными видами юридических лиц и представителями сферы гособоронзаказа в ходе закупочных процедур.

Размер штрафов за нарушение законов 44-ФЗ, 223-ФЗ и 275-ФЗ останется без изменений. При неисполнении своих обязанностей заказчик по контракту в рамках 44-ФЗ и прочих нормативных актов должен заплатить неустойку в размере до 500 000 руб., максимальный размер штрафа для должностных лиц — 50 000 руб.

ВАЖНО! Если нарушение будет квалифицировано как малозначительное, то мерой наказания за него является предупреждение.

В соответствии с поправками к Кодексу РФ об административных правонарушениях, которые вступят в действие с 2021 года, предусматриваются следующие санкции за нарушение закона:

Статья в новом КоАП Ответственность
28.1 Нарушения положений контрактного законодательства при выборе процедуры определения поставщика и разработке ее условий наказываются штрафом.
28.2 Нарушение требований по размещению информации в ходе государственной закупки наказывается штрафом.
28.3 Нарушения порядка, предусмотренного для проведения госзакупки, наказывается штрафом.
28.4 Нарушение процедуры и сроков при возврате обеспечения заявок, исполнения контракта наказывается штрафом. Также штраф предусмотрен, если не соблюдается порядок или сроки блокировки спецсчета, на который вносятся вышеуказанные суммы.
28.5 Нарушения в ходе проведения электронной процедуры наказываются штрафом.
28.6 Нарушения, допущенные в процедуре заключения контракта, а также в регламенте его корректировки, наказываются штрафом.
28.7 Нарушения, допущенные при оплате за поставленные товары, выполненные работы или услуги, в том числе несоблюдение сроков, наказываются штрафом.
28.8 Нарушения, допущенные в ходе закупок отдельными видами юридических лиц, наказываются штрафом.
28.10 Отказ или уклонение подрядчика от подписания государственного контракта, если закупка проводится в сфере гособоронзаказа (ГОЗ), наказывается штрафом. То же самое относительно договора, исполнение которого требуется для реализации ГОЗ.
28.11 Нарушение обязательных требований к продукции, относящейся к оборонной сфере, наказывается штрафом.
28.12 Ликвидация или перепрофилирование промышленного оборудования, продукция которого является объектом поставки по гособоронзаказу, наказывается штрафом.
28.13 Использование на другие цели бюджетных средств, выделенных для закупок в сфере гособоронзаказа, наказывается штрафом.
28.14 Нарушение требований в отношении ведения раздельного учета в ходе осуществления финансово-хозяйственной деятельности наказывается штрафом.
28.15 Неисполнение или исполнение не должным образом государственного контракта в сфере гособоронзаказа, а также действия (бездействие) подрядчика, результатом которых стало неправомерное увеличение цены ГОЗ, наказываются штрафом.
28.16 Отклонение от положений государственного контракта в сфере гособоронзаказа наказывается штрафом.
28.17 Непредоставление информации относительно заключения и исполнения контрактов в сфере гособоронзаказа по предусмотренным законом правилам наказывается штрафом.
28.18 Проведение уполномоченным банком непредусмотренных соответствующим законодательством транзакций по контрактам в сфере гособоронзаказа наказывается штрафом.
28.19 Несоблюдение регламента банковского сопровождения, нарушение уполномоченной финансово-кредитной организацией обязанностей, связанных с реализацией контрактов в сфере гособоронзаказа, наказываются штрафом.
28.20 Нарушение в регламенте обнародования сведений в ИАС, в том числе при сравнении цен на однотипные товары, работы, услуги при осуществлении госзакупок в сферах ГОЗ и гражданской, наказываются штрафом.

Уголовная ответственность заказчика

Если при нарушении регламента проведения государственной закупки виновные несут административную ответственность, то при выявлении фактов должностных злоупотреблений, мошенничества, взяточничества правовое регулирование осуществляется в соответствии с Уголовным кодексом РФ. Как ни прискорбно, в сфере госзаказов подобные преступления происходят регулярно.

К уголовной ответственности по фактам нарушения закона при осуществлении государственной закупки могут привести действия контрагентов, предусмотренные следующими статьями Уголовного кодекса РФ:

  • Статья 159 «Мошенничество». Например, мошенничеством является хищение денежных средств в ходе государственной закупки. Статья предусматривает наказание в виде лишения свободы сроком до 10 лет.
  • Статья 290 «Получение взятки». Привлекается к ответственности должностное лицо со стороны заказчика, уличённое в получении денег или иных ценностей, услуг от участника конкурсной процедуры, например, за победу в ней. Статья предусматривает штраф, равный 70-кратному размеру взятки, либо заключение под стражу на максимальный период 15 лет.
  • Статья 291.1 «Посредничество во взяточничестве». Ответственность предусмотрена для субъекта, который по поручению участника передает взятку должностному лицу со стороны заказчика. Также в качестве посредничества расценивается любое участие в переговорах и прочие действия, направленные на передачу взятки представителю заказчика (контрактному управляющему, члену закупочной комиссии и т. д.). Виновному присуждается штраф, в 30 раз превышающий сумму взятки, или заключение под стражу сроком до 7 лет.
  • Статья 285.1 «Нецелевое расходование бюджетных средств». Данное действие заказчика попадает в правовое поле Уголовного кодекса РФ, когда бюджетные средства израсходованы в сумме свыше 1,5 млн руб. Наказание к виновному применяется в виде лишения свободы сроком до 5 лет. При меньших объемах нецелевых трат наступает ответственность в соответствии со статьей 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде дисквалификации либо штрафа до 50 000 рублей.

В частности, не просто нарушением, а преступлением, ответственность за которое предусмотрена уголовным законодательством, будут действия участника конкурсной процедуры, когда он заплатил некоторую сумму представителю заказчика, за что последний поспособствовал победе этой организации в тендере и последующему заключению контракта.

Еще один пример: бюджетной организацией заключен контракт на оказание услуги, заказчик подписал акт выполненных работ, перечислил деньги исполнителю, хотя сама услуга оказана не была. Средства заказчик и исполнитель делят между собой. Такие действия также квалифицируются как преступление, преследуемое в рамках уголовного права.

Одним из главных звеньев сферы государственных закупок является заказчик.

Законодательство о контрактной системе, учитывая статус этой стороны, наделяет ее значительным спектром полномочий, позволяющих наиболее эффективно осуществлять снабжение государственных и муниципальных органов и расходовать бюджетные средства.

Также правовые нормативные акты устанавливают перечень обязанностей заказчика (по 44-ФЗ и прочим документам), неисполнение которых влечет за собой административную и уголовную ответственность.

При этом следует иметь в виду, что наказание в виде штрафов предусмотрено не только для юридического лица, но и сотрудники заказчика несут персональную ответственность за собственные неправомерные действия (бездействие) – на должностных лиц также накладываются штрафы и применяются дополнительные меры, такие как дисквалификация.

Организация и порядок проведение процедур государственных закупок

Государственная закупка(госзакупка)  — приобретение товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств, а также отношения, связанные с исполнением договора государственной закупки .

Читайте также:  Статистика банкротства юридических и физических лиц: регионы и инициаторы процедуры

Процедура госзакупки — регламентированная Законом о госзакупках последовательность действий заказчика (организатора) и комиссии по госзакупкам (в случае ее создания) по выбору поставщика (подрядчика, исполнителя).

Процедура госзакупки длится от принятия решения о проведении процедуры госзакупки до заключения договора либо отмены процедуры госзакупки или признания ее несостоявшейся, если иное не установлено Законом о госзакупках .

  • Видамипроцедур госзакупок являются :
  • — открытый конкурс (в том числе в виде двухэтапного конкурса и конкурса с ограниченным участием);
  • — закрытый конкурс;
  • — электронный аукцион;
  • — процедура запроса ценовых предложений;
  • — процедура закупки из одного источника;
  • — биржевые торги.
  • Для выбора процедуры госзакупки необходимо учесть:
  • 1) отношение предмета закупки к товарам либо работам (услугам);
  • 2) наличие предмета закупки в перечнях товаров (работ, услуг) для госзакупок . От этого зависят как выбор процедуры, так и в отдельных случаях условия допуска к участию в закупке;
  • 3) ориентировочную стоимость годовой потребности в однородных товарах (работах, услугах), указанной в годовом плане госзакупок.

Однородные товары (работы, услуги) — товары (работы, услуги), относящиеся к одному подвиду ОКРБ 007-2012. Наименование подвида товара (работы, услуги) должно соответствовать восьми цифровым знакам кода ОКРБ 007-2012.

  1. Для выбора кода ОКРБ 007-2012
  2. Воспользуйтесь Классификатором ilex
  3. В классификаторе объединены:
  4. 1) ОКРБ 007-2012;
  5. 2) перечни товаров (работ, услуг) для госзакупок:
  6. перечень товаров (работ, услуг), государственные закупки которых осуществляются с применением электронных аукционов;
  7. — перечень товаров (работ, услуг), процедуры государственных закупок которых проводятся с участием субъектов малого и среднего предпринимательства;
  8. — перечень товаров (работ, услуг), в государственных закупках которых имеется ежедневная и (или) еженедельная потребность;
  9. перечень товаров, государственные закупки которых осуществляются с применением биржевых торгов ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа»;
  10. — перечень товаров иностранного происхождения, в отношении которых устанавливается условие их допуска к участию в процедурах государственных закупок.
  11. При осуществлении поиска напротив запрашиваемого товара (работы, услуги) будут указаны:
  12. — код классификатора ОКРБ 007-2012 к которому относится товар (работа, услуга);
  13. — процедуры, которые может выбрать заказчик в зависимости от ориентировочной стоимости предмета закупки.
  14. — примечания в тех случаях, когда при закупке товара законодательством предусмотрено обязательное выделение лота для субъектов малого и среднего предпринимательства, либо установление условий допуска в отношении иностранных товаров, либо товар находится в перечне товаров, работ (услуг) ежедневной, еженедельной потребности.
  15. Виды процедур госзакупок
Вид процедуры Содержание Когда проводится
Закупка из одного источника Способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении госзакупки, при которой заказчик предлагает заключить договор только одному потенциальному поставщику (подрядчику, исполнителю) .
Предложение заключить договор двум и более потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям) допускается, если предмет госзакупки разделен на части (лоты).
Для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик (организатор) проводит изучение конъюнктуры рынка в порядке, установленном МАРТ
Заказчик (организатор) вправе провести процедуру закупки из одного источника в случаях, установленных приложением к Закону о госзакупках
Открытый конкурс Гласный и конкурентный способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении госзакупки на ЭТП, при которой победителем признается участник, предложивший лучшие условия исполнения договора и соответствующий требованиям конкурсных документов Применяется в случаях, не установленных Законом о госзакупках для применения иных видов процедур госзакупок.

  • Товары (работы, услуги) не включены в перечни для других процедур
  • Сумма закупки в год по годовому плану:
  • товар — от 1000 БВ;
  • работа, услуга — от 3000 БВ
1) Двухэтапный конкурс Вид открытого конкурса, при котором победителем признается участник, принявший участие в проведении обоих этапов такого конкурса и предложивший лучшие условия исполнения договора по результатам второго этапа данного конкурса.
На первом этапе двухэтапного конкурса заказчик с привлечением (при необходимости) эксперта (экспертной комиссии) формирует требования к предмету госзакупки, в том числе на основе технического описания предлагаемых участником товаров (работ, услуг), разработанного в соответствии с техническим заданием заказчика.
На втором этапе двухэтапного конкурса осуществляется выбор поставщика (подрядчика, исполнителя) в порядке, установленном для проведения открытого конкурса
Порядок и случаи проведения открытого конкурса в виде двухэтапного конкурса определяются Совмином
2) Конкурс с ограниченным участием Вид открытого конкурса, при котором победитель определяется из числа участников процедуры госзакупки, прошедших предварительный отбор на основании дополнительных требований к участникам такого конкурса Порядок и случаи проведения открытого конкурса в виде конкурса с ограниченным участием определяются Совмином
Закрытый конкурс Конкурентный способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении госзакупки, сведения о которой составляют госсекреты.
Победителем закрытого конкурса признается участник, предложивший лучшие условия исполнения договора и соответствующий требованиям конкурсных документов.
Проводится в порядке, установленном для открытого конкурса, с учетом особенностей, установленных ст. 37 Закона о госзакупках
Применяется в случаях, не установленных Законом о госзакупках для применения открытого конкурса. При этом сведения о госзакупке составляют госсекреты
Запрос ценовых предложений Конкурентный способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя), при которой победителем признается участник, предложивший наименьшую цену предложения и соответствующий требованиям документов процедуры запроса ценовых предложений.
Проводится на ЭТП
Товар (работа, услуга) может быть в перечне «Электронный аукцион» .

  1. Сумма закупки в год по годовому плану от 300 БВ:
  2. товар — до 1000 БВ;
  3. работа, услуга — до 3000 БВ
  4. Не применяется в случае государственной закупки работ, услуг по созданию объектов авторского права и смежных прав, организации и проведению культурных мероприятий, иных работ, услуг в сфере науки и культуры
Закрытая процедура запроса ценовых предложений Проводится в порядке, установленном заказчиком (организатором) по согласованию с МАРТ, с учетом требований Закона о госзакупках Применяется в случаях, предусмотренных для применения запроса ценовых предложений. При этом сведения о госзакупке составляют госсекреты
Электронный аукцион Гласный и конкурентный способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении госзакупки на ЭТП, при которой победителем признается участник, предложивший наименьшую цену по результатам торгов и соответствующий требованиям аукционных документов Закупки товаров (работ, услуг) по перечню «Электронный аукцион» .

  • Сумма закупки в год по годовому плану:
  • товар — от 1000 БВ;
  • работа, услуга — от 3000 БВ.
  • Также может быть применен в иных случаях, определяемых заказчиком (организатором) самостоятельно, за исключением госзакупки товаров (работ, услуг), включенных в перечень «Биржа»
Биржевые торги Биржевые торги проводятся в соответствии с законодательством о товарных биржах с учетом требований Закона о госзакупках Закупки по перечню «Биржа» .
Сумма закупки в год по годовому плану:
товар, работа, услуга — от 300 БВ

При проведении двумя и более заказчиками совместных процедур госзакупок однородных товаров (работ, услуг), а также при централизации госзакупок вид процедуры госзакупки определяется заказчиками (организатором) исходя из ориентировочной стоимости предмета госзакупки, приобретаемого в рамках процедуры госзакупки .

Читайте этот материал в ilex*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *