Обеспечение договора по 223-ФЗ — это сумма денежных средств или документ от банка, который поставщик предоставляет заказчику после победы в торгах. По сути, это гарантия, которая защищает покупателя товаров, работ и услуг от недобросовестного исполнителя.
Поставщики предоставляют обеспечение исполнения договора по 223-ФЗ, только если заказчик установил такое условие в документации. Обеспечивать контракт необходимо для защиты от несвоевременного или недобросовестного выполнения обязательств со стороны исполнителя.
Гарантийные обязательства действуют в течение всего срока исполнения договора. Если поставщик нарушит условия соглашения, некачественно выполнит работы или полностью откажется ее выполнять, гарантийные обязательства покроют заказчику издержки.
Какими способами вносится
Способ обеспечения заказчик выбирает самостоятельно. Никаких специальных требований в законе о закупках отдельными видами юридических лиц № 223 от 18.07.2011 нет. Способы таковы:
- обеспечительный платеж;
- банковская гарантия;
- иные варианты в соответствии с ГК РФ.
Заказчик указывает способ внесения в закупочной документации. Если конкретный способ не указан, то исполнитель выбирает удобный для себя вариант.
Какие требования устанавливаются к гарантии
В 223-ФЗ нет никаких требований, когда вносится обеспечение договора по 223-ФЗ, каким способом его вносить и как устанавливать такое условие.
Заказчики определяют этот порядок в положении о закупке, извещении и закупочной документации.
Никаких ограничений по срокам, размерам и способам тоже нет: заказчик вправе установить требование о внесении до начала исполнения договора или в любой момент после его заключения.
Если в условиях заказа определено, что гарантию предоставляют до заключения соглашения, и поставщик нарушил это условие, то внесенные средства ему не возвращаются (ч. 26 ст. 3.2, ч. 17 ст. 3.4 223-ФЗ).
Заказчики устанавливают требование о гарантии исполнения договора, руководствуясь положением о закупке (ч. 2 ст. 2 223-ФЗ).
Ограничения действуют только для обеспечения договора по 223-ФЗ для СМП и самозанятых (п. 26 положения, утвержденного ПП РФ № 1352 от 11.12.2014):
- таким участникам предоставлена возможность самостоятельно выбирать способ внесения обеспечения;
- размер гарантии равен величине аванса или не превышает 5% от начальной цены договора для соглашений, по которым не предусмотрен аванс.
Вот пример выполнения требований к договору по 223-ФЗ — прописан порядок обеспечения исполнения обязательств:
Сколько стоит банковская гарантия
Если исполнитель обеспечивает исполнение договора банковской гарантией, он обращается в банк. Гарантию выдают только банки, включенные в перечень Минфина.
Единой стоимости для банковской гарантии не установлено. Цена зависит от срока действия, степени риска для выплаты обязательств и качества обеспечения регрессивных требований от банка к клиенту.
Стоимость банковской гарантии определяется как комиссия в фиксированных процентах. Обычно банки взимают от 1% до 5% от суммы обеспечения.
Мы разработали калькулятор банковской гарантии, который рассчитывает примерную стоимость комиссии.
Банки выдают гарантийный документ в течение одного рабочего дня. Если потребуется дополнительная проверка клиента, срок увеличивается.
Как ее получить
Для получения документа от банка необходимо подать электронную заявку или лично обратиться в кредитное учреждение. Специалист проверяет добросовестность клиента, поэтому потребуется предоставить:
- учредительные документы;
- регистрационные бумаги — свидетельство ОГРН или ОГРНИП, ИНН;
- финансовую и бухгалтерскую отчетность за год.
Кроме того, необходимо заполнить заявку и предоставить ссылку на закупку. Многие банки требуют, чтобы клиент открыл расчетный счет в учреждении.
Чтобы не тратить время и средства, заранее узнайте, предоставляет ли ваш банк операционного обслуживания гарантийные документы. Если такая услуга есть, то вам не потребуется подавать учредительные документы и полную финансовую отчетность за год.
Обычно для подтверждения финансовой стабильности действующих клиентов банки запрашивают квартальную отчетность.
Каков размер обеспечения исполнения контракта
Если исполнение договора по 223-ФЗ предусматривает обеспечение обязательств, заказчик обязан определить их размер. Лимитов по 223-ФЗ нет, покупатель вправе установить любой размер. Ограничения действуют только для СМП и самозанятых лиц (п. 25 положения из ПП РФ № 1352):
- в размере аванса;
- максимум 5% от начальной цены договора, если авансирование не предусмотрено.
Как вернуть или изменить способ обеспечения
Возврат и замена не регулируются нормативами 223-ФЗ. Эти правила устанавливает заказчик, опираясь на положение о закупке.
Один из вариантов возврата: обеспечительный платеж возвращается на расчетный счет исполнителя в течение 15 рабочих дней после исполнения договорных обязательств.
Банковскую гарантию не возвращают. Если контракт исполнен надлежащим образом, заказчик не взыскивает по ней обязательства.
Если же в положении и в документации правила возврата не установлены, необходимо руководствоваться нормами Гражданского кодекса. В п. 2 ст. 314 ГК РФ закреплен такой порядок: обеспечительный платеж возвращают после выполнения обязательств в течение 7 дней с момента предъявления требований о возврате.
Составление договора и обеспечение исполнения контракта 223 ФЗ
Каждый, кто имеет дело с закупками или планирует в них участвовать, должен знать, что ФЗ № 223 “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” не определяет порядок проведения тендера.
Этот закон только обязывает заказчика тщательно разработать, утвердить и опубликовать положение о закупке.
Тем не менее мы поговорим о том, как заключается договор по 223-ФЗ и в каких случаях возможно его изменение и расторжение.
-
порядок подготовки закупки;
-
способы закупки и порядок ее проведения;
-
способы обеспечения контракта;
-
заключение договора по 223-ФЗ по итогам закупки.
Часто, чтобы избежать недоразумений на этапе заключения сделки, заказчик вместе с тендерной документацией размещает образец договора по 223-ФЗ, который будет заключен по итогам закупки.
Обеспечение контракта по 223-ФЗ
Как мы уже говорили, финансовая сторона вопроса и вся информация о требованиях к исполнителю заказа и документации должна быть в положении о закупке. Это касается и обеспечения контракта.
По закону, если в документации не указан обязательный способ обеспечения контракта 223-ФЗ, то участник сам может выбрать тот, который для него удобнее (депозит на счет заказчика или банковская гарантия).
Размер и порядок предоставления обеспечения заявок или исполнения контракта установлен в положениях о закупках конкретного заказчика, а также в документации о проведении закупки. Данное требование обусловлено тем, что это — гарантия исполнения контракта. Заказчик должен быть уверен, что условия договора будут выполнены добросовестно.
Именно по этой причине от обеспечения контракта 223-ФЗ освобождаются государственные поставщики.
Способ обеспечения участник может выбрать самостоятельно, если он не указан в положении или в документации о такой закупке. Специалисты советуют предварительно согласовать с заказчиком этот вопрос, и желательно в письменной форме.
Согласитесь, если в момент заключения контракта по 223-ФЗ заказчик объявит, что для него предпочтительнее обеспечение наличными и запретит банковскую гарантию, это может стать для Вас причиной потери выгодного контракта.
Совет: в таком случае можно жаловаться в ФАС, но время, отведенное на заключение контракта, уйдет, и сделка, скорее всего, не состоится. Поэтому изначально внимательно изучайте положение о закупке заказчика
Что, если один из участников демпингует цену контракта?
Демпинговой заявка считается при понижении цены более, чем на 25% от начальной.
Как вы понимаете, это — достаточно привлекательная и одновременно очень рискованная для заказчика возможность.
Каких-либо требований, согласно 223-ФЗ, для участников, предложивших такую цену, не установлено, однако зачастую заказчики в целях защиты от недобросовестных исполнителей устанавливают особые условия для тех, кто объявляет чрезмерно низкую цену:
-
обеспечение контракта по 223-ФЗ увеличивается на 50%;
-
документы, подтверждающие, что компания-исполнитель добросовестно и без неустоек выполнила определённое количество договоров за какой-либо период времени или на определенную сумму;
-
требования к подтверждению наличия квалифицированных специалистов в штате участника;
-
требование к предоставлению информации о финансовом состоянии (бух. баланс и фин. отчёты) и т.д.
Если подтверждение опыта участника подходит для сделки, он должен направить заказчику соответствующие документы вместе с подписанным проектом контракта по 223-ФЗ.
Большое значение имеет не только цена контракта, но и качество предлагаемых услуг. Заказчики на своё усмотрение могут устанавливать требования к подробному описанию этапов выполнения работ, техническим характеристикам используемых материалов и прочее.
Изменение, продление и расторжение контракта по 223-ФЗ
На сегодняшний день изменение договора по 223-ФЗ регламентируется только положениями о закупках Заказчиков по 223-ФЗ. Порядок, сроки и прочие условия изменения или расторжения договора должны быть указаны именно в положениях о закупках.
Важный момент: продление договора не считается закупкой, потому что исполнитель заказа не меняется (контрагент), меняется только срок действия контракта.
Продленный контракт считается новым, потому что его условия значительно меняются: объект сделки — ключевой момент договора, и поэтому любые изменения относительно его количества, цены и качества могут быть существенны. Новый договор обязательно должен быть внесен в реестр контрактов по 223-ФЗ.
Если у Вас нет серьезного опыта участия в тендерах, Вам может понадобиться образец контракта по 223-ФЗ. Зачем? Чтобы понимать, какого рода документ Вам предстоит подписать и защитить себя от любых недоразумений и финансовых потерь. Юридическую помощь в этом вопросе оказывают консультанты компании “РусТендер”.
Отчетность по договорам
Каждый месяц заказчик обязан отчитываться о количестве и общей цене заключенных договоров не позднее 10 числа следующего за отчетным месяца. Соответствующий документ необходимо разместить на официальном сайте госзакупок.
В отчет по договорам 223-ФЗ входят сведения о количестве и стоимости договоров, заключенных по результатам всех закупок:
-
открытые конкурсы и аукционы, запрос котировок и предложений;
-
закупки у единственного поставщика;
-
тендеры, сведения о которых представляют государственную тайну.
Законодательство обязывает отчитываться обо всех крупных закупках в виде обобщенных сведений. Так выглядит образец отчета:
©ООО «РусТендер»
Материал является собственностью tender-rus.ru. Любое использование статьи без указания источника — tender-rus.ru запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ
Договор по 223 ФЗ или 44 ФЗ в гособоронзаказе
Сотрудники отдела продаж часто считают, что если в договоре с заказчиком упоминается Федеральный закон 223 ФЗ или 44 ФЗ, то этот договор не имеет отношения к Федеральному закону от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе». И в этом кроется ошибка.
Как сочетаются законы 223 ФЗ, 44 ФЗ и 275 ФЗ
Законы 223 ФЗ и 44 ФЗ регулируют процесс закупок, а закон 275 ФЗ устанавливает правовые основы отношений, связанных в первую очередь с выполнением государственного оборонного заказа (ГОЗ) и государственным контролем, определяет основные принципы и методы государственного регулирования цен на товары, работы, услуги ГОЗ. Таким образом, Договор в гособоронзаказе попадает одновременно под действие двух законов 223 ФЗ (или 44 ФЗ) и 275 ФЗ.
В свою очередь, закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ отличаются перечнем заказчиков.
государственные и муниципальные органы власти, казенные учреждения | предприятия, в уставном капитале которых доля государства составляет более 50 % |
орган, управляющий внебюджетным фондом государства | юридические лица, имеющие инвестиционные проекты более чем на 500 млн руб. с поддержкой государства |
Роскосмос, Росатом | естественные монополии |
бюджетные организации и унитарные предприятия, если расходуют на продукцию средства из бюджетов | унитарные предприятия, бюджетные организации, закупающие продукцию за счет своих собственных средств, в качестве субподряда либо за счет грантов |
Закон 44-ФЗ, строго регламентирует проведение закупок государственными и муниципальными заказчиками, внести изменения практически нельзя. Закон 223-ФЗ позволяет заказчикам самостоятельно разрабатывать правила проведения закупочных процедур. Но эти правила должны быть прописаны в Положении о закупке и в дальнейшем учтены при составлении договора.
Какие признаки говорят о том, что договор выполняется в рамках гособоронзаказа. Во-первых, наличие Идентификатора государственного контракта (ИГК). Если ИГК состоит из 25 цифр и первые четыре цифры напоминают год начала и окончания контракта (например 2122), это скорее всего гособоронзаказ.
Из 25 цифр может состоять и ИГК договора, финансируемого за счет средств субъекта РФ или местного бюджета, или договора о капитальных вложениях. Договор с ИГК, состоящем из 20 цифр, тоже может быть в рамках ГОЗ, если был заключен ранее 2019 года (при казначейском сопровождении).
ИГК может быть указан в контракте следующими способами (одним или несколькими):
- — через символ «/» перед номером контракта; — непосредственно в тексте контракта путем указания номера ИГК; — указания реквизитов государственного контракта, контракта, содержащих ИГК, в целях выполнения которого заключен представленный контракт; — в разделе контракта «реквизиты».
Во-вторых, прямое указание на то, что договор выполняется в рамках ГОЗ. В-третьих, в реквизитах заказчика присутствует отдельный банковский счет (ОБС), 20-значный счет, содержащий первые 5 цифр – 40706. В-четвертых
Регламентация 223-ФЗ обеспечения заявки и исполнения договора
223-ФЗ, регламентируя закупочную деятельность для госкомпаний, поставщиков-монополистов и отдельных видов юрлиц, утверждает необходимость применения обеспечения для заявок и исполнения договоров.
При этом целевая направленность обеспечения в обоих случаях разнится:
- заявочное обеспечение выступает страховкой для заказчика в случае отказа победителя торгов от заключения соглашения;
- обеспечение исполнения договора требуется уже после его подписания в качестве гарантии, что исполнитель не уклонится от закреплённых в контакте обязательств и будет добросовестно их выполнять.
По сравнению с 44-ФЗ, в котором скрупулёзно прописаны сроки, размер и форма внесения обеспечения, в 223-ФЗ определение данных параметров обеспечительных средств отдаётся на усмотрение заказчика.
Но при этом он обязан сведения об их сроках, размере и форме зафиксировать в извещении о предстоящей закупке, которое публикуется в ЕИС. В случае, когда внесение обеспечительных средств осуществляется в форме банковской гарантии, а не в виде денежных сумм, то это условие должно быть прописано в извещении.
Хотя в некоторых случаях заказчик волен, но не обязан требовать обеспечения исполнения договора, при любых конкурентных закупках обеспечение по поступающим заявкам обязательно.
Более того, закон чётко предписывает заказчику не допускать заявки к участию в закупочных процедурах без предоставления участниками их обеспечения, если это требование зафиксировано в извещении о предстоящей закупке.
Виды обеспечения заявки
Заявки могут обеспечиваться двояким способом:
- деньгами;
- банковский гарантией.
Денежная форма подразумевает:
- перечисление денег на счёт заказчика, который указывается в закупочном извещении, если торги проводятся в неэлектронном виде;
- блокировку суммы обеспечения до завершения торгов на исполнительском счету на ЭТП при электронной форме закупки.
Но поскольку чаще всего поставщики затрудняются для обеспечения заявки изымать деньги из оборота, они прибегают к банковским гарантиям.
Тем более что 223-ФЗ предусматривает в данном аспекте более мягкие требования к предоставляемой гарантии, нежели 44-ФЗ.
Например, её не обязательно вносить в спецреестр в ЕИС или оформлять только у аккредитованных банковских учреждений, числящихся в списке Минфина РФ.
Но при этом гарантия должна содержать чётко определённую сумму, носить безотзывный характер и обладать зафиксированным сроками действия, которые перекрывают закупочный временной период не менее 2 месяцев вперёд.
Размер
Поскольку конкретные величины обеспечительных средств в 223-ФЗ на обозначены, они в разных случаях варьируются. На практике они обычно колеблются в пределах 0,5-5% стоимости контракта.
Но если в торгах участвуют СМП, то 223-ФЗ в отношении размеров заявочного обеспечения выдвигает ограничения. Согласно им, данные размеры не могут быть более 2% НМЦК.
Внесённые в 223-ФЗ свежие изменения позволяют заказчику не выдвигать требование обеспечения заявок, если стоимость закупки менее 5 млн. руб.
При превышении НМЦК этой суммы обеспечительный размер заявки по 223-ФЗ должен быть обязательно обозначен, не превосходя, однако, 5% НМЦК.
Оговорены также сроки блокировки денежных средств при осуществлении конкретных закупок среди СМП.
Блокировка наступает на протяжении 1 часа после указаний от оператора ЭТП.
Возврат
Обеспечение возвращается после письменного обращения банковского учреждения-гаранта.
При стандартном формате осуществлённой закупки обеспечение заявки по 223-ФЗ возвращается на протяжении 5 дней.
После проведения электронного аукциона обеспечение обязано быть возвращённым на протяжении 1 дня, а заблокированные на спецсчёте средства банк должен разблокировать в течение 1 часа после получения указания от оператора ЭТП. Заявочное обеспечение возвращается всем участникам закупочных процедур, включая победителя и тех, у кого заявки были отклонены.
Однако согласно последним поправкам в 223-ФЗ, если победитель уклоняется от подписания договора, то обеспечительные суммы ему не возвращаются. Это же происходит, если победитель подписал соглашение, но при этом не предоставил обеспечение его исполнения.
Особый порядок возвращения обеспечения договора по 223-ФЗ разработан для СМП. В зависимости от закупочных результатов возврат происходит на протяжении недели со момента подписания контракта.
Формы обеспечения исполнения договора
- После подписания договора с победителем закупочной процедуры заказчик зачастую требует себе страховку от дальнейшего недобросовестного выполнения подписантом договорных обязательств, которая выражается в обеспечительных условиях исполнения соглашения.
- Они могут быть в форме перечисления необходимой денежной суммы по реквизитам заказчика или в виде банковской гарантии.
- Данный факт нуждается в документальном подтверждении посредством, например, платёжного поручения с банковской отметкой.
При этом для исполнителя крайне важно внести обеспечение договора по 223-ФЗ точно в оговорённые сроки, поскольку просрочка грозит признанием его уклоняющимся от исполнения контракта с последующим попаданием в реестр недобросовестных поставщиков.
Размер
Чаще всего на практике в ходе закупочной деятельности принципы предоставления обеспечения исполнения договора по 223-ФЗ копируются с 44-ФЗ.
При этом заключаемые контракты стоимостью до 50 млн. руб. получают обеспечение исполнения договора по 223-ФЗ, составляющее 5-30% контрактной стоимости. При более масштабных сделках размер обеспечения исполнения договора по 223-ФЗ достигает 10% от стоимости контракта.
Однако 223-ФЗ даёт заказчику право обеспечивать исполнение соглашения суммой, составляющей менее 5% договорной стоимости.
Для закупочных процедур с участием субъектов СМП закон не позволяет повышать обеспечительную сумму сверх 5% от договорной стоимости.
Возврат
Если договор был исполнен в полном соответствии с закреплёнными в нём обязательствами, внесённые поставщиком обеспечительные средства возвращаются ему полностью. При этом порядок возврата обеспечения исполнения договора должен быть прописан в самом документе.
За возвращение обеспечения не в полном объёме без серьёзных оснований для этого заказчику грозит ответственность.
В случае если в ходе поставок или выполнения работ были штрафы и пени за просрочки, то заказчик имеет право на соответствующие удержания из внесённых обеспечительных сумм.
Кроме того, поставщик может не получить эти суммы обратно полностью, если:
- зафиксированы неоднократные поставки некачественного товара;
- наблюдалась просрочка поставки, превышающая 20 дней;
- не была предоставлена требуемая документация;
- нарушались сроки устранения товарных недостатков;
- была предоставлена неправомочная банковская гарантия;
- поставленный товар оказался с неустранимыми дефектами или имел недостоверный сертификат.
Закон предупреждает нежелательные сюрпризы для заказчиков со стороны поставщиков посредством введения процедуры финансового обеспечения заявки на участие в торгах и последующего исполнения договора. Но при этом и на заказчика возлагаются определённые обязанности, связанные с необходимостью публикации им сведений в ЕИС о требуемых обеспечительных средствах.
Банковская гарантия по 223-ФЗ: размер обеспечения контракта, требования к банковской гарантии, как получить
- Что такое обеспечение исполнения контракта по 223-ФЗ?
- Какие способы обеспечения исполнения контрактов бывают?
- Какие требования могут быть к банковской гарантии по 223-ФЗ
- Сколько стоит банковская гарантия?
- Как можно получить гарантию?
- Сервис банковских гарантий АО «ЕЭТП»
Обеспечение контракта – обязательство участника (поставщика) перед заказчиком, выраженное в денежной форме или в виде банковской гарантии.
Какие способы обеспечения исполнения контрактов бывают?
Денежное обеспечение
Поставщик может обеспечить исполнение контракта денежными средствами. Для этого нужно перевести требуемую сумму на расчетный счет заказчика. После исполнения условий договора заказчик возвращает поставщику сумму обеспечения.
- Кредит
- Получить кредит можно в любом банке, однако нужно быть готовым к тому, что ставки по кредитам всегда выше по сравнению с комиссией, начисляемой за использование банковской гарантии.
- Банковская гарантия по 223-ФЗ
Банковская гарантия по 223-ФЗ – установленный законодательством РФ, способ обеспечения исполнения контрактов для электронных торгов в рамках 223-ФЗ. Для получения банковской гарантии поставщик должен заключить соответствующий договор с финансовой организацией. Подать заявку и получить банковскую гарантию можно онлайн.
Какие требования могут быть к банковской гарантии по 223-ФЗ
Требования к размеру банковской гарантии
Размер банковской гарантии равен размеру обеспечения контракта. Заказчик устанавливает размер обеспечения самостоятельно, обычно он составляет 10% — 30% от НМЦК (начальная максимальная цена контракта). Эта сумма указывается в тендерной документации, а также в информации о процедуре на электронной торговой площадке.
Требования к банкам – гарантам
Если по 44-ФЗ наличие банковской гарантии в Едином федеральном реестре банковских гарантий (ЕРБГ) является обязательным условием, то по 223-ФЗ таких ограничений не предусматривает.
Однако заказчик товаров или услуг может самостоятельно предоставить перечень банков, гарантии от которых он примет в качестве обеспечения исполнения контракта.
Информация, касающаяся требований к банкам, должна быть указана в тендерной документации.
Требования к форме банковской гарантии
Банковская гарантия должна быть безотзывной и соответствовать следующим требованиям закона:
- точная сумма обеспечения;
- обязательства поставщика;
- срок действия.
Примечание: Заказчик вправе установить дополнительные требования к форме гарантии.
Чтобы сэкономить время поставщика, «ЕЭТП» ведет постоянную работу с банками и заказчиками по согласованию заранее установленных форм банковских гарантий, получаемых в сервисе финансовых услуг «ЕЭТП».
Сколько стоит банковская гарантия по 223-ФЗ
Размер комиссии, которую возьмет банк за выдачу гарантии зависит от нескольких факторов: финансовых показателей клиента, возможности поставщика использовать залог и т.д. Для банковских гарантий по 223-ФЗ средний размер комиссии составляет 4-5% годовых от суммы гарантии.
Генеральный партнер АО «ЕЭТП» – Банк ВТБ предлагает гибкие условия по комиссии за банковскую гарантию по 223-ФЗ, начиная с 2%.
Подробнее об условиях банка ВТБ.
Как можно получить гарантию?
Чтобы получить банковскую гарантию поставщик должен обратиться в банк, который оказывает такую услугу и подходит требованиям заказчика. Подать заявку можно онлайн.
Чтобы сделать процесс получения гарантии максимально комфортным для поставщиков, специалистами «ЕЭТП» был разработан сервис финансовых услуг, в котором можно получить банковскую гарантию не покидая офис.
Одна заявка отправится нескольким банкам-партнерам. При готовности выдать гарантию, банки отправят вам свое предложение. Поставщику останется выбрать лучший вариант.
Преимущества сервиса банковских гарантий АО «ЕЭТП»:
Простота использования – от вас нужна заявка, которую можно заполнить, в среднем, за 3 минуты, актуальная финансовая отчетность и электронная подпись.
- 10 банков-партнёров – вы будете выбирать самый выгодный вариант из нескольких предложений.
- Низкая ставка – от 2%; минимальная комиссия составляет 990 рублей.
- Не нужно каждый раз прикладывать все документы по запросу банка – мы сохраним все ваши данные, и банки сразу получат полный список документов при повторной заявке.
Не теряйте время – отправьте заявку для получения банковской гарантии, сразу, как подались на участие в торгах.
Обеспечение заявки в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ: что это такое и как вносить?
Участие в закупке может подразумевать дополнительные затраты для поставщика. Например, обязательное обеспечение заявки.
Об этом инструменте и правилах работы с ним рассказывает руководитель департамента нормативно-правового регулирования B2B-Center и преподаватель нескольких курсов по закупкам Дмитрий Казанцев.
Что такое обеспечение заявки?
Это финансовый инструмент, с помощью которого участник закупки подтверждает серьёзность своих намерений в случае победы.
Поставщики вносят деньги и таким образом подтверждают готовность подписать контракт на условиях заказчика.
Если поставщик после победы в закупке в одностороннем порядке решит повысить цены, поставить другие товары или просто уклониться от подписания контракта, то потеряет обеспечительный платеж.
Как правило, обеспечение заявки используется в госзакупках, которые проходят по закону № 44-ФЗ. В коммерческих закупках и закупках по закону № 223-ФЗ заказчики могут и не просить обеспечения.
В какой форме можно вносить обеспечение?
В коммерческих закупках есть разные формы обеспечения. Например, залог имущества, залог денежных средств или поручительство.
В регулируемых закупках по Закону 44-ФЗ и в тех закупках по Закону № 223-ФЗ, которые проводятся среди субъектов МСП, есть только два варианта:
- Залог денежных средств. Поставщик перечисляет определенную сумму на специальный счёт в уполномоченный банк. Эти деньги замораживаются до подведения итогов закупки, а для победителя торгов — до подписания контракта. В этот период ни у заказчика, ни у поставщика доступа к деньгам нет.
- Банковская гарантия. Поставщик платит банку определенный процент от суммы обеспечения, а банк гарантирует серьезность намерений участника собственными средствами. Стоимость гарантии не возвращается при любых обстоятельствах. Если поставщик откажется от подписания контракта по своей вине, то банк может потребовать с него и остальные деньги.
Чем отличается обеспечение в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ?
Есть три главных отличия. Первое — размер обеспечения. В закупках по 223-ФЗ он составляет от 0 до 5% от начальной цены договора, а в закупках по 44-ФЗ — от 2 до 5%. Обеспечение в госзакупках отсутствует в редких случаях.
Деньги поставщика в закупках по 223-ФЗ, которые проводятся не только среди МСП, могут замораживаться не только в банке, но и на счетах ЭТП, а в закупках по 44-ФЗ только в банках, одобренных Минфином.
Аналогичное правило действует и для банковских гарантий. В закупках по 223-ФЗ гарантию можно купить в любом банке, а в закупках по 44-ФЗ — только в аккредитованных.
Что будет с обеспечением после закупки?
Если поставщик проиграл торги или его заявку отклонили, то деньги вернутся обратно в течение нескольких дней.
В рамках госзаказа есть нюансы. Если поставщик занял второе место, то он получит свои деньги после того, как победитель подпишет договор с заказчиком. Логика в том, что победитель может отказаться подписывать контракт. Тогда сделать это обязан участник закупки, который стал вторым. Когда победитель подпишет договор, то деньги вернут через 3 рабочих дня.
Второй нюанс в госзаказе: если организаторы закупок на одной и той же ЭТП три раза подряд отклоняют заявки участника из-за ошибок во второй части (сведения о поставщике), то обеспечение такого участника по третьей из отклонённых заявок не возвращается, а переходит в бюджет. Так борются со схемами манипуляции итогами аукциона типа «таран».
Победитель закупки получает свои деньги обратно в течение 3 рабочих дней после подписания контракта. Если закупка подразумевает еще и обеспечение контракта, то деньги от первого обеспечения засчитывается в качестве второго. Например, обеспечение заявки составляло 10 000 рублей, а контракта — 30 000 рублей. Значит, на обеспечение договора поставщику надо дополнительно внести 20 000 рублей.
Что делать, если у компании нет денег на обеспечение?
Если нет денег на обеспечение заявки, то для этого придумали банковскую гарантию. Когда денег нет и на неё, то участвовать в закупке с обязательным обеспечением не получится. В этом случае заказчик обязан отклонить заявку без обеспечения.
Кроме того, надо иметь в виду, что в госзакупках есть и обеспечение контракта. После победы поставщик должен внести от 5% до 30% стоимости договора или на всю сумму аванса. Если этого не сделать, то заказчик не подпишет контракт и заберет себе обеспечение заявки.
Можно ли использовать заемные средства?
Некоторые поставщики берут кредиты под обеспечение заявок. Причем даже в госзаказе такие кредиты можно брать в любом банке, а затем перечислять их на счет в аккредитованном.
Советуем заранее рассчитать возможности вашей компании. Для таких кредитов банки могут завышать процентную ставку.
Есть ли риски и мошеннические схемы с обеспечением?
Поставщики могут столкнуться с двумя проблемами. Первая — мошенничество, которое встречается в коммерческих закупках. Заказчик просит внести обеспечение на свой счет, а не счет банка или ЭТП.
В этом случае мы рекомендуем внимательнее отнестись к вопросу участия в такой закупке. Есть риск того, что заказчик может оказаться мошенником. который соберет с участников фиктивной закупки деньги и скроется с ними.
Вернуть деньги получится только с привлечением правоохранительных органов и суда.
Вторая — недобросовестные заказчики в госзаказе. Они составляют требования к поставщикам таким образом, чтобы любой добросовестных участник закупки гарантированно допустил ошибки в заявке. Обычно это сложные закупки, в которых надо предоставить лицензии, сертификаты или разрешения. Ошибся три раза, и заказчик заберет обеспечение себе.
Поэтому при работе с обеспечением рекомендуем:
- Внимательно читать все условия участия в закупке.
- Проверять заказчика до внесения обеспечения.
- Перечислять деньги только на независимый от заказчика счет — в банк или на ЭТП.
Если хотите разобраться в тонкостях участия в закупках, то пройдите наш дистанционный курс “Академия эффективного поставщика”.
Нужно ли возвращать обеспечение заявки в рамках Закона № 223-ФЗ?
По решению Арбитражного суда Московской области от 26 февраля 2021 г. по делу № А41-56438/20 (резолютивная часть решения объявлена 24 февраля 2021 г.) с АО (заказчик) в пользу ООО (участник закупок) взыскана сумма обеспечения заявки.
Заказчик (Ответчик), не согласившись с вышеуказанным Решением, подал апелляционную жалобу.
По постановлению Десятого арбитражного апелляционного суда от 18 мая 2021 г. по делу № А41-56438/20, решение Арбитражного суда Московской области от 26.02.2021 года по делу № А41-56438/20 оставлено без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения.
- Не согласившись с судебными актами Ответчик подал кассационную жалобу.
- Факты:
АО (Ответчик) разместил извещение о проведении конкурса. ООО (далее – Истец) в качестве обеспечения заявки перевел Ответчику денежные средства. Ответчиком принято решение о признании победителем Истца.
Договор с Истцом подписан не был из-за непредставления обеспечения исполнения Договора.
При рассмотрении УФАС МО вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков Истца установлено, что сумма обеспечения контракта была признана банком особо крупной, а также учитывая большое количество выдаваемых банковских гарантий и очередность в выдаче Уполномоченным лицом банка, заявка рассматривалась в индивидуальном порядке и выносилась на рассмотрение кредитного комитета банка, который проводится в определенные даты каждого месяца.Истцом были совершены действия, направленные на заключение Контракта, УФАС по МО не усмотрел признаки недобросовестного поведения участника закупки, направленного на уклонение от исполнения взятых на себя обязательств, а также на срыв вышеуказанной закупки.
Таким образом, по решению УФАС МО Истец не был включен в реестр недобросовестных поставщиков.
Основной вопрос. Должен ли Ответчик возвращать обеспечение заявки, учитывая положения п. 25 ст. 3.2. Закона № 223-ФЗ?
Я не являюсь специалистом в области закупок, но данный кейс решила прокомментировать.
I. Относительно природы обеспечения заявки в рамках Закона № 223-ФЗ
1. Денежная сумма, вносимая для обеспечения заявки.
Все изложенные доводы основаны на п. 25 ст. 3.2. Закона № 223 – ФЗ, согласно которому обеспечение может предоставляться путем внесения денежных средств.
Внесенная сумма денежных средств имеет природу задатка, который в свою очередь является неустойкой в той ее части, когда вся сумма независимо от суммы убытков Заказчика, остается у последнего при выявлении нарушений со стороны Исполнителя.
Денежная сумма в полном объеме поступает Ответчику только в случаях, прямо указанных в законе, а именно в п. 26 ст. 3.2. Закона № 223-ФЗ. Данный перечень является закрытым и не подлежит расширительному толкованию.
Перечисленные случаи невозврата суммы связаны с нарушением возложенных обязанностей. Из этого следует, что сумма обеспечения является одновременно санкцией за неисполнение соответствующих обязательств.
- Кроме того, обеспечительная сумма вносится на отдельный счет, что подтверждает природу задатка, а не обеспечительного платежа, являющегося правами требования кредитора.
- Таким образом, сумма обеспечения заявки имеет природу задатка, так как:
- · происходит присвоение всей суммы обеспечения заявки при наступлении соответствующего основания, указанного в законе, не учитывая реальный размер возникшего денежного обязательства участника закупок;
- · корректировка данной суммы возможна только по правилам 333 ГК РФ[1]
- · вносимая сумма имеет цель обеспечить интересы Ответчика, если в результате нарушения договора последний будет расторгнут и окажется неисполненным.
Если бы сумма платежа, получаемого Ответчиком, имела исключительно характер обеспечения, то она должна была бы покрыть все его убытки, связанные с необходимостью проведения новых торгов.
Однако, проведение повторных торгов не требуется, так как по условиям закупочной документации на случай отпадения победителя торгов — заключение договора возможно с участником торгов, конкурсному предложению которого присвоен второй номер.
В этом случае сумму убытков главным образом будет составлять упущенная выгода организатора торгов в виде отрицательной разницы между ценами предложений победителя торгов и участника, занявшего второе место.
Но данное правило между Истцом и Ответчиком не действует, что еще раз подтверждает природу задатка внесенной суммы, а значит характер неустойки для стороны, которая ее внесла в случае полного присвоения задатка, не требуя доказательств причинения убытков.
2. Стадия возникновения правоотношений сторон.
Так как стороны не заключили соответствующий договор по результатам закупок, то все правоотношения квалифицируются как преддоговорные — деликтные обязательства. Следовательно, ограничения, предусмотренные ст. 401 ГК РФ – безвиновная ответственность коммерсантов не применяются. Действует общее правило ответственности на началах вины.
Между тем, подача участником заявки для участия в конкурсе свидетельствует о принятии им условий его проведения, содержащихся в конкурсной документации, и, соответственно, о заключении заказчиком и участником соглашения, которое может быть квалифицировано как соглашение о ведении переговоров (п. 1, 2 ст.434, п. 1 ст.433, ст.435, п.3 ст. 438 ГК РФ). В силу п. 5 ст.434.1 ГК РФ такое соглашение в том числе может устанавливать меры ответственности за нарушение предусмотренных в нем положений (договорная безвиновная ответственность), которые должны быть соразмерными[2].
Стороны в документации не установили иные меры, отличающиеся от тех, что установлены в п. 26 ст. 3.2. ФЗ № 223. Следовательно, применяются общие правила, связанным с причинением вреда недобросовестным поведением при проведении переговоров, а именно: нормы главы 59 ГК РФ с исключениями, установленными статьей 434.1 ГК РФ.
Вывод.
Сумма, вносимая в обеспечение заявки, внесенная Истцом, является мерой ответственности за неисполнение преддоговорных обязательств. Указанная сумма вносится на преддоговорной стадии переговоров, что требует установления наличия полного состава ответственности: вина, вред, причинная связь и противоправность.
При этом вина Истца установлена не была, так как непредоставление банковской гарантии находилось вне его сферы действия. Он не мог повлиять на исполнение обязанностей третьего лица, которые от него не завесили, учитывая степень приложенных усилий Истца.
Кроме того, потестативность условий прямо подразумевает отсутствие сферы влияния Истца.
II. Относительно отсутствия вины Истца в непредставлении банковской гарантии
Основания, перечисленные в п. 26 ст. 3.2. Закона № 223 -ФЗ, в отношении Истца, установлены не были, что подтверждается решением УФАС по Московской области по делу № РНП-2421ЭП/19 от 12.03.2018 г.
При этом установление обстоятельств о признании Истца уклонившимся от заключения договора связывалось с выяснением причины нарушения порядка предоставления банковской гарантии, которые не были признаны виновными.
Согласно ст. 5 ФЗ № 223 — ФЗ включение в реестр недобросовестных поставщиков происходит только в том случае, если участник закупки уклонился от заключения договора или договор по решению суда был расторгнут в связи с существенным нарушением договора. Одно из этих оснований идентично основанию, указанному в п. 26 ст. 3.2.
Закона № 223 – ФЗ. Также в п. 17 ст. 3.4. Закона № 223 – ФЗ содержится фраза, согласно которой денежные средства в качестве обеспечения заявок на участие в конкурентной закупке перечисляются заказчику, в случае уклонения, в том числе непредоставления или предоставления с нарушением условий обеспечения исполнения договора.
Итог. Признание лица уклонившимся является общим понятием, чем признание лица непредоставившим или предоставившим с нарушением условий обеспечения исполнения договора, т.е.
любое лицо, которое нарушило порядок предоставления банковской гарантии является уклонившимся, но не всякое уклонившееся лицо – это участник, который нарушил порядок предоставления банковской гарантии.
Следовательно, если бы признали, что Ответчик нарушил порядок предоставления банковской гарантии, то priori его признали бы уклонившимся от заключения договора и внесли в РНП.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», внесение сведений в РНП носит деклараторный характер (подтверждающий и информирующий).
Следовательно, если лицо признано уклонившимся, то сведения о нем вносятся в РНП. Между тем, данное правило действует и в обратной ситуации, т.е.
если в РНП не были внесены сведения по решению ФАС, то лицо не является уклонившимся от заключения договора (мы не учитываем исключительные случаи, когда отсутствие сведений в РНП возникает из-за уклонения заказчика от их предоставления).
При этом для того, чтобы сведения о лице были внесены в РНП, одной лишь констатации факта нарушения процедурных правил недостаточно, с которыми закон связывает уклонение от заключения контракта. Требуется выяснить все обстоятельства нарушения, определить вину лица, установить характер его действий, есть ли в них недобросовестность, что также подтверждается судебной практикой[3].
Следовательно, внесение сведений о лице в реестр – санкция за уклонение от заключения договора по результатам закупок, в том числе за непредоставление или предоставление с нарушением условий обеспечения исполнения договора.
Следует иметь в виду, что сведения об участнике закупок не были внесены реестр. Следовательно, Истец не является уклонившимся от заключения договора, а значит и вина в непредоставлении банковской гарантии отсутствует. Наличие состава, предусмотренного п. 26 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ, нет.
В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом (ч. 2 ст. 10 ГК РФ).
III. Аналогия статей 3.2 Закона № 223 – ФЗ и 44 Закона № 44-ФЗ
В п. 15 ст. 44 Закона № 44 – ФЗ содержится прямое указание на то, что возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки, не осуществляется, поступающими заказчику, в течение одного рабочего дня со дня включения информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Между тем, данная норма носит процедурный характер, подтверждая, что лицо признано уклонившимся от заключения договора по результатам закупок.
Данную статью следует толковать системно и во взаимосвязи со ст. 104 ФЗ № 44, где содержится перечень оснований для включения сведений в реестр, которая отчасти повторяет основания, перечисленные в Законе № 223 — ФЗ.
Таким образом, отсутствие указания на наличие сведений об уклонившимся лице в реестре, согласно п. 26 ст. 2.3 Закона № 223 -ФЗ, не должно трактоваться как квалифицирующий признак отличий между нормами Закона № 44 -ФЗ и Закона № 223 -ФЗ. Сведения об уклонившемся лице по Закону № 223 -ФЗ также вносятся в реестр.
Этот вывод следует из исторического толкования. Во – первых, в ходе принятия поправок в п. 15 ст. 44 Закона № 44 -ФЗ, ст. 104, устанавливающая порядок включения в РНП, не изменялась. Во — вторых, изменения, внесенные ФЗ от 31.12.2017 г.
№ 504-ФЗ имели предметом правового регулирования отношения, касающиеся регламентации процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме (электронные процедуры), направленные на совершенствования процедуры электронной формы, что указано в Пояснительной записке к проекту № 623906-6 федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В первоначальной редакции данного проекта подобные изменения п. 15 ст. 44 Закона № 44-ФЗ не были отражены, а явились результатом уточнения после принятия проекта ко второму чтению в рамках совершенствования процедуры проведения закупок[4]. Внесенная поправка никаким образом не подчеркивает особенный характер правоотношений, регулируемых Законом № 44-ФЗ, чтобы его отличало от Закона № 223-ФЗ в данной части, на что обращал внимание Ответчик при отстаивании противоположной позиции.
В качестве дополнительного аргумента, подчеркивающего единство института обеспечительных мер, можно привести проект № 1116818 – 7 к ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и ст.
35 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который предусматривает унификацию требований к обеспечению исполнения обязательств в рамках Закона № 44-ФЗ и Закона № 223-ФЗ[5].
«В целях недопущения необоснованных отказов в принятии заказчиками банковских гарантий при осуществлении закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ и Законом № 223-ФЗ Законопроект предусматривает наделение Правительства Российской Федерации полномочием по утверждению типовой формы банковской гарантии, используемой для целей Закона № 44-ФЗ и Закона № 223-ФЗ. С целью обеспечения планомерной подготовки заказчиков к реализации предлагаемых нововведений Законопроектом предусмотрен переходный период для его вступления в силу».
Таким образом, когда сведения об уклонившемся участнике не включаются в РНП по причине отсутствия в его действиях недобросовестности, сумма обеспечения заявки должна быть возвращена.
Представляется, что включение сведений в РНП и удержание обеспечения заявки являются санкциями за одно и то же нарушение. Если нет оснований применять первую санкцию (поведение участника не признано недобросовестным), не действует и вторая.
Нормы Закона № 44-ФЗ и Закона № 223-ФЗ должны в данной части трактоваться одинаково, что следует из пояснительной записки к принятию поправок в ФЗ № 44 – ФЗ[6].
«При этом предметом правового регулирования законопроекта являются отношения, касающиеся регламентации процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме (электронные процедуры). Данные процедуры обладают рядом существенных преимуществ по сравнению с процедурами, предусматривающими подачу и рассмотрение заявок участников закупок в форме документов на бумажных носителях».