Мониторинг в сфере закупок по 44-фз: порядок и правила проведения, цели контроля, итоговый сводный отчет

Мониторинг в сфере закупок по 44-ФЗ подразумевает постоянный контроль и регистрацию всех торговых процедур инициированных муниципальными и государственными заказчиками разных уровней и регионов страны.

Данное мероприятие реализуется с целью регулирования и постоянного улучшения работы контрактной системы.

Проверке в первую очередь подвергаются планы-графики закупок, которые ответственные лица должны публиковать в единой информационной системе (ЕИС), а также данные по заключенным контрактам и итоги проведения процедур разного типа.

Таким образом, проверка охватывает все этапы закупочной деятельности, начиная от планирования, заканчивая ходом торгов и реализацией контрактов.

При этом ответственным органом, который осуществляет мониторинг и аудит в сфере закупок, является Министерство Финансов (Минфин) Российской Федерации. Данный орган работает в соответствии с Постановлением Правительства от 2013 года № 728 и ведет постоянную работу, используя систему ЕИС, которая обеспечивает прозрачный и постоянный доступ к требующимся отчетам и итоговым протоколам.

В своей деятельности Минфин ориентируется на следующие законы:

Порядок проведения проверок сводится к ряду этапов, которые осуществляются согласно установленным целям:

  1. Составление плана проверок. Данный документ необходим для формализации всех аспектов предстоящего мероприятия с целью полного охвата интересующих показателей и анализа определенных критериев для исследования.
  2. Формирование базы для исследования. На этом этапе собирается информация о муниципальных и государственных заказчиках, а также приравненных к ним юридических лицах, которые ранее предоставили отчетную информацию в систему ЕИС. При этом отчеты берутся за предшествующий дате проведения мониторинга год.
  3. Анализ и проверка. Данный этап осуществляется уполномоченными сотрудниками Министерства Финансов, которые выполняют возложенные на них обязанности, анализируя выбранную базу по сформированным критериям.
  4. Публикация сводного итогового отчета. По результатам мониторинга составляется специальный отчет, который затем публикуется в открытом доступе.

Цели проверок

Цели мониторинга закупок могут быть разными, поэтому при проверке Минфин в первую очередь определяется с направлением проводимого анализа и составляет соответствующий ему план.

К целям мониторинга относят три направления деятельности надзорного органа:

  1. Проверка соответствия итоговых результатов закупочной деятельности сформированному ранее плану, который разрабатывается вышестоящими органами и обязателен для исполнения всеми подведомственными структурами. Анализ может осуществляться по конкретным областям или уровням государственных учреждений, которые должны в полной мере выполнять возложенные на них обязанности.
  2. Анализ соблюдения принципов оценки номенклатуры и порядка обоснования стоимости контракта, которые регулируются 18 статьей 44-ФЗ. Данный анализ направлен на выявление отклонений от средних значений обоснованности суммы НМЦК к предмету закупки исходя из рыночных условий и требований вышеизложенной статьи.
  3. Организация мероприятий по совершенствованию текущего российского законодательства в контрактной сфере. Инициация данной процедуры не зависит от уровня проверок и может быть принята в ходе выявления существенных и естественных изменений в ходе реализации государственных закупок.

Итоговый отчет

Итоговый сводный отчет — это результативный документ деятельности Минфина за подотчетный календарный год.

Найти его можно на официальном сайте организации в разделе «Деятельность», где расположен подраздел «Контрактная система», в котором и находятся отчеты в подразделе «Мониторинг».

Мониторинг в сфере закупок по 44-ФЗ: порядок и правила проведения, цели контроля, итоговый сводный отчетМониторинг в сфере закупок по 44-ФЗ: порядок и правила проведения, цели контроля, итоговый сводный отчетМониторинг в сфере закупок по 44-ФЗ: порядок и правила проведения, цели контроля, итоговый сводный отчетМониторинг в сфере закупок по 44-ФЗ: порядок и правила проведения, цели контроля, итоговый сводный отчет

Данный документ необходим для определения следующих данных:

  • определение динамики и вектора развития контрактной системы с анализом сфер требующих изменения и совершенствования текущего законодательства;
  • сводный анализ поведения организаторов процедур с получением соответствующих статистических параметров. Сюда входят данные по несостоявшимся процедурам, общим объемам закупок по сферам и регионам, динамикой закупок у субъектов СМП и СОНКО и т.д;
  • анализ использования текущих информационных ресурсов участниками закупочной деятельности;
  • сводный отчет со статистическими данными о поведении исполнителей контрактов.

Таким образом, в итоговом отчете можно найти:

  • общий объем НМЦК по интересующим сферам закупок;
  • количество состоявшихся и несостоявшихся процедур за указанный год;
  • данные о ведении реестров жалоб и РНП;
  • количество и объем банковских гарантий;
  • количество опубликованных извещений.

Проведение аудита по итогам

По итогу проведения проверки в определенной сфере закупок у Минфина могут возникнуть вопросы к конкретным организациям, если какие-то данные не сходятся или противоречат текущему законодательству.

В этом случае надзорный орган может назначить проведение аудита для выявленных нарушителей с целью разобраться в сложившейся ситуации.

Данный аудит не относится к плановой проверке, которая проводится один раз в три года.

По ходу реализации аудита у заказчика могут потребовать планы-графики, обоснования НМЦК и прочие сопутствующие документы.

Все полученные результаты аудиторской проверки оформляются в специальном отчете, который ложится в основу мероприятий, направленных на устранение всех выявленных нарушений.

Как проходит мониторинг госзакупок

Проверено экспертом Анастасией Дегтеревской

Сущность и нормативно-правовая база

Мониторинг госзакупок — это комплексная система наблюдения в сфере тендеров для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Основные инструменты такие:

  • сбор;
  • обобщение;
  • систематизирование;
  • аналитическая оценка полученной информации.

Аккумулируют информацию непрерывно и систематично.

Не путайте мониторинг с контролем. Задача первого — наблюдение для последующего информационного анализа и выявления эффективности, целесообразности и обоснованности проводимых закупочных процедур, а не механизация финансово-контрольных мероприятий.

Процедуры наблюдения на законодательном уровне регулируются положениями ст. 97 44-ФЗ и Постановлением Правительства № 1193 от 03.11.2015, которым утверждены правила проведения мониторинга централизованных закупок.

Кто и что проверяет

Ответственными за сбор, обобщение и анализ тендерных данных выступают федеральные органы, регулирующие надлежащее исполнение норм и правил контрактной системы: Минфин, Федеральное казначейство, ФАС.

В их задачи входит не только подготовка актуализированной информации о тендерах в целом, но и обработка данных о планах-графиках, о состоянии их реализации, о судебных актах и решениях в области закупок.

Они обрабатывают информационные потоки из писем и обращений как от федеральных законодательных и исполнительных органов, так и от представителей организаций и физических лиц.

Ответственные за наблюдение органы привлекают иных лиц для сбора и подготовки информационного анализа и организуют специализированные экспертные советы, включающие в состав представителей различных федеральных органов власти и субъектов РФ.

Цели процедуры наблюдения

Мониторинг закупок осуществляется в целях выявления актуальных данных из ЕИС для дальнейшей оценки реальной эффективности обеспечения государственных и муниципальных потребностей.

По факту использования комплексной системы наблюдения оценивается обоснованность закупочных процедур в рамках ст. 18 44-ФЗ.

Еще одной из целей мониторинга закупок является совершенствование контрактного законодательства и юридические правоотношения в ней.

Когда и как обнародуются результаты

На основании результатов, полученных по факту мониторинга, итоговые показатели вносятся в сводный аналитический отчет, который формируют и отправляют для контроля в Правительство РФ не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным периодом. В нем содержатся такие информационные параметры о госзакупках:

  • планирование;
  • фактическое осуществление;
  • результаты контрольных мероприятий;
  • оценка эффективности обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  • меры по совершенствованию действующего законодательства.

Результаты мониторинга тендеров и закупок размещают ежеквартально, не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Сведения публикуют в виде аналитических отчетов отдельно за каждый квартал. Отчет за 4 квартал отчетного периода (года) размещают до 1 марта года, следующего за отчетным. Их публикуют в специальном разделе на сайте Минфина.

Мониторинг в сфере закупок по 44-ФЗ: порядок и правила проведения, цели контроля, итоговый сводный отчет

Как готовят сводный аналитический отчет

Годовой мониторинг закупок представляет собой сводный аналитический отчет. Он публикуется ежегодно.

До 1 ноября отчетного периода федеральные органы, которые регулируют исполнение нормативов контрактной системы, разрабатывают структуру сводного аналитического отчета, в предмете которого отмечают краткое содержание разделов, подразделов и приложений по п. 1 Постановления Правительства от 03.11.2015 № 1193.

ФАС и прочие регулирующие органы согласовывают этот проект структуры сводного документа в срок до 1 декабря отчетного периода.

Разработка проекта аналитического отчета производится в срок до 15 марта года, следующего за отчетным, а до 15 апреля осуществляется итоговое согласование проекта.

Мониторинг тендеров и закупок: что и как оценивает Минфин

Закон о контрактной системе в сфере закупок предусматривает не только планирование и осуществление тендеров различными способами, но и схему оценки обоснованности тех или иных торгов путем проведения такой процедуры, как мониторинг госзакупок.

Читайте также:  Банкротство сельскохозяйственных организаций: причины, порядок процедуры, особенности

Мониторинг закупок представляет собой надзор в области торгов, который включает сбор, обобщение, систематизацию, а также оценку сведений об осуществлении торгов, в том числе выполнении планов и планов-графиков тендеров.

Такого рода оценка проводится уполномоченным на это органом власти, а именно Министерством финансов. Сбор указанных сведений осуществляется на ЕИС.

На уровне субъекта и муниципального образования на основании изданных актов может проводиться мониторинг тендеров и закупок, проведенных в этом регионе или муниципалитете.

Цели оценки

Мониторинг закупок осуществляется в целях:

  • оценки уровня достижения целей, обозначенных в соответствии со ст. 13 ФЗ № 44. Напомним, речь идет о реализации мероприятий, которые закреплены в государственных программах, исполнении международных обязательств, исполнении функций и полномочий государственных органов власти;

Материал по теме
Комиссия по закупкам по 44-ФЗ: задачи, ограничения, требования к документам

  • анализа обоснованности торгов в соответствии с требованиями статьи 18 44-ФЗ. При составлении и размещении планов-графиков, например, обоснованию подлежат начальная максимальная цена контракта, способ определения поставщика, а также дополнительные, предъявляемые к нему требования;
  • установления эффективности обеспечения нужд государства и муниципалитета.

Необходимо отметить, что еще одной из целей мониторинга закупок является совершенствование законодательства в сфере осуществления торгов.

Результат проведения

Результаты процедуры оформляются в виде документа — сводного аналитического отчета. Такой документ представляется Минфином в Правительство ежегодно не позднее 30 апреля, однако формируется он за каждый квартал и размещается в ЕИС.

Информация для отчета также черпается из ЕИС: оценке подлежат реализация планов и планов-графиков, ведение реестра контрактов, реестра недобросовестных поставщиков, наличие жалоб (плановых и внеплановых проверок), банковские гарантии, а также результаты проведенного контроля в рамках статьи 99 44-ФЗ.

Требования к сводному аналитическому отчету

Итак, мониторинг в сфере закупок по 44-ФЗ предполагает формирование отчета. Сведения, которые в нем содержатся, систематизируют информацию:

Материал по теме
Обоснование закупки: на что обратить внимание

  • об осуществлении закупок, сумме всех максимальных цен, в том числе о централизованных закупках;
  • о числе процедур, которые состоялись и не состоялись;
  • об общей стоимости всех сделок;
  • о выполнении обязательств по контрактам, в том числе об оплате и ответственности за нарушения;
  • о ведении РНП;
  • о ведении реестра жалоб, проверок как планового так и внепланового характера;
  • о количестве банковских гарантий и общей сумме денег, которая указана в них;
  • об итогах контроля;
  • о функционировании ЕИС.

Порядок подготовки документа можно определить как сбор, обобщение, систематизацию и оценку, разработку проекта структуры такого аналитического отчета, согласование ее с ФАС и иными заинтересованными ведомствами, разработку проекта и его согласование, и завершающий этап — предоставление в Правительство на рассмотрение.

Глава 4. Мониторинг закупок и аудит в сфере закупок

    Примечание. Часть 1 статьи 97 вступает в силу с 1 января 2017 года.

  1. Мониторинг закупок представляет собой систему наблюдений в сфере закупок, осуществляемых на постоянной основе посредством сбора, обобщения, систематизации и оценки информации об осуществлении закупок, в том числе реализации планов закупок и планов-графиков.

    • Мониторинг закупок осуществляется в целях:
    • 1) оценки степени достижения целей осуществления закупок, определенных в соответствии со статьей 13 настоящего Федерального закона;
    • 2) оценки обоснованности закупок в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона;
    • 3) совершенствования законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
  2. Мониторинг закупок осуществляется с использованием единой информационной системы и на основе содержащейся в ней информации.

  3. Мониторинг закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечивается федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

    (часть 4 в ред. Федерального закона от 04.06.2014 № 140-ФЗ)

  4. Результаты мониторинга закупок по итогам каждого года оформляются в виде сводного аналитического отчета, который представляется федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок в Правительство Российской Федерации. Требования к содержанию и порядку подготовки сводного аналитического отчета, а также сроки подготовки указанного отчета определяются Правительством Российской Федерации.

  5. В сводном аналитическом отчете дается оценка эффективности обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также определяются меры по совершенствованию законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.

  6. Сводный аналитический отчет подлежит размещению в единой информационной системе.

  7. В соответствии с актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по регулированию контрактной системы в сфере закупок, органами местного самоуправления может осуществляться мониторинг закупок для обеспечения соответственно нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд.

    (часть 8 в ред. Федерального закона от 04.06.2014 № 140-ФЗ)

  8. Порядок использования единой информационной системы для целей мониторинга закупок устанавливается с учетом порядка функционирования единой информационной системы, установленного в соответствии с частью 2 статьи 4 настоящего Федерального закона.

  9. Утратил силу. – Федеральный закон от 04.06.2014 № 140-ФЗ.

  1. Аудит в сфере закупок осуществляется Счетной палатой Российской Федерации, контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации, образованными законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и контрольно-счетными органами муниципальных образований (в случае, если такие органы образованы в муниципальных образованиях), образованными представительными органами муниципальных образований.

  2. Органы, указанные в части 1 настоящей статьи (далее – органы аудита в сфере закупок), в пределах своих полномочий осуществляют анализ и оценку результатов закупок, достижения целей осуществления закупок, определенных в соответствии со статьей 13 настоящего Федерального закона.

  3. Для достижения целей, указанных в части 2 настоящей статьи, органы аудита в сфере закупок осуществляют экспертно-аналитическую, информационную и иную деятельность посредством проверки, анализа и оценки информации о законности, целесообразности, об обоснованности, о своевременности, об эффективности и о результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам.

  4. Органы аудита в сфере закупок обобщают результаты осуществления деятельности, указанной в части 3 настоящей статьи, в том числе устанавливают причины выявленных отклонений, нарушений и недостатков, подготавливают предложения, направленные на их устранение и на совершенствование контрактной системы в сфере закупок, систематизируют информацию о реализации указанных предложений и размещают в единой информационной системе обобщенную информацию о таких результатах.

Казначейский контроль в сфере закупок

В ФЗ «О контрактной системе» №44 от 5 апреля 2013 года указано, что сфера закупок – это сфера, которая тщательно проверяется. Осуществляется контроль различными органами. Основная структура, ответственная за проверку, – казначейство.

Какие органы осуществляют контроль в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ?

Полномочия казначейства

Правила в области закупок установлены Постановлением №1367 от 12 декабря 2015 года. Соответствующее положение содержится в части 5 статьи 99 ФЗ №44. Казначейство проверяет эти аспекты деятельности:

  • Соблюдение объектом контрольных мероприятий бюджетного законодательства и прочих актов, касающихся бюджетного законодательства.
  • Достоверность отчетности о выполнении различных программ.
  • Соблюдение норм, касающихся формирования плана закупок (статья 18 ФЗ №44).
  • Нормирование в области закупок, соответствие статье 19 ФЗ №44.
  • Установление начальной стоимости контракта.
  • Наложение ответственности на поставщика, если последний не выполнил условия контракта.
  • Соответствие исполненной работы или предоставленной услуги тем положениям, которые содержатся в контракте.
  • Своевременность фиксирования выполненной работы и ее результатов в документах.
  • Соответствие работы и ее результатов целям, заявленным в контракте.
  • Отсутствие фактов ненадлежащего расходования.

Как осуществляется ведомственный контроль в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ?

В части 27 статьи 99 ФЗ №44 указаны полномочия представителей казначейства, актуальные в рамках проверки:

  • Запрашивание всех сведений и документов, нужных для достижения целей проверки.
  • Беспрепятственное посещение помещений, которые связаны с деятельностью предпринимателя.
  • Требование о предъявлении продукции от поставщика, итогов исполненных работ.
  • Осуществление экспертизы.
  • Оформление предписаний об устранении обнаруженных правонарушений.
  • Оформление протокола о нарушении.
  • Подача иска в суд с целью аннулирования контракта.

В части 3 статьи 269.2 БК РФ указано, что проверка представителями казначейства осуществляется в соответствии с ФЗ, предписаниями правительства.

Читайте также:  Cколько длится процедура банкротства юридического лица: каковы сроки каждого этапа?

Как осуществляется общественный контроль за закупками заказчиков по Закону N 44-ФЗ?

Кого именно проверяют

С начала 2017 года проверка казначейством осуществляется в отношении этих лиц:

  • Госзаказчики, выполняющие закупки от имени РФ за счет денег из бюджета.
  • Бюджетные учреждения, выполняющие закупки на основании части 1 статьи 15 ФЗ №44.
  • Автономные или унитарные субъекты, осуществляющие закупки на основании части 4 статьи 15 ФЗ №44.

Этот перечень не является исчерпывающим. То есть он может дополняться. Актуально это в том случае, если казначейство выполняет функции финансовых органов или структур по управлению внебюджетными структурами.

Перемены в 2018 году

Контроль регламентируется ст. 99 ФЗ №44. Процесс осуществления мероприятий регламентируется Правительственным Постановлением №1367 от 12 декабря 2015 года. Это Постановление действует давно, однако до начала 2018 года действие некоторых его положений было приостановлено.

Связано это с тем, что в реальности механизм проверки и получения результатов был плохо налажен. Сведения несвоевременно размещались в единой системе, что приводило к возникновению проблем. По этой причине действие ряда условий было остановлено до 1 января 2018 года.

Но теперь федеральные заказчики должны исполнять все положения Постановления.

Порядок осуществления мероприятий

Представители казначейства проверяют эту информацию:

  • Лимиты обязательств на закупку.
  • Выплаты на закупку, их размер и дату операции.
  • Размер денежного обеспечения капитальных вкладов, предусмотренный соглашением о субсидиях на эти вложения.
  • Значительное увеличение начальной стоимости контракта, переход за установленные лимиты.
  • Соответствие кода закупки, прописанного в протоколе об установлении поставщика, коду, указанному в бумаге о закупке.
  • Соответствие начальной стоимости контракта, указанной в проекте, цене, указанной в протоколе установления поставщика.
  • Соответствие стоимости контракта и кода в реестре контрактов стоимости и коду, прописанных в условиях контракта.

Это основные этапы проверки. Контроль обычно заключается в анализе документов, сверке сведений из разных бумаг. Однако иногда перечень мероприятий может быть расширен.

Контрольное мероприятие базируется на сочетании работы Единой системы и системы «Бюджет». Сначала госзаказчику нужно разместить все требуемые сведения в онлайн-кабинете Единой системы. Затем требуется нажать на кнопку «На контроль».

После этого шага все нужные документы идут в Казначейство. Специалисты проверяют документацию на протяжении рабочего дня. Данные, отправленные в реестр, проверяются на протяжении 3 суток.

То есть все операции можно проделать в режиме онлайн.

Результаты контрольных мероприятий

По итогам проверочных мероприятий обязательно предпринимаются какие-либо действия. К примеру, они могут быть следующими:

  • Составление протокола, в котором перечисляются обнаруженные правонарушения. Если обнаружены нарушения, лицо, участвующее в закупке, не вносится в информационную систему вплоть до выполнения предписаний.
  • Проставление отметки о несоответствии информации/документов закону.
  • Если в рамках проверки никаких нарушений не выявлено, субъект вносится в систему.

Проверяемую компанию должны в течение 3 часов уведомить о результатах контрольных мероприятий. Этот срок отсчитывается с момента получения этих результатов.

ВАЖНО! Об итогах мероприятия можно узнать в кабинете ЕС. Если представленная информация соответствует всем нормам, она автоматически помещается в ЕИС. Если же обнаружены несоответствия, заказчик получает протокол о нарушениях. Контрактный орган обязан убрать все нарушения, прислушаться к замечаниям. Затем следует отправлять документы на новое контрольное мероприятие.

Стандартные ошибки при прохождении казначейской проверки

Рассмотрим документы, с которыми наиболее часто возникают проблемы:

  • Планы закупок. Размер спланированных трат не должен выходить за пределы обеспечения. В этом документе следует правильно перечислить все коды.
  • Планы-графики. Начальная максимальная цена контракта не должна быть больше расходов, зафиксированных в плане закупок.
  • Итоговый протокол. Стоимость контракта не должна быть больше начальной максимальной стоимости контракта, указанной в извещении.
  • Контракт. Информация из контрактов (цены и коды) сверяется с той же информацией из итогового протокола.

Основная ошибка госзаказчика – это несовпадение положений. К примеру, в одном документе указан один код, а во втором – другой.

Ответственность за нарушения

За нарушения, обнаруженные в процессе мероприятия, может накладываться дисциплинарная, административная или уголовная ответственность. Рассмотрим нарушения и формы наказания:

  • Нарушение в сфере оформления документов по закупке. Лицо привлекается к ответственности на основании статей 7.29-7.32 КоАП РФ.
  • Обнаружение ненадлежащих и неразумных трат предоставленных денег. Накладывается взыскание на базе статьи 15.14 КоАП РФ или 285.1 УК РФ.

Административная ответственность может накладываться и за несвоевременное размещение данных в Единой системе. Степень тяжести наказания определяется степенью тяжести нарушения.

Что проверяется в рамках контроля в сфере закупок? — Компания «АПИ»

Проверка планирования закупок

В случае, предусмотренном ч. 27.1 ст. 99 Закона N 44-ФЗ, должностные лица Федерального казначейства могут перепроверить закупки заказчиков субъектов РФ и муниципальных заказчиков.

Закупки в рамках гособоронзаказа, а также закупки для федеральных нужд, сведения о которых составляют гостайну, проверяет ФАС России (ч. 10 ст. 99 Закона N 44-ФЗ, п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728). Предмет проверки таких закупок, в том числе на этапе планирования, определен в п. п. 1 — 7 ч. 10 ст. 99 Закона N 44-ФЗ.

Проверка открытых и закрытых электронных процедур

Проведение электронных процедур, в том числе закрытых, контролируют ФАС России и ее территориальные органы с момента, когда в ЕИС размещено извещение об их проведении до момента, когда заключен контракт. Этот контроль осуществляется в отношении всех заказчиков (ч. 4 ст. 99 Закона N 44-ФЗ, п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728).

ФАС России и ее территориальные органы, как правило, отказывают в проверке доводов жалоб на обоснование начальной (максимальной) цены контракта, включенной в документацию об электронном аукционе.

Расширительно толкуя положения п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона N 44-ФЗ, они указывают, что рассматриваемый вопрос входит в компетенцию органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

Проверка определения поставщиков иными способами

Данные проверки проводит ФАС России, контрольные органы в сфере закупок субъектов РФ, муниципальные контрольные органы в сфере закупок (ч. 3 ст. 99 Закона N 44-ФЗ.

Если в отношении одних и тех же действий (бездействия) заказчика в рамках одной и той же закупки приняли решения контрольные органы разных уровней, заказчик должен исполнить решение контрольного органа более высокого уровня. Это следует из положений ч. 19 и 20 ст. 99 Закона N 44-ФЗ.

Проверка исполнения контрактов и использования закупленных товаров, работ, услуг

В случае, предусмотренном ч. 27.1 ст. 99 Закона N 44-ФЗ, закупки заказчиков субъектов РФ и муниципальных заказчиков, могут перепроверить должностные лица Федерального казначейства.

Контроль в сфере закупок, предусмотренный ч. 8 ст.

99 Закона N 44-ФЗ, осуществляется на основании порядка, который утверждает соответственно Правительство РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, местная администрация.

Субъект РФ и местная администрация такой порядок устанавливают в соответствии с Общими требованиями, утвержденными Приказом Казначейства России от 12.03.2018 N 14н (ч. 11, 11.1 ст. 99 Закона N 44-ФЗ).

Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс Ситуация: Что проверяется в рамках контроля в сфере закупок в отношении заказчиков по Закону N 44-ФЗ (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2018) {КонсультантПлюс}

Мониторинг закупок по 44-ФЗ: что это за процедура, кем и как она осуществляется?

Мониторинг в сфере закупок – это мощный инструмент, направленный на выявление слабых мест всей системы и конкретных нарушителей, которыми могут быть заказчики или ответственные сотрудники контрактного отдела в организации.

Контроль данной проверки осуществляет исполнительный орган федеральной власти в порядке, установленном Правительством РФ. Оценка деятельности выносится на основании сведений, размещенных в Единой информационной системе.

По итогам проверки исполнительный орган должен подготовить и опубликовать в ЕИС сводный аналитический отчет, которым могут пользоваться тендерные специалисты в рамках оказания услуг по тендерному сопровождению и анализу заказчиков, в частности.

В статье рассказываем, что это за процедура, в каких случаях проводится, какие имеет особенности, и для чего она нужна.

По каким правилам и в каком порядке осуществляется мониторинг?

Определение мониторинга в области государственных закупок появилось относительно недавно – 1 января 2017 года.

Читайте также:  Совокупный годовой объем закупок по 44-фз: для чего нужен сгоз, как его считать и что при этом не учитывается?

Согласно принятым мерам такой мониторинг должны систематически проводить федеральные власти, чтобы установить, насколько правильно функционирует контрактное законодательство.

Итоги данного специального исследования позволяют повышать уровень эффективности всей закупочной системы, действующей на территории нашей страны.

Аналитический срез проводимых закупок помогает формировать общее представление по итогам всех реализованных мер наблюдения и судить о правилах и принципах государственных и муниципальных торгов, изложенных в действующем законе.

Мониторинг регулируется статьей 97 44-ФЗ. В данном нормативе дается определение мониторинга, как и кем проводится и для каких целей. Оценку проводимых процедур и меры по улучшению контрактного законодательства исполнительный орган указывает в сводном аналитическом отчете, который направляет в ЕИС (ч.6 и 7 ст.97 44-ФЗ).

Правительство РФ в своем Постановлении № 728 от 26.08.2013 г. наделило полномочиями проводить такие комплексные исследования Министерство экономического развития РФ. Именно эта структура несет ответственность за осуществление мониторинга в сфере закупок.

При проведении мониторинга появляется понимание, насколько грамотно и качественно заказчики проводят закупочные мероприятия. То есть обеспечивается принцип прозрачности в сфере государственных торгов, который является одним из ключевых в контрактном законодательстве.

Исследование охватывает все этапы реализации процедур – от формирования планов-графиков до полной отработки всех их условий. Что проверяется методом проведения мониторинга:

  • открытость и прозрачность информации при проведении мероприятий;
  • обеспечение конкуренции;
  • компетентность заказчика;
  • единство контрактной системы в сфере закупок;
  • ответственность за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  • эффективность всех мер, связанных с закупками.

Результатом проводимого мониторинга должно стать установление реальной ситуации, которая существует в области государственных торгов. Это делается путем соблюдения некоторых требований:

  • до начала комплексных действий по установлению реальной картины в сфере закупок нужно составить план-стратегию будущих мер, чтобы в полной мере можно было проанализировать показатели, выявленные в процессе исследования;
  • опираясь на отчеты, полученные от заказчиков государственного и муниципального уровня, а также относящихся к ним иным организациям, необходимо сформировать единую базу для осуществления наблюдения;
  • общая база составляется на основании информации, собранной за год, предшествующий году осуществления комплексных мер;
  • изучение всех собранных сведений проводится ответственными лицами того отдела Минэкономразвития, который выполняет непосредственный контроль за функционирование действующего законодательства и реализацию его положений;
  • сводный отчет по итогу всего мероприятия формируется на основании проведенного наблюдения, готовится и направляется для ознакомления руководителем ведомства до конца апреля года, который следует за отчетным.

В итоговом документе должны быть отражены не только сведения, полученные за год, но и отчеты по каждому кварталу, подготовленные по результатам промежуточной оценки.

Специалисты уполномоченного органа при осуществлении комплексных мер проверки пользуются сведениями из ЕИС, в которых отражены как конкретные показатели по процедуре, так и итоговые сводные отчеты (ч.3 ст.97 44-ФЗ).

Для чего нужны комплексные меры проверки?

Мониторинг контрактной сферы должен был проводиться для достижения определенных целей. Мы говорим «должен был», потому что с 1 октября 2019 г. утратила свою силу часть 2 ст.97 44-ФЗ, в которой указывались эти цели. Также с этого времени перестала действовать статья 13 44-ФЗ, в которой были указаны нормы, подлежащие проверке со стороны исполнительного органа.

Для расширения кругозора наших читателей мы эти цели  назовем, но они на сегодняшний день больше не актуальны, а проверка осуществляется путем обращения к сведениям из Единой информационной системы:

  • проанализировать, насколько точно соблюдаются нормы ст. 13 44-ФЗ (в отношении целей конкретных процедур и всей контрактной системы в целом, в отношении обеспечения международного сотрудничества, за которое отвечает РФ, включая и власти различного уровня, а также в отношении исполнения обязательств, предусмотренных законодательством для федеральных властей, и для осуществления тех полномочий, которые вправе совершать данные власти);
  • оценить, как соблюдаются принципы обоснованности проводимых процедур, изложенных в ст.18 44-ФЗ;
  • провести действия, которые нацелены на улучшение действующего законодательства о контрактной системе, независимо от того, на каком уровне приняты те или иные нормативные акты, осуществляющие контроль нынешней сферы закупок на территории РФ.

Требования к итоговому сводному отчету

О сводном аналитическом отчете, который составляется по итогам проверки, говорится в ч.5-7 ст.97 44-ФЗ, а требования к этому специальному документу изложены в Постановлении Правительства РФ от 03.11.2015 г. № 1193.

В документ вносятся итоги комплексной проверки по обеспечению государственных и муниципальных контрактов, вынесенных на торги.

Данная форма введена в обиход контроля над контрактным законодательством, чтобы протоколировать результаты наблюдений и оценки в сфере закупок и показывать:

  • насколько четко функционирует данная сфера, какие есть проблемные места и какой нужно сделать акцент на решении выявленных пробелов или нарушений со стороны заказчиков, а также проводить разные мероприятия, нацеленные на изменение положений контрактного законодательства для улучшения реальной обстановки;
  • насколько компетентны заказчики при планировании мероприятий; публикации закупочной документации; как происходит анализ сведений о несостоявшихся торгах; обо всех заключенных контрактах, включая и те, которые были подписаны по итогам несостоявшихся мероприятий; оценка объема и качества организованных заказчиками торгов; а также о том, каков объем закупок у различных групп поставщиков по заключенным контрактам; а также о применении различных антидемпинговых мер и способов предоставления преимуществ различным категориям поставщиков;
  • какие исполнители и каким образом исполняли свои обязательства, а также какой объем контрактов и по каким причинам был расторгнут;
  • получение сведений о применении актуальных информационных инструментов для формирования открытости и прозрачности в сфере госзакупок;
  • какие действия необходимо совершить, чтобы улучшить нормы действующего контрактного законодательства и помогать максимальному соблюдению его требований.

Если по итогам мониторинга были выявлены нарушения или игнорирование норм контрактного законодательства, то в отношении виновного заказчика может быть организована аудиторская проверка.

В каких случаях проводится аудит по результатам оценки?

Аудит в рамках государственных закупок появился сравнительно недавно, но он должен проводиться обязательно в определенных случаях:

  • в случае возникновения сомнений со стороны специалистов проверяющего органа, что проводимые процедуры соответствуют нормам законодательства;
  • в случае возникновения сомнений, что правильно ведется бухгалтерская документация по мероприятию;
  • отчетность, предоставленная заказчиком, не до конца информирует о проводимой процедуре, либо не отражены отдельные ее этапы (намеренно или случайно), и это не дает сформулировать выводы о правомерности закупки;
  • существующие отношения сторон, изложенные в договоре, в том числе возникшие по результатам заключения специальных контрактов, подготовлены несоответствующим образом;
  • в случае появления сомнений, что предоставленные ресурсы используются правильно и по назначению, в том числе и полученные из различных уровней бюджета для закрытия потребностей проверяемого государственного или муниципального заказчика.

После того как аудит был проведен, его результаты заносятся в специальный отчет. Информация из этого документа является основанием для инициации мероприятий по ликвидации всех обнаруженных нарушений.

Заключение

Мониторинг в сфере закупок, безусловно, необходим. Это проверка, которая показывает слабые стороны закупочной системы, позволяет выявить некомпетентных заказчиков и непрофессиональных работников контрактного отдела. А по результатам этой проверки проводятся мероприятия, нацеленные на улучшение нормативно-правовой базы, касающейся государственных закупок.

Оценка действий заказчиков и анализ всех этапов закупочных процедур позволяют соблюдать ключевые принципы осуществления закупок: открытость, прозрачность, конкурентная борьба, доступность любому заинтересованному лицу.

Ведь не секрет, что некоторые недобросовестные заказчики, могут «затачивать» торги под «своего» поставщика, ущемляя тем самым интересы других потенциальных исполнителей и ограничивая конкурентную борьбу. А благодаря мониторингу таких нарушителей становится меньше.

Этому способствуют еще и немаленькие штрафы в отношении виновных лиц.

Обнаруженные недостатки в системе становятся основанием для проведения аудита в организации заказчика. Если сомнения исполнительного ведомства подтверждаются, то заполняется специальный отчет, основываясь на котором, заказчик должен устранить свои нарушения и тем самым улучшить работу контрактного отдела в дальнейшем.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *