Ликвидация НКО: порядок закрытия некоммерческой организации через суд и в добровольном порядке

Существование АСВ, НПФ (например, пенсионный фонд Мосэнерго) и прочих некоммерческих организаций осуществляется на основании соответствующего российского ФЗ №7 1996 года. В нем дано описание понятию НКО как юридического субъекта, основная цель которого не является извлечение прибыли с последующим ее делением между учредителями.

Понятие об НКО

Создание некоммерческих организаций может преследовать различные цели:

  • Социальные.
  • Культурные.
  • Научные.
  • Образовательные и т. д.

Общее у всех этих направлений деятельности – достижение благ для общества. По аналогии с субъектами хозяйствования, осуществляющими предпринимательство, подобные организации подлежат регистрации в Минюсте РФ и их деятельность контролируется на предмет законности извне рядом гос.органов.

Ликвидация НКО также допускается, а в некоторых случаях и неизбежна, и регламентируется она в статях 18-19 вышеназванного акта.

Причины ликвидации

Свернуть свою детальность некоммерческая организация может по разным причинам, которые зависят от воли ее создателей и которые автономны от таковой. Независимо от причин итоговым результатом станет прекращение существования НКО как таковой и удаление ее как субъекта из соответствующего реестра.

Чаще всего причинами закрытия организации является:

  • истечение срока, на который она создавалась;
  • достижение поставленных целей и задач или, напротив, не могут быть достигнуты;
  • недостаточность финансирования для реализации планов;
  • изменение сферы деятельности и т. д., все решается самими хозяевами НКО.

Ликвидироваться НКО может по схожим причинам, что и другие организации

Альтернативой такого миролюбивого способа является ликвидация по решению суда. Для такового требуется наличие грубых нарушений со стороны НКО, которые выявлены контролирующими органами и зафиксированы в установленном порядке. Решение о прекращении деятельности НКО выносится арбитражным или иным судом, если в производстве по делу будут установлены следующие причины:

  • Совершение грубых посягательств на действующее законодательство, последствия которого не представляется возможным устранить.
  • Официально зарегистрированный вид деятельности не соответствует фактически осуществляемому.
  • Экстремистские проявления в работе.

Способы

Процедура ликвидации НКО можно двумя основными способами:

  • Официальная добровольная (через реорганизацию, банкротство и т. д.).
  • Принудительная (через суд, но вариант с банкротством не исключен).

В первом случае решение принимается исключительно управленцами по своим личным соображениям, во втором – мнение владельцев и их доводы в противовес исковым требованиям уполномоченного гос.органа оцениваются судом, но не берутся за аксиому.

Необходимые документы

Процедура ликвидации АНО предполагает соответствующее правовое оформление, которое предполагает получение, сбор и предоставление в компетентные органы определенного пакета документов (каждый должен иметь снятую копию):

  • Сертификат о регистрации в качестве ЮЛ (ОГРН).
  • Свидетельство об учете субъекта в качестве налогоплательщика в территориальном подразделении ФНС.
  • Устав организации, а также учредительный договор (если таковой был).
  • Протокол, содержащий ход учредительного собрания и принятое решение о назначении руководителя фонда.
  • Приказ о назначении главного бухгалтера.
  • Бумаги, которые подтверждают гос.регистрацию вносимых изменений в учредительные документы, если таковые имели место.
  • Выписка из ЕГРЮЛ.
  • Документы каждого из учредителей, руководителя, главбуха.
  • Акт об уничтожении печатей и штампов.

Ликвидация НКО: порядок закрытия некоммерческой организации через суд и в добровольном порядке

Для проведения процедуры необходимо подготовить ряд документов

Пошаговая инструкция

Процедура ликвидации фактически едина независимо от способа, но начальный этап имеет свои особенности, который обусловлен тем, кто инициировал процесс. Так, этапы ликвидации некоммерческой организации в добровольном порядке следующие:

  1. Принятие согласованное учредительское решение на предмет ликвидации НКО.
  2. Определение ликвидатора или членов комиссии. Никаких жестких критериев к назначаемым лицам нет, они могут быть как представителями субъекта (состоять в трудовых отношениях), так и быть привлечены со стороны, являться гос.служащими инспекций и контрольных органов. С момента оформления решения на данных лиц возлагается ответственность за проведение всей процедуры, обеспечение сохранности активов НКО и т. д.
  3. Уведомление территориального подразделения Министерства юстиции в 3-дневный срок от момента решения о прекращении деятельности (направляется оформленное решение, а также сведения о лицах, отвечающих за сопровождение процедуры). Также, регистрирующему органу требуется предоставить дубликаты ИНН, выписки из реестра, устава, данные паспортов ликвидаторов и главбуха (если таковой есть в штате).
  4. Осуществляется ликвидация НКО через Минюст, который подвергает проверке корректность документов и передает их в территориальную налоговую службу, где и осуществляется регистрация начала процедуры ликвидации.
  5. Размещение в публичном доступе через соответствующие СМИ информацию о предстоящем прекращении деятельности, чтобы контрагенты с которыми незавершенны обязательства, смогли выставить свои требования.
  6. Составление промежуточного ликвидационного баланса. В ходе его составления формируются сведения об имеющихся долгах и кредиторах, а также активах и дебите НКО, которые позволяют произвести окончательный расчет. По готовности баланса об этом направляется уведомление в фискальную инспекцию по стандартной форме.
  7. Расчеты с кредиторами согласно очередности.
  8. Оформление итогового баланса, где все позиции должны быть нулевыми. В ходе этой стадии требуется оплатить госпошлину за исключение сведений из реестра.
  9. Завершение ликвидации и исключение субъекта из ЕГРЮЛ, что должно быть подтверждено соответствующей выпиской.

Ликвидация НКО: порядок закрытия некоммерческой организации через суд и в добровольном порядке

Проводится ликвидация пошагово, в соответствии с установленными правилами

Отдельно стоит рассмотреть вопрос закрытия субъекта через банкротство, которое применяется во всех случаях, когда выясняется, что долги организации больше 300 000 рублей. Если процесс начинается в общем порядке, но выясняется, что в части долги не могут быть погашены, придется начинать процесс о банкротстве.

Ликвидация при несостоятельности

Пошаговая инструкция ликвидации несостоятельной некоммерческой организации на 2018 год выглядит так:

  1. Утверждение решения управляющими органами должника о необходимости прекращать работу.
  2. Обращение с заявление в арбитраж по подсудности.
  3. Открытие конкурсного производства, назначение управляющего.
  4. Проведение конкурсного производства.
  5. Аукцион, на котором будет реализовано имущество ликвидируемого несостоятельного субъекта.
  6. Завершение конкурсного производства.
  7. Исключение из реестра.

Пошаговая инструкция ликвидации НКО в принудительном порядке в 2018 году будет отличаться только первым этапом, поскольку в данном случае нет места воле учредителей, а решение принимается судом после того, как в процессуальном порядке будет рассмотрен поданный одним из уполномоченных компетентных органов или иных заинтересованных лиц иск.

Нежелание собственников организации закрывать его может остановить процесс, если судебное постановление о ликвидации НКО будет обжаловано и вышестоящая инстанция решит обратное. Остальные стадии реализуются так же, как и в добровольном порядке, но уклонение от исполнения, вступившего в силу постановления, может привести к тому, что ликвидатор или комиссия будут назначены также судьей.

Ликвидация НКО: порядок закрытия некоммерческой организации через суд и в добровольном порядке

Принудительная ликвидация имеет свои особенности

Когда аннулируется филиал общественного объединения, ассоциации иного вида НКО, уведомительный характер компетентных служб необходим, только если он фигурировал в учредительных документах. Поставить в известность тогда придется налоговые службы по месту размещения самого подразделения и головной организации.

Когда учредительные документы подобных сведений не содержат, сообщают только в фискальную службу по месту нахождения ликвидируемого объекта.

Ликвидация учредителя некоммерческой организации в соответствии с ФЗ №7 от 31.01.16 претерпела изменения. Так, прекратить участие учредитель может в любой момент без согласования данного вопроса в рамках существующего партнерства. Требуется только осведомить о принятом решении о выходе территориальный регистрирующий орган.

Упрощенная схема

В срочном и сокращенном порядке ликвидировать некоммерческую компанию можно, если прибегнуть к реорганизации в виде присоединения или слияния.

Последовательность действий в рамках такого процесса практически тождественна, как для коммерческих предприятий.

Суть схемы заключается в передаче всего объема прав и обязанностей федерации, НПО, НП (например, дачные) или иной НКО правопреемнику и фактическое прекращение самостоятельного существования, но с небольшими особенностями в числе которых:

  • Кредиторы уведомляются двукратной публикацией сообщений о грядущей процедуре реорганизации в печатном Вестнике гос.регистрации, а также на его сайте в сети-интернет.
  • Слияние или присоединение считается юридически оконченным со дня, когда в ЕГРЮЛ появилась отметка о закрытии НКО с параллельной выдачей свидетельства о завершении деятельности по реорганизационным причинам.
  • Проверка со стороны ИМНС может не проводиться, даже если имелись неисполненные долговые обязательства перед контрагентами, поскольку эти обязательства автоматически переходят к правопреемнику.

Дальнейшее использование реквизитов, печатей и прочих атрибутов ликвидируемого субъекта недопустимо.

Ликвидация НКО: порядок закрытия некоммерческой организации через суд и в добровольном порядке

Вариантом ликвидации по упрощенной схеме является слияние

Стоимость

На цену ликвидационного процесса влияет, кем она проводится. Если все выполняет руководство, учредители и им подобные, то стоимость ограничится сугубо уплатой госпошлины в размере 800 рублей.

Когда прибегают к сторонним услугам профессионалам в этой сфере, то ценовая политика очень разнится. Все зависит от региона, статуса специалиста или выбранной фирмы и объема оказанных услуг. Так, в столице стоимость достигает 100 000 рублей, для регионов цифра ниже в диапазоне 20 000 – 80 000 рублей.

Сроки

Средний срок поэтапного проведения всей процедуры закрытия некоммерческого учреждения составляет от 4 месяцев до 1 года. При этом уведомить Минюст требуется в течение 3 дней. После решения о начале ликвидации.

Далее, после поступления документов в налоговую, требуется разместить в общем доступе сведения о закрытии субъекта и далее в течение 2 месяцев остается только ждать, когда кредиторы объявятся со своими требованиями.

Читайте также:  Федеральный закон №223-фз с последними изменениями на 2019 год

Уже через месяц после публикации можно приступать к составлению ликвидационного баланса, расчетам по долгам. Как только долги погашены, можно готовить итоговый баланс. После сдачи всего пакета документов в течение 3 дней субъект исключается из реестра и ему предоставляется об этом подтверждающий документ.

О ликвидации НКО будет рассказано ниже:



Кс не стал рассматривать жалобу нко, ликвидированной за непредставление отчетов о своей деятельности

8 июля Конституционный Суд РФ вынес Определение № 1365-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы на неконституционность ст. 61 ГК РФ и п. 10 ст. 32 Закона о НКО, которые, по мнению заявителя, допускают ликвидацию некоммерческой организации по формальным основаниям.

Управление Министерства юстиции РФ по Краснодарскому краю обратилось в суд с административным иском к АНКО «Новороссийский комитет по правам человека» о ликвидации юридического лица.

Ведомство указало, что ответчиком не представлялись документы, содержащие отчет о деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства за период деятельности 2014, 2016–2017 гг., что в соответствии со ст. 32 Закона о НКО является основанием для ликвидации данного юридического лица и исключении его из ЕГРЮЛ. Управление Минюста также отметило, что неоднократно в отношении НКО направлялись письменные предписания в виде предупреждений об устранении нарушений законодательства, однако они не были исполнены. Ввиду того что НКО прекратила свою деятельность, истец обратился в суд с данным иском.

В свою очередь Новороссийский комитет по правам человека пояснил, что направлял отчеты о деятельности организации в адрес административного истца за 2013, 2015 гг. посредством почтовой связи, а отчеты о деятельности за 2014, 2016, 2017 гг.

были направлены истцу посредством сети «Интернет», через официальный сайт Минюста. Помимо этого в суде НКО указала, что не осуществляла никакой деятельности, начиная с 2010 г.

, о чем официально был уведомлен руководитель краевого Управления Минюста.

3 сентября 2019 г. Октябрьский районный суд г. Новороссийска удовлетворил требование Управления Минюста о ликвидации НКО с обращением ее имущества, которое останется после удовлетворения требований кредиторов, в собственность РФ и исключил ее из ЕГРЮЛ. Суды апелляционной и кассационной инстанций оставили решение без изменений.

При этом они сочли установленным, что требования законодательства не выполнялись НКО надлежащим образом, а сведения о деятельности за 2014 и за 2016–2017 гг. ею не представлялись. Определением от 19 ноября 2020 г.

судья Верховного Суда РФ отказал в передаче кассационной жалобы организации для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам.

Не согласившись с решением судов, НКО обратилась в Конституционный Суд с жалобой, в которой указала, что оспариваемые ею нормы нарушают ее конституционных права и допускают ликвидацию некоммерческой организации по формальным признакам неоднократности непредставления уведомления о продолжении своей деятельности.

Конституционный Суд отметил, что в России как демократическом правовом государстве, основанном на признании, соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина, идеологическом и политическом многообразии, право каждого на объединение как один из важных элементов конституционного статуса личности – это возможность свободно создавать объединения для защиты своих интересов и выражения мнений и убеждений, в том числе в целях участия в управлении делами государства и решения задач, связанных с обеспечением прав и свобод человека и гражданина, а также свободы деятельности общественных объединений.

Ссылаясь на свое Постановление от 8 апреля 2014 г.

№ 10-П, КС указал, что на государстве лежит конституционная обязанность признания за объединениями граждан необходимой правосубъектности, в том числе в качестве юридического лица. Вместе с тем Суд напомнил, что в силу ч. 3 ст.

55 Конституции возможные ограничения, затрагивающие конституционное право каждого на объединение, должны быть оправданными и соразмерными конституционно значимым целям.

КС напомнил, по каким признакам НКО можно считать иностранным агентомСуд отметил, что получение некоммерческой организацией зарубежного финансирования и наличие возможности заниматься политической деятельностью в России не являются основаниями для признания ее выполняющей функции иностранного агента

КС подчеркнул, что обладание правами юридического лица сопряжено с обязанностями, которые, в частности, НКО должна исполнять, в противном случае их неисполнение может влечь ответственность именно самой организации, а не только ее руководителей или членов, в том числе ее ликвидацию в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Как пояснил Суд, ГК РФ относит к случаям возможной ликвидации юридического лица по решению суда осуществление им своей деятельности с неоднократными нарушениями закона или иных правовых актов. «При этом ликвидация не может быть применена к юридическому лицу по одному лишь формальному основанию неоднократности нарушений законодательства.

Такие нарушения в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, принять решение о его ликвидации в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц», – отмечено в определении.

Вместе с тем КС обратил внимание, что ликвидация должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям (Постановление от 18 июля 2003 г. № 14-П; определения от 28 июня 2012 г. № 1246-О и от 20 ноября 2014 г. № 2737-О).

Конституционный Суд в очередной раз напомнил, что суды при рассмотрении дел обязаны исследовать по существу фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, чтобы право на судебную защиту, закрепленное ст.

46 Конституции, не оказалось существенно ущемленным. Кроме того, КС подчеркнул, что не предполагает иного применения и п. 10 ст.

32 Закона о НКО, допускающий ликвидацию НКО вследствие неоднократного непредставления ею в установленный срок сведений, предусмотренных той же статьей.

Пленум ВС РФ разъяснил судам, как рассматривать дела по приостановлению деятельности и ликвидации некоммерческих организаций

КС обратился к Постановлению Пленума ВС РФ от 27 декабря 2016 г. № 64, в котором разъяснено, что неоднократным нарушением является совершение объединением граждан после вынесения в его адрес предупреждения (представления) об устранении нарушений закона аналогичного или иного нарушения действующего законодательства.

Неустранение ранее выявленного нарушения не образует неоднократности независимо от длительности такого неустранения, а сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие неоднократности нарушений, могут содержаться в постановлении по делу об административном правонарушении, приговоре или решении суда, принятых в отношении лиц, связанных с деятельностью данного объединения граждан, а также в актах иных органов исходя из общеправовых принципов юридической ответственности и установленных Конституцией оснований ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно. Неоднократные нарушения требований закона, даже при условии их доказанности, сами по себе не являются безусловным основанием для ликвидации или запрета деятельности объединения граждан. Указанные меры реагирования должны быть соразмерны допущенным нарушениям и вызванным ими последствиям. Согласно п. 32 документа в каждом конкретном случае суд должен оценивать существенность допущенных объединением граждан нарушений и их последствий, а также возможность их устранения без ликвидации либо запрета деятельности объединения.

Суд отметил, что неоднократное нарушение требований закона, даже при условии его доказанности, само по себе не является безусловным основанием для ликвидации или запрета деятельности объединения граждан; указанные меры реагирования должны быть соразмерны допущенным нарушениям и вызванным ими последствиям. Согласно п. 32 указанного документа в каждом конкретном случае суд должен оценивать существенность допущенных объединением граждан нарушений и их последствий, а также возможность их устранения без ликвидации либо запрета деятельности объединения.

Исходя из изложенного, Конституционный Суд не нашел оснований для принятия жалобы НКО к рассмотрению, отметив, что установление обстоятельств, имеющих значение для разрешения судами дела заявителя, а также проверка правильности применения ими оспариваемых законоположений не относятся к его компетенции.

Адвокат АП Новосибирской области Ольга Забалуева считает, что сам механизм принудительной ликвидации юридических лиц не может отождествляться с запретом деятельности объединений граждан, поскольку направлен на исключение из гражданского оборота юридических лиц, фактически не осуществляющих деятельности. При этом она подчеркнула, что любая гражданская правоспособность сопряжена с обязанностями, в числе которых для некоммерческой организации предусмотрена обязанность представления сведений о своей деятельности.

Ольга Забалуева отметила, что Конституционный Суд подтвердил правовую позицию, ранее изложенную Верховным Судом, в соответствии с которой суды при рассмотрении заявления уполномоченного органа о ликвидации юридического лица не должны ограничиваться формальными основаниями, а устанавливать такие обстоятельства, как существенность допущенного нарушения и возникших последствий, их устранимость, а также в каждом конкретном случае оценивать соразмерность применяемых мер (в данном случае принудительной ликвидации) допущенным нарушениям.

«На мой взгляд, поднятая проблематика не является конституционно-правовой и подлежащей рассмотрению Конституционным Судом, поскольку у судов не возникает двоякого толкования оспариваемых норм, а наличие или отсутствие обстоятельств для принудительной ликвидации юридического лица должны доказываться сторонами при рассмотрении дела по существу», – поделилась Ольга Забалуева.

Читайте также:  Контрактная служба по 44-фз: права и обязанности, порядок создания и работы, состав и численность сотрудников, должностная инструкция

Адвокат МКА «Традиция» Василий Котлов указал, что вопрос о взаимоотношениях государства и институтов гражданского общества, представленных некоммерческими объединениями граждан, не теряет своей актуальности уже много лет.

Эксперт посчитал определение КС прогрессивным в том смысле, что согласно ему само по себе непредставление отчетности уполномоченному органу о деятельности некоммерческой организации, даже если это имело место неоднократно, не является безусловным основанием для принудительной ликвидации юридического лица по иску уполномоченного органа.

В связи с этим адвокат отметил, что, во-первых, для соблюдения принципа неоднократности необходимо в процессуальном порядке установить факт первого нарушения требований о представлении отчетности, в том числе в форме постановления о привлечении к административной ответственности.

«Во-вторых, даже в случае неоднократности нарушений поводом для ликвидации будет не сам по себе факт непредставления отчетности, а существенный характер нарушения – например, то, что в результате допущенного неинформирования гражданское общество лишается доступа к тем средствам и возможностям, которые предоставляет данная некоммерческая организация в установленной сфере деятельности (в данном случае – в сфере защиты прав человека)», – полагает он.

При этом Василий Котлов обратил внимание, что в силу ч. 3 ст. 10 Закона о НКО одной из особенностей автономной НКО является надзор за ее деятельностью со стороны учредителей.

«Таким образом, в случае неоднократного нарушения правил об отчетности и существенного характера такого нарушения более обоснованными были бы претензии государства прежде всего к учредителям данной НКО и лишь в случае отсутствия мер реагирования со стороны учредителей – иск о ликвидации как крайняя, исключительная мера», – выразил Василий Котлов.

По его мнению, КС РФ ориентирует суды на то, что в деятельности государства и его органов всегда должно прослеживаться достоинство, основанное на принципе невмешательства, без крайней нужды, в частные дела.

Ликвидация НКО – пошаговая инструкция по закрытию бизнеса в 2021 году

Ликвидация — это прекращение деятельности юрлица, при этом права и обязанности не переходят к другим лицам в порядке правопреемства.

Ее порядок регулируется не только Гражданским кодексом РФ, но и Федеральным законом N 7 «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 и другими законодательными актами.

Данную статью мы посвятим порядку добровольной ликвидации некоммерческих организаций. Разберемся в вопросе пошагово.

Закрыть НКО можно двумя способами:

  • добровольно — юридическое лицо прекращает деятельность по инициативе участников или органа, принявшего соответствующий нормативный акт;
  • принудительно — суд выносит решение о ликвидации в определенных законодательством случаях (например, при создании некоммерческой организации допущены грубые нарушения закона).

Какие шаги подразумевает процедура?

Шаг 1. Принятие решения о закрытии НКО, создание ликвидационной комиссии (либо утверждение кандидатуры ликвидатора)

Решение о ликвидации принимается:

  • общим собранием учредителей;
  • судом по заявлению заинтересованных лиц;
  • собственником имущества (например, учредителем бюджетного учреждения является государственный орган, а значит, он и будет принимать решение).

Процедура регулируется ст. 61–65 ГК РФ и аналогична упразднению любого другого юридического лица. Начинается с принятия учредителями совместного заключения. Проходит общее собрание, составляется протокол. В нем отражают следующие вопросы:

  • принятие решения о ликвидации;
  • назначение ликвидационной комиссии или ликвидатора (этот пункт может оформляться в отдельном документе);
  • установление порядка и срока (не может превышать 1 года).

Ликвидационная комиссия или ликвидатор? Есть ли разница?

Участники ликвидируемой организации самостоятельно принимают решение, кто будет заниматься процессом: ликвидационная комиссия или ликвидатор. Она (он) наделяется всеми полномочиями по управлению делами и принимает необходимые меры.

Если в состав учредителей входит РФ, субъект или муниципальное образование, то однозначно все дела передаются комиссии. А в нее обязательно включается председатель комитета по управлению имуществом, фонда либо соответствующего органа местного самоуправления.

В остальных случаях любое физическое лицо может стать ликвидатором или войти в состав ликвидационной комиссии. Учредители некоммерческой организации вправе произвести замену того или иного участника.

Решение о смене ликвидатора либо состава комиссии необходимо внести в ЕГРЮЛ.

Советуем перед принятием решения о прекращении деятельности НКО и установлением срока ликвидации определить объем имущества и обязательства.

Если в течение года не удастся завершить процедуру, то продление срока возможно только в судебном порядке на шесть месяцев.

Учтите, что для повторного решения о ее проведении придется подождать полгода после внесения записи в ЕГРЮЛ об окончании срока ликвидации НКО. Обычно на прохождение всех этапов достаточно 3 месяцев, поэтому рекомендуем придерживаться такого срока.

Процедура не завершена, а срок истек. Что делать?

Следует обратиться в арбитражный суд по месту нахождения организации с заявлением о продлении. В соответствии со ст. 154 ГПК РФ дело рассматривается и разрешается судом до двух месяцев с момента поступления заявления.

Шаг 2. Подача уведомления о начале процедуры в регистрирующий орган

После принятия решения о закрытии некоммерческой организации следует в течение трех рабочих дней сообщить в письменной форме в соответствующий регистрирующий орган (п. 1 ст. 62 ГК РФ).

Для ассоциации, союза, АНО, частного учреждения и общественной организации им является территориальное управление Минюста РФ.

О ликвидации потребительского кооператива и товарищества собственников недвижимости следует уведомить налоговую инспекцию.

Для этого заполняется заявление по форме № Р15016. На титульном листе в пункте 2 указывается:

  • значение 3 при принятии решения о ликвидации, составе ликвидационной комиссии (утверждении кандидатуры ликвидатора);
  • значение 1, если имеется только решение о ликвидации НКО.

Регистрирующий орган после рассмотрения заявления внесет изменения в Единый государственный реестр юридических лиц, сделает запись о нахождении ЮЛ в процессе ликвидации.

Шаг 3. Отправка уведомлений о ликвидации НКО кредиторам

Ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана опубликовать в журнале «Вестник государственной регистрации» сведения о государственной регистрации юридического лица. Кроме того, необходимо направить письменное уведомление о принятом решении (ценным письмом с описью вложения).

Шаг 4. Внесение сведений в ЕФРСФДЮЛ

В течение трех дней с момента принятия решения требуется опубликовать объявление в Едином федеральном реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц (ЕФРСФДЮЛ). Необходимо установить срок для предъявления требований кредиторами НКО — 2 месяца с момента публикации. В случае невнесения сведений или нарушения срока предусмотрена административная ответственность.

Шаг 5. Составление промежуточного ликвидационного баланса

Промежуточный ликвидационный баланс составляется через 2 месяца после публикации в журнале «Вестник государственной регистрации» (окончание срока предъявления требований кредиторами). Для него нет утвержденной формы. Однако можно пользоваться рекомендованными форматами и машиночитаемыми формами ФНС России (письмо от 25.11.2019 № ВД-4-1/24013@).

В промежуточный ликвидационный баланс вносятся следующие обязательные сведения:

  • состав имущества ликвидируемого ЮЛ;
  • предъявленные кредиторами требования и результат их рассмотрения;
  • удовлетворенные требования по решению суда, вступившему в законную силу.

Законодательство не обязывает в промежуточном ликвидационном балансе указывать информацию о кредиторах, не заявивших требования. Однако рекомендуем все же включить эти данные. Таким образом, при возникновении спора ликвидационная комиссия (ликвидатор) подтвердит подачу достоверной информации в регистрирующий орган.

На этом этапе важно убедиться, что денежных средств и имущества некоммерческой организации хватает для удовлетворения требований кредиторов. Если возможность погасить кредиторскую задолженность есть, можно утверждать промежуточный ликвидационный баланс. В противном случае нужно обращаться в суд с заявлением о признании ее банкротом.

Уведомите регистрирующий орган по форме № Р15016 о составлении ликвидационного баланса. В заявлении на титульном листе укажите причину обращения — поставьте значение 4.

Для уведомления о составлении ликвидационного баланса тоже прописаны свои сроки:

  • не ранее окончания периода, который установлен для представления требований кредиторами;
  • не ранее вступления в законную силу решения суда по делу о рассмотрении требований, предъявленных к ликвидируемой НКО;
  • не ранее завершения налоговой или таможенной проверки, оформления их результатов и утверждения документа об этой проверке в отношении прекращающего деятельность юридического лица.

Шаг 6. Расчеты с кредиторами

Читайте также:  Требования к участникам закупок по статье 31 федерального закона № 44-фз

Кредиторская задолженность погашается при наличии денежных средств у организации. Если НКО не способна удовлетворить предъявленные требования, то придется продавать принадлежащие ей на правах собственности основные средства. Продажа осуществляется на торгах при цене имущества более 100 000 рублей (по сведениям промежуточного ликвидационного баланса).

Все средства должника направляются на погашение задолженности. Оставшиеся суммы не допускается распределять между учредителями, они направляются на цели, предусмотренные уставной деятельностью (п. 3 ст. 26 Федерального закона № 7 от 12.01.1996). Однако имеются и исключения: имущество частного учреждения передается собственнику (п. 3 ст. 20 закона «О некоммерческих организациях»).

Шаг 7. Подача сведений о сотрудниках в территориальный орган ПФР

После принятия промежуточного ликвидационного баланса необходимо подать информацию о работниках в пенсионный фонд в течение 1 месяца. При невыполнении данного требования будет получен отказ в регистрации ликвидации.

Внимание! Сведения по страховым взносам следует подать в налоговую службу до формирования промежуточного ликвидационного баланса. Период считается с начала проведения расчетов по день его представления включительно.

Шаг 8. Составление и утверждение итогового ликвидационного баланса

Итак, требования кредиторов удовлетворены, пора заняться окончательным ликвидационным балансом. Он утверждается таким же образом, как и промежуточный. В законодательстве опять же отсутствует утвержденная форма, и можно снова воспользоваться удобными форматами и машиночитаемыми формами ФНС России.

  • Шаг 9. Оплата госпошлины
  • Размер государственной пошлины за регистрацию ликвидации юридического лица составляет 800 рублей.
  • Шаг 10. Государственная регистрация сведений о прекращении деятельности НКО

На данном этапе нужно снова подать заявление по форме № 15016. Процедура считается завершенной после внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации некоммерческой организации.

Перечень документов для регистрации ликвидации ЮЛ:

  • заявление по форме № 15016 (как причину обращения указать значение 7);
  • ликвидационный баланс;
  • документ, подтверждающий представление сведений в ПФР о застрахованных лицах (необязательно);
  • квитанция об оплате государственной пошлины (по желанию заявителя);
  • доверенность (при обращении представителя).

Но после исключения из государственного реестра работа ликвидационной комиссии (ликвидатора) или конкурсного управляющего (при процедуре банкротства) не заканчивается.

Важно еще закрыть расчетные счета в банке, а также укомплектовать и передать документацию (кадровые документы, архивные дела, по которым не истекли сроки хранения) в государственный или муниципальный архив в рамках заключенного договора.

Таким образом, прохождение любого шага ликвидации НКО должно соответствовать действующему законодательству Российской Федерации. Юридическая компания «ПРИОРИТЕТ» оказывает услуги по закрытию некоммерческих организаций в Москве и области и готова присоединиться к процедуре на любой стадии. Оказываем услуги под ключ и можем подготовить документ для отдельного этапа.

Ликвидация некоммерческой организации. Решение, порядок

Ликвидация некоммерческого субъекта предполагает завершение деятельности, при котором не подразумевается правопреемство. То есть полномочия и обязанности собственника НКО не передаются другим лицам.

Законодательное обоснование

Ликвидация НКО регламентируется этими нормативными актами:

  • ГК РФ.
  • ФЗ №129 «О регистрации ЮЛ и ИП» от 8 августа 2001 года.
  • ФЗ №7 «О НКО» от 12 января 1996 года.
  • ФЗ №82 «Об объединениях» от 19 мая 1995 года.
  • Приказ №455 «Об установлении порядка принятия решения о завершении деятельности» от 30 декабря 2011 года.

Основная сложность при ликвидации некоммерческого объединения – наличие обязательств, долгов. Если у НКО имеются долги, которые она не может погасить, придется проходить процедуру банкротства.

Этапы проведения

Ликвидация НКО осуществляется по этой схеме:

  1. Принятие решения о проведении упразднения.
  2. Созыв комиссии, назначение ответственного за процедуру — ликвидатора.
  3. Определение порядка процедуры, ее сроков.
  4. Публикация сведений о ликвидации.
  5. Создание промежуточного баланса по ликвидации.
  6. Погашение всех имеющихся задолженностей.
  7. Создание окончательного баланса.
  8. Регистрация ликвидированного ЮЛ.

Собранная в рамках ликвидации документация отправляется в Управление Министерства юстиции. До того как информация о ликвидации заносится в Единый реестр ЮЛ, НКО продолжает свою работу. Все это время она обязана уплачивать налоги, составлять налоговую отчетность, оплачивать услуги ЖКХ.

ВАЖНО! По завершении ликвидации все сотрудники увольняются. Они должны быть уведомлены о процедуре за 2 месяца до массового расторжения трудовых договоров. Компенсации, которые должны быть выплачены при увольнении, оговорены статьей 180 ТК РФ.

Принятие решения

Решение об упразднении принимается на собрании. На нем же предпринимаются меры по созданию комиссии. Собрание проводится в порядке, который регламентируется уставом организации и прочими внутренними документами. Рассмотрим главные темы собрания:

  • Ликвидация НКО.
  • Назначение председателя.
  • Определение порядка и продолжительности.
  • Уведомление официальных структур о том, что компания ликвидируется.

Решения, принятые в рамках собрания, оформляются протоколом на основании главы 9.1 «Решения собраний» ГК РФ.

Направление уведомления

В Управление Министерства направляется соответствующее уведомление. Сделать это нужно в течение 3 суток после принятия решения. В Управление нужно направить эти бумаги:

  • Уведомление о статусе НКО по форме Р15001. Составляется этот документ в двух экземплярах. На бумаге должна стоять нотариально заверенная подпись лица с полномочиями принимать такие решения.
  • Протокол собрания, на котором принято решение. На документе должна стоять печать организации. Бумага должна быть подписана председателем собрания. Составляется она в двух экземплярах.

Если направляемый документ содержит более одного листа, его нужно прошить и пронумеровать. На последнем листе проставляется подпись лица, инициирующего процедуру.

Предоставленные документы будут рассматриваться в течение 3 дней. После этого бумаги направляются в УФНС. Нужно это для внесения соответствующих сведений в ЕГРЮЛ.

Данные об изменившемся статусе будут занесены в реестр в течение 5 дней.

ВАЖНО! После подачи всех документов НКО утрачивает ряд своих прав. В частности, организация не может изменять учредительные бумаги, реорганизовывать субъект. Управлением фирмой занимается ликвидационная комиссия.

Публикация сообщения о ликвидации

На ликвидационную комиссию возложена обязанность публикации сообщения об упразднении в СМИ. В частности, сообщение нужно размещать в «Вестнике государственной регистрации». Нужно это для того, чтобы кредиторы знали о статусе своего дебитора и успели предъявить требования. На предъявление их предоставляется 2 месяца с момента размещения сообщения.

Однако публикация не считается достаточной мерой для уведомления кредиторов. Комиссия обязана принять действия по поиску кредиторов. Им направляются индивидуальные уведомления о ликвидации.

Также НКО нужно разобраться со своими дебиторами. Это субъекты, у которых есть задолженность перед организацией.

Средства, полученные в результате взыскания долгов у дебиторов, направляются на погашение долгов перед кредиторами.

Составление баланса

В течение 2 месяцев кредиторы могут предъявить НКО свои требования. После завершения этого срока нужно составить промежуточный ликвидационный баланс. В нем прописывается эта информация:

  • Состав имущества НКО.
  • Перечень требований, которые предъявлены кредиторами.
  • Итоги рассмотрения требований.

Баланс нужно утвердить на Общем собрании НКО. Итоги собрания оформляются при помощи протокола. Все предъявленные требования должны быть рассмотрены. Обоснованные претензия удовлетворяются.

Если средств для погашения задолженностей нет, имущество организации распродается. Как правило, для продаж используются торги, позволяющие быстро получить деньги. Полученные средства направляются на погашение долгов.

Выплаты выполняются на основании очередности, регламентированной статьей 64 ГК РФ.

ВАЖНО! Собирать собрание для утверждения баланса можно только через 2 месяца после публикации сообщения о ликвидации.

ВНИМАНИЕ! Погашать долги нужно не только перед ЮЛ, но и перед пенсионными и страховыми фондами, налоговыми структурами.

Направление документов в Управление

После утверждения баланса нужно отправить документы в Управление. В частности, направляются эти бумаги:

  • Уведомление об упразднении ЮЛ.
  • Протокол собрания об установлении баланса.
  • Промежуточный баланс.
  • Бумага, подтверждающая размещение данных в «Вестнике».

Все бумаги подаются в двух экземплярах. Рассматриваться они будут в течение 3 дней.

Заключительные действия

Если после процедуры осталась собственность, дальнейшее ее использование определяется комиссией. Составлять окончательный баланс можно только после того, как погашены все обязанности перед кредиторами. Утверждается он также на собрании. После составления заключительного баланса нужно подать в Управление эти документы:

  • Заявка о регистрации НКО в связи с упразднением. Составляется по форме Р16001.
  • Протокол об одобрении баланса.
  • Сам баланс.
  • Документ об уплате пошлины (размер ее составляет 800 рублей).

Все приведенные бумаги направляются в двух экземплярах. Они рассматриваются в течение 3 суток с момента получения бумаг Управлением. После того как документы рассмотрены, в течение суток они должны быть направлены в УФНС для внесения информации в ЕГРЮЛ. Новая запись в ЕГРЮЛ вносится на протяжении 5 дней.

К СВЕДЕНИЮ! После внесения окончательной записи в ЕГРЮЛ субъект считается ликвидированным. Это предполагает ряд последствий. В частности, кредиторы не смогут предъявлять свои требования ликвидированной НКО.

Если они не успели направить свои претензии в течение процесса упразднения, кредиторы утрачивают возможность получить средства. Субъект перестает уплачивать налоги и прочие обязательные платежи.

Он не может больше заниматься своей прошлой деятельностью.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *