Ликвидационная комиссия: понятие, образец приказа о создании, состав, права и обязанности

Правовой основой создания комиссии является прекращение деятельности юридического лица посредством его ликвидации в соответствии со ст. 61 ГК РФ. Прекращение деятельности может осуществляться как по решению учредителей, так и в принудительном порядке (по решению суда).

На учредителей в случае прекращения деятельности организации в силу п. 3 ст. 62 ГК РФ может быть возложена обязанность по решению некоторых вопросов, например:

  • назначения ликвидатора или комиссии;
  • разработки порядка осуществления ликвидации;
  • установления сроков ликвидации.

При осуществлении полномочий по прекращению деятельности организации созданный орган обязан действовать в строгом соответствии с действующим законодательством и с учетом интересов как учредителей организации, так и кредиторов.

Согласно п. 5 ст. 62 ГК РФ в случае уклонения учредителей от создания комиссии и неисполнения нормативного порядка прекращения деятельности организации может быть возбуждена судебная процедура ликвидации.

Потребовать возбуждения дела могут как заинтересованные лица (например, кредиторы организации, которая не может расплатиться по своим обязательствам), так и государственные органы.

В подобной ситуации ликвидация происходит в судебном порядке с привлечением к участию арбитражного управляющего.

Порядок составления и образец приказа о создании ликвидационной комиссии

Чтобы закрепить факт создания комиссии составляется приказ за подписью руководителя юридического лица. Образец данного документа доступен для скачивания на нашем сайте.

Ликвидационная комиссия: понятие, образец приказа о создании, состав, права и обязанностиСкачать образец

Приказ является локальным актом и потому должен быть оформлен в письменном виде, подписан руководителем организации и заверен печатью. Ответственные сотрудники и должностные лица должны быть ознакомлены с документом, что подтверждается их личными подписями в акте ознакомления, расписке либо тексте приказа.

Приказ составляется с учетом следующих особенностей:

  1. Оформляется на фирменном бланке организации. Данное требование необязательно, носит рекомендательный характер. Подробнее о фирменном бланке можно прочитать здесь.
  2. Должен иметь регистрационный номер и дату. Порядок нумерации зависит от локальных актов, регламентирующих данную процедуру в организации. Подробнее о нумерации можно прочитать в другой нашей статье.
  3. Перед вводной частью указывается название — «Приказ о ликвидации организации и создании комиссии».
  4. Если приказ оформляется не на фирменном бланке компании, в нем должно указываться наименование организации (полное и сокращенное) и ее реквизиты.
  5. Документ должен содержать основание для его составления с указанием реквизитов решения, на основании которого процедура ликвидации инициирована.
  6. В документ включается перечень лиц, входящих в состав комиссии, с указанием сведений о председателе, заместителе, членах коллегиального органа.
  7. В приказе должен быть указан временной промежуток, в течение которого должна производиться ликвидация, и сроки предоставления отчетов о проведенной работе, в том числе промежуточного и итогового ликвидационных балансов.
  8. Приказ должен содержать сведения о лице, которое обязано контролировать его исполнение. После подписания с приказом должны быть ознакомлены под подпись все члены комиссии и иные должностные лица.

Состав ликвидационной комиссии при ликвидации организации. Сколько человек должно в ней состоять?

Вопрос ликвидации организации входит в компетенцию общего собрания либо единственного учредителя.

В случае добровольного прекращения деятельности основополагающим документом будет решение участников общества, которое должно содержать дополнительно условие о создании комиссии.

Состав ликвидационной комиссии при ликвидации юридического лица прописывается в приказе о создании данного органа.

Законодательством не установлено требований к наличию определенных навыков, опыта и уровня профессионального образования членов комиссии. Это означает, что учредители и руководитель организации самостоятельно принимают решение о составе ликвидационного органа.

Вместе с тем в случае ликвидации отдельных видов организаций и предприятий специальными нормативными актами могут быть установлены определенные требования к составу комиссии.

В частности, в случае если организация учреждена Российской Федерацией, ее субъектом либо органом местного самоуправления, в состав комиссии, в соответствии с п. 4 ст. 57 закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.

1998 № 14-ФЗ, должен входить представитель федерального органа, органа субъекта РФ или муниципалитета.

Законодательно не установлено, сколько человек в ликвидационной комиссии должно состоять. Как правило, в состав комиссии включаются:

  • бухгалтер;
  • юрист;
  • экономист;
  • иные лица, вступление которых обеспечит достижение поставленных целей с учетом соблюдения норм и принципов законодательства.

Кроме того, в состав ликвидационной комиссии обычно входят участники организации.

Независимо от количества членов комиссии, в том числе в случаях, когда ликвидатором выступает единственный учредитель, потребуется издание соответствующего приказа. На практике в комиссию чаще всего включаются руководитель организации, главный бухгалтер и начальник юридического отдела. Если в составе двух и более членов, из их числа назначается председатель.

Отметим, что члены комиссии в силу ст. 2.4 КоАП РФ являются должностными лицами и могут быть привлечены к административной ответственности в случае нарушения норм права, например по ст. 14.25 КоАП РФ (в части нарушения обязанности по своевременному предоставлению в ФНС сведений о ходе процедуры ликвидации).

Ликвидатор или ликвидационная комиссия ООО? Правовой статус и компетенция

Ликвидационная комиссия и ликвидатор с момента создания/назначения являются представителями юридического лица, при этом руководитель утрачивает право представлять интересы организации в государственных и муниципальных органах, судебных инстанциях, взаимоотношениях с контрагентами.

Важно отметить, что правовой статус ликвидатора и комиссии одинаков в связи с отсутствием различий в компетенции, на что прямо указывает п. 1.4 письма ФНС от 29.03.2018 № ГД-4-14/5962@. При этом учредители самостоятельно решают, создавать комиссию или назначать ликвидатора.

Правовые полномочия комиссии и ликвидатора также идентичны и предусматривают обычно следующий набор прав и обязанностей:

  • представление интересов организации;
  • публикация информации в СМИ о ликвидации и порядке предъявления требований в предусмотренный срок;
  • реализация мер, направленных на выявление кредиторов и формирование дебиторской задолженности;
  • направление уведомлений кредиторам о предстоящей ликвидации;
  • формирование промежуточного ликвидационного баланса;
  • продажа имущества с целью погашения долгов перед кредиторами;
  • обращение в арбитражный суд с заявлением о признании организации банкротом при наличии признаков несостоятельности;
  • осуществление выплат в порядке очередности денежных средств по требованиям кредиторов;
  • подготовка окончательного ликвидационного баланса.

Указанный перечень не является исчерпывающим и может быть расширен решением учредителей ликвидируемой организации. Созданный временный орган прекращает деятельность по достижении поставленной цели, то есть после внесения сведений о прекращении деятельности юридического лица в ЕГРЮЛ.

***

Таким образом, ликвидационная комиссия юридического лица назначается в случае, когда принято решение о ликвидации компании либо организация ликвидируется в принудительном порядке.

С момента назначения комиссии руководитель юридического лица перестает осуществлять свои полномочия, которые переходят к комиссии.

Задачей данного органа является подготовка организации к окончательной ликвидации, составление ликвидационных балансов, организация выплат кредиторам по имеющимся долговым обязательствам и т. п.

Ликвидационная комиссия — порядок формирования, полномочия, состав

Время чтения: 3 минут(ы)

Ликвидация организации предполагает назначение ликвидационной комиссии (ЛК) или единоличного ликвидатора.

Результатом данного процесса будет исключение сведений о юридическом лице из реестра и прекращение его деятельности.

При этом решение о закрытии бизнеса может быть связано с самыми разнообразными причинами – его нерентабельности, достижением поставленных задач или переориентацией.

Ликвидационная комиссия: понятие, образец приказа о создании, состав, права и обязанности

Определение

Ликвидационная комиссия – это особый орган, который формируется для окончательного прекращения деятельности организации. ЛК создается на принудительной или добровольной основе в зависимости от причины ликвидации предприятия.

Зачастую в комиссию входит группа лиц, которая собирается главой компании на период процесса ликвидации. Следующим шагом становится подача уведомления о начале процедуры в налоговую и в Единый государственный реестр юридических лиц, где вносится соответствующая запись (в соответствии с пунктом 2 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации).

ЛК должна быть назначена органом, который принял решение о ликвидации предприятия. На основе решения о назначении ЛК все полномочия по дальнейшей деятельности организации переходит под ее управление. Руководитель ликвидационной комиссии – это человек, который должен назначаться лицом, инициировавшим закрытие компании (обычно им становится генеральный директор).

Подобные правила распространяются и на процесс созыва ЛК при ликвидации ООО с одним учредителем.

Читайте также:  Судебная практика по делам о банкротстве физических лиц: отказ, ипотека, особенности

Деятельность комиссии регулируется ГК РФ от 30. 11. 1994 г № 51-ФЗ. Статья 62 данного документа гласит, что ЛК обязана действовать в пределах своих полномочий, добросовестно и разумно, в интересах ликвидируемого предприятия. Кроме того, некоторые нюансы работы ЛК прописаны в Федеральном Законе от 12.01.1996 г № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Полномочия

После занесения записи в ЕГРЮЛ организация будет считаться прекратившей свою деятельность. Руководитель уже не сможет действовать от имени предприятия без соответствующих документов (в первую очередь, после приказа о создании ликвидационной комиссии) – все действия по управлению предприятием переходят под юрисдикцию комиссии.

В первую очередь, ЛК во главе с ее председателем обязана установить количество имущества компании для выплаты его контрагентам, что предполагает проведение инвентаризации, поиск кредиторов и должников, а также формирование ликвидационного баланса.

Состав

Требования к составу ликвидационной комиссии при ликвидации юридического лица законодательно не определены. Чаще всего члены ЛК назначаются владельцем ликвидируемой компании (при добровольной ликвидации) или представителями судебной инстанции (при принудительной ликвидации). При этом в состав комиссии обычно входят:

  • распорядитель собственности компании, назначенный на период ведения дела о банкротстве;
  • представители кредиторов компании или финансовых органов;
  • сотрудники фонда государственного имущества (в случаях прекращения деятельности государственной структуры);
  • иные лица, принимающие участие в комиссии по предложению одной из сторон.

Порядок формирования

Несмотря на то, что порядок избрания ЛК не прописан в законодательстве, процессы ее работы предполагает прохождение нескольких последовательных этапов:

Этап 1. Подготовка сообщения о предстоящей ликвидации компании, сроках и порядке приема заявлений кредиторов для выплаты задолженности для органов печати. Важно учитывать, что срок предъявления требований должен быть не менее 2 месяцев.

Этап 2. Оповещение налоговой решения о ликвидации и назначения ликвидационной комиссии. Данный этап необходимо выполнить за 3 дня, иначе компании грозит штраф в размере 5 000 рублей.

Этап 3. Составление промежуточного ликвидационного баланса, в котором отображается весь перечень материальных и нематериальных активов и пассивов.

Документ обязан содержать сведения об имеющейся кредиторской и дебиторской задолженности и решения об их удовлетворении.

На этом этапе при необходимости осуществляется продажа имущества компании с публичных торгов с целью погашения задолженности.

Этап 4. Процесс выплаты долгов кредиторам на основании промежуточного ликвидационного баланса (важно учитывать соблюдение очередности выплат, которое предусмотрено законодательно).

Этап 5. Составление итогового ликвидационного баланса с указанием итогового текущего состояния организации.

К последнему этапу разрешается переходить только после того, как все требования кредиторов будут удовлетворены.

Вопрос-ответ

В процессе ликвидации компании многие предприниматели сталкиваются с определенными трудностями и непониманием законодательных нюансов. Наиболее проблемными из них являются некоторые вопросы, связанные с составом и процессом формирования ликвидационной комиссии.

В чем разница: ликвидатор или ликвидационная комиссия?

ЛК является органом, на которой временно возлагаются обязанности по выполнению необходимых действий для осуществления ликвидации организации. Для этой же задачи может быть назначен ликвидатор. Независимо от того, кто будет осуществлять ликвидацию, полномочия у них будут одинаковыми.

Чаще всего вопрос о выборе механизма ликвидации (путем создания комиссии или избрания ликвидатора) и вовсе не стоит, поскольку в большинстве организаций данный пункт прописан в уставе.

Может ли ликвидационная комиссия состоять из одного человека?

Юридическое лицо назначает ЛК или ликвидатора, а также устанавливает порядок и сроки ликвидации в соответствии с Гражданским кодексом и другими законами.

Законодательно не установлен минимальный или максимальный состав ЛК.

Кроме того, статья указывает не только на возможность создания комиссии, но и на право организации наделения подобными полномочиями ликвидатора, поэтому ликвидационная комиссия может состоять из одного человека.

Могут ли в состав ЛК входить сотрудники Банка России?

Ликвидационная комиссия может включать в свой состав участников кредитных организаций, кредиторов банка, должностных лиц исполнительных органов банков и других лиц. При этом в соответствии с положением от 02. 04.1996 года сотрудники Центрального Банка России не имеют права являться членами ЛК кредитных организаций.

Исключение составляют случаи, когда Банк России выступает кредитором ликвидируемого банка.

Таким образом, ЛК является органом, который осуществляет управление юридическими лицами в процессе банкротства. Она учреждается уполномоченными лицами либо органами ликвидируемого предприятия и вправе осуществлять расчеты с кредиторами, после чего прекратить деятельность организации.

Вам помогла эта статья? Будем благодарны за оценку:

Что нужно знать о ликвидационной комиссии юридического лица? Что нужно знать о ликвидационной комиссии при ликвидации юридического лица?

Процедура ликвидации начинается с принятия решения о ликвидации. Отношения, связанные с государственной регистрацией юридических лиц при их ликвидации, регулируются нормами ГК РФ и Закона о регистрации.

В соответствии с п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников). Данная норма продублирована в п. 1 ст. 21 Закона об АО и в п. 1 ст.

57 Закона об ООО.

Пунктом 1 ст.

62 ГК РФ установлено, что учредители (участники) юридического лица, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Пунктом 1 ст. 20 Закона о регистрации детализировано, чтоучредители (участники) юридического лица в течениетрех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязаны уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган (ФНС).

Формы сообщения, представляемые в связи с ликвидационными мероприятиями, а также порядок заполнения этих форм утверждены Приказом ФНС России №ММВ-7-6/[email protected]. В ходе ликвидации используются:

  1. уведомление о ликвидации юридического лица (форма Р15001);
  2. заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией (форма Р16001).

Итак, первое, что нужно сделать в рамках информирования регистрирующего органа, – представить уведомление о ликвидации с основанием «в связи с принятием решения о ликвидации юридического лица» (п. 2.1 приложения 8 к Приказу ФНС России №ММВ-7-6/[email protected]).

ФНС по отношению к организациям выступает одновременно и как фискальный, и как регистрирующий орган. Обязанности налогоплательщика по отношению к налоговому органу в связи с фактами хозяйственной деятельности прописаны в ст. 23 НК РФ.

Обязанности организации по отношению к регистрирующему органу, которым является та же налоговая служба, установлены Законом о регистрации. До 24.08.

2013 организации информировали налоговый орган в связи со своей ликвидацией дважды:

  1. по форме Р15001;
  2. по форме С-09-4, утвержденной Приказом ФНС России №ММВ-7-6/[email protected].
Читайте также:  Снижение страховых взносов с 30 до 15% в 2020 году для МСП: порядок применения

Ликвидация филиала УП: алгоритм действий

Причины для ликвидации филиала могут быть различными. Это и прекращение деятельности в месте расположения филиала, и его убыточность или неэффективность… Независимо от причин, повлекших такую необходимость, последовательность действий в процедуре ликвидации филиала одинаковая. Пошаговый алгоритм поможет разобраться с этим.

Порядок ликвидации филиала основан на его правовом статусе. С учетом этого можно выделить следующие этапы ликвидации филиала УП.

Шаг 1. Принять решение о ликвидации филиала

Решение о ликвидации филиала, как правило, принимает собственник УП, которым может быть как физлицо, так и юрлицо .

Если собственник имущества — физлицо, то он принимает решение самостоятельно. Если собственник имущества — юрлицо, то, если иное не предусмотрено уставом, такое решение может принять исполнительный орган, как правило, директор .

  • Поскольку в законодательстве прямо не указано, какие сведения должно содержать решение о ликвидации филиала УП, полагаем, что в нем целесообразно:
  • — указать причины, по которым принято данное решение. Например, в связи с низкими экономическими показателями;
  • — выразить намерение о ликвидации филиала. Рекомендуем указать его полное наименование и место нахождения;
  • — установить срок, в течение которого необходимо ликвидировать филиал;
  • — назначить лицо, ответственное за исполнение ликвидационных действий.
  • Шаг 2. Издать приказ о проведении процедуры ликвидации филиала
  • На основании решения собственника УП директор (иное уполномоченное лицо) должен издать приказ, в котором определяются сроки и порядок проведения действий по ликвидации филиала. Полагаем, что в приказе стоит предусмотреть:
  • — порядок проведения инвентаризации и передачи имущества и обязательств головной организации ;
  • — порядок уведомления руководителя филиала о его ликвидации;
  • — порядок представления уведомлений о ликвидации филиала в госорганы и организации;
  • — действия по отмене доверенностей работников филиала, их переводу или увольнению в связи с сокращением штата или численности и др.;
  • — дату прекращения действия положения о филиале;
  • — необходимость внести соответствующие изменения в устав и зарегистрировать их;
  • — исполнителей, ответственных за каждое из ликвидационных мероприятий;
  • — сроки исполнения ликвидационных мероприятий;
  • — иные аспекты, связанные с процедурой ликвидации.
  • Шаг 3. Урегулировать кадровые вопросы
  • Для данного шага характерно несколько вариантов. Это связано с тем, что:
  • 1) филиал — структурное подразделение УП и его ликвидация не является ликвидацией или реорганизацией самого УП;
  • 2) наниматель для работников филиала — УП.

Важным является и то, в чьей компетенции находится переоформление трудовых отношений с работниками филиала. Если положением о филиале предусмотрено, то это может быть руководитель филиала. Как правило, полномочия руководителя филиала должны быть подкреплены соответствующим пунктом доверенности, приказом директора УП, трудовым договором.

Вариант 1. Перевод работников на другую должность

Работникам может быть предложена другая работа в УП по имеющимся вакансиям. При согласии работников прежний трудовой договор должен быть изменен в связи с переводом . Перевод должен быть оформлен приказом, изданным на основании решения о ликвидации филиала .

Вариант 2. Перевод работников к другому нанимателю

Для реализации данного способа разрешения вопроса о дальнейшем трудоустройстве работника ликвидируемого филиала рекомендуем следующее.

При наличии вакансий у другого нанимателя можно направить ему письменное предложение о трудоустройстве, указав информацию о работниках, занимаемых ими должностях и сроке увольнения.

Если потенциальный наниматель пришлет в ответ приглашение на работу для указанных сотрудников, можно предлагать им данные вакансии.

Если работники согласны на перевод к другому нанимателю, то трудовые отношения с ними прекращаются .

Вариант 3. Увольнение в связи с сокращением численности или штата работников

Если работник не согласен на перевод на предложенную должность в УП или к другому нанимателю, то трудовой договор с ним прекращается в связи с сокращением численности или штата .

Если предстоит уволить работников по этому основанию, то наниматель должен письменно предупредить работников об этом не менее чем за два месяца. Больший срок может быть предусмотрен в коллективном договоре, соглашении . Если работник согласен, вместо предупреждения ему может быть выплачена денежная компенсация .

В период срока предупреждения о предстоящем увольнении для решения вопроса о самостоятельном трудоустройстве у других нанимателей работникам предоставляется один свободный день в неделю без сохранения заработной платы. По договоренности с нанимателем — с сохранением заработной платы .

Если по указанному основанию планируется массовое высвобождение работников, то не менее чем за два месяца нужно уведомить об этом орган по труду, занятости и социальной защите. При этом необходимо указать профессии, специальности, квалификации и размер оплаты труда работников .

Массовость высвобождения рассчитывается исходя из списочной численности работников .

Так, например, если в УП, списочная численность работников которого до 1000 человек, в связи с сокращением численности или штата увольняется 25 и более работников, то это считается массовым высвобождением.

  1. Неисполнение (несвоевременное исполнение), как и неполное исполнение, этого требования влечет наложение штрафа в размере от пяти до двадцати базовых величин .
  2. Справочно
    Размер базовой величины составляет 25,5 руб.
  3. Шаг 4. Отменить доверенности руководителя и работников филиала

Руководитель и работники филиала представляют интересы УП на основании доверенностей. Прекращение трудовых отношений с ними не прекращает действие доверенностей — их нужно отменить .

Отменить доверенность может директор УП или иное лицо, ее выдавшее. Для этого может быть издан приказ или распоряжение . Руководителя филиала или работника, а также третьих лиц, для представительства перед которыми была выдана доверенность, нужно известить о ее отмене .

Те, кому была выдана доверенность, должны вернуть ее сразу после отмены .

Шаг 5. Провести инвентаризацию и передать имущество УП

Если после ликвидации филиала изменяются материально ответственные лица, необходимо провести инвентаризацию. Для этого директор должен издать приказ с указанием порядка и сроков ее проведения . Как правило, по итогам инвентаризации оформляется передаточный акт, по которому имущество, числящееся за филиалом, передается УП.

Шаг 6. Отменить положение о филиале

Филиал действует на основании положения . Для того, чтобы отменить положение, нужно издать соответствующий приказ. В приказе нужно указать конкретную дату отмены положения, при этом рекомендуем, чтобы она была максимально приближена к дате ликвидации филиала.

На заметку
Стоит отметить, что законодательство не указывает, какая именно дата считается датой ликвидации филиала.

Обычно на практике за такую дату принимают:
— дату принятия решения о ликвидации филиала;
— дату госрегистрации изменений, внесенных в устав.

Полагаем, что более целесообразно (с учетом сроков проведения процедуры ликвидации) принимать за дату ликвидации филиала дату госрегистрации изменений, внесенных в устав УП.

Заметим, что указание на отмену положения о филиале может содержаться в приказе о проведении процедуры ликвидации филиала. Однако, на наш взгляд, целесообразно оформить отмену положения отдельным документом.

Шаг 7. Закрыть либо переоформить банковский счет филиала

Поскольку владелец банковского счета — УП, то оно вправе решать, будет ли использовать данный счет после ликвидации филиала или закроет его.

Если УП решит использовать счет в дальнейшем, то, вероятно, изменится круг лиц, которые вправе распоряжаться счетом. В связи с этим нужно пройти процедуру переоформления.

Читайте также:  Требования предъявляемые к арбитражному управляющему: общие и дополнительные

В любом случае необходимо обратиться в банк для оформления соответствующих документов. Это связано с тем, что на практике перечень документов, необходимый для переоформления счета и для его закрытия, банки определяют локально и он может отличаться в разных банках.

Шаг 8. Уничтожить печати

Если в своей деятельности филиал использовал печати, то их нужно уничтожить. Для этого приказом директора УП назначается специальная комиссия. По итогам работы комиссии составляется акт, в котором рекомендуем зафиксировать:

  • — дату и место составления акта;
  • — состав комиссии по уничтожению печати;
  • — указание на принадлежность уничтожаемой печати филиалу;
  • — способ уничтожения печати (например, путем резки оттиска);
  • — образец оттиска печати;
  • — подписи членов комиссии.
  • Если филиал использовал печать с изображением Государственного герба, то ее следует уничтожить в особом порядке .
  • Шаг 9. Внести изменения в устав

Филиал УП должен быть указан в его уставе . Это значит, что ликвидация филиала требует внести в устав соответствующие изменения. Решение о внесении изменений в устав принимает собственник имущества .

Шаг 10. Внести изменения в лицензию

Если филиал осуществлял лицензируемый вид деятельности, информация об этом в обязательном порядке должна содержаться в лицензии УП . В связи с этим при ликвидации филиала нужно вносить изменения (дополнения) в лицензию. Сделать это нужно в течение одного месяца с даты госрегистрации соответствующих изменений в уставе УП .

  1. Для внесения изменений в лицензию нужно предоставить в лицензирующий орган :
  2. — заявление на внесение изменений;
  3. — решение (копию) о ликвидации филиала;
  4. — устав с внесенными в него и зарегистрированными изменениями;
  5. — квитанцию об уплате госпошлины в размере пяти базовых величин ;
  6. — иные документы, предусмотренные Положением о лицензировании для конкретного вида деятельности либо определенные Президентом Республики Беларусь.

Обратите внимание!
Как правило, вносить соответствующие изменения, связанные с ликвидацией филиала, нужно, если сведения о нем содержатся, например:
— в сертификатах;
— аттестатах;
— свидетельстве о праве собственности на недвижимое имущество;
— иных документах, выдаваемых уполномоченными госорганами.

  • Шаг 11. Снять филиал с учета в госорганах
  • Для того, чтобы снять ликвидируемый филиал с учета, нужно направить письменные уведомления о прекращении его деятельности в:
  • налоговую — не позднее десяти рабочих дней со дня ликвидации филиала . При этом уведомить налоговую нужно по установленной форме;
  • Белгосстрах — в течение десяти дней со дня, следующего за днем завершения процедуры ликвидации филиала ;
  • ФСЗН — в течение пяти рабочих дней .
  • Шаг 12. Уведомить контрагентов филиала

Законодательство не обязывает уведомлять контрагентов о ликвидации филиала, поскольку все права и обязанности остаются у самого УП. Однако мы рекомендуем это сделать, т.к. изменяются банковские реквизиты, адреса и иные важные данные. Вместе с уведомлением о ликвидации филиала также рекомендуем заключить допсоглашения к договорам — в них указать все необходимые изменения.

Шаг 13. Организовать архивное хранение документов по филиалу

Документы, касающиеся деятельности и ликвидации филиала, в том числе подлинник положения о филиале, должны быть сохранены в УП. Эти документы хранятся в УП в течение срока, установленного Перечнем типовых документов.

Согласно указанному Перечню некоторые документы должны храниться до проведения налоговыми органами проверки соблюдения налогового законодательства. Но, если такая проверка не проводилась, срок временного хранения должен быть продлен. То есть, пока документы не будут проверены, уничтожать их запрещено.

Ликвидационная комиссия: понятие, образец приказа о создании, состав, права и обязанности

Главная / Банкротство / Банкротство юридических лиц

Назад

Опубликовано: 07.08.2019

  • Время на чтение: 8 мин
  • 484
  • Ни в одном действующем нормативном акте, посвященном функционированию различных юридических лиц, не содержится информации о том, что следует считать ликвидационной комиссией и каким образом должны регулироваться ее действия.
  • Понятие ликвидационной комиссии на основании правоприменительной практики
  • Порядок формирования
  • Приказ о создании
  • Кто входит в состав
  • Кто может быть назначен руководителем
  • Права и обязанности
  • Ответственность ликвидационной комиссии Субсидиарная
  • Административная и уголовная
  • Дисциплинарная

Понятие ликвидационной комиссии на основании правоприменительной практики

На основании имеющейся правоприменительной практики можно сделать вывод о том, что под ликвидационной комиссией следует понимать специально созданную группу лиц, в том числе из числа сотрудников ликвидируемого юридического лица, которая принимает на себя обязательства по проведению ликвидационной процедуры.

На время проведения ликвидационной процедуры на такую комиссию возлагаются обязанности по реализации всех необходимых мероприятий, а также по осуществлению временного руководства деятельностью организации.

В том случае, если штат организации немногочислен, нет необходимости создавать целую комиссию – можно обойтись выбором единственного ликвидатора. Однако следует понимать, что на него будет возложено достаточно большое количество обязанностей, что может стать причиной выбора определенного круга помощников в проведении ликвидационной процедуры.

Ликвидационная комиссия или единоличный ликвидатор выполняет свои непосредственные обязанности до момента исключения организации из Единого государственного реестра юридических лиц.

Это связано с тем фактом, что на такую комиссию возлагается ключевая обязанность – по осуществлению руководства организацией до момента ее полного закрытия.

Состав ликвидационной комиссии, ее председатель

Ликвидационная комиссия формируется посредством издания локального акта, содержащего перечень полномочий, передаваемых данному органу.

Действующим законодательством не определены требования к членам комиссии (ликвидатору), поэтому на практике ими являются заинтересованные работники организации – учредители, бухгалтеры, юристы, руководители.

Кроме того, в указанном акте определяется кто станет председателем ликвидационной комиссии, на которого возлагаются обязанности по осуществлению организации и контроля деятельности всей комиссии, а также по подписанию издаваемых ею актов. В роли председателя зачастую выступает бывший руководитель юридического лица.

  1. Если ликвидация юридического лица носит принудительный характер (банкротство), ликвидатором становится арбитражный управляющий.
  2. Процедура ликвидации организации достаточна сложная и запутанная для непосвященного человека, поэтому в настоящее время существует множество фирм, предлагающих соответственные услуги.
  3. Конечно, уровень профессионализма у таких специализированных организаций гораздо выше, чем у сотрудников ликвидируемого юридического лица, но необходимо учитывать и увеличение финансовых затрат на обеспечение их деятельности.
  4. Об окончании формирования ликвидационной комиссии (назначении ликвидатора) необходимо уведомить налоговый орган.
  5. Образец данного уведомления можно посмотреть здесь.

Действующее законодательство не различает понятия ликвидационной комиссии и ликвидатора, так что выбор органа остается на усмотрение организации.

Но необходимо обратить внимание, что в некоторых случаях на практике при ликвидации организаций с ограниченной ответственностью налоговые органы указывают на необходимость создания ликвидационной комиссии, пусть и состоящей из одного человека.

Порядок формирования

Формирование ликвидационной комиссии происходит только после того, как учредителями или акционерами юридического лица было вынесено специальное решение о прекращении существования такого юридического лица.

Весь процесс создания такой комиссии выглядит следующим образом:

  • первым шагом становится принятие решения о начале процедуры ликвидации юридического лица

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *