Кто и как устанавливает ставку земельного налога?

Кто и как устанавливает ставку земельного налога?

Федеральная налоговая служба уточнила, по какой ставке земельного налога в 2020 году будут облагаться земельные участки общего назначения, находящиеся в собственности или в пользовании садоводческого (огороднического) некоммерческого товарищества.

Напомним, что со следующего года вступят в силу поправки в НК РФ, согласно которым ставка земельного налога не может превышать 0,3 % кадастровой стоимости в отношении участков для ведения садоводства и не используемых в предпринимательской деятельности, а также земель общего пользования в садоводческих товариществах. Указанные изменения внесены в НК РФ Федеральным законом от 15.04.2019 № 63-ФЗ.

К последней категории относятся земли, предусмотренные утвержденной документацией по планировке территории и предназначенные для общего использования владельцами участков.

Например, проезды, площадки, стоянки и т.д. В настоящий момент, если такие земли не используются для садоводства или огородничества, то они облагаются налогом по ставке не более 1,5%.

Со следующего года ситуация изменится.

В связи с этим, как поясняет ФНС, с 2020 года земельные участки общего назначения, находящиеся в собственности или постоянном (бессрочном) пользовании СНТ/ОНТ, будут облагаться земельным налогом по ставке не более 0,3% от кадастровой стоимости.

БУХПРОСВЕТ

Земельный налог уплачивается по ставкам, установленным муниципальным образованием, на территории которого располагается участок (ст. 394 НК РФ). По действующим правилам предельная ставка в 0,3% устанавливается в отношении участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения.

Также предельная ставка 0,3% устанавливается в отношении участков, занятых жилищным фондом, приобретенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства. Для всех других участков предельная налоговая ставка составляет 1,5%. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от места нахождения объекта налогообложения.

Сроки уплаты земельного налога для организаций устанавливаются правовыми актами муниципальных образований. Срок уплаты земельного налога для организаций не может быть установлен ранее срока предоставления налоговых деклараций. Декларации при этом необходимо предоставлять не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 398 НК РФ).

С 2021 года налоговые инспекции будут направлять организациям-плательщикам сообщение об исчисленной сумме земельного налога. Сообщение будет передаваться в электронной форме по ТКС, либо через личный кабинет налогоплательщика. При невозможности передачи сообщения указанными способами инспекция его направит по почте заказным письмом.

Земельный налог для юридических лиц

Организации — собственники земельных участков с любым режимом налогообложения обязаны платить земельный налог. Закон от 15.04.2019 № 63-ФЗ отменил составление декларации по земельному налогу с отчетности за 2020 год, но расчет налога организации должны производить самостоятельно. О том, как это сделать, расскажет наша статья.

Ставка земельного налога для юридических лиц

Ставки земельного налога устанавливают местные органы власти, на территории которых расположен участок, а также власти городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь).

Если ставки в регионе не установлены, согласно пп. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ, применяется общая максимальная ставка по земельному налогу 1,5 процента.

Для некоторых категорий земель, например, сельхозназначения, которые используются для сельхозпроизводства, максимальная ставка — 0,3 процента.

Свою ставку налога можно узнать на сайте ФНС https://www.nalog.ru/rn77/service/tax/.

Срок уплаты земельного налога

Таблица «Сроки уплаты земельного налога юрлицами»

Период Срок уплаты Обоснование
Налог за 2019 год и авансовые платежи за 2020 год В сроки, установленные местными властями (в Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе — власти этих регионов). Информация о сроках на сайте ФНС: https://www.nalog.ru/rn77/service/tax/Срок уплаты земельного налога за год не может быть раньше 1 февраля следующего года;— по авансовым платежам по итогам I, II и III кварталов — не позже последнего числа следующего за отчетным периодом месяца.Для организаций, включенных на 01.03.2020 в реестр субъектов МСП и занятых в пострадавших от пандемии сферах деятельности, сроки оплаты авансовых платежей за I и II кварталы 2020 год продлены. Местные власти и города федерального значения также могут продлить сроки оплаты авансовых платежей в связи с эпидемией. Для указанной категории юрлиц:— авансовые платежи за I квартал 2020 года продлены до 30.10.2020. Если организация — субъект МСП работает в отрасли из дополнительного перечня, указанного в п. 4 Постановления Правительства РФ от 07.11.2020 № 1791, то срок уплаты продлевается до 30.12.2020 (п. 1 Постановления Правительства РФ от 07.11.2020 № 1791);— авансовые платежи за II квартал 2020 года продлены до 30.12.2020. Ряду организаций, согласно п. 10 ч. 1 ст. 2 Закона от 08.06.2020 № 172-ФЗ, предоставлена федеральная льгота в виде освобождения от оплаты авансового платежа за II квартал.Для авансовых платежей, срок уплаты которых продлен, предоставлена годичная рассрочка Пункт 2 ст. 387, п. 1 ст. 397 НК РФПункт 3 ст. 398 НК РФПодпункты «а», «г» п. 1, п. 1 (1) Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 № 409,Постановление Правительства РФ от 07.11.2020 № 1791
Налог за 2020 год и дальнейшие периоды Не позднее 1 марта года, который следует за истекшим годом.Местные власти (Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя) впредь не будут устанавливать сроки уплаты налога Подпункты 72, 77 ст. 2, ч. 7, 17 ст. 3 Закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ
Авансовые платежи за 2021 год и отчетные периоды дальнейших лет Не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом.Местные власти (Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя) впредь не будут устанавливать сроки уплаты авансовых платежей Подпункты 72, 77 ст. 2, ч. 7, 17 ст. 3 Закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ

Кем проводится исчисление земельного налога

Согласно пункту 3 ст. 391 НК РФ исчисление земельного налога производится организациями самостоятельно. По окончании года ИФНС пришлет налогоплательщику сообщение об исчисленной ею сумме налога. Если компания не согласна с расчетом ИФНС, необходимо подать пояснения со своими данными (письмо Минфина РФ от 19.06.2019 № 03-05-05-02/44672).

Об участках, на которые расчет налога не поступит, нужно подать в инспекцию сообщение по форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 25.02.2020 № ЕД-7-21/124@ (ст. 1 закона № 325-ФЗ), и копии документов, подтверждающих право на земельный участок. Сообщение нужно подать до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Расчет земельного налога вручную

Общий порядок расчета земельного налога установлен в п. 1 ст. 396 НК РФ. Для расчета налога за год необходимо кадастровую стоимость участка умножить на ставку налога.

Кадастровую стоимость необходимо брать на 1 января года, за который начисляется налог.

Если в течение года организация перечисляла авансовые платежи, то оставшаяся к уплате по итогам года сумма рассчитывается по правилам п. 5 ст. 396 НК РФ: из величины начисленного за год налога вычитаются перечисленные авансовые платежи за I, II и III кварталы.

Налог рассчитывается отдельно (пп. 1, 2 ст. 391, п. 1 ст. 396 НК РФ):

  • по каждому земельному участку;
  • по каждой доле в праве общей собственности на участок, в том числе по тем долям, в отношении которых действуют разные ставки.

Если участок расположен на территориях разных муниципальных образований, налог нужно начислять и уплачивать отдельно по каждому муниципальному образованию (п. 1 ст. 391, п. 1 ст. 396 НК РФ).

Специальный порядок расчета земельного налога действует, если:

  • у организации есть льготы;
  • срок владения участком составлял не весь год;
  • участок предназначен для жилищного строительства.

Порядок уплаты земельного налога юридическим лицом

Земельный налог и авансовые платежи оплачиваются в ИФНС по месту нахождения земельного участка (п. 3 ст. 397 НК РФ).

Необходимость оплаты авансовых платежей по земельному налогу по итогам I, II и III кварталов устанавливают местные власти. Согласно пункту 2 ст. 397 НК РФ авансы по налогу оплачивать не нужно, если местными органами муниципальных образований (региональными законами в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе):

  • отчетные периоды по земельному налогу не установлены;
  • предусмотрено полное освобождение от оплаты авансовых платежей.

Узнать, следует ли организации оплатить авансовые платежи по земельному участку, можно на сайте ФНС https://www.nalog.ru/rn77/service/tax/.

Что делать в случае переплаты по земельному налогу

Если у организации образовалась переплата по земельному налогу, ее можно зачесть или вернуть (ст. 78 НК РФ).

Причем, по п. 6 ст. 78 НК РФ, если у налогоплательщика есть недоимка по другим налогам, а также долги по пеням и штрафам, возврат возможен только после зачета переплаты в счет погашения указанных обязательств.

Зачет переплаты по налогу производится:

  • в счет предстоящих платежей по земельному или другим налогам (п. 4 ст. 78 НК РФ). Этот способ работает, если у плательщика нет задолженности по иным налогам. Для зачета в этом случае необходимо подать заявление по форме приложения 9, утвержденной Приказом ФНС РФ от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@;
  • в счет погашения недоимки по другим налогам, а также задолженности по пеням и штрафам (п. 5 ст. 78 НК РФ). Данный способ зачета осуществляется налоговиками самостоятельно не более чем за 3 года со дня уплаты указанной суммы налога (п. 5 ст. 78 НК РФ). Со своей стороны налогоплательщик вправе подать в ИФНС письменное заявление с просьбой о зачете.
Читайте также:  Освобождение от НДС при упрощённом режиме налогообложения

Благодаря Закону от 29.09.2019 № 325-ФЗ, с 01.10.2020 утратил силу абзац 2 п. 1 ст. 78 НК РФ, согласно которому зачет сумм переплаты должен был осуществляться исключительно по соответствующим видам налогов и сборов, то есть федеральные налоги в счет федеральных, региональные — в счет региональных, местные — в счет местных. Земельный налог относится к категории местных налогов.

Таким образом, с 01.10.2020 появилась возможность зачесть переплату по земельному налогу в счет оплаты налога любого вида.

Возврат переплаты производится по письменному заявлению согласно форме приложения 8, утвержденной Приказом ФНС РФ от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@, в течение одного месяца со дня его получения.

В связи с упразднением с 01.10.2020 абзаца 2 п. 6 ст. 78 НК РФ перед возвратом переплаты необходимо погасить имеющуюся задолженность по любым налогам, а не только по налогам «соответствующего вида», как этого требовало законодательство ранее. Таким образом, перед подачей заявления нужно убедиться в отсутствие задолженности по всем видам налогов.

Если переплата возникла из-за ошибки в декларации, сначала нужно сдать «уточненку» (п. 1 ст. 81 НК РФ) и только после этого подать заявление о возврате или зачете.

Согласно пункту 7 ст. 78 НК РФ, на возврат у налогоплательщика есть три года с момента переплаты.

За несвоевременный возврат на сумму переплаты начисляются проценты за каждый календарный день просрочки. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в момент нарушения срока возврата (п. 10 ст. 78 НК РФ). Если инспекция откажет в возврате, можно обратиться в суд.

Льготы по налогу для юридических лиц

По земельному налогу установлены две категории льгот: федеральные и местные.

Федеральные льготы прописаны в ст. 395 НК РФ. Они освобождают от налога узкий перечень юридических лиц и действуют на территории всей страны. Они предоставляются в виде:

  • освобождения от оплаты налога отдельных юридических лиц. К этой группе налогоплательщиков относятся резиденты ОЭЗ и религиозные организации (п. 1 ст. 395 НК РФ);
  • установления пониженных ставок налога для отдельных категорий земель. Например, для земель, находящихся под жилищным фондом, и земель сельскохозяйственного назначения установлена ставка налога в размере 0,3 процента (пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ).

Власти муниципальных образований и городов федерального значения увеличить «федеральную» ставку не вправе, однако могут уменьшить ее по своему усмотрению.

В 2020 году из-за пандемии коронавируса введена федеральная льгота в виде освобождения от оплаты земельного налога за II квартал 2020 года. Льгота установлена пунктом 10 ч. 1 ст. 2 Закона от 08.06.2020 № 172. Она распространяется на довольно узкий круг плательщиков:

  • на организации, включенные в реестр МСП и занятые в наиболее пострадавших от пандемии отраслях по перечню, установленному Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 434;
  • включенные в реестр социально ориентированные НКО, являющиеся с 2017 года получателями президентских грантов по развитию гражданского общества, грантов и субсидий, предоставляемых в рамках программ, реализуемых исполнительной властью федерального, регионального и местного уровней, а также исполнители общественно полезных услуг и поставщики соцуслуг;
  • централизованные религиозные организации и входящие в их структуру религиозные организации, а также учрежденные ими социально ориентированные НКО;
  • включенные в реестр НКО, в наибольшей степени пострадавшие от пандемии.

Эта федеральная льгота действует лишь в отношении тех участков, которые используются организациями в предпринимательской или уставной деятельности.

Местные льготы действуют только на территории той местности, для которой они установлены. Льготы предоставляются в виде (п. 2 ст. 387 НК РФ):

  • освобождения от уплаты налога;
  • пониженных ставок;
  • уменьшения суммы уже рассчитанного налога;
  • необлагаемой доли площади участка;
  • не облагаемой налогом суммы.

Узнать, установлена ли местная льгота для участка, можно на сайте ФНС: https://www.nalog.ru/rn77/service/tax/.

В связи с отменой деклараций по земельному налогу, о наличии льготы по налогу за 2020 год инспекцию нужно уведомить. Чтобы заявить льготу, необходимо подать в ИФНС заявление по форме, установленной Приказом ФНС РФ от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377@. Коды льгот для составления заявления нужно взять из приложения 2 данного приказа.

ГОДОВОЙ ОТЧЕТ 2021

Узнайте, когда делать переходные проводки по новым ФСБУ, чтобы они не попали в отчетность за 2021 год.

Только 4 февраля пошаговый разбор заполнения годового отчета с учетом новых ФСБУ на большом вебинаре с одним из лучших спикеров по бухучету, аудитором, главным методологом ГК Energy Consulting А. Рабиновичем.

Записаться>>>

Земельный налог для ИП

Предприниматели, вне зависимости от вида налогообложения, платят земельный налог по правилам, установленным для обычных физических лиц.

Объектами налогообложения признаются земельные участки, которые находятся в:

  • собственности;
  • бессрочном пользовании;
  • пожизненном наследуемом владении.

Соответственно, владельцам таких земель — неважно, просто физическим лицам или со статусом ИП — нужно платить налог. 

Обязанность по уплате всегда лежит на собственнике. Если сдали участок в аренду — за земельный налог отвечаете вы. Когда ИП сам арендует участок, земельный налог — забота арендодателя.

По ст. 389 НК РФ некоторые участки не признаются объектом налогообложения. Например, входящие в состав водного фонда или занятые ценными объектами культурного наследия.

Налоговая ставка

Налог рассчитывается исходя из кадастровой стоимости участка:

  • 0,3 % – для земель сельхозназначения, занятых жилищным фондом, инженерными сетями и другими коммуникациями, используемых для ведения личного хозяйства, а также земель общего назначения;
  • 1,5 % – для всех остальных.

Это — максимальные показатели. Муниципальные власти сами определяют налоговую ставку — она может быть такая же или ниже, но никак не выше установленных значений.

Узнать точно, какая ставка действует в вашем регионе, можно на сайте ФНС в разделе со справочной информацией. Нужно обозначить вид налога (земельный), налоговый период, субъект РФ и муниципальное образование.

Поиск выведет на документ, определяющий размер налога в данном регионе. Если кликнуть по вкладке «Подробнее», то высветятся категории земель и актуальные ставки.

Так, для города Сочи в 2021 году участки, занятые торговыми объектами, облагаются по ставке 0,85 %, а участки под строительство школ и детских садов — 0,1 %.

Если вы владеете не всем участком, а долей, то должны платить пропорционально этой доле в общей долевой собственности. В случае нахождения земли в общей совместной собственности — в равных долях.

Как и когда платить

Предприниматели не должны сами исчислять земельный налог — это делают налоговики, а затем присылают на адрес регистрации ИП или в электронном виде соответствующее уведомление и заполненную квитанцию.

Платить можно любым удобным способом:

  • на почте;
  • через Госуслуги;
  • в личном кабинете налогоплательщика на сайте ФНС;
  • с мобильного телефона или электронного кошелька.

Главное, заплатить не позднее 1 декабря года, следующего за отчетным. Так, крайняя дата платежа за 2021 год — 1 декабря 2022 года.

Бывает, что сроки подходят, а уведомления все нет. Тогда ИП придется самому сообщить инспекции сведения о находящихся в его собственности или постоянном пользовании земельных участках. Для этого необходимо заполнить специальную форму и передать ее в ФНС — лично, заказным письмом, через ТКС или личный кабинет налогоплательщика. 

Федеральные льготы

От земельного налога полностью освобождены коренные народы Севера, Сибири и дальнего Востока в отношении земель, используемых для промысла, хозяйственной деятельности, сохранения культуры и обычаев.

Кроме того, есть возможность уменьшить кадастровую стоимость участка на 600 кв.м. площади, если ИП является:

  • героем РФ или СССР;
  • ветераном ВОВ и боевых действий;
  • инвалидом I и II группы, инвалидом детства;
  • ликвидатором Чернобыльской катастрофы или лицом, принимавшем участие в испытании ядерного оружия;
  • пенсионером;
  • многодетным. 

Налогоплательщик обязан сам уведомить налоговую о положенной ему льготе. Для этого нужно заполнить и отправить в ФНС уведомление. Выбрать для налогового вычета можно только один из имеющихся участков. Если его площадь менее 600 кв.м., то уменьшить налог получится вплоть до нуля. 

Если налоговая знает о положенной вам льготе, то учтет ее сама.

Особенности уплаты земельного налога на УСН

На УСН налог платится по общим для физических лиц правилам. Однако на УСН «Доходы минус расходы» можно учесть в расходы все затраты на приобретение участка, такие как:

  • пошлины;
  • оформление бумаг и справок;
  • стоимость услуг нотариуса;
  • стоимость бланка о кадастровой стоимости.

При этом стоимость самого участка отнести к расходам нельзя.

Статья актуальна на 14.10.2021

Уплата земельного налога за 2020 год — Ассоциация Юристов России

Производить оплату земельного налога за год должны как организации, так и физические лица и ИП. Как определить размер налога, в какие сроки необходимо сделать оплату, и кто в праве рассчитывать на льготы?

Кто платит земельный налог

Земельный налог оплачивается собственниками земельных участков и лицами, обладающими пожизненным наследованием на землю. Не платится налог в следующих случаях:

  • если пользование земельным участком безвозмездно или временно;
  • если участок арендован;
  • если участок не имеет налогообложения.
Читайте также:  Калькулятор сроков проведения открытого конкурса по 44 фз, таблица этапов для электронной формы. расчет при нмц от миллиона рублей или более

Налогоплательщики могут рассчитывать на следующие льготы:

  • местные, устанавливаемые органами местного самоуправления;
  • федеральные: налог не предусмотрен для коренных народов, а граждане перечисленные в ст. 391 НК РФ могут рассчитывать на сниженные налоги.

В некоторых регионах налог не распространяется на инвалидов 1-й и 2-й группы, ветеранов ВОВ и граждан, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС.

В других районах налог может не распространяться как на юридические, так и на физические лица. Также закон предусматривает снижение налогообложения. Так столичные санаторно-курортные организации и медицинские учреждения пользуются льготами по налогу на землю до 30%. А в Екатеринбурге Герои Советского Союза пользуются льготами до 100 000 рублей.

Срок оплаты

С 2020 года предоставление декларации по налогу на землю не требуется. Уплата производится 1 марта за отчетный год. То есть оплата налога за 2020 год должна проводиться не позже указанного срока —1 марта.

Оплата налога за 2020 год физическими лицами и ИП должна проводиться не позже 1 декабря 2021 года. Так же оплата может осуществляться поквартально. Авансовые платежи могут быть предусмотрены законодательными актами местных органов управления.

Ставки по земельному налогу

Ставки земельного налога в 2020 году не претерпели никаких изменений:

  • 0,3% для сельскохозяйственных земельных участков, дачных участков и для участков, используемых армией в оборонительных целях государства;
  • 1,5% для остальных категорий земель.

Субъектами могут устанавливаться свои ставки, которые не должны превышать ставки, принятые на федеральном уровне.

Как рассчитывается земельный налог

Земельный налог рассчитывается по формуле: Земельный налог = Налоговая база x Ставка налога.

Налоговая база – кадастровая стоимость участка земли на 01.01.2020 года. Данную информацию можно получить, сделав запрос в Росреестр, посетив официальный сайт ведомства. Более подробно с налогооблагаемой базой можно ознакомиться, изучив ст. 391 НК РФ.

  • Если владельцами земельного участка являются несколько лиц и в отчетном году покупалась или продавалась земля, земельный налог будет рассчитываться по другой формуле: Земельный налог = КСТх СТх Д х Кв, где:
  • Кст – кадастровая стоимость;
  • Ст – ставка налога;
  • Д – доля собственности на земельный участок;
  • Кв – коэффициент владения земельным участком в месяц.
  • Рассчитывая последнюю позицию в обязательном порядке должны учитываться следующие особенности:
  • если покупка участка была совершена до 15-го числа текущего месяца, тогда месяц включается в расчет. Если после 15 числа, тогда месяц не учитывается;
  • если продажа земли собственникам произошла после 15-го числа, тогда данный период времени не учитывается для начисления налога.

В каком порядке производится оплата налога на землю

Расчет и оплата налога авансами осуществляется организациями самостоятельно, если это прописано в местных законах. Хотелось бы напомнить, что с 2020 года декларации налога на землю организациями предоставляться не должна.

Для ИП и физических лиц налоговые инспекторы проводят расчет и отправления уведомлений об уплате на почтовый адрес налогоплательщика. В уведомлении указана сумма налога, данные об объекте налогообложения, налогооблагаемая база, ставка и срок уплаты.

Уведомление должно быть отправлено налогоплательщику не позже 01.11.2021 года. Если в указанный срок оно не пришло, необходимо самостоятельно узнать сумму налога и провести его оплату, обратившись в налоговый орган. Несвоевременная уплата налога или перевод не всей суммы, как правило, становятся причиной применений санкций:

  • штраф в размере 20% от суммы налога при неумышленном правонарушении;
  • штраф в размере 40% от суммы налога, если правонарушение носит умышленный характер.

Чтобы не сделать ошибку в платеже, необходимо тщательно проверить КБК.

О применении пониженных ставок земельного налога

Серова А.И., эксперт журнала

Сразу скажем, что обратиться к данной теме нас побудило Письмо ФНС России от 26.01.2018 № БС-4-21/1390@.

В этом письме Федеральная налоговая служба направила нижестоящим налоговым органам для изучения копии судебных постановлений по делу № А41-90821/2016 (включая Определение ВС РФ от 15.01.

2018 № 305‑КГ17-20424) и перечислила обстоятельства, свидетельствующие об использовании участков в предпринимательской деятельности и, соответственно, о необоснованности применения льготной ставки налога.

Рассмотрим, какие это обстоятельства и есть ли у налогоплательщиков (организаций и ИП) шансы доказать право уплачивать налог исходя из пониженных ставок.

Подробнее о содержании Письма № БС-4-21/1390@

Тема письма – размер налоговой ставки в отношении земельных участков, предназначенных для дачного строительства, принадлежащих индивидуальным предпринимателям.

Сославшись на обстоятельства дела № А41-90821/2016 и учитывая, что судьи (в том числе на уровне Верховного суда) признали доначисления обоснованными, ФНС сообщила, что о неправомерности применения льготной ставки земельного налога (0,3 % вместо 1,5 %) могут свидетельствовать следующие обстоятельства:

  • большое количество земельных участков принадлежит одному лицу, зарегистрированному в качестве ИП, основным видом деятельности которого является продажа недвижимости;
  • имеются признаки коммерческого землепользования (для извлечения прибыли), в том числе создание на соответствующей территории инфраструктуры (построены дороги, подведено электричество для дальнейшей застройки и т. п.), наличие фактов дальнейшей реализации участков, то есть их использования налогоплательщиком в предпринимательской деятельности.

Иными словами, ФНС призвала налоговые органы на местах выявлять перечисленные обстоятельства, производить доначисления и отстаивать свою точку зрения в судебных инстанциях, обращая внимание арбитров на позицию, выраженную в Определении ВС РФ от 15.01.2018 № 305‑КГ17-20424.

Подробнее о деле № А41-90821/2016

  • В проверяемом периоде ИП на праве собственности принадлежали 137 земельных участков с категорией «земли сельскохозяйственного назначения» и видом разрешенного использования «для дачного строительства».
  • Инспекция начислила недоимку, пени и штраф.
  • Три судебные инстанции единодушно встали на сторону налогового органа, отметив следующее:
  • исходя из системного толкования пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ, п. 2 ст. 7, ст. 77, 78 и 81 ЗК РФ, ст. 1 Закона от 15.04.1998 № 66‑ФЗ допускается использование льготного налогообложения по ставке 0,3 % тех земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для целей дачного строительства в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан либо непосредственно физическим лицам;
  • по смыслу действующего налогового законодательства пониженные ставки земельного налога установлены для некоммерческих организаций и физических лиц, непосредственно использующих земли в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства или дачного строительства, а не в целях извлечения прибыли;
  • основным видом деятельности ИП является покупка и продажа земельных участков;
  • на территории построены дороги, подведено электричество для дальнейшей застройки;
  • участки реализовывались физическим лицам, в аренду не предоставлялись.

Таким образом, если земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования «для дачного строительства», используются в коммерческих целях, то применение ставки земельного налога 0,3 % неправомерно. При этом статус правообладателя (юридическое лицо или ИП) не имеет значения. Иными словами, используя участки в предпринимательской деятельности, льготную ставку не вправе применять как коммерческие организации, так и ИП.

Отказывая в передаче дела для пересмотра, судья ВС РФ отметил: подход судов согласуется с позицией, изложенной Судебной коллегией в Определении ВС РФ от 18.05.2015 № 305‑КГ14-9101 по делу № А41-63325/13.

Подробнее о правовой позиции Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ

Определение ВС РФ от 18.05.2015 № 305‑КГ14-9101 по делу № А41-63325/13 касается налогоплательщика-организации, в собственности которой было 354 земельных участка, отнесенные к землям сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования «для дачного хозяйства» (144 участка) и «для дачного строительства» (210 участков).

В данном случае, признавая решение инспекции незаконным, суды исходили из того, что земельные участки классифицируются по правовому режиму, который не зависит от статуса собственника земли, а устанавливается на основании сведений о целевом назначении и виде разрешенного использования, содержащихся в государственном кадастре недвижимости. В связи с этим, по мнению судов, пониженная ставка земельного налога:

  • подлежит применению в отношении земельных участков с соответствующим правовым режимом;
  • может использоваться как некоммерческими, так и коммерческими организациями при условии использования этих земельных участков по целевому назначению.
  1. Установив, что организация на спорных участках ведет строительство дачного комплекса, то есть, по мнению судов, земельные участки используются обществом по целевому назначению, суды пришли к выводу о правомерности применения пониженной ставки налога.
  2. Однако Верховный суд признал мнение судов ошибочным и разъяснил, что по смыслу налогового законодательства пониженные ставки земельного налога устанавливаются для некоммерческих организаций и физических лиц, непосредственно использующих земли в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства или дачного строительства, в то время как организация осуществляет на этих участках строительство дачного комплекса для последующей реализации юридическим и физическим лицам земельных участков, объединенных в этот комплекс, в целях извлечения прибыли.
  3. Земельный налог: ставка для юридических лиц. Обратите внимание:
Читайте также:  Отказ от заключения контракта по 44-фз заказчиком или поставщиком: основания, порядок действий, последствия для участников

Позиция Коллегии ВС РФ взята налоговиками на вооружение, поскольку она была направлена инспекторам для использования в работе Письмом ФНС России от 24.12.2015 № СА-4-7/22683@ (см. п. 25 письма).

Появление данной правовой позиции означало, что попытки коммерческих организаций доказать в суде обоснованность использования льготной ставки земельного налога обречены на неудачу.

И этот вывод был многократно подтвержден впоследствии (определения ВС РФ от 06.12.2017 № 305‑КГ17-17796 по делу № А40-
230150/2016, от 04.12.2017 № 305‑КГ17-17315 по делу № А41-64401/2016, от 05.09.

2017 № 305‑КГ17-12101 по делу № А41-68338/2016).

Вместе с тем некоторые ИП считали, что эта позиция к ним не применима, поскольку они являются физическими, а не юридическими лицами и условие об использовании земли в целях удовлетворения личных потребностей не является определяющим. Январское определение ВС РФ, упомянутое в январском же письме ФНС, свидетельствует о том, что данная правовая позиция распространяется и на предпринимателей.

Как налоговики собирают доказательства?

Напомним, ФНС в Письме № БС-4-21/1390@ назвала два обстоятельства, свидетельствующие о необоснованности применения пониженной ставки налога. Во-первых, наличие в собственности ИП большого количества земельных участков. Во-вторых, наличие признаков коммерческого землепользования (в том числе создание инфраструктуры для дальнейшей застройки) и фактов дальнейшей реализации участков.

Рассмотрим пару судебных актов, чтобы понять, какие доказательства приводят контролеры, чтобы убедить судей в обоснованности доначислений.

Постановление АС ВВО от 15.02.2018 № Ф01-6676/2017
по делу № А28-12335/2016

Предпринимателю на праве собственности принадлежали 
157 земельных участков категорий:

  • «земли сельскохозяйственного назначения» с разрешенным использованием «для сельскохозяйственного использования», «для сельскохозяйственного производства»;
  • «земли населенных пунктов» с разрешенным использованием «для ведения личного подсобного хозяйства», «огороды», «для индивидуального жилищного строительства», «строительство жилого дома».

В отношении спорных земельных участков предприниматель при исчислении земельного налога применил пониженную ставку в размере 0,3 %.

Арбитры обосновали свое решение так. Из абзаца 2 пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ следует, что для применения налоговой ставки в размере, не превышающем 0,3 %, необходимо соблюдение одновременно двух условий:

  • отнесение земельного участка к определенной категории или виду разрешенного использования (к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах);
  • использование этого земельного участка для сельскохозяйственного производства.

В случае если земельный участок признан уполномоченным органом не используемым для сельскохозяйственного производства, налогообложение в отношении всего этого участка должно производиться по налоговой ставке, установленной в отношении прочих земель и не превышающей 1,5 %, начиная с налогового периода, в котором вынесено решение о выявленном нарушении, до начала налогового периода, в котором нарушение устранено.

Исчерпывающий перечень признаков неиспользования земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства утвержден Постановлением Правительства РФ от 23.04.2012 № 369.

На основании информации, представленной администрациями сельских поселений, установлено, что спорные земельные участки:

  • не вспахивались, не использовались под сенокос, под пастбища для выпаса сельскохозяйственных животных, не засеивались сельскохозяйственными культурами;
  • заросли сорными растениями, кустарником и деревьями;
  • на землях населенных пунктов с видами разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» и «строительство жилого дома» строительство не ведется.

Из договоров, первичных документов, оборотов по расчетным счетам предпринимателя установлено, что в проверяемом периоде отсутствовали операции по закупке удобрений, ядохимикатов, сельскохозяйственной техники, скота, стройматериалов, реализации сельскохозяйственной продукции, оплате услуг сторонним организациям за организацию и проведение сельскохозяйственных работ.

Арбитры приняли во внимание и такие обстоятельства:

  • общая площадь земельных участков составляет более 2 тыс. га, ИП провел их межевание с целью дальнейшей перепродажи, часть участков продана;
  • согласно постановлениям по делам об административных правонарушениях ИП неоднократно привлекался к ответственности за невыполнение обязанностей по рекультивации земель и других обязательных мероприятий по их улучшению и охране почв;
  • покупатели земельных участков, приобретенных у налогоплательщика, подтвердили, что на момент покупки земельные участки представляли собой пустое поле без насаждений и построек, заборов и ограждений, электричества, газа, воды, дорог и прочих коммуникаций.

Указанные обстоятельства позволили судьям сделать вывод о том, что земельные участки не используются для сельскохозяйственного производства, возведения жилых домов, ведения личного подсобного хозяйства, что свидетельствует об отсутствии у коммерсанта права применять льготную налоговую ставку в размере 0,3 %.

Важно, что арбитры отклонили ссылку ИП на п. 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54, согласно которому неосвоение земельного участка, приобретенного (предоставленного) для жилищного строительства, не является основанием для отказа в применении пониженной ставки земельного налога, предусмотренной п. 1 ст. 394 НК РФ. Судьи указали:

  • в рассматриваемом случае установлено, что у предпринимателя не было намерений использовать по назначению земельные участки с видами разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» и «строительство жилого дома»;
  • коммерсант осуществлял реализацию участков в целях извлечения прибыли.

Постановление АС ПО от 24.10.2017 № Ф06-25127/2017
по делу № А65-706/2017

Этот случай интересен тем, что налогоплательщик (организация) пытался создать видимость использования земельных участков для сельскохозяйственного производства.

В материалы дела был представлен договор подряда, в соответствии с условиями которого налогоплательщик поручил ООО выполнить работы по однократной поверхностной обработке спорного земельного участка площадью более 4,7 га путем дискования в период с 5 по 30 октября 2015 года.

Налоговый орган выяснил, что среднесписочная численность работников ООО за 2015 и 2016 годы составляет 0 человек и у него нет в собственности соответствующей специальной техники.

Налогоплательщик возражал:

  • имеется договор аренды сельскохозяйственной техники и акт приема-передачи, из которых следует, что ООО получило во временное пользование трактор с дискатором без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации;
  • есть письмо ООО о том, что в целях экономии все работы по договору были выполнены силами директора, в связи с чем дополнительная рабочая сила не привлекалась, вся площадь земельного участка была обработана в 2015 году.

Инспекция не сдавалась:

  • ООО заключило договор на обработку почвы не только с налогоплательщиком, но и еще с тремя лицами. При этом сроки выполнения работ во всех четырех договорах идентичны – октябрь 2015 года;
  • суммарная площадь земельных участков и сроки выполнения работ по всем четырем договорам свидетельствуют о том, что выполнить работы одному лишь руководителю ООО (при отсутствии иных работников) было невозможно;
  • руководитель ООО не имеет удостоверения тракториста-машиниста;
  • привлечение ООО сторонних работников опровергается письмом данной организации;
  • выполнение работ подтверждено только договором и актом сдачи-приема, отсутствуют счет-фактура и платежные документы.

Суд не принял во внимание представленную налогоплательщиком фотографию земельного участка, отметив, что она не позволяет каким‑либо образом идентифицировать изображенный на фотографии земельный участок.

Судьи учли:

  • информацию, отраженную в акте обследования земельного участка, которое было проведено органом муниципального земельного контроля и показало, что земля не используется для сельскохозяйственного производства;
  • сведения из ЕГРЮЛ о видах деятельности налогоплательщика: деятельность по аренде и управлению собственным или арендованным недвижимым имуществом.

Вердикт суда:

  • налогоплательщик является коммерческой организацией, созданной не в целях ведения сельскохозяйственного производства, а для оказания иных услуг;
  • налогоплательщик не осуществляет выпуск сельскохозяйственной продукции, не несет обычные для сельхозпроизводителей риски, не использовал в проверяемый период спорный земельный участок по его целевому назначению;
  • у налогоплательщика не возникло права применения пониженной налоговой ставки в размере 0,3 %. Иное понимание норм закона может привести к нарушению публичных интересов, поскольку по одной и той же налоговой ставке будут облагаться как возделываемые земли сельскохозяйственного назначения, так и заброшенные земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения.

Отметим, что налогоплательщику не удалось добиться передачи дела для пересмотра. Приняв такое решение, судья ВС РФ в Определении от 14.02.2018 № 306‑КГ17-22570 отметил:

  • налогоплательщик не доказал ведение сельскохозяйственной деятельности на спорном земельном участке;
  • совокупность установленных обстоятельств дает основания полагать, что общество является коммерческой организацией, созданной не в целях ведения сельскохозяйственного производства, а для оказания иных услуг.

Выводы

Пониженные ставки земельного налога установлены:

  • для некоммерческих организаций и физических лиц, непосредственно использующих земли сельскохозяйственного назначения в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства или дачного строительства, а не в целях извлечения прибыли;
  • для коммерческих организаций и физических лиц, использующих земли в целях ведения сельскохозяйственного производства.

Указывая на необоснованность применения льготной ставки налога, инспекторы в качестве доказательств ссылаются на следующее:

  • в собственности налогоплательщика находится большое количество земельных участков;
  • на спорных землях создаются объекты инженерной инфраструктуры в целях дальнейшего строительства объектов недвижимости;
  • выявлены факты реализации земельных участков.

Налоговые органы представляют в суды акты осмотров земельных участков, протоколы допросов покупателей земли и даже постановления по делам об административных правонарушениях. 

Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение, №4, 2018 год

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *