1. Что такое уполномоченный орган?
2. Функции уполномоченного органа в сфере закупок по 44-ФЗ
3. Видео инструкция «Госзакупки. Как организовать процесс закупки Заказчику. 8 шагов для участников 44-ФЗ».
1. Что такое уполномоченный орган?
Уполномоченный орган – это государственный или муниципальный орган, а также казенное учреждение, организующее и проводящее закупки для распорядителей бюджетных средств в рамках статей 3 и 26 44-ФЗ.
Уполномоченный орган выполняет обязанности по осуществлению закупок от заказчика на основании заключенного между ними соглашения. Заказчики могут передать в этом соглашении часть своих полномочий на организацию и проведение совместных конкурса или аукциона уполномоченному органу.
Уполномоченный орган создает единую комиссию по закупкам и при помощи сотрудников рассматривает заявки участников, принимает решение о допуске или отказе в допуске заявок, формирует и размещает в ЕИС протоколы.
Следовательно, заказчик несет ответственность только за подготовку документации о закупке, обосновании НМЦК и заключении контракта. Вся остальная ответственность ложится на уполномоченный орган.
Порядок взаимодействия заказчиков с уполномоченным органам определяется решением о том, что такой орган создан и функционирует на территории определенного города, региона или страны.
2. Функции уполномоченного органа в сфере закупок по 44-ФЗ
- Уполномоченный орган выполняет следующие функции:
- разрабатывает типовые шаблоны документаций о закупках, проекты контрактов;
- осуществляет прием проектов документов заказчиков в соответствии с установленными формами;
- принимает решение о создании комиссий по закупкам на поставку ТРУ, определяет и утверждает их состав, порядок работы, назначает председателей комиссий;
- участвует в работе комиссий;
- занимается рассмотрением жалоб в ФАС и осуществляет подготовку материалов для претензионной работы;
- приостанавливает процедуры по осуществлению закупок;
- контролирует объемы закупок заказчиков у СМСП;
- оказывает заказчикам содействие в подготовке обязательного общественного обсуждения закупки товара, работы или услуги;
- принимает участие и утверждает требования к закупаемым заказчиком отдельным видам товаров, работ, услуг и нормативным затратам на обеспечение функций заказчика и размещает их в ЕИС;
- проводит мониторинг закупок ТРУ для обеспечения нужд города;
- размещает утвержденную документацию об электронном аукционе, конкурсную документацию, извещение о запросе котировок, извещение о запросе предложений в ЕИС;
- проводит совместные закупки для различных заказчиков, если у них есть потребность в идентичных товарах, работах, услугах.
Хотите участвовать в тендерах с авансом от заказчика?
Для вас — самая полная база государственных и коммерческих тендеров с авансированием от 30% до 100%!
Заключить контракт с авансированием
3. Видео инструкция «Госзакупки. Как организовать процесс закупки Заказчику. 8 шагов для участников 44-ФЗ»
Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера. Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!
Обратно к списку
Аудит в сфере закупок: цели, содержание и результаты
Статьей 98 Закона о контрактной системе предусмотрено проведение определенной процедуры, называемой «аудит закупок».
Аудит в сфере закупок представляет собой вид внешнего государственного контроля. Целями данного контроля являются:
- анализ обоснованности плана закупок;
- реализуемость и эффективность торгов;
- анализ результатов тендеров и достижения целей, установленных Законом (реализация мероприятий, указанных в государственных программах, исполнение международных обязательств, а также осуществление полномочий органами государственной власти).
Результат таковой процедуры должен выглядеть в виде оценки уровня обеспечения госнужд с учетом расходов бюджетных средств, а также включать в себя анализ исполнимости условий контрактов (срок, объем, качество поставляемой продукции, выполняемых работ) и эффективность системы управления контрактами.
Кто осуществляет аудит
Материал по теме
Обоснование закупки: на что обратить внимание
В указанной статье Закона перечислены органы государственной власти, которые должны проводить оценку. Итак, аудит в сфере закупок осуществляют:
- cчетная палата;
- контрольно-счетные органы в регионах;
- контрольно-счетные органы муниципалитетов;
- законодательные органы государственной власти субъектов РФ;
- представительные органы муниципальных образований.
Счетная палата — это постоянно действующий орган власти, который осуществляет внешний государственный аудит. Работа данного органа власти регламентирована Федеральным законом «О счетной палате Российской Федерации», а также ее регламентом. Должностные лица — аудиторы самостоятельно проводят оценку и несут ответственность за результаты.
Если говорить о контроле в регионах и муниципалитетах, то такого рода органы осуществляют свою работу на основании принятых в пределах данных регионов и муниципалитетов актов и регламентов их деятельности.
Материал по теме
Минфин и ФАС разъяснили полномочия контролирующих органов при госзакупках
Необходимо отметить лица, деятельность которых подлежит рассматриваемой нами проверке: это государственные органы, унитарные предприятия, юридические лица, бюджетные и автономные учреждения.
Содержание аудита
Говоря об аудите в целом, нужно различать несколько его видов:
- финансовый (бухгалтерский) — это проверка отчетности;
- налоговый — контроль соответствия деятельности налоговому законодательству;
- на соответствие определенного рода требованиям — анализ определенной финансовой или общей деятельности предприятия;
- ценовой — проверка обоснованности установленной стоимости;
- аудит хозяйственной деятельности — систематический анализ деятельности организации;
- специальный (например, экологический) — анализ конкретных аспектов деятельности лица, соблюдения правил и норм;
- управленческий — анализ системы управления предприятием.
Как видно из перечня, среди них нет так называемого анализа в сфере закупок. Это новый для России вид, который был закреплен Законом о контрактной системе в сфере закупок.
Аудит в сфере закупок осуществляется по 44-ФЗ и выполняет ряд задач:
- проверка, анализ и оценка сведений о законности, обоснованности и целесообразности, эффективности и результативности трат на планируемые закупки, а также исполняемые контракты;
- выявление отклонений, нарушений и недостатков в сфере закупок, установление причин и подготовка предложений, направленных на их устранение и на совершенствование контрактной системы.
Важно отметить, что предметом такой проверки является правильное и целесообразное расходование бюджетных денежных средств.
Среди документов, которые необходимы контрольному органу для проверки, можно назвать, например, планы и планы-графики, различного рода реестры (контрактов, банковских гарантий, недобросовестных поставщиков), правила нормирования, каталоги необходимых товаров и многое другое.
Результатом такой работы является отчет, который должен содержать конкретную информацию об обоснованности и законности, эффективности и результативности затрат на проводимые торги, а также выводы и предложения, в том числе рекомендации.
Виды контроля в сфере госзакупок: от государственного до внутреннего
Из этой статьи вы узнаете:
- Кто и над кем осуществляет различные виды контроля в сфере госзакупок
- Основные виды государственного контроля в сфере госзакупок
- Как осуществляется общественный контроль в сфере госзакупок
- Нюансы осуществления внутреннего контроля в сфере госзакупок
Существуют различные виды контроля в сфере госзакупок. Проверка не ограничивается участием государственных и ведомственных структур типа ФАС или Казначейства. Закупки также контролируются на внутреннем уровне (заказчиками и участниками) и на общественном.
Важно понимать, когда право контроля госзакупок переходит от одного ведомства к другому. Это позволит не допускать ошибок и с большей эффективностью проводить торги.
Кто и над кем осуществляет различные виды контроля в сфере госзакупок
Статья 99 44-ФЗ устанавливает, что за контроль проведения торгов на государственном, региональном и муниципальном уровнях несут ответственность:
- федеральный исполнительный орган, наделенный соответствующими полномочиями;
- контролирующий орган в сфере гособоронзаказа;
- региональные исполнительные органы;
- органы местного самоуправления в муниципальных образованиях, если им предоставлено право контролировать данное направление;
- федеральный исполнительный орган, ответственный за кассовое обслуживание бюджетов всей бюджетной системы РФ;
- финансовые структуры регионов, муниципальных образований;
- органы управления внебюджетными фондами федерального значения;
- органы внутреннего финансового контроля, наделенные правами для проведения контрольных мероприятий согласно бюджетному кодексу РФ.
В роли подконтрольных лиц выступают:
- заказчики;
- контрактные службы;
- контрактные управляющие;
- комиссии по закупкам, а также все входящие в них лица;
- уполномоченные органы;
- уполномоченные учреждения;
- специализированные организации;
- операторы федеральных ЭТП.
Закон устанавливает следующие основные виды контроля в сфере госзакупок:
- государственный, муниципальный;
- контроль покупателя;
- общественный;
- ведомственный;
- казначейский.
Для каждого проверяющего органа выделена своя зона ответственности и необходимые полномочия в данной сфере.
Основные виды государственного контроля в сфере госзакупок
1. Государственный и муниципальный контроль
Сферу госзакупок на указанных уровнях контролирует ФАС РФ, региональные, муниципальные антимонопольные службы. Все названные ведомства имеют право инициировать плановые и внеплановые проверки.
В зону ответственности федеральных и муниципальных исполнительных органов входят любые госзакупки. Исключение составляют торги, имеющие отношение к оборонному заказу, а также вопросы, связанные с финансовым и казначейским контролем.
Поясним, что за гособоронзаказом и закупками, при проведении которых используются материалы, содержащие государственную тайну, следит Рособоронзаказ. Однако это ведомство не имеет права вторгаться в финансовые и казначейские вопросы.
Федеральные, муниципальные ФАС, учреждения Рособоронзаказа контролируют деятельность операторов ЭТП, следят за соблюдением порядка осуществления торгов в электронном, в том числе закрытом формате.
Росфиннадзор, аналогичные региональные и муниципальные учреждения проводят контрольные мероприятия по финансовым вопросам:
- требования к обоснованию закупок;
- нормирование;
- аргументация НМЦК и суммы соглашения, которое подписывается с единственным исполнителем;
- ответственность в случаях нарушений;
- соответствие результата закупки тому, что было прописано в тексте договора;
- надлежащий учет ТРУ;
- соответствие использования ТРУ целям закупки.
Нужно понимать, что существует не только федеральный контроль и проверка на уровне субъектов, но и другие виды ревизии в сфере госзакупок. Они необходимы, чтобы охватить все виды правоотношений в данной области.
2. Ведомственный контроль
Согласно ст. 100 (44-ФЗ) контроль в сфере закупок осуществляют государственные ведомства. За официальный надзор в данной области отвечают госорганы, госкорпорации «Росатом» и «Роскосмос», управляющие органы государственных внебюджетных фондов.
Муниципальные органы обязаны следить на ведомственном уровне за тем, чтобы обе стороны заключаемого по результатам госзакупок соглашения соблюдали законы. Речь идет о законодательстве РФ, законах о закупочной деятельности и нормативно-правовых актах, имеющих отношения к интересующей нас теме.
ФАС и ее отделения в субъектах РФ контролируют торги, принимают жалобы продавцов и покупателей.
После того как нарушения выявлены, ФАС выдает предписания об их устранении и может временно остановить процедуру исполнения соглашения, подписанного по результатам закупки.
Еще две функции этой организации состоят в том, чтобы в серьезных случаях отменять выполнение условий контракта, а также вносить поставщиков в реестр недобросовестных исполнителей. Последнее действие допускается при уклонении исполнителя от работ по договору.
Как осуществляется общественный контроль в сфере госзакупок
Данный вид контроля в сфере госзакупок считается инновацией и впервые был введен в 44-ФЗ.
Нужно понимать, что существует разное отношение к вопросу привлечения общественности к контрольным мероприятиям. Дело в том, что по закону общественность не имеет тех полномочий, какими наделены государственные органы.
Поэтому возникают сомнения относительно того, как использовать такой тип проверки в реальной жизни.
Закон 212-ФЗ полностью посвящен данной теме. В нем обозначены несколько направлений, в которых могут работать представители общественности: мониторинг, проверка, экспертиза, обсуждение, слушания и «другие формы взаимодействия».
Данный вид контроля в сфере закупок предполагает ограничение действий общественности актуальными законами. Общественный контролер не может направлять заказчику какие-либо запросы, поэтому все его наблюдения базируются только на сведениях, находящихся в открытом доступе.
При осуществлении подобной проверки можно запросить необходимые документы у организатора торгов.
Но в таком случае есть один юридический нюанс: по закону 212-ФЗ в роли инициатора проверки может выступать ограниченный круг лиц, в том числе Общественная палата РФ.
При этом проводить проверку такие лица уполномочены лишь в ситуациях, зафиксированных на законодательном уровне. То есть общественная организация не может стать инициатором мероприятий по контролю действий заказчика.
Нюансы осуществления внутреннего контроля в сфере госзакупок
jpg»>
Статья 101 закона 44-ФЗ требует от заказчика контролировать процесс исполнения поставщиком условий соглашения.
Если последний не выполняет работы своими силами, а пользуется услугами подрядных организаций, заказчик также обязан следить за их работой.
Сразу скажем, что 44-ФЗ не поясняет, каким образом заказчик осуществляет контроль над привлечением субподряда. Поэтому покупателю рекомендуется отталкиваться от разъяснений Минэкономразвития РФ по данному вопросу.
Согласно позиции МЭР, подтвердить факт привлечения субподрядчика могут любые документы, имеющие отношение к выполнению работ, запланированных условиями контракта. Это могут быть договоры, акты, платежные поручения.
Часть 15 ст. 95 закона 44-ФЗ устанавливает, что заказчик должен разорвать контракт в одностороннем порядке, если поставщик отказался выполнять обязательное условие о привлечении субъектов СМП и СОНО в качестве субподрядчиков. Поясним, что данное нарушение приравнивается к несоответствию требованиям документации, подаче ложной информации.
В процессе подготовки к закупкам используются известные контрольные процедуры, призванные обеспечить прозрачность процесса и положительно повлиять на уровень эффективности закупок.
Если говорить точнее, то такие мероприятия:
- Позволяют оценить, насколько потенциальные исполнители способны поставить продукцию, соответствующую нормативным требованиям. Не менее важно, чтобы они осуществили работу в установленные сроки и при оптимальных затратах.
- Дают возможность довести до продавцов корректные требования к товарам.
- Обеспечивают поставки продукции на оптимальных условиях, при этом учитываются такие характеристики, как цена, сроки, качество.
- Формируют условия для достижения прозрачности при выборе победителей торгов.
Для этого используются следующие способы контроля:
- оценка обоснованности закупки ТМЦ;
- проверка качества подготовки документации по торгам;
- оценка способа формирования лотов (в том числе укрупнение предмета закупки);
- анализ наличия дискриминационных условий в процессе выбора исполнителей;
- рассмотрение проведения закупки, а именно таких этапов, как оповещение, принятие к рассмотрению, оценка, выбор;
- анализ соответствия подписанного с поставщиком соглашения документации и решениям, принятым в процессе закупки.
Однако проверка результатов закупок многих организаций ставит под сомнение эффективность используемых на данный момент контрольных мероприятий.
Особенно это заметно, когда компании проводят торги на базе закона 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и закона 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Данная особенность объясняется тем, что результаты таких закупок можно посмотреть в открытых источниках.
Больше всего результаты анализа настораживают, когда речь идет о компаниях, известных своей развитой контрольной средой.
Нужно понимать, что на данный момент установленные законом контрольные процедуры выполняются, но не соответствуют сложности процесса закупок. Есть вероятность, что во время их разработки были учтены далеко не все тонкости проведения торгов.
Но пока складывается обратная ситуация – используемые виды контроля в сфере госзакупок не позволяют добиться высокой эффективности торгов.
Здесь мы не стремимся очернить систему внутреннего аудита и контроля, не подозреваем исполнителей контрольных мероприятий в сговоре с заказчиками закупок. По нашему мнению, все недостатки связаны с отсутствием необходимой настройки такого рода процедур, требующих глубокого погружения в процесс.
По результатам аудита формируется заключение о наличии и качестве контрольных процедур. Данный документ внутренние аудиторы составляют, исходя из собственных знаний и опыта, при этом не всегда учитываются тонкости, известные специалистам по закупкам.
Далее рассмотрим примеры из практики закупок отдельных компаний, которые ярко иллюстрируют возможность совершенствования используемых ими контрольных процедур.
Все приведенные далее ситуации сделали потенциально возможной поставку фальсифицированных либо контрафактных товаров, а также спровоцировали риск значительного завышения стоимости работ.
Поясним, что закупки производятся через подрядчиков. Последние закупают ТРУ без конкурсных мероприятий, нередко отдавая предпочтение сомнительным товарам. Далее такая продукция, попадая к заказчику, не проверяется должным образом.
Пример № 1. Крупное химическое предприятие в 2018 г. организовало тендер на проведение монтажных работ, по результатам которого была закуплена крупная партия контрафактной кабельной продукции. При этом к товару прилагался поддельный сертификат качества производителя.
В данном случае проблема была в том, что при объявлении закупки на проведение работ не были зафиксированы необходимые показатели товаров.
Пример № 2. В документации к закупке указаны наименования товарно-материальных ценностей без ссылки на нормативные документы. В качестве последних должны использоваться технические регламенты, ГОСТ, ТУ либо требования к характеристикам товаров.
Таким образом, заказчик допустил поставки товара, не отвечающего нормативным требованиям. Победителем в данной закупке стала компания, которая смогла предложить самую низкую цену и в результате продала заказчику фальсификат.
Пример № 3. Добывающее предприятие организует закрытые торги, указывая конкретного производителя. Сумма закупок установлена в пределах 1 миллиарда рублей в год. В итоге цена ТРУ по договору отличается от рыночной в среднем на 10 %.
Пример № 4. Энергосетевая компания прописала в документации по закупке такое требование: оболочка поставляемых проводов должна обладать повышенной стойкостью к солнечному излучению.
В торгах принял участие один поставщик, который представил декларацию соответствия на продукцию.
В результате стоимость поставленного им провода превысила зафиксированную ГОСТом цену на 80 %, а именно более чем на 30 миллионов рублей.
Нужно понимать, что действующие технические регламенты и ГОСТ устанавливают для любой продукции требования по сроку службы. Кроме того, в нормативных документах, допустим в ГОСТе 20.57.
406-81, зафиксированы типовые способы испытаний, позволяющие убедиться, что товар соответствует всем предъявляемым требованиям и выдерживает климатические воздействия.
К последним в том числе относится и солнечное излучение.
Победитель упомянутых выше торгов представил только декларацию без сертификата соответствия требованиям заказчика. Также сложно сказать, имели ли место испытания на соответствие требованиям, если ГОСТ не устанавливает способы их проведения. Тем не менее, требуемая сумма была передана заказчиком поставщику.
Подводя итог, стоит сказать, что контроль представляет собой важную составляющую государственных закупок. Только за счет выполнения всех установленных правил возможно добиться грамотного расходования бюджетных средств и честности при определении победителей торгов.
Контролировать закупки по 44-ФЗ будут по-новому
Что случилось?
Президент России подписал Федеральный закон от 01.04.2019 № 50-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В чем суть документа?
Поправками предусмотрено совершенствование правового регулирования контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, в частности, расширены контролирующие полномочия Правительства РФ в сфере закупок, изменены правила обжалования действий заказчиков.
Зачем потребовались такие поправки?
Цель изменений — повысить эффективность осуществления контроля в сфере закупок, что будет способствовать выстраиванию вертикали контроля.
Принятые меры позволят обеспечить формирование единых правил, методологии и практики осуществления контроля в сфере закупок на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Кроме того, они позволят снизить коррупционные риски, связанные с совмещением в одном органе функций государственного управления в сфере закупок и контроля за его осуществлением.
Что поменялось в правилах проверок?
Правила контроля на федеральном, региональном и муниципальном уровнях будут одинаковыми. Это позволит унифицировать порядок проведения проверок. Правительство определит основания, предмет, форму, сроки, периодичность проверок, порядок их проведения и оформления.
При организации контроля будут учитывать категорию риска, к которой относится заказчик или иной субъект контроля.
Кто будет осуществлять контроль?
Поправками скорректированы полномочия региональных и муниципальных контролёров. Региональные и муниципальные органы будут вести контроль за заказчиками, комиссиями и другими субъектами при проведении электронных закупок на этапе от размещения извещения до заключения контракта.
В исключительном ведении ФАС останутся только проверки операторов площадок.
Региональные контролёры смогут проверять муниципальных заказчиков и других субъектов контроля в плановом порядке, если органы местного самоуправления договорятся с властями субъекта РФ о передаче полномочий.
Как изменились правила обжалования действий заказчиков?
Снизится риск приостановки и отмены закупки из-за жалоб общественных объединений или объединений юрлиц. Такие заявления приравняют к обычной информации о нарушениях. Проверки по ним всё равно будут проводиться. При этом проверяющие не смогут использовать полномочия, предусмотренные в главе 6 Закона № 44-ФЗ.
Что ещё изменилось?
Расширен перечень оснований для возвращения жалобы без рассмотрения подавшему её лицу. Так, жалобу, поданную в контрольный орган в сфере закупок, вернут участнику, информация о котором включена в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Когда Закон № 50-ФЗ вступает в силу?
Документ вступит в силу 1 июля 2019 года.
ГОДОВОЙ ОТЧЕТ 2021
Узнайте, когда делать переходные проводки по новым ФСБУ, чтобы они не попали в отчетность за 2021 год.
Только 4 февраля пошаговый разбор заполнения годового отчета с учетом новых ФСБУ на большом вебинаре с одним из лучших спикеров по бухучету, аудитором, главным методологом ГК Energy Consulting А. Рабиновичем.
Записаться>>>
Утверждены правила осуществления проверок по 44-ФЗ
В соответствии с частью 2 статьи 99 Федерального закона №44-ФЗ Правительство Российской Федерации постановлением от 1 октября 2020г. №1576 утвердило правила осуществления контроля и внесло корректировки в правила ведения реестра жалоб и плановых, внеплановых проверок.
Проверка может быть плановой или внеплановой и осуществляться в документарной форме (т.е. проверка запрошенных документов без непосредственного присутствия) или выездной (когда представители комиссии контрольного органа непосредственно присутствуют по месту нахождения проверяемого лица).
Внеплановая проверка
Проводится в случае:
- получение обращения участника закупки с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 Федерального закона №44-ФЗ, за исключением случая обжалования действий (бездействия), предусмотренного частью 15.1 статьи 99 Федерального закона №44-ФЗ. В случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение;
- получение информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в том числе:а) заявления, сообщения физического лица, юридического лица либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц, в которых указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;б) обнаружение контрольным органом в сфере закупок признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;в) сообщение средства массовой информации, в котором указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
- истечение срока исполнения ранее выданного в соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона №44-ФЗ предписания;
- получение обращения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
- При проведении внеплановой проверки в документарной форме в случае, если контрольным органом будет сделан вывод о недостаточности представленной информации, контрольным органом может быть принято решение о внеплановой выездной проверке.
- Контрольный орган уведомляет субъектов контроля в течение 15 рабочих дней со дня поступления вышеуказанной информации о проведении проверки.
- Установлен максимальный срок проведения внеплановой проверки — 10 рабочих дней со дня принятия решения, а в случае осуществления проверки в отношении субъектов контроля, осуществляющих закупки, сведения о которых составляют государственную тайну максимальный срок такой проверки — 20 рабочих дней.
- В случае необходимости получения дополнительной информации и документов, необходимых для проведения внеплановой проверки, срок проведения проверки на основании приказа руководителя или его заместителя может быть продлен 1 раз не более чем на 10 рабочих дней.
При этом уведомление о продлении срока проверки до 1 июля 2021 г. направляется лицам, в отношении которых проводится проверка, а после 1 июля такое уведомление не направляется, достаточно размещения такого уведомления на сайте ЕИС.
В результате внеплановой проверки при выявлении нарушений выдается предписание об устранении нарушений, при этом, если контракт уже заключен или выявленные нарушения не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя) предписание не выдается.
Плановая проверка
- Плановой проверке подлежат закупки за последние 3 года до даты начала ее проведения, при этом такой срок может изменен по решению контрольного органа.
- Максимальный срок проведения составляет 20 рабочих дней.
- В случае необходимости получения дополнительной информации и документов, необходимых для проведения внеплановой проверки, срок проведения проверки на основании приказа руководителя или его заместителя может быть продлен 1 раз не более чем на 20 рабочих дней.
При этом уведомление о продлении срока проверки до 1 июля 2021 г.
направляется лицам, в отношении которых проводится проверка, а после 1 июля такое уведомление не направляется, достаточно размещения такого уведомления на сайте ЕИС.
По результатам плановой проверки составляется акт.
Плановая проверка осуществляется в соответствии с планом проведения плановых проверок, составляемых в IV квартале текущего года.
С целью объективности проведения плановых проверок субъектов контроля поделят на категории риска. Чем выше категория, тем чаще будут проходить проверки, но не чаще чем раз в 6 месяцев.
Особенности проведения проверки
- При проведении выездной плановой или внеплановой проверки в случае воспрепятствования доступа в помещения и на территории, которые занимают субъекты контроля, для получения документов и информации, необходимых контрольному органу, руководитель контрольного органа обязан обратиться в правоохранительные органы для обеспечения комиссии доступа к необходимой информации и документам.
- Уведомление о проведении плановых (внеплановых) проверок, документы, составленные по результатам проверок, направляются по средством почты, факса или электронной почты по адресу, указанному в реестре участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, в Электронном бюджете или в ЕИС, или по любому адресу, имеющемуся у контрольного органа.
- В случае выявления несоответствия информации и документов, размещенных в ЕИС и полученных от заказчика по запросу, приоритет для контрольного органа имеют информация и документы, размещенные в ЕИС.
Права должностных лиц контрольного органа, уполномоченных на проведение проверки:
- Запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме документы и информацию, необходимых для проведения проверки;
- беспрепятственного доступа в помещения и на территории, которые занимают заказчики, специализированные организации, операторы электронных (специализированных) площадок для получения документов и информации, необходимых для проверки, по предъявлении служебных удостоверений и приказа (распоряжения) руководителя или его заместителя контрольного органа о проведении проверки;
- обращаться в суд, арбитражный суд с исками о признании осуществленных закупок недействительными;
- составлять протоколы об административных правонарушениях в сфере закупок, рассматривать такие дела и принимать меры по их предотвращению;
- выдавать предписания.
А в случае выявления признаков факта совершения преступления должностные лица контрольного органа обязаны передать такую информацию в правоохранительные органы.
Обязанности лиц, в отношении которых проводится проверка:
- представлять в контрольный орган, уполномоченным на осуществления контроля должностным лицам контрольного органа: документацию о закупке, заявки, протоколы, аудио-,видеозаписи и иную информацию и документы, составленные в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или аккредитации;
- представлять по требованию контрольного органа необходимые ему документы, объяснения в письменной или устной форме, информацию о закупках;
- исполнять в установленные сроки предписания;
- обеспечить должностным лицам беспрепятственный доступ в помещения и на территорию;
- обеспечить явку представителей.
Разъяснены нюансы контроля в сфере закупок по 44-ФЗ
Специалисты Министерства финансов РФ рассказали об особенностях контроля содержащейся в контракте информации в случае его заключения с единственным контрагентом по основаниям, указанным в правилах осуществления контроля (п. 25), предусмотренного 44-ФЗ (ч. 5 и ч. 5.1 ст. 99). Соответствующая информация содержится в письме Минфина № 24-04-08/4769.
В документе подчеркивается, что на контракты, указанные в правилах (п. 25) , не распространяются положения 44-ФЗ (ч. 15 ст. 34), допускающие их заключение в любой форме, предусмотренной ГК РФ для совершения сделок. Контракты направляются в орган контроля до их подписания контрагентом.
Отмечается, что способ направления проекта контракта (на бумажном носителе или в электронной форме) определяется в конкретном случае, исходя из наличия и применения как заказчиком, так и органом контроля, информационной системы, обеспечивающей возможность направления проекта контракта в электронной форме.
Так, некоторым заказчикам, производящим закупки для федеральных нужд, обеспечена возможность направления проектов контрактов, заключаемых с единственным контрагентом, в территориальные органы Казначейства России посредством прикладного программного обеспечения «Система удаленного финансового документооборота» (СУФД). При этом заказчикам рекомендуется обратиться в соответствующий орган контроля по вопросам о наличии возможности направления проекта контракта в электронной форме.
Напомним, что согласно правилам (подп. «а» п. 25) для проведения проверок при закупках у единственного контрагента в случаях, предусмотренных 44-ФЗ (п. 2, 3, 6, 7, 10 – 14, 16, 17, 19, 22, 31 – 33, 35, 37 – 39, 47, 48, 54, 55 ч. 1 ст. 93) заказчики направляют в соответствующий орган контроля проект контракта до направления его участнику закупки, с которым заключается контракт.
В свою очередь орган контроля в силу правил (подп. «б» п. 25) не позднее 3 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления проекта контракта направляет заказчику либо уведомление о соответствии контролируемой информации правилам, либо протокол о несоответствии контролируемой информации правилам.
В последнем случае заказчик повторно направляет в соответствующий орган контроля исправленный проект контракта для проведения проверок.
Для обсуждения этой статьи и оперативного получения информации по теме закупок
присоединяйтесь к нам в соц. сетях
Контроль в сфере закупок в соответствии со ст. 99 44-ФЗ
Целью создания системы закупочных процедур в государственном секторе являлось обеспечение прозрачного и экономичного расходования бюджетных средств. Но этого невозможно добиться без эффективной системы контроля.
Контрактная система в сфере закупочных процедур для обеспечения государственного и муниципального сегмента регулируется 44-ФЗ.
Контрольным функциям, которые выступают важной частью госзакупок, посвящена статья 99 настоящего федерального закона.
Система контроля над госзакупками является трехуровневой и обеспечивает контроль на региональном, федеральном и муниципальном уровнях.
Если говорить о федеральном уровне контроля, закон наделяет полномочиями следующие государственные структуры:
- федеральная антимонопольная служба и контрольные органы в области гособоронзаказа;
- федеральное казначейство как орган надзора в бюджетной системе и основной контролер финансовых потоков;
- органы управления внебюджетными фондами, такие как ПФР, ФСС, ФОМС.
Порядок определения полномочий на региональном и муниципальном уровне определяется в соответствии с местными нормативно-правовыми актами.
Функции и полномочия
Действие контроля согласно ст. 99 44-ФЗ распространяется на следующие категории участников закупочных процедур:
- заказчики;
- контрактные службы;
- управляющие;
- специальные комиссии по осуществлению закупок;
- операторы электронно-торговых площадок.
Реализация контрольно-надзорных мер достигается нижеуказанными методами:
- плановые проверки в отношении субъектов;
- внеплановые проверки;
- сбор отчетности;
- сбор информации о подконтрольных инстанциях.
ФАС согласно ч. 5 ст. 99 через соответствующие структуры осуществляет контроль за правильным применением в области кассового обслуживания и следит за:
- непревышением объемов финансирования в планах-графиках над конечным объемом проведенных закупочных процедур;
- соответствием информации об ИКЗ и соблюдением за процедурами в части закупок, которые не подлежат публикации в ЕИС.
Контроль гособоронзаказа
При проведении контрольных мероприятий ФАС руководствуется нормами законодательства в сфере государственного оборонного заказа, закупочной деятельности, а также госрегулирования цен и тарифов. Сам контроль осуществляется посредством внеплановых проверок согласно ст. 99 44-ФЗ и 275-ФЗ.
Надзору со стороны контрольного органа подвергается сфера закупок в области обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к гособоронзаказу, но составляют государственную тайну.
Контрольные меры осуществляются следующими методами:
- надзор за обоснованностью закупок;
- определение обоснованности НМЦ контактов у единственного поставщика;
- система мер против факта выявлений нарушений в процессе исполнения договора поставщиком;
- своевременность и соответствие товаров или услуг в рамках госконтрактов.
Говоря об оценке эффективности принимаемых мер в области контроля гособоронзаказа, существует система объективного анализа, которая заключается в постоянном мониторинге контрольно-надзорных показателей и их постоянном анализе.
Таким образом, закупочные процедуры проверяются на каждом этапе: начиная от планирования и составления план-графиков и заканчивая полным исполнением обязательств по контракту.
Меры воздействия
Основным механизмом реализации контрольно-надзорных мер являются проверки. Они могут быть как плановыми, так и внеплановыми.
Если говорить о проверках по плану, они могут проводиться в отношении заказчиков и поставщиков не чаще, чем один раз в полугодие. Но в зависимости от проверяемого субъекта, периодичность может измениться в сторону увеличения или уменьшения.
Закупочная комиссия или специализированная организация может проверяться один раз в процессе реализации закупочной процедуры.
Проведение внеплановых проверок никак не связано с периодичностью, но их инициирование должно быть обусловлено вескими причинами.
Согласно пункту 12 ст. 99 44-ФЗ, не подлежат контролю результаты оценки участников, у которых сам заказчик в документации установил стоимость жизненного цикла товаров (услуг) или не указал критерии процедуры и величину их зависимости.
Решения органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление контроля по ст. 99 44-ФЗ, не должны противоречить решениям органов исполнительной власти, которые были приняты по оценке одних и тех же торгов.
Любая информация о проведении плановых и внеплановых проверок, применимых в сфере закупочных процедур, полученным результатам и предписаниям, размещается в ЕИС.
Плановая проверка
Одним из инструментов контроля в области закупочных процедур на исполнении любого этапа является проведение плановых проверок. Порядок осуществления установлен Правительством и его применяют ФАС, региональные и местные контрольные органы. Такая проверка может быть инициирована в адрес:
- заказчика;
- его контрактной службы;
- контрактного управляющего;
- закупочной комиссии и ее членов;
- уполномоченных органов;
- уполномоченных учреждений;
- операторов ЭТП;
- операторов специализированных ЭТП.
Плановые проверки могут осуществляться контрольным органом не чаще, чем один раз в 6 месяцев.
Обычно срок проведения таких проверок составляет 30 календарных дней, но по приказу может быть продлен. В любом случае максимальное время — не более 2 месяцев. В ряде ситуаций может возникнуть необходимость продления до 6 месяцев, если:
- проверяемый не предоставил в контрольный орган закупочную документацию;
- своевременно не были устранены нарушения, установленные при плановой проверке;
- был отказ в доступе контролеров на территорию проверяемого субъекта.
Результаты оформляют соответствующим актом проверки и размещают его в ЕИС не позднее трех дней с даты подписания.
Внеплановая проверка
Объекты внеплановых проверок те же, что при и плановых. Но основания должны быть аргументированы. Ниже факты, которые могут послужить причиной проверки:
- жалоба от участника закупочной процедуры на действие или бездействие заказчика;
- жалобы на уполномоченные органы и учреждения, операторов ЭТП;
- жалобы в адрес должностных лиц контрактной службы.
Чтобы инициировать процедуру внеплановой проверки ФАС размещает информацию о дате, времени и месте в ЕИС в двухдневный срок с момента получения жалобы о нарушении.
Обычно срок таких проверок составляет 15 дней с момента поступления в ФАС информации о нарушении закона. В некоторых случаях служба имеет основания продлить срок до 30 дней.
Внеплановая проверка сопровождается ведением аудио- или видеозаписи, которая хранится в течение 3 лет.
Полученное предписание виновное лицо вправе обжаловать в суде в трехмесячный период.
Отчетность органов контроля и оценка их эффективности
Правительством РФ утверждены Правила оценки эффективности работы контрольных органов. Они систематизируют данные о механизмах сбора информации о деятельности соответствующих инстанций, наделенных правом контроля в сфере закупок.
Такой анализ осуществляется на основе показателей, в качестве которых определены доли решений органов контроля:
- принятые решения в текущем году в области проведенных плановых и внеплановых проверок, решения которых отменены полностью либо частично;
- аналогичные решения, но принятые в предыдущем отчетном периоде;
- объемов подлежащих размещению в реестре жалоб, проведенных проверок и количеству предписаний, размещенных с нарушениями сроков.
Стоит отметить, что контроль в соответствии с 44-ФЗ не решает многих ключевых вопросов. Иногда оценка эффективности проводимых мероприятий позволяет сделать вывод о том, что некоторые функции дублируются у различных органов.
( 1 оценка, среднее 4 из 5