Конкурентные закупки в рамках 223-фз: основные способы, порядок проведения и законодательное регулирование

Особенность закона 223-ФЗ в том, что он устанавливает лишь определенные рамки, внутри которых заказчику дается свобода выбора. Но если для опытных закупщиков это благо, то у начинающих из-за этого возникает множество вопросов. В этом материале мы постарались легко и доступно изложить базовую информацию о проведении корпоративных закупок.

Отличие от 44-ФЗ

Строгий закон 44-ФЗ, по которому обязаны проводить закупки государственные и муниципальные заказчики, порождает гораздо меньше выбора. В отличие от него, работа по 223-ФЗ предполагает:

  • что заказчики самостоятельно разрабатывают правила проведения закупочных процедур, которые прописывают в Положении о закупке;
  • что лицом, которому поручены закупки, может быть любой специалист организации (профильного образования не требуется);
  • что торги могут быть организованы на любых электронных торговых площадках (их насчитывается более 150).

На кого распространяется закон 223-ФЗ

Если упростить положения пункта 2 статьи 1 закона 223-ФЗ и изложить их доступным языком, то всех заказчиков можно разделить на три группы:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

  1. Государственные компании и корпорации, субъекты естественных монополий. Доля участия государства в таких организациях – более 50%.
  2. Дочерние компании указанных в пункте 1 организаций, в которых доля государственного родителя составляет более 50%. А также дочки самих дочерних компаний на тех же условиях.
  3. Государственные и муниципальные унитарные предприятия и бюджетные учреждения — в части закупок на собственные доходы либо полученные гранты, а также в случаях, когда они сами являются исполнителями контрактов и привлекают по договору третьих лиц.

Подготовка к закупочной деятельности

Прежде чем проводить закупки, заказчику можно пройти подготовительный этап. Он состоит из нескольких шагов:

  1. Получение электронной цифровой подписи. Для этого нужно обратиться в любой удостоверяющий центр, выдающий кап для торгов.
  2. Регистрация на сайте госзакупок zakupki.gov.ru.
  3. Разработка и утверждение Положения о закупке.
  4. Составление плана закупок и публикации его в ЕИС (на сайте госзакупок).
  5. Знакомство с личным кабинетом ЕИС и его настройка.

Что касается Положения о закупке по 223-ФЗ, то в нем нужно предусмотреть следующее:

  1. Применяемые заказчиком способы определения поставщика.
  2. Порядок проведения процедур.
  3. Все, что касается сроков.
  4. Критерии оценки поставщиков.
  5. Порядок заключения, изменения и расторжения контракта.
  6. Порядок оплаты.
  7. Ответственность сторон и порядок разрешения спорных ситуаций.

Конкурентные закупки в рамках 223-ФЗ: основные способы, порядок проведения и законодательное регулированиеПубликация сведений в ЕИС

Закон 223-ФЗ требует от заказчика разместите в ЕИС не только Положение о закупке, но и другие документы:

  • планы закупки,
  • извещения о закупке,
  • документацию, в том числе проект договора,
  • протоколы, которые составляются в ходе закупки.

Есть сведения, которые в ЕИС размещать нельзя. Это информация о закупках:

  • связанных с государственной тайной;
  • включенных в перечень из распоряжения Правительства № 2027-р.

Кроме того, у заказчика есть право не публиковать в ЕИС информацию о закупках, если цена договора меньше 100 тыс. рублей.

А если выручка более 5 млрд рублей в год, то можно не размещать закупки с ценой до 500 тыс. рублей.

С 2018 года разрешено не публиковать сведения и о некоторых других закупках, связанных с управлением недвижимостью и размещением денежных средств на вкладах и депозитах.

Самое важное для заказчика

Главное, о чем нужно помнить — необходимость размещения Положения о закупке в ЕИС. Если этого не сделать, то заказчик потеряет право закупаться по 223-ФЗ. В этом случае его закупочная деятельность будет регламентироваться законом 44-ФЗ.

Еще один важный момент — соблюдать все установленные сроки. Они таковы:

  • Положение о закупке, а также его изменения, нужно разместить в ЕИС в течение 15 дней с даты утверждения;
  • на размещение извещения о закупке дается 20 дней до даты окончания приема заявок;
  • на размещение изменений в извещение — 3 дня;
  • размещение документации закупки производятся вместе с публикацией извещения;
  • разъяснения, которые заказчик дает на запросы участников, публикуются не позже 3 дней с даты поступления запроса;
  • протоколы, которые составляются в ходе закупки, нужно разместить в течение 3 дней;
  • на публикацию подписанного договора дается 3 дня;
  • изменения, внесенные в договор, размещаются не позже 10 дней;
  • ежемесячный отчет о закупке по 223-ФЗ — не позже 10 числа (за прошедший месяц);
  • раз в год — до 1 февраля года, следующего за отчетным — заказчик размещает отчет о закупке у субъектов МСП.

Также установлены минимальные сроки для приема заявок от участников. Они варьируются в зависимости от типа процедуры и того, относится ли поставщик к субъектам малого и среднего предпринимательства. Эти сроки мы представили в следующей таблице.

Таблица. Минимальные сроки на подачу заявок

Срок / условия для МСП Срок для прочих участников
Конкурс, аукцион
  • при цене не более 30 млн рублей — 15 дней;
  • при цене более 30 млн рублей — 7 дней
7 дней
Запрос котировок
4 рабочих дня. Цена не должна быть более 7 млн рублей 5 рабочих дней
Запрос предложений
5 рабочих дней. Цена не должна быть более 15 млн рублей 7 рабочих дней

Порядок проведения конкурентных закупок по 223-ФЗ

Для каждого вида конкурентной закупки в соответствии с 223-ФЗ законодателем установлены минимальные сроки проведения закупок, которые должны соблюдаться при проведении каждой из них.

Конкурс 15 календарных дней Конкурс и аукцион при НМЦД свыше 30 млн руб. 15 календарных дней
Аукцион 15 календарных дней Конкурс и аукцион при НМЦД до 30 млн руб. 7 календарных дней
Запрос предложений 7 рабочих дней Запрос предложений (НМЦД не более 15 млн руб.) 5 рабочих дней
Запрос котировок 5 рабочих дней Запрос котировок (НМЦД не более 7 млн руб.) 4 рабочих дня

В положении о закупке заказчика могут быть предусмотрены большие сроки, но они не могут быть меньше, чем указаны в законе.

Порядок проведения конкурентных закупок

Содержание документации

Содержание извещения о закупке и всей документации регламентируется соответствующими ст. 3.2 и ст. 4 закона 223-ФЗ. При проведении котировок между извещением и документацией стоит знак равенства. Требования прописываются непосредственно в извещении.

Порядок и сроки предоставления разъяснений

Закон устанавливает, что заказчик по запросу участников в течение трех рабочих дней разъясняет положения документации и размещает свой ответ в ЕИС, указывает, о чем был запрос, без упоминания автора.

При этом устанавливается предельный срок для направления запроса: участник может сделать запрос не позднее трех рабочих дней до окончания срока подачи заявок. Если запрос направлен позже этого срока, остается один-два рабочих дня, то заказчик вправе на такой запрос не отвечать.

Порядок и сроки внесения изменений

В новой редакции Закона 223-ФЗ предусмотрена универсальная формула для всех конкурентных закупок: если заказчик что-то меняет, он продлевает срок подачи заявок не менее чем на половину изначально установленного срока.  

Но возникает вопрос: а если это запрос предложений, ведь там срок размещения извещения 7 рабочих дней? Половина — 3,5 дня. Округлять в большую или меньшую сторону? Рекомендуем округлять в большую, то есть продлевать на 4 рабочих дня, чтобы у поставщиков было больше времени и не было повода выставить претензию.

Описание предмета конкурентной закупки

Описание предмета конкурентной закупки должно соответствовать требованиям, установленным ч. 6.1 ст. 3 223-ФЗ, а именно:

  1. Указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.
  2. Не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.
  3. В случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:
  • несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
  • закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
  • закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
  • закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в ч. 2 ст. 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
Читайте также:  Сдача налоговой декларации по НДС в электронном виде

В указанных случаях последнего пункта заказчик может не устанавливать возможность поставки эквивалентного товара.

Сроки отмены конкурентной закупки

Законом 223-ФЗ закреплен предельный срок отмены конкурентной закупки: до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке. Позже отказаться от торгов заказчик уже не вправе. Решение размещается в ЕИС в день принятия.

Порядок подачи и отзыва участниками своих заявок

  • Заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации/извещении о закупке в соответствии с 223-ФЗ и положением о закупке заказчика.
  • Важный момент: участник конкурентной закупки вправе подать только одну заявку на участие в закупке в отношении каждого предмета закупки (лота) в любое время с момента размещения извещения о ее проведении до предусмотренных документацией о закупке даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.
  • Если вы ошиблись с составом подаваемых документов, ценой предложения, то вы вправе изменить или отозвать свою заявку до истечения срока подачи заявок.

Предоставление обеспечения заявок

Законодателями предусмотрено право организатора закупки включать в документацию требование к участникам предоставлять обеспечение заявки и условия предоставления.

Установлен ценовой порог, до которого заказчик не может требовать обеспечения, — 5 млн руб. В случае если начальная (максимальная) цена договора превышает 5 млн руб.

, заказчик вправе установить требование к обеспечению заявок на участие в закупке в размере не более 5% начальной (максимальной) цены договора. 

Этапы конкурентной закупки

Что считается этапом

В соответствии с ч. 24 ст. 3.2 закона 223-ФЗ «конкурентные закупки могут включать в себя один или несколько этапов», однако четкого определения понятия «этап» или перечня обязательных этапов нет.

«Этапы четко сформулированы и установлены в закупках для субъектов малого и среднего предпринимательства. Конечно, можно трактовать эти нормы по аналогии: то, что предусмотрено в закупках для МСП, должно применяться и для иных закупок конкурентных, но это не так, в данном случае не совсем верно», — делится своим мнением эксперт.

Из закона следует, что если заказчик дополнительно включает какой-то этап в закупку, он должен:

  • внести в документацию сведения об этапе и сроках его проведения;
  • составить протокол по результатам этапа, для каждого — отдельный документ.

Сегодня под этапом конкурентной процедуры понимается стадия, которая предшествует определению победителя или завершается определением победителя. Все, что происходит с закупкой после составления протокола, к примеру преддоговорные переговоры, конкурентные договоры, направленные на снижение цены, под понятие «этап» не подпадает.

Таким образом, можно выделить следующие этапы, которые заказчик вправе применять при конкурентных закупках (не относится к торгам для МСП).

Переторжка

Дополнительная стадия закупки, проводимая в соответствии с требованиями положения о закупке заказчика, которая заключается в добровольном повышении предпочтительности заявок участников закупки в рамках специально организованной для этого процедуры в соответствии с документацией о закупке.

Заказчики проводят данный этап для того, чтобы получить еще более выгодные предложения, обеспечить еще большую экономию денежных средств, так как решение о проведении переторжки оформляется протоколом, в котором указываются параметры, по которым она проводится, а также могут отражаться уже поступившие ценовые предложения участников.

Переторжка проводится по решению закупочной комиссии, если извещением/документацией о проведении закупки заранее предусмотрена такая возможность.

Особенностью переторжки является то, что она может проводиться в режиме реального времени (подобие подачи ценового предложения при проведении аукциона) или в заочной форме (подобие подачи ценового предложения при проведении запроса котировок).

Особенности проведения переторжки отражаются в положении о закупке конкретного заказчика, а также в документации/извещении о проведении закупки и включают в том числе:

  • количество возможных переторжек (не более 1 или данное ограничение отсутствует);
  • дату начала, срок окончания;
  • условия договора, по которым возможно проведение переторжки.

В переторжке имеют право участвовать все допущенные участники закупки. Участник закупки, приглашенный на переторжку, вправе не участвовать в ней, тогда его предложение остается действующим с ранее объявленными условиями, указанными в заявке на участие в закупке.

При наличии предложений участников по ухудшению первоначальных условий, в том числе по увеличению цены, увеличению единичных цен, указанных в заявке на участие в закупке, такие предложения не рассматриваются, такой участник считается не участвовавшим в переторжке и его предложение, указанное в заявке на участие в закупке, остается действующим с ранее объявленными условиями.

Процедура с (предварительным) квалификационным отбором (ПКО)

Конкурентные закупки с ограниченным участием проводятся с обязательным проведением ПКО, который может проводиться для отдельных конкурентных закупок или группы закупок, объединенных каким-либо однозначным классифицирующим признаком. 

ПКО непосредственно перед конкретной закупочной процедурой с ограниченным участием проводится с учетом следующих особенностей:

  1. В извещении о закупке с ограниченным участием помимо общих сведений, предусмотренных для такой закупочной процедуры, устанавливаются порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в ПКО и подведения итогов ПКО.
  2. В документации о закупке с ограниченным участием помимо общих сведений, предусмотренных для такой закупочной процедуры, устанавливаются порядок и условия проведения ПКО, требования к участникам ПКО, требования к оформлению заявки на ПКО, срок и порядок рассмотрения заявок и подведения итогов ПКО.
  3. По результатам ПКО оформляется протокол, в котором отражаются решения о допуске/об отказе в допуске участников ПКО к участию в процедуре закупке с ограниченным участием, иные сведения в соответствии с требованиями Положения конкретного заказчика.

На этапе ПКО заказчик предъявляет квалификационные требования и выявляет заявки, которые наиболее полно им соответствуют. Это удобный и понятный инструмент работы заказчика для отсеивания участников, не подходящих под квалификационные требования.

Конкурентные переговоры

Закупки по 223-ФЗ

Курс повышения квалификации для заказчиков и поставщиков

Пройти обучение

Это публичное обсуждение с участниками закупки функциональных характеристик предмета закупки или иных условий исполнения договора.

Переговоры могут проводиться как во время подачи заявок, так и заранее, чтобы уточнить у участников дополнительные условия и факторы, которые повлияют на корректировку документации.

После этого участники закупки смогут подавать свои предложения на участие в этой закупке.

Перечисленные этапы могут стать дополнительными механизмами регулирования отношений заказчика и исполнителя. Но использовать их надо с соблюдением требований закона: прописывать порядок проведения, заранее извещать участников и фиксировать результаты этапа отдельным протоколом.

Протоколы по итогам этапов и закупок

Закон 223-ФЗ разделяет два вида протоколов и требования к ним:

1. Протоколы, которые фиксируют завершение этапа конкурентной процедуры. В них указываются:

  • дата подписания;
  • количество поданных заявок на участие либо на этапе закупки, дата и время регистрации такой заявки;
  • результаты рассмотрения заявок на участие в закупке, количество отклоненных заявок с указанием причин, по которым заявка отклонена (нарушение положений документации / извещения для запроса котировок);
  • ранжирование заявок по степени соответствия требованиям документации и установленным критериям оценки;
  • причина, по которой закупка не состоялась;
  • иные сведения, которые заказчик сочтет нужным включить в протокол и пропишет это в положении о закупках.

2. Итоговые протоколы, которые составляются по результатам всей закупки. В них указываются:

  • дата подписания;
  • количество поданных заявок, а также дата и время их регистрации;

Раньше Закон 223-ФЗ требовал в сведениях о заявке указывать наименование юридического лица или ФИО физического лица. Сейчас это условие исключено, заказчик может идентифицировать участников любым удобным способом, например присваивать номера.

  • порядковые номера заявок на участие в закупке или окончательных предложений участников в порядке уменьшения степени выгоды предложенных условий и цены;

Если в нескольких заявках содержатся одинаковые условия исполнения договора, приоритет отдается участнику, чья заявка поступила раньше.

  • результаты рассмотрения заявок на участие в закупке: их количество, окончательные предложения, сколько отклонено и основания отклонения со ссылкой на пункт извещения или документации о закупке;
  • результаты оценки заявок или окончательных предложений с указанием решения комиссии о присвоении итоговых баллов участникам;
  • причина, по которой закупка не состоялась;
  • иные сведения, которые заказчик сочтет нужным включить в протокол и пропишет это в положении о закупках.

Итоговые протоколы заказчик должен хранить не менее трех лет.

Заключение договора

Сроки заключения договора законом регламентированы следующим образом:

  • в обычном порядке — не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с момента размещения в ЕИС итогового протокола;
  • если заказчику необходимо получить одобрение у вышестоящих органов — не позднее чем через 5 дней с даты указанного одобрения;
  • если в отношении закупки рассматривалась жалоба или есть судебный спор — не позднее 5 дней с момента вынесения соответствующего решения.

Законодательством предусмотрена возможность заказчиков на заключение договоров с несколькими исполнителями. Алгоритм реализации указанной возможности указывается в положении о закупке конкретного заказчика, а также в документации/извещении о проведении закупки.

223-ФЗ о закупках простыми словами — кратко и понятно, кто работает и торги по 223-ФЗ

Детальные и очень подробные инструкции для желающих участвовать в закупках по №223-ФЗ можно найти на официальном интернет-портале ЕИС Закупки в соответствующем разделе, который находится в свободном доступе.

Но размещенные на сайте руководства пользователей сложно назвать простыми для понимания. Поэтому имеет смысл объяснить положения №223-ФЗ максимально кратко и понятно, то есть обычными словами и без юридических терминов.

  1. 223-ФЗ о закупках простыми словами
  2. Особенности госзакупок по 223-ФЗ
  3. Виды закупок по 223-ФЗ
  4. Отличие от 44-ФЗ
  5. Кто работает по 223-ФЗ
    1. Требования к участникам
    2. Необходимые документы
  6. Как подготовиться к закупкам по 223-ФЗ
  7. Минимальные сроки на подачу заявок
  8. Часто задаваемые вопросы
    1. На кого распространяются требования №223-ФЗ?
    2. В чем основные отличия №223-ФЗ и №44-ФЗ?
    3. Какие основные способы закупок по №223-ФЗ используются на практике?
    4. Кто имеет право участвовать в закупочных процедурах по №223-ФЗ?
Читайте также:  С 1.10.2017 внесены изменения в правила заполнения Книги продаж

223-ФЗ о закупках простыми словами

Положения №223-ФЗ регламентируют закупки, которые проводят компании, на половину или более принадлежащие государству, а также их дочерние и зависимые структуры. Также заказчиками по №223-ФЗ выступают:

  • монополии (типичный пример – РЖД), ГУПы и МУПы;
  • организации из регулируемых сфер деятельности (водоснабжение и подготовка, энергетика);
  • различные бюджетные учреждения.

Целью разработчиков №223-ФЗ стала унификация правил проведения закупок и снижение расходования бюджетных средств. Анализ практики применения требований Федерального закона показывает, что поставленные задачи с той или иной степенью успешности были решены.

Главной особенностью №223-ФЗ выступает сравнительно небольшой объем требований к проведению госзакупок. Фактически в тексте Федерального закона содержатся общие правила реализации подобных мероприятий. Детальные условия их проведения разрабатываются непосредственно заказчиками и подлежат официальному опубликованию.

Виды закупок по 223-ФЗ

Положениями №223-ФЗ допускается проведение конкурентной закупки одним из следующих способов:

  1. Конкурс. Критерии определения победителя – оптимальное соотношение цены и условий исполнения контракта.
  2. Аукцион. Самая распространенная форма конкурентной закупки. Ключевым параметром для выявления выигравшего участника становится цена его коммерческого предложения.
  3. Запрос предложений. Победитель определяется на основании нескольких критериев, определенных тендерной документацией.
  4. Запрос котировок. Критериев выявление выигравшего участника становится соответствие требованиям из тендерной документации и самая низкая из предложенных цена поставки товара или услуги.
  5. Другие способы проведения государственной закупки, предусматривающие ее конкурентный формат.

Неконкурентной формой тендера по №223-ФЗ выступает закупка у единственного поставщика. Она допускается в строго ограниченных случаях при выполнении нескольких дополнительных условий.

Отличие от 44-ФЗ

Основная разница между №223-ФЗ и №44-ФЗ состоит в уровне детализации и жесткости требований к участникам закупок. Положения второго из указанных Федеральных законов намного объемнее и досконально регламентируют как процедуру торгов в целом, так и каждый из ее отдельных этапов.

В то же время, требования №223-ФЗ носят общий характер. Они предоставляют заказчикам закупок право определять большую часть условий их проведения самостоятельно. Другими словами, они разрабатывают тендерную документацию собственными силами, хотя и могут при этом использовать шаблоны и многочисленные наработки, которые содержатся в №44-ФЗ.

Еще одним важным отличием становится возможность организации торгов по №223-ФЗ на любых электронных площадках. На сегодняшний день их общее количество превышает полторы сотни. Закупки в рамках №44-ФЗ проводятся исключительно на восьми специально аккредитованных ЭТП.

Кто работает по 223-ФЗ

Заказчики, на которых распространяются требования №223-ФЗ, перечислены выше. В качестве поставщиков в закупках участвуют как юридические лица, так и ИП.

Требования к участникам

К участникам госзакупок предъявляется ряд требований. Общими из них выступает отсутствие запущенной процедуры ликвидации или банкротства, а также задолженностей перед бюджетом. Более детальные требования определяются положениями тендерной документации по конкретной закупке, разрабатываемой непосредственно заказчиком.

Необходимые документы

Еще одним обязательным условием участия в госзакупке по №223-ФЗ становится регистрация на ЭТП, где она проводится. Для этого требуется предоставить ряд документов, включая:

  • паспорт (дли ИП) или комплект учредительной документации (для ООО);
  • регистрационные документы хозяйствующего субъекта;
  • документы, подтверждающие полномочия руководителя;
  • налоговую или финансовую отчетность;
  • документацию, подтверждающую квалификацию персонала;
  • при необходимости – лицензии, разрешения, сертификаты и т.д.

Как подготовиться к закупкам по 223-ФЗ

Первым и главным правилом для участников госзакупок становится внимательное изучение тендерной документации. При отсутствии собственных специалистов по данному вопросу реальным способом грамотного оформления и подачи заявки становится приглашение консалтинговой фирмы. Дополнительные расходы компенсируются гарантированным участием в госзакупках.

Минимальные сроки на подачу заявок

Важным условием участия в государственных закупках, осуществляемых в рамках №223-ФЗ, становится соблюдение установленных сроков для подачи заявки. Они зависят от статуса поставщика и вида тендера.

Срок подачи заявки (рабочих дней)
Для обычных участников Для субъектов малого и среднего бизнеса
Аукцион, конкурс
7 15 (для цены до 30 млн. руб.)7 (для цены свыше 30 млн. руб.)
Запрос предложений
7 5 (ограничение по цене – 15 млн. руб.)
Запрос котировок
5 4 (ограничение по цене – 7 млн. руб.)

Положения этого Федерального закона обязательны для выполнения компаниями, которые на 50% или больше принадлежат государству, а также монополиями, бюджетными учреждениями, организациями, работающими в регулируемых отраслях.

В чем основные отличия №223-ФЗ и №44-ФЗ?

Первое и главное отличие – жесткость предъявляемых участникам закупок требований. №223-ФЗ намного лояльнее и к заказчикам, и к поставщикам. Первые самостоятельно определяют большую часть условий тендера, от вторых требуется намного меньше для допуска к участию.

Какие основные способы закупок по №223-ФЗ используются на практике?

Перечень способов организации и проведения тендера достаточно стандартен и включает: аукционы, конкурсы, запросы котировок и предложений.

Кто имеет право участвовать в закупочных процедурах по №223-ФЗ?

В их число входят ООО и ИП, подавшие заявку в форме и сроки, установленные тендерной документацией.

Особенности проведения закупочных процедур по 223-ФЗ

Все кто принимает участие в закупочных процедурах, знает о строгих рамках федерального закона 44-ФЗ, который жестко регулирует государственные закупки в каждом отдельном аспекте.

В отличие от упомянутого законодательного акта, 223-ФЗ носит более лояльный характер, и устанавливает лишь общие условия проведения коммерческих закупок.

Таким образом, организация заказчик обязана самостоятельно утвердить все детали предстоящей торговой процедуры, и составить специализированный документ — положение о закупках.

Кроме того, закупочные процедуры по 223-ФЗ могут проводиться в более широком диапазоне электронных торговых площадок (ЭТП), которых насчитывается более полутора сотен, тогда как госзакупки доступны лишь на федеральных ЭТП, не превышающих десятка платформ.

В целом, заказчиками, использующими федеральный закон 223-ФЗ, являются следующие организации:

  • государственные компании и госкорпорации с долей уставного капитала, 50 процентов которого контролируется государственными органами, а также их дочерние предприятия и филиалы;
  • естественные монополии, коммунальные предприятия, транспортные компании и другие организации, имеющие 50 процентное участие государства;
  • муниципальные и федеральные унитарные учреждения, производящие закупки за счет собственных средств или полученных грантов, включая случаи личного участия в контрактах и привлечение к этому процессу третьих лиц.

Наконец, при государственных закупках, подразумевается контрактная форма сотрудничества, а при коммерческих, по 223-ФЗ, на основе договора.

Данный тип проводимых торговых процедур требует большей квалификации от поставщика или подрядчика, поэтому рекомендуется организациям, уже имеющим опыт в исполнении государственных контрактов по 44-ФЗ.

Виды процедур

Виды закупок по 223-ФЗ чрезвычайно разнообразны и предоставляют организатору торгов полный инструментарий для удовлетворения своих нужд множеством доступных способов.

Конкурентная закупка по 223-ФЗ представляет собой торговую процедуру, проводимую в бумажной или электронной форме, и имеющую свои условия участия для подрядчиков и поставщиков, а также методы определения победителя из числа подавших заявки участников.

Конкурентные закупки могут включать в себя следующие разновидности процедур:

  • аукционы. Различают открытые, закрытые и проводимые в электронной форме, а сроки проведения составляют 15 дней. Согласно 223-ФЗ, организатор может произвольно стартовать торговый закупочный аукцион на основании своего положения о закупках, так как в законе нет четких критериев описывающих условия инициации данной процедуры. Как правило, аукцион используется в том случае, когда известна номенклатура и определенны характеристики товара, и требуется лишь выбрать наиболее выгодное ценовое предложение. Победителем аукциона признается участник, который предложит наименьшую цену поставки;
  • конкурсы. Также различаются открытой, закрытой и электронной формой проведения. Данный тип закупочной процедуры применяется для определения наилучшей заявки по обозначенным оценочным критериям, которые позволяют выявить наиболее удачного исполнителя и условия удовлетворения договора. Сроки проведения составляют также 15 дней. Участники подают заявки с требуемым пакетом документов, подтверждающим их квалификацию, наличие необходимых ресурсов (в том числе лицензий и партнерских соглашений), а также справки о соответствии экологическим и иным нормам. После анализа и оценки заявок, объявляется победитель конкурса, с которым и заключается договор;
  • запрос котировок/предложений. Данный тип закупочной процедуры похож на два предыдущих, но более прост и имеет преимущества для заказчика. Суть его в том, что участники должны отправлять свои ценовые либо коммерческие предложения, согласно предмету и условиям торгов, из которых затем выбирается наиболее соответствующий критериям вариант. Запросы предложений и котировок проводятся в более короткие сроки (5-7 дней) и требуют меньше проектной документации, что очень удобно для быстрых закупок. Кроме того, заказчик не обязан заключать договор с победителем.
Читайте также:  Формирование и размещение плана закупок в «электронном бюджете»: пошаговая инструкция для пользователей

Помимо основных процедур перечисленных выше, в отдельных случаях могут применяться дополнительные виды:

  • конкурентные переговоры. Потенциальным участникам направляются информационные оповещения, после чего производится процесс переговоров, в результате которого побеждает участник с наиболее выгодными условиями сотрудничества;
  • закрытые виды закупок. Используются для торгов, предметом которых являются объекты государственной тайны, либо объекты, квалифицированные как запрещенные к размещению в ЕИС.
  • закупки у единственного поставщика. Данный вид возможен при внесении его в положение о закупках, с четким регламентом условий.

Порядок проведения конкурентных закупок

Вне зависимости от способов проведения закупки по 223-ФЗ, любая инициируемая процедура состоит из этапов, которые требуется выполнить организатору и участникам для ее осуществления. Основные этапы процедуры при любом типе реализации закупок:

  1. Подготовка плана. Согласно закону 223-ФЗ, заказчик обязан составить план закупок и разместить его в открытом доступе в единой информационной системе (ЕИС). План составляется не менее чем на полгода вперед, а нормативы по его разработке указанны в Постановлении Правительства №932 от 2012 года. В целом, в план вносят ОКВЭД-2, ОКПД-2 коды, описание номенклатуры товаров и услуг, объемы и цены контрактов.
  2. Перед проведением закупки требуется заблаговременно разместить информационное извещение в ЕИС. В его информацию входит проект контракта, сроки проведения, техзадание, форма для участия и инструкции по ее заполнению и т.п.
  3. Разъяснение положений. Если в ходе публикации и сбора заявок приходят запросы на разъяснение, необходимо предъявить их в полном объеме и выложить информацию об этом в ЕИС, без упоминания автора конкретного запроса. На это отводится 3 рабочих дня, но не позднее срока окончательного приема заявок.
  4. Изменение в закупочных документах. Если организатор заметил ошибку в своей документации, уже после инициации торгов, он может внести в нее корректирующие изменения, с обязательным продлением сроков проведения процедуры. При этом сроки продления составляют минимум половину от изначального количества дней. Отменить процедуру можно в любой момент на этапе приема заявок, но не позднее, чем за день до его окончания.
  5. Подача заявок на участие. Производится согласно срокам, указанным в проектной документации и положении о закупках.
  6. Внесение гарантийного обеспечения. Это опциональный этап. Если обеспечение предусмотрено правилами участие, то оно не может превышать сумму в 5 процентов от НМЦК.
  7. Рассмотрение заявок. Заявки оцениваются по установленным правилами критериям, либо по цене, в случае аукциона или запроса котировок.
  8. Составление протокола. Бывают промежуточные протоколы на этапе рассмотрения и оценки заявок, и итоговый протокол, в котором уже объявляется победитель процедуры.
  9. Подписание договора. Победителю высылается проект контракта для ознакомления. На это дается срок в 10 дней. В течение следующих 10 дней, необходимо подписать договор, а информацию об этом добавить в ЕИС не позднее чем через 3 дня с момента подписания.

Сроки проведения процедур и размещения документации:

  • положение о закупке размещается в ЕИС в течение 15 дней после утверждения;
  • извещение о предстоящей закупке — за 20 дней до конца приема заявок;
  • изменения в извещение, разъяснения запросов, протоколы — в течение 3 дней после составления;
  • сроки подачи заявок по 223-ФЗ в аукционах и конкурсах — минимум 15 дней, 7 дней при запросе предложений и 5 дней при запросе котировок.

Дополнительные этапы

В качестве дополнительных, но необязательных этапов, могут выступать следующие пункты:

  • переторжка. Данная процедура представляет собой дополнительную корректировку ценовых предложений, при сохранении всех прочих условий. Она производится после предварительного рассмотрения заявок, а ее дата указывается в правилах проведения закупочной процедуры;
  • предквалификационный отбор. Процедура применяется в основном крупными корпорациями, нуждающимися в товарах и услугах со сложными техническими и эксплуатационными характеристиками. Смысл в составлении списка потенциальных поставщиков, на основе просмотра их заявок снабженных требуемой квалификационной документацией.

Что такое конкурентная закупка: основные требования и этапы проведения

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

Из этой статьи вы узнаете:

  • Что такое конкурентная закупка
  • Какие требования предъявляются к поставщикам в соответствии с частью 2.1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ
  • Какие способы закупок конкурентные
  • Какие этапы включает цикл закупочных процедур

Что такое конкурентная закупка? В самом общем виде конкурентные способы закупки можно разделить на торги и неторговые процедуры. Торги — это закупки, проводимые способом конкурса или аукциона. По результатам торгов заказчик должен заключить договор с участником, предложившим лучшие условия.

К неторговым относятся все остальные конкурентные процедуры, в том числе запрос цен, запрос предложений, конкурентные переговоры и др. Неторговая процедура может быть завершена заказчиком без выбора победителя.

Любая торговая или неторговая процедура может проходить в один либо в несколько этапов. Таким образом, можно выделить основные закупочные процедуры.

Что такое конкурентная закупка

Конкурентная закупка — это процесс приобретения продукции, в котором могут участвовать сразу несколько поставщиков.  

По форме проведения конкурентные закупки делятся на:

  • Бумажные. Данный способ подачи заявки на участие в торгах практически не используется с 01.01.2019  года, остались только некоторые процедуры в виде исключения (приобретение ГСМ, гуманитарная помощь, закупки заказчиков, которые ведут деятельность на территории зарубежного государства и т.д.).
  • Электронные, проходящие на интернет-платформе ЭТП или едином агрегаторе торговли. Большинство тендеров в настоящее время проводятся именно в таком формате.

В соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ, заказчик вправе провести конкурентную закупку, состоящую как из одного этапа (аукцион, запрос котировок), так и из нескольких (двухэтапный конкурс).  

Форма размещения заказа на поставку товаров и услуг определяется госзаказчиком. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников тендера.  При выборе формы конкурентной закупки руководствуются обычно:

  • Типом закупаемой продукции (в одном случае товары, работы и услуги госзаказчики обязаны приобретать только посредством проведения аукциона, в другом – конкурса, где побеждает участник торгов, предложивший лучшие условия сделки, в третьем – через запрос предложений).
  • Фактической ценой. К примеру, запрос котировок проводится, если начальная цена контракта не превышает 500 тыс. руб.

Если контрактный управляющий неправильно выбрал закупочную процедуру, его могут оштрафовать на 30 тыс. руб. (см. п. 1 ст. 7. 29 КоАП).

У заказчика есть выбор: провести конкурентную процедуру или заключить контракт с единственным поставщиком, подрядчиком, исполнителем. Способ закупки заказчик выбирает самостоятельно. Для этого руководствуйтесь положениями Закона № 44-ФЗ.

Виды конкурентных способов закупки

Перечень закупочных процедур подробно описан в Федеральном законе № 44-ФЗ и представлен в следующей таблице:

Вид Подвид Описание Победитель
Конкурс Открытый Самая распространенная форма конкурентной закупки. Информация о проведении конкурса сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем публикации извещения в ЕИС. Цена контракта может быть любой. К поставщикам предъявляются единые требования. Участник, предложивший лучшие условия конкурентной закупки.
С ограниченным участием Вид конкурса, в котором могут принимать участие поставщики, прошедшие предквалификационный отбор. Проводится при заказах высокотехнологичных и инновационных товаров (работ, услуг). Требования к поставщикам едины. Информация о проведении конкурса сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц. 
Двухэтапный К поставщикам, помимо основных, могут предъявляться дополнительные требования. Победителем становится участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта по результатам второго этапа такого конкурса. Информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц. Конкурс проводится для заключения контракта на создание произведения литературы или искусства, проведение научных исследований, проектных работ и т.д.
Закрытый Информация о проведении конкурса направляется заказчиком ограниченному кругу лиц, которые удовлетворяют определенным требованиям. Проводится при поставке товара, выполнении работы или оказании услуги, сведения о которых составляют гостайну, а также при транспортировке музейных коллекций, при поиске водителей для судей, приставов и т.д.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *