Коды операций в налоговой декларации по НДС 2018 — 2019. Пояснения к ним

Каждый вид операции, производимой налогоплательщиком, обозначается в декларации определенным цифровым кодом. Это необходимо для повышения эффективности автоматической обработки деклараций. Указанные сочетания цифр и являются кодами операций в декларации по НДС.

Кроме того, кодироваться могут и другие показатели, не относящиеся к типам операций (например, налоговый период, вид деятельности и т. д.). Если при автоматической обработке декларации выявляются ошибки, налогоплательщик получает уведомление. В этом документе виды ошибок также кодируются.

Таким образом, в этом непростом налоговом отчете используется кодировка различного формата и назначения. Ее виды и примеры рассмотрим подробнее далее.

Код 10102920 — пояснения принципов кодирования операций на примерах

Коды операций в декларации по НДС показывают порядок обложения налогом той или иной транзакции. Код представляет собой семизначное число. Первые пять знаков обозначают группу:

  1. Операции, не признаваемые объектом налогообложения, — 1010800.
  2. Операции, не подлежащие налогообложению, — 1010200.
  3. Операции, облагаемые НДС по нулевой ставке, — 1010400.
  4. Операции, производимые налоговыми агентами, — 1011700.
  5. Операции по объектам основных средств — 1011800.

Две последние цифры кода обозначают конкретную операцию в рамках соответствующей группы. Например, для позиции код 1010292 в декларации по НДС пояснения будут следующими: речь идет об операциях займа в денежной форме или в виде ценных бумаг.

Полный перечень кодов операций находится в приложении 1 к Порядку заполнения налоговой декларации по НДС, утвержденному приказом ФНС от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@.

Скачать перечень кодов операций можно по ссылке ниже.

Коды операций в налоговой декларации по НДС 2018 - 2019. Пояснения к ним

Что такое код вида операции 22?

Коды видов операций нужно отличать от кодов операций, рассмотренных в предыдущем разделе. Коды операций обозначают транзакции с точки зрения обложения НДС, разделяя их на «облагаемые» и «необлагаемые» категории. Коды видов операций показывают экономический смысл транзакции в целом, независимо от порядка начисления НДС при осуществлении конкретной операции.

Например, код вида операции 1 обозначает отгрузку товаров (работ, услуг), код 2 — получение оплаты и т. п.

Но поскольку коды видов операций используются в декларации по НДС, то в некоторых из них также присутствует определенная привязка к данному налогу.

В частности, код операции 22 в декларации по НДС обозначает отгрузку товаров, в отношении которых НДС был исчислен на таможне (подп. 1 п. 1 ст. 151 НК РФ).

Коды видов операций указываются налогоплательщиком в книге покупок и продаж, а затем автоматически попадают в декларацию при ее формировании.

Перечень указанных кодов находится в Приложении № 1 к приказу ФНС РФ от 14.03.2016 № ММВ-7-3/136@.

Скачать данный перечееь можно по ссылке ниже

Коды операций в налоговой декларации по НДС 2018 - 2019. Пояснения к нимСкачать перечень

Код ошибки 0000000002 в декларации по НДС, ошибка 4 (19) и другие загадочные цифры

Ошибка 0000000002 возникает, когда налоговый орган не может принять декларацию к обработке. Обычно это связано с неверным форматом или именем файла. В этом случае нужно повторно создать и отправить отчет, если ошибка повторится — обратиться в техническую поддержку своего оператора.

См. также «Даем ответ на требование налоговой о представлении пояснений по НДС».

В случае выявления несоответствия данных при обработке декларации налоговики направляют плательщику требование о предоставлении пояснений. К требованию прилагается расшифровка ошибочных операций с кодами. Вариантов кодировки в данном случае может быть четыре:

  • Код 1 — несоответствие с декларацией контрагента. Такое возможно, если контрагент не предоставил декларации за тот же период либо в его декларации нет соответствующей записи.
  • Код 2 — не совпадает информация из книги продаж и книги покупок (разделы 8 и 9 декларации). Такая ситуация может возникнуть, например, при принятии к вычету НДС по выставленным ранее счетам-фактурам на аванс.
  • Код 3 — не совпадает информация из журналов выданных и полученных счетов-фактур (разделы 10, 11 декларации). Это возможно, например, при отражении посреднических операций.
  • Код 4 — иные ошибки, в этом случае рядом в скобках указывается номер графы с ошибкой.

Рассмотрим подробнее пример с использованием последнего варианта.

Пример расшифровки кода

Допустим, компания получила требование пояснить сведения из книги покупок, при этом упомянута ошибка 4 — 19 в декларации по НДС. Что означает данная кодировка?

Налоговые органы при проведении камеральных проверок по НДС руководствуются письмом ФНС России «О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок» от 16.07.2013 № АС-4-2/12705. Согласно ему, к стандартному требованию при необходимости могут прилагаться таблицы с расшифровкой ошибочных показателей.

Если речь идет о книге покупок, то налоговики направят таблицу в соответствии с приложением 2.1 к указанному письму. Графа 19 таблицы соответствует строке 180 раздела 8 декларации (сумма налога по счету-фактуре или разница суммы налога по корректировочному счету-фактуре, принимаемая к вычету).

Значит, эту строку налогоплательщик и должен проверить на предмет возможных ошибок.

За непредоставление в установленный срок (5 дней) соответствующих пояснений налогоплательщик может быть оштрафован на 5000 руб., а в случае повторного нарушения в течение года — на 20 000 руб. (ст. 129.1 НК РФ).

ВАЖНО! С 1 января 2017 года налогоплательщики обязаны представлять пояснения к декларациям по НДС только в электронной форме. «Бумажные» пояснения считаются непредставленными (п. 3 ст. 88 НК РФ). Формат электронных пояснений утвержден приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-15/682@.

Налоговый период и другие кодировки, применяемые в декларации по НДС

Кроме кодов операций и ошибок при сдаче отчетности по НДС применяются и другие кодировки. По сути — любой показатель в декларации, значение которого может изменяться, кодируется тем или иным способом. Налоговый период в декларации по НДС находится в самом начале отчета, на титульном листе.

Он кодируется двузначным числом в соответствии с приложением 3 к Порядку, утвержденному приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@. Например, для января используется код 01, а для 1-го квартала — 21. Месячные коды указываются в декларации в отношении соглашения о разделе продукции.

В стандартном случае декларация по НДС сдается ежеквартально и в титульнике указываются следующи коды:

Коды операций в налоговой декларации по НДС 2018 - 2019. Пояснения к ним

Кроме налогового периода, в рамках декларации кодируется еще ряд показателей, не связанных с операциями. Речь идет о самых различных параметрах, которые относятся:

  1. К самому налогоплательщику — код причины постановки на учет (КПП).
  2. К типу реорганизации налогоплательщика (в случае необходимости).
  3. К месту его регистрации — код субъекта РФ, код ОКТМО.
  4. К налогу — код бюджетной классификации (КБК).
  5. К порядку предоставления декларации (коды места и способа предоставления).

Также кодируются (нумеруются) и строки декларации.

***

Коды различного формата используются во всех разделах декларации. Они необходимы для упрощения ее автоматической обработки. Одними из наиболее важных являются коды операций в декларации по НДС. Эти показатели определяют тип операции с точки зрения обложения налогом. От их правильного заполнения в первую очередь зависит возможность автоматической обработки декларации без ошибок.

Также кодировка используется и для других показателей декларации, не связанных напрямую с начислением НДС. Это может быть категория налогоплательщика, порядок предоставления отчета, место регистрации и т. п.

Если по результатам автоматической обработки в декларации были выявлены ошибки, они также обозначаются соответствующими кодами. В данном случае кодировка помогает налогоплательщику оперативно найти и исправить ошибку.

Еще больше материалов по теме — в рубрике «НДС»

Источники:

  • Приказ ФНС РФ «Об утверждении формы налоговой декларации по НДС…» от 29.10.2014 №ММВ-7-3/558@;
  • Налоговый кодекс РФ;
  • Приказ ФНС РФ «Об утверждении перечня кодов видов операций…» от 14.03.2016 № ММВ-7-3/136@;
  • Письмо ФНС России «О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок» от 16.07.2013 № АС-4-2/12705;
  • Приказ ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-15/682@

Пояснения к декларации по НДС

Шелег Е. Е., эксперт журнала

Коды операций в налоговой декларации по НДС 2018 - 2019. Пояснения к ним

Вопрос

В какой форме предоставляются пояснения на требования налоговой инспекции по камеральной проверке декларации по НДС?

Налогоплательщики, на которых НК РФ возложена обязанность представлять декларацию по НДС в электронной форме, при проведении камеральной налоговой проверки декларации представляют пояснения, предусмотренные п. 3 ст. 88 НК РФ, в электронной форме по ТКС через оператора ЭДО по формату, утвержденному ФНС (Приказ от 16.12.2016 № ММВ-7-15/682@).

При представлении пояснений по НДС на бумажном носителе они не считаются представленными (Письмо Минфина России от 22.07.2019 № 03‑02‑08/54231).

Читайте также:  Почему Минфин решил конфисковывать подозрительные накопления россиян: кого коснется?

Вопрос

Можно ли ответить на требование налоговиков письмом в произвольной форме по ТКС с указанием, что это ответ на конкретное требование?

Налогоплательщик представляет пояснения в электронной форме по ТКС по специальному формату, установленному ФНС в Приказе № ММВ-7-15/682@. Формализованным ответом на требование налогового органа считается ответ, содержащий документы в формате .xml. В противном случае пояснения не будут считаться представленными.

По желанию вместе с пояснениями по утвержденному формату можно отправить в неформализованном виде дополнительную информацию с темой письма, например: «Дополнение к ответу на требование от… №…».

Неформализованные документы представляются в виде скан-образов в форматах .tif, .jpg, .pdf или .png (таблица 4.10 к Приказу ФНС России от 18.01.2017 № ММВ-7-6/16@, пп. 4, 5 приложения к Письму ФНС России от 03.12.2018 № ЕД-4-15/23367@).

Вопрос

В течение какого времени представляется пояснение на требование инспекции, проводившей камеральную проверку декларации по НДС?

Пояснения по НДС в ответ на полученное от налогового органа требование представляются в течение пяти рабочих дней со дня получения требования (п. 3 ст. 88 НК РФ).

В некоторых случаях налоговый орган при направлении требования о представлении пояснений по НДС использует формы, приведенные в приложениях 2.1 – 2.9 к Рекомендациям по проведению камеральных налоговых проверок[1] (абз. 9 п. 2.7 рекомендаций).

Такое наблюдается, в частности, если выявленные ошибки и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо несоответствия между сведениями налогоплательщика с имеющимися у налогового органа свидетельствуют:

  • о занижении подлежащей уплате в бюджет суммы НДС;
  • о завышении заявленной к возмещению суммы НДС.

Налогоплательщику, получившему подобное требование, необходимо передать налоговому органу в электронной форме по ТКС через оператора ЭДО квитанцию о приеме документов в течение шести дней со дня их отправки налоговым органом (абз. 2 п. 5.1 ст. 23 НК РФ).

Со дня, следующего за днем отправки в налоговый орган квитанции о приеме требования о представлении документов, начинается пятидневный срок для представления пояснений по НДС или внесения соответствующих исправлений (абз. 1 п. 3 ст. 88, п. 2 ст. 6.1 НК РФ).

Вопрос

Как составить пояснения к декларации по НДС по требованию налогового органа?

Пояснения в налоговую по НДС составляются по той форме, которую налоговый орган запросил в требовании (п. 3, 6 ст. 88 НК РФ, приложение 4 к Приказу ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@).

Вопрос

Вправе ли налогоплательщик не отвечать на требование о представлении пояснений, в котором отсутствует указание на конкретные противоречия, выявленные в ходе «камералки» декларации по НДС?

Требование о представлении пояснений в налоговую по НДС, в котором не указаны причины его направления, может расцениваться как направленное при отсутствии установленных НК РФ оснований. Кроме того, оно лишает налогоплательщика возможности исполнить его по существу, что также является нарушением прав налогоплательщика (пп. 7 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Следовательно, налогоплательщик вправе не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, не соответствующие НК РФ (пп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Поскольку за непредставление в пятидневный срок пояснений, истребованных в порядке п. 3 ст. 88 НК РФ в рамках камеральной налоговой проверки декларации, предусмотрен штраф по ст. 129.1 НК РФ, налогоплательщик (при указанных обстоятельствах) может:

  • направить по установленному ФНС формату пояснения, в которых, например, будет указано, что налоговая декларация заполнена им в соответствии с требованиями гл. 21 НК РФ и данными налогового учета; в связи с отсутствием указания в требовании конкретных противоречий, выявленных камеральной проверкой, не представляется возможным проанализировать причины расхождений и представить соответствующие пояснения;
  • не исполнять требование на основании пп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ.
  • Однако в последнем случае не исключено, что налоговый орган вынесет решение о привлечении к ответственности за непредставление пояснений в налоговую по НДС со всеми вытекающими отсюда последствиями.
  • Вопрос
  • Как расшифровать код возможной ошибки, указанный (справочно) в перечне операций, по которым установлены расхождения?

Коды ошибок перечислены в Письме ФНС России от 03.12.2018 № ЕД-4-15/23367@. Приведем их в таблице.

Код возможной ошибки Расшифровка кода
1
  1. Либо‑либо:
  2. – запись об операции отсутствует в декларации контрагента по НДС;
  3. – контрагент не представил декларацию по НДС за аналогичный отчетный период;
– контрагент представил налоговую декларацию с нулевыми показателями; – допущенные ошибки не позволяют идентифицировать запись о счете-фактуре и, соответственно, сопоставить ее с контрагентом
2 Не соответствуют друг другу данные об операции в разд. 8 и 9 (сведения из книг покупок и продаж), приложениях 1 к указанным разделам (сведения из дополнительных листов книг покупок и продаж), например, при принятии к вычету суммы «авансового» НДС
3 Не соответствуют друг другу данные об операции в разд. 10 и 11 (сведения из журналов учета выставленных и полученных счетов-фактур), например, при отражении посреднических операций или операций по или договорам транспортной экспедиции
4 Возможно, допущена ошибка в какой‑либо графе (номер графы с предполагаемой ошибкой приводится в скобках)
5 В разделах 8 – 12 не указана дата счета-фактуры или указанная дата превышает отчетный период, за который представлена декларация по НДС
6 В разделе 8 (приложении 1 к разделу) заявлен вычет по НДС в налоговых периодах за пределами трех лет
7 В разделе 8 (приложение 1 к разделу) заявлен вычет по НДС на основании счета-фактуры, составленного до даты государственной регистрации
8 В разделах 8 – 12 некорректно указан код вида операции
9 Допущены ошибки при аннулировании записей в разд. 9 (приложение 1 к разделу), а именно сумма НДС, указанная с отрицательным значением, превышает сумму НДС, отраженную в записи по счету-фактуре, подлежащей аннулированию, либо отсутствует запись по счету-фактуре, подлежащая аннулированию
  • Вопрос
  • Как составить пояснения по указанным в требовании инспекции расхождениям, если в ходе изучения записей налогоплательщик не выявил ошибок?
  • Если декларация заполнена правильно, в пояснениях нужно указать, что в ней нет ошибок, противоречий и несоответствий, а также оснований для подачи уточненной налоговой декларации.
  • Следует также пояснить причины расхождений, на которые указал налоговый орган, и почему таковые не являются ошибкой.

При представлении пояснений в адрес налогового органа налогоплательщик вправе дополнительно подать документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (п. 4 ст. 88 НК РФ).

Вопрос

Как составить пояснения, если в ходе изучения записей, внесенных в требование налогового органа, налогоплательщик выявил ошибки, которые не привели к занижению суммы НДС?

В пояснениях нужно отразить причины возникновения ошибок и правильные данные. Вместо пояснений налогоплательщик может подать уточненную декларацию по НДС (п. 1 ст. 81, п. 3 ст. 88 НК РФ).

Вместе с тем ФНС в п. 4 Письма № ЕД-4-15/23367@ рекомендует представить и пояснения, и «уточненку», но право выбора остается за налогоплательщиком.

  1. Вопрос
  2. Как составить пояснения, если при изучении указанных в требовании записей налогоплательщик выявил ошибки, приведшие к занижению суммы НДС?
  3. В подобной ситуации налогоплательщик обязан сдать уточненную декларацию по НДС с корректными данными.

Пояснения к декларации по НДС можно представить, но это не обязательно (п. 1 ст. 81, п. 3 ст. 88 НК РФ).

Вопрос

Как составить пояснения к декларации по НДС по льготируемым операциям?

Рекомендуется составлять пояснения к льготируемым операциям в виде реестра документов, которые подтверждают льготы по НДС. Такой реестр приведен в приложении 1 к Письму ФНС России от 26.01.2017 № ЕД-4-15/1281@. К реестру также прикладывают перечень и формы типовых договоров, которые используются в льготных операциях.

Форма требования о представлении пояснений на основании п. 6 ст. 88 НК РФ содержится в приложении к Письму ФНС России от 05.06.2017 № ЕД-4-15/10574[2].

  • Вместе с тем можно подавать пояснения к декларации по НДС в любом другом виде, однако они будут иметь меньшее преимущество по сравнению с реестром.
  • Вопрос
  • В какой срок нужно подавать пояснения, подтверждающие льготы по НДС?

Пояснения (в виде реестра либо в другом виде) к льготируемым операциям подают в течение пяти рабочих дней с даты получения требования о представлении пояснений (п. 6 ст. 6.1, п. 6 ст. 88 НК РФ).

Вопрос

Как составить пояснение в налоговую по ндс по факту высокого удельного веса вычетов по НДС?

В соответствии с нормативом, утвержденным Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» (п. 3), налоговый вычет по НДС не должен превышать 89 % от начисленных сумм НДС за 12 месяцев.

Налоговый орган определяет этот показатель на основании данных, указанных в декларациях за последние налоговые периоды (четыре квартала). В этой связи налогоплательщику целесообразно ежеквартально определять долю вычетов за четыре последних оконченных квартала.

В дополнение к установленному нормативу налогоплательщики могут обращаться к статистическим данным.

В зависимости от региона среднюю долю вычетов по НДС от суммы налога, исчисленной по налогооблагаемым объектам, можно получить на основе информации, публикуемой ежеквартально на сайте ФНС в разделе «Иные функции ФНС» («Статистика и аналитика» / «Данные по формам статистической налоговой отчетности» / «Отчет о структуре начисления налога на добавленную стоимость»).

По данным НДС-декларации показатель своей доли (Д) в общем случае можно определить следующим образом:

Д = Показатель строки 190 разд. 3 / Показатель строки 118 разд. 3.

Если доля вычетов налогоплательщика превышает установленные значения, его деятельностью заинтересуются налоговики. Возможно, для начала они попросят соответствующие пояснение в налоговую по ндс. И если таковые имеют объективный характер, есть вероятность снижения риска включения налогоплательщика в план выездных налоговых проверок.

Пояснения к декларации по НДС о доле вычетов по НДС составляются в произвольном виде. В них нужно указать обстоятельства, в связи с которыми НДС-вычеты оказались значительными. При необходимости к пояснение по ндс можно приложить копии первичных документов, выписки из регистров бухгалтерского и налогового учета.

  1. В качестве примера приведем образец ответа на подобный запрос налогового органа.
  2. Руководителю
  3. ИФНС _____________________
  4. ___________________________
  5. от ООО «Фортуна»
  6. ОГРН 1097712345678,
  7. ИНН 7727090750, КПП 772701001
  8. Адрес: _________________________
  9. Исх. № __________ от ____________
  10. На № __________ от ____________
  11. Пояснения
  12. по факту высокого удельного веса налоговых вычетов по НДС
  13. В ответ на Ваше информационное письмо о проведении анализа налоговой отчетности по НДС за I – IV кварталы 2019 года в целях самостоятельной проверки правильности формирования налоговой базы и выявления причин высокого удельного веса налоговых вычетов по НДС сообщаем следующее.
Читайте также:  Сроки публикации сведений о банкротстве в ЕФРСБ: порядок и стоимость размещения информации

Обществом с ограниченной ответственностью «Фортуна» проведен анализ налоговых деклараций по НДС за I – IV кварталы 2019 года. По итогам проведенного анализа факты неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибки, приводящие к занижению сумм данного налога, подлежащих уплате в бюджет, в представленных за указанные периоды налоговых декларациях не выявлены.

В связи с этим нет оснований для представления уточненных налоговых деклараций по НДС.

Что касается высокого удельного веса вычетов, он объясняется следующими объективными обстоятельствами.

  1. За налоговые периоды 2019 года спрос покупателей на товары, продаваемые Обществом, снизился и, соответственно, снизился объем продаж на 15 % по сравнению с предыдущим годом (отчеты отдела сбыта от 05.04.2019, от 05.07.2019, от 02.10.2019 и от 10.01.2020).
  2. За тот же период цены поставщиков, у которых Общество приобретает продукцию, выросли в среднем на 12 % (отчеты отдела снабжения от 05.04.2019, от 05.07.2019, от 02.10.2019 и от 10.01.2020). В связи с этим выросла сумма НДС, принятого к вычету.

В настоящее время Общество с ограниченной ответственностью «Фортуна» предпринимает следующие меры по увеличению выручки от реализации и уменьшению затрат на приобретение товаров:

  • поиск новых поставщиков, реализующих продукцию по более низким ценам;
  • изменение ассортимента продаваемой продукции;
  • расширение рынка сбыта (подробнее см. план маркетинга и продаж от 09.01.2020 № 1).

Приложения:

  1. Отчеты отдела сбыта от 05.04.2019, от 05.07.2019, от 02.10.2019 и от 10.01.2020.
  2. Отчеты отдела снабжения от 05.04.2019, от 05.07.2019, от 02.10.2019 и от 10.01.2020.
  3. План маркетинга и продаж от 09.01.2020 № 1.
Генеральный директор ООО «Фортуна» Яковлева /И. К. Яковлева/

Вопрос

Как составить пояснение по ндс на требование налогового органа о причинах расхождений в декларации по НДС (несоответствие счетов-фактур в книге покупок налогоплательщика, отраженных в базе «АСК НДС-2», счетам-фактурам контрагента, отраженным в книге продаж)?

Перенос вычета НДС на будущие периоды предусмотрен п. 1.1 ст. 172 НК РФ.

  • На требование налогового органа о представлении пояснений при выявлении несоответствия счетов-фактур в книге покупок покупателя с данными, отраженными в книге продаж продавца, можно представить следующий ответ.
  • Ответ на требование №_______ от ____________
  • о причинах расхождений в налоговой декларации по НДС
  • Общество с ограниченной ответственностью «Фортуна» в ответ на Ваше сообщение (с требованием представления) № ___ от ______ поясняет следующее.
  • Сумма налога и вычетов в декларации за IV квартал 2019 года указана верно: по строке 190 раздела 3 сумма вычетов составила 4 320 000 руб.

Расхождения с данными контрагента Общества возникли из‑за переноса вычета по НДС в сумме 650 000 руб. с IV квартала 2019 года на I квартал 2020 года.

Общество пользуется правом, предоставленным п. 1.1 ст. 172 НК РФ.

[1] Письмо ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705.

[2] Дополнительно рекомендуем ознакомиться со статьями Н. Н. Луговой «О «камералке» декларации по НДС с льготными операциями», № 6, 2017, и «Льготные операции: представляем документы по требованию налогового органа», № 3, 2019.

НДС: проблемы и решения, №2, 2020 год

Пояснения по использованию кода операции 1010292 и другим при заполнении декларации по НДС

Для пояснения кода 1010292 в декларации по НДС нужно расшифровать несколько важных нюансов налогового законодательства со ссылками на нормативные документы. Сделаем это в нашем материале, а также расскажем о некоторых других кодах.

Данное фото приобретено в фотобанке Shutterstock Данное фото приобретено в фотобанке Shutterstock

Как разобраться с кодами операций?

Налогоплательщики, представляющие в инспекции декларации по НДС, часто сталкиваются с необходимостью отражения кодов тех или иных операций. Коды необходимы для заполнения разделов 2, 4-7. Какие это разделы, узнайте на рисунке:

Коды — это наборы из 7 цифр, каждый из которых обозначает определенную операцию. Все коды разделены на 5 групп и описаны в приложении № 1 к Порядку заполнения декларации по НДС, утв. приказом ФНС от 29.10.2014 № MMB-7-3/558@.

На рисунке ниже представлены:

  • название каждой группы кодов операций;
  • диапазон кодов, предусмотренных для каждой группы;
  • ссылка на статью НК РФ.

Что будет, если в декларации не проставить код операции? Она не пройдет логический контроль, и контролеры ее не примут. Поэтому необходимо разбираться в кодах и правильно отражать их в декларации, если в этом возникнет необходимость.

Далее расскажем подробнее об отдельных кодах.

Расшифровка терминов со ссылками на НПА для кода 1010292

Согласно приложению № 1 к приказу ФНС № MMB-7-3/558@ данный код применяется для отражения в декларации операций по предоставлению займов. Обратимся к нормативным документам.

Какие НПА нужно знать, чтобы правильно отразить операции по этому коду в декларации:

  • подп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ — определяет, что на территории РФ не облагаются НДС операции займа, включая проценты по ним;
  • пп. 44.2-44.5 Порядка заполнения декларации по НДС — расшифровывают порядок отражения информации в строках раздела 7, посвященного необлагаемым операциям.
  • ГК РФ и иные НПА — в части расшифровки терминов «денежный заем», «заем ценными бумагами», «проценты по займу», «операция РЕПО».

Схема применения кода 1010292

Рассмотрим схему применения кода 1010292, сконцентрировав в ней необходимые сведения для заполнения декларации:

На основании этой схемы заполним раздел 7 по данным примера.

ПАО «Весенний ветер» заключило договор займа с отечественной компанией ООО «ПалеттоЛюкс». Его сумма 3 400 250 руб. Во 2-м квартале начисленные проценты по займу составили 38 253 руб. При заполнении раздела 7 необходимо учесть, что:

  • для займодавца (ПАО «Весенний ветер») выдача займов не является основной деятельностью;
  • общехозяйственные расходы по необлагаемым операциям у займодавца отсутствуют.

Как выглядит заполненный раздел 7 декларации по НДС с кодом операции 1010292, смотрите ниже:

При заполнении графы 2 следует учесть, что в нее заносится не «тело займа», а сумма начисленных процентов (письмо ФНС от 29.04.2013 № ЕД-4-3/7896).

Взаимосвязь кодов 1010292 и 1010256

Взаимосвязь заключается в следующем: код 1010256 в декларации по НДС так же, как и код 1010256, отражается в одном и том же разделе (раздел 7). Обе эти операции относятся к группе не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения).

Что еще объединяет эти коды? При наличии в разделе 7 указанных кодов налоговики при проведении камеральных проверок пытаются затребовать у налогоплательщика дополнительные документы.

Какие? Речь идет о документальных подтверждениях правомерности отражения в декларации не облагаемых НДС операций.

Причем аргументируют контролеры свои требования тем, что освобождение указанных операций от НДС носит характер налоговой льготы.

Декларация по НДС: новые правила в 2019 году

Ирина Кайкина рассказывает о новой форме декларации по налогу на добавленную стоимость (НДС), перечисляет главные нововведения, отличия от старой формы и нюансы переходного периода, когда сделка была начата в 2018, а должна быть закрыта в 2019 году

В конце 2019 года новостные ленты пестрели сообщениями о том, что ставка НДС по большинству операций была повышена с 18 % до 20 %. Все опасались, что это приведет к росту цен на все товары и услуги вне зависимости от того, по какой ставке НДС облагаются операции по их реализации. Бухгалтеры же ожидали, когда Федеральная налоговая служба разработает и примет новую форму сдачи отчета по НДС.

В итоге ФНС утвердила новую форму декларации по НДС прямо перед новым годом (смотрите Приказ ФНС России № ММВ-7-3/558@ от 28 декабря 2018 года). Применять ее нужно, соответственно, уже при подготовке отчетности по НДС за первый квартал 2019 года.

То есть отчет по НДС по новой форме нужно сдать уже в ближайшее время. Срок подачи декларации за 1-й квартал 2019 года — не позднее 25 апреля.

Если же предприятие импортирует товары с территории стран-участниц ЕАЭС, то необходимо представить расчет НДС в декларации по косвенным налогам.

Сдается эта декларация ежемесячно не позднее 20 числа месяца, следующего за месяцем принятия импортного товара на учет. Налоговым кодексом устанавливается ответственность за несвоевременную сдачу декларации. Она составляет 5 % от суммы НДС, если же сумма к уплате составляет 0 рублей, то штраф устанавливается в размере 1 тысячи рублей.

С появлением нового бланка декларации перечень отчитывающихся субъектов в целом не изменился. Декларацию по НДС подают все компании, применяющие ОСН.

Предприятия, которые применяют упрощенную систему налогообложения, а также выбравшие режим ЕНВД (если им предоставлена такая возможность) также должны будут сдать отчет по НДС и заплатить налог в бюджет, если они по какой-либо причине в этот отчетный период выставили своим контрагентам счета-фактуры с выделением сумм НДС.

Читайте также:  Что такое текущие платежи при банкротстве и как их отличить от реестровых? Правила и порядок их погашения

То же касается и индивидуальных предпринимателей: декларацию должны будут сдать те ИП, которые применяют ОСН, или же применяют льготные системы налогообложения, но в данном отчетном периоде выставляли счета-фактуры с НДС.

С 1 января 2019 года производители, применяющие ЕСХН, также признаются плательщиками НДС, если не получили освобождение от этого налога.

Освобождение получается в уведомительном порядке при условии, что не превышены верхние пределы по размеру выручки: 100 миллионов рублей за 2018 год, 90 миллионов рублей за 2019 год, 80 миллионов рублей за 2020 год, 70 миллионов рублей за 2021 год, 60 миллионов рублей за 2022 год и за последующие годы.

Формы бухгалтерской отчетности меняются регулярно, и бухгалтеры к этому уже привыкли. Новая форма отчета по НДС не сильно изменилась по сравнению со старой. Однако на некоторые моменты следует обратить внимание.

Изменения в декларации по НДС в 2019 году затронули разделы 3 и 9, а также некоторые приложения. В разделе 3 поменялись ставки по НДС — размер налога сменился с 18 % на 20 %. Однако поля для показателей, которые заполняются исходя из ставки НДС 18 %, также пока останутся.

Их нужно заполнять в отношении операций, которые начались до первого января текущего года и закончились позже.

Остальные изменения касаются небольшого количества хозяйствующих субъектов: торговцев металлолома, экспортеров, тех, для кого актуально оказание услуг по гарантийному ремонту.

ФНС изменила и дополнила перечень кодов операций. Например, новые коды установлены для операций, которые не облагаются налогом на добавленную стоимость и освобождены от НДС (пункт 2 статьи 146, пункт 2 статьи 149 НК), для услуг по гарантийному ремонту. Не так давно банковские операции с драгоценными камнями также стали облагаться НДС.

В декларации также появилась строка 043. Ее заполняют экспортеры, которые приняли решение не применять нулевую ставку НДС. В ней указывают налоговую базу и сумму налога.

В раздел 9 была добавлена строка 036 для кода вида товара. Предполагается, что ее будут заполнять организации, отправляющие товар на экспорт в страны ЕАЭС. В приложении к разделу 9 для этого кода добавлена строка 116.

Новая строка 044 раздела 3 предназначена для участников системы Tax Free. Те, кто применяют эту систему, должны указывать сумму налога.

Были разработаны новые правила для налоговых агентов-покупателей. Так, налоговый агент-неплательщик НДС заполняет раздел 2 декларации совокупно по всем товарам, которые продавцы отгрузили за квартал. Строка 060 предназначена для указания суммы налога только с агентского вознаграждения. Строки 010–030 при этом не заполняются.

Для плательщиков ЕСХН особая форма декларации по НДС не предусмотрена, они теперь заполняют декларации в обычном порядке.

В очередной раз были внесены поправки в перечни продовольственных товаров и товаров для детей, которые облагаются НДС по ставке 10 %. Постановлением Правительства от 6 декабря 2018 года № 1487 ряд позиций были изложены в новой редакции. Кроме того, операции с племенным скотом с 1 апреля 2019 года будут облагаться НДС по обычной ставке (ранее облагались НДС по ставке 10 %).

Федеральным законом № 392-ФЗ от 30 октября 2018 года были внесены поправки в статью 149 НК, содержащую список необлагаемых НДС операций.

Теперь работы, связанные с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам на основании государственного или муниципального контракта, НДС не облагаются.

Также стоит отметить, что Письмом от 3 декабря 2018 года № ЕД-4-15-23367@ ФНС сообщила, что после 25 января 2019 года станет больше кодов ошибок. При проведении камеральной проверки налогоплательщику отправляется Требование о представлении пояснений, где и будут указываться новые коды.

Еще до нового года ФНС выпустила письмо от 23 октября 2018 года № СД-4-3/20667@. В нем приводятся примеры тех самых переходных ситуаций, когда сделка «растянулась» с конца 2018 года до начала 2019 года и, соответственно, «попала» под разные ставки НДС.

Так, ФНС подчеркивает, что в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, реализуемых (выполненных, оказанных) начиная с 1 января 2019 года, применяется налоговая ставка по НДС в размере 20 процентов независимо от даты и условий заключения договоров. Это значит, что если договор заключен в 2018 году (или даже несколько лет назад) и он предусматривает исчисление НДС по ставке 18 %, то в 2019 году исчислять и уплачивать НДС все равно придется по ставке 20 %.

Внесение изменений в договор в части изменения размера ставки НДС не требуется. Вместе с тем, стороны договора вправе уточнить порядок расчетов и стоимость реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав в связи с изменением налоговой ставки по НДС.

Однако «вправе» не значит «обязаны». Стороны банально могут быть не заинтересованы в корректировке цены договора в большую сторону по причине того, что это невыгодно.

Если договоренности достичь не удастся, то образовавшаяся «задолженность» в 2 % (разница между суммой оплаты с НДС по ставке 18 % и суммой реализации товара по ставке 20 %) так и будет числиться, пока по прошествии трех лет бухгалтер не будет иметь права ее списать.

В случае, если доплата налога в размере 2-х процентных пунктов осуществляется покупателем с 1 января 2019 года, то такую доплату не следует рассматривать в качестве дополнительной оплаты стоимости, с которой необходимо исчислять НДС по ставке 20 на 120, а следует рассматривать в качестве доплаты суммы налога. Это прямо указывается в письме ФНС от 23 октября 2018 года № СД-4-3/20667@.

Еще одна проблема переходного периода — это НДС при возврате товара. Скажем, товар был поставлен в 2018 году, когда ставка НДС составила 18 %, но в 2019 году был по гарантии возвращен продавцу.

При возврате с 1 января 2019 года всей партии (либо части) товаров, как принятых, так и не принятых на учет покупателями рекомендуется продавцу выставлять корректировочные счета-фактуры.

В графе 7 корректировочного счета-фактуры также указывается налоговая ставка 18 процентов, какая и была в первоначальном счете-фактуре.

В случае, если покупатель принял к вычету предъявленные ему суммы налога по принятым им на учет товарам, то восстановление сумм НДС, согласно подпункту 4 пункта 3 статьи 170 Кодекса, производится покупателем на основании корректировочного счета-фактуры, полученного от продавца, независимо от периода отгрузки товаров.

Учитывая изложенное, если оплата в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), отгружаемых с 1 января 2019 года, перечислена иностранному лицу, не состоящему на учете в налоговых органах, до 1 января 2019 года, то исчисление НДС налоговым агентом производится на дату перечисления указанной оплаты с применением налоговой ставки 18 на 118 процентов. При отгрузке указанных товаров (работ, услуг) в счет перечисленной ранее оплаты, исчисление НДС налоговым агентом не производится.

Начиная с 1 января 2019 года, иностранные организации, которые оказывают услуги в электронной форме, указанные в пункте 1 статьи 174.

2 Кодекса, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, обязаны перечислить НДС в бюджет независимо от того, кто является покупателем этих услуг, физическое или юридическое лицо.

В случае, если при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме оплата (частичная оплата) за эти услуги поступила начиная с 1 января 2019 года, а услуги в электронной форме оказаны до 1 января 2019 года, то исчисление НДС производится по расчетной налоговой ставке в размере 15,25 процента.

Если вы заметили опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *