Федеральный закон №325 от 29.09.2019 года: масштабные изменения в налоговом законодательстве РФ

21 октября 2019

Федеральным законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» внесены значительные изменения в налоговое законодательство Российской Федерации. Большая часть поправок вступила в силу 29 сентября 2019 года, за исключением отдельных положений, на что будет указано отдельно.

В настоящем обзоре мы рассмотрим ключевые нововведения.

Изменения в части налогового администрирования

1. Обязанность для организаций сообщать об объектах налогообложения

С 1 января 2021 года у организаций, которые обязаны уплачивать земельный и транспортный налог, появится новая обязанность. Если такой налогоплательщик не получит от налогового органа сообщение об исчисленных суммах налога в отношении имеющихся у него транспортных средствах или земельных участках, то он будет обязан уведомить об их наличии налоговый орган.

Дело в том, что начиная с 2020 года налогоплательщики не обязаны подавать и, соответственно, самостоятельно рассчитывать транспортный и земельный налог, поскольку за них это будет делать налоговый орган.

Неудивительно, что в такой ситуации у налогоплательщиков появилась новая обязанность: уведомить налоговый орган о наличии у них имущества, в отношении которого суммы налога не были исчислены.

За нарушение этой обязанности предусмотрен штраф в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога.

2. Изменения в порядке общения налогоплательщиков и налоговых органов

С 1 апреля 2020 года налоговые органы получают право информировать налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов о наличии недоимки и (или) задолженности по пеням, штрафам, процентам посредством СМС-сообщений и (или) электронной почты и (или) иными способами, не противоречащими законодательству Российской Федерации. Общаться таким образом с налогоплательщиками налоговым органам разрешили не чаще одного раза в квартал при условии получения согласия налогоплательщиков на такое информирование в письменной форме.

Кроме того, налогоплательщики – физические лица получили право предоставлять и получать от налоговых органов документы через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Днем представления документов в этом случае считается дата их приема МФЦ. При этом налогоплательщику — физическому лицу в МФЦ выдается расписка или иной документ, подтверждающий прием документов (сведений).

3. Изменения для контролируемых иностранных компаний

С 29 сентября 2019 года доходы контролируемых иностранных организаций (КИК), получаемые от российских организаций и облагаемые налогом у источника при их выплате, не учитываются при налогообложении прибыли КИК, если у контролирующего лица КИК есть фактическое право на такой доход. Это правило действует:

  • в отношении дивидендов, процентов, роялти и других доходов, перечень которых приведен в пункте 1 статьи 309 НК РФ;
  • в отношении прибыли, полученной с 2018 года.

4. Ограничения в части зачета или возврата переплаты по налогам будут сняты

С 1 октября 2020 года будет отменено ограничение, предусматривающее, что зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам (п. 1 ст. 78 НК РФ).

Соответственно, возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, будет возможен только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

5. Трансфертное ценообразование (ТЦО)

С 1 января 2020 года дополнены перечни:

  • функций, учитываемых для целей анализа сопоставимости условий сделки, функцией по разработке и поддержанию в силе, защите и использованию нематериальных активов, контролю за выполнением данных функций (пункт 6 статьи 105.5 НК РФ);
  • рисков, учитываемых при определении сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий сделок, в том числе риском потери деловой репутации вследствие утраты товарами качества и иных потребительских свойств по причинам, не зависящим от сторон сделки; риском, связанным с разработкой, совершенствованием, поддержанием в силе, защитой и использованием нематериальных активов (подп. 11 и 12 п. 7 ст. 105.5 НК РФ).

Кроме того, регламентирован новый порядок анализа биржевых котировок. При применении метода сравнения рыночных цен будут анализироваться биржевые котировки в совершенных сделках «в аналогичный период времени в сопоставимых условиях», но не котировки в зарегистрированных сделках (ст. 105.9 НК РФ).

6. Взаимосогласительные процедуры в соответствии с международными договорами по вопросам налогообложения

НК РФ дополнен главой 20.3 «Взаимосогласительная процедура в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения».

Под взаимосогласительной процедурой в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения признается процедура разрешения споров о порядке налогообложения лица в отношении его доходов, прибыли и имущества при применении положений международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения.

Порядок проведения взаимосогласительной процедуры определяется положениями соответствующего международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения.

Порядок и сроки представления заявления о проведении взаимосогласительной процедуры, а также порядок и сроки рассмотрения указанного заявления определяются Минфином России с учетом положений международных договоров Российской Федерации по вопросам налогообложения.

Налог на добавленную стоимость

Восстановление НДС правопреемниками

С 1 января 2020 года при реорганизации организации суммы НДС, принятые организацией к вычету, подлежат восстановлению правопреемником такой организации в следующих случаях:·         при применении правопреемником общего режима налогообложения либо при переходе правопреемника на специальный налоговый режим по отдельным видам предпринимательской деятельности с одновременным применением общего режима налогообложения по другим видам деятельности;

  • при переходе правопреемника на специальные налоговые режимы;
  • при переходе правопреемника, являющегося вновь созданным юридическим лицом в результате реорганизации юридического лица, на специальный налоговый режим;
  • при применении правопреемником, образовавшимся в результате реорганизации организации путем присоединения одного юридического лица к другому юридическому лицу, специального налогового режима на момент внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Налог на доходы физических лиц

С 1 января 2020 года:

  • сокращены сроки предоставления в налоговые органы расчета по форме 6-НДФЛ и справки по форме 2-НДФЛ; их нужно будет предоставлять не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (сейчас – не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом);
  • расчеты по форме 6-НДФЛ и справки по форме 2-НДФЛ, как и сейчас, нужно будет предоставлять в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. При численности физических лиц, получивших доходы в налоговом периоде, до 10 человек (по действующей сейчас редакции — 25 человек) налоговый агент может представить указанные сведения и расчет сумм налога на бумажных носителях;
  • организация, которая расположена в одном муниципальном образовании вместе с несколькими обособленными подразделениями либо если обособленные подразделения имеют место нахождения на территории одного муниципального образования, может предоставлять 6-НДФЛ и 2-НДФЛ в отношении работников этих обособленных подразделений в налоговый орган соответственно по месту учета одного из этих обособленных подразделений, выбранному налоговым агентом самостоятельно, либо по месту нахождения соответствующей организации. При этом налоговый агент обязан уведомить о выборе налогового органа не позднее 1-го числа налогового периода налоговые органы, в которых он состоит на учете по месту нахождения каждого обособленного подразделения. Уведомление о выборе налогового органа не подлежит изменению в течение налогового периода по налогу;
  • Справка по форме 2-НДФЛ за 2021 год и последующие налоговые периоды будет представляться налоговыми агентами в составе расчета по форме 6-НДФЛ.

Налог на прибыль

С 1 января 2020 года:

  • амортизируемым имуществом признаются результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 рублей;
  • не будет действовать положение о том, что срок полезного использования основного средства продлевается на период нахождения объекта основных средств на консервации;
  • налогоплательщик будет вправе менять метод начисления амортизации не чаще одного раза в пять лет;
  • до конца 2021 года продлены ограничения в части учета накопленного убытка в счет прибыли текущего периода не более чем на 50%;
  • согласно действующим сейчас правилам в случае прекращения налогоплательщиком деятельности по причине реорганизации налогоплательщик-правопреемник вправе уменьшать налоговую базу в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 283 НК РФ, на сумму убытков, полученных реорганизуемыми организациями до момента реорганизации. Будет установлено, что эти положения не применяются, если в ходе мероприятий налогового контроля будет установлено, что основной целью реорганизации является уменьшение налоговой базы налогоплательщика-правопреемника на сумму убытков, полученных реорганизуемыми организациями до момента реорганизации.

Налог на имущество организаций

С 1 января 2020 года:

Официальный сайт администрации и Думы Пограничного муниципального района Приморского края — Федеральный закон №325-ФЗ – Поправки и изменения в НК РФ

Опубликован Федеральный закон от 29.09.2019г. № 325-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», внесший множество поправок в Налоговый кодекс. Они касаются, например, НДС, налога на прибыль, НДФЛ, взносов. В обзоре рассмотрим самые интересные корректировки.

  • Часть первая НК РФ
  • Обязанность сообщить о транспортных средствах и земельных участках
  • С 2021 года у организаций появится новая обязанность: они должны будут информировать инспекцию о транспортных средствах и земельных участках, которые являются объектами налогообложения и не подпадают под льготу, если по данным объектам организация никогда не получала сообщения об исчисленной сумме налога.

Вместе с данными о том, что есть объект налогообложения, нужно будет направить в инспекцию по своему выбору копии документов, которые подтверждают государственную регистрацию транспорта или права на участок. Сделать это нужно однократно, до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Данная поправка связана с тем, что декларации за 2019 год по транспортному и земельному налогу будут представляться в налоговый орган в последний раз.

За 2020 год инспекция уже сама будет присылать сообщения об исчисленном налоге.Таким образом, если организация в 2020 году приобретет транспортное средство или участок земли, и в 2021 году не получит от инспекции сообщения о налоге, нужно будет до 31 декабря 2021 года уведомить налоговые органы о приобретении.

Если организация не выполнит это требование, ей будет грозить штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога.

Взыскание небольших доначислений

Читайте также:  Как проверить правильность декларации по НДС по оборотке?

С 1 апреля 2020 года вступает в силу дополнение, касающееся взыскания недоимки за счет денежных средств организации или индивидуального предпринимателя. Если общая сумма задолженности превышает 3000 руб., инспекция действует по общему правилу, существующему сейчас:- два месяца от срока требования — для принятия решения о взыскании;- шесть месяцев — для обращения в суд.

А если недоимка по одному требованию меньше, то решение о взыскании будет приниматься в течение двух месяцев от момента, который наступил раньше:- сумма долга по разным требованиям превысила 3000 руб.;- прошло три года с момента самого раннего неисполненного требования.

Следует иметь в виду, что при недоимке до 3000 руб. срок, в который инспекция должна направить требование, будет составлять один год с момента ее выявления. Исключение будет составлять требование по задолженности, выявленной в ходе проверки.

Зачет или возврат переплаты

С 1 октября 2020г. вступят в силу изменения, снимающие ограничение, по которому переплату разрешалось зачесть только в счет налога того же вида: федеральный налог — в счет федерального, региональный — регионального, местный — местного.

С этим связана и другая поправка: возврат налога будет возможен, если нет недоимки по любому налогу и соответствующим пеням и штрафам. Данное изменение вступит в силу также с 1 октября 2020 года.

Кроме того, если проводится камеральная проверка, то срок принятия решения о зачете или возврате переплаты теперь будет зависеть от срока ее окончания, либо вступления в силу решения по ней.

Указанный срок будет начинаться:- по истечении 10 дней со дня, следующего за днем завершения камеральной проверки, то есть дня, когда она должна была закончиться в соответствии с НК РФ;- со дня, следующего за днем вступления в силу решения по проверке, в ходе которой были выявлены нарушения.Эта поправка должна заработать c 29 октября 2019 года.

Наделение обособленных подразделений полномочиями

Сообщать о наделении полномочиями начислять и выплачивать зарплату, или о лишении таких полномочий, нужно будет, только если у филиала или другого обособленного подразделения есть счет в банке. Кроме того, с 01.01.2020г. отчитываться и перечислять взносы нужно будет именно по месту нахождения такого подразделения.

Напомним: сейчас, если у подразделения нет расчетного счета, платить взносы нужно по месту нахождения головного офиса. Неважно, где начисляют выплаты.

  1. Часть вторая НК РФ
  2. НДФЛ и страховые взносыСрок представления 6-НДФЛ и 2-НДФЛ
  3. Расчет по форме 6-НДФЛ, а также справку по форме 2-НДФЛ за год нужно будет представлять в инспекцию не позднее 1 марта следующего года.

Такая поправка начнет действовать с 1 января 2020 года. Поскольку, в следующем году 1 марта — это воскресенье, то с учетом переноса, сдать документы нужно будет не позднее 2 марта.

По действующей редакции отчитываться нужно не позднее 1 апреля.

Подача 6-НДФЛ, 2-НДФЛ и Расчета по страховым взносам в электронном виде

Исключительно в электронном виде нужно будет отчитываться по НДФЛ тем налогоплательщикам, у кого 10 и более работников. Право подавать документы на бумаге оставили работодателям с меньшим числом сотрудников. Сейчас порог- 25 человек.

Похожая поправка касается и РСВ. Разница в том, что расчет в электронном виде надо будет подавать, если в организации больше 10 сотрудников. Если 10 или меньше, можно будет отчитаться на бумаге.Изменения начнут действовать с 1 января 2020 года.

  • Представление 6-НДФЛ и 2-НДФЛ по нескольким обособленным подразделениям
  • Юридическим лицам, головная организация которых расположена в одном муниципалитете, а обособленные подразделения — в другом, предоставлено право выбрать одну инспекцию в муниципальном образовании, куда они будут сдавать отчетность по подразделениям.
  • Если же и головное, и обособленные подразделения находятся в одном муниципалитете, то отчитываться можно по месту учета головного.

Чтобы воспользоваться таким правом, нужно будет уведомить все налоговые органы, где состоят на учете обособленные подразделения, о своем выборе не позднее 1-го числа налогового периода. Передумать в течение года нельзя.

  1. То же самое касается уплаты НДФЛ.
  2. Поправки заработают с 1 января 2020 года.
  3. Объединение 2-НДФЛ и 6-НДФЛ
  4. Начиная с отчета за 2021 год, сведения о доходах физлица будут подаваться в составе расчета 6-НДФЛ.
  5. Транспортный налог
  6. Срок уплаты налога

Региональные власти больше не будут устанавливать срок уплаты транспортного налога организациями. Юридические лица должны будут перечислять налог не позднее 1 марта следующего года, а авансовые платежи — не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом.Изменения вступят в силу с 1 января 2021 года и будут применяться, начиная с уплаты налога за 2020 год.

Налог на имущество организаций

Объекты налогообложения по кадастровой стоимости

Во-первых, теперь по кадастровой стоимости налогом будут облагаться, в том числе те объекты, которые принадлежат организации на праве хозяйственного ведения.Во-вторых, скорректирован перечень недвижимости, которая облагается налогом по кадастровой стоимости.

Так, организации должны будут платить налог с недвижимости, которая признается объектом обложения налогом на имущество физлиц.

Получается, что по кадастровой стоимости организации должны будут платить налог:- за жилые дома;- квартиры, комнаты;- гаражи и машино-места;- единые недвижимые комплексы;- объекты незавершенного строительства;- иные здания, строения, сооружения, помещения.По сути, перечень открытый.

Получается, что все объекты, по которым определена кадастровая стоимость, будут теперь облагаться повышенным налогом.Поправки вступят в силу 1 января 2020 года.

  • Земельный налог
  • Срок уплаты налога
  • Муниципальные органы власти больше не будут устанавливать срок уплаты земельного налога организациями.

Юридические лица должны будут перечислять его не позднее 1 марта следующего года, а авансовые платежи — не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом.Изменения вступят в силу с 1 января 2021 года и будут применяться, начиная с уплаты налога за 2020 год.

Обзор изменений законодательства для предпринимателей в 2019–2020 гг

Поправки призваны адаптировать предпринимателей к реалиям экономики и снизить бюрократические барьеры, мешающие взаимодействию бизнеса и власти

Наиболее существенным изменением стало повышение налога на добавленную стоимость с 1 января 2019 г. Ставка была установлена в размере 20%. При этом льготные ставки 0% и 10% остались неизменными1.

Увеличение налоговой нагрузки связано с необходимостью исполнения бюджетных обязательств. По экспертным оценкам, повышение ставки налога привело к пополнению федерального бюджета. Однако результаты опроса, проведенного среди предпринимателей аудиторской компанией PwC и аналитическим центром НАФИ, показали, что маржинальность бизнеса существенно снизилась, и вести его становится все труднее.

Сегодня в Государственной Думе звучат призывы как повысить НДС до 22%, так и снизить его до 15%. С последней инициативой выступили депутаты «Справедливой России».

По их мнению, кратковременное снижение поступлений в бюджет приведет к росту доходов граждан и подъему экономики.

Можно предположить, что снижение НДС хотя бы до прежних 18% позволит малому и среднему бизнесу развиваться более активно.

1 Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах».

С 1 июля 2019 г. перестала действовать норма2, освобождающая предпринимателей от применения контрольно-кассовой техники и оформления бланков строгой отчетности:

  • при осуществлении расчетов в безналичном порядке с физическими лицами (для определенных категорий организаций и индивидуальных предпринимателей);
  • при предоставлении займов;
  • иного встречного предоставления за товары, работы, услуги;
  • при сдаче в аренду (наем) жилых помещений, принадлежащих индивидуальным предпринимателям на праве собственности.

Использование ККТ закреплено Федеральным законом от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

В нем же предусмотрены изъятия и послабления в зависимости от применяемых режимов налогообложения и способов реализации товаров, выполнения работ и оказания услуг. В этой связи в закон были внесены изменения. 7 июня 2019 г. они вступили в силу.

Поправками были детализированы условия применения онлайн-касс и определены случаи, при которых фискальный порядок может осуществляться предоставлением покупателю для считывания QR-кода.

Также прекращено действие положений, замораживающих ответственность предпринимателей и компаний за осуществление расчетов без применения онлайн-касс при организации пассажирских перевозок и расчетах за жилищно-коммунальные услуги3.

Теми же поправками предусмотрено, что 1 февраля 2020 г. при торговле через автоматы можно будет не выдавать покупателю бумажный чек и не отсылать ему электронный чек, если на дисплее автомата отображается для считывания QR-код.

В целом изменения законодательства направлены на поэтапное повышение доступности кассовых расчетов с применением контрольно-кассовой техники и мобильных устройств.

2 Пункт 4 ст. 4 Федерального закона от 3 июля 2018 г. № 192-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

3 Федеральный закон от 6 июня 2019 г. № 129-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации”».

Для совершенствования торгового оборота в границах торгово-экономического союза и контроля контрафактной продукции были внесены изменения в Перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке4. С 1 марта 2019 г. обязательная маркировка предусмотрена для табачной продукции. С 1 декабря 2019 г.

обязательной маркировке средствами идентификации подлежат духи и туалетная вода, шины и покрышки, предметы одежды, включая рабочую одежду, изготовленные из натуральной и композиционной кожи, белье постельное, столовое, туалетное и кухонное, обувные товары, фотокамеры (кроме кинокамер), фотовспышки и лампы-вспышки.

Проект этот запущен в соответствии с Законом об основах государственного регулирования торговой деятельности и является пилотным. Эксперимент проводится с целью реализации Единой национальной системы «Честный ЗНАК» в рамках государственно-частного партнерства при содействии оператора проекта – Центра развития перспективных технологий.

Нововведения позволят максимально расширить доступность информации о товаре. И инициатива эта крайне значима. Сегодня на рынке наблюдается множество контрафактной продукции: одежда, продукты питания, медикаменты, стройматериалы и т.д. В первую очередь от этого страдают потребители.

Но немалый урон такая продукция наносит и владельцам бизнеса. Во-первых, это сказывается на репутации производителей и торговых точек. Во-вторых, продажа контрафактных изделий часто сопряжена с финансовыми утечками из компании.

Читайте также:  Солидарная и субсидиарная ответственность: понятия, основные сходства и отличия

Например, преступники, являясь сотрудниками легальной фирмы-производителя, могут указывать в документации, что для хранения производимой продукции требуется бОльшая складская площадь, нежели нужна на самом деле. На дополнительном месте они размещают контрафактные изделия.

В итоге собственники бизнеса оплачивают хранение и сбыт неучтенных товаров, даже не подозревая о том5.

4 Распоряжение Правительства РФ от 28 апреля 2018 г. № 792-р (ред. от 8 ноября 2019 г.) «Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации».

5 В публикации «Форензик: как выявить корпоративное мошенничество в компании» можно прочитать о том, каким бывает мошенничество в компаниях и какие индикаторы на него укажут, как форензик-специалисты осуществляют корпоративную разведку и проводят расследования, чтобы обезопасить бизнес.

О предотвращении инцидентов корпоративного мошенничества и коррупционных правонарушений для устранения рисков утечки денежных средств и привлечения к ответственности читайте в публикациях «Комплаенс – это безопасность бизнеса», «Почему предприниматели готовы отдавать 4 млн в год за работу комплаенс-специалиста», «Минтруд: Бороться с коррупцией обязана каждая компания».

В 2020 г.

, как и в текущем, впервые зарегистрированные налогоплательщики для осуществления деятельности в производственной, социальной, научной сферах, в сфере бытовых услуг населению и услуг по предоставлению мест для временного проживания вправе будут применять налоговую ставку в размере 0% со дня их государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей непрерывно в течение двух налоговых периодов6.

Такое налоговое послабление является одной из мер, направленных на развитие предпринимательской деятельности. Оно не исключает возможности применения специальных налоговых режимов, надзорных каникул и других мер поддержки.

6 Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. № 477-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

Законом предусмотрено увеличение суммы страховых взносов для индивидуальных предпринимателей за себя на пенсионное и медицинское страхование7. Базы исчисления страховых взносов предпринимателей ежегодно индексируются с учетом роста средней заработной платы для обеспечения устойчивых источников социальных выплат гражданам.

В 2020 г.

взносы ИП на обязательное пенсионное страхование составят 40 874 руб. в год. Если годовой доход предпринимателя превысит 300 тыс. руб., необходимо будет заплатить дополнительно 1% от суммы превышения. Взносы на обязательное медицинское страхование составят 8426 руб.

7 Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. № 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Государственной инспекции труда разрешено самостоятельно принимать решения о принудительном исполнении работодателем обязанности по перечислению работнику зарплаты и других выплат8. Принудительное исполнение таких решений может осуществляться судебными приставами. Такие меры направлены на упрощение порядка взыскания средств с недобросовестных работодателей.

8 Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. № 393-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации по вопросам принудительного исполнения обязанности работодателя по выплате заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику».

Одним из наиболее объемных законодательных актов текущего года стал Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. № 325-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

Поправки были приняты для совершенствования налогового контроля, упорядочения документооборота в налоговой сфере, улучшения условий для самостоятельного добросовестного исполнения налогоплательщиками обязанности по уплате налогов и сборов, расширения гарантий соблюдения прав и законных интересов налогоплательщиков.

В 2020 г.

для предпринимателей могут быть актуальны следующие нововведения:

  • после согласования номера телефона налоговому органу будет разрешено направлять СМС о задолженности по налогам и сборам;
  • предусмотрено обязательство организаций и предпринимателей сообщать налоговому органу сведения о транспортных средствах и земельных участках, в отношении которых он не прислал сообщение об исчисленной сумме транспортного или земельного налога в предыдущем налоговом периоде;
  • установлены правила определения дохода, полученного от иностранной дочерней компании при распределении ее прибыли после налогообложения;
  • для предпринимателей, находящихся на патентной системе налогообложения и применяющих единый налог на вмененный доход, с 1 января 2020 г. будет установлен запрет на реализацию лекарств, одежды и обуви (подробнее об этом читайте в публикации «Как будем платить налоги в 2020 году?»);
  • добавлена статья, регулирующая уплату торгового сбора, т.е. внесение платежа в бюджет за объекты, которые используются в торговле. В настоящее время торговый сбор применяется только в Москве.

Отметим, что обсуждаемые в СМИ положения об исключении необходимости предоставления с 2020 г. деклараций по УСН для предпринимателей, которые используют ККТ, передающую сведения в ФНС в режиме онлайн, являются проектируемыми.

При сборе персональных данных оператор обязан обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение данных граждан РФ с использованием баз данных, находящихся на территории России9.

С 2 декабря 2019 г. вступил в силу закон, который предусматривает наложение административного штрафа за нарушение требования о локализации персональных данных. Для граждан он составит от 30 до 50 тыс. руб., для должностных лиц – от 100 до 200 тыс. руб.

, для предпринимателей и юридических лиц – от 1 до 6 млн руб. Повторное совершение данного правонарушения повлечет применение повышенных штрафных санкций. Гражданин должен будет уплатить штраф в размере от 50 до 100 тыс. руб., должностное лицо – от 500 до 800 тыс. руб.

, предприниматель и юрлицо – от 6 до 18 млн руб. 10

По мнению авторов закона, неисполнение обязанности по локализации баз с персональными данными создает угрозу безопасности граждан, функционирования критической информационной инфраструктуры, препятствует борьбе с терроризмом и экстремизмом, а ранее принятые меры оказались недостаточно эффективными11.

9 Часть 5 ст. 18 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».

10 Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. № 405-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

11 О выборе стратегии выполнения законодательных требований к обработке персональных данных и об оценке рисков их применения читайте в публикации «Как оператору исполнить обязанность по размещению баз с персональными данными на территории РФ».

О проверках юрлиц и ИП, а также о подготовке к ним рассказано в материале «Операторов обработки персональных данных начнут проверять по новым правилам».

О принятии эффективных мер при нарушении конфиденциальности данных клиентов компании с целью снизить их отток и уменьшить размеры возмещаемого ущерба и санкций вы узнаете, ознакомившись с публикацией «Как реагировать на утечку персональных данных клиентов»).

26 июля 2019 г. вступил в силу закон, который посвящен поддержке социальных предприятий, организованных в форме малого и среднего бизнеса.

На нее смогут рассчитывать компании, которые соответствуют одному из установленных критериев: предприятие обеспечивает рабочими местами инвалидов, выпускников детских домов, матерей-одиночек, многодетных родителей, пенсионеров и предпенсионеров и т.п.

; реализует продукцию, произведенную ими или для них; осуществляет деятельность, направленную на достижение общественно полезных целей и решение социальных проблем общества12.

Производство товаров, выполнение работ и оказание услуг, ориентированных на социально уязвимых группы граждан, станет одной из приоритетных областей.

12 Федеральный закон от 26 июля 2019 г. № 245-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации” в части закрепления понятий “социальное предпринимательство”, “социальное предприятие”».

Сейчас организации, в которых субъекты малого и среднего предпринимательства могут получить поддержку (субсидирование, льготное кредитование, налоговые послабления и т.д.), ведут собственные реестры ее получателей.

Принятый в текущем году закон предполагает формирование единого реестра, который будет размещаться на официальном сайте ФНС России.

Также определены организации, которые будут предоставлять такие сведения налоговой службе13.

Напомним, что приоритетными для государства являются следующие направления предпринимательской деятельности: жилищно-коммунальные и транспортные услуги, деятельность в сфере науки и техники, переработка древесины, изготовление продуктов питания, производство лекарств и иная социально ориентированная деятельность14.

13 Федеральный закон от 2 августа 2019 г. № 279-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации” в целях формирования единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей поддержки».

14 О реализации национального проекта, предусматривающего поддержку малого и среднего бизнеса, читайте в публикации «Господдержка – предпринимателям».

Изменения в налоговом законодательстве с 29.09.2019 г. | Accountor Group

С 1 апреля 2020 года вступает в силу норма, касающаяся взыскания недоимки за счет денежных средств организации и индивидуальных предпринимателей. Если общая сумма задолженности превысит 3000 руб.

, то налоговым органом будет приниматься решение о взыскании согласно действующему сейчас правилу: два месяца от срока требования для принятия решения о взыскании и шесть месяцев для обращения в суд.

Если же недоимка по одному требованию меньше, то решение о взыскании будет приниматься в течение двух месяцев с момента, который наступил раньше:

  • сумма долга по разным требованиям превысила 3000 руб.;
  • прошло три года с момента самого раннего неисполненного требования.

В соответствии с новым дополнением к НК РФ при недоимке до 3000 руб. налоговый орган должен направить требование в течение одного года с момента ее выявления. Исключение будет составлять требование по задолженности, выявленной в ходе налоговой проверки.

Публикация решений об обеспечительных мерах

С 1 апреля 2020 года налоговые органы будут размещать на своих сайтах решения о принятии обеспечительных мер в виде запрета на отчуждение имущества. Информация об отмене таких решений также будет публиковаться.

Сведения будут размещаться в течение трех дней с даты принятия решения, но не ранее вступления в силу решения о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности. На сайте станут указывать имущество, в отношении которого действует запрет. Федеральная налоговая служба должна утвердить перечень таких сведений.

Читайте также:  Уведомление о ликвидации юридического лица: образец формы и сроки подачи

Новые правила зачета или возврата переплаты

С 1 октября 2020 года будет отменено ограничение на зачет переплаты налога только в счет налога того же вида (федерального, регионального или местного).

В соответствии с другой поправкой в НК РФ,, возврат налога будет возможен, если нет недоимки по любому налогу и соответствующим пеням и штрафам. По действующему на данный момент правилу недоимки не должно быть по налогу того же вида.

Кроме того, согласно новой поправке, которая начала действовать с 29 октября 2019 года, если проводится камеральная проверка, то срок принятия решения о зачете или возврате переплаты теперь зависит от срока ее окончания либо срока вступления в силу решения по ней.

Указанный срок начинается:

  • по истечении 10 дней со дня, следующего за днем завершения камеральной проверки (с того дня, когда проверка должна была закончиться);
  • со дня, следующего за днем вступления в силу решения по проверке, в ходе которой были выявлены нарушения.

Информирование о недоимках

С 1 апреля 2020 Налоговые органы будут вправе информировать налогоплательщиков о недоимке и задолженности по пеням, штрафам, процентам с помощью СМС-сообщений, электронной почты или иными способами, но не чаще одного раза в квартал при условии, что налогоплательщик или плательщик взносов даст письменное согласие на такое информирование.

Наделение обособленных подразделений полномочиями

С 1 января 2020 года сообщать о наделении полномочиями начислять и выплачивать зарплату или о лишении таких полномочий нужно будет только такие филиалы или другие обособленные подразделения, которым организацией открыты счета в банках и которые начисляют и производят выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.

В настоящее время, если у подразделения нет расчетного счета, платить взносы нужно по месту нахождения головного офиса, вне зависимости от того, где начисляются выплаты.

Обязанность сообщить о транспорте и земельных участках

С 2021 года у организаций появится новая обязанность: они должны будут направить в налоговый орган по своему выбору сообщение о наличии у них транспортных средств и земельных участков, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, и не подпадают под льготу, если никогда не получали по ним сообщения об исчисленной сумме налога. Вместе с данными о том, что есть объект налогообложения, нужно направить в инспекцию по своему выбору копии документов, которые подтверждают государственную регистрацию транспорта или права на земельный участок. Сделать это необходимо однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Данная поправка в НК РФ связана с тем, что налогоплательщики освобождаются от сдачи деклараций по транспортному налогу и земельному налогу в налоговые органы за налоговый период 2020 года и последующие налоговые периоды. За 2020 год налоговый орган уже будет сам присылать сообщения об исчисленном налоге.

Таким образом, если организация в 2020 году приобретет транспортное средство или участок земли и в 2021 году не получит от налоговой инспекции сообщения о налоге, нужно будет до 31 декабря 2021 года уведомить налоговый орган о приобретении.

В случае невыполнения этого требования, организации будет грозить штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога.

НДС

Восстановления НДС после реорганизации

  • С 1 января 2020 года при реорганизации суммы НДС, которые принял к вычету правопредшественник по товарам (работам, услугам), должен будет восстановить правопреемник, если начнет использовать эти товары (в том числе основные средства и нематериальные активы), работы, услуги, имущественные права в деятельности, не облагаемой НДС, или перейдут на УСН, ЕНВД.
  • В настоящее время вопрос о том, восстанавливать ли НДС в такой ситуации, остается открытым.
  • Кроме того, закреплен порядок восстановления правопреемниками НДС, принятого к вычету правопредшественником при перечислении предоплаты, а также при уменьшении стоимости отгруженных товаров, работ, услуг, имущественных прав.

НДФЛ и страховые взносы

Единовременные компенсации педагогам

Доходы в виде единовременных компенсационных выплат педагогическим работникам, не превышающие 1 000 000 рублей, полученные в рамках государственной программы, будут освобождаться от обложения НДФЛ . Льгота будет применяться к тем выплатам, право на получение которых появилось в 2020 — 2022 годах. В настоящее время такое освобождение действует только в отношении медицинских работников.

Подача 6-НДФЛ, 2-НДФЛ и РСВ в электронном виде, объединение 2-НДФЛ и 6-НДФЛ

С 1 января 2020 года организациям и ИП, у которых 10 и более работников нужно будет отчитываться по НДФЛ исключительно в электронном виде. Право подавать бумажные отчеты оставлено работодателям с меньшим числом сотрудников.

Одновременно вступает в силу аналогичная поправка, касающаяся РСВ: если в организации более 10 сотрудников, нужно будет подавать в электронном виде, если же сотрудников не более 10, то расчет можно подавать на бумаге.

Начиная с отчета за 2021 год сведения о доходах физических лиц будут подаваться в составе расчета 6-НДФЛ, то есть данные 2-НДФЛ и 6-НДФЛ будут объединены.

Срок представления 6-НДФЛ и 2-НДФЛ

С 1 января 2020 года будет действовать поправка, согласно которой расчет сумм налога на доходы физических лиц по форме 6-НДФЛ за год, а также справку 2-НДФЛ за год нужно будет представлять в инспекцию не позднее 1 марта следующего года  (отчет по форме 6-НДФЛ за 2019 год нужно будет сдать не позднее 2 марта 2020 года в связи с переносом срока из-за выходного дня).

Представление 6-НДФЛ и 2-НДФЛ по нескольким обособленным подразделениям

С 1 января 2020 года юридическим лицам, головная организация которых расположена в одном муниципалитете, а обособленные подразделения — в другом, предоставлено право выбрать одну инспекцию в муниципальном образовании, куда они будут сдавать отчетность и уплачивать НДФЛ по обособленным подразделениям.

Если же и головное, и обособленные подразделения находятся в одном муниципалитете, то отчитываться и уплачивать НДФЛ можно по месту учета головного. Чтобы воспользоваться таким правом, нужно будет уведомить все налоговые органы, где стоят на учете обособленные подразделения, о своем выборе не позднее 1-го числа налогового периода.

Изменить порядок отчетности и уплаты НДФЛ в течение года нельзя.

Налог на прибыль

Ограничения по переносу убытков

  1. Период, в течение которого базу по налогу на прибыль можно уменьшить на перенесенные убытки не более чем на 50%, продлен до 31 декабря 2021 года.

  2. Правопреемнику запретят учитывать убытки правопредшественника, если в ходе мероприятий налогового контроля будет установлено, что основной целью реорганизации является уменьшение налоговой базы налогоплательщика-правопреемника на сумму убытков, полученных реорганизуемыми организациями до момента реорганизации.
  3. Обе поправки начнут действовать с 1 января 2020 года.

Результаты интеллектуальной деятельности и амортизируемое имущество

С 1 января 2020 года результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности первоначальной стоимостью не более 100 тыс. руб. не будут относить к амортизируемому имуществу.

Расконсервация объектов

С 1 января 2020 года перестанет действовать норма, согласно которой срок полезного использования расконсервированного объекта нужно продлевать на период консервации.

Переход с линейного метода на нелинейный

Налогоплательщикам с 1 января 2020 года ограничат возможность переходить с линейного метода на нелинейный. Менять метод начисления амортизации можно будет только один раз в пять лет.

Транспортный налог

Срок уплаты налога

С 1 января 2021 года сроки уплаты транспортного налога организациями больше не будут устанавливаться законодательными органами субъектов РФ.

Юридические лица во всех регионах должны будут перечислять транспортный налог не позднее 1 марта следующего года, а авансовые платежи – в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Данные изменения будут применяться начиная с уплаты транспортного налога за 2020 год.

Налог на имущество организаций

Объекты налогообложения по кадастровой стоимости

С 1 января 2020 года перестает действовать порядок, в соответствии с которым, если недвижимость не является основным средством, то налог исходя из кадастровой стоимости по ней не платится, исключение составляют жилые дома. Если они являются основными средствами, то налог платят исходя из среднегодовой стоимости, а если не являются — исходя из кадастровой.

Начиная с 2020 года не будет иметь значение, учтена недвижимость как основное средство или нет. Платить налог на имущество исходя из кадастровой стоимости нужно будет и по иным активам, которые принадлежат организациям на праве собственности или хозяйственного ведения.

Скорректирован перечень недвижимости, которая облагается налогом по кадастровой стоимости.

С 1 января 2020 года в этом перечне наряду с торгово-офисной недвижимостью будет имущество, которое признается объектом обложения налогом на имущество физлиц (фактически это открытый перечень недвижимости) :жилые дома, квартиры, комнаты, гаражи и машино-места, единые недвижимые комплексы, объекты незавершенного строительства, иные здания, строения, сооружения, помещения.

В соответствии с разъяснениями Минфина и ФНС,, именно от региональных органов власти будет зависит, нужно ли будет платить налог исходя из кадастровой стоимости по указанным объектам. Кроме того, Минфином уже подготовлен законопроект, который уточнит новую норму.

Предполагается, что платить налог на имущество нужно будет: с жилых помещений, объектов незавершенного строительства, гаражей, машино-мест, жилых строений, садовых домов, хозяйственных строений, которые расположены на участках для личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или ИЖС.

Запрет применять специальный налоговый режим для продавцов маркированных товаров

С 1 января 2020 года установлен запрет на применение ЕНВД и патентной системы налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную торговлю маркированными товарами (лекарствами, обувью, одеждой и продукцией из натурального меха). Если продажа таких товаров произойдет в середине квартала, то налоги за этот квартал нужно будет заплатить по общему режиму.

Земельный налог

Срок уплаты налога

Срок уплаты земельного налога организациями больше не будет устанавливаться Муниципалитетами. Юридические лица должны будут уплачивать земельный налог не позднее 1 марта следующего года, а авансовые платежи — не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Изменения вступят в силу с 1 января 2021 года и будут применяться начиная с уплаты налога за 2020 год.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *