Федеральный закон №223-фз с последними изменениями на 2019 год

Чтобы снизить уровень коррупции в государственном секторе, правительство приняло ряд законов, которые касаются в том числе и госзакупок.

Эта сфера напрямую связана с коррупционными рисками, поскольку цены могут завышаться, заказы — предоставляться заинтересованным лицам.

Чтобы исключить это, для государственных корпораций был создан закон 223 ФЗ, оговаривающий порядок госзакупок, обеспечения контрактов и прочие нюансы.

Основные принципы

Участников тендеров, претендующих на заказ от госкорпорации и имеющих все возможности для его выполнения, закон 223 фз о закупках последняя редакция 2019 года не ущемляет. Вместе с тем существуют основные нормы проведения процедуры закупки, но победитель тендера вправе отказаться от заключения контракта до момента его подписания.

Важно! Заказчиком в этом случае выступает компания с большой долей государственного участия либо же госкорпорация, которой предоставлена самостоятельность.

При этом действия заказчика не должны противоречить принципам закона о закупках товаров и услуг. В их перечне следующие постулаты:

  • Информационная открытость — каждый, кто заинтересован в прозрачности процедуры, может ознакомиться со списком закупаемого и получить объяснения касательно него. Это означает, что любой гражданин, деньги которого как налогоплательщика, тратятся на закупки, имеет право получать достоверную и полную информацию.
  • Целевые траты — каждая закупка должна быть обоснованной, а цена на нее адекватной. Закон призван не позволить госкорпорациям приобретать товар у одного закупщика по завышенной цене, так как подобные траты не являются целевыми.
  • Открытость — участвовать в тендерах могут компании любого масштаба, равно как и предприниматели. Правовой акт устраняет сложности, которые не позволяли небольшим организациям получить госзаказ.
  • Справедливость — участники не могут быть дискриминированы, если их предложение соответствует законодательным нормам. Заказчики не могут ограничивать конкуренцию и должны выбирать наиболее выгодный вариант.

В реальности принципы позволяют участникам процедуры закупки отстоять свои права. К примеру, если заказчик объявляет ограничения на участника тендера по минимальному годовому обороту, это не запрещено. Закон позволяет это делать, но в то же время нарушается норма о равноправии участников. Если сторона считает, что в отношении нее наблюдается дискриминация, она имеет право обратиться в суд.

Преимущества 223-ФЗ

При изучении закона 223-ФЗ у этого правового акта виден ряд преимуществ, особенно при сравнении с законом 44-ФЗ, также оговаривающим закупки, но с целью непосредственного обеспечения нужд муниципалитета и государства.

Федеральный закон №223-ФЗ с последними изменениями на 2019 годВ сравнении с 44-ФЗ закон 223-ФЗ дает больше свободы, но не отменяет ответственность за нарушение процедуры торгов

Закон 223 ФЗ о государственных закупках имеет следующие отличия:

  • расширенный перечень способов закупок — по 44-ФЗ доступны открытые и ограниченные конкурсы, аукционы, запросы котировок и предложений, а также немногие другие варианты. Торги 223 ФЗ позволяет проводить в формате конкурса, аукциона и любом другом, который есть в Положении о закупках;
  • защищенность — для участия в закупках по 223-ФЗ должна быть усиленная квалифицированная ЭЦП;
  • выбор площадки — для проведения торгов подойдут любые электронные площадки, в то время как по 44-ФЗ для этого разрешено использовать только пять аккредитованных площадок;
  • отсутствие комиссии — по 223-ФЗ комиссия нужна только в случае, если проводится конкурс либо это требуется Постановлением. Это упрощает задачу, ведь для закупок, проводимых по 44-ФЗ, комиссия нужна практически всегда (кроме приобретения у единственного поставщика).

На кого распространяется закон

Правовой акт под номером 223-ФЗ рассчитан на применение государственными конторами и их разновидностями. Частные фирмы по-прежнему не ограничены в закупках и могут делать их в простом формате, закон касается только ситуаций, когда расходуются госсредства. Таким образом, с 1 января 2019 года по нему должны работать:

  • государственные корпорации и компании;
  • естественные монополии;
  • организации с долей участия государства более 50%;
  • дочерние организации всех перечисленных выше юридических лиц;
  • бюджетные учреждения, которые производят закупки за гранты или заработанные ими деньги. Также это возможно, если бюджетники сами исполняют контракт и привлекают других лиц для его исполнения, то есть становятся субподрядчиками.

Кто может участвовать в закупках

Потенциально любая компания или индивидуальный предприниматель могут подать заявку на тендер, об этом говорит 223 ФЗ с внесенными в 2019 году изменениями и официальными ми. Кроме того, не запрещено участвовать в закупках и физическим лицам, они не могут быть только организатором конкурса и быть с ним связаны.

Федеральный закон №223-ФЗ с последними изменениями на 2019 годНедобросовестные исполнители могут не рассчитывать на подписание контракта

Кроме того, участником закупки не может стать лицо, которое:

  • не имеет полномочий на подписание договора (если от лица участника выступает не его руководитель, а другой человек без доверенности);
  • официально не зарегистрировано — действует для юридических лиц;
  • не имеющее лицензию для поставок определенной продукции или услуг;
  • пребывает в ходе ликвидации или начало процедуру банкротства;
  • является должником по бюджетным платежам (налогам и прочим сборам);
  • имеет регистрацию в оффшорной зоне.

Важно! Если руководитель или главбух потенциального участника имеет судимость за преступления, связанные с экономикой, такой компании откажут. Так обеспечивается благонадежность и минимизируется коррупционный риск.

Заказчики по 223-ФЗ

Все перечисленные выше организации, на какие распространяется закон 223-ФЗ, могут быть заказчиками. Кроме госкорпораций и компаний, созданных и управляемых государством, а также естественных монополий, также заказчиками могут стать:

  • предприятия комплекса жилищно-коммунального обеспечения;
  • автономные учреждения, действующие на бюджетной основе.

Обратите внимание! Заказчиком может быть только предприятие, которое разместило в Единой информационной системе Положение о закупке. В нем должны указываться обязательные данные, в том числе порядок подготовки и проведения процедур, способы формирования заказов, порядок заключения договоров и их исполнения.

Для заказчика также желательно сформировать отдел закупок, который будет заниматься подготовкой и проведением тендеров. Для этого нужно предоставить эти полномочия определенному списку сотрудников. Именно они будут нести ответственность за неисполнение служебных обязанностей и нарушение отдельных норм закона, а также выполнят роль консультантов при наличии вопросов.

Порядок организации закупочных мероприятий

Чтобы закупки проходили с минимумом коррупционных проявлений, заказчикам нужно организовать на этп торги по процедуре 223 закона. Перечень ситуаций, когда это нужно, указан в 223 фз с изменениями от 2019 года и ми. Сформировав Положение о закупке и разместив его в ЕИС, можно создавать предложение для потенциальных партнеров.

Федеральный закон №223-ФЗ с последними изменениями на 2019 годЕИС это единая система, содержащая информацию о бюджетных закупках

Информация о закупке размещается с помощью:

  • Единой информационной системы путем создания извещения о торгах, доступного всем желающим. К извещению должны прилагаться документы закупки.
  • Рассылки приглашений по участию в закрытой конкурентной процедуре не менее, чем двум потенциальным участникам, способным обеспечить выполнение контрактного сотрудничества. Обычно это применяется при наличии государственной тайны.

Для исполнения требования о конкуренции участники должны подать заявки с указанием окончательных ценовых предложений и условий сотрудничества. Из них заказчик должен выбрать предложение с наименьшей ценой, а после проверки документации и способности выполнения подписывается контракт. Несогласные с решением участники могут оспорить его в суде, если при этом были нарушены их законные права.

Способы закупок по закону

В Положении о закупках, которое размещается в ЕИС, должны быть предусмотрены конкретные способы проведения торгов. Среди конкурентных методов выделяются:

  • конкурс — может быть открытым, электронным или закрытым;
  • аукцион — также подразделяется на открытый, доступный всем желающим, электронный — проводимый на цифровой площадке, закрытый — доступный ограниченному числу участников;
  • запрос котировок — может быть электронным и закрытым;
  • запрос предложений.

Неконкурентные способы закупок также допустимы, при этом обращаясь к единственному поставщику, заказчик должен обосновать выбор. Причиной этому может быть наличие естественной монополии в требуемой сфере, отсутствие конкурентов или их незаинтересованность в участии.

Важно! Закон о закупках 223 ФЗ не устанавливает конкретных способов торгов. Это означает, что заказчик вправе выбирать исполнителя любым способом, если при этом выполняются принципы закона о закупках.

Электронный аукцион по 223-ФЗ

Торги по 223 закону на электронной торговой площадке являются одним из методов выбора исполнителя для компаний с госучастием. Заказчик должен опубликовать предложение на площадке не позже, чем за 15 дней до даты принятия решения, при этом опубликовав:

  • требования к качеству, характеристикам товара или услуги;
  • нормы заполнения заявки;
  • требования к описанию предлагаемого товара и его свойств;
  • сроки и место поставок товара;
  • начальную и/или максимальную цену договора;
  • расчеты цены лота;
  • порядок подачи заявок и сроки их приема;
  • требования к участникам;
  • критерии и порядок оценки заявок.

Федеральный закон №223-ФЗ с последними изменениями на 2019 годЭлектронный аукцион позволяет заключить контракт быстрее и найти выгодное предложение

Далее организатор принимает заявки и может требовать дополнительные документы, если сведения нечитаемы или признаны неполными. Победитель должен предоставить заявку, в которой укажет сколько он потребует за работу (не ниже минимального порога), а также доказательства обеспечения контракта.

Важно! При выборе нескольких претендентов и наличии в Положении этого права заказчик может провести переторжку. Она заключается в том, что потенциальные партнеры должны предложить выгодные условия, из которых выбираются оптимальные.

223-ФЗ: электронная подпись

Для любого участника, будь-то заказчик или поставщик — потребуется электронная цифровая подпись. Она должна быть квалифицированной, что обеспечивает большую безопасность, но при этом площадку, на которой она будет использоваться, выбирает сам заказчик.

На данный момент оформление ЭЦП производится несколькими десятками организаций. Из документов потребуется только заявление, перечень личных документов должностного лица, оформляющего ЭЦП, а также правоустанавливающие бумаги организации, в том числе приказ о назначении руководителя.

ЭЦП используется при действиях заказчика на электронной торговой площадке, минимизируя риск вмешательства в процедуру и принятия неверных решений.

Читайте также:  Сроки проведения электронного аукциона по 44-фз: таблица для подготовительной и основной части процедуры

Обеспечение контракта согласно закону

В рамках содержания фз 223 о госзакупках, его последняя редакция от 2019 года, установлено, что заказчик сам может решать, как потенциальный участник обеспечит контракт. Это нужно, чтобы гарантировать исполнение контракта на высоком уровне, согласно с требованиями организатора торгов. Если в Положении не указан конкретный метод обеспечения, участник может выбрать его самостоятельно.

Гарантировать исполнение контракта можно в виде авансирования наличными средствами либо взяв банковскую гарантию. При выборе наличных деньги размещаются на счете заказчика и переходят ему при неисполнении условий. Если же контракт удачно закрыт и это отображено в акте приема-передачи — сумма возвращается исполнителю.

Федеральный закон №223-ФЗ с последними изменениями на 2019 годНаличие обеспечения позволяет отсеивать участников с несерьезными намерениями

Интересно! Банковская гарантия как один из методов обеспечения контракта может быть взята в большинстве финансовых учреждений. Сбербанк, ВТБ, Россельхозбанк и другие предоставляют такую услугу. Она представляет собой кредитные деньги, перечисляемые заказчику при невыполнении контракта по вине исполнителя.

Штрафы по 223-ФЗ для заказчиков

Для заказчиков, которые не выполняют требования законодательства и допускают закупки без проведения тендера либо нарушают порядок выбора, предусмотрены штрафные санкции. Если говорить о денежном взыскании — это административная ответственность, хотя для должностных лиц предусмотрена и уголовная. 223 ФЗ и его действующая редакция устанавливает следующие штрафы.

Перечень профессий Нормативный порядок выдачи
Строители сигнальная форма; перчатки; СИЗ лица и ушей; средства для сокращения воздействия вибраций
Водители рукавицы; теплый костюм; спецобувь
Грузчики комбинезоны; перчатки; куртки; брюки.
Торговые сотрудники косынки; перчатки; халаты
Сельскохозяйственные сотрудники перчатки; обувь; рукавицы.
Электротехнические работники диэлектрические спецперчатки; спецобувь; головной убор; верхняя спецодежда; термобелье для диэлектрики.

Существуют и другие штрафы, в том числе за неразмещение сведений о договорах, направление недостоверной информации в орган исполнительной власти и размещение сведений о договорах с нарушением сроков.

Внимание! Максимальная сумма штрафа для заказчика не превышает 500 000 рублей, в большинстве случаев она находится на уровне 100 тысяч рублей.

Нормы федерального закона 223-ФЗ устанавливают проведение торгов для госкорпораций и компаний с долей участия государства в уставном капитале более 50%. Правила, описанные в нем, предлагают более демократичные условия тендеров, чем в случае с госконтрактами по закону 44-ФЗ.

Федеральный закон №223-ФЗ с последними изменениями на 2019 годШтрафные санкции могут быть назначены только после проверки

Заказчики имеют право самостоятельно устанавливать условия, но при этом должны обеспечивать равенство для всех участников и выбирать самые выгодные предложения. В целом 223 фз, действующая редакция которого вполне демократична к участникам тендеров, предполагает и ответственность за его нарушение, поэтому процедура должна быть соблюдена.

Новые правила заполнения ежемесячной отчетности по 223-ФЗ: что изменилось с 1 октября 2021 — Право на vc.ru

С 1 октября 2021 года вступили в силу новые правила подачи ежемесячной отчетности по Закону №223-ФЗ. Изменения в Постановлении Правительства №908 коснулись порядка предоставления информации с учетом данных о закупках отечественных товаров и достижения заказчиками их минимальной доли.

{«id»:302480}

Новая форма предоставления отчетности теперь учитывает возможности ЕИС и объединяет в себе информацию как о конкурентных закупках, так и о закупках у единственного поставщика, а также о тех закупках, сведения о которых составляют гостайну.

Новые правила заполнения отчетности внесены Постановлением Правительства №814 от 27.05.2021 года. Этим же постановлением введены и другие изменения, которые также начнут действовать с 1 октября 2021 года.

В частности, установлены новые требования к содержанию протоколов при признании закупки несостоявшейся.

Об основных изменениях рассказывает эксперт учебного центра АО «ТЭК-Торг» Роман Чибисов.

По новым правилам заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, должен разместить в ЕИС:

• сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг, в том числе об общей стоимости договоров, информация о которых не внесена в реестр договоров в соответствии с частью 3 статьи 4.1 № 223-ФЗ;

• сведения о количестве и стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика;

• сведения о количестве и стоимости договоров, заключенных заказчиком с единственным поставщиком по результатам конкурентной закупки, признанной несостоявшейся (в зависимости от ПоЗ заказчика: конкурс единственной заявкой, допущена только 1 заявка, после отклонения всех заявок заказчик заключил договор с ЕП в соответствии с Положением о закупке).

«В соответствии с частью 19 статьи 4 Закона N 223-ФЗ заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает в ЕИС сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг, либо при отсутствии такой информации сведения обозначаются цифровым значением «0»».

(Письмо Минэкономразвития России от 07.04.2017 № Д28и-182)

В отчет необходимо включать сведения обо всех закупках, осуществленных в отчетном месяце, включая мелкие закупки стоимостью до 100/500 тысяч рублей.

Некоторые заказчики ошибочно полагают, что они вправе не включать в ежемесячный отчет мелкие закупки, основываясь на ч. 15 ст. 4 закона №223-ФЗ, в которой указано следующее: «Заказчик вправе не размещать на официальном сайте сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает сто тысяч рублей».

При этом ч. 19 ст.4 закона №223-ФЗ говорит о том, что заказчик размещает сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг.

Напомним, что сведения о закупке – это не то же самое, что сведения о количестве и общей стоимости договоров, поэтому включать закупки до 100/500 тыс. рублей в ежемесячный отчет необходимо.

Важные нюансы при оформлении ежемесячных отчетов:

• включается информация о договоре по дате заключения договора (если поставка по счету – по дате приемки/оплаты в зависимости от того, что произошло раньше);

• в отчетность включаются все договоры, в том числе закупки до 100/500 тыс., – даже те, которые не публикуются в ЕИС;

• штрафа за недостоверную информацию в отчетности нет;

• если не было закупок, необходимо составить нулевой отчет;

• договор без цены также включается в отчет (в таком случае заполняется отчет по счетам, а в конце года – коррекция, если необходимо).

Ежемесячная отчетность с 1 октября:

Заказчики формируют в ЕИС ежемесячный отчет по форме, утвержденной правительством (ПП РФ№908 с изменениями ПП РФ №814).

При этом не нужно прикреплять сканы всех договоров, чеков, накладных и т.д., достаточно указать общее количество заключенных договоров и общую сумму.

Порядок формирования отчетов и мониторинга закупок товаров российского происхождения:

1. Часть отчета формируется путем обработки информации из Реестра договоров не позднее 1-го числа месяца, следующего за отчетным, в ЕИС.

2. Не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, заказчик формирует и размещает в ЕИС отчет о договорах за отчетный месяц (ч. 19 ст. 4 Закона No 223-ФЗ, п.45, п.45.1 ПП РФ 908 в ред. ПП РФ 814):

— дополняет отчет сведениями о заключенных договорах, которые не публиковались в Реестре договоров;

— подписывает отчет усиленной квалифицированной подписью.

3. Не позднее 10 января каждого года заказчик размещает в ЕИС отчет о договорах за последний месяц отчетного года, содержащий информацию о совокупном объеме товаров РФ за отчетный год (ч. 19 ст. 4 Закона No 223-ФЗ, п.45.8 ПП РФ 908 в ред. ПП РП 814).

4. Информация о совокупном годовом объеме товаров РФ из отчетов доступна Минпромторгу и Минфину России посредством подсистемы мониторинга (ПП РФ 814).

Состав информации, включаемой в отчет о договорах (п. 45, 45.1 ПП РФ 908 в ред. ПП РФ 814):

1) договоры, подлежащие включению в реестр договоров;

2) договоры, не подлежащие размещению в ЕИС (ч.15 ст.4 Закона No 223-ФЗ);

3) закупки, не включаемые в реестр договоров по решению заказчика (п.1-3 ч.15 ст.4 Закона 223-ФЗ);

4) закупки у единственного поставщика, не размещаемые в ЕИС.

В новой форме ежемесячной отчетности предусмотрено 4 раздела:

· Раздел 1. Информация о заказчике

· Раздел 2. Сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки ТРУ за отчетный месяц

· Раздел 3. Сведения о закупках товара российского происхождения, в том числе товаров, поставленных при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг за отчетный месяц

· Раздел 4. Сведения о закупках товаров российского происхождения, в том числе товаров, поставленных при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг за отчетный год

Сведения, предусмотренные пунктами 1 — 3 части 19 статьи 4 № 223-ФЗ (далее — сведения о заключенных договорах), формируются автоматически в ЕИС не позднее 1-го числа месяца, следующего за отчетным, путем обработки информации, включенной в реестр договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки (то есть первая часть отчета формируется автоматически – заполняется информация из реестра договоров).

Вторая часть отчета формируется вручную заказчиком. Заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, включает в сведения о заключенных договорах предусмотренную настоящим Положением информацию в отношении закупок:

• сведения о которых не подлежат размещению в ЕИС в соответствии с частью 15 статьи 4 Федерального закона (гостайна, ГОЗ, Решение Правительства РФ);

• указанных в пунктах 1–3 части 15 статьи 4 Федерального закона, в случае принятия заказчиком решения о неразмещении сведений о таких закупках в ЕИС (закупки на суммы до 100/500 тыс. руб.);

• у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), если в соответствии с положением о закупке сведения о таких закупках не размещаются заказчиком в ЕИС.

Читайте также:  Банкротство физлица, если нет имущества: как проходит процедура? Особенности, этапы, сроки исполнения и последствия

Письмо Минфина от 10.09.2021 №24-03-08/73730:

Постановлением № 814 не устанавливаются переходные положения после вступления в силу изменений в Положении, в связи с чем с 1 по 10 октября 2021 г. размещаются Сведения за отчетный месяц сентябрь 2021 года.

Раздел 4 Сведений согласно примечанию 2 приложения к Положению предусматривает отражение информации за отчетный год накопленным итогом (в отличие от раздела 3 Сведений, который предусматривает отражение информации за соответствующий отчетный месяц).

При формировании Сведений в январе 2022 г. в раздел 4 Сведений включается информация суммарно за весь 2021 год.

Внесение изменений в отчет:

В случае внесения таких изменении в ЕИС размещается новая редакция сведении о заключенных договорах с указанием даты внесения таких изменении. Датой внесения изменении в сведения о заключенных договорах считается дата размещения в соответствии с настоящим Положением таких изменении в ЕИС.

Разберем отчетность по каждому разделу отдельно:

Информация в 1 разделе формируется автоматически в соответствии со сведениями, включенными в реестр заказчиков, зарегистрированных в ЕИС.

В графе 2 указывается предмет договора.

В графе 3 указывается код заключения договора:

Общее количество договоров заполняется в самом конце таблицы.

Первая и вторая строчка в отчете (Поставка балалаек и поставка ноутбуков) заполнились автоматически из реестра договоров. А третью закупку (поставка канцтоваров) заказчик внес в отчет самостоятельно вручную, используя функционал ЕИС.

В графе «ВСЕГО:» указываются соответственно общая стоимость (рассчитывается как сумма всех цен договора или максимальных значений цен договора) и количество заключенных договоров (указывается отдельными подстроками):

• закупок, сведения о которых не подлежат размещению в ЕИС в соответствии с частью 15 статьи 4 № 223-ФЗ (Гостайна, ГОЗ, по решению Правительства);

• закупок, указанных в пунктах 1–3 части 15 статьи 4 № 223-ФЗ, в случае принятия заказчиком решения о неразмещении сведений о таких закупках в ЕИС (до 100/500 тыс, финансовые услуги, аренда/купля/продажа недвижимости);

• закупок у ЕП, предусмотренных статьей 3.6 № 223-ФЗ;

• конкурентных закупок, признанных несостоявшимися (в связи с тем, что на участие в закупке подана только одна заявка и с участником, подавшим такую заявку, заключен договор, а также в связи с тем, что по результатам проведения закупки отклонены все заявки, кроме заявки, поданной участником закупки, с которым заключен договор закупки у ЕП по результатам несостоявшейся закупки).

В раздел 2 отдельными строками (с указанием в графе 2 Положения 223-ФЗ, являющегося основанием для осуществления закупки, и без заполнения граф 3 и 4) включается информация о количестве (в графу 6) и об общей стоимости (в графу 5) договоров, заключенных по результатам закупок:

• сведения о которых не подлежат размещению в ЕИС в соответствии с частью 15 статьи 4 Федерального закона (Гостайна, ГОЗ, по решению Правительства);

• указанных в пунктах 1–3 части 15 статьи 4 Федерального закона в случае принятия заказчиком решения о неразмещении сведений о таких закупках в ЕИС (100/500, финуслуги, аренда/купля/продажа недвижимости);

• у ЕП, если в соответствии с ПоЗ сведения о таких закупках не размещаются заказчиком в ЕИС (320 код).

Раздел №3 заполняется только в отношении товаров, приемка которых осуществлена в отчетном месяце.

Информация о договорах, не подлежащих включению в реестр договоров, заполняется заказчиком вручную.

Если проводились закупки товаров из перечня ПП РФ № 2013, то в графе 2 указывается информация о коде товара по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) и наименовании товара (в графе 3), в отношении которого установлена минимальная доля закупок товаров российского происхождения.

Такая информация указывается в соответствии с актом Правительства Российской Федерации, предусмотренным пунктом 1 части 8 статьи 3 223-ФЗ и устанавливающим минимальную долю закупок товаров российского происхождения в отношении товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), приемка которых осуществлена в отчетном месяце.

В графе 4 указывается размер минимальной доли закупок (в процентах) товаров российского происхождения в отношении товара, указанного в графе 3, в соответствии с актом Правительства Российской Федерации, предусмотренным пунктом 1 части 8 статьи 3 223-ФЗ и устанавливающим минимальную долю закупок товаров российского происхождения.

В графе 5 указывается информация о договорах на поставку товаров (работ, услуг): уникальные номера реестровых записей из реестра договоров, заключенных заказчиками, в отношении договоров, при исполнении которых в отчетном месяце в такой реестр включена информация о приемке товара (в том числе товара, поставленного при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), указанного в графе 3. Все договоры группируются по кодам ОКПД2 (в том числе закупки у ЕП и конкурентные закупки)

Также в графе 5 должно быть указание на наличие договоров, заключенных по результатам закупок, предусмотренных подпунктами «а» — «в» пункта 45(6) ПП РФ 908:

а) сведения о которых не подлежат размещению в ЕИС в соответствии с частью 15 статьи 4 Федерального закона (гостайна, ГОЗ, по решению Правительства);

б) указанных в пунктах 1 — 3 части 15 статьи 4 Федерального закона в случае принятия заказчиком решения о неразмещении сведений о таких закупках в ЕИС (до 100/500, финуслуги, аренда, купля-продажа недвижимости);

в) у ЕП (исполнителя, подрядчика), если в соответствии с ПоЗ сведения о таких закупках не размещаются заказчиком в ЕИС.

В графе 6 указывается стоимостной объем товаров (в том числе товаров, поставленных при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), указанных в графе 3, приемка которых осуществлена в отчетном месяце.

В графе 7 указывается стоимостной объем товаров российского происхождения (в том числе товаров, поставленных при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), приемка которых осуществлена в отчетном месяце.

Раздел 4 заполняется за последний месяц календарного года.

В 2021 году данные за сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь будут автоматически формироваться на основании данных из ежемесячных отчетов. Данные за предыдущие месяцы 2021 года будут формироваться аналогично механизмам формирования ежемесячных отчетов.

В 2022 году данные будут автоматически формироваться на основании данных из ежемесячных отчетов.

Письмо Минфина от 10.09.2021 N 24-03-08/73730:

«Сведения Раздела № 4 формируются с 1 по 10 января 2022 года в составе данных за декабрь 2021 года. Информацию о договорах следует указать накопленным итогом за весь 2021 год.

Если проводились закупки товаров из перечня ПП РФ № 2013 в течение года, то в графах 2 и 3 указывается информация о коде товара по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) и наименовании товара, в отношении которого установлена минимальная доля закупок товаров российского происхождения».

В графе 4 — размер минимальной доли закупок (в %) товаров российского происхождения в отношении товара, указанного в графе 3, в соответствии с ПП РФ 2013.

В графе 5 указывается информация обо всех договорах на поставку товаров (работ, услуг):

• уникальные номера реестровых записей из реестра договоров, заключенных заказчиками, в отношении договоров, при исполнении которых в соответствующем году отчетного месяца в такой реестр включена информация о приемке товара (в том числе товара, поставленного при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), указанного в графе 3;

• Указание на наличие договоров, заключенных по результатам закупок, предусмотренных подпунктами «а» — «в» пункта 456 настоящего Положения ПП 908 (Гостайна, ГОЗ, по решению Правительства РФ, 100/500, финуслуги, аренда/купля/продажа недвижимости).

В графе 6 указывается стоимостнои объем товаров (в том числе товаров, поставленных при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), указанных в графе 3, приемка которых осуществлена в календарном году отчетного месяца.

В графе 7 — стоимостнои объем товаров российского происхождения (в том числе товаров, поставленных при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), приемка которых осуществлена в календарном году отчетного месяца.

В графе 8 необходимо указать размер достигнутой доли закупок (в процентах) товаров российского происхождения (в том числе товаров, поставленных при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), который рассчитывается путем деления объема товаров, указанного в графе 7, на объем товаров, указанный в графе 6, и последующего умножения на 100.

Редакция пункта 45 Постановления №908 была изменена, и теперь установлен срок формирования части отчета – сведения о заключенных договорах (п. 1–3 ч. 19 ст.

4 Закона №223-ФЗ) включаются в него не позднее первого числа месяца, следующего за отчетным.

А не позднее десятого числа такого месяца отчет должен быть сформирован полностью и подписан ЭЦП уполномоченного лица заказчика и размещен в ЕИС.

Если не разместить отчетность, то штраф может составить от 2 до 5 тыс. руб. для должностных лиц и от 10 тыс. руб. до 30 тыс. руб. – для организаций (п. 4 ст. 7.32.2 КоАП).

  • Постановление Правительства РФ от 10.09.2012 №908 (формирование заказчиками ежемесячных отчетов)
  • Постановление Правительства РФ от 27.05.2021 №814 (мониторинг закупок)

Ежемесячная отчетность по 223-ФЗ. Изменения с 1 октября 2021

Ключевые изменения в 223 ФЗ в 2019 году

Ранее, в наших статьях, мы писали о том какие были внесены изменения в 44 ФЗ (закон о государственных и муниципальных закупках). В данной статье речь пойдет о 223 ФЗ с изменениями 2019 году. Напомним, что данный закон регламентирует закупочную деятельность следующих компаний, а именно:

  • Государственные и муниципальные унитарные предприятия;
  • Субъекты естественных монополий;
  • Компании, которые осуществляют регулируемые виды деятельности (электро- и газоснабжение, теплоснабжение, водоснабжение, очистка сточных вод и утилизации ТБО);
  • Компании, в которых доля Российской Федерации в уставном капитале превышает 50%;
Читайте также:  НДПИ: ставки, коэффициент КТД, порядок исчисления налога на добычу полезных ископаемых, образец заполнения декларации

Какие основные изменения закона 223 ФЗ вступили в силу с 1 июля 2019 года?

  1. Подготовлена нормативная база для создания новой категории заказчиков в целях исполнения и контроля обязательств перед обманутыми дольщиками согласно закону № 214-ФЗ. Данным вопрос будет регулировать Фонд субъектов РФ. По сути, данный Фонд будет выступать в роли застройщика. Фонд субъектов РФ будет проводить закупки в соответствии с 223 ФЗ.
  2. Для заказчиков, у которых доля РФ в уставном капитале превышает 50%, определение начальной максимальной цены контракта (далее – НМЦК) закупки с единственным поставщиком в сфере строительных работ и реконструкции, в том числе и капитальный ремонту и сносу, теперь имеет ряд особенностей, а именно:
  • Сметная стоимость таких работ должна проходить обязательное положительное заключение. Данная процедура отражена в ПП РФ № 427 от 18 мая 2019 года;
  • Проверка и оплата за выполненные работы по таким договорам проводиться не на основании сметных нормативов, а по цене, указанной по итогам проведения торгов;
  1. Заказчикам необходимо будет внести изменения в положение о закупках по 223 ФЗ с учетом новых требований и опубликовать до 1 января. В случае, если этого не будет сделано, то заказчик сможет проводить закупки по 44 ФЗ.
  2. Закупки для СМП, проводимые на конкурентной основе, должны быть только в электронной форме.
  3. Изменились и сроки подачи заявок на разные виды закупочных процедур. Для более удобного восприятия мы подготовили таблицу.

В случаях, если закупка проводится не для субъектов малого и среднего предпринимательства

Сроки подачи Электронный аукцион Открытый конкурс Запрос предложений Запрос котировок
Сроки подачи заявок Не менее 15 дней до окончания срока подачи заявок Не менее 15 дней до окончания срока подачи заявок Не менее 7 рабочих дней до окончания срока подачи заявок Не менее 5 рабочих дней до окончания срока подачи заявок

В случаях, если закупка проводится для субъектов малого и среднего предпринимательства

Сроки подачи Электронный аукцион Открытый конкурс Запрос предложений Запрос котировок
Сроки подачизаявок Если НМЦК не более 30 млн.руб, то срок подачи не менее 7 дней Если НМЦК не более 30 млн.руб, то срок подачи не менее 7 дней Если НМЦК не более 15 млн.руб, то срок подачи не менее 5 рабочих дней Если НМЦК не более 7 млн.руб, то срок подачи не менее 4 рабочих дней
Если НМЦК более 30 млн.руб, то срок подачи не менее 15 дней Если НМЦК более 30 млн.руб, то срок подачи не менее 15 дней

Таким образом, подобные изменения должны упростить 223 ФЗ о закупках у государственных компаний для участников закупок. Изменение закупки 223 ФЗ сделает участие в тендерах более удобным и прозрачным, а также содействует в борьбе с коррупцией.

Тем не менее существует еще большое количество недочетов, которые сложно объяснить, например, разграничение в календарных и рабочих днях по срокам подачи заявок на разные процедуры.

Многие эксперты сходятся во мнении, что в ближайшее время подача заявок 223 ФЗ будет существенно упрощена для малого бизнеса.

Госзакупки по 223-ФЗ: какие новшества для малого и среднего бизнеса действуют с 2019 года

Госзакупки по 223-ФЗ: какие новшества для малого и среднего бизнеса действуют с 2019 года

С этого года для поставщиков из числа средних и малых предприятий торги в рамках Закона № 223-ФЗ проводятся по тем же правилам, что и торги в рамках Закона № 44-ФЗ. Новшества значительно упрощают процедуру госзакупки и делают ее более прозрачной. Предполагается, что это позволит малому и среднему бизнесу получить еще больше заказов и увеличить объем выручки.

Бюджетные учреждения, которые закупают товар (работу, услугу) за счет грантов, средств субподряда или собственных средств, обязаны руководствоваться Федеральным законом от 18.07.11 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Закон № 223-ФЗ). Данный закон обязателен также для следующих категорий заказчиков:

  • организаций с долей участия государства выше 50%, их «дочек» и «внучек»;
  • субъектов естественных монополий (нефтегазовых компаний, РЖД и проч.);
  • компаний, которые занимаются регулируемыми видами деятельности (энергетикой, водоснабжением).

Для сравнения отметим: государственные или муниципальные учреждения, закупающие что-либо за счет средств бюджета, руководствуются другим законом. Это Федеральный закон от 05.04.13 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее Закон № 44-ФЗ).

Получить сертификат электронной подписи для работы в системе госзакупок через час

Какие поставщики и подрядчики относятся к малому и среднему бизнесу

При проведении госзакупок, в том числе в рамках Закона № 223-ФЗ, для субъектов малого и среднего предпринимательства (сокращенно СМиСП) действуют особые правила.

Напомним, что к данным субъектам относятся компании и предприниматели, которые соответствуют определенным критериям (см. «Минэкономразвития разъяснило, кто относится к субъектам малого предпринимательства»).

Эти критерии приведены в статье 4 Федерального закона от 24.07.07 № 209-ФЗ (см. таблицу ниже).

Критерии, по которым компанию или ИП относят к субъектам малого или среднего предпринимательства

КритерийЗначение для малого бизнесаЗначение для среднего бизнеса
Средняя численность работников за предшествующий год до 100 человек 101-250 человек
Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не более 800 млн. руб. не более 2 000 млн. руб.
Суммарная доля сторонних организаций, не являющихся малыми и средними предприятиями, в уставном капитале не более 49% не более 49%

Все организации и предприниматели, отнесенные к СМиСП, поименованы в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства. Чтобы подтвердить свою принадлежность к указанной категории, участнику торгов достаточно предоставить выписку из данного реестра. Получить ее можно бесплатно на сайте rmsp.nalog.ru.

Квоты для СМиСП

При закупках, проводимых в рамках Закона № 223-ФЗ, для субъектов малого и среднего предпринимательства установлены квоты. Так, госзаказчики обязаны закупать у СМиСП товары и услуги в объеме не менее 18 процентов от общего объема закупок.

При этом 15 процентов закупок необходимо производить строго среди представителей малого и среднего бизнеса. Такое правило закреплено в пункте 5 положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках (утв.

постановлением Правительства РФ от 11.12.14 № 1352).

Получается, что средние и малые предприятия могут принимать участие в любых закупках наравне с крупным бизнесом. Но у СМиСП есть и другая возможность — участвовать в тендерах, организованных исключительно для малого и среднего бизнеса. В таких закупках конкуренция меньше, поэтому шансы на победу выше.

Получать уведомления о торгах для малого и среднего бизнеса

Новые правила для СМиСП

Начиная с 2019 года, в закупках по Закону № 223-ФЗ, проводимых для субъектов малого и среднего бизнеса, действуют новые правила. Перечислим самые важные из них.

Торги проходят на тех же площадках, что и закупки по Закону № 44-ФЗ

Прежде для закупок в рамках Закона № 223-ФЗ не существовало перечня электронных торговых площадок (ЭТП), где разрешено проводить торги. Госзаказчик мог выбрать любую площадку со своим собственным порядком регистрации и работы. Для сравнения отметим, что тендеры по Закону № 44-ФЗ проходили только на восьми площадках, специально для этого отобранных.

С этого года закупки для СМиСП в рамках Закона № 223-ФЗ проводятся на тех же восьми площадках, что и торги по Закону № 44-ФЗ. Вот эти площадки:

  •  Сбербанк-АСТ;
  •  АГЗРТ;
  •  ЕЭТП;
  •  РТС-Тендер;
  •  Национальная электронная площадка;
  •  Российский аукционный дом;
  •  ЭТП ГПБ;
  •  ТЭК-Торг

Порядок регистрации и работы на указанных ЭТП строго регламентирован. Если тендер организован для представителей малого и среднего бизнеса, то площадка не вправе брать комиссию с участников. Исключение составляет только плата с победителя. Она равна 1% от начальной максимальной цены закупки, но не более 2 000 руб.

Для закупок у СМиСП используется один из четырех разрешенных способов

Раньше госзаказчики могли провести каждую закупку в рамках Закона № 223-ФЗ любым способом по своему выбору. Причем, конкурентные способы (например, конкурсы и аукционы) использовались крайне редко.

С 2019 года торги для СМиСП разрешено проводить при помощи четырех видов электронных процедур: аукциона, конкурса, запроса котировок и запроса предложений. Никакие иные виды торгов не допускаются.

Торги для малого и среднего бизнеса проходят строго в электронном формате

По устаревшим правилам госзаказчик, проводивший торги по Закону № 223-ФЗ, сам решал, в каком виде собирать предложения от поставщиков. Иногда он делал это по электронной почте, иногда в бумажных конвертах, а иногда при помощи ЭТП.

С этого года закупки по Закону № 223-ФЗ, организованные только для малых и средних предприятий, проходят исключительно в электронном виде. Это снизило риск поставщика ошибиться при подаче заявки, ведь все разрешенные ЭТП контролируют заявки в автоматическом режиме.

Правила проведения госзакупок строго регламентированы

В 2018 году и раньше правила торгов, проводимых в рамках Закона № 223-ФЗ, устанавливал сам заказчик. К примеру, он мог отменить результаты запроса котировок из-за того, что передумал закупать товар.

С 2019 года госзаказчик, который организовал торги для малого и среднего бизнеса, обязан придерживаться правил, установленных законом.

В частности, он вправе отменять закупку, только если не истек срок приема заявок, либо при форс-мажоре.

Есть и другие правила: необходимо продлевать срок подачи заявок, если что-то изменилось в закупочной документации, отвечать на запрос предложений в течение 3 рабочих дней с даты поступления запроса и проч.

Что теперь должны сделать поставщики и подрядчики

Субъектам МиСП, которые ранее участвовали в тендерах в рамках Закона № 44-ФЗ, новые правила уже знакомы. А вот тем, кто прежде принимал участие только в торгах по Закону № 223-ФЗ, предстоит совершить ряд действий.

Во-первых, зарегистрироваться в Единой информационной системе (ЕИС). После регистрации поставщик попадет в Единый реестр участников закупок (ЕРУЗ), и затем получит аккредитацию сразу на восьми торговых площадках (см. «С 2019 года вводятся новые правила регистрации для участия в госзакупках»). Получать доступ к каждой площадке по отдельности не требуется.

Во-вторых, открыть спецсчет. Это расчетный счет, который открыт в одном из банков, утвержденных правительством. На нем поставщик хранит деньги для обеспечения заявки. По запросу ЭТП банк будет блокировать и разблокировать нужное количество денег (см. «Спецсчета в системе госзакупок с октября 2018 года: что нужно знать поставщикам и подрядчикам»).

В-третьих, в случае победы заплатить площадке комиссию. Для СМиСП ее размер составляет 1% от начальной цены, но не более 2 000 руб. Некоторые площадки добавляют к этой сумме НДС. Обратите внимание: плата берется с победителя процедуры, даже если он уклонился от заключения договора (см. «Госзакупки: как изменились обеспечение заявки и комиссия для победителя торгов»).

Важно: отследить размещение информации о нужной закупке, можно в сервисе «Контур.Закупки». В нем поставщик (подрядчик, исполнитель) может настроить шаблоны запросов обо всех торгах по «своим» товарам (работам, услугам).

После этого поставщик будет оперативно получать на электронную почту уведомления о том, что на той или иной площадке появился интересующая его закупка.

Такой инструмент избавит поставщика от необходимости постоянно мониторить информацию и позволит оперативно реагировать на интересные ему закупки.

Подключиться к сервису «Контур.Закупки» В закладки Поделиться 2 709

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *