Дробление закупки по 44-фз: понятие, признаки, административная и уголовная ответственность, судебная практика

Дробление закупки по 44-ФЗ: понятие, признаки, административная и уголовная ответственность, судебная практика

Содержание

1. Искусственное дробление закупок по 44-ФЗ2. Ответственность за дробление закупок.

Дробление закупок представляет собой одну из махинаций заказчика, который «дробит» крупную сделку на несколько прямых контрактов, оформляемые с заранее выбранным поставщиком вне конкурентных состязаний.

1. Искусственное дробление закупок по 44-ФЗ

В рассмотренном ниже деле была установлена административная ответственность не только организатора торгов, но и поставщика.

26 октября 2018 на официальном сайте Генеральной прокуратуры было опубликовано извещение о привлечении к административной ответственности за согласие и соучастие в дроблении закупок поставщика.

По итогам судебного расследования соучастники (организатор торгов и подрядчик) были совокупно оштрафованы на сумму, превышающую восемьсот тысяч рублей.

Суд решил, что налицо преступный сговор должностного лица с подрядчиком.

  Хотите выиграть в запросе котировок?

            Воспользуйтесь нашими наработками! Мы поможем вам выиграть не менее трети котировок!

  Выиграть котировку

2. Ответственность за дробление закупок

Прокуратура Советского района города Ростова-на-Дону проверила закупки у единственного подрядчика в муниципальном казенном учреждении «Управление по благоустройству Советского района г. Ростова-на-Дону». По факту проверки следователями было установлено нарушение заказчиком законодательных норм, защищающих справедливую конкуренцию.

Суть дела состоит в том, что в 2017 году МКУ «УБ Советского района г. Ростова-на-Дону» и ЗАО «Зеленстрой» без размещения уведомления о закупке в ЕИС, не организуя процедуру государственной конкурентной закупки, подписали муниципальные контракты о выполнении работ по благоустройству территории Советского района г. Ростова-на-Дону на общую сумму более пяти с половиной миллионов рублей.

По совокупности правонарушений части 4 статьи 14.32 Административного кодекса России УФАС по Ростовской области привлекло казенное учреждение вместе с директором к административной ответственности, а прокуратура возбудила судебное дело.

Помимо штрафа было решено дисквалифицировать директора МКУ за картельный сговор, дело передано в Арбитражный суд Ростовской области.

Скачать Определение Арбитражного суда

Дробление закупки по 44-ФЗ: понятие, признаки, административная и уголовная ответственность, судебная практика

Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства.

Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера.

Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!

Обратно к списку

Признаки картельного сговора

Свободная конкуренция — важное условие развития рыночной системы и экономики страны. Только в условиях честной конкуренции у хозяйствующих субъектов есть мотивация оптимизировать производства, повышать эффективность, работать над снижением стоимости ТРУ и повышением их качества.

В том, чтобы принципы свободной конкуренции повсеместно соблюдались, заинтересованы как сами участники рынков, так и потребители ТРУ, поэтому на защиту конкуренции направлены усилия и законодателя, и уполномоченных государственных органов.

Участники картельного — это игроки одного и того же рынка, которые, вместо того чтобы честно конкурировать на нем, формируют договоренности, которые позволяют им работать на этом рынке, реализовывать ТРУ и получать прибыль, не прилагая усилий, чтобы на нем удержаться. Договоренность направлена на:

  • поддержание определенного уровня цен на рынке;
  • устранения отдельных участников с рынка;
  • передел сфер влияния на рынке.

Картельный сговор возможен на рынке любых ТРУ и всегда незаконен, но особого внимания заслуживают картели, работающие в сфере госзакупок; к таковым относятся:

  • картельный сговор между заказчиком и подрядчиком, когда заказчик стремится отдать контракт на исполнение не выбранному на честном тендере победителю, а компании, с которой заранее достигнута договоренность;
  • договоренность между несколькими участниками тендера.

Говоря о том, что такое картельный сговор по 44-ФЗ и чем он опасен, важно помнить, что по закону о контрактной системе расходуются не собственные средства заказчика, а бюджетные деньги.

Конкуренция на тендерах — это не только способ для заказчика получить наилучший товар, работу или услугу, но и сэкономить государственные деньги.

Картельный сговор на госзакупках способствует не только снижению качества поставляемых ТРУ, но и неэффективному расходованию бюджетных средств, что наносит ущерб как экономической, так и политической системам страны.

В сфере госзакупок изобретено множество схем картельного сговора:

  • широко известна форма картельного сговора «таран», предполагающая договоренность двух участников тендера против остальных. Первый участник сильно снижает сумму будущего контракта относительно НМЦК, заставляя добросовестных участников покинуть торги, поскольку для них это становится невыгодно. В конце торга свою цену предлагает второй участник договоренности, который относительно НМЦК снижает незначительно. В итоге в тендере остается два участника, заявки которых поступают на рассмотрение заказчику. В результате рассмотрения выясняется, что заявка первого, «тарана», не соответствует требованиям, и победителем признается второй заговорщик, чье предложение незначительно ниже НМЦК. В результате заказчик вынужден заключить контракт с не самым лучшим из претендентов, да еще и не по самой оптимальной цене;
  • нередко участники тендера договариваются между собой не снижать значительно цену тендера, из-за чего не достигается одна из задач закупочной системы — экономия бюджетных средств;
  • некоторые договоренности реализуются еще до начала непосредственно тендера: компании, работающие на одном рынке, договариваются, что не станут подавать заявки на одни и те же тендеры — это фактический передел рынка на сферы влияния.

Нередко участником становится сам заказчик:

  • манипулирует с закупочной документацией, формулируя ее таким образом, что «случайная» компания заведомо не выполнит предъявленные условия;
  • на этапе проведения тендера отсеивает неугодные компании по надуманным поводам.

Как распознать сговор: признаки картеля

Распознать признаки картеля на торгах не всегда просто: схемы взаимодействия заговорщиков модернизируются, и часто совершаемые ходы не очевидны для стороннего наблюдателя. Заказчик подозревается в сговоре с одним из участников при наличии таких маркеров, как:

  • документация о закупке сформулирована витиевато, в ней много мелких, не вполне обоснованных и нетривиальных требований к заявкам;
  • наличие требований, которые в области применения закупаемых ТРУ не являются обычными и обязательными, особенно важно обращать внимание на требования или сочетания требований, которые объективно способна выполнить только одна компания — верный признак того, что ее интересы заказчик лоббирует;
  • сложные условия исполнения контракта, например, заказчик заявляет слишком маленькие сроки исполнения — нередко это говорит о том, что по факту ТРУ заказчику уже поставлены, и теперь он стремится только легализовать это с помощью формальной процедуры;
  • слишком маленькая НМЦК — расчет на то, что добросовестные участники не заинтересуются процедурой и не придут на нее.

Уличить участников в договоренности можно, если имеются такие признаки картельного сговора в госзакупках, как:

  • значительное снижение НМЦК в начале процедуры — признак «тарана»;
  • странные действия игроков, невыгодные решения с их стороны;
  • необоснованно отсеиваются добросовестные участники;
  • одна и та же команда участников кочует из одного тендера в другой.

Борьба с картелями — важный аспект государственной политики, и российский законодатель это осознает. В настоящий момент рассматривается инициатива по ужесточению этой борьбы, в частности, созданию цифрового реестра картелей.

Компании, внесенные в него, не смогут участвовать в государственных тендерах.

Картели — это не специфическая российская проблема, для противодействия картельным сговорам на торгах за рубежом создаются специальные госорганы, такие как Федеральное ведомство по картелям в Германии.

Как пожаловаться в ФАС

Первым органом государственной власти, который рассмотрит дело о картельном сговоре, является Федеральная антимонопольная служба; борьба с картелями — это сфера ее непосредственной компетенции.

Сообщать в ФАС об обнаруженном картеле можно:

  • с помощью официального письменного обращения, отправленного по почте или принесенного лично в приемную госоргана. Особых требований к такому обращению не предъявляется, оно составляется в свободной форме, важно указать в нем адресата, заявителя, подробно изложить факты и подозрения и подкрепить документами, если таковые имеются;
  • воспользоваться формой обратной связи на сайте ведомства, такие обращения рассматриваются как официальные.

Пример жалобы в ФАС на картельный сговор:

Дробление закупки по 44-ФЗ: понятие, признаки, административная и уголовная ответственность, судебная практика

Если пропущен срок обращения в ФАС, либо если решение ФАС не устраивает кого-то из участников дела, вопрос передается на рассмотрение арбитражного суда — судебная практика по картельному сговору по 44-ФЗ велика и разнообразна. Суды решают вопрос о наличии или отсутствии картельной договоренности между компаниями по ряду прямых или косвенных признаков:

  • анализируются IP-адреса, с которых компании подают заявки, если адреса совпадают, это один из аргументов в пользу наличия картели;
  • история взаимоотношений: если компании часто участвуют в одних и тех же закупках и ведут себя схожим образом — это настораживает;
  • настораживают и денежные транзакции между подозреваемыми компаниями или обнаружение документов одной из них в офисе другой.

Например, вынося решение по делу №А10-3052/2018, суд усмотрел в действиях фигурантов признаки схемы «таран».

Суд пришел к выводу, что три участника закупки вступили в картельный сговор: двое из них изобразили видимость борьбы и снизили цену контракта на 90%, но их заявки содержали ошибки, из-за чего контракт с ними не заключили. Победителем стал третий участник, который получил контракт при минимальном снижении НМЦК.

Еще одно показательное решение вынес Арбитражный суд Свердловской области по делу №А60-47465/2018. В процессе была рассмотрена история 17 аукционов, в которых принимали участие компании, подозреваемые в сговоре.

По итогам анализа всех процедур суд пришел к выводу, что в каждом из них фигуранты действовали сообща и в интересах друг друга. Мало того, установлено, что участники действовали с одного и того же IP-адреса и одним и тем же сотрудником.

Такое поведение признано картельным сговором.

Штрафы за картель

Участникам картельного сговора грозит административная, а в некоторых случаях и уголовная ответственность. Административная предусмотрена ст. 14.32 КоАП РФ:

  • для должностных лиц штраф от 20 000 до 50 000 рублей или дисквалификация от одного года до трех лет;
  • на юридических лиц — от 0,03 до 0,5 размера суммы НМЦК, но не менее 100 000 рублей.
Читайте также:  Журнал «Вестник государственной регистрации»: порядок публикации сведений о ликвидации юридических лиц

Уголовная ответственность наступает по ст. 178 УК РФ в случаях, если действия заговорщиков повлекли крупный или особо крупный ущерб. В этом случае в качестве санкции возможны:

  • принудительные работы до 5 лет;
  • лишение права занимать определенные должности до 3 лет;
  • лишение свободы до 6 лет с лишением права занимать определенные должности от 1 до 3 лет, либо без него;
  • штраф до 1 000 000 рублей или без него.

Если ущерб причинен в крупном размере, срок давности картельного сговора — 2 года с момента совершения преступления; для особо крупных размеров срок давности составляет 6 лет.

Дробление закупок: когда можно, а когда запрещено | Контур.Закупки

Дроблением закупки называют искусственное разделение одного контракта на несколько более дешевых таким образом, чтобы их можно было заключить без конкурентной процедуры.

Например, вместо одного контракта стоимостью 600 тыс. рублей заказчик решает заключить 6 контрактов по 100 тыс.

Каждый из контрактов укладывается в рамки малой закупки и заключается напрямую с поставщиком.

Зачем заказчики дробят закупки

Преимущества заключения контрактов напрямую очевидны. Их несколько:

  • не нужно готовить закупочные документы, что существенно экономит время и снижает трудозатраты при подготовке к заключению контракта;
  • не нужно выжидать положенные по процедуре сроки;
  • можно заключить контракты с удобным поставщиком.

Например, заказчику требуются какие-то товары для обеспечения работы офиса — бытовая химия, канцелярские принадлежности и так далее.

Если он будет проводить аукцион, то нужно будет подготовить документацию, обосновать начальную цену, рассчитать сроки, когда процедура может быть проведена, а после заключения контракта отчитаться об этом. То есть процедура предстоит довольно серьезная и длительная.

В противовес этому заключение контракта с единственным поставщиком не требует всего перечисленного выше. Даже обосновывать цену придется лишь том случае, если у проверяющих возникнут вопросы.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

К тому же потребность в товарах, как правило, часто возникает не сразу. Так почему бы заказчику не приобретать их по мере надобности? Те же канцелярские принадлежности он может закупать ежемесячно, а не запасаться ими сразу на весь год.

Закон 44-ФЗ не содержит формального запрета на такой подход. То есть заказчик может заключить несколько контрактов с одним и тем же поставщиком на схожий объект закупки. Но это должно быть обосновано.

Надо отметить, что нередко заказчики прибегают к искусственному разделению одного контракта на несколько мелких, чтобы упростить себе жизнь.

Это считается злоупотреблением, ведь закон о госзакупках ставит во главу угла конкуренцию и экономию.

Весьма вероятно, что при приобретении крупной партии товара путем аукциона или конкурса вместо заключения нескольких мелких контрактов с одним поставщиком заказчик мог бы получить более выгодные цены. Поэтому у проверяющих могут возникнуть претензии.

Как контролеры делают вывод о дроблении

С большой долей вероятности подозрение вызовут закупки малого объема, которые имеют такие признакам:

  • контракты заключены с одним поставщиком;
  • между датами их заключения прошло непродолжительное время;
  • все контракты предполагают поставку одного и того же объекта закупки.

Однако даже если все условия выполняются, это не значит, что дробление было искусственным. Возможно, на это у заказчика были весомые причины. Главное — грамотно пояснить проверяющим, почему было заключено несколько контрактов.

В качестве обоснования можно сослаться, например, на отсутствие подходящих помещений для хранения большой партии товара. В особенности если ему требуются определенные условия — температура воздуха, влажность и так далее. Поэтому заказчик решил приобретать товар по мере возникновения потребности и тут же его использовать.

Ответственность

Если все же проверяющие решат, что заказчик неправомерно раздробил закупку и ушел таким образом от конкурентной процедуры, не избежать ответственности. Причем это не только штраф в рамках КоАП РФ за неправильный выбор способа определения поставщика. Виновное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности.

Например, контрактный управляющий вместо проведения аукциона решил разделить большой контракт на мелкие и заключил их с одним поставщиком.

Контролеры могут заподозрить, что этот специалист имел личную заинтересованность в том, чтобы заключить контракты с конкретным исполнителем.

Такое преступление может быть квалифицировано как злоупотребление в сфере закупок или превышение должностных полномочий.

В одном из прошлых материалов мы подробно рассказали о мерах уголовной ответственности за нарушения в сфере госзаказа. Рекомендуем ее прочитать очень внимательно.

Здесь лишь упомянем, что в зависимости от тяжести преступления нарушителю грозит крупный денежный штраф, исправительные работы или лишение свободы.

Также виновное лицо может быть лишено права занимать определенные должности.

Риски для поставщика

Если речь о сговоре и подкупе представителя заказчика, то не избежит ответственности и поставщик. Виновное лицо будет привлечено к уголовной ответственности и также рискует получить немалый срок.

Но даже если поставщик не замешан в сговоре с заказчиком, дробление закупки для него все же несет риск. Заключается он в том, что исполнителю могут попросту не заплатить.

Ряд мелких одноплановых закупок привлечет внимание контролирующего органа, последует проверка, в результате которой действия заказчика могут быть признаны неправомерными.

Это придет к тому, что заключенные контракты могут быть признаны недействительными, и выплаты по ним произведены не будут.

Случаи из практики судов

Как наивысшая подтверждается судебной практикой. Есть определение Верховного суда от 7 ноября 2017 года № 308-ЭС17-15 799. В котором УЗИ признают ничтожными контракты, заражен заключенные с нарушениями закона 44-ФЗ.

Суть в следующем. Орган муниципальной власти заключил несколько контрактов с единственным поставщиком на выполнение проектных работ. Поскольку поставщик не получил оплату в срок, то вынужден был подать иск.

Суд первой инстанции обязал муниципалитет оплатить проделанную работу, однако заказчик с этим не согласился. Дело пошло в вышестоящие инстанции. В итоге судьи пришли к выводу, что заказчик неправомерно раздробил закупку, и контракты были признаны недействительными.

В итоге исполнитель работу проделал, но остался без оплаты.

Дополнительно рекомендуем прочитать статью, в конце которого приведен пример из практики ФАС, когда закупку признали раздробленной.

Дробление закупки по 44-ФЗ: цена и степень риска подобной выгоды

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

Из этой статьи вы узнаете:

  • Преимущества дробления закупок по 44-ФЗ для заказчика
  • Про искусственное дробление закупок в законодательстве
  • Ответственность заказчика за дробление закупок по 44-ФЗ
  • Ответственность поставщика за искусственное дробление закупки по 44-ФЗ
  • Пример решения ФАС за дробление закупки до 100 тысяч по 44-ФЗ
  • Судебную практику по части дробления закупок по 44-ФЗ

Для дробления закупки по 44-ФЗ заказчик искусственно разделяет один контракт на несколько других с более низкой ценой. Это позволяет избежать конкуренции на торгах, поскольку малые закупки в размере 100 тысяч рублей заключаются с поставщиком напрямую, что сразу же избавляет заказчика от необходимости участия в аукционе.

Закон 44-ФЗ не запрещает дробления закупки.

Однако возникает риск претензий со стороны антимонопольных служб, которые могут прийти к выводу, что эта процедура производится умышленно, чтобы избежать конкурентных закупок.

В этом случае для заказчика предусмотрена ответственность. Если вы не хотите потерять возможность участия в госзакупках и не понести наказание за подобные действия, обязательно прочитайте нашу статью до конца.

Преимущества дробления закупок по 44-ФЗ для заказчика

Дробление договора может быть признано контролирующей инстанцией намеренным, если покупатель изначально представлял себе, какова полная потребность в данной продукции. Кроме того, не существовало препятствий для приобретения товара без разделения партии на части.

Дробление закупки по 44-ФЗ – что это такое? Нужно понимать, что речь идет о подходе, выгодном заказчику. Ведь за счет использования неконкурентного формата ему удается значительно сократить временные затраты на:

  • организацию рыночных исследований;
  • запрос цен у исполнителей;
  • обоснование НМЦК;
  • подготовку закупочной документации;
  • составление отчетов об итогах выполнения работ по договору;
  • рассмотрение жалоб в ФАС, так как они отсутствуют.

Однако нужно понимать, что всегда высока вероятность обнаружения проверяющими признаков дробления в подобных закупках по 44-ФЗ. Тогда покупателя ждет административная или более серьезная ответственность. Дело в том, что право на приобретение ТРУ в неконкурентном формате дается только в ряде ситуаций, зафиксированных действующим законодательством.

Про искусственное дробление закупок в законодательстве

Ранее Федеральный Закон № 94 не позволял отказываться от конкурентного формата при выборе исполнителя. Допускалось неоднократно приобретать у одного поставщика одноименные товары за квартал, но лишь при условии, что не нарушаются установленные лимиты. Перечисленные правила отсутствуют в используемом на данный момент законе 44-ФЗ.

В соответствии с актуальными нормами в сфере закупок, при использовании внеконкурентного формата не реализуются принципы эффективности, бюджетной экономии, результативности. По этой причине проверяющие уделяют особое внимание сделкам с признаками дробления закупок по 44-ФЗ.

За дробление закупки по 44-ФЗ ответственность в виде денежных штрафов предусмотрена КоАП РФ. Ограничение конкуренции либо ошибочный выбор формата торгов влечет за собой наложение штрафных санкций в 50 000 рублей.

Ответственность заказчика за дробление закупок по 44-ФЗ

Контролирующая инстанция может прийти к заключению, что закупка была намеренно раздроблена во избежание проведения конкурентной процедуры. В таком случае покупателю грозит указанный выше штраф или привлечение к уголовной ответственности.

Читайте также:  Как заплатить налог на землю, если не пришла квитанция?

Допустим, контрактный управляющий раздробил один договор на несколько мелких, после чего подписал их с одним продавцом. Проверяющие могут решить, что здесь имела место личная заинтересованность представителя покупателя.

Тогда действия по дроблению закупки по 44-ФЗ будут приравнены к злоупотреблению либо превышению контрактным управляющим его должностных полномочий. В результате нарушителя ждет серьезный денежный штраф, исправительные работы либо лишение свободы – все зависит от степени тяжести нарушения.

Не менее важно, что такого специалиста могут лишить права занимать некоторые должности.

Так, за заранее согласованное вознаграждение контрактный управляющий может заменить торги на полмиллиона рублей на пять договоров с единственным поставщиком, каждый из которых не будет превышать 100 000 рублей.

Наказание последует только в том случае, если проверяющие установят, что представитель заказчика заинтересован в дроблении закупки по 44-ФЗ.

Практика показывает, что суды иногда выносят решение о применении уголовного наказания к должностному лицу, которое при выборе способа определения продавца исходил из собственной выгоды, то есть госконтракты заключались при наличии договоренностей с поставщиками.

В соответствии с нанесенным ущербом налагается штраф за дробление закупок по 44-ФЗ, принудительные работы, лишение свободы. По закону, ущерб может считаться крупным (в пределах 2,25–9 миллионов рублей) либо особо крупным, то есть свыше 9 миллионов.

Ответственность для поставщика за искусственное дробление закупки по 44-ФЗ

Поставщик понесет ответственность, если выявлен сговор, подкуп представителя другой стороны соглашения. Виновного ждет уголовная ответственность, при этом есть вероятность, что суд вынесет приговор о лишении свободы на значительный срок.

Нужно понимать, что разделение договора на части является рискованным для исполнителя, даже когда отсутствует сговор с заказчиком.

После того как проверяющие обратили внимание на ряд мелких закупок, организуется проверка – действия заказчика могут быть признаны неправомерными, а подписанные контракты будут аннулированы.

Без заключенного контракта поставщику нет смысла надеяться на получение оплаты поставленных ТРУ.

Пример решения ФАС за дробление закупки до 100 тысяч по 44-ФЗ

В сферу ответственности антимонопольной службы входит рассмотрение закупок с искусственным дроблением. В результате ее работы немалое количество договоров признано незаконными.

К примеру, организация заключила 62 отдельных соглашения с целью приобретения 12 отдельных модулей для автоматизированной информационной системы (АИС) и 50 рабочих мест для сотрудников. Все договоры были подписаны с одной компанией.

По инициативе ФАС проведена подробная проверка описанных действий. В результате было сделано заключение, что изначально предметом закупки служила именно АИС, а не ее составляющие.

Стоимость системы не позволяла покупателю осуществить дробление закупки – по 44-ФЗ он должен был использовать один из конкурентных способов.

Суд наложил взыскание за неправильный выбор способа установления исполнителя.

Нужно понимать, что окончательное решение о правомерности действий покупателя выносит суд. Нередко судьям приходится рассматривать обращения заказчиков, желающих оспорить штраф, который был выписан после расследования ФАС. Однако если имело место ограничение конкуренции, судебные инстанции чаще принимают сторону антимонопольной службы.

Судебная практика по части дробления закупок по 44-ФЗ

Иногда разделение закупки действительно удобно.

Но чтобы не попасть в неприятное положение, заказчику рекомендуется заранее просчитать все возможные варианты развития событий, ведь если проверяющие признают все договоры ничтожными, покупателя ждет немалый штраф.

Для продавцов дробление очень рискованно. Гражданский кодекс РФ позволяет относить подобные сделки к ничтожным и лишать действующие договоры законной силы. Все это приводит к тому, что в связи с отсутствием контракта, заказчик может не оплачивать предоставленные ТРУ.

В качестве иллюстрации рассмотрим решение Арбитражного суда, по которому закупка двух партий компьютеров менее чем на 100 тысяч рублей у одного поставщика была названа незаконной. На заказчика была наложена административная ответственность за отказ от использования конкурентных торгов, а контракты потеряли свою юридическую силу.

Согласно определению Верховного суда от 7.11.2017 г. № 308-ЭС17-15 799, ничтожными являются договоры, при заключении которых был нарушен закон 44-ФЗ.

Допустим, подписан ряд договоров с единственным исполнителем, по которым тот должен осуществить конкретные работы. Не получив оплату в установленный срок, поставщик обратился в суд.

Суд первой инстанции обязал заказчика расплатиться, но ситуация не изменилась, поэтому дело перешло к вышестоящим инстанциям. Дробление закупки по 44-ФЗ было признано противоречащим существующим нормам, а соглашения – недействительными. Инициировавший судебное разбирательство исполнитель так и не смог получить деньги за проделанную работу.

Нужно понимать, что не во всех случаях такой формат работы является противозаконным. Иногда к нему приходится прибегать в связи с объективными обстоятельствами. Если заказчик не согласен с решением ФАС об искусственном разделении закупки и наложенным штрафом, ему необходимо подать жалобу в суд.

Опасности участия в малых закупках, которые имеют признаки «дробления»

Какие признаки свидетельствуют о дроблении государственных закупок? Почему поставщику необходимо избегать раздробленных контрактов? Эти и другие вопросы будут освещены в этой статье

Статья ответит на следующие вопросы: какие признаки свидетельствуют о дроблении государственных закупок, когда в госзакупке нет нарушения, а когда его можно найти, и почему поставщику необходимо избегать раздробленных контрактов.

Что такое «дробление» закупки?

«Дробление» закупки — это ситуация, в которой заказчик вместо размещения заказа путем проведения одной конкурентной закупки искусственно делит ее на несколько закупок малых объемов и заключает договора с единственным поставщиком.

Плюсы: поставщик известен заранее, быстрое заключение договора. Минусы: нужно учитывать лимиты заказчика, а если договора заключены в одно время аналогичные товары (работы, услуги) по нескольким договорам — их могут признать притворной сделкой, не подлежащей оплате.

Ограничивает ли закон «дробление» закупок?

В соответствии с прежними правилами государственного заказа, закупать одноименные товары (услуги, работы) у единственного поставщика в течение квартала можно было лишь в установленном размере. Одноименными считались предметы закупки, относящиеся к одной номенклатурной группе. Госзаказ с одноименными товарами в целях ухода от конкурентной процедуры дробить было нельзя.

Сейчас это правило отменили. Контракты на сумму до 100 тысяч рублей с единственным поставщиком могут заключать все заказчики, но в пределах установленного лимита. Лимит, в соответствии с Законом № 44 (пункт 4, часть 1, статья 93), можно выбрать самостоятельно:

  • либо не более 2,0 млн. рублей за один год;
  • либо не более 5,0 % от СГОЗ, но не более 50,0 млн. рублей.

Некоторым заказчикам Закон № 44 (п. 5, ч. 1, ст. 93) дает возможность проводить закупки у единственного поставщика в сумме не более 400 тысяч рублей. Условие одно: не более половины от всего СГОЗ, при этом не более чем на 20,0 млн. рублей.

Других ограничений для проведения малых закупок не предусмотрено. Но есть принцип из статьи 8 Закона № 44-ФЗ: он запрещает заказчику ограничивать конкуренцию.

А несколько закупок у единственного поставщика прокуроры и ФАС могут расценить как попытку уйти от конкурентной процедуры. В соответствии со статьей 170 ГК (ч.

2), раздробленные госзакупки признают притворными сделками.

Признаки искусственно раздробленных закупок

Раздробленные закупки, проводимые у единственного поставщика, контролеры и прокуроры признают в следующих случаях.

  • Заключение нескольких государственных контрактов на малые закупки проведено в один день либо в короткий промежуток времени. При этом количество договоров не имеет значения. В подобном случае контракты, как правило, имеют одинаковые сроки исполнения.
  • Госконтракты на малые закупки заключаются периодически. При этом заказчику известно о потребности наличия товара в течение года, а также нет технологических либо экономических препятствий для проведения конкурентной процедуры на закупку всего объема.

Имеются дополнительные признаки, которые могут усилить подозрения контролеров. Чем больше при проверке их будет выявлено, тем выше риск заведения дела.

  • Закупка проводится заказчиком у одного поставщика, а рынок закупаемого товара является конкурентным.
  • Закупаемые товары (услуги, работы) являются идентичными либо закупкой достигается единая хозяйственная цель.
  • Цена контрактов максимально приближена к ценовому пределу в соответствии с Законом № 44 (пункты 4 либо 5, часть 1, статья 93).
  • Условия госконтрактов одинаковы.

Чаще всего встречается ситуация (и проще всего доказуема как дробление закупки), когда нарушения фиксируются по признаку «одной и той же даты – одного и того же товара и одного и того же поставщика».

Мнение регулятора контрактной системы

Стоит избегать контрактов, заключенных по пунктам 4,5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44 с одними и теми же поставщиками.

Дробление закупок у едпоставщика. Судебная практика

Заказчик дробит закупку, когда умышленно разбивает один крупный заказ на несколько мелких – заключает несколько контрактов в рамках малых закупок.

Например, заказчик подписывает несколько контрактов до 100 000 руб. с одним и тем же поставщиком. Общая стоимость контрактов превышает 100 000 руб. При этом учреждение заранее знает потребность в продукции и нет препятствий к тому, чтобы провести конкурентную процедуру и заключить один контракт.

В тексте Закона № 44-ФЗ нет термина «дробление закупки». Также законодатель не установил прямой запрет заключать несколько контрактов до 100 000 и до 400 000 руб. с одним и тем же поставщиком. Главное – учесть лимиты. При этом контрактная система работает на принципах эффективных и экономичных закупок. Заказчики, которые искусственно дробят закупки, не всегда соблюдают упомянутые принципы.

Признаки дробления закупок:

  1. Несколько контрактов заключили в один и тот же день либо с небольшим промежутком времени
  2. Объекты закупок – товары, работы и услуги, которые функционально или технически дополняют друг друга
  3. Объекты закупки – одноименные товары, работы или услуги
  4. Несколько контрактов заключили с одним и тем же поставщиком
  5. Рынок товаров, работ, услуг не закрыт и не ограничен

Позиция судов

Решения судов по делам о дроблении закупок разнообразны. Если при рассмотрении дела судья  находит признаки дробления закупки, наказания не избежать.Так, министерство заключило восемь контрактов на поставку спортинвентаря для стадиона школы.

Отдельными контрактами закупили футбольные ворота, баскетбольные щиты и стойки, волейбольный комплект, комплект хоккейных ворот, сетчатые ограждения хоккейной коробки, стойки крепления шайбоуловителя хоккейной коробки. Общая стоимость контрактов составила 762 400 руб.

Все восемь сделок заключили в один день.

Прокуратура посчитала действия заказчика нарушением и обратилась в УФАС. Контролеры решили, что заказчик нарушил статью 16 Закона № 135-ФЗ. Дело дошло до суда. Судьи согласились с прокуратурой и антимонопольной службой.

Судьи пояснили: в пункте 4 части 1 статьи 93 нет ограничений по количеству контрактов, однако норма предусматривает возможность провести малую закупку, когда конкурентная процедура нецелесообразна, поскольку организационные затраты не отвечают стоимости закупки. Искусственное дробление единой закупки на множество мелких до 100 000 руб. с целью избежать публичных процедур не отвечает целям малых закупок.

Предметом всех контрактов была поставка различного вида спортивного оборудования для одного стадиона. У поставленных по контрактам товаров идентичные признаки по эксплуатационному назначению – оборудование предназначено для спортивных игр. Фактически все контракты образуют единую сделку.

Читайте также:  Банкротство застройщика при долевом строительстве: порядок действий и сроки подачи заявления

Суды установили, что на момент подписания контрактов у министерства была необходимость в поставке спортинвентаря на общую сумму 762 400 руб. Препятствий к тому, чтобы своевременно провести конкурентную процедуру, суды не выявили. У заказчика было достаточно времени на закупку.

Лимиты довели 17 июля, а оборудование требовалось к началу учебного года, то есть к 1 сентября. Рынок услуг по поставке спортивного оборудования на территории заказчика и других субъектов не закрыт и не ограничен.

Из-за закупки у едпоставщика бюджетные деньги потратили неэффективно (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17.04.2018 № Ф01-1056/2018).

Подобное дело рассмотрел и Верховный суд республики Марий Эл. В течение двух дней заказчик заключил два контракта до 100 000 руб. на капитальный ремонт котла котельной школы. Суды решили, что предмет и цель контрактов тождественны (дело от 15.01.2018 № 7р-19/2018).

Другие примеры дробления закупок: решение Пермского краевого суда от 23.10.2017 по делу № 7-2041-2017(21-1283/2017), постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17.04.2018 по делу № А38-7831/2017.

Однако есть вероятность, что суды встанут на сторону заказчика и отменят решение ФАС взыскать штраф. Например, когда предмет контракта совпадает, но по условиям сделки работы, услуги или товары отличаются.

Пример 1. Заказчик заключил несколько контрактов с одним и тем же физлицом на закупку юридических услуг. Конкурентные процедуры не проводили, все контракты заключили в рамках закупки с едпоставщиком. Суды решили, что заказчик действовал правомерно.

Судьи установили, что заказчик заключил три контракта с одним и тем же исполнителем:

Дата контракта Услуги по контракту Цена контракта
17.05.2016 1. Составить и подать отзыв на исковые требования в суд первой инстанции. 2. При необходимости подготовить дополнительные письменные пояснения. 3. Подготовить ходатайство по процессуальным вопросам. 4. Представлять интересы заказчика в арбитражном суде первой инстанции – участвовать в судебных заседаниях 99 820 руб.

Дробление закупок — это нарушение!

25 ноября 2019 в Единой Информационной Системе (ЕИС) в разделе Документы — Разъяснения законодательства размещены три письма ФАС, разъясняющие некоторые положения №44-ФЗ. В частности, в письме от 14.11.2019 № ИА/100041/19, адресованном руководителям Территориальных органов управления, ФАС сообщает о своей позиции относительно, так называемого, «дробления» закупок.

Как известно, №44-ФЗ допускает случаи, в которых заказчик может заключить контракт с единственным поставщиком, избежав тем самым проведения конкурентных процедур. Самый распространённый из них — так называемые «закупки малого объёма» (в общем случае можно заключить прямой контракт с единственным поставщиком на сумму, не превышающую 300 тыс. руб.).

Суть «дробления» закупок заключается в том, что заказчики делят крупные контракты на части до 300 тысяч и заключают их все с единственным поставщиком.

В результате какой-нибудь ремонт с начальной максимальной ценой в 3 млн. руб., заключённый 10-ю контрактами по 300 тысяч не проходит процедуру аукциона, не имеет снижения, перерасходует бюджетные средства, а подрядчик получает сверхприбыль. На лицо явное несоответствие целям Контрактной системы.

В письме ФАС обращает внимание, что когда-то в №94-ФЗ (действовавшем до 2014 года вместо №44-ФЗ) был установлен запрет на приобретение одноименных товаров, работ, услуг в рамках одной номенклатурной группы.

Современная редакция №44-ФЗ такого запрета не содержит, и само по себе приобретение одноименных товаров у единственного поставщика не является нарушением Закона о контрактной системе, однако может быть квалифицировано как нарушение ст.

16 Закона №135 «О защите конкуренции».

ФАС также отдельно приводит в пример «дробление» контрактов на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт, выполнение которых предусмотрено единой проектной документацией, называя это фактическим уходом от проведения конкурентных процедур.

Начиная с вступления в силу №44-ФЗ в 2014 году по настоящее время, по всей стране возникло огромное количество судебной практики (в том числе Решения Верховных судов) и практики УФАС, признающих «дробление» закупок нарушением №135-ФЗ и привлечения недобросовестных заказчиков к ответственности.

В этой связи возникает вопрос: зачем при таком количестве административной практики (в том числе практики собственных управлений) ФАС дополнительно закрепляет свою позицию официальным письмом? Казалось бы, уже давно всем всё понятно.

Уголовная ответственность в сфере госзакупок

Федеральным законом от 23.04.2018 № 99-ФЗ внесены изменения в УК РФ. Установлена ответственность за преступления в сфере госзакупок. С 4 мая эти изменения вступили в силу. В статье расскажем подробнее про суть преступлений, ответственность и на кого распространяются новые требования

Законом устанавливается уголовная ответственность как для работников заказчика, руководствующегося при закупках Законом N 44-ФЗ, так и для лиц, подкупающих таких работников в своих интересах.

К работникам заказчика, на которых распространяются изменения Уголовного кодекса РФ, отнесены:

  • работники контрактной службы,
  • контрактные управляющие,
  • члены комиссии по осуществлению закупок,
  • лица, осуществляющие приемку товаров, работ, услуг,
  • иные уполномоченные лица, представляющие интересы заказчика в сфере закупок.

Ст. 200.4 УК РФ. Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд

Если работник (сотрудник контрактной службы или контрактный управляющий, член закупочной комиссии, лицо, принимающее товар /выполненные работы / оказанные услуги, уполномоченное лицо, представляющее интересы заказчика) из корыстной или иной личной заинтересованности и причинил крупный ущерб, то он наказывается:

  • штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или
  • штрафом в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо
  • принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо
  • лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Те же самые действия, совершенные по предварительному сговору или причинившие особо крупный ущерб, наказываются:

  • штрафом в размере от двухсот тысяч до одного миллиона рублей или
  • штрафом в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до трех лет, либо
  • принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо
  • лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Ст. 200.5 УК РФ. Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок

Подкупом признается незаконная передача работникам заказчика или тому, кому они укажут, денег, ценных бумаг, иного имущества, незаконные оказание услуг имущественного характера, предоставление других имущественных прав за совершение действий (бездействия) в связи с закупкой по Закону № 44-ФЗ.

Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок наказывается:

  • штрафом от 300 до 500 тыс. руб. или
  • штрафом в размере зарплаты или другого дохода осужденного за период от 6 мес. до трех лет, или
  • исправительными работами на срок до двух лет, или
  • принудительными работами на срок до трех лет со штрафом в размере до десятикратной суммы подкупа или без такового, или
  • лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до десятикратной суммы подкупа или без такового.

Те же самые действия, совершенные по предварительному сговору или причинившие крупный ущерб, наказываются:

  • штрафом в размере от 500 тысяч до 1 миллиона рублей или
  • штрафом в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо
  • принудительными работами на срок до пяти лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет или без такового, либо
  • лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет или без такового.

Те же самые действия, совершенные группой лиц по предварительному сговору и причинившие особо крупный ущерб, наказываются:

  • штрафом в размере от одного миллиона до двух миллионов пятисот тысяч рублей или
  • штрафом в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо
  • лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.
  • Обратим внимание, что лицо, совершившее подкуп, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления, добровольно сообщило о его совершении в правоохранительные органы, либо в отношении этого лица имело место вымогательство предмета подкупа.
  • Кроме того, в этой же норме предусматривается и уголовная ответственность для работников заказчика за то, что они получили предмет подкупа.
  • За получение денег, других ценностей или услуг работником контрактной службы, контрактным управляющим или членом комиссии по закупкам положены:
  • штраф в размере от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей или
  • штраф в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо
  • принудительные работы на срок до трех лет со штрафом в размере до двадцатикратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо
  • лишение свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до двадцатикратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Если те же деяния совершены группой лиц по предварительному сговору, сопряжены с вымогательством предмета подкупа, совершены в крупном размере, то они караются:

  • штрафом в размере от одного миллиона до двух миллионов рублей или
  • штрафом в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет либо
  • лишением свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

То же, но в особо крупном размере наказывается:

Обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ

Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур.Школе

Подробнее о курсах

  • штрафом в размере от двух миллионов до пяти миллионов рублей или
  • штрафом в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового либо
  • лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового.

Крупным размером подкупа признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером подкупа — превышающие один миллион рублей.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *