Должен ли план закупок быть равным лимитам бюджетных обязательств при его формировании?

Ежегодно в декабре государственным учреждениям доводят лимиты бюджетных обязательств – количество денег, которые они могут потратить на обеспечение своих нужд, в том числе на закупку товаров, работ, услуг в новом году. Исходя из них, заказчик составляет план-график. Всегда ли этот документ должен соответствовать лимитам, и как правильно его откорректировать, если изменилось финансирование, разбираемся в статье.

Должен ли план закупок быть равным лимитам бюджетных обязательств при его формировании?

Планирование – обязательный этап закупочной деятельности по 44-ФЗ: если закупка не предусмотрена в плане-графике, ее нельзя осуществить

План закупок и план-график, их соответствие лимитам

В соответствии со ст. 16 44-ФЗ государственные и муниципальные заказчики могут осуществлять закупочную деятельность только на основании утвержденного и опубликованного в ЕИС плана-графика.

До 2020 года обязательных документов было два: план закупок, содержащий перечень товаров, работ и услуг, и план-график, отражающий сроки и способы проведения закупок. Постановлением Правительства РФ от 30.09.2019 № 1279 план закупок упразднили. Но суть планирования осталась прежняя.

Заказчики могут приступать к планированию закупок, только после того, как им будут доведены лимиты бюджетных обязательств на новый финансовый год. На эту работу закон отводит 10 рабочих дней (ч. 7 ст. 16 44-ФЗ), после чего план-график формируется в форме электронного документа и подписывается электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика.

Бюджетные учреждения могут планировать закупки только в пределах утвержденных лимитов, а их суммарный объем в денежном выражении не должен превышать общую сумму финансирования, выделенную на эти цели.

Закупать товары, работы, услуги сверх этого запрещено.

Перед началом каждой конкурсной процедуры или заключением контракта с единственным поставщиком, заказчик обязан проверить, соответствует ли цена контракта лимитам.

Вместе с тем, в законе нет прямого запрета на проведение закупок на сумму меньшую, чем доведенный размер финансирования. Пользуясь этим, некоторые заказчики, не успев сразу запланировать все закупки, вносят их в план-график позже нарастающим итогом. Это не совсем верно, но не наказуемо.

Новация 2020 г. в отношении плана-графика

Как мы уже сказали, с 2020 года единственным обязательным документом для планирования госзакупок остался план-график. В сравнении с предыдущей версией он претерпел значительные изменения.

  1. Упрощена форма документа, благодаря чему он уменьшился по размеру (14 граф вместо 32).
  2. В плане-графике теперь не нужно указывать цель закупки, подробные сведения о закупаемом объекте, обосновывать ее ссылками на государственные программы.
  3. Однотипные закупки на этапе планирования разрешено объединять. Исключение составляют работы по строительству и реконструкции (составляются пообъектно), энергосервисные контракты и закупки, подлежащие общественному обсуждению.
  4. В соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ федеральные заказчики формируют план-график на три года (плановый период) и ежегодно его актуализируют, муниципальные – на один финансовый год.
  5. Документ формируется только в электронной форме и подписывается усиленной квалифицированной ЭП. Теперь на размещение плана-графика в ЕИС дополнительные три дня не выделяются. После прохождения финансового контроля он автоматически загружается в сеть.

Должен ли план закупок быть равным лимитам бюджетных обязательств при его формировании?

Печатная форма плана-графика госзакупок, действующая с 2020 года

Причины несоответствия плана-графика лимитам и ответственность за это

Общий объем финансирования, выделенного на закупки, не является чем-то статичным и может меняться в течение года. Заказчик обязан отслеживать эти изменения и приводить план-график в соответствие с уточненными лимитами.

К наиболее распространенным причинам несоответствия плана-графика лимитам относятся:

  • ошибки в расчетах при планировании;
  • увеличение (уменьшение) бюджетного финансирования в течение года;
  • образование экономии денежных средств в результате проведения конкурентных закупок;
  • появление новых потребностей, не учтенных при планировании.

Если заказчик своевременно не откорректирует план-график и проведет закупку с превышением объема финансирования, ему грозит проверка и штраф в размере от 5 тыс. до 30 тыс. рублей (ч. 4 ст. 7.29.3 КоАП РФ).

Анализ лимитов в закупках, кто и как его делает

В первую очередь это должен делать сам заказчик. Перед публикацией сведений о закупке в ЕИС контрактный управляющий / тендерный специалист обязан посмотреть, достаточно ли лимитов для ее проведения и не превышает ли НМЦК сумму, проставленную в плане-графике. Может случиться так, что в начале года вы планировали одну сумму, а теперь ее нужно уменьшить.

Если заказчик разместит в ЕИС закупку с превышением лимита финансового обеспечения, контролирующий финансовый орган в соответствии с ч. 5 ст. 99 44-ФЗ не допустит его к публикации и отправит на доработку с предписанием устранить нарушения.

Функции контроля за непревышением лимитов финансирования в процессе госзакупок возложены на региональные и муниципальные органы финансового управления и Федеральное казначейство. При проверке они сопоставляют информацию, изложенную в:

  • плане-графике;
  • извещении о закупке;
  • протоколах отбора поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
  • проекте госконтракта;
  • реестре контрактов.

Если на каком-то этапе должностное лицо заказчика нарушило порядок осуществления закупки, в том числе допустило публикацию закупочной документации с превышением финансового обеспечения, ему грозит привлечение к административной ответственности по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ (штраф до 15 тыс. рублей).

Что делать, если план-график не соответствует лимитам

Если в плане-графике возникло расхождение с лимитами, его необходимо откорректировать.

Основания для изменений

Основания для внесения изменений в план-график изложены в ч. 8 ст. 16 44-ФЗ и п. 22 постановления Правительства РФ № 1279. К ним относится:

  • приведение закупки в соответствие с требованиями ст. 19 44-ФЗ по нормированию (установлению предельных затрат);
  • увеличение / уменьшение доведенного объема финансирования;
  • использование внутренней экономии, полученной при проведении торгов;
  • изменения, внесенные в закупку по итогам общественного обсуждения;
  • исполнение предписаний контрольных органов и др.

Необходимые действия

В соответствии с ч. 9 ст. 16 44-ФЗ изменения в план-график необходимо внести не позднее, чем за один день до размещения в ЕИС сведений о закупке или до заключения контракта с единственным поставщиком. (До 2020 года это нужно было делать не позднее, чем за 10 дней).

Как видите, государство хоть и упростило порядок планирования госзакупок, требование соответствия плана-графика закупочной деятельности лимитам бюджетных обязательств сохранилось.

Распорядитель финансов обязан следить, чтобы совокупный объем расходов на закупки не превышал выделенное финансирование и своевременно вносил изменения в план-график.

В противном случае ему грозит привлечение к административной ответственности.

Остались вопросы? Оставьте свои контакты – мы перезвоним и проконсультируем вас.

Что такое бюджетные лимиты. лимиты бюджетных обязательств как заказчики получают деньги на госзакупк

Должен ли план закупок быть равным лимитам бюджетных обязательств при его формировании?

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В соответствии с п. 2 ст. 72 бк рф государственный контракт должен быть заключен в соответствии с планом-графиком и оплачен в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств. то есть в ст. 72 бк рф отсутствует прямое требование о том, что заключение государственного контракта возможно только при условии доведения до получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. вправе ли заказчик проводить торги по федеральному закону от 05.04.2013 n 44-фз «о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» без доведенных до него лимитов денежных средств?

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88 (бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Лимиты бюджетных обязательств: как заказчики получают деньги на госзакупки

Основные понятия

Как гласит Бюджетный кодекс, бюджетные обязательства — это признанная обязанность соответствующего органа, исполняющего бюджет, к совершению расходных операций в течение определенного периода времени, возникшая на основании действующего закона и в соответствии с бюджетной росписью (БР) .

Читайте также:  Реестр требований кредиторов при банкротстве застройщика: порядок включения и необходимые документы

Иными словами, БО — это конкретные обязанности учреждения или органа власти, принятые к исполнению с целью достижения поставленных задач или выполнения возложенных функций (полномочий).

Примерами БО может быть не только закупка товаров по договорам с поставщиками и подрядчиками, но и расчеты с сотрудниками по трудовым соглашениям, а также налоговые платежи, госпошлины, социальное обеспечение и прочие расчеты.

Не стоит путать бюджетные обязательства и бюджетные ассигнования. Так, БО — это денежные или публичные обязательства, которые учреждение или орган власти обязуется исполнить в течение конкретного периода времени. А вот ассигнования — это максимально допустимая сумма средств, предназначенная на исполнение БО в этом периоде.

Порядок распределения

Доведение лимитов бюджетных обязательств до конечного получателя — процесс сложный и многоуровневый.

Максимальный объем полномочий в данном процессе закреплен за Министерством финансов РФ, которое направляет информацию о распределении ЛБО между главными распорядителями БС, в Федеральное казначейство.

При распределении ассигнований на соответствующий финансовый период Минфин руководствуется порядком ведения и составления сводной БР федерального бюджета. За Минфином закреплено право перераспределения, увеличения или уменьшения действующих ЛБО. ГРБС, в свою очередь, распределяет ЛБО между рядовыми распорядителями и(или) получателями БС.

Казначейство при доведении ЛБО до ГРБС, РБС и ПБС присваивает порядковый номер бюджетного обязательства на текущий финансовый год.

Неиспользованный остаток ЛБО

Если за получателем средств бюджета числится неиспользованный остаток доведенных лимитов, то Федеральное казначейство вправе сначала остановить операции по лицевым счетам, а потом отозвать неиспользованные ассигнования. Отзыв в 2017 году предусматривал два этапа:

Бюджетные обязательства простыми словами

Пусть для заказчиков «бюджетное обязательство» понятие и не новое, но многие до сих пор теряются и совершают ошибки при работе с ними.

Как и когда принимать, как изменить и как снять БО — такой вопрос возникает у каждого представителя заказчика, который занимается закупками.

В некоторых организациях работа с БО — прерогатива финансовых служб — по принципу «всё, что напрямую касается денег — наше».

У некоторых заказчиков с БО работают контрактные управляющие по логике «всё что связано с ЕИС — наше». На практике же в любой организации действует принцип — «кто первый от себя это спихнул — тот и молодец». Возможно именно поэтому столько путаницы в работе с БО и существует до сих пор. А если почитать статьи на различных ресурсах в сети Интернет, то неразберихи в работе только добавиться.

В этом материале мы не претендуем на истину в последней инстанции, но основные моменты разберём и проясним. Надеемся многим данная статья поможет.

Бюджетное обязательство — что это такое?

Понятие бюджетного обязательства дано в Бюджетном кодексе РФ. Оно вполне кратко и лаконично. Это расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году. На практике БО это своего рода идентификатор на ряду с идентификационным кодом закупки.

При формировании торговой процедуры закупки номер БО указывается в:

  • плане-графике закупок;
  • извещении об осуществлении закупки;
  • карточке контракта.

Когда заказчик формирует и ставит на учёт БО, то органы казначейства эти денежные средства как бы блокируют на счетах заказчика. Таким образом, не может произойти ситуации при которой заказчик заключит контракт на оказание услуг, а оплатить его не сможет.

ПРИМЕР: в 2019 году заказчику выделено пятьсот тысяч рублей на приобретение бумаги. Было решено провести один электронный аукцион на всю сумму ЛБО. В начале, разумеется, вносим эти лимиты в плановые документы — план закупок и план-график закупок.

Далее необходимо сформировать сведения о принимаемом бюджетном обязательстве (если вы уверены в расчёте НМЦК это можно сделать раньше подготовки документации об аукционе).

Сформировать сведения можно напрямую из ПГЗ или сделать это в Личном кабинете ЕИС в разделе «Реестр принимаемых бюджетных обязательств».

Данные в плановом бо

Для торговых процедур закупок карточка планового бюджетного обязательства формируется на основании позиции ПГЗ либо из реестра бюджетных обязательств в личном кабинете заказчика в ЕИС. Сведения о БО требуют от заказчика минимального «ручного заполнения». Порой достаточно просто сформировать эти сведения и направить их на контроль в УФК.

ВНИМАНИЕ! Для того чтобы избежать штрафов и автоматизировать ведение закупок, воспользуйтесь нашим программным обеспечением. Программа проверит ваши закупки на ошибки, рассчитает НМЦК, поможет найти необходимый ОКПД2 и КТРУ, сформирует ПЗ+ПГ на следующий год, а также отчет об СМП и СОНО в 10 раз быстрее! Подробнее…

Содержание планового БО следующее:

  • Общая информация: идентификационный код закупки, номер сведений о бюджетном обязательстве, дата документа, получатель бюджетных средств (наименование организации, номер лицевого счета, наименование и код ОФК).
  • Реквизиты документа-основания: вид, номер, дата, сумма, платеж требующий подтверждения, предмет по документу-основанию.
  • Расшифровка бюджетного обязательства — КБК, объект ФАИП, вид средств, сумма БО.

После того как заказчик сформирует сведения о БО необходимо отправить документ на контроль в органы Федерального казначейства. На проверку достоверности сведений о БО у сотрудников есть три рабочих дня.

При правильном оформлении БО будет поставлено на учёт. Следующим этапом работы заказчика с этой закупкой будет формирование извещения и документации о закупке. Но это немного другая история, не по этой теме.

Сведения о принятом бюджетном обязательстве

К работе с бюджетными обязательствами заказчик вернётся по итогам торговой процедуры закупки при заключении контракта. В карточке контракта взаимосвязано формируются два документа — сведения о заключенном контракте и сведения о принятом БО. Оба документа формируются последовательно, одновременно подписываются одной ЭЦП заказчика и направляются на контроль в местное УФК.

По регламенту первично проверяются сведения о заключенном контракте. Если с заполнением этого документа всё в порядке, то сведения о заключенном контракте ставятся на учёт, а сведения о принятом БО принимаются на проверку.

Содержание сведений о принятом БО:

  • общая информация: ИКЗ, номер сведений о БО, дата документа, наименование и коды получателя бюджетных средств, наименование и коды ОФК, номер лицевого счета, учётный номер БО, тип бюджетного обязательства;
  • реквизиты документа-основания: номер и дата документа-основания, идентификатор закупки (для определённого вида закупок), номер реестровой записи, сумма и валюты обязательства, предмет по документу-основанию;
  • контрагенты: наименование, ИНН и КПП организации, банковские реквизиты;
  • расшифровка обязательства: КБК, код и наименование ФАИП, вид средств, признак условности платежа, сумма обязательства с разбивкой по прошлым и будущим периодам.

Большинство полей при заполнении сведений о принятом БО формируются автоматически из извещения о закупке, сведений о заключённом контракте, данных плана закупок и плана-графика закупок.

Ответы на ТОП-5 вопросов про БО:

  1. Закупки по п.29 ч.1 ст. 93 ФЗ №44-ФЗ — сведения о плановом БО в ЕИС не принимаются, при регистрации контракта и формировании сведений о заключённом контракте формируются сведения о принятом БО.
  2. Чтобы отменить уже поставленное на учёт БО, необходимо отменить связанную позицию Плана-графика закупок.

    После прохождения контроля ПГЗ можно аннулировать сведения о принятом БО.

  3. Дата постановки на учёт сведений о БО не влияет на дату публикации извещения. Только десять календарных дней от размещения в открытом доступе ПГЗ для первичных торговых процедур закупок.

  4. Если контрагент по контракту бюджетная организация, то в карточке реквизитов необходимо заполнять номер лицевого счёта.
  5. Признак безусловности платежа устанавливается в зависимости от наличия авансовых оплат по контракту или их отсутствия. Безусловное — аванс, условное — окончательные расчёты.

08.05.2019

Автор статьи: Мария Петухова

Обратите внимание, что администрация сайта не всегда разделяет мнения авторов, и не несет ответственности за достоверность их информации.

Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультация

Должен ли план закупок быть равным лимитам бюджетных обязательств при его формировании?

Насколько необходимо при формировании плана закупок у государственного и муниципального заказчика соответствие такого документа доведенным ранее лимитам бюджетных обязательств? Чаще всего такой вопрос возникает по причине необходимости большого объема закупок, на которые бюджетных средств может не хватать, что отражается в доводимых лимитах бюджетных обязательств.

СодержаниеПоказать

План закупок и его соответствие лимитам: необходимо ли?

На ответ о том, должен ли план закупок соответствовать лимитам, есть точный ответ: да, должен. Основанием такого ответа служат следующие нормативные акты:

  • Федеральный закон №44-ФЗ «О контpaктной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Пункт 4 статьи 17 этого нормативного акта говорит о том, что в план закупок включается информация о существующих объемах финансового обеспечения для осуществления планируемых закупок, то есть о доведенных лимитах закупок;
  • Постановление Правительства Российской Федерации №552, принятое 5 июня 2015 года, и Постановление Правительства Российской Федерации №1043, принятое 21 ноября 2013 года, функционируя в расшифровку положений Федерального закона «О контpaктной системе», утверждают требование к плану закупок в виде обязательного включения в данный документ отдельной строки, содержащей информацию об общих объемах финансового обеспечения закупочной деятельности заказчика в текущем финансовом году, а также в плановом и последующем периодах. Это необходимо для обоснования не только тех закупок, которые проводятся в текущем году и рассчитаны на один финансовый год, но и которые будут проведены в плановых финансовых годах либо будут иметь пролонгированный хаpaктер.

Что делать, если план не соответствует лимитам?

В некоторых случаях возникает ситуация, когда план закупок не соответствует предоставленным лимитам. В этих случаях следует:

  • провести пересмотр проводимых закупок, в том числе в части формирования начальной максимальной цены контpaкта;
  • если средства высвободить не получится по каким-то причинам либо не удастся перенастроить лимиты в нужном направлении, потребуется обратиться к своему главному распорядителю бюджетных средств с заявлением о предоставлении дополнительных лимитов, например, за счет ранее сэкономленных средств;
  • если план закупок уже был размещен с нарушением правила соответствия этого документа предоставленным лимитам, на ответственное должностное лицо будет наложен штраф в соответствии с положениями Кодекса об административных правонарушениях (штраф назначается по усмотрению контролирующего органа в диапазоне от двадцати до пятидесяти тысяч рублей).

Каким образом происходит анализ предоставленных лимитов

Лимиты бюджетных обязательств предоставляются на основании уже проведенных ранее закупочных мероприятий по тому же направлению (например, на основании данных о потребностях организации в канцелярских товарах в прошлом финансовом году будут предоставлены лимиты на осуществление такой же закупки в текущем году), а также на основании предоставленных получателем бюджетных средств из государственного или муниципального бюджета заявок о необходимом финансировании на основании нужд государственного или муниципального заказчика. Такие нужды перечисляются в подаваемой заявке заранее с учетом перспектив функционирования самого заказчика.

Лимиты формируются главным распорядителем бюджетных средств на основании сведений об имеющихся потребностях государственного или муниципального заказчика, а также на основании имеющихся финансовых показателей за предыдущие годы.

Заявка на предоставление лимитов, как уже было сказано выше, должна быть сформирована заблаговременно, чтобы к концу финансового года, когда бюджетные обязательства на следующий год готовятся к передаче, запрошенная сумма была сформирована и распределена по основным статьям расходов.

Мopaльный вред это

Мopaльный вред Урон, который возник на основании невыполнения или неполного выполнения обязательств по договору является договорным. При этом он может быть…

19 01 2022 2:58:32

Залог в силу закона на недвижимость

Регистрация ипотеки в силу закона по договору купли-продажи недвижимости . Ипотека в силу закона (п. ст. 88 ГК РФ). Если в договоре купли-продажи объекта…

16 01 2022 19:53:25

Можно ли приватизировать земельный участок

Можно ли приватизировать земельный участок: законодательство, алгоритм действий. какие земли не подлежат приватизации, исключительное право на приватизацию…

31 12 2021 17:15:34

Полина огурцова адвокат

Адвокат Огурцова Полина Александровна На этой странице представлена информация об адвокате, которого зовут «Огурцова Полина Александровна» (ошибочный запрос:…

25 12 2021 0:23:29

Принятые бюджетные обязательства: как сделать бухгалтерские проводки

Принятые бюджетные обязательства — проводки по ним мы рассмотрим в статье — имеют особенные правила классификации в бухучете государственных учреждений. Изучим специфику данных правил подробнее.

Что представляют собой принятые бюджетные обязательства?

Под бюджетными обязательствами в законодательстве РФ понимаются обязательства по совершению государственным учреждением расходов в рамках того или иного финансового года (ст. 6 БК РФ). Принятие соответствующих обязательств является одной из составляющих процесса исполнения бюджета по расходам наряду с такими процедурами, как (п. 2 ст. 219 БК РФ):

  • принятие и подтверждение финансовых обязательств;
  • санкционирование выполнения финансовых обязательств;
  • подтверждение выполнения финансовых обязательств.

Учреждение, являющееся получателем бюджетных средств, принимает различные обязательства в пределах лимитов (п. 3 ст. 219 БК РФ).

В соответствии с нормами ст. 6 БК РФ, наряду с бюджетными обязательствами учреждения могут иметь также денежные обязательства — те, что предполагают перечисление учреждением денежных средств в пользу управомоченной стороны по договору (например, трудовому или гражданско-правовому).

Как правило, наличие бюджетного обязательства предполагает последующее возникновение и денежного, однако отождествлять их не следует.

Бюджетное обязательство — то, что учреждению предстоит выполнить в соответствии с плановыми расходами распорядителя бюджетных средств. Как только учреждение получает от распорядителя денежные средства на выполнение конкретных бюджетных обязательств, то у него возникает обязательство уже денежное.

Пример

Заключив контракт с поставщиком мебели на сумму 600 000 руб., учреждение приобретает бюджетные обязательства на эту сумму.

После того как поставщик, в соответствии с условиями договора, поставил первую партию мебели на 200 000 руб. и выставил счет за нее, то возникает уже денежное обязательство по оплате поставки 200 000 руб.

Бюджет перечисляет на счет учреждения данную сумму в целях исполнения учреждением возникшего финансового обязательства.

Бухгалтерский учет бюджетных и денежных обязательств ведется раздельно. Обязательства учреждения могут появляться вследствие заключения государственных контрактов, различных договоров со сторонними хозяйствующими субъектами.

Принятие обязательств государственными и муниципальными учреждениями предполагает отражение соответствующих операций в регистрах бухучета с применением особых проводок. Рассмотрим их специфику.

Учет принятых обязательств в регистрах бухучета: структура счетов для проводок

Принятие бюджетных обязательств государственными учреждениями осуществляется с применением счета 0 502 01 000 (принятые обязательства) по Единому плану счетов, утвержденному приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Учреждение вправе применять те счета, что приведены в нормативных актах, регулирующих бухучет в конкретных типах государственных учреждений — казенных (приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н), бюджетных (приказ Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н), автономных (приказ Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н).

Но так или иначе все счета в указанных источниках права базируются на тех, которые утверждены приказом № 157н, поэтому в качестве регулирующего нормативного акта можно использовать данный приказ, юрисдикция которого распространяется на все типы учреждений.

Проводки по кредиту счета 0 502 01 000, имеющие отношение к принятию бюджетных обязательств, могут корреспондировать, в частности:

  • с дебетом счета 0 501 00 000 (лимиты обязательств), если учреждение — казенное;
  • с дебетом счета 0 506 00 000 (право на обязательства), если учреждение — автономное или бюджетное.

Бюджетные обязательства, как мы отметили выше, тесно связаны с финансовыми обязательствами, которым также соответствуют отдельные проводки. Для учета финансовых обязательств применяется счет 0 502 02 000 (принятые финансовые обязательства).

Полный код счета бюджетного учета — 26-значный. На практике первые 17 цифр в регистрах бухучета обычно не отражаются, поскольку они определены в перечне КБК и потому одинаковы для всех операций по расходованию бюджетных средств учреждениями в конкретной сфере бюджетного финансирования.

Таким образом, в регистрах бухучета бюджетных учреждений применяется 9-значный код (соответствующий 18–26 разрядам полного счета). При формировании счетов для проводок по бюджетным обязательствам он будет представлен в следующей структуре:

  • первая цифра — код финансового обеспечения (по перечню, приведенному в п. 21 Инструкции, утвержденной приказом № 157н);
  • следующие три цифры — синтетический код (в нашем случае — 501, 502 или 506);
  • следующие 2 цифры — аналитический код (соответствует периоду принятых обязательств — по перечню, приведенному в п. 309 Инструкции);
  • еще три цифры в структуре счета — это в общем случае код КОСГУ (но автономные учреждения применяют коды в соответствии с Инструкцией по приказу № 174н).

При этом вторая цифра в двузначном аналитическом коде счета (который следует за трехзначным синтетическим) будет определяться:

  • при использовании синтетического кода 501 — статусом лимита бюджетного обязательства (он может быть, к примеру, доведенным — в этом случае фиксируется цифра 1 или утвержденным — в этом случае используется цифра 9);
  • при использовании синтетического кода 502 — типом обязательства (если оно бюджетное — фиксируется цифра 1, если денежное — цифра 2).

В зависимости от конкретной хозяйственной операции в регистрах бухучета фиксируются проводки с использованием счетов, формируемых с учетом рассмотренных нами правил.

В числе самых распространенных хозяйственных операций государственных учреждений, которые соответствуют принятым ими бюджетным обязательствам:

  • оплата работ и услуг, оказываемых сторонними хозяйствующими субъектами;
  • выплата заработной платы сотрудникам;
  • освоение целевой субсидии.

Рассмотрим примеры проводок по соответствующим хозяйственным операциям.

Оплата работ и услуг сторонним поставщикам: счета и проводки

Предположим, государственное учреждение заключило договор со сторонней фирмой на оказание консультационных услуг.

Факт принятия учреждением бюджетных обязательств на всю сумму договора с поставщиком отражен проводкой

  • Дт 1 501 13 226;
  • Кт 1 502 11 226.

Счет 1 501 13 226 используется нами, поскольку включает коды:

  • 1 — отражающий факт принятия обязательств за счет бюджетных средств;
  • 501 — показывающий принятие бюджетных обязательств по лимиту;
  • 13 — отражающий факт санкционирования лимитов в текущем году;
  • 226 — показывающий, что учреждение оплачивает услуги (по КОСГУ).

Счет 1 502 11 226 задействуется нами, поскольку включает коды:

  • 502 — отражающий, собственно, факт принятия учреждением бюджетных обязательств;
  • 11 — показывающий, что обязательства относятся к текущему финансовому году.

Факт принятия хозяйствующим субъектом денежных обязательств (их сумма определяется условиями договора и может быть меньшей, чем сумма бюджетных обязательств — например, если вносится прописанный в договоре аванс) отражается проводкой:

  • Дт 1 502 11 226;
  • Кт 1 502 12 226.

В свою очередь, код Кт 1 502 12 226 используется нами, поскольку:

  • включает код вида 502, который отражает факт принятия учреждением собственно финансовых обязательств;
  • включает код 12, который показывает, что финансовое обязательство относится к текущему финансовому году.

Выплата зарплаты: счета и проводки

Зарплата в госучреждениях обычно выплачивается 2 раза в месяц — в виде аванса и основной суммы. Каждая выплата при этом формирует отдельную связку из бюджетных и денежных обязательств.

С 2021 года в КОСГУ планируют внести изменения. В части зарплаты, например, на подстатью 211 нужно будет относить компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении. А из подстатьи 2013 уберут пособия, которые сейчас работодатели оплачивают за счет ФСС.

Допустим, зарплата сотрудника составляет 40 000 рублей, авансом уплачивается 15 000.

В случае с авансом обязательство оформляется проводкой:

  • Дт 1 502 11 211;
  • Кт 1 502 12 211.

Данная проводка отражает тот факт, что в данном случае сначала возникает только денежное обязательство на сумму 15 000 рублей по авансу. При этом бюджетное обязательство образуется только в конце месяца, при начислении всей зарплаты.

При начислении всей зарплаты (в конце месяца) проводки будут применены следующие:

1. Проводка, отражающая принятие бюджетных обязательств в рамках лимита, то есть на всю сумму в 40 000 рублей:

  • Дт 1 501 13 211;
  • Кт 1 502 11 211.

Счет 1 501 13 211 используется нами, поскольку включает коды:

  • 501 — отражающий тот факт, что зарплата будет выплачиваться за счет лимитов по бюджетным обязательствам;
  • 13 — показывающий, что используются лимиты, установленные на текущий финансовый год.

2. Проводка, которая, как и в первом случае, отражает принятие учреждением денежного обязательства на оставшуюся сумму зарплаты в 25 000 рублей:

  • Дт 1 502 11 211;
  • Кт 1 502 12 211.

Освоение целевых субсидий: счета и проводки

  • Допустим, бюджетное учреждение получило целевую субсидию на установку пожарной лестницы.
  • В данном случае мы будем использовать проводки:
  • 1. Отражающую принятие учреждением бюджетного обязательства (по договору с предприятием, которое установит лестницу):
  • Дт 5 506 10 225;
  • Кт 5 502 11 225.

Счет 5 506 10 225 выбран нами, так как в его структуре присутствуют коды:

  • 5 — код финансового обеспечения (в данном случае — субсидия);
  • 506 — синтетический код по Плану счетов, отражающий тот факт, что речь идет о реализации права на получение обязательств (данное право может быть реализовано только бюджетными и автономными учреждениями);
  • 10 — аналитический код по Плану счетов, отражающий тот факт, что принятые обязательства относятся к текущему финансовому году;
  • 225 — код КОСГУ, отражающий тот факт, что учреждение заказывает работы и услуги по содержанию имущества в виде установки пожарной лестницы.

Счет 5 502 11 225 выбран нами, так как в его структуре присутствует код вида 502 — синтетический код, отражающий тот факт, что учреждение приняло бюджетные обязательства.

2. Отражающую принятие учреждением финансового (денежного) обязательства (по факту завершения работ и получения документов на оплату):

  • Дт 5 502 11 225;
  • Кт 5 502 12 225.

Счет 5 502 11 225 использован нами по той же причине, что и в предыдущей проводке.

Счет 5 502 12 225 задействован нами, поскольку включает коды:

  • 502 — отражающего тот факт, что учреждение приняло финансовые обязательства;
  • 12 — отражающего тот факт, что обязательства относятся к текущему финансовому году.

Итоги

Принятые государственным учреждением бюджетные обязательства отражаются в регистрах бухучета с применением проводок со счетами по Единому плану, утвержденному Минфином, или же с применением проводок, которые утверждены в отдельных НПА для казенных, автономных и бюджетных учреждений, но так или иначе на основе Единого плана. Формируются данные счета с учетом значения конкретных кодов, которые входят в структуру соответствующих счетов.

ГОДОВОЙ ОТЧЕТ 2021

Узнайте, когда делать переходные проводки по новым ФСБУ, чтобы они не попали в отчетность за 2021 год.

Только 4 февраля пошаговый разбор заполнения годового отчета с учетом новых ФСБУ на большом вебинаре с одним из лучших спикеров по бухучету, аудитором, главным методологом ГК Energy Consulting А. Рабиновичем.

Записаться>>>

Должен ли план-график соответствовать лимитам бюджетных обязательств по 44-ФЗ

Письмо Минфина России от 13 апреля 2016 г.

N 02-10-06/21200 О квалификации нарушений бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения Государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных БК РФ. В рассматриваемой ситуации факт заключения договора на выполнение комплекса работ по техобслуживанию и ремонту автомобиля к исключительным случаям, установленным БК РФ, не относится. Заключение госконтракта (договора) при отсутствии (либо недостаточности) лимитов бюджетных обязательств по коду КОСГУ, соответствующему принятым обязательствам по госконтракту (договору), включая случаи наличия достаточного для исполнения указанных обязательств остатка лимитов бюджетных обязательств по целевой статье расходов, является признаком административного правонарушения – принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств. При этом в случае отсутствия вредных последствий для региона и внесения в установленном порядке изменений в бюджетную роспись и бюджетную смету в кратчайшие сроки после заключения госконтракта должностные лица, допустившие указанное нарушение, могут быть освобождены от административной ответственности. В рассматриваемой ситуации изменения в бюджетную смету были внесены одновременно с внесением изменений в лимиты бюджетных обязательств. Поэтому нарушение порядка ведения бюджетных смет казенным учреждением допущено не было.

Кто должен соблюдать лимиты бюджетных обязательств?

Лимит бюджетных обязательств — финансовый параметр, который устанавливается только для казенных учреждений. Он представляет собой право учреждения на расходование определенного объема получаемых от распорядителя бюджетных средств (ст. 6 БК РФ).

Автономные и бюджетные организации осуществляют деятельность вне соответствующего лимита, и потому могут свободно заключать любые контракты, если это позволяют им сделать имеющиеся финансовые ресурсы — представленные, к примеру, средствами, заработанными в ходе коммерческой деятельности.

Порядок доведения лимита бюджетных обязательств до казенных учреждений определяется:

  • приказом Минфина РФ от 30.09.2008 № 104н — при исполнении федерального бюджета;
  • нормами региональных либо муниципальных нормативных актов — при исполнении бюджетов на соответствующих уровнях.

Можно отметить, что лимит считается доведенным до казенного учреждения уже в момент получения им расходного расписания от распорядителя — то есть еще до принятия учреждением сметы бюджетных расходов в соответствии с лимитами (которая должна быть утверждена в течение 10 дней после получения расходного расписания).

Казенное учреждение не вправе заключать контракты, превышающие лимиты бюджетных обязательств. В противном случае учреждение может быть оштрафовано на основании ст. 15.15.10 КоАП РФ с аннулированием через суд контрактов, заключенных с превышением лимита (п. 5 ст. 161 БК РФ).

Таким образом, принятие казенным учреждением обязательств в случае выработки лимита на текущий год в общем случае признается незаконным. Однако с учетом специфики толкования норм бюджетного законодательства в принципе возможны варианты законного вступления учреждения в соответствующие правоотношения даже при выработке имеющегося лимита. Рассмотрим их.

Финансирование деятельности казенного учреждения

В силу ч. 2 ст. 161 БК РФ финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и на основании бюджетной сметы.

Согласно ч. 5 ст.

161 БК РФ заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено БК РФ, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

Нарушение казенным учреждением данного требования при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров является основанием для признания их судом недействительными по иску органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого находится это казенное учреждение.

Должностное лицо, ответственное за нарушение, указанное в ст. 15.15.10КоАП РФ. Согласно ст. 2.

4 КоАП РФ под должностным лицом понимается, в частности, лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *