Что такое мсп в закупках: как получить и подтвердить статус? срок оплаты товаров и гарантии для заказчика

Малый и средний бизнес — основа экономики развитых стран. В России доля малого и среднего предпринимательства (МСП) в экономике значительно ниже, чем в западных странах. Зная об этом, российское государство приняло законодательные меры для помощи российскому малому бизнесу.

Государство оказывает малому и среднему бизнесу поддержку с помощью преференций в государственных закупках, которые регулируются законом № 44-ФЗ, и закупках государственных компаний, которые регулируются законом № 223-ФЗ.

В частности, государственные корпорации обязаны отдавать 18% годового объема своих закупок малому и среднему бизнесу, из которых 10% должны быть распределены по итогам закупок, в которых принимает участие только малый и средний бизнес.

По данным Минэкономразвития, в 2015 году число госконтрактов, заключенных с малым и средним бизнесом, выросло на 41% и составило более чем 876 тыс., а сумма контрактов – на 40,6%, до 488 млрд. руб. В первом полугодии 2016 года в качестве оплаты только по прямым контрактам малому бизнесу было направлено около 258 млрд. рублей, что на 32% превышает аналогичный показатель 2015 года.

По данным Корпорации МСП, эти квоты в прошлом году были превышены почти в три раза. Общий объем прямых закупок госкорпораций у малого и среднего бизнеса составил более 880 млрд руб.

, их доля составила 28,2% вместо установленных 10%. По установленной квоте 18% закупки составило около 1,3 трлн руб. При этом ассортимент закупок у МСБ за прошлый год расширился с 8 тыс.

номенклатурных позиций до 99,5 тыс. позиций.

  • Критерий принадлежности к малому бизнесу: годовой оборот до 800 млн руб.
  • Критерий принадлежности к среднему бизнесу: годовой оборот до 2 млрд руб.

По данным реестра субъектов МСП, таких предприятий в РФ 5,7 млн, из них 3 млн — индивидуальные предприниматели (ИП). Как попасть в реестр МСП? Подать данные на портале ФНС

Коммерческий директор B2B-Center Андрей Бойко в коротком обучающем видео расскажет о государственной поддержке малого бизнеса в рамках закупочной деятельности государства и госкомпаний. Что такое «квоты» по закупкам для МСП, как работает этот механизм и насколько реально им воспользоваться компании «со стороны»?

  • Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства размещен на официальном сайте Федеральной налоговой службы (ФНС России).
  • В реестр включены сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, которые соответствуют условиям отнесения к субъектам МСП, содержащиеся в государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, данных налогового учета.
  • Субъекты МСП в заявительном порядке вправе включить в реестр сведения о производимой продукции, об имеющемся опыте участия в закупках, об участии в программах партнерства с крупнейшими заказчиками.

Сведения о принадлежности хозяйствующего субъекта к категории субъектов МСП обновляются ежегодно 10 августа.

Часть сведений (о вновь созданных юридических лицах, вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателях, об исключении сведений о юридических лицах, индивидуальных предпринимателях, прекративших деятельность, об изменении индивидуализирующих предпринимателя данных, о данных, которые субъект МСП дополнительно вносит в реестр) обновляется ежемесячно.

Поддержка малого и среднего бизнеса по Закону №223-ФЗ

Ключевые механизмы поддержки малого бизнеса заимствованы из контрактной системы. Постановление Правительства РФ от 11.12.2014 №1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», принятым во исполнение п. 2 ч. 8 ст.

3 Закона № 223-ФЗ, предусматривает обязанность заказчика разработать, утвердить и опубликовать в единой информационной системе перечень товаров, работ и услуг, закупки которых осуществляются только у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Этот перечень должен охватывать не менее 10% от совокупного годового объёма закупок заказчика (в стоимостном выражении).

Стоит лишь обратить внимание на то обстоятельство, что в рамках контрактной системы схожие преференции предоставляются субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям, тогда как в соответствии с Законом № 223-ФЗ они рассчитаны на субъектов малого и среднего предпринимательства.

Способы, которыми проводятся закупки с участием исключительно субъектов малого и среднего предпринимательства, определяет сам заказчик в своём положении о закупках, однако участниками этой категории закупок могут быть исключительно субъекты малого и среднего предпринимательства.

Если до вступления в силу названного постановления Правительства РФ такое дисквалификационное требование трактовалось ФАС как необоснованное ограничение числа участников закупки и нарушение Закона «О защите конкуренции», то теперь отклонение всех, кто не относится к категории малого и среднего бизнеса, в рамках такой закупки является обязанностью заказчика.

Если продукция, включенная в кратко описанный выше перечень, должна составлять не менее 10% годового объёма закупок заказчика, то всего у малого бизнеса заказчик должен разместить не менее 18% от годового объёма своих закупок.

Предполагается, что оставшиеся 8% будут «добираться» за счёт побед малого бизнеса в обычных закупках, за счёт прямых закупок и за счёт привлечения малых предприятий в качестве субподрядчиков в случаях, когда это условие предусмотрено закупочной документаций и проектом договора.

При расчёте общего объёма закупок — т.е. тех самых 100%, от которых потом нужно будет исчислить 18% и 10% соответственно — заказчик может не учитывать целый ряд закупок, проводимых по Закону № 223-ФЗ, а именно:

  1. закупки для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
  2. закупки в области использования атомной энергии;
  3. закупки, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий;
  4. закупки, которые осуществляются за пределами России и предметом которых является поставка за пределами России;
  5. закупки финансовых услуг, включая банковские услуги, страховые услуги, услуги на рынке ценных бумаг, услуги по договору лизинга, а также услуги, оказываемые финансовой организацией и связанные с привлечением или размещением денежных средств;
  6. закупки, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте договора;
  7. закупки, в отношении которых принято решение Правительства РФ о непубликации информации;
  8. закупки услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению и газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), а также по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым ценам (тарифам);
  9. закупки работ (услуг), выполнение (оказание) которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением и государственным унитарным предприятием;
  10. закупки услуг по осуществлению авторского контроля за разработкой проектной документации на объект капитального строительства, проведению авторского надзора за строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом объекта капитального строительства авторами, а также по проведению технического и авторского надзора за выполнением работ по сохранению объекта культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России авторами проектов;
  11. закупки, предметом которых является аренда и (или) приобретение в собственность объектов недвижимого имущества;
  12. закупки энергоносителей;
  13. закупки услуг добычи, хранения, отгрузки (перевалки) и переработки энергоносителей;
  14. закупки подвижного состава и материалов верхнего строения железно- дорожного пути;
  15. закупки результатов интеллектуальной деятельности у поставщика, обладающего исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, удостоверенным право- устанавливающим документом;
  16. закупки услуг в области воздушных перевозок и авиационных работ;
  17. закупки труб большого диаметра, используемых при строительстве магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов;
  18. закупки товаров, являющихся источником радиоактивной и химической опасности и применяемых для разведки, добычи, транспортировки и переработки сырой нефти и природного газа;
  19. закупки товаров, происходящих из иностранного государства и (или) работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами для проведения планового ремонта, технического обслуживания и (или) модернизации импортного оборудования в рамках гарантийных или лицензионных обязательств;
  20. закупки происходящих из иностранного государства товаров и (или) выполняемых (оказываемых) иностранными лицами работ (услуг) в целях реализации шельфовых проектов (при условии невозможности закупки таких товаров, работ, услуг у субъектов малого и среднего предпринимательства).

В соответствии с п. 2 ч. 8 ст.

3 Закона № 223-ФЗ Правительство РФ вправе установить особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками, годовой объём закупки, который данные заказчики обязаны осуществить у таких субъектов, порядок расчёта указанного объёма, а также форму годового отчета о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства и требования к содержанию этого отчета. Поддержку малого бизнеса предполагается реализовывать путём издания субъектами Закона № 223-ФЗ программ партнёрства с такими поставщиками, в которых в числе прочего будут перечислены те виды закупаемой продукции и те категории закупок, к которым будут приглашаться исключительно субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП). Такие перечни должны быть составлены с тем расчётом, чтобы доля размещаемых у субъектом МСП заказов год от года постепенно увеличивалась.

Читайте также:  Премия к 8 марта — какое налогообложение предусмотрено законом?

Методические рекомендации по реализации программ партнерства между заказчиками и субъектами малого и среднего предпринимательства содержатся в письме Минэкономразвития России от 01.11.2013 № 23941-ЕЕ/Д28И.

Это письмо принято к исполнению пункта 11 плана мероприятий «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием», утвержденного распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2013 г. № 867-р.

В рекомендациях Минэкономразвития России программой партнерства называется «документ заказчика, описывающий комплекс мероприятий, направленных на формирование сети квалифицированных и ответственных партнеров из числа субъектов МСП, поставляющих заказчику товары (выполняющих работы, оказывающих услуги) по прямым договорам и субподрядным договорам 1-го уровня, активное вовлечение в деятельность заказчика инновационных субъектов МСП, а также обеспечение заказчиками содействия в развитии субъектов МСП, являющихся участниками такой программы». Результатами такой программы должно стать, в том числе:

  • увеличение доли закупок заказчиков у субъектов МСП в общем ежегодном объёме закупок заказчиков
  • увеличение доли прямых закупок заказчиков у субъектов МСП в общем ежегодном объёме закупок заказчиков
  • создание системы внедрения и трансфера новых технических и технологических решений субъектов МСП, в том числе направленных на инновационное развитие заказчика и интегрированных в бизнес-стратегию развития заказчика
  • снижение издержек, модернизация технологических и управленческих процессов заказчиков

Пункт 5. Годовой объем закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства устанавливается в размере не менее чем 18 процентов совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок.

При этом совокупный годовой стоимостной объем договоров, заключенных заказчиками с субъектами малого и среднего предпринимательства по результатам закупок, осуществленных в соответствии с подпунктом “б” пункта 4 настоящего Положения, должен составлять не менее чем 10 процентов совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок. В свою очередь, пп. «б» п. 4 : «участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства;»

То есть, заказчики должны передать 18% стоимости договоров за год субъектом МСП, из которых 10% будут отданы по итогам процедур,проводимых только среди субъектов МСП.

Субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП): основные положения участия в закупках товаров, работ и услуг

К субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП) относятся следующие представители:

  • индивидуальные предприниматели;
  • акционерные общества;
  • крестьянские хозяйства;
  • кооперативы;
  • хозяйственные объединения.

В МСП выделяют три категории организаций: микропредприятие, малое и среднее.

Основные показатели деятельности для предприятий МСП

Параметры, по которым бизнес-единица относится к МСП, устанавливают уполномоченные государственные органы.

Основные критерии отбора организаций базируются на выполнении трех параметров:

  • численность работников;
  • доход за истекший отчетный период;
  • учредительный состав.

Номинальные характеристики для трех категорий компаний приведены в таблице в соответствии с законом “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации” 209-ФЗ от 27.12.2018 ст. 4.

Категория МСП Количество работников, человек Прибыль за прошлый период, млн руб.
Микропредприятие До 15 До 120
Малое предприятие До 100 До 800
Среднее предприятие До 250 До 2000

Для всех бизнес-единиц процент участия в уставном капитале предприятия учредителей, не относящихся к МСП, не должен превышать 49%, а доля государственного участия в капитале или управлении компании должна составлять не более 25%.

Статус МСП: как получить или подтвердить

В соответствии с законом 209-ФЗ ст. 4.1 статус МСП подтверждается путем получения выписки из единого реестра малого и среднего предпринимательства.

ФНС вносит данные в реестр один раз в год на основании отчетов ЕГРЮЛ и ЕГРИП, деклараций о доходах, численном составе работников, информации государственных органов и налоговых служб.

Предприятия, созданные после указанного срока и соответствующие критериям присоединения к субъектам малого бизнеса, могут подать заявку в ФНС для внесения в реестр самостоятельно. Информация об организации будет внесена работниками фискальной службы вручную.

Закупки у МСП и допустимый объем

Субъекты МСП, производящие продукты или услуги, участвуют в системе закупок. Правительством РФ в Постановлении №1352 от 15.11.2017 установлен определенный состав предприятий, которые обязаны покупать продукцию у малого бизнеса. К ним относятся:

  1. Организации без статуса МСП, но с годовой прибылью за истекший календарный период более 500 млн рублей.
  2. Кредитные структуры без статуса МСП, обладающие материальным и нематериальным имуществом на сумму более 500 млн рублей.
  3. Государственные и некоммерческие организации, осуществившие закупки за отчетный календарный период на сумму более 250 млн рублей.

Основные способы закупок у МСП

Закупки у единиц малого бизнеса осуществляются двумя способами: конкурентным и неконкурентным.

Второй вид ориентирован только на одного поставщика товаров и услуг на рынке.

C 1 января 2019 года в соответствии с законом 44-ФЗ ст. 112 п. 43.2, ст. 24 п. 2 конкурентные закупки осуществляются только в электронном виде на интернет-порталах и в четырех формах:

  • аукцион;
  • конкурс;
  • запрос котировок;
  • запрос предложений.

Статьи этого нормативного акта допускают проведение закупок в бумажной форме, но в исключительных случаях. К ним относятся оказание срочной медицинской и гуманитарной помощи, ликвидация последствий ЧС, деятельность на территории иностранного государства, закрытые закупки с единственным поставщиком.

Предварительная аккредитация участников обязательна на всех порталах до подачи заявки. Для этого необходимо предоставить информацию об организации и требуемую сервисом документацию.

Срок оплаты победителем поставленных товаров

К участию в закупках у МСП привлекаются представители как малого и среднего бизнеса, так и более крупные организации.

В случае если предприятие-победитель закупки не является субъектом МСП, срок оплаты регламентируется и прописывается в договоре с заказчиком или иной закупочной документации и составляет не более 30 дней.

Гарантии для заказчика по выполнению контракта

В соответствии с требованиями закона 44-ФЗ от 30.10.2018 ст. 44 п. 2 заказчик при заключении договора на поставку товаров, выполнения работ или услуг в договоре должен указать требования обеспечения контракта. Выполнение обязательств может быть подтверждено переводом денежных средств на специальный счет или банковской гарантией.

Как малому и среднему бизнесу получить преференции в закупках

Для российского малого и среднего бизнеса действует льготный режим участия в закупках, которые проходят по законам 44-ФЗ и 223-ФЗ.

О преференциях для субъектов малого и среднего предпринимательства рассказывает руководитель департамента нормативно-правового регулирования B2B-Center и преподаватель курсов по закупкам Дмитрий Казанцев.

Статус субъектов МСП в закупках

Государство наделило субъекты МСП особым статусом в закупках, чтобы поддержать развитие этого сегмента и гарантировать таким поставщикам рынок сбыта. Можно сказать, что это инвестиции в МСП через заказы от госорганов и госкомпаний.

Это позитивная идея. Государство не просто раздает деньги, а дает предпринимателям возможность зарабатывать их и развивать бизнес. Тем более, что правительство ставит задачу увеличить долю малого и среднего бизнеса в ВВП страны.

Правда, есть и другая сторона. Государство вкладывает эти деньги не напрямую из бюджета, а за счет регулируемых заказчиков. Закон обязывает государственные компании закупать часть продукции у МСП. Поэтому они не всегда заинтересованы в таких закупках.

Преференции по 223-ФЗ и 44-ФЗ

Преференции для МСП со стороны госкомпаний и естественных монополий закреплены в статье 3.4 закона 223-ФЗ и специальном постановлении правительства «Об участии субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Читайте также:  Доходы, не облагаемые НДФЛ: изменения для 2019 года и отражение их в декларации

У предпринимателей есть 2 главные преференции:

  • Ускоренный расчет за выполненный контракт в течение 15 рабочих дней с момента поставки.
  • Преференциальные закупки. Заказчики обязаны 20% всех закупок проводить у МСП. Другие поставщики участвовать в таких тендерах не могут.

В законе 44-ФЗ, в рамках которого работают госзаказчики, преференции закреплены в статье «Особенности участия субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций  в закупках».

Здесь можно выделить 2 преференции:

  • Общий лимит закупок у малых предприятий составляет 15%.
  • Льготный режим обеспечения контракта. Его размер рассчитывается не от начальной (максимальной) цены, а от фактической стоимости контракта. Пример: заказчик установил начальную цену в 1 млн рублей, а победитель закупки предложил 800 тысяч рублей. Поставщик из сегмента МСП заплатит обеспечение в 20% не от 1 млн, а от 800 тыс.

Таким образом, по Закону № 223-ФЗ преференции имеют и малые, и средние предприятия, а по Закону № 44-ФЗ – только малые.

Все закупки у субъектов МСП публикуются в ЕИС. Кроме того, заказчики размещают в планах закупок отдельный раздел для таких торгов. Поэтому поставщики могут заранее планировать участие в преференциальных закупках.

Рекомендуем не ограничиваться только преференциальными закупками. Если заказчик по 223-ФЗ отдаст контракт субъекту МСП по итогам обычной закупки, то сможет включить его в свою отчетность. Поэтому для малого и среднего бизнеса преференции фактически действуют и во всех остальных торгах.

Правила закупок у МСП

Закупки у МСП проходят в электронном виде на торговых площадках по простым правилам. Это почти всегда открытый одноэтапный конкурс или открытый аукцион.

Заявку нужно подавать в 3 частях:

  • Описание продукции;
  • Данные о поставщике;
  • Цена.

В аукционе цена подается несколько раз в режиме онлайн. Кто предложит самую низкую, тот и одерживает победу. В конкурсе цена указывается только один раз.

С точки зрения защиты прав поставщиков, особой специфики нет. Рекомендуем субъектам МСП внимательно читать закупочную документацию. Если есть непонятные или подозрительные момент, то отправлять заказчику официальный запрос разъяснений через ЭТП. Если поставщик сталкивается с явными нарушениями, то можно обращаться в ФАС или суд.

В обычных закупках у госзаказчика есть законные возможности не платить поставщику за выполненный контракт. В преференциальных закупках такое случается не часто. По сути, государство страхует малый и средний бизнес. Заказчик отчитывается перед контролирующими органами по факту оплату, поэтому заинтересован принять и оплатить поставку.

Как работают преференции

Если брать статистику, то на закупки у МСП каждый год выделяется все больше денег. Поэтому малый и средний бизнес получает достаточные вливания. Только встает другой вопрос: какое количество юридических лиц имеют доступ к этому пирогу?

Дело в том, что не каждый представитель малого и среднего бизнеса может преодолеть организационные барьеры: правильно оформить документы, найти деньги на обеспечение заявки или контракта.

Есть и неформальная сторона вопроса. Заказчики не всегда заинтересованы отдавать заказы МСП. Они предпочитают работать с крупными поставщиками или специально созданными подконтрольными юридическими лицами.

Это не всегда связано с коррупцией. Часто заказчики не уверены, что малый бизнес может поставить продукцию нужного качества.

В то же время закон требует закупать у МСП, поэтому появляются схемы обхода правил и «свои» поставщики.

Однако это не значит, что получить заказ невозможно. Добросовестные заказчики легко заключают с МСП контракты, в которых нет высоких требований по качеству продукции. У многих заказчиков есть перечни товаров, которые закупают у малого и среднего бизнеса. Для них это возможность честно выполнить требования закона и избежать наказаний со стороны контролирующих органов.

Поэтому рекомендуем субъектам МСП сохранять гибкость в отношениях с заказчиками, выстраивать нормальные деловые отношения и не злоупотреблять особым статусом.

Например, исправлять недочеты или брак в поставке, а не требовать соблюдать формальности и в любом случае оплачивать контракт в течение 15 дней.

В этом случае выиграют обе стороны закупки, а у заказчика не будет необходимости выдумывать схемы для обхода правил.

Изменения в закупках у субъектов МСП в 2021 году по Закону № 223-ФЗ

    On 27.09.2018 0 Комментарии 223-ФЗ, 44-ФЗ, ЕИС, Запрос котировок, Запрос предложений, Конкурс, СМП, Спецсчет, Статьи, Электронный аукцион, ЭТП

Продолжаем рассказывать о поправках в закупочное законодательство, которые вступят или уже вступили в силу в 2021 году. Сегодня речь пойдет об изменениях для заказчиков по 223-ФЗ в части закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Они внесены законом № 505-ФЗ от 31 декабря 2021, а также постановлениями Правительства.

Электронная форма

Закупки, которые организуются исключительно для МСП, должны будут проводиться строго в электронной форме. Это положение будет закреплено в части 2 статьи 3 закона 223-ФЗ и начнет действовать с 1 июля 2021 года.

С той же даты в законе появится новая статья 3.4, которая будет регулировать проведение электронных процедур для МСП. В частности, предусмотрен ограниченный перечень способов определения поставщика, а именно:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2021 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

  • конкурс в электронной форме;
  • аукцион в электронной форме;
  • запрос котировок в электронной форме;
  • запрос предложений в электронной форме.

Выбрать иной способ определения поставщика для закупок у МСП заказчики по 223-ФЗ не смогут.

Проводиться торги для малого и среднего бизнеса должны на ЭТП, удовлетворяющих требованиям закона 44-ФЗ и дополнительным требованиям, предусмотренным правительством. Список федеральных площадок, на которых можно будет проводить процедуры для МСП по 223-ФЗ, будет дополнительно утвержден.

ЭТП, на которых проводятся торги по 44-ФЗ

Кроме того, в новой статье 3.4 будут прописаны особенности каждой процедуры, в том числе:

  • порядок и сроки проведения;
  • ценовые ограничения;
  • правила подачи заявки;
  • порядок обеспечения заявки (например, если она обеспечивается деньгами, то средства должны вноситься на спецсчет в банке из перечня, определенного Правительством в соответствии с законом 44-ФЗ).

При нарушениях, допущенных заказчиком по 223-ФЗ, в том числе неосуществлении закупок у МСП, ему полагается наказание в виде обязанности применять положения закона 44-ФЗ. В поправках уточнено, что в этом случае заказчик должен применять нормы закона 44-ФЗ, которые прямо указаны в 223-ФЗ (часть 8.1 статьи 3, которая появится в 223-ФЗ с 1 июля 2021 года).

Новый объем закупок

Общий объем закупок, которые заказчики по 223-ФЗ должны осуществлять у МСП, остается на прежнем уровне. Это 18% от годового объема. А вот объем прямых закупок у МСП, то есть тех, которые проводятся исключительно среди таких субъектов, изменился. До 1 января текущего года в соответствии с постановлением Правительства № 1352 он составлял 10%.

С начала 2021 года вступило в силу новое постановление № 819 от 19 августа 2021 года. Так вот, в соответствии с ним, объем закупок, прдназначенных исключительно для МСП, вырос с 10 до 15%.

Ответственность за неоплату по 223-ФЗ

Порядок взаиморасчетов прописывается в контракте. Любая неоплата по контракту 223-ФЗ влечет ответственность в виде денежных компенсаций:

  1. Уплата договорных пени — денежная ответственность за просрочку исполнения обязательств, которые контрагент насчитает за каждый день просрочки.
  2. Судебные издержки — если контрагент подаст в суд и выиграет его, все его судебные затраты падут на проигравшего заказчика.

ВАЖНО!

Оплата по контракту 44-ФЗ в 2020 году: сроки, условия

Варианты оплаты контракта по 44-ФЗ Срок оплаты контракта по 44-ФЗ Ответственность за нарушение 44-ФЗ по оплате контракта

Читайте также:  Кто имеет право на льготы по налогу на землю в Московской области?

В статье расскажем, когда заказчики должны оплатить контракт, можно ли получить часть оплаты заранее и что делать, если заказчик нарушает сроки оплаты.

Варианты оплаты контракта по 44-ФЗ

Порядок и сроки оплаты товаров, работ, услуг (ТРУ) госзаказчик обязан прописать в проекте контракта в соответствии с п. 1 ч. 13 ст. 34 44-ФЗ. 

Выделяют три варианта оплаты по договору:

  • с авансом;
  • поэтапная;
  • единовременная.

Остановимся подробнее на каждом варианте.

Оплата с авансом

Заказчик сам решает, устанавливать в закупке авансирование или нет. Тендеры с авансом удобны для поставщика тем, что часть денег он получит сразу, еще до поставки товара или выполнения работ.

Если госзаказчик решает выплатить аванс, то он должен прописать в тексте договора его размер и установить сроки выплаты. Заказчик нарушит п. 1 ч. 13 ст. 34 44-ФЗ, если не укажет эти сведения.

Важно: в закупках с авансом обеспечение исполнения контракта увеличивается до размера аванса.

Наличие или отсутствие аванса и его предельный размер в разных закупках определяет законодательство.

Постановление правительства № 1496 устанавливает предельные значения аванса, который могут выплачивать госзаказчики в зависимости от предмета закупки:

Размер аванса Предмет закупки Примечания
Не более 50 %
  • в любых закупках по усмотрению заказчика, если иное не установлено законом;
  • в закупках по строительству, реконструкции и капитальному ремонту.
Предельное значение в 50 % установили временно до конца 2020 года (пп. 5.1, 5.2 постановления №1803). До 11.05.2020 года аванс в таких закупках не мог превышать 30 % от цены контракта.
От 30 % до 80 % закупки на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, которые направлены на замещение импортной продукции. Должны выполняться условия:

  • казначейское сопровождение аванса;
  • заказчик до проведения закупки получил одобрение от Минпромторга, что контракт соответствует целям импортозамещения.
От 30 % до 90 % в закупках с условием о казначейском сопровождении контракта. Исключение – закупки из предыдущего пункта.
до 100 % в таких закупках как:

  • услуги связи;
  • подписка на печатные издания;
  • экспертиза проектной документации;
  • приобретение авиа- и железнодорожных билетов;
  • грузовые перевозки авиационным и железнодорожным транспортом;
  • путевки на санаторно-курортное лечение и другие из пп «в» п. 18 постановления №1496.
Решение установить полную предоплату по таким закупкам остается за заказчиком.

Есть случаи, когда на аванс можно не рассчитывать:

  • постельное белье;
  • блокноты, записные книжки;
  • стиральные и моющие средства;
  • легковые автомобили;
  • услуги по ремонту компьютеров и др.
  1. Аванс не выплатят участнику, который снизил цену на 25 % и больше от начальной цены договора, даже если в проекте контракта есть сведения об авансировании. Такое условие прописано в п. 13 ст. 37 44-ФЗ.

Поэтапная оплата

Заказчик может установить в закупке поэтапное исполнение контракта и его оплату по частям. В таких закупках поставщик будет получать оплату частями после выполнения обязательств по каждому этапу.

В договоре заказчик должен указать период исполнения каждого этапа, размер частичного платежа и дату окончательного расчета по контракту.

Заказчик и поставщик взаимодействуют по такой схеме:

  1. поставщик выполняет обязательства по каждому этапу контракта;
  2. заказчик принимает товар или работы и подписывает документы о приемке, которые подтверждают выполнение обязательств по отдельному этапу;
  3. заказчик перечисляет деньги поставщику в рамках этапа и отправляет сведения об оплате в Единую информационную систему (ЕИС).

После выполнения этапа поставщик может уменьшить размер обеспечения исполнения контракта пропорционально выполненным обязательствам. Если размер обязательств этапа составил 30 %, то и обеспечение будет меньше на 30 %.

Если обеспечение было в виде банковской гарантии, то заказчик не может требовать полную сумму по этой гарантии. Перед тем, как выставить требование банку, он должен рассчитать сумму нового обеспечения с учетом выполненных обязательств по договору.

Если поставщик переводил сумму обеспечения на счет заказчика, то по требованию исполнителя заказчик возвращает ему разницу между первоначальным и уменьшенным обеспечением.

Единовременная оплата

Заказчик оплатит контракт одной суммой после того, как поставщик полностью исполнит обязательства. 

В тексте договора заказчик должен указать, какой документ подтверждает факт выполнения обязательств. Таким документом могут быть:

  • товарная накладная;
  • счет-фактура;
  • акт приемки-передачи выполненных работ и другие.

С даты подписания такого документа устанавливают срок оплаты по договору.

Срок оплаты контракта по 44-ФЗ

Заказчик прописывает сроки оплаты в тексте контракта. Если он не установит срок, то нарушит ч. 13.1 ст. 34 44-ФЗ и ч. 8 ст. 30 44-ФЗ, в которых прописаны требования к срокам оплаты:

  • не более 30 дней с момента подписания подтверждающих документов;
  • не более 15 рабочих дней в закупках для субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО).

Отступить от этого правила можно только в рамках государственного оборонного заказа при увеличении цены контракта, если цена на продукцию выросла.

Стороны подписывают дополнительное соглашение, в котором устанавливают отлагательные условия.

Окончательный расчет по оборонному заказу могут продлить не более, чем на 30 календарных дней с даты внесения изменений в госконтракт (постановление правительства № 481).

Ответственность за нарушение 44-ФЗ по оплате контракта

За нарушение состава документации закупки, сроков и порядка оплаты ответственное должностное лицо госзаказчика накажут штрафом или отстранением от должности.

Наказание должностного лица заказчика Нарушение Ссылка на статью КоАП РФ
Штраф 3 000 рублей Если не укажет в контракте сроки и условия оплаты п. 4.2 ст. 7.30 КоАП
Штраф от 30 000 до 50 000 рублей Если не оплатит контракт вовремя п. 1 ст. 7.32.5 КоАП
Дисквалификация на срок от 1 до 2 лет Если должностное лицо повторно нарушило сроки оплаты п. 2 ст. 7.32.5 КоАП

Протокол об административном правонарушении по статье 7.32.5 КоАП вправе составлять органы Федеральной антимонопольной службы (ФАС), на что указывает п. 62 ч. 2 ст. 28.3 КоАП. Рассматривать дела о повторном нарушении сроков оплаты по контракту может только суд.

Заказчик виноват не всегда, когда задерживает оплату. На официальном сайте ФАС разместила письмо № ИА/74989/19 от 28.08.2019, в котором разъяснила, что заказчик не несет ответственность за нарушение сроков и порядка оплаты по контракту, если он не получил на закупку бюджетные средства.

В этом случае Федеральное казначейство может наказать главного распорядителя бюджетных средств, который не довел или не распределил вовремя лимиты бюджетных обязательств заказчику закупки.

Что делать, если контракт не оплачивают

Если вы исполнили контракт, заказчик подписал документы о приемке, но задерживает с оплатой, пишите претензию в его адрес.

В текст претензии обязательно включите:

  • ссылки на пункты договора, которые нарушил заказчик;
  • требования к уплате суммы, включая пени;
  • срок, в который заказчик должен устранить нарушения.

К претензии приложите документы, подтверждающие выполнение обязательств и передайте ее лично контактному лицу заказчика или направьте почтой письмом с уведомлением. Если передаете лично, попросите расписку о получении. Так у вас будет доказательство, что заказчик получил письмо.

Если на претензию не ответят, либо ответ вас не удовлетворит, обращайтесь прокуратуру. Подать жалобу можно в бумажном и электронном виде. Прокуратура должна за 30 дней проверить заказчика на наличие состава преступления и ответить на жалобу. 

Если денег вы так и не дождались, подавайте иск в арбитражный суд. Заявление нужно подавать по месту нахождения заказчика. У вас есть один год, чтобы привлечь заказчика к ответственности.

Перед участием в закупке проверьте госзаказчика на сайте арбитражного суда. Введите в поиск его ИНН или ОГРН и посмотрите список дел, в которых он участвовал. Если заказчик уже выступал ответчиком в суде как неплательщик по госконтрактам, то есть риск, что и в этой закупке такая ситуация повторится. Оцените риски и подумайте, стоит ли работать с таким заказчиком.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *