Что такое Единый федеральный информационный регистр сведений по новому законопроекту?

Что такое Единый федеральный информационный регистр сведений по новому законопроекту?

Евгений Разумный / Ведомости

Президент подписал закон «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации». В сети собираются подписи против «электронного концлагеря», а представители конфессий высказываются против использования систем с личными кодами или идентификационными номерами. Что же в нем плохого?

Регистр будет содержать сведения о населении России, которое представлено гражданами России, иностранными гражданами и лицами без гражданства, временно или постоянно проживающими в России, а также беженцами.

Из реестра ЗАГС в новый регистр будут предоставляться фамилия, имя и отчество и их изменение, о рождении и смерти, усыновлении и отцовстве, заключении и расторжении брака. Также регистр будет содержать сведения о поле и его изменении.

МВД предоставит сведения о документе, удостоверяющем личность, гражданстве, регистрации и миграционном учете, наличии у гражданина России права постоянно проживать в иностранном государстве, о выдаче иностранным работникам разрешений на работу и т. д. Рособрнадзор – о документах об образовании и квалификации. Минобрнауки – об ученой степени и ученом звании.

Минобороны – о постановке на воинский учет. ФНС – об учете в налоговом органе и о регистрации ИП. Роструд – об учете в службе занятости или в качестве безработного. ПФР, ФСС, ФОМС – о регистрации в системах обязательного пенсионного, медицинского и социального страхования.

Минкомсвязь – об учетной записи лица в ЕСИА (в частности, через такую учетную запись происходит авторизация на сайте госуслуг). Помимо данных самого физического лица, регистр будет содержать сведения о его родителях, супруге и детях.

В 2016 г. президент подписал указ, предусматривающий формирование единого федерального информационного ресурса сведений о населении России, включая сведения органов ЗАГС. Так был создан электронный реестр записей органов ЗАГС, который должен был стать основной частью будущего регистра населения.

С октября 2018 г. органы ЗАГС ведут записи не только в бумажном, но и в электронном виде, все записи попадают в единый электронный государственный реестр ЗАГС.

Оператором реестра назначается ФНС, которая отвечает за его создание, эксплуатацию, обработку информации, бесперебойную работу, а также защиту сведений, в том числе персональных данных. То есть теперь уже ФНС предоставляет органам ЗАГС доступ к электронной системе, где те ведут записи.

Органам ЗАГС поручено оцифровать все свои книги за весь период хранения и завершить этот процесс к 31 декабря 2020 г. Дополнительные расходы федерального бюджета на внедрение реестра ЗАГС – 10,6 млрд руб.

К сведениям реестра ЗАГС ФНС дает доступ множеству органов и организаций, подключенных к СМЭВ – государственной информационной системе, введенной Минкомсвязью в эксплуатацию в 2010 г.

для обеспечения межведомственного информационного взаимодействия.

Сейчас к системе подключено более 10 000 пользователей, среди которых федеральные, региональные и муниципальные органы власти, кредитные организации и т. д.

В 2017 г. правительство утверждает концепцию формирования регистра, где среди предпосылок для его формирования называет необходимость повышения собираемости налогов, улучшения налогового администрирования, снижения издержек на поддержание налоговой системы и т. п.

Ранее ФНС уже создала государственный реестр налогоплательщиков и электронные личные кабинеты.

Наладив информационное взаимодействие с органами юстиции, ЗАГСами, органами, осуществляющими миграционный учет, выдачу паспортов и разрешений на работу, нотариусами, адвокатскими палатами, органами опеки и попечительства, ФНС вышла на новый уровень налогового администрирования. Постоянно выверяя и синхронизируя поступающие сведения, ФНС повышала их качество для более эффективного соотнесения с конкретными физическими лицами.

ФНС получила и функции администрирования страховых (в пенсионный, социальный и медицинский фонды) взносов. Укрепление платежной дисциплины при расчетах с внебюджетными фондами требовала, помимо создания реестра ЗАГС, единого централизованного информационного ресурса, где можно было бы получить полные сведения о физлице.

На тот момент российские органы власти вели множество информационных ресурсов с различными сведениями о населении, но каждый делал это по-своему, и однозначно установить принадлежность сведений к определенному лицу иногда было невозможно.

По мере роста числа транзакций между государством и гражданами все более очевидной становилась необходимость обеспечить одинаковый подход всех органов к работе со сведениями и как результат – однозначность сведений, их сопоставимость и возможность проследить их изменение, что стало бы возможным при введении единого федерального ресурса. Конечно, в первую очередь такой ресурс значительно упростил бы налоговое администрирование, но также положительно повлиял бы и на оказании госуслуг и избавил бы граждан от необходимости многократно сообщать одни и те же сведения.

Основными источниками данных для такого ресурса в первую очередь стали бы службы, ответственные за регистрацию событий жизненного цикла человека и миграции населения.

Затем данные расширились бы за счет присоединения «второй очереди» информсистем – налоговой службы, службы соцстрахования и пенсионного обеспечения, статистической службы, службы земельного кадастра и регистрации прав собственности, органов внутренних дел, министерства обороны, избиркомов и т. д.

В довершение вся информация, содержащаяся в федеральном регистре, предоставлялась бы запрашивающим лицам через систему электронного взаимодействия между ведомствами.

Основы регистра были изначально заложены указом президента, направленным на укрепление платежной дисциплины при осуществлении расчетов с внебюджетными фондами.

Концепция правительства, разработанная во исполнение этого указа, также делает акцент на повышении собираемости налогов и сборов, совершенствовании налогового администрирования, снижении издержек на поддержание функционирования налоговой системы.

Пояснительная записка к принятому закону среди целей упоминает переход на качественно новый уровень расчета и начисления налогов на доходы физических лиц, повышение эффективности борьбы с правонарушениями, сокращение числа мошеннических действий при получении мер социальной поддержки и уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей, повышение собираемости платежей в бюджеты бюджетной системы России.

Помимо этого сведения из регистра помогут удовлетворить многие другие потребности государства – решение вопросов социально-экономического развития, подготовка проектов бюджетов, реализация госпрограмм, составление списков избирателей, обеспечение исполнения воинской обязанности, исключение ошибок при оказании государственной поддержки и борьба с мошенничеством в этой сфере, совершение нотариальных действий, повышение качества статистического учета, а также исполнение запросов судов, органов прокуратуры, следственных органов, службы судебных приставов и т. д. С помощью регистра можно решать стратегические задачи. Например, прогнозировать количество призывников или абитуриентов, на основании чего финансировать бюджетные места в вузах.

Польза для общества будет в минимизации количества обращений граждан для получения госуслуг, а также в упрощении процедуры получения адресной помощи.

В высказываниях представителей ФНС именно желанием надлежаще оказывать адресные меры социальной поддержки обосновывается тот факт, что теперь «регистр населения позволит выстроить на основании данных человека его семейные связи, соответственно, потом, используя информационные ресурсы других ведомств, можно будет рассчитать и доходы семьи, среднедушевые доходы, поставить любые контроли, любые пороги и оказывать соответственно, правительству, президенту те помощи гражданам, которые будут нужны именно в данном случае» (цитата по «Интерфаксу»).

Помимо угроз непосредственно физическим лицам, регистр населения может повлиять и на бизнес.

В частности, регистр может помочь ФНС в борьбе с нелегальными налоговыми схемами с участием формально независимых лиц и компаний. При создании цепочек фирм-однодневок ключевой ресурс – люди. Правила регистрации и ликвидации компаний ужесточались, вводились новые требования для учредителей.

Налоговые органы обнаруживали взаимозависимости между задействованными в схемах людьми, в частности, через запросы в ЗАГСы. Регистр населения позволит выстраивать дополнительные логические связи и выявлять взаимозависимость существенно быстрее. По той же причине регистр населения может сказаться и на дроблении бизнеса для целей налоговой оптимизации.

Потенциально регистр поможет выявить связь между проживающими вместе неродственниками.

Если речь идет о привлечения к субсидиарной ответственности, то в случаях вывода активов на родственников и бывших сотрудников регистр может ускорить и повысить качество вычисление таких лиц, чем пригодится ФНС и АСВ.

Регистр может быть полезен и для тендерных процедур, в частности, государственных, когда в тендере участвуют компании, формально зарегистрированные на независимых лиц. ФАС может использовать данные регистра для целей расследования антиконкурентных сговоров, в том числе на торгах, определения состава группы лиц и т. д.

Но не исключены и разнообразные утечки информации.

Регистр может вписаться и борьбу с коррупцией, курс на которую взяло правительство.

Автор – старший юрист группы по правовому обеспечению цифровой экономики «Пепеляев групп»

Что такое единый регистр сведений о населении и зачем он необходим

Государственная Дума 21 мая приняла закон, предусматривающий создание единого федерального информационного регистра. Он будет содержать конкретные сведения о гражданине: Ф.И.О.

, дату и место рождения, пол, СНИЛС, ИНН, гражданство и семейное положение. Вести ресурс будет Федеральная налоговая служба на основании имеющихся у нее данных, а также данных МВД, Минобороны, Минобрнауки, государственных внебюджетных фондов.

Налоговая служба также будет обязана обеспечить защиту всех имеющихся сведений.

Читайте также:  Конкурсное производство и конкурсный управляющий при банкротстве юридического лица по 127-ФЗ

Закон предполагается ввести в действие с 1 января 2022 года. Некоторые нормы вступят в силу с 1 января 2024 года и с 1 января 2025 года. Также предусмотрен переходный период до 31 декабря 2025 года. Кроме того, до 2023 года нормативные правовые акты РФ не смогут устанавливать требование об использовании регистра в качестве единственного и обязательного источника получения сведений.

На вопросы читателей официального сайта и социальных сетей ГД отвечает Председатель Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн.

— Государство будет собирать еще больше сведений о гражданах?

Нет. Все сведения, которые поступают в эту базу, — это общие данные, которыми государство и так сегодня располагает, но они не соединены воедино.

Грубо говоря, мы предлагаем не срывать яблоки по одному и носить их, а складывать их в корзину. Наши оппоненты говорят о том, что по одному яблоки можно срывать, а в корзину класть нельзя. Но они уже и так сорваны.

Важно, что в этой базе не будет сведений ни о налогах, ни о доходах, ни о размерах пенсии. Нет в этой базе никаких данных о состоянии здоровья, QR-кодов, никакой биометрии. 

— Какая польза от этого регистра?

Государство сможет более четко прогнозировать развитие страны, оперативно администрировать процессы.

Для граждан в первую очередь это удобно, потому что им не потребуется по кругу носить документы в случае каких‑либо изменений, скажем, смены паспорта.

Сегодня после того, как ты меняешь паспорт, везде, где есть данные о нем, ты должен снова представить сведения о паспорте. После вступления закона в силу это будет происходить в автоматическом режиме.

  • — Как будут защищены данные?
  • Они будут находиться в центре обработки данных, проверенном и протестированном на безопасность уполномоченными на это органами, в первую очередь ФСБ.
  • Из Федеральной налоговой службы ни разу за всю ее историю сведения не утекли, что говорит о достаточно высоком уровне защищенности.
  • Внутри этой базы будет еще одна внутренняя база, связанная с деятельностью силовых структур.
  • — Кто будет иметь доступ к регистру?

Государственные органы, каждый — в части своей компетенции. Иными словами, если кто‑то работает в системе образования, он не сможет посмотреть данные, связанные, скажем, с номером ОМС.

— А нотариусы?

Нотариусы не будут иметь доступа к этой базе данных, но при совершении нотариальных действий обязаны будут сверяться с этими данными, отправив запрос. Это нужно для того, чтобы все нотариальные действия совершали, удостоверившись в подлинности представленных документов, сведений.

— Зачем нужна еще одна база, если есть Госуслуги?

Госуслуги это не база, это портал обратной связи государства и граждан. Здесь другой формат. 

Сегодня государство старается выработать алгоритмы, при которых оно идет к гражданину с поддержкой, а не люди должны бегать за ним.

 В частности, когда мы говорим о выплатах на детей. Президент обозначил, что не нужно людям самим ходить со справками. Например, известно, что у человека есть второй ребенок, и он должен получить меры поддержки. Когда в этой базе будут собраны данные, там будут видны и люди наиболее нуждающиеся.

— Что делать, если я не хочу, чтобы данные обо мне собирали в этом регистре?

Человек в любом случае получил паспорт, свидетельство о рождении или регистрации брака, этими данными уже государство располагает. Сейчас они просто будут собраны в единый ресурс. Удаляться записи из регистра не могут.

  1. — А что делать, если там ошибка?
  2. Важно, что человек получит право проверить сведения о себе, и в случае если он увидит ошибку (такое возможно, например, паспорт был выдан с неправильной датой рождения), закон определяет порядок, по которому изменения в регистр могут вноситься по его заявлению.
  3. — Почему ФНС станет оператором единого регистра? 
  4. Федеральная налоговая служба — самое продвинутое цифровое ведомство в стране, которое работает с большим количеством баз, даже тех, которые не относятся к его деятельности, — например, с базой данных ЗАГС. 
  5. Мы понимаем, что ФНС — это орган, который сегодня в состоянии не только разработать эту систему, но и эффективно ее вести и сопровождать.

В россии появится единый регистр со всей информацией о жителях страны. его критикуют за угрозу утечек данных — разборы на tj

Все партии, кроме «Единой России», просили отложить принятие закона и внести в него поправки, но документ одобрили.

{«id»:175480}

Фото с сайта Госдумы Продолжение: Путин подписал закон о создании регистра сведений о россиянах

Законопроекту о создании единого федерального информационного регистра осталось пройти последнюю стадию — подписание президентом. Его уже одобрили Госдума и Совет Федерации.

Регистр будет отслеживать все этапы жизни людей в России (в том числе иностранных граждан) и предоставлять информацию о них ведомствам. Критики законопроекта утверждают, что обеспечить стопроцентную безопасность данных в этой базе невозможно, и её создание чревато масштабными утечками.

Законопроект о едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении, внесло правительство. В пояснительной записке к документу говорится, что создание общей базы данных сократит сроки оказания госуслуг, повысить эффективность государственной политики и вообще упростит обмен информацией между ведомствами.

«Например, для получения какого-либо разрешения или лицензии не нужно будет предоставлять выписки, справки или их заверенные копии из различных ведомств — всё уже будет доступно через [единую] систему информации», — объяснил бывший председатель комитета Госдумы по информационным технологиям Леонид Левин, который сейчас работает аппарате правительства.

Кроме того, власти таким образом будут бороться с мошенничеством при получении мер социальной поддержки и уплате налогов. И, по словам первого замминистра финансов Татьяны Нестеренко, смогут эффективнее контролировать доходы и расходы чиновников.

Замруководителя ФНС Виталий Колесников отметил, что с помощью регистра можно будет прогнозировать развитие региона: «Говорить, какие люди, какого возраста, с каким образованием находятся в различных муниципальных образованиях — это очень важно с точки зрения прогноза развития региона». База возьмёт на себя и функцию оперативного статистического учёта, добавил Колесников.

Предполагается, что информационная база заработает в России с 1 января 2023 года. Со дня официального опубликования закона до 31 декабря 2025 года будет длиться переходный период.

Все сведения, которые поступают в эту базу, — это общие данные, которыми государство и так сегодня располагает, но они не соединены воедино.

Грубо говоря, мы предлагаем не срывать яблоки по одному и носить их, а складывать их в корзину. Наши оппоненты говорят о том, что по одному яблоки можно срывать, а в корзину класть нельзя. Но они уже и так сорваны.

Федеральный регистр будет содержать сведения о гражданах России, временно или постоянно проживающих в стране иностранных гражданах и лицах без гражданства, людях, признанных беженцами или получивших временное убежище на территории РФ, а также об иностранных гражданах, временно проживающих здесь из-за работы.

При этом закон предусматривает защиту внутри регистра отдельных категорий лиц. «Внутри этой базы будет еще одна внутренняя база, связанная с деятельностью силовых структур», — рассказал Хинштейн.

В регистре будут храниться сведения о каждом физическом лице и идентификаторы. Понятие «идентификатора» — новое, оно вводится вместе с законом и указывает «на совокупность сведений о человеке в государственном информационном ресурсе».

  1. ФИО и в случае их изменения — иные ФИО;
  2. дата рождения;
  3. дата смерти;
  4. место рождения;
  5. место смерти;
  6. пол и в случае его изменения иной пол;
  7. сведения о семейном положении физического лица (записи актов о заключении и расторжении брака);
  8. гражданство РФ и (или) гражданство (подданство) иностранного государства/иностранных государств;
  9. сведения о наличии у гражданина РФ документа на право постоянного проживания в иностранном государстве;
  10. сведения об обращении гражданина РФ в полномочный орган иностранного государства о выходе из гражданства этого государства или об отказе от имеющегося у него документа на право постоянного проживания в иностранном государстве.
  1. записи акта о рождении;
  2. записи акта о смерти;
  3. документа, удостоверяющего личность физического лица, включая вид, номер и иные сведения о таком документе;

  4. документов или отметок в документах, удостоверяющих личность, подтверждающих право иностранного гражданина и лица без гражданства на пребывание (проживание) в РФ;
  5. сведений о регистрационном учёте гражданина РФ и миграционном учёте иностранного гражданина и лица без гражданства в РФ;

  6. сведений о принятом решении по вопросам гражданства РФ;
  7. сведений о постановке на учет в налоговом органе, в том числе в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход;
  8. сведений о регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
  9. сведений о постановке на воинский учёт граждан РФ, обязанных на нём состоять;
  10. сведений о регистрации в системах обязательного пенсионного, медицинского и социального страхования;
  11. сведений о постановке на учёт в органах службы занятости;
  12. документа об образовании и (или) о квалификации, документа об обучении, включая все сведения о таких документах, о присуждении, лишении, восстановлении ученой степени;
  13. учётной записи физического лица во ФГИС;
  14. записей федерального регистра о родителях физического лица, супруге и детях.

Приведение всех информационных систем к одному знаменателю будет рождать так называемый «золотой идеальный профиль», в котором будут обобщаться примерно 30 видов сведений от 12 основных поставщиков.

Оператор регистра — Федеральная налоговая служба. А обрабатывать сведения будут в центре в Нижегородской области. Налоговая служба обязана обеспечить защиту всех имеющихся данных. А федеральные органы исполнительной власти будут направлять туда новую, не учтённую ранее информацию.

Читайте также:  Списание долгов по кредитам физических лиц при банкротстве: порядок действий и необходимые документы

Государственные органы будут иметь доступ к сведениям «каждый — в части своей компетенции», рассказал председатель комитета Госдумы по информационным технологиям Александр Хинштейн: «Если кто-то работает в системе образования, он не сможет посмотреть данные, связанные, скажем, с номером ОМС».

Запрашивать сведения из регистра также смогут муниципальные органы, МФЦ, избирательные комиссии, внебюджетные фонды и нотариусы. Физическое лицо или его представитель может запросить информацию о себе из базы через портал Госуслуги. Если в регистре обнаружится ошибка, её должны исправить по заявлению. Удалять записи из регистра нельзя.

Закон предполагает, что в некоторых случаях сведения из регистра будут предоставляться обезличенными. Например, если их собирают для статистики, при подготовке проектов бюджета или составлении государственных программ.

В россии предлагается создать единый регистр сведений о населении

17 апреля Госдума приняла во втором чтении законопроект, предусматривающий создание единого федерального информационного ресурса, содержащего сведения о населении РФ (№ 759897-7). Проект был внесен на рассмотрение 23 июля 2019 г., первое чтение прошел 17 сентября того же года.

Как указано в пояснительной записке, проект разработан «в целях создания системы учета сведений о населении, обеспечивающей их достоверность и непротиворечивость» в соответствии с Указом Президента РФ от 15 января 2016 г.

№ 13 «О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины при осуществлении расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования», ч. 4 ст. 13 Закона о персональных данных, а также п. 2 разд.

I плана мероприятий («дорожной карты») по формированию и ведению единого федерального информационного ресурса, содержащего сведения о населении России, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 4 июля 2017 г. № 1418-р.

Отмечается, что в России отсутствует единый централизованный информационный ресурс, содержащий базовые сведения о населении страны и позволяющий путем информационного взаимодействия с иными информационными ресурсами получить полные и достоверные сведения о физлице, необходимые для реализации в том числе контрольной функции налоговых органов.

С этой целью предлагается создать единый федеральный информационный ресурс сведений о населении РФ, сформированный на основе данных о гражданах страны и иных лицах, указанных в законопроекте, а также содержащихся в иных государственных и муниципальных информационных ресурсах органов государственной власти, местного самоуправления и органов управления государственными внебюджетными фондами. Предусмотрено, что формировать и вести данный регистр будет ФНС России.

По мнению разработчиков проекта, создание указанного федерального ресурса позволит повысить оперативность и качество принимаемых решений в сфере государственного и муниципального управления, обеспечить достоверную и актуальную информацию о населении, сократить сроки оказания государственных и муниципальных услуг, обеспечить переход на качественно новый уровень расчета и начисления налогов на доходы физлиц, повысить эффективность реализации государственной политики, решения вопросов социально-экономического развития, составления и реализации государственных и муниципальных программ и бюджетов РФ, а также эффективнее бороться с правонарушениями, сократить число мошеннических действий при получении мер соцподдержки и уплате налогов, сборов и других обязательных платежей, повысить собираемость платежей в бюджеты РФ.

Какие сведения планируется включить в регистр и кому они могут быть предоставлены

Проектом закона предусмотрено, что федеральный ресурс о населении формируется и ведется на основании сведений, представляемых ФНС соответствующими органами и организациями (МВД, Минобороны, Минобрнауки, Росморречфлотом, государственными внебюджетными фондами) в электронной форме посредством использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

В регистр вносятся данные о гражданах РФ, а также об иностранных гражданах и лицах без гражданства, проживающих в России либо признанных беженцами или получивших здесь временное убежище, а также об иностранных гражданах, временно пребывающих в России для осуществления трудовой деятельности в установленном порядке.

В частности, планируется включать базовую информацию о физлице (ФИО, дата и место рождения (смерти), пол, реквизиты записи акта гражданского состояния о рождении (смерти), информация о гражданстве (подданстве), СНИЛС, ИНН и т.д.

), а также дополнительные сведения (информацию об образовании, семейном положении, родственных связях и т.д.).

Сведения об одном физлице образуют одну запись, подписанную квалифицированной электронной подписью уполномоченного органа, и могут быть изменены по обращению физлица, в отношении которого они составлены, или его законного представителя.

Не допускается использование сведений, составляющих государственную тайну.

Кроме того, для обеспечения безопасности государства, а также прав и свобод отдельных физлиц в соответствии с законодательством о госзащите предусматривается обособленное формирование и ведение учета сведений, в том числе об указанных лицах.

Особенности обособленного формирования и ведения учета отдельных сведений регистра определяются Президентом РФ. Записи регистра и иные сведения, содержащиеся в нем, подлежат постоянному хранению, их изъятие и уничтожение недопустимы.

Сведения, содержащиеся в регистре, используются в целях совершенствования предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, реализации политики государства в сфере социально-экономического развития, защиты прав и законных интересов граждан России и иностранных граждан, находящихся на территории нашей страны, обеспечения национальной безопасности, официального статистического учета населения, подготовки и реализации государственных и муниципальных программ, подготовки проектов бюджетов, осуществления полномочий избирательных комиссий и комиссий референдума, а также совершения нотариальных действий от имени РФ.

Обеспечение защиты содержащихся в данном ресурсе сведений от несанкционированного доступа, случайного или несанкционированного изменения, уничтожения или утраты в соответствии с требованиями законодательства об информации и о защите персональных данных возложено на ФНС.

Несанкционированно измененная или утраченная запись подлежит полному восстановлению. Частичное восстановление допускается в исключительном случае – если уполномоченным органом были исчерпаны все возможные способы получения сведений о физлице в целях восстановления записи.

Как указано в проекте, сведения, содержащиеся в федеральном регистре, могут быть предоставлены по требованию госорганов, а также органов государственной власти и местного самоуправления, органам управления государственными внебюджетными фондами, МФЦ, избирательным комиссиям, нотариусам, а также физлицу, в отношении которого составлена запись в регистре, или его законному представителю. Они предоставляются в электронном формате и бесплатно. В ряде случаев, предусмотренных законопроектом, информация предоставляется обезличенной.

Кроме того, сведения из регистра могут быть предоставлены по запросам суда (судьи), прокуратуры, органов дознания или следствия, органов, осуществляющих ОРД, органов принудительного исполнения РФ, федерального органа исполнительной власти по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и  нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, направленным в целях осуществления функций и  полномочий указанных органов, а также по запросам федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в РФ и  исключительно в целях реализации их полномочий.

Эксперты считают, что проект содержит много неясностей и требует доработки

Комментируя «АГ» законопроект, член Совета Федеральной палаты адвокатов РФ Елена Авакян отметила, что появление подобного ресурса является давно ожидаемым по той простой причине, что развитие информационных технологий, а также развитие системы государства как платформы без глобального учета населения невозможны. «Данный ресурс направлен на создание единой информационной базы населения России, собирающей в себе все сведения обо всех гражданах страны, а также о лицах, постоянно проживающих на территории РФ», – пояснила она.

Данный ресурс, по мнению Елены Авакян, должен стать «стержневым каталогом» для всех прочих функционирующих государственных сетевых ресурсов, поскольку именно он будет обеспечивать учет населения.

«При этом совершенно непонятно, как будет обеспечиваться настолько глобальная система с точки зрения информационной безопасности, – пояснила адвокат. – Абсолютно не ясно, что все-таки будет выступать главным информационным ресурсом, по которому планируется осуществлять сверку этих данных.

Проект сформулирован таким образом, что информация стекается из разных органов власти и управления, и если она где-то меняется, то она должна изменяться и в едином федеральном регистре населения.

Но нужно понимать, где скапливается достоверная информация и каким образом эта достоверность подтверждается; каким образом физлицо получает доступ к этой информации и каким образом оно может так или иначе влиять на эту информацию.

Ставится вопрос и о том, как будут устраняться случайные ошибки, каким образом будут восстанавливаться права личности, если произойдет перехват данных и намеренное изменение сведений; и все-таки – что будет считаться первым достоверным источником?».

По мнению Елены Авакян, на сегодняшний день законопроект составлен таким образом, что непонятно иерархическое взаимодействие между данным регистром и иными реестрами, предусмотренными госорганами.

Кроме того, добавила она, если в проекте указано, что этот ресурс основополагающий, должны быть прописаны нормы и правила как в пояснительной записке, так и в законах, которые подлежат изменению, а также каким образом будет происходить обновление информации в иных госресурсах.

Читайте также:  Понятие и виды дебиторской и кредиторской задолженности: по срокам, по обязательствам, по возвратности

«То есть этот ресурс должен существовать только во взаимосвязи с другими ресурсами», – подчеркнула эксперт.

Она пояснила, что физлицо меняет о себе данные в режиме «одного окна».

Из этого следует, что биометрическая информация должна фиксироваться единожды и не изменяться – только таким образом может быть обеспечена идентификация в случае перехвата «цифрового аватара».

Также, подчеркнула Елена Авакян, не может произвольно изменяться информация о внешности лица, причем внешность должна подтверждаться не только фотографией, а какими-то дополнительными специальными аналитическими средствами.

Кроме того, добавила эксперт, в законопроекте нет ни слова о сохранении архивов сведений обо всех изменениях: «То есть должно быть обеспечено постоянное архивирование этой информации – условно, в течение 150 лет с момента внесения. Очевидно, что от перехода одних технологий в другие данные могут изменяться до неузнаваемости, поэтому требуется предусмотреть возможность изменения форматов хранения данных».

Адвокат подчеркнула, что любые юридически значимые действия должны быть полностью известны тому лицу, в отношении которого они совершаются, а значит, должна быть выстроена система информирования о любом малейшем изменении.

Кроме того, отметила Елена Авакян, возникает вопрос о системе бэк-копирования: сейчас из проекта совершенно непонятно, существует ли независимый государственный ресурс, на который будет осуществляться постоянное бэк-копирование. Не прописана процедура восстановления данных в случае информационных атак.

«Отмечу, что цель ФНС – не учет населения, а учет налогов и контроль за правильностью их взыскания, – заметила эксперт. – Почему из всех возможных служб и ведомств именно она будет вести данный реестр – это отдельный вопрос, который не может не вызывать недоумение, тем более при наличии системы ЗАГС».

Она также добавила, что разделение между полномочиями государственных служб начинает размываться. «Это вопрос организации госуправления, – считает Елена Авакян.

– Если Минюст отвечает за функционирование Системы записи актов гражданского состояния, то подобные ей системы либо должны контролироваться профильным министерством, либо должны быть созданы независимо, чтобы никакие ведомственные интересы не оказывали влияние».

Но самый большой вопрос, по мнению эксперта, – утечка информации. «Фактически на базе госреестра создается система, которая обеспечивает лишь “псевдообезличивание” данных, потому что в любой момент внутри системы можно произвести их персонализацию.

Планируется обособленное хранение таких обезличенных данных, и абсолютно очевидно, что планируется и их использование. Причем эти данные имеют большую материальную ценность для коммерческого использования. У физлица должно быть право запретить использование собственных данных, включая обезличенные.

Полагаю, что государство должно обеспечить право на тайну частной жизни», – подчеркнула в заключение Елена Авакян.

По мнению адвоката АА МГКА «Власова и партнеры» Людмилы Космовской, несмотря на декларируемые законопроектом благие намерения (улучшение качества оказания государственных услуг и т.п.

), глобальными целями создания нового федерального информационного регистра являются очередное усиление контроля государства за доходами граждан и повышение собираемости налогов (как следует из абз.

2 пояснительной записки).

«Новый регистр попадет в ведение ФНС – таким образом, налоговики получат доступ ко всему массиву данных граждан РФ, а также иностранных граждан, которые сейчас аккумулированы у разных ведомств (МВД, Минобороны и др.

) и внебюджетных фондов (ПФР, ФОМС, ФСС).

Включение в регистр данных об иностранцах может помочь государству вывести из “тени” доходы мигрантов, что, в свою очередь, приведет к увеличению бюджетных поступлений от налогов», – считает она.

Существенной проблемой создания подобных информационных ресурсов «больших данных», по мнению эксперта, является необходимость внедрения значительных мер по обеспечению их безопасности от утечек, однако законопроект не устанавливает конкретных требований по защите. «Нормы проекта, определяющие меры по обеспечению безопасности данных, являются отсылочными или требуют разработки и принятия новых правовых актов», – резюмировала Людмила Космовская.

Партнер «Russian Privacy Professionals Association» Алексей Мунтян отметил, что в качестве одного из правовых оснований для создания единого федерального регистра населения разработчики проекта ссылаются на ч. 4 ст.

 13 Закона о персональных данных, согласно которой такой регистр может быть создан в целях обеспечения реализации прав физических лиц (субъектов персональных данных) в связи с обработкой их персональных данных в государственных информационных системах.

«В то же время в качестве целевого назначения регистра заявляется возможность получения полных и достоверных сведений о физлице, необходимых для реализации в том числе контрольной функции налоговых органов, а оператором этой единой базы персональных данных предлагается ФНС.

Это создает впечатление, что разработчики проекта сфокусировались на достижении целей фискальной политики, при этом вопросы защиты прав субъектов персональных данных остались на периферии их внимания.

Кроме того, в проекте явно не определяется порядок реализации прав субъектов персональных данных  – в том числе на уточнение, блокирование и уничтожение принадлежащих им персональных данных», – пояснил он.

Эксперт добавил, что, учитывая, что регистр предлагается формировать путем информационного взаимодействия с иными информационными ресурсами соответствующих органов и организаций, представляется целесообразным рассмотреть возможность закрепления обеспечения реализации прав физлиц в связи с обработкой их персональных данных в вышеуказанных информационных ресурсах (включая сам регистр) и определить соответствующий порядок реализации указанных прав.

Разработан законопроект, направленный на создание единого государственного реестра адвокатов

Минюстом России разработан и размещен для общественного обсуждения проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Проектом федерального закона предусматривается создание Единого государственного реестра адвокатов Российской Федерации, который станет единственным федеральным государственным информационным ресурсом, содержащим достоверные сведения обо всех адвокатах Российской Федерации.

Полномочия по ведению реестра адвокатов предлагается закрепить за Минюстом России.

Для создания и ведения реестра будет использоваться федеральная государственная информационная система по реализации полномочий и функций Минюста России.

Ведение реестра на электронных носителях будет осуществляться в соответствии с едиными принципами, обеспечивающими совместимость и его взаимодействие с иными федеральными информационными системами.

Создание Единого реестра позволит заинтересованным органам государственной власти (органам государственной власти субъектов Российской Федерации, судам, юридическим лицам, гражданам и другим лицам) в круглосуточном режиме получать информацию об адвокатах, в частности об их статусе, удостоверении, членстве в адвокатской палате соответствующего субъекта Российской Федерации.  

Напомним, в настоящее время каждый территориальный орган Минюста России самостоятельно ведет региональный реестр адвокатов соответствующего субъекта Российской Федерации.

Создание единого государственного реестра адвокатов позволит упорядочить систему и исключить случаи, когда недобросовестный адвокат, лишенный своего статуса в одном регионе, может получить статус адвоката в другом субъекте Российской Федерации.

Кроме того, проектом федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» устанавливается, что право осуществлять адвокатскую деятельность возникает у адвоката только с момента внесения о нем сведений в Единый государственный реестр адвокатов Российской Федерации.

При этом в случае, если претендент, которому присвоен статус адвоката, в течение трех месяцев с момента сдачи квалификационного экзамена не принесет присягу адвоката, решение о присвоении ему статуса адвоката аннулируется.

Помимо этого, предусматривается включение в Единый государственный реестр сведений о претендентах, не сдавших квалификационный экзамен, что позволит исключить случаи сдачи экзамена с нарушением срока.

Дополнительно в рамках проводимой цифровой трансформации адвокатуры проектом федерального закона предлагается закрепить статус комплексной информационной системы адвокатуры России как автоматизированной информационной системы, предназначенной для комплексной автоматизации деятельности Федеральной палаты адвокатов, адвокатских палат субъектов Российской Федерации, адвокатских образований и адвокатов, а также обеспечения информационного взаимодействия (обмена данными) и основы функционирования указанной системы.

При этом Федеральная палата адвокатов должна обеспечивать ежедневно и круглосуточно свободный и прямой доступ неограниченного круга лиц без взимания платы к сведениям, содержащимся в информационной системе, в отношении которых Федеральной палатой адвокатов по согласованию с Минюстом России будет установлен режим открытых данных.

Также проектом федерального закона предлагается конкретизировать, что удостоверение адвоката предоставляет право беспрепятственного доступа адвоката в здания судов всех инстанций.

Напомним, в настоящее время предусмотрено право беспрепятственного доступа адвоката только в здания районных судов, гарнизонных военных судов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации и мировых судей.

Предлагаемые изменения позволят повысить гарантии реализации права граждан на получение квалифицированной юридической помощи, на оптимизацию взаимодействия органов юстиции, Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации и адвокатских палат субъектов Российской Федерации, а также на совершенствование регулирования адвокатской деятельности и организации адвокатуры, исходя из задач современного этапа развития института адвокатуры в Российской Федерации.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *