Банкротство градообразующих организаций: особенности, законодательное регулирование и порядок

В наследство от советской эпохи нам достались крупные предприятия, вокруг которых были построены малые и средние города.

Постепенно данные формы хозяйствования отходят в прошлое, но муниципалитеты заинтересованы в сохранении больших компаний как оплотов своей экономики.

В Законе № 127 «О несостоятельности» крупные предприятия выделены в отдельную категорию, где прописаны особенности банкротства градообразующих организаций, которые в первую очередь связаны с повышенным вниманием местной власти к их сбережению.

Что подразумевается под градообразующим предприятием

Характеристика этого субъекта экономики приведена в ст. 169 Закона № 127-ФЗ. Это юридическое лицо, имеющее численность персонала не менее 25 % работоспособного населения города.

Банкротство градообразующих компаний проходит по особенной процедуре, описанной в параграфе 2 главы 9 Закона № 127. Положения этого раздела действуют и для предприятий, на которых заняты 5 и более тысяч работников.

При обращении в суд с заявлением о несостоятельности крупной организации, соответствующей указанной численности, необходимо обосновать ее статус как градообразующей.

Подтвердить количество работников можно с помощью учредительной документации, отчетности, статистических данных по местности, сведений о соотношении единиц персонала и численности работоспособного населения города.

В Законе не указано, на ком лежит бремя доказывания, поэтому вопрос об истребовании нужной информации решает судья.

Причины банкротства больших компаний:

  • искусственное снижение платежеспособности для целей передачи руководства организации иному лицу или захвата власти;
  • падение спроса на выпускаемые товары;
  • непродуманность финансовой политики правления предприятия.

Признаки несостоятельности можно заметить задолго до судебного разбирательства. Они следующие (ст. 3 Закона № 127-ФЗ):

  • невозможность удовлетворения требований кредиторов в договорной срок;
  • неспособность перечислить вовремя персоналу его заработок и выходные пособия;
  • трудности в исполнении обязанностей по выплатам налогов, сборов, иных государственных взносов.

Банкротство градообразующих организаций: особенности, законодательное регулирование и порядок

Неверное распределение финансов может привести к банкротству любого предприятия

Поводом для обращения в суд является невозможность удовлетворения финансовых притязаний по одному из указанных пунктов на протяжении 3 месяцев со дня, когда деньги нужно было перечислить на счет получателя. Совокупная сумма долга в 2018 году по всем платежам должна составлять минимум 300 тысяч рублей (п. 2 ст. 6 Закона № 127-ФЗ).

Процессуальные особенности признания несостоятельными больших компаний

Учитывая экономическую значимость крупных организаций для малых и средних городов, можно назвать ряд особенностей банкротства градообразующих предприятий.

  1. Характерный состав участников арбитражного процесса. К рассмотрению дела о признании юридического лица банкротом привлекается местная администрация, а в некоторых случаях – представители органов федеральной исполнительной власти и власти определенного субъекта РФ.
  2. Необходимость обоснования статуса компании как градообразующей.
  3. Возможность поручительства по обязательствам должника. Государство, субъект РФ или орган местной власти могут подать судье письменное заявление, в котором попросить привлечь их в процесс в качестве соответчиков по долгам неплатежеспособного предприятия. В поручительстве указывается сумма, которую заявитель выделяет компании для исполнения обязанностей перед кредиторами, и составляется график погашения задолженности. Если орган власти нарушит данные обещания, градообразующее предприятие могут признать банкротом досрочно.
  4. Возможность погашения некоторых долговых обязанностей неплатежеспособной организации государством.
  5. Особый порядок реализации имущества. Преимущественно градообразующие компании продаются полностью – одним лотом. Лишь в некоторых случаях допускается отчуждение материальных ценностей по частям (если не было предъявлено соответствующего ходатайства или не нашлось покупателя, готового приобрести предприятие целиком).

Кто является инициатором банкротства

Правом на обращение с заявлением наделены:

  • руководитель градообразующей организации;
  • государственные структуры, перед которыми у предприятия есть задолженность по обязательным платежам;
  • кредиторы;
  • нынешние и бывшие работники, не получившие свой заработок и выходные пособия.

Банкротство градообразующих организаций: особенности, законодательное регулирование и порядок

Начать процесс банкротства может как сам руководитель, так и кредиторы

Руководитель компании обязан подать заявление в арбитражный суд, если:

  • возникла ситуация, при которой погашение одного долга приведет к невозможности ответить по финансовым обязанностям перед другими лицами;
  • в случае возникновения одного из признаков банкротства.

Кредиторы, работники и государственные органы могут выступать инициаторами разбирательства после того, как в суде будет рассмотрено дело о взыскании задолженности и получен соответствующий исполнительный документ.

Уполномоченные органы обязаны предварительно вынести решение о возбуждении производства. Обращению кредитора с заявлением о банкротстве должна предшествовать публикация уведомления о намерении сообщить о разорении компании в суд.

Этапы признания несостоятельности организации

Процедура банкротства градообразующих предприятий отличается своей длительностью. Компания проходит несколько стадий, направленных на восстановление финансовой независимости и платежеспособности:

Этап наблюдения. Вводится после изучения поданных участниками процесса материалов. Задачами стадии выступают:

  • проверка финансового состояния;
  • исследование договоров компании с целью выявления убыточных сделок;
  • оценка резервов и возможности недопущения краха предприятия.

Последствиями введения этапа являются приостановление судебных споров в отношении должника, прекращение начисления штрафов и неустоек, запуск специального механизма обращения кредиторов со своими требованиями, недопущение выделение долей в имуществе компании и иные изменения в ведении деятельности предприятия, предусмотренные в ст. 63 Закона № 127-ФЗ.

Финансовое оздоровление. Эта стадия вводится на основании ходатайства собрания кредиторов на срок до двух лет. Особенностью этапа является возможность продления этого периода по просьбе органа местного самоуправления на год. Методы восстановления платежеспособности на этапе оздоровления:

  • выделение бюджетных средств;
  • реструктуризация компании;
  • изменения в структуре юридического лица;
  • введение политики жесткой экономии.

Банкротство градообразующих организаций: особенности, законодательное регулирование и порядок

На начальном этапе признания банкротства изучаются все документы

Внешнее управление. На этой стадии привлекается к руководству предприятием независимый специалист, который осуществляет мероприятия по выведению компании из кризиса:

  • выявляет убыточные филиалы;
  • сокращает ненужные единицы персонала;
  • реализует энергозатратное оборудование.

Срок внешнего управления составляет 18 месяцев и может быть продлен по ходатайству местной власти на год.

Поручительство. Специальная стадия, предусмотренная для выведения из кризиса градообразующих предприятий. На этом этапе могут быть заключены дополнительные сделки, целью которых является отсрочка исполнения финансовых обязательств, государственные органы участвуют в погашении кредитов, возможна продажа компании.

Период введения поручительства зависит от сложности дела и финансового состояния разорившейся организации. Практике известны случаи, когда стадия длилась пять лет и более.

Конкурсное производство. На этом этапе юридическое лицо готовят к ликвидации, увольняются сотрудники, удовлетворяются требования кредиторов, документы организации передаются в архив.

На практике градообразующие предприятия редко проходят всю процедуру от начала до конца.

Последствия банкротства

Признание крупной компании несостоятельной может стать настоящей трагедией для региона. Выделяют несколько групп последствий, основные из которых:

  • экономические – общий упадок финансового состояния города, невозможность административной единицы наполнять казну в необходимой мере, уменьшение доходов бюджетов;
  • социальные – безработица и снижение уровня жизни населения;
  • экологические последствия.

Таким образом, банкротство градообразующих компаний крайне нежелательно не только местной власти, но и всему государству. В большинстве случаев предприятия удается спасти с помощью вмешательства органов власти.

Что собою представляет банкротство предприятия — об этом в видео:

Особенности банкротства градообразующих организаций

Градообразующими организациями признаются юридические лица, численность работников которых составляет не менее 25% численности работающего населения соответствующего населенного пункта (иные организации, численность работников которых превышает 5000 человек).

При рассмотрении дела о банкротстве градообразующей организации лицом, участвующим в деле о банкротстве, признается соответствующий орган местного самоуправления (ст. 170 ФЗ).

В качестве лиц, участвующих в деле о банкротстве, арбитражным судом могут быть также привлечены

  • федеральные органы исполнительной власти и
  • органы исполнительной власти соответствующего субъекта РФ.

В случае, если собранием кредиторов не принято решение о введении внешнего управления градообразующей организацией, арбитражный суд вправе ввести внешнее управление, а также по ходатайству органа местного самоуправления, или привлеченного к участию в деле о банкротстве соответствующего федерального органа исполнительной власти, или органа исполнительной власти субъекта РФ при условии предоставления поручительства по обязательствам должника. Поручитель несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника перед его кредиторами (поэтому на практике введение внешнего управления с поручительством маловероятно).

Поручительство по обязательствам должника может быть дано:

  • Российской Федерацией,
  • субъектом РФ,
  • муниципальным образованием
  • в лице их уполномоченных органов.
  • Под поручительством в данном случае понимается односторонняя обязанность лица, давшего поручительство за должника, отвечать за исполнение последним всех его денежных обязательств перед кредиторами, а также обязанности по уплате обязательных платежей в бюджеты и внебюджетные фонды.
  • Поручительство по обязательствам должника предоставляется арбитражному суду в письменной форме. В заявлении о поручительстве должны быть указаны:
  1. сумма обязательств должника перед кредиторами и обязанности по уплате обязательных платежей;
  2. график погашения задолженности.
  1. Органы власти, представившие поручительство по обязательствам должника, определяют требования к кандидатуре внешнего управляющего и направляют их в саморегулируемые организации арбитражных управляющих.
  2. Финансовое оздоровление или внешнее управление в отношении градообразующей организации может быть продлено арбитражным судом не более чем на год при наличии ходатайства органа местного самоуправления, или привлеченного к участию в деле о банкротстве соответствующего федерального органа исполнительной власти, или органа исполнительной власти субъекта РФ при условии предоставления поручительства по обязательствам должника.
  3. Нарушение поручителем своих обязательств в отношении кредиторов и уполномоченных органов, обладающих 1/3 всех требований к должнику, может служить основанием для досрочного прекращения финансового оздоровления или внешнего управления, признания должника банкротом и открытия конкурсного производства.
  4. Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование в любое время до окончания финансового оздоровления градообразующей организации или внешнего управления градообразующей организацией вправе рассчитаться со всеми кредиторами либо погасить требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей иным предусмотренным настоящим Федеральным законом способом.
  5. Расчеты с кредиторами производятся в порядке очередности, установленной статьями 134 — 138 Федерального закона.
  6. В ходе внешнего управления или конкурсного производства может быть осуществлена продажа предприятия градообразующей организации.
  7. При наличии ходатайства органа местного самоуправления, или привлеченного к участию в деле о банкротстве соответствующего федерального органа исполнительной власти, или органа исполнительной власти субъекта РФ существенным условием договора купли-продажи предприятия градообразующей организации может являться сохранение рабочих мест не менее чем для 50% работников такого предприятия на дату его продажи в течение определенного срока, но не более чем в течение 3 лет с момента вступления договора в силу.
Читайте также:  Списание долгов по кредитам физических лиц при банкротстве: порядок действий и необходимые документы

В случае неисполнения покупателем предприятия градообразующей организации данных условий, договор купли-продажи подлежит расторжению арбитражным судом на основании заявления органа местного самоуправления, или федерального органа исполнительной власти, или органа исполнительной власти субъекта РФ, по ходатайству которых проводился конкурс. При расторжении договора купли-продажи покупателю такого предприятия за счет средств соответствующего бюджета возмещаются средства, затраченные на покупку предприятия, и осуществленные в период действия договора инвестиции, а предприятие подлежит передаче муниципальному образованию.

Особенности государственного регулирования банкротства отдельных категорий должников – юридических лиц — официальный сайт калининского сельского поселения омского муниципального района

Действующее законодательство о несостоятельности (банкротстве), закрепляя общие положения о банкротстве должников, сталкивается с такими случаями, когда обычный подход, использующийся при применении норм, регулирующих сферу банкротства юридических лиц, не всегда целесообразен для отдельных категорий должников и не может урегулировать вопросы банкротства в рамках существующего законодательства, не нарушив общего смысла восстановительных процедур и их предназначения, не говоря о социальных и иных аспектах общественной и государственной жизни. Должников, в отношении которых установлены особенности производства по делу о несостоятельности (банкротстве), называют должниками особых категорий либо должниками отдельных категорий.

Особенности государственного регулирования несостоятельности (банкротства) стратегических и градообразующих предприятий, субъектов естественных монополий, сельскохозяйственных организаций, финансовых (кредитных, страховых) организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний фондов установлены в главе IX Федерального закона от 26.12.2002 № 127–ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Особенности банкротства градообразующих организаций, стратегических предприятий и организаций, субъектов естественных монополий, сельскохозяйственных организаций заключаются в следующем.

Изначально, необходимо знать содержание статуса градообразующей организации. Ею признается юридическое лицо, численность работников которого составляет не менее двадцати пятипроцентов численности работающего населения соответствующегонаселенного пункта. Особенности банкротства такой организации применяются к иным организациям, численность работников которых превышает пять тысяч человек.

При рассмотрении обоснованности требований кредиторов арбитражному суду должны быть представлены доказательства, подтверждающие, что градообразующая организация соответствует вышеуказанным требованиям.

Кроме того, при рассмотрении дела о банкротстве градообразующей организации лицом, участвующим в деле о банкротстве, признается соответствующий орган местного самоуправления. В качестве лиц, участвующих в деле о банкротстве, арбитражным судом могут быть также привлечены федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти соответствующего субъекта РФ.

  • Финансовое оздоровление или внешнее управление в отношении градообразующей организации может быть продлено арбитражным судом не более чем на год при наличии ходатайства органа местного самоуправления или привлеченного к участию в деле о банкротстве соответствующего федерального органа исполнительной власти, или органа исполнительной власти субъекта РФ при условии предоставления поручительства по обязательствам должника, а также в ходе внешнего управления или конкурсного производства может быть осуществлена продажа предприятия градообразующей организации.
  • В этом случае и при наличии ходатайства органа местного самоуправления или привлеченного к участию в деле о банкротстве соответствующего федерального органа исполнительной власти, или органа исполнительной власти субъекта РФ существенным условием договора купли-продажи предприятия градообразующей организации может являться сохранение рабочих мест не менее чем для пятидесяти процентов его работников на дату продажи в течение определенного срока, но не более чем в течение трех лет с момента вступления договора в силу.
  • Под стратегическими предприятиями и организациями понимаются федеральные государственные унитарные предприятия и открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и которые осуществляют производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ, организации оборонно-промышленного комплекса, осуществляют работы по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа.

Федеральным законом от 26.12.2002 № 127–ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) и нормативными документами Правительства РФ установлены следующие важные особенности банкротства такого должника.

В целях защиты, прежде всего публичных интересов, законодатель увеличивает срок неисполнения обязательств должником и размер требований к такому должнику по сравнению с общими признаками несостоятельности.

Стратегическое предприятие и организация считаются неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены в течение шести месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Для возбуждения дела о банкротстве принимается во внимание требование, составляющее в совокупности не менее 500 тысяч рублей.

Законодательством о банкротстве установлено преимущественное право выкупа государством единого производственного комплекса, обеспечивающего производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, или осуществляющего работы по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа.

К особенностям государственного регулирования процедур, применяемых в деле о банкротстве субъектов естественных монополий, относятся:

– требования кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам составляют 1 млн. руб.;

– срок неисполнения обязательств равен шести месяцам.

Внешний управляющий не вправе отказаться от исполнения договоров должника перед потребителями, в отношении которых в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами не допускается прекращение обязательств со стороны субъекта соответствующих естественных монополий. Внешний управляющий не вправе отчуждать имущество должника, представляющее собой единый технологический комплекс субъекта естественной монополии. К указанному имуществу относится недвижимое и иное имущество, непосредственно используемое для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, а также запасы расходуемого сырья и материалов, которые используются для исполнения договоров, связанных с деятельностью должника в качестве субъекта естественной монополии.

  1. Законом о банкротстве установлено преимущественное право выкупа государством единого технологического комплекса субъекта естественной монополии.
  2. К сельскохозяйственным организациям относятся организации, видами деятельности которых являются производство или производство и переработка сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее 50 процентов общей суммы выручки.
  3. При определении стоимости имущества сельскохозяйственной организации и целесообразности введения в отношении такого должника реабилитационных процедур в целях восстановления его платежеспособности, при проведении анализа финансового состояния данного должника в период наблюдения временный управляющий обязан учесть три обстоятельства, связанные со спецификой сельскохозяйственного производства: сезонный характер производства, зависимость производства от природно-климатических условий и возможность получения организацией по окончании соответствующего периода сельхозработ доходов, которые могут быть использованы для погашения требований кредиторов.
  4. Финансовое оздоровление и внешнее управление сельскохозяйственной организации вводятся на срок – до окончания соответствующего периода сельхозработ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции.
  5. В случае если в ходе финансового оздоровления имели место спад и ухудшение финансового состояния сельскохозяйственной организации в связи со стихийными бедствиями, с эпизоотиями или другими обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер, срок финансового оздоровления может быть продлен на год при условии изменения графика погашения задолженности.
  6. При продаже объектов недвижимости, которые используются в целях сельскохозяйственного производства и принадлежат сельскохозяйственной организации, признанной банкротом, при прочих равных условиях преимущественное право приобретения указанных объектов принадлежит сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам, расположенным в данной местности.
Читайте также:  Увеличение или уменьшение цены контракта на 10% по 44-фз: изменение извещения с единственным поставщиком, образец соглашения

Таким образом, особенности статуса и деятельности ряда юридических лиц диктуют необходимость применения некоторых особых правил регулирования их создания, деятельности и ликвидации, в том числе и в результате признания их несостоятельными.

Специальные нормы необходимы для обеспечения защиты интересов как должника, так и кредиторов, поскольку общие нормы в силу особенностей должников отдельных категорий не могут в достаточной степени обеспечить соблюдение баланса интересов участников производства по делу о несостоятельности.

  • В одном случае законодатель стремится предоставить дополнительные гарантии сохранения существования юридического лица-должника (так, при банкротстве градообразующих организаций с учетом жизненных интересов жителей соответствующего населенного пункта для этой цели используются возможности органов местного самоуправления), в других – защищаются особым образом интересы соответствующей отрасли экономики.
  • Создание эффективного механизма правового регулирования несостоятельности (банкротства) особых должников позволяет в зависимости от конкретной экономической ситуации устранить опасность признания банкротом определенного должника (например, стратегического юридического лица, естественного монополиста, сельскохозяйственного субъекта) либо осуществить процедуры банкротства с учетом интересов субъектов, нуждающихся в защите (например, работников градообразующего должника).
  • Наталья Яценко,
  • отдела правового обеспечения,
  • по контролю (надзору) в сфере
  • саморегулируемых организаций
  • Управления Росреестра
  • по Омской области.

2. Особенности банкротства градообразующих организаций

В
ст. 168 Закона N 127-ФЗ установлено, что к
отношениям, связанным с банкротством
градообразующих организаций, применяются
общие нормы Закона о банкротстве, но
при условии, что иное не предусмотрено
гл. IX указанного Закона.

  • Для
    того чтобы понять особенности банкротства
    градообразующих организаций, необходимо
    определить, какие организации могут
    быть отнесены к этим организациям.
  • Для
    целей Закона N 127-ФЗ градообразующими
    организациями признаются следующие
    юридические лица:

  • имеющие в собственности, хозяйственном
    ведении или оперативном управлении
    обособленное имущество;

  • отвечающие по своим обязательствам
    имеющимся имуществом;

  • имеющие возможность от своего имени
    приобретать и осуществлять имущественные
    и личные имущественные права;

  • несущие обязанности;

  • имеющие право быть истцом и ответчиком
    в суде;

  • численность работников которых составляет
    не менее 25% численности работающего
    населения соответствующего населенного
    пункта.
  • Применительно
    к градообразующим организациям могут
    рассматриваться и иные организации, но
    при условии, что численность работников
    в этих организациях превышает 5000 человек.

Ранее
в ст.

132 Закона N 6-ФЗ было указано, что
для целей Закона о банкротстве
градообразующих организаций признаются
юридические лица, численность работников
которых с учетом членов их семей
составляет не менее 50% численности
населения соответствующего населенного
пункта. Иначе говоря, действующий Закон
исключил членов семей при исчислении
численности, но сократил в два раза
процент численности работников
организации, относимой к градообразующим
организациям.

  1. Как
    ранее, так и сейчас имеются особенности
    при рассмотрении дела о банкротстве
    градообразующей организации, состоящие
    в следующем:
  2. 1)
    лицом, участвующим в деле о банкротстве,
    признается соответствующий орган
    местного самоуправления;
  3. 2)
    арбитражный суд может в качестве
    участников в деле о банкротстве привлечь
    федеральные органы исполнительной
    власти и органы исполнительной власти
    соответствующего субъекта Российской
    Федерации;
  4. 3)
    при рассмотрении обоснованности
    требований кредиторов у арбитражного
    суда должны быть в обязательном порядке
    доказательства того, что эти требования
    предъявлены кредиторами к организации,
    имеющей статус градообразующей.

Иначе
говоря, арбитражный суд не имеет права
рассматривать требования кредиторов
при отсутствии органа местного
самоуправления и доказательств того,
что требования кредиторов предъявлены
к организации, отвечающей требованиям
ст. 169 Закона N 127-ФЗ.

Хотя
ст. 170 Закона о банкротстве не установила
обязательное участие в деле о банкротстве
федеральных органов исполнительной
власти и органов исполнительной власти
соответствующего субъекта Российской
Федерации, целесообразность их участия
вытекает из ст. ст. 2 и 6 Закона N 127-ФЗ.

Изменение
внесены в п. 3 ст. 170 Закона о банкротстве
в части того, что доказательства по
градообразующей организации могут
предоставляться не только должником,
но и иным лицом.

О
значимости градообразующих организаций
свидетельствует и гл. 25 НК РФ, в ст. 275.1
которой установлено следующее.

Налогоплательщики,
которые являются градообразующими
организациями в соответствии с
законодательством Российской Федерации
и в состав которых входят структурные
подразделения по эксплуатации объектов
жилищного фонда, а также гостиницы (за
исключением туристических), дома и
общежития для приезжих, объекты внешнего
благоустройства, искусственные
сооружения, бассейны, сооружения и
оборудование пляжей, объекты газо-,
тепло- и электроснабжение населения,
участки, цехи, базы, мастерские, гаражи,
специальные машины и механизмы, складские
помещения, предназначенные для
технического обслуживания и ремонта
объектов жилищно-коммунального хозяйства,
социально-культурной сферы, физкультуры
и спорта, вправе принять при исчислении
налога на прибыль фактически осуществленные
расходы на содержание указанных объектов,
но в пределах нормативов на их содержание,
утвержденных органами местного
самоуправления по месту нахождения
налогоплательщика. В случае если
вышеуказанные объекты находятся на
территории иного муниципального
образования, чем головная организация,
применяются нормативы, утвержденные
органами местного самоуправления по
месту нахождения этих объектов.

Следовательно,
доказательство того, что должник является
градообразующей организацией, может
быть представлено органом местного
самоуправления.

Выделен
в ст. 171 Закона N 127-ФЗ специальный порядок
по введению внешнего управления
градообразующей организации под
поручительство, заключающийся в том,
что:

1)
если собранием кредиторов не было
принято решение о введении внешнего
управления, то арбитражный суд имеет
право ввести внешнее управление по
основаниям, предусмотренным Законом о
банкротстве, а также по ходатайству
органа местного самоуправления, или
привлеченного к участию в деле о
банкротстве соответствующего федерального
органа исполнительной власти, или органа
исполнительной власти субъекта Российской
Федерации при условии предоставления
поручительства по обязательствам
должника. Поручительство по обязательствам
должника может быть дано Российской
Федерацией, субъектом Российской
Федерации или муниципальным образованием
в лице их уполномоченных органов.

Руководствуясь
ст.

92 Закона о банкротстве арбитражный
управляющий, рассмотрев результаты
осуществляемых мероприятий по финансовому
оздоровлению выносит определение о
введении внешнего управления при наличии
любой возможности восстановления
платежеспособности, а не только конкретно
указанных ст. 92 Закона N 127-ФЗ, о чем
свидетельствует п. 1 этой статьи. Одной
из таких возможностей и является
поручительство по обязательствам
должника, данное арбитражному суду
органом управления;

2)
орган местного самоуправления, или
привлеченный к участию в деле о банкротстве
градообразующей организации соответствующий
федеральный орган исполнительной
власти, или орган исполнительной власти
субъекта Российской Федерации,
предоставившие поручительство по
обязательствам должника, определяют
требования к кандидатуре внешнего
управляющего и направляет их в
саморегулируемые организации арбитражных
управляющих.

Так
как согласно ст. 96 Закона о банкротстве
внешний управляющий утверждается
арбитражным судом в порядке, предусмотренном
ст.

45 этого Закона, то у органа управления,
привлеченного к участию в деле о
банкротстве градообразующей организации,
могут быть заявленные требования к
кандидатуре внешнего управляющего, в
которых указано о знании им особенностей
деятельности градообразующих организаций;

3)
в случае если внешнее управление введено
в порядке, предусмотренном ст. 171 Закона
N 127-ФЗ, то поручитель в лице органа
местного самоуправления, федерального
органа исполнительной власти, органа
исполнительной власти субъекта Российской
Федерации несет субсидиарную
ответственность по обязательствам
должника перед его кредиторами.

  • Статья
    399 ГК РФ определяет субсидиарную
    ответственность следующим образом:
  • 1)
    до предъявления требований к лицу,
    которое в соответствии с законом, иными
    правовыми актами или условиями
    обязательства несет ответственность
    дополнительно к ответственности другого
    лица, являющегося основным должником
    (субсидиарная ответственность), кредитор
    должен предъявить требование к основному
    должнику;
  • 2)
    если основной должник отказался
    удовлетворить требование кредитора
    или кредитор не получил от него в разумный
    срок ответ на предъявленное требование,
    то это требование может быть предъявлено
    лицу, несущему субсидиарную ответственность;
  • 3)
    кредитор не вправе требовать удовлетворения
    своего требования к основному должнику
    от лица, несущего субсидиарную
    ответственность, если это требование
    может быть удовлетворено путем зачета
    встречного требования к основному
    должнику либо бесспорного взыскания
    средств с основного должника;
  • 4)
    лицо, несущее субсидиарную ответственность,
    должно до удовлетворения требования,
    предъявленному ему кредитором,
    предупредить об этом основного должника,
    а если к такому лицу предъявлен иск, —
    привлечь основного должника к участию
    в деле.
  • Учитывая
    изложенное выше, если у банкрота —
    градообразующей организации не будет
    возможности осуществить расчеты с
    кредиторами, то орган управления несет
    субсидиарную ответственность по
    обязательствам должника перед кредиторами
    в соответствии с данным поручительством,
    так как решение о введении внешнего
    управления было принято арбитражным
    судом на основании предоставленного
    поручительства.
  • Закон
    N 127-ФЗ лишил права поручителей предлагать
    арбитражному суду конкретную кандидатуру
    внешнего управляющего, им только дано
    право определять к нему требования.
  • Статья
    172 Закона о банкротстве установила, на
    какой срок может быть продлено финансовое
    оздоровление или внешнее управление в
    отношении градообразующей организации
    на основании ходатайства органа местного
    самоуправления.
Читайте также:  Как узнать кто выиграл тендер на госзакупках: как найти результат и итоговый протокол в еис?

Если
ст.

92 Закона N 127-ФЗ установила совокупный
срок финансового оздоровления и внешнего
управления 2 года, то в отношении
градообразующих организаций этот срок
может быть продлен арбитражным судом
не более чем на год и только в случае
наличия ходатайства органа местного
самоуправления, или привлеченного к
участию в деле о банкротстве соответствующего
федерального органа исполнительной
власти, или органа исполнительной власти
субъекта Российской Федерации и при
условии предоставления поручительства
по обязательствам должника в соответствии
со ст. 173 Закона о банкротстве, определяющей
следующее:

  1. 1)
    под поручительством понимается
    односторонняя обязанность лица, давшего
    поручительство за должника по несению
    ответственности за неисполнение
    должником всех его денежных обязательств
    перед кредиторами, налоговыми органами
    и внебюджетными фондами.
  2. При
    этом поручительство по обязательствам
    должника может быть дано Российской
    Федерацией, субъектом Российской
    Федерации или муниципальным образованием
    в лице их уполномоченных органов в
    порядке и на условиях, которые предусмотрены
    Законом N 127-ФЗ;
  3. 2)
    поручительство по обязательствам
    должника должно быть предоставлено
    арбитражному суду только в письменной
    форме с указанием данных о сумме
    обязательств должника перед кредиторами;
    обязанности по уплате обязательных
    платежей; графика погашения задолженности.
  4. Кроме
    того, к поручительству необходимо
    приложить документы о подтверждении
    включения обязательств по поручительству
    в соответствующий бюджет на дату
    предоставления поручительства;
  5. 3)
    как должник, так и его поручитель
    приступают к осуществлению расчетов с
    кредиторами по графику погашения
    задолженности в соответствии с
    поручительством;

4)
в случае неисполнения требований
кредиторов и уполномоченных органов
согласно утвержденному графику погашения
задолженности кредиторы и уполномоченные
органы имеют право в соответствии с п.
4 ст.

173 Закона о банкротстве предъявить
к поручителю, а не к должнику, требования
о взыскании с него невыплаченных сумм
в общем порядке, предусмотренном
законодательством, а именно ст. ст. 329,
361 и др.

ГК РФ;

5)
если поручителем были нарушены принятые
обязательства в отношении кредиторов
и уполномоченных органов, обладающих
1/3 всех требований к должнику, то это
уже может служить основанием для
досрочного прекращения финансового
оздоровления или внешнего управления
и признания должника банкротом с
открытием конкурсного производства.

О
том, как производится погашение требований
кредиторов в ходе финансового оздоровления
или внешнего управления в отношении
градообразующих организаций,
свидетельствуют ст. 174 Закона о банкротстве
в дополнение к ст. ст. 134 — 138 этого Закона,
которыми оговорено следующее:


Российская Федерация, субъект Российской
Федерации или муниципальное образование
в любое время, но до окончания времени
финансового оздоровления или внешнего
управления вправе произвести расчеты
со всеми кредиторами либо погасить
требования кредиторов по денежным
обязательствам и об уплате обязательных
платежей иным способом, но предусмотренным
Законом N 127-ФЗ;


только в случае удовлетворения всех
требований кредиторов должника по
денежным обязательствам и об уплате
обязательных платежей может быть
прекращено дело о банкротстве
градообразующей организации.

В
п. 2 ст. 174 Закона о банкротстве обращено
внимание на то, что при проведении
расчетов с кредиторами учитывается не
только очередность удовлетворения, но
и размер, порядок удовлетворения
требований кредиторов первой, второй
и третьей очередей, а также по
обязательствам, обеспеченным залогом
имущества должника — градообразующей
организации.

То,
как осуществляется продажа предприятия
градообразующей организации или ее
имущества при признании банкротом,
изложено в ст. ст. 175 и 176 Закона N 127-ФЗ,
указывающих на следующие обстоятельства:

  • 1)
    при продаже предприятия или имущества
    в ходе внешнего управления или конкурсного
    производства в том случае, когда налицо
    факты невозможности восстановить
    платежеспособность градообразующей
    организации.
  • Согласно
    ст. 110 Закона N 127-ФЗ под предприятием
    должника следует понимать имущественный
    комплекс, который предназначен для
    осуществления предпринимательской
    деятельности;
  • 2)
    при наличии ходатайства органа местного
    самоуправления, или привлеченных к
    участию в деле о банкротстве соответствующего
    федерального органа исполнительной
    власти, или органа исполнительной власти
    субъекта Российской Федерации существенным
    условием договора купли-продажи
    предприятия или имущества градообразующей
    организации может являться сохранение
    рабочих мест не менее чем для 50% работников
    указанного предприятия на дату его
    продажи в течение определенного срока,
    но не более чем в течение 3-х лет с момента
    вступления договора в силу.
  • Иные
    условия указанные выше органы имеют
    право устанавливать только с согласия
    собрания кредиторов и в порядке,
    установленном ст. 15 Закона о банкротстве;
  • 3)
    в том случае, когда покупатель предприятия
    градообразующей организации не сумел
    независимо по каким причинам обеспечить
    условия, обусловленные договором
    купли-продажи, то этот договор подлежит
    расторжению арбитражным судом согласно
    заявлению органа местного самоуправления,
    или федерального органа исполнительной
    власти, или органа исполнительной власти
    субъекта Российской Федерации, по
    ходатайству которых проводился конкурс.
    В этом случае покупателю возмещаются
    средства по покупке предприятия-должника
    за счет средств соответствующего
    бюджета, а также осуществленные в период
    действия договора инвестиции после
    передачи в установленном порядке
    предприятия муниципальному образованию;

4)
если ходатайство не было подано органом
местного самоуправления, или привлеченным
к участию в деле о банкротстве
соответствующим федеральным органом
исполнительной власти, или органом
исполнительной власти субъекта Российской
Федерации о сохранении рабочих мест
или предприятие градообразующей
организации не было продано на этих
условиях, то его продажа подлежит в
порядке и на условиях, установленных
ст. ст. 110, 111 и 139 Закона N 127-ФЗ, то есть
аналогично иным организациям, признанным
банкротами.

Законодателем
внесены следующие поправки при разработке
ст. 175 по сравнению с ранее действовавшей
ст. 137 Закона N 6-ФЗ:


  1. продажа градообразующего предприятия
    возможна в ходе не только внешнего
    управления, но и конкурсного производства;

  2. обязательные условия по сохранению
    рабочих мест сокращены с 70% до 50% на дату
    продажи с ограничением срока до 3 лет;

  3. при расторжении договора купли-продажи
    предприятие передается муниципальному
    образованию, а покупателю возмещаются
    произведенные им фактические затраты
    как на покупку предприятия, так и на
    инвестиции в период действия договора
    купли-продажи;


выполнение требований ст. ст. 110, 111 и 139
Закона N 127-ФЗ в том случае, если продажа
предприятия градообразующей организации
производится на общих условиях.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *