Административный управляющий при банкротстве: понятие, порядок утверждения, права и обязанности

Административный управляющий при банкротстве — это общее понятие, объединяющее всех антикризисных специалистов, привлекаемых к управлению компанией в сложной ситуации. Это может быть временный или административный руководитель для внешнего контроля или на период конкурсного производства.

Понятие

Для реализации плана финансового оздоровления назначается административный управляющий при банкротстве. На этом этапе предполагается предоставление должнику дополнительной помощи для выхода из сложной ситуации.

До того момента, как будет восстановлена платежеспособность компании, руководитель остается на занимаемой должности, но его полномочия несколько ограничены.

Главное управление переходит к административному руководителю.

Требования к управленцу

Для назначения на должность необходимо отвечать установленным требованиям:

  • быть гражданином РФ;
  • входить в саморегулируемую организацию и оплачивать ее взносы (СРО);
  • иметь не менее одного года стажа работы на должности руководителя;
  • пройти стажировку помощником административного управляющего (минимум 2 года);
  • подтвердить квалификацию по специальной программе;
  • не иметь судимости.

Категория управленца выбирается с учетом стадии банкротства. Тем не менее, обязанности могут возлагаться на одного человека, если это позволяет его квалификация и опыт.

Административный управляющий при банкротстве: понятие, порядок утверждения, права и обязанности

Полномочия

В ФЗ №127 от 26.10.2002 г, ст.83 обозначены права и обязанности административного управляющего. Руководитель, назначенный судом, вправе:

  • получить текущие данные о работе фирмы;
  • провести инвентаризацию активов;
  • контролировать сделки и принимаемые решения;
  • сообщать кредиторам сведения о соглашениях;
  • требовать отстранения руководителя (через суд);
  • инициировать меры, обеспечивающие целостность собственности компании (или наоборот);
  • требовать отмены заключенных сделок, принятых решений (через суд);
  • предпринимать иные меры в соответствии с законодательством.

Действия управляющего на процедуре наблюдения:

  • ведение реестрового списка требований кредиторов;
  • организация собраний;
  • рассмотрение отчетов покрытия долга согласно графику и плану оздоровления;
  • предоставление кредиторам отчета;
  • контроль выполнения долговых обязательств;

Также административный руководитель может требовать исполнения договоренностей от поручителей.

Ответственность

Если действия назначенного руководителя не способствуют оздоровлению компании, а приводят к убыткам, то ему грозит:

  • исключение из состава СРО;
  • прекращение полномочий управляющего;
  • компенсация убытков.

При нанесении крупного ущерба к нему применяется штраф или меры уголовного наказания.

Для управленца, назначенного при неплатежеспособности компании, предусмотрено обязательное страхование ответственности. Минимальный размер страховых выплат — 1 миллион рублей.

Назначение

Кто и когда назначает управляющего, решается через суд. Рассматриваются претенденты из членов СРО. Компанию подбирают кредиторы или сам должник. Полномочия руководителя переходят к выбранному лицу с момента ввода оздоровительного плана и до завершения дела или до отстранения кандидата.

Кандидатура утверждается с учетом профессиональных качеств работника, его опыта и самый главный фактор отбора – отсутствие личных притязаний. Должность сохраняется максимум на 2 года, если за это время дела фирмы не улучшатся, то процедура переходит на следующую стадию.

Далее следует внешнее управление, официальное признание банкротства и конкурсное производство.

Возможно досрочное отстранение управляющего от выполнения обязанностей:

  • по собственной инициативе;
  • по требованию СРО при исключении лица из ее членов;
  • по прошению кредиторского совета или должника.

Порядок назначения административного управляющего определен законодательством. Утверждением претендента или вопросом его отстранения занимается исключительно суд.

Административный управляющий при банкротстве: понятие, порядок утверждения, права и обязанности

Порядок действия

Свои обязанности должностное лицо выполняет, руководствуясь разработанным оздоровительным планом.

Документ содержит:

  • общую информацию о состоянии предприятия;
  • сроки выполнения плана, общую сумму долга, размер государственных субсидий;
  • прогнозы;
  • список мер для восстановления платежеспособности;
  • оценку целесообразности привлечения займов;
  • обоснование производственных стратегий и планов;
  • экономический план;
  • график выплат долга с конкретными суммами, датами и разбивкой по кредиторам;
  • анализ финансов компании: срок окупаемости, рентабельность, причины временного банкротства, чистая стоимость и так далее.

Назначенный управляющий и собрание кредиторов уполномочены контролировать соблюдение плана и, при необходимости, требовать отстранения руководства компании от управления.

Оплата труда

Работа арбитражного управленца оплачивается по фиксированной и переменной ставке. Ежемесячная оплата удерживается из доходов и составляет 15 тыс. руб. Вознаграждение зависит от балансовой ценности активов компании, что определяет сложность работы административного управленца.

Бонусы:

  • при балансовой стоимости активов в пределах 250 тыс. руб. – 4%;
  • от 250 до 1 млн. – 9 тыс. +1%;
  • от 1 млн. до 3 – 27,5 тыс.+0,5%;
  • от 3-10 – 27,5 тыс. +0.2%;
  • от 10 до 100 млн.-41,5 тыс.+0,1%;
  • свыше 100 млн. до 300 – 131,50 тыс.+0,05%;
  • свыше 300 млн. до 1 млрд. – 231,500+0,01%;
  • более 1 миллиарда – 301,500 +0,01%.

По решению кредиторов управленцу может выплачиваться прибавка, но удерживаться средства будут не с должника, а с инициаторов доплаты.

Отчетность

По итогам проведенных мероприятий административный управляющий предоставляет кредиторам и суду отчет о выполнении плана. В документе подробно описываются произведенные действия, и как они отразились на погашении долга.

В отчет включаются:

  • сведения о соблюдении плана и графика;
  • список принятых мер;
  • размер покрытого долга;
  • информация о срывах сроков, обозначенных в графике;
  • итоги запросов в пользу поручителей или гарантов;
  • информация по всем прошениям руководителя в арбитраж;
  • прочие данные.

Также документ содержит предложения относительно дальнейшей участи должника. Принимается решение о переходе к следующей стадии: передачи контроля внешнему руководителю, запуске конкурсного производства или процедура завершается, а компания официально признается несостоятельной из-за невыплаченных долгов.

Возможность обжалования

Действия и решения должностного лица могут быть обжалованы  другими участниками оздоровления. Жалоба рассматривается судом, и по результатам принимается решение об отстранении руководителя, дисквалификации или привлечении к ответственности. При имеющихся признаках уголовного преступления, заявление передается в прокуратуру, СРО и налоговую службу.

Административный управляющий при банкротстве: понятие, порядок утверждения, права и обязанности

Текущие расходы

Затраты в процессе реализации составленного плана по улучшению платежеспособности фирмы, включая выплаты управляющему, компенсируются за счет должника. Сюда входят средства, потраченные на оценку активов компании, оплату труда привлеченных специалистов, проведение инвентаризации и так далее.

Если кредиторский совет или должник решат, что траты управляющего наносят еще больший вред финансовому положению компании и уменьшают вероятность погашения долга, то они вправе обжаловать их.

По результатам ходатайства суд может обязать управляющего покрыть часть суммы из собственных средств.

Следующая

Арбитражный управляющий при банкротстве

Арбитражный управляющий – обязательная «величина» в «формуле» банкротства. По ФЗ №127 он является одним из основных участников процедур несостоятельности наряду с должником и кредиторами.

Арбитражный управляющий – лицо, которое в банкротстве выполняет регулирующие и контролирующие функции. Вопрос о назначении возникает уже на стадии инициирования дела: должник или кредитор в исковом заявлении указывает лицо, которого хотел бы видеть в качестве арбитражного управляющего.

Важно! При банкротстве физического лица назначается финансовый управляющий. Он является связующим звеном между должником и кредитором. Управляющего назначает суд. Однако по закону кандидатуру может предложить и должник-гражданин.

Какие функции выполняет арбитражный управляющий?

При банкротстве арбитражный управляющий (АУ) выполняет десятки функции. Часть из них специфичны для каждой процедуры: наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления или конкурсного производства. В зависимости от этапа управляющего называют по-разному – временный, административный, внешний, конкурсный. По сути, формулировка «арбитражный управляющий» является обобщающей.

В каком бы качестве не выступал специалист, он:

  • осуществляет антикризисное управление предприятием-банкротом;
  • добивается того, чтобы не нарушались права и интересы участников банкротства;
  • работает с учетом принципов беспристрастности и независимости;
  • следит, чтобы не нарушались требования ФЗ №127 и другие правовые акты в этой сфере.

АУ в деле о несостоятельности является центральной фигурой, поэтому к нему предъявляются высокие требования:

  • наличие российского гражданства;
  • членство в СРО;
  • отсутствие судимости;
  • наличие высшего образования и опыта работы в качестве помощника АУ;
  • прохождение программы подготовки АУ и успешная сдача экзамена;
  • наличие страховки профессиональной ответственности.

Еще одним требованием является наличие у арбитражного управляющего опыта деятельности в руководящей должности в той сфере экономики, в которой работает предприятие-должник. Только в этом случае специалисту будут понятны все внутренние и внешние процессы в деятельности компании-банкрота.

Административный управляющий при банкротстве: понятие, порядок утверждения, права и обязанностиПодробнее о функциях арбитражного управляющего

Процедуры банкротства направлены на достижение конкретной цели:

  • наблюдение – на анализ платежеспособности и определения возможности восстановления финансово-хозяйственных процессов;
  • финансовое оздоровление – на санацию предприятия, реструктуризацию задолженности, частичное исполнение требований кредиторов;
  • внешнее управление – на восстановление платежеспособности предприятия;
  • конкурсное производство – на реализацию активов должника, погашение долгов перед кредиторами и последующую ликвидацию предприятия.

Действия арбитражного управляющего подчинены этим частным задачам:

  1. Временный АУ инициирует аудит финансово-хозяйственной деятельности должника, исследует и намечает пути восстановления его платежеспособности.
  2. Административный АУ выполняет контролирующую функцию. Следит за тем, выполняется ли план финансового оздоровления, исполняются ли требования кредиторов, не имеет ли место нарушение графика платежей и т.д.
  3. Внешний АУ берет на себя все обязанности отстраненных от работы руководящих должностей и фактически управляет должником. Он составляет план внешнего управления и контролирует его исполнение, ведет отчетность, формирует реестр требований кредиторов, осуществляет управление имуществом, принимает меры по взысканию дебиторской задолженности.
  4. Конкурсный АУ инициирует формирование конкурсной массы – активов предприятия, которые будут реализованы и пойдут на погашение долгов кредиторов. Также он проводит инвентаризацию имущества. Привлекает независимого оценщика для определения рыночной стоимости активов. Разыскивает имущество, проверяет сделки на законность, ведет реестр кредиторов. Распоряжается расчетным счетом предприятия-банкрота.

В каком бы качестве не выступал арбитражный управляющий, он представляет интересы должника перед кредиторами, уполномоченными органами и Арбитражным судом.

Читайте также:  Сколько лет хранятся документы по закупкам по 44-фз: сроки для контрактов, плана-графика, протоколов и как они устанавливаются?

Важно! Финансовый управляющий – гарант того, что банкротство физлица пройдет по закону и с соблюдением всех формальностей.

Он контролирует средства на личных счетах банкрота, делает опись имущества, инициирует независимую оценку, организует возврат денежных средств должнику, проверяет сделки на законность, реализует имущество, распределяет средства между кредиторами и т.д.

Объем и содержание его функций ничем не отличается от задач арбитражного управляющего при банкротстве юрлица.

Вознаграждение и ответственность арбитражного управляющего в деле о банкротстве

Хоть АУ – ключевая фигура в процедурах несостоятельности, его работа не бесконтрольна. Кредиторы, сам должник всегда могут заявить о нарушениях в его деятельности.

Управляющего могут отстранить от работы или привлечь к ответственности – административной, материальной и даже уголовной.

СРО, в котором состоит АУ, строго контролирует его работу, а при наличии нарушений – аннулирует членство.

Внешнему, временному, конкурсному управляющему, по закону, положено ежемесячное вознаграждение. В зависимости от процедуры банкротства оно варьирует от 15 000 до 45 000.

Также предусмотрена процентная часть вознаграждения, величина которой зависит от балансовой стоимости активов предприятия. Вознаграждение финансового управляющего – 25 000 рублей.

Предусмотрена и процентная часть – 7% от стоимости реализованного имущества.

К вопросу о правовом статусе арбитражного управляющего

  • Введение в проблематику  
  • Ключевой фигурой банкротства является утверждаемый судом арбитражный управляющий.
  • Вопрос о правовом статусе арбитражного управляющего всегда был дискуссионным, как в дореволюционный период, так и в постсоветский.
  • Существуют различные подходы к определению сущности арбитражного управляющего.

Весьма распространенной является теория представительства.

Одни ученые считают арбитражного управляющего представителем кредиторов1, другие – должника2, третьи полагают, что арбитражный управляющий представляет интересы не только кредиторов и должника, но также и собственника имущества, учредителей должника, гражданского оборота и свои собственные3, четвертые считают арбитражного управляющего органом должника4.

  1. Также существует точка зрения, согласно которой в разных процедурах управляющий представляет интересы разных лиц: во внешнем управлении – должника, в конкурсном производстве – кредиторов, при мировом соглашении – государства5.
  2. Другие авторы полагают, что арбитражный управляющий сочетает в себе элементы органа должника, представителя должника, доверительного управляющего имуществом, а также имеет особые полномочия, не присущие иным субъектам права6.
  3. Представлены также в науке и другие теории: доверительного управления7; работника, заключившего трудовой договор8; вещная теория (права управляющего – ограниченные вещные права)9; публичная теория.
  4. В рамках публичной теории арбитражный управляющий определяется как орган принудительного исполнения (арбитражный судебный исполнитель)10, должностное лицо – (судебный управляющий)11.
  5. Некоторые авторы, свою очередь, отрицают наличие публичных функций у арбитражного управляющего, признавая его исключительно частно-правовым субъектом12.
  6. Также существуют весьма экзотические точки зрения, например, что отношения между должником и арбитражным управляющим должны оформляться договором подряда13.

Как мы видим, существует большое количество различных теорий, объясняющих природу арбитражного управляющего, зачастую эти теории взаимоисключают друг друга. В настоящее время не существует одной общепризнанной точки зрения по данному вопросу.

  • Большое разнообразие теорий о сущности арбитражного управляющего объясняется тем, что как само банкротство, так и деятельность арбитражного управляющего многогранны и многоаспектны, связаны с большим количеством правоотношений и их участников.
  • В банкротстве тесным образом переплетаются отношения гражданско-правовые, налоговые, трудовые, административные, уголовные и иные.
  • Соответственно, если рассматривать деятельность арбитражного управляющего с разных аспектов, то применима в принципе любая из указанных выше теорий:
  • — например, при отказе от сделок (ст. 102 Закона о банкротстве), при заключении сделок, при продаже имущества должника конкурсный управляющий действует в качестве органа (представителя) должника, в связи чем, применима теория представительства или органа (в зависимости от того, какой теории директора: как органа или представителя мы придерживаемся);
  • — при прекращении исполнительного производства в конкурсном производстве и передаче всех исполнительных листов от пристава исполнителя конкурсному управляющему имеет основания теория об арбитражном управляющем как арбитражном судебном исполнителе (органе принудительного исполнения), поскольку реестр требований кредиторов представляет собой по сути квази-сводное исполнительное производство;
  • — при увольнении работников в конкурсном производстве конкурсный управляющий действует как работодатель, что объясняет истоки теории трудовых правоотношений как основы статуса арбитражного управляющего;
  • — при привлечении арбитражного управляющего к уголовной ответственности он признается судебной практикой должностным лицом (ст. 201 УК РФ), в связи с чем уместно говорить о наличии у него статуса должностного лица;

Однако, сущность правового статуса управляющего не может быть определена как механическая сумма всех его ипостасей в тех многочисленных правоотношениях, в которых он участвует.

Для определения правового статуса арбитражного управляющего необходимо определить сущностные, неотъемлемые его черты, которые присущи управляющему всегда, независимо от того, в каком качестве он выступает в тех или иных отношениях.

На наш взгляд, из дореволюционных ученых наиболее точно описал правовую природу, сущность деятельности арбитражного управляющего С.И. Гальперин в монографии «Права и обязанности присяжного попечителя по делу о торговой несостоятельности»14:

«… характер дел о торговой несостоятельности дает путеводную нить к безошибочному определению значения присяжного попечителя как органа конкурсного процесса.

Деятельность его проникнута публичным характером и он является должностным лицом, не заинтересованным ни отдельной имущественной выгодой кредиторов, ни отдельной выгодой самого должника, заботясь в тоже время о соблюдении выгод и тех и другого.

Присяжный попечитель является делегированным судом представителем государственного интереса в деле каждой данной несостоятельности и в такой же мере, как судебный следователь в уголовных делах, является следователем ad hoc, заботящимся о раскрытии с полной ясностью пред глазами делегировавшего его судебного места всего положения несостоятельного должника в его имуществе наличном, долговом и отчужденном, в его долгах, заботящимся в то же время о своевременном раскрытии всего материала, могущего служить к установлению причин несостоятельности. Более того, закон поручает присяжному попечителю…быть хозяином массы…и…радеть об охраняемом имуществе как надлежит доброму хозяину…

Законодатель, имея ввиду очевидно публичный интерес конкурсного производства, озаботился тем, чтобы с самого начала в деле был представитель этого интереса и счел удобным облечь для этого присяжного попечителя особой властью.

В силу этого присяжный попечитель является лицом должностным, лицом, которому предоставлено право производить допросы, обращаться к содействию полиции, созывать наличных займодавцев, председательствовать в их собраниях и даже созывать кредиторов у себя на квартире».

Г.Ф.

Шершеневич также признавал деятельность присяжного попечителя в качестве публичной: «Под именем исполнительного процесса мы понимаем приложение силы, которою обладает государственная власть, к тому, чтобы изменить фактическое положение вещей в пользу признанного на суде правым и согласно с судебным решением…конкурсный попечитель должен изменить фактическое положение вещей в пользу признанных кредиторов согласно цели, указанной законом, то есть он обязан ценность вещей и требований, составляющих имущество должника и находящихся в его хозяйстве, в его распоряжении и управлении, обратить на пропорциональное удовлетворение кредиторов»15.

Из числа современников наиболее обоснованной, логичной и близкой к содержанию деятельности арбитражного управляющего представляется точка зрения Е.В. Богданова (указ. соч.), согласно которой:

  1. — деятельность судебного управляющего тяготеет к судебно-управленческой деятельности;
  2. — судебный управляющий в деле о банкротстве является лицом, назначенным судом от имени государства и контролируемый государством посредством суда;
  3. — судебный управляющий наделяется функцией надзора за деятельностью должника и его органов управления;

— нельзя использовать термины «права» и «обязанности» применительно к судебному управляющему. Необходимо говорить о полномочиях судебного управляющего, о его компетенции. Поэтому в п. 5 ст. 20.3 Закона о банкротстве указано, что полномочия арбитражного управляющего не могут быть переданы другим лицам;

— судебный управляющий не только не является индивидуальным предпринимателем, но по своему правовому положению не может быть и частнопрактикующим субъектом.

То обстоятельство, что кандидатуры судебных управляющих предлагают суду саморегулируемые организации судебных управляющих, не имеет в данном случае квалифицирующего значения потому, что эти кандидатуры, естественно, не являются для суда обязательными (это некая вспомогательная деятельность), а также потому, что кандидатура судебного управляющего может быть предложена заявителем или собранием кредиторов (ст. 12, 37, 39, 41, 73 Закона о банкротстве). Судебный управляющий в действительности является лицом, назначенным судом от имени государства и контролируемым государством посредством суда и потому по своему правовому положению его следует приравнять к должностному лицу.

Анализ современного законодательства и судебной практики

         В Постановлении от 5 марта 2019 г. N 14-П Конституционный Суд РФ указал, что институт банкротства выступает рыночным механизмом оздоровления российской экономики.

Несмотря на то, что ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) был принят в 2002 году, проблема правового статуса арбитражного управляющего остается неурегулированной до сих пор.

Пункт 1 статьи 20 Закона о банкротстве определяет правовое положение арбитражного управляющего через его членство в СРО: «Арбитражным управляющим признается гражданин Российской Федерации, являющийся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих».

         Очевидно, что такая формулировка является не только неудачной, но и ошибочной, поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 20.

2 Закона о банкротстве не все члены СРО имеют право осуществлять деятельность арбитражного управляющего, также, как и исключение из СРО не приводит автоматически к прекращению деятельности, так как арбитражного управляющего утверждает в должности и освобождает от нее только арбитражный суд.

Читайте также:  Статья 37 фз-44 с изменениями: антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона

Далее, пункт 2 статьи 20 Закона о банкротстве определяет, что арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности и осуществляет такую профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой.

Данный элемент правового статуса является верным, однако он не отвечает на вопрос о сущности правового положения арбитражного управляющего, поскольку профессиональную деятельность осуществляют в том числе и адвокаты, нотариусы, детективы, патентные поверенные, государственные служащие, врачи, педагоги и т.д.

Указание в Законе о банкротстве на то, что арбитражный управляющий занимается частной практикой не раскрывает сущность правового положения арбитражного управляющего, поскольку подобное определение раскрывает лишь налоговые последствия такого статуса (см. например, подпункт 2 пункта 1 ст. 227 НК РФ).

Полномочия и задачи конкурсного управляющего по банкротству

Само понятие входит в собирательное определение «арбитражный управляющий». Более подробно уяснить, кто такой конкурсный управляющий при банкротстве фирмы, поможет Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ, который содержит основные нормы, регулирующие положения вышеуказанного лица.

Правовой статус и полномочия

При наступлении стадии банкротства, которая связана с реализацией имущества должника, арбитражным судом назначается лицо, осуществляющее руководство организацией-должником. На законодательном уровне установлены следующие полномочия конкурсного управляющего при процедуре банкротства:

  • изучение финансового положения должника;
  • создание условий для сохранения имущества и минимизации рисков его утраты;
  • ведение реестра требований кредиторов;
  • установление местонахождения имущества должника с последующим отслеживанием и контролем;
  • проведение оценки имущества для покрытия долгов перед кредиторами;
  • учет имущества должника;
  • обращение с требованием о взыскании сумм долга.

Наряду с обязанностями также выделяют права конкурсного управляющего при банкротстве юридического лица:

  • управление имуществом должника;
  • работа с кадровым составом;
  • использование и хранение документов;
  • прекращение исполнения соглашений и сделок;
  • обращение в суд с заявлением о признании сделок недействительными.

Эти права и обязанности конкурсного управляющего при банкротстве имеют исчерпывающий перечень, установленный Федеральным законом № 127-ФЗ. Обширный перечень предоставленных полномочий является инструментом для эффективного взыскания долгов.

Ввиду приравнивания этого лица к руководителю организации-должника у кредиторов существуют определенные опасения в неверно выбранной стратегии погашения задолженности, несоблюдении функции конкурсного управляющего при банкротстве и злоупотребления правом.

С целью контроля за деятельностью управляющего собрание (комитет) кредиторов имеет право запрашивать отчет о производимой деятельности, сведения о материально-финансовом положении. Такая информация обязательна к предоставлению не реже одного раза в три месяца.

Ответственность и контроль за деятельностью

Процедура банкротства является объемной и сложной, ввиду этого не всегда удается привлечь к участию в нужную стадию компетентного специалиста.

В этом случае у кредиторов есть опасность остаться без денег. Для их защиты собранию (комитету) кредиторов предоставлено право отстранения назначенного лица.

В соответствии с Федеральным законом № 127-ФЗ, отстранение возможно в следующих случаях:

  • управляющий при банкротстве организации нарушил действующие нормы права, ввиду чего был исключен из саморегулируемой организации;
  • игнорирование обязанностей или если результат их исполнения не соответствует установленным нормам;
  • если существует вступивший в законную силу акт, устанавливающий привлечение к ответственности в виде дисквалификации;
  • возникновение ранее не известных обстоятельств, исключающих возможность привлечения ранее назначенного лица.

При наличии хотя бы одного из обстоятельств представители собрания (комитета) кредиторов вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением. В случае подтверждения указанных в заявлении оснований суд выносит определение об отстранении конкурсного лица.

Статьей 20.4 ФЗ от 26.10.2002 № 127-ФЗ установлена ответственность конкурсного управляющего при банкротстве, которая направлена на защиту финансового положения кредиторов. Если кредиторы понесли убытки в результате неграмотных действий конкурсного лица, последний будет обязан возместить их.

Порядок назначения и размер вознаграждения

При наступлении стадии конкурсного производства утверждается кандидатура управляющего, который должен быть членом саморегулируемой организации.

Если кредитор не указал организации, из числа которых производится выбор, эта обязанность возлагается на суд.

После получения соответствующего запроса саморегулируемая организация обязана направить сведения о соответствии выбранной кандидатуры требованиям ФЗ № 127-ФЗ. Если установлено соответствие требованиям, суд выносит акт о назначении.

Вознаграждение назначенного лица состоит из двух составляющих: фиксированной и переменной. Используя такую систему, законодатель создает заинтересованность и мотивирует к более эффективной работе по погашению долгов перед кредиторами.

Размер фиксированной суммы установлен ст. 20.6 ФЗ о банкротстве; конкурсный управляющий получает за выполнение своих функций денежное вознаграждение в размере 30 000 рублей. На основании пункта 13 статьи 20.

6, также подлежит выплачивать проценты в зависимости от размера суммы долга, которую удалось взыскать.

На законодательном уровне обязанность по оплате вознаграждения возложена на должника, но на практике часто ввиду отсутствия денежных средств у последнего оплату производит заявитель.

Внешнее управление как процедура банкротства

Когда юридическое лицо признается неплатежеспособным согласно признакам из стат. 3 Закона № 127-ФЗ, это вовсе не означает, что оно обязательно будет ликвидировано. Процедура банкротства состоит из нескольких этапов, одним из которых является внешнее управление.

Эта реабилитационная мера применяется в целях восстановления финансового благополучия должника и обеспечения полноты исполнения обязательств перед кредиторами.

Рассмотрим, как законодательно регулируется процедура внешнего управления – сущность, понятия, цели и последствия воплощения.

Что такое внешнее управление предприятием

Превентивное внешнее управление как процедура банкротства – это вводимый арбитражным судом комплекс мероприятий, направленных на восстановление прежней платежеспособности банкрота посредством передачи руководящих функций независимому внешнему управляющему. Переход к данному этапу осуществляется по итогам результатов стадии финансового оздоровления (стат. 92 № 127-ФЗ) при условии соответствия следующим признакам:

  • Установлена возможность восстановления нормальной платежеспособности компании-должника в утвержденные сроки.
  • Собранием кредиторов представлено в арбитражный суд ходатайство о переходе к этапу внешнего управления.
  • Выявлены факты, свидетельствующие о возможности восстановления платежеспособности банкрота уже после подачи в суд ходатайства о признании банкротства и, соответственно, переходу к стадии конкурсного производства.

Важнейшее отличие внешнего управления состоит в отстранении от руководства предприятием действующих лиц высшего звена и передаче полномочий внешнему управляющему, который вправе уволить прежнюю администрацию (п. 1 стат. 94 № 127-ФЗ) и распоряжаться на свое усмотрение имуществом юрлица.

Когда вводится внешнее управление

Процедура внешнего управления начинает фактически работать после официальной передачи прав от прежнего руководителя компании новому управляющему. Утверждение кандидатуры внешнего управляющего осуществляется судом путем составления определения (стат. 96 № 127-ФЗ).

Чтобы предприятие могло воспользоваться законной возможностью процедуры, необходимо доказать суду, что восстановить полную платежеспособность реально. Целью является не только возврат компании к нормальной жизнедеятельности, но и полное удовлетворение кредиторских требований.

Внешний управляющий – права и обязанности (стат. 99 № 127-ФЗ):

  • Распоряжаться активами банкрота согласно плану внешнего управления и с соблюдением законодательных ограничений.
  • Заключать мировой договор от имени банкрота.
  • Отказываться от исполнения ранее заключенных должником договоров.
  • Ходатайствовать в суд о признании ранее заключенных должником сделок недействительными и заявлять о взыскании причиненных убытков вследствие действий/бездействия органов управления банкрота.
  • Прочие права.
  • Принять по инвентаризации имущество банкрота.
  • Включить в федеральный реестр данные о результатах инвентаризационной процедуры в срок до 3 дней (рабочих) с момента ее завершения.
  • Составить и представить на утверждение собранию кредиторов план внешнего управления.
  • Вести в соответствии с законодательными требованиями финансовый, статистический, бухгалтерский учет и отчетность.
  • Заявлять возражения по требованиям кредиторов.
  • Принимать все возможные меры для исполнения обязательств перед банкротом.
  • Вести данные в реестре кредиторских требований.
  • Выполнять мероприятия, предусмотренные разработанным планом управления, и своевременно информировать комитет о предпринимаемых действиях.
  • Представлять собранию кредиторов в виде отчета итоговые результаты проводимых мероприятий.
  • Прочие обязанности.

Срок внешнего управления

В соответствии с нормами стат. 93 № 127-ФЗ внешнее управление вводится судебными органами на общий срок не больше 18 месяцев. Продление возможно по просьбе кредиторов банкрота, но не более, чем еще на 6 мес.

Обязательно наличие соответствующих оснований – к примеру, внесение важных изменений в утвержденный план управления или достижение реально ощутимых результатов оздоровления предприятия и т.д.

Общий срок санации и внешнего управления максимально не может превышать два года (п. 2 стат. 92 № 127-ФЗ).

Также возможно и сокращение срока внешнего управления по ходатайству управляющего или собрания кредиторов (п. 3 стат. 93). Принятие такого решения должно быть исполнено немедленно. Временные рамки стадии управления могут быть расширены для градообразующих предприятий до 2,5 лет и фермерских хозяйств, к банкротству которых привели непоправимые стихийные бедствия.

Порядок введения внешнего управления

Введение стадии внешнего управления осуществляется арбитражным судом согласно решению 1-го собрания кредиторов банкрота или на основании судебного постановления (стат. 75, 93 № 127-ФЗ).

Достаточной причиной для подобного мероприятия является наличие возможности восстановления платежеспособности юрлица.

Как и санация, внешнее управление подразумевает льготную деятельность должника, направленную на изменение приоритетов менеджмента компании с целью поиска выхода из кризисной ситуации.

С даты ввода процедуры управления прежнее руководство лишается полномочий (могут сохраняться технические функции), внедряется мораторий на кредиторские обязательства, управляющий осуществляет работу согласно законодательным правам и обязанностям, принятые ранее меры для обеспечения расчетов отменяются.

Читайте также:  Коды операций в налоговой декларации по НДС 2018 - 2019. Пояснения к ним

Контроль за выполнением плана внешнего управления

Подтверждение функций, возложенных на внешнего управляющего, выполняется с помощью плана управления, разработать который необходимо в срок до 1 мес. со дня утверждения кандидатуры (п. 1 стат. 106 № 127-ФЗ). Документ должен соответствовать законодательным нормам, содержать срок восстановления состоятельности банкрота и обоснования для предпринимаемых мероприятий.

О ходе проводимых действий управляющий отчитывается собранию/комитету кредиторов. Отчет представляется по итогам руководства предприятием-должником по основаниям, предусмотренным в п. 1 стат.

117 № 127-ФЗ.

Это, в первую очередь, оглашение результатов управления, полное погашение обязательств перед кредиторами, требования ряда лиц, а также другие основания для прекращения управления досрочно.

Окончание внешнего управления

Завершение стадии внешнего управления означает переход к расчетам с лицами-кредиторами или объявление предприятия-должника банкротом и, следовательно, назначение следующего этапа – конкурсного производства.

Все мероприятия, проводимые в ходе процедуры банкротства юрлица, – наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление осуществляются с учетом специфики деятельности организации.

Если компания входит в категории юрлиц, перечисленных в Законе № 127-ФЗ, необходимо руководствоваться нормативными требованиями для отдельных видов должников.

Банкротство: права кредиторов и обязанности управляющего

  • С учетом практики рассмотрения жалоб на действия временных (антикризисных) управляющих (далее — управляющие) и их привлечения к административной ответственности хотелось бы обратить внимание на права кредиторов в рамках исполнения управляющими своих обязанностей в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве).
  • Основная цель статьи — систематизация знаний управляющих, повышение их профессионального уровня, профилактика административных правонарушений, а также сокращение количества жалоб со стороны кредиторов.
  • 1. Компетенция собрания (комитета) кредиторов

В Законе от 13.07.2012 N 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) напрямую права кредиторов не прописаны.

В производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) интересы всех кредиторов представляет собрание или комитет кредиторов.

Компетенция собрания (комитета) кредиторов, порядок его созыва и принятия им решений закреплены в ст. 55 — 61 Закона о банкротстве.

  1. Иные вопросы, отнесенные к компетенции собрания (комитета) кредиторов, включают:
  2. принятие решения о проведении повторной оценки имущества должника ;
  3. согласование продажи предприятий как имущественных комплексов или иного имущества должника ;
  4. согласование крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность управляющего ;
  5. согласие на совершение сделок, влекущих новые денежные обязательства должника в случае, если размер денежных обязательств должника, возникших после открытия конкурсного производства, превышает двадцать процентов суммы требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, за исключением сделок, предусмотренных планом санации должника ;
  6. согласование решений управляющего, влекущих увеличение расходов должника ;
  7. согласование увеличения численности и штата работников, заключение новых трудовых договоров (контрактов) и коллективного договора ;
  8. одобрение начальной цены имущества должника, выставляемого на торги, определенной по результатам оценки ;
  9. определение начальной цены продажи дебиторской задолженности должника на аукционе ;
  10. принятие решения о выставлении имущества должника, не проданного на первых торгах, на повторные торги, если иное не предусмотрено планом санации ;
  11. согласие на снижение начальной цены имущества, выставляемого на повторные торги, более чем на 10 процентов ;
  12. принятие решения о продаже имущества должника, не проданного на аукционах, конкретному покупателю на основании заключенного договора купли-продажи .

Порядок получения информации от управляющего в целях контроля за действиями управляющего предусмотрен, в частности, ст. 99, 116, 133, 148 Закона о банкротстве. В соответствии с указанными нормами управляющий обязан представлять собранию (комитету) кредиторов:

  • — отчет об использовании денежных средств должника по требованию комитета кредиторов;
  • — отчет об имуществе должника не позднее 15 дней после проведения первого общего собрания кредиторов;
  • — ежеквартальный отчет о своей деятельности в процессе санации;
  • — ежемесячный отчет в процессе ликвидационного производства.

Кроме того, согласно ч. 7 ст.

90 Закона о банкротстве управляющий обязан по требованию кредитора или его полномочного представителя в течение пяти дней со дня получения такого требования направить этому кредитору или по заявлению кредитора его полномочному представителю выписку из реестра требований кредиторов, содержащую информацию о размере и очередности удовлетворения указанных требований.

2. Представление информации кредиторам

Более половины жалоб кредиторов поступают в управление по санации и банкротству по городу Минску и Минской области Министерства экономики Республики Беларусь по причине неполучения от управляющего отчетов о своей деятельности, либо отражения управляющим в указанных отчетах неполной информации, либо вообще нерассмотрения управляющим запроса конкретного кредитора.

Вместе с тем согласно абз. 16 ч. 1 ст. 77 Закона о банкротстве управляющий с момента его назначения обязан представлять в соответствии с Законом о банкротстве информацию кредиторам.

  1. Порядок и случаи представления информации кредиторам предусмотрены Законом о банкротстве, и, исходя из анализа указанных выше норм, управляющий обязан представлять отчеты о своей деятельности именно собранию (комитету) кредиторов, а не отдельному кредитору (исключением является обязанность управляющего направлять по запросу конкретного кредитора выписки из реестра требований кредиторов).
  2. В соответствии со ст. 133, 148 Закона о банкротстве управляющий не реже одного раза в месяц представляет комитету кредиторов, а в случае его отсутствия — собранию кредиторов:
  3. отчет о своей деятельности и хозяйственной (экономической) деятельности должника, включая копию реестра требований кредиторов с указанием размера погашенных требований;
  4. информацию об имуществе должника на дату открытия ликвидационного производства и на дату соответствующего отчетного периода ликвидационного производства;
  5. по требованию собрания (комитета) кредиторов иную необходимую информацию.
  6. При представлении в экономический суд отчетов о своей деятельности и хозяйственной (экономической) деятельности должника управляющий прилагает к ним документы, подтверждающие:
  7. движение по основному счету должника в период процедуры ликвидационного производства;
  8. реализацию имущества должника;
  9. взыскание дебиторской задолженности;
  10. перечень внеочередных платежей.
  11. При анализе отчетов управляющих установлено, что в 70% случаев указанная выше информация не отражается, необходимые документы не прикладываются, что влечет большое количество жалоб как со стороны кредиторов, так и со стороны экономических судов.

Обратите внимание!
Управляющему необходимо обеспечить контроль за своевременным представлением своих отчетов, а также разработать форму отчетов, предусмотрев в них указанную выше информацию.

Если за отчетный период управляющим не производилось удовлетворение требований кредиторов, реализация имущества должника либо не осуществлялись внеочередные платежи, в соответствующем отчете необходимо прямо указывать об этом.

Кредиторам на первом собрании кредиторов следует четко сформулировать в протоколе собрания кредиторов, какую иную информацию по требованию собрания (комитета) кредиторов управляющий должен отражать в своем отчете, в какой форме отчитываться (устно или письменно), а также необходимо ли высылать свой отчет каждому кредитору по электронной почте либо ежемесячно созывать собрание (комитет) кредиторов для заслушивания отчета управляющего.

В случае когда управляющие не рассматривают обращения отдельных кредиторов, последние имеют право обратиться в прокуратуру с соответствующим заявлением о нарушении требований Закона от 18.07.2011 N 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц».

3. Опубликование сведений о банкротстве и их включение в Единый государственный реестр сведений о банкротстве

Часть 4 ст. 21 Закона о банкротстве предусматривает, что сведения, подлежащие опубликованию в соответствии со ст. 21 Закона о банкротстве, включаются в Единый государственный реестр сведений о банкротстве.

Кроме того, согласно ч. 8 ст. 21 Закона о банкротстве при проведении процедур экономической несостоятельности (банкротства) обязательному опубликованию подлежат в том числе сведения об изменении опубликованных сведений (изменение даты проведения собрания кредиторов), а также иные сведения, предусмотренные Законом о банкротстве, а именно:

управляющий принимает меры по опубликованию необходимой информации о первом собрании кредиторов в соответствии со ст. 21 Закона о банкротстве ;

сообщение о собрании кредиторов по защите требований, а также о месте ознакомления с предъявленными требованиями и выдвинутыми возражениями в целях уведомления экономического суда, должника и кредиторов передается управляющим в печатные средства массовой информации и публикуется в соответствии со ст. 21 Закона о банкротстве не позднее десяти дней до даты проведения собрания ;

в сообщении, подготовленном для опубликования на основании определения об открытии конкурсного производства, кроме сведений, предусмотренных абз. 2 — 4 ч. 9 ст.

21 Закона о банкротстве, указываются срок предъявления требований кредиторов, время и место проведения первого общего собрания кредиторов (если это установлено в определении об открытии конкурсного производства), иные сведения, имеющие значение для проведения конкурсного производства ;

извещение о проведении торгов не менее чем за тридцать дней до даты проведения торгов в соответствии со ст. 21 Закона о банкротстве размещается в Едином государственном реестре сведений о банкротстве ;

сообщение о возобновлении производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) должника в случае недействительности мирового соглашения представляется управляющим для опубликования в печатных средствах массовой информации и в Едином государственном реестре сведений о банкротстве в соответствии со ст. 21 Закона о банкротстве .

На основании перечисленных выше обязанностей управляющего по опубликованию сведений об экономической несостоятельности (банкротстве) кредиторы имеют право отслеживать сроки предъявления требований кредиторов и проведения собраний кредиторов, проведения торгов и др.

4. Проведение собрания кредиторов

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *