Ограничение конкуренции по 44-фз: признаки, принципы добросовестности, ответственность заказчика

Принцип поддержания свободной конкуренции действует и в отношении контрактной системы. Каждый участник тендера должен честно соперничать с другими претендентами за интересующий его контракт, не ограничивая конкуренцию.

Правовое регулирование

Проблема сужения состязательной среды между претендентами, участвующими в тендерах, пока недостаточно регулируется одним лишь ФЗ N 44. Положения по данному вопросу и принципы соблюдения открытого соперничества между участниками закреплены в ст. 8 ФЗ N 44.

Само же понятие «ограничение конкуренции» указано в ФЗ N 135, но оно не раскрывает значение того же термина по отношению к тендерам. Ограничением конкуренции в ходе закупочной процедуры понимаются такие действия, из-за которых влияние одной или нескольких соперничающих сторон ограничивается. Они могут совершаться как заказчиком и/или участниками тендера.

Признаки ограничения конкуренции

ФЗ N 44 не в полной мере отражает характерные черты действий, направленных на ущемление конкуренции. Однако пояснения содержатся п . 17 ст. 4 ФЗ N 135.

Среди признаков выделяют:

  • отказ участника закупок от самостоятельного участия, попытка подключить другую сторону к принятию решения;
  • ограничение, не позволяющее участникам претенденту соблюдать закупочные требования;
  • установление заказчиком условий, являющихся невыполнимыми;
  • заключение договорённостей любыми сторонами торгов, которые создают преимущества для конкретного претендента;
  • незаконное отклонение заявок со стороны заказчика;
  • нарушение регламента, который был принят для определения победителя;
  • составление закупочной документации под определённого исполнителя;
  • согласованные действия 2 и более субъектов, участвующих в торгах;
  • попытки воздействия на ход и результаты закупок;
  • включение в один тендер товаров/работ/услуг, никак не связанных друг с другом;
  • участие в закупках лиц, работающих в интересах заказчика, или любых субъектов, которые имеют с ним конфликт интересов.

Ограничение конкуренции по 44-ФЗ: признаки, принципы добросовестности, ответственность заказчика

Законопослушный заказчик должен хранить коммерческую информацию, соблюдать заранее прописанный ход закупок и регламент отбора победителя, не оказывать воздействие на претендентов и не являться участником сговора.

Принципы обеспечения добросовестной конкуренции

В ч.2 ст. 8 ФЗ N 44 закреплено, что состязательный процесс в закупочной сфере должен поддерживаться путём соблюдения добросовестного и свободного ценового и не ценового соперничества между претендентами. Заказчику же запрещается необоснованно ограничивать число участников, предоставляя потенциальным поставщикам/исполнителям неравные условия для участия в тендере.

В ФЗ N 44 присутствуют положения и правила, которые должны помочь избежать ограничения участия в закупках для определённых компаний. Именно для этого, согласно ч.1 ст. 24 ФЗ N 44, заказчик в ходе рассмотрения заявок должен применять конкурентные способы для определения победителя.

Есть и требования, касающиеся самого предмета тендера, которые помогают побороть ограничение конкуренции. В ст. 33 ФЗ N 44 оговорены правила, на которые должен ориентироваться при составлении описания предмета поставки, необходимой услуги или требуемых работ.

Выделены следующие правила:

  • предмет не должен содержать такие характеристики, которые ограничивают число участников (согл. п.1 ч.1);Ограничение конкуренции по 44-ФЗ: признаки, принципы добросовестности, ответственность заказчика
  • описывая объект закупки, нельзя указывать определённых производителей (ч. 3), либо же указание производителя без шанса поставки аналогичного товара;
  • нельзя ограничивать круг потенциальных исполнителей, используя такие параметры как репутация, производственные мощности, трудовые или финансовые ресурсы.

Запрещены любые действия, которые ограничивают конкуренцию согл. ч. 1 ст. 17 ФЗ N 135. Нельзя совершать и такие деяния, которые уменьшают число претендентов, но не указаны в п. 17 того же Закона.

Ориентируясь на указанные требования, заказчику нужно принять меры, которые бы обеспечили добросовестное соперничество всех претендентов.

Для этого он должен:

  • прописывать обоснованные и объективные требования к объекту торгов, соответствующие его потребностям;
  • обозначить, что поставщики вправе предлагать товары от разных производителей;
  • внести в итоговый протокол пометку о том, что в торгах участвовали разные поставщики.

Антимонопольная служба в ходе проверки смотрит, имеет ли место принцип эквивалентности товаров от разных производителей, что подтверждает отсутствие ограничения в состязательных процедурах. Свидетельствуют об этом и любые бумаги, полученные разными претендентами (или поступившие самому заказчику). Например, запрос на разъяснение закупочной документации, котировок.

Важно! Если после окончания проверки выяснится, что имеет место ущемление конкурентной среды или же изменение правил участия, тогда проведённые закупки и уже подписанный контракт аннулируют.

Ответственность за ограничение конкуренции: уголовная и административная по 44-ФЗ и 223-ФЗ

ФЗ N 44 не закрепил возможные последствия и наказания для тех, кто попытался ущемить конкурентную среду в ходе торгов. Но в нём есть отсылки к другим нормам КоАП и УК РФ, которые обозначают административную и уголовную ответственность для нарушителей.

Должностным лицам, представляющим заказчика, за нарушение закона грозит (согл. ч. 1 ст. 14.9 КоАП) штраф на сумму 15 000 – 50 000 рублей. При повторном проступке применяется дисквалификация лица на срок до 3 лет (уст. в ч.2).

Ответственность для тех, кто заключил соглашение или картельный сговор, отражена в ст. 14.32 КоАП. За подобные действия на участников тендера наказывают штрафом  в размере от 100 000 рублей или 50% от НМЦК.

Уголовное наказание применяется гораздо реже, и грозит лишь тем, кто нанёс ущерб государству на сумму свыше 10 млн рублей.

В таком случае применяются нормы, выделенные в ст. 178 УК, среди которых:

  • применение штрафных санкций величиной до 500 000 рублей;
  • принудительные работы для нарушителя сроком до 3 лет с дисквалификацией лица на период до 1 года;
  • лишение свободы до 3 лет с запретом на занятие аналогичной деятельностью до 1 года.

Ограничение конкуренции по 44-ФЗ: признаки, принципы добросовестности, ответственность заказчика
За ущерб государству в особо крупном размере (больше 30 млн рублей) нарушитель рискует отправиться в тюрьму уже на срок до 6 лет. На должностных лиц могут наложить дополнительное наказание в виде штрафа в 1 000 000 рублей.

Как и куда можно пожаловаться

Жалобы на любые попытки ущемления конкуренции в тендере принимают местные отделения ФАС. При подаче обращения пострадавший или гражданин, установивший нарушение, обязан соблюсти определённые сроки.

Если один из участников выявил нарушение в ходе тендерной процедуры, то ему надлежит обращаться в ФАС до подписания контракта с победителем. Если были нарушена правила касательно закупочной документации, жалобу можно подать вплоть до конца приёма заявок.

Важно! Если нарушение было установлено после подписания контракта с выигравшим участником (даже если сам он не приложил руку к ограничению состязательного процесса), на недобросовестного заказчика следует подать иск в судебные инстанции.

Обращения принимаются в местных отделениях Антимонопольной службы, а также на сайте ведомства.

В жалобе, подаваемой в ФАС в электронном или бумажном виде, необходимо указать следующие сведения:

  • данные заявителя и заказчика (юр.адрес, контакты, наименование фирмы);
  • информация о тендере (номер в ЕИС, закреплённый за закупкой);
  • ссылки на положения законодательства, которые были нарушены;
  • перечень бумаг, подтверждающих правоту обратившегося и вину заказчика.

Заявитель обязательно подписывает жалобу, указывает свои ФИО, поскольку анонимные обращения игнорируются. Даже те анонимные обращения, которые действительно касаются реальных нарушений, могут быть отклонены.

ФАС даётся 2 дня на регистрацию поступившей жалобы. Антимонопольная служба вправе сразу отклонить её, если при её подаче заявителем были нарушены какие-либо требования.

После постановки прошения на учёт ФАС должна проверить все доказательств в течение 5 дней, после чего вынести решение. Если вина будет подтверждена, на имя нарушителя будет выписано обязательное предписание об устранении нарушений.

Примеры нарушений

В качестве действий, которые могут приводить к ущемлению свободной конкуренции, понимаются:

  • согласованное взаимодействие заказчика и поставщика (исполнителя);
  • заключение антиконкурентных соглашений, поражающих в правах других участников рынка;
  • изменение ранее установленной цены на продукцию без объективных на то причин;
  • манипулирование важной информации, касающейся условий и процесса проведения торгов;
  • картельные сговоры и иные тайные соглашения субъектов, мешающие реализации принципов свободного конкурирования.

Главным признаком такого деяния является именно договорённость сторон, их согласованное и целенаправленное влияние на результаты закупки.

Итак, под ограничением конкуренции в ходе закупок понимаются любые действия, которые понижают в правах участников процесса, либо же необоснованно ограничивают их численность, влияя на результат закупки. Заказчику и участникам торгов необходимо ориентироваться на положения ФЗ N 135 и ФЗ N 44, чтобы не нарушить законодательство.

Ограничение конкуренции по 44 ФЗ

Свободная конкуренция законодательно гарантирована ст. 8 44-ФЗ. Участниками закупочной процедуры могут стать любые организации, соответствующие установленным в тендерной документации условиям на принципах равноправия для организаций, использующих бюджетные средства. Основным является принцип добросовестности, позволяющий закупить товар на самых привлекательных условиях.

  • Заказчик определяет условия заключения контракта и имеет возможность ограничивать конкуренцию в процессе тендера посредством:
  • · Установления ограничений к товару или услугам, удовлетворить которые может небольшое количество потенциальных участников;
  • · Предоставление информации, имеющей множество вариаций для трактовки участниками.

Таким образом, излишние требования к товару сокращают количество потенциальных участников и практически приводят к заключению договора с единственным поставщиком. Невнятное предоставление технической документации (плохо читаемые чертежи, наличие неполных технических требований и т.п.) ограничивает количество участников закупки.

Как правило, в таких случаях можно выявить присутствие договоренности между заказчиком и исполнителем: картельный сговор, или полное согласование действий заказчика и определенного поставщика.

2 Признаки ограничения конкуренции 44-ФЗ

Отсутствие здоровой конкуренции приводит к отрицательным результатам торгов. Что проявляется в преднамеренной договоренности сторон торгов: антиконкурентные и картельные соглашения. Организация торгов с влияющих на результаты, рассматривается как ограничение участников тендерной процедуры.

Читайте также:  Как зарегистрироваться как участнику на zakupki.gov.ru? нюансы подготовки программного обеспечения и алгоритм действий

135-ФЗ п. 17 ст.4 определяет основные признаки, свидетельствующие об ограничении конкуренции при проведении торгов, которые применяются в рамках действия 44-ФЗ:

  1. · Если участник закупки не действует самостоятельно;
  2. · Если действия нескольких независимых участников согласованы;
  3. · Если очевидно влияние на ход закупки;
  4. · В случае незаконного предоставления конфиденциальных сведений;
  5. · При наличии сговора между участниками, определяющего победителя торгов;
  6. · Проведение выбора победителя с нарушением требований закона;
  7. · При незаконном отклонении заявок участников конкурса;
  8. · При установлении невозможных к исполнению условий, в условиях тендера;
  9. · Установление правил конкурса, выполнить которые может определенный участник;
  10. · Включение в тендерные требования условий, ограничивающих возможности участников;
  11. · Привлечение к закупке лиц, которые не вправе в ней участвовать;
  12. · Объединение товаров, не имеющих технической связи в одном лоте.
  13. Любое ограничение свободной конкуренции, является нарушением закона.

3 Ответственность за нарушение конкуренции по 44-ФЗ

К нарушителям законной конкуренции, основанной на свободе действий участников, применяются административные меры согласно ст. 14.9 Кодекса РФ об административных нарушениях.

Сотрудник, допустивший нарушение, подвергается наложению штрафных санкций в размере 50 тысяч рублей, при неоднократном нарушении налагается дисквалификация до трех лет. При установлении наличия ограничивающего соглашения, применяется ст. 14.32 Кодекса РФ, при наличии картельного сговора участников тендерной процедуры штраф составит 50% от НМЦК сделки (минимум 100 тысяч рублей).

Если ущерб от сговора превышает 10 млн. рублей, то ответственность возрастает. Ущерб в размере, выше 30 млн. рублей, наступает уголовная ответственность, максимальный срок лишения свободы до 6 лет и штраф до 1 млн. рублей.

  • Участники тендера, чьи права были нарушены, имеют возможность подать жалобу в ФАС в установленные сроки.
  • Квалифицированную юридическую помощь по вопросам подготовки документов к участию в торгах, формированию жалобы в ФАС и другим вопросам при участии в государственных закупках можно получить на сайте «База заказов»: https://bazazakazov.ru/
  • Допуск предприятий ЛНР и ДНР к госзакупкам в России
  • Образец банковской гарантии
  • Допуск белорусских предприятий к госзакупкам в России

Если статья была полезна, ставьте лайк и делитесь публикацией с теми, кому интересна тема заработка на госзакупках. Подписка на канал гарантирует поступление интересной информации о возможностях заработка в интернете с помощью универсального агрегатора «База заказов».

https://zen.yandex.ru/id/615c30f3cf3a0f36ba8829a1

#новости госзаказа #44-фз #тендер

Ограничение конкуренции Заказчиком в ТЗ аукциона

Мы — ваш онлайн-юрист ????????‍⚖️Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.

Добрый день! На какую статью 44 ФЗ можно сослаться обжалуя действия заказчика в части ограничения конкуренции в ТЗ. Габариты прибора. Мы написали запрос на разъяснение, заказчик в ответе вообще проигнорировал вопрос о габаритах

Добрый день!

Статья 33 ФЗ № 33 предусматривает следующее: «… В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки….»

Можете ссылаться на эту статью.

Но для надлежащей консультации необходимо изучить документацию аукциона.

Консультация юриста бесплатно

Здравствуйте, на статью 17 Закона о защите конкуренции. Ограничением конкуренции будет считаться только если с таким габаритами существует единственный товар (а даже в таком случае нельзя автоматически утверждать об ограничении конкуренции).

Роман, приветствую!

К сожалению, 44-ФЗ вообще никак не регулирует содержание разъяснений заказчиков, в связи с чем они иной раз и пишут нелепые отписки. Именно этот факт обжаловать нельзя (вернее, можно, но жалобу комиссия УФАС признает необоснованной).

Если вы полагаете, что требования к объекту закупки сформулированы таким образом, что на рынке есть только один товар с такими характеристиками, то ссылаться надо на частично процитированный коллегой пункт 1 части 1 ст. 33 закона 44-ФЗ. Вот он полностью:

1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требованиявлекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и

оборудование;

В ст. 17 Закона о защите конкуренции есть нужная норма, но комиссии УФАС не рассматривают жалобы на ее основании. Т.е. чтобы ее применить надо подать заявление о фактах нарушения антимонопольного законодательство. Возможно, ФАС начнет расследование (скорее всего — нет), но там сроки в месяцах исчисляются, к тому времени закупка уже пройдет.

Здравствуйте, Роман!

Хотелось бы добавить. Вы можете подать жалобу именно не на ограничение конкуренции, а на аукционную документацию. При этом ст.17 13-ФЗ, ст.33 44-ФЗ, 64 44-ФЗ можно указывать в совокупности.

Обязательно просите приостановить закупочную процедуру.

Если товар может поставить только единственный поставщик, придется доказывать это. Чаще всего используется техническая документация на товар.

  • Вообще полагаю нужно изучать документацию.
  • Заказать составление документа можно на сайте через сервис документы или у любого юриста в чате.
  • Желаю удачи!

Ограничение конкуренции сроками выполнения работ в закупках по 44-ФЗ

Являясь Поставщиком услуг, выбирая подходящую закупку по своим возможностям, часто сталкиваемся с тем, что Заказчиком установлены слишком маленькие сроки выполнения работ, поставки товара, которые невозможно выполнить, наводит на мысль об ограничении конкуренции, что противоречит статье 8 44-ФЗ. Но, доказать этот факт на самом деле очень сложно. Действительно, как доказать, что что-то выполнить невозможно, ну или хотя бы крайне сложно?

Реальные сроки исполнения.

Можно документально подтвердить реальные сроки изготовления товара, сроки его поставки.

Данное подтверждение можно получить от организаций, которые являются поставщиками товара и перевозчиками, но даже эти документы не будут исчерпывающими доказательствами, так как нет никакой гарантии, что документы получены от самых быстро работающих фирм и у них нет конкурентов, способных выполнить это еще быстрее. А вот Заказчику доказать реальность такого срока легче, он может предоставить документы-аргументы быстрей, так как эти документы собираются на стадии обоснования начальной максимальной цены контракта.

Вправе ли заказчик устанавливать сжатые требования по срокам исполнения.

Получается, что Заказчику товар нужен срочно, и это его право требовать такие сроки, а в процедуре государственной закупки должна выиграть наиболее сильная компания, которая имеет ресурсы и возможности поставить товар быстро.

Доказать необоснованность такого срока для нужд заказчика тоже весьма проблематично: необходимо смотреть уставные цели заказчика, его нормативно-правовое окружение и находить причинно-следственные связи, доказывать, что и при большем сроке поставки заказчик сможет выполнить свои задачи.

Хотя и это не означает, что заказчику не может захотеться лучшего.

Какие требования вправе устанавливать Заказчик.

Ч.1 п.1 статьи 33 44-ФЗ запрещает устанавливать требования к товарам, информации, работам и услугам, влекущие за собой ограничение числа участников.

Однако сроки поставки в данном списке вовсе не перечислены, так как они являются условием исполнения контракта, а не товаром или услугой как таковой (ведь код ОКПД заказчики, как правило, устанавливают именно как код товара). Согласно ст.

421 ГК РФ о свободе договора, данные условия могут быть любыми, удовлетворяющими обе стороны. Кроме того, потребуется доказать, что заказчик ввел данные сроки с целью обеспечения победы конкретному поставщику, а не исходя из объективных целей организации.

Что такое ограничение конкуренции и какова уголовная ответственность за нее — 2021

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: «Что такое ограничение конкуренции и какова уголовная ответственность за нее». На странице собрана информация с авторитетных источников и сделаны выводы. На все сопуствующие вопросы вам ответит дежурный консультант.

Читайте также:  Контрактная служба по 44-фз: права и обязанности, порядок создания и работы, состав и численность сотрудников, должностная инструкция

Ограничение численности участников закупки по 44-ФЗ не допускается, так как это противоречит принципам бюджетной экономии. Такой запрет налагается на заказчиков, специализированные организации, закупочные комиссии, участники закупок, операторов электронных площадок.

Конкуренцией в рыночной экономике обозначается соперничество участников одного товарного рынка либо рынка оказания услуг и выполнения работ.

Признаки ограничения конкуренции содержатся в 135-ФЗ от 2006 года (по п. 17 ст. 4). К ним можно отнести:

  1. Отказ участника закупки от самостоятельного участия в закупке.
  2. Согласованные действия от нескольких участников закупки.
  3. Воздействие на ход торгов.
  4. Обеспечение незаконного доступа к конфиденциальной информации.
  5. Заключение соглашений в целях создания преимуществ для отдельного участника.
  6. Нарушение установленного законом порядка отбора победителей.
  7. Отклонение поступивших на участие заявок при отсутствии правовых оснований на это.
  8. Установление заведомо невыполнимых требований заказчиком.
  9. Подготовка документации под определенного поставщика.
  10. Участие в закупке лиц, которые не имели на это право: должностных лиц заказчика, контрактного управляющего, а также иных лиц, которые имеют конфликт интересов с заказчиком.
  11. Ограничение доступа по участию в закупке через установление дополнительных незаконных требований к участникам.
  12. Включение в один закупочный лот не связанных между собой товаров, работ и услуг и пр.

Нарушение принципов свободной конкуренции может привести к признанию закупки и заключенного сторонами госконтракта недействительными.

Ограничение конкуренции нарушает принципы равноправия, обоснованности и объективности.

Правовые нормы

Реализация принципов свободной конкуренции должна опираться на положения 44-ФЗ и 135-ФЗ. Ответственность за их нарушение предусмотрена в КоАП и УК.

Принцип обеспечения конкуренции закреплен в ст. 8 44-ФЗ. Контрактная система имеет целью создание равных условий для всех участников закупки и обеспечение реальных возможностей для заинтересованных лиц стать поставщиками товаров, работ и услуг в адрес государственного и муниципального заказчика.

Конкуренция в контрактной системе должна основываться на соблюдении добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками тендера. Это должно способствовать определению наилучших условий поставок товаров, выполнения определенных работ и оказания услуг. Ограничение конкуренции, на которое указано в 44-ФЗ в статье 8, регулирует указанный вопрос в достаточно общих чертах.

Ограничением конкуренции применительно к торгам можно считать согласованные действия участников и заказчика, координацию экономической деятельности (вмешательство в торги), антиконкурентные соглашения и картельные сговоры. Таким образом, главными отличительными чертами ограничения конкуренции выступает наличие договоренности и воздействие на результат закупки.

На факт ограничения конкуренции указывает снижение численности участников, возрастание цен на товары, несамостоятельность принятия решения.

Принципы обеспечения добросовестной конкуренции

В ст. 10-16 135-ФЗ перечислены запрещенные действия заказчика в части ограничения конкуренции. Но какие меры нужно предпринимать заказчику для обеспечения добросовестной конкуренции, здесь не прописано.

Шаги по обеспечению добросовестной конкуренции должны быть основаны на требованиях законодательства и не причинять вреда всем субъектам. Так, добросовестный продавец соблюдает правовые нормы, хранит коммерческую информацию, не пытается оказать воздействие на рыночные цены и поставщиков, не участвует в сговорах и пр.

Законодательство о контрактной системе детально регламентирует процесс закупки государственными инстанциями и учреждениями, которым запрещено ограничивать конкуренцию. Нормативная документация содержит специальные правовые нормы, которые направлены на обеспечение принципа свободной конкуренции.

Так, преимуществами обладают конкурентные способы закупки: конкурсы, аукционы, запросы котировок и предложений, тогда как закупки неконкурентным способом через подписание договора с единственным поставщиком допускаются в строго ограниченных случаях. Несоблюдение состязательных процедур признается действием, которое ограничивает конкуренцию.

Также в 44-ФЗ не допускаются случаи конфликта интересов. В закупке не могут принимать участие на стороне поставщика родственники работников, должностные лица заказчика и его бывшие работники.

Заказчик не вправе указывать в закупочной документации указания на патенты, товарные знаки без указания аналогов и пр. Такие действия также ограничивают круг участников.

Как регулируется обеспечение свободной конкуренции по 44-ФЗ? Уголовная и административная ответственность за ограничение конкуренции

Ограничение конкуренции в контрактной системе по 44-ФЗ является грубым нарушением ее принципов. Такие действия грозят заказчику привлечением к ответственности по нормам административного и уголовного законодательства.

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

Ответственность за ограничение

Нарушение принципов свободной конкуренции грозит заказчику административной и уголовной ответственностью. Само наказание в 44-ФЗ не прописано: оно содержится в КоАП и УК.

Ответственность за ограничение конкуренции в виде подписания определенных соглашений прописана в ст. 14.32 КоАП. Так, за картельный сговор на заказчика накладывается штраф до половины начальной цены предмета торгов (в пределах 100 тыс. р.).

Уголовная ответственность может грозить участникам сговора, если их действия причинили ущерб в размере более 10 млн р. Санкции устанавливаются по ст. 178 УК. Они предполагают:

  • штраф до 500 тыс. р.;
  • принудительные работы на период до 3 лет с риском дисквалификации до года;
  • лишение свободы на период до 3 лет с дисквалификацией до года.

Наличие ущерба в размере свыше 30 млн р. грозит лишением свободы вплоть до 7 лет со штрафом до 1 млн р.

Как и куда можно пожаловаться

Пожаловаться на ограничение конкуренции участник вправе в ФАС или в судебную инстанцию.

Срок для подачи жалобы в ФАС на ограничение конкуренции зависит от существа претензий:

  1. Жалоба на закупочную документацию подается до окончания срока подачи заявки.
  2. Жалоба на процедуру отбора поставщика (например, из-за отклонения заявки) подается до даты подписания госконтракта.
  3. Если контракт был подписан, то сторонам придется жаловаться в суд.

Жалобу допускается передавать в бумажном и электронном форматах. Жалоба составляется в свободной форме, но должна содержать определенные обязательные реквизиты. В их числе:

  1. Наименование, ФИО, контактные данные заказчика.
  2. Сведения об авторе обращения – наименование, ФИО, контактные сведения.
  3. Данные о закупке.
  4. Сущность жалобы.
  5. Перечень документов, которые подтверждают нарушения, допущенные заказчиком или отдельным должностным лицом.

По результатам рассмотрения жалобы ФАС может вынести в адрес заказчика предписание об устранении нарушений.

Таким образом, заказчик не вправе ограничивать принципы конкуренции в рамках контрактной системы. Подобные действия заказчика и участников закупки могут быть обжалованы в ФАС или в судебной инстанции. Ограничение конкуренции грозит административной и уголовной ответственностью.

Принципы обеспечения добросовестной конкуренции

Согласно ч. 2 ст. 8 44-ФЗ конкуренция в закупочной сфере должна быть основана на соблюдении принципов добросовестной и свободной ценовой и неценовой конкуренции, а деятельность заказчика, которая направлена на необоснованное ограничение численности участников, прямо запрещена. Участникам должны быть предоставлены равные условия для участия в закупочной деятельности.

На основании рассмотрения решений по делам о рассмотрении жалоб на ограничение конкуренции можно сделать выводы, что заказчику следует принять такие меры для обеспечения добросовестной конкуренции:

  1. Прописать обоснованные требования к объекту закупки, которые отвечают объективным потребностям заказчика.
  2. Включить в закупочную документацию сведения о том, что к поставке допускаются товары от различных производителей.
  3. Обеспечить наличие в итоговом протоколе данных о том, что в закупке принимали участие несколько поставщиков.

В ходе проверочных мероприятий антимонопольной службой в пользу заказчика может играть выявление принципа эквивалентности товаров от нескольких производителей, что также говорит о том, что закупка проведена без нарушений; наличие официальных запросов от участников на разъяснение закупочной документации и пр.

Признаки ограничения конкуренции

В 44-ФЗ не указано на признаки ограничения конкуренции, но они содержатся в п. 17 ст. 4 135-ФЗ от 2006 года. К таким признакам относят:

  1. Отказ участника торгов от самостоятельных действий.
  2. Любые воздействия на ход закупки.
  3. Согласованные действия нескольких участников.
  4. Заключение соглашений, которые направлены на создание преимуществ для определенного участника.
  5. Незаконный доступ к конфиденциальной информации при наличии сговора участника с заказчиком.
  6. Незаконное отклонение заявок.
  7. Нарушение порядка определения победителей.
  8. Установление заказчиком невыполнимых требований.
  9. Подготовка закупочной документации под конкретного поставщика.
  10. Участие в закупках должностных лиц заказчика или лиц, которые имеют с ним конфликт интересов.
  11. Ограниченный доступ для участников к закупочным мероприятиям.
  12. Включение в одну закупку товаров, работ и услуг, которые не связаны между собой.

Выявление указанных признаков нарушения конкуренции и правил ведет к признанию закупки и подписанного контракта недействительными.

В некоторых статьях 44-ФЗ установлены правила, которые направлены на недопущение ограничения участия в закупках для отдельных компаний. Так, согласно ч. 1 ст. 24 44-ФЗ заказчик обязан в процессе закупок использовать конкурентные способы определения поставщика.

В процессе торгов недопустима деятельность, которая может привести к ограничению конкуренции по ч. 1 ст. 17 ФЗ-135, а также иные действия, которые ограничивают численность участников, но не содержатся в п. 17 135-ФЗ.

Какая ответственность по 44-ФЗ предусмотрена за ограничение конкуренции, и каким нормами она регулируется?

Принцип свободной конкуренции выступает одним из базовых в рамках законодательства о контрактной системе. Под конкуренцией понимается соперничество между участниками одного товарного рынка, а также в сфере выполнения услуг или работ.

  • Правовое регулирование
  • Признаки ограничения конкуренции
  • Принципы обеспечения добросовестной конкуренции
  • Ответственность за ограничение: уголовная и административная
Читайте также:  Права и обязанности временного управляющего при процедуре наблюдения по ст. 66 и 67 закона №127-ФЗ "О несостоятельности"

Правовое регулирование

Вопрос ограничения конкуренции недостаточно хорошо урегулирован в 44-ФЗ. Положения ст. 8 44-ФЗ, которые закрепляют принципы обеспечения конкуренции, являются рамочными (с полным текстом документа можно ознакомиться здесь).

Помимо 44-ФЗ, вопросы ограничения конкуренции освещены в ФЗ-135 «О защите конкуренции» от 2006 года. Здесь сказано, что под ограничением конкуренции между сторонами понимаются такие отношения, при которых влияние одного или нескольких участников на условия рыночного оборота ограничены.

Применительно к закупочной деятельности под ограничением конкуренции можно понимать различные согласованные действия заказчика и поставщика, координацию экономической деятельности, антиконкурентные соглашения и картельные сговоры. Ключевой отличительной чертой данного деяния является наличие договоренности у сторон и их целенаправленное влияние на результаты закупки.

Ответственность за ограничение: уголовная и административная

Сам 44-ФЗ не содержит мер ответственности для заказчика за нарушение принципа свободной конкуренции. Но он содержит отсылочные нормы к положениям административного или уголовного законодательства.

Ответственность за ограничение конкуренции в виде соглашения или картельного сговора предусмотрена в ст. 14.32 КоАП РФ. Такое деяние может грозить участникам торгов штрафом в размере не менее 100 тыс. р. или до 50% от НМЦК.

Уголовное наказание грозит сторонам, если ущерб государству от их противоправной деятельности превысил 10 млн р. Наказание за ограничение конкуренции наступает по нормам ст. 178 УК. В ней прописаны такие меры ответственности, как:

  1. Штрафные санкции в размере до 500 тыс. р.
  2. Принудительные работы до 3 лет с дисквалификацией до года.
  3. Лишение свободы до 3 лет с дисквалификацией до года.

В случае если участнику стало известно о несоблюдении заказчиком принципов свободной конкуренции в ходе закупки, он может подать на него жалобу в ФАС. Для обжалования действий заказчика законом предусмотрены такие сроки:

  1. Обращения на нарушения в закупочной документации можно подавать до окончания сроков подачи заявок.
  2. Если участник нашел нарушения в ходе закупочной процедуры, то обратиться в ФАС ему следует до подписания госконтракта с победителем.

Жалоба на ограничение конкуренции может быть подана в бумажном и электронном видах. Подписать ее следует непосредственно заявителю. В жалобе должны быть указаны:

  • данные заказчика (наименование, контакты и адрес);
  • сведения о заявителе (наименование или ФИО, контактные сведения, реквизиты) – это обязательное условие, так как анонимные обращения не рассматриваются);
  • сведения о закупке: ее номер в ЕИС;
  • информация о нарушениях со ссылками на законодательство;
  • список документов, которые подтверждают факт совершения нарушений заказчиком.

В течение 2 дней после поступления обращения ФАС должна зарегистрировать его и начать рассмотрение по существу либо отклонить его. Жалобу могут отклонить в случае, если она не соответствует требованиям законодательства, анонимна или заявитель нарушил установленные сроки для подачи жалобы.

Таким образом, ограничение конкуренции выступает серьезным правонарушением законодательства о контрактной системе. При этом в 44-ФЗ не содержится четкого структурированного положения об этом явлении.

В связи с этим заказчику по 44-ФЗ следует руководствоваться требованиями ФЗ-135. При выявлении признаков ограничения конкуренции участник может пожаловаться на заказчика в ФАС.

Такое правонарушение грозит заказчику административным и уголовным наказанием.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Злоупотребление доминирующей позицией

Какая статья отвечает за ограничение конкуренции по 44-ФЗ?

Конкуренция, в соответствии с п. 7 ст. 4 закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ, представляет собой отношения субъектов предпринимательства, при которых невозможно или ограничено влияние каждого из них на общие условия оборота на рынке.

К признакам ограничения конкурентного соперничества закон № 135-ФЗ относит (п. 17 ст. 4):

  1. Уменьшение количества субъектов предпринимательства.
  2. Изменение цены товарной продукции в любую сторону без связи с изменениями экономической ситуации и условий товарооборота.
  3. Несамостоятельные (зависимые от конкурентов) предпринимательские действия субъектов на рынке.
  4. Сговор между субъектами предпринимательства об общих условиях товарооборота на рынке.
  5. Соглашение между конкурентами о конкретных действиях на рынке.
  6. Прочие условия, дающие возможность одному или нескольким субъектам предпринимательства влиять на общие условия товарооборота.
  7. Установление госорганами, органами местной власти или компаниями, принимающими участие в предоставлении госуслуг, не предусмотренных законодательством требований к товарам или субъектам предпринимательства.

Госзакупки — способы ограничения конкуренции

Госзакупки представляют собой конкурентную форму размещения для нужд государства заказов:

  • на поставку товаров;
  • выполнение работ;
  • оказание услуг.

В заявке заранее оговариваются условия и сроки осуществления предстоящих правоотношений. Выбор контрагента производится на принципах состязательности, справедливости и эффективности.

Процедуры осуществления закупок для государства регулируются:

Исходя из признаков ограничения конкурентного соперничества, перечисленных в законе № 135-ФЗ, можно определить самые явные способы ограничения конкуренции:

  1. Использование организациями доминирующего положения на рынке исключительно в свою пользу и в ущерб остальным его участникам.
  2. Заключение соглашений или согласование предпринимательских действий, имеющих своей целью оказание воздействия на рынок.

Последний вариант рассмотрим подробнее (в той части, которая касается отношений по закупкам для госнужд).

Ограничение конкуренции по 44-ФЗ

Освещение проблемы ограничения конкуренции в сфере товарооборота для государственных потребностей по закону 44-ФЗ возможно провести от обратного, дав пояснения к запретам на ограничивающие конкуренцию действия, установленные законодательно (несоблюдение этих запретов и требований может расцениваться как ограничение конкуренции):

  1. Положения ч. 1 ст. 24 ФЗ № 44 обязывают заказчиков при проведении закупочных процедур пользоваться конкурентными способами подбора контрагентов либо совершать закупки у одного поставщика.
  2. Заказчик обязан исходить из следующих правил описания предмета закупочных процедур, определенных ст. 33 ФЗ № 44:
  • описание объекта закупки не должно содержать таких характеристик товаров, услуг и т. д., которые способны повлечь ограничение числа участников закупки (п. 1 ч. 1);
  • не допускается введение в закупочную документацию характеристик возможных производителей товара и/или участников закупочных процедур, а также требований к деловой репутации участников закупки, наличию или отсутствию у них производственных мощностей, трудовых или финансовых ресурсов (ч. 3).
  1. В процессе торгов запрещена деятельность, способная привести к ограничению конкуренции (ч. 1 ст. 17 ФЗ № 135).
  2. Отдельно наложен запрет на ограничение доступа к участию в торгах, если на стороне организаторов или заказчиков выступают исполнительные органы власти федерального или регионального уровня, государственные внебюджетные фонды либо если торговые процедуры совершаются для размещения заказов для госнужд (ч. 2 ст. 17 ФЗ № 135).
  3. Запрещены любые иные действия, ограничивающие конкуренцию, так как приведенный в ст. 17 ФЗ № 135 перечень не является исчерпывающим.

Нарушение конкуренции по 44-ФЗ

В самом законе № 44-ФЗ санкций за нарушение конкуренции не предусмотрено. Данный нормативный акт содержит лишь отсылочные нормы к административному и уголовному законодательству.

Кодекс РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП) в ст. 14.9 предусматривает следующие санкционные меры за нарушение норм о конкурентных отношениях, в том числе при госзакупках:

  1. Деятельность, характеризуемая как недопустимая в соответствии с антимонопольным законодательством или приводящая к ограничению конкуренции, которая совершается должностными лицами органов исполнительной власти государственного и регионального значения, организациями, осуществляющими функции этих должностных лиц, а также иными предприятиями, государственными внебюджетными фондами, компаниями, принимающими участие в предоставлении госуслуг, наказывается штрафными выплатами в размере от 15 000 до 50 000 руб. (ч. 1 ст. 14.9).
  2. Если указанные в п. 1 действия были совершены лицами, ранее уже привлекавшимися за такое же административное нарушение, в качестве наказания избирается дисквалификация длительностью до 3 лет (ч. 2 ст. 14.9).

Уголовное законодательство содержит отдельную статью, предусматривающую санкции за ограничение конкуренции, — ст. 178 УК РФ. Наказание в этом случае зависит от тяжести и сопутствующих обстоятельств содеянного и предусматривает санкции от штрафа (300 000–1 000 000 руб.) до лишения свободы (до 7 лет).

Ограничение конкуренции по 223-ФЗ

Закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ регулирует процедуру закупки товаров с участием в том числе:

  • госкорпораций, госкомпаний, естественных монополий, предприятий с участием государства более 50%;
  • дочерних организаций компаний, доля государства в которых составляет более 50%;
  • дочерних компаний, образованных дочерними компаниями фирм, доля участия государства в которых составляет более 50%;
  • ГУПов и МУПов.

Об ограничении конкуренции в законе № 233-ФЗ упоминается лишь единожды — в ст. 3, устанавливающей принципы и основные положения о закупках товаров. В п. 2 ч. 1 ст.

 3 одним из принципов, которым следует руководствоваться при закупке товаров, назван принцип равноправия, справедливости, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Однако с учетом того, что закон № 135-ФЗ распространяется на все предпринимательские отношения, вопросы об ограничении конкуренции по торговым отношениям в рамках закона № 223-ФЗ могут рассматриваться по аналогии с теми же вопросами, регулируемыми законом № 44-ФЗ.

***

Как видите, законы № 44-ФЗ и № 223-ФЗ четкого структурированного положения об ограничении конкуренции в сфере госзакупок не содержат. В связи с этим при рассмотрении данного вопроса следует руководствоваться требованиями ФЗ № 135.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *