Особенность закона 223-ФЗ в том, что он устанавливает лишь определенные рамки, внутри которых заказчику дается свобода выбора. Но если для опытных закупщиков это благо, то у начинающих из-за этого возникает множество вопросов. В этом материале мы постарались легко и доступно изложить базовую информацию о проведении корпоративных закупок.
Отличие от 44-ФЗ
Строгий закон 44-ФЗ, по которому обязаны проводить закупки государственные и муниципальные заказчики, порождает гораздо меньше выбора. В отличие от него, работа по 223-ФЗ предполагает:
- что заказчики самостоятельно разрабатывают правила проведения закупочных процедур, которые прописывают в Положении о закупке;
- что лицом, которому поручены закупки, может быть любой специалист организации (профильного образования не требуется);
- что торги могут быть организованы на любых электронных торговых площадках (их насчитывается более 150).
На кого распространяется закон 223-ФЗ
Если упростить положения пункта 2 статьи 1 закона 223-ФЗ и изложить их доступным языком, то всех заказчиков можно разделить на три группы:
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Заказать регистрацию в ЕИС
- Государственные компании и корпорации, субъекты естественных монополий. Доля участия государства в таких организациях – более 50%.
- Дочерние компании указанных в пункте 1 организаций, в которых доля государственного родителя составляет более 50%. А также дочки самих дочерних компаний на тех же условиях.
- Государственные и муниципальные унитарные предприятия и бюджетные учреждения — в части закупок на собственные доходы либо полученные гранты, а также в случаях, когда они сами являются исполнителями контрактов и привлекают по договору третьих лиц.
Подготовка к закупочной деятельности
Прежде чем проводить закупки, заказчику можно пройти подготовительный этап. Он состоит из нескольких шагов:
- Получение электронной цифровой подписи. Для этого нужно обратиться в любой удостоверяющий центр, выдающий кап для торгов.
- Регистрация на сайте госзакупок zakupki.gov.ru.
- Разработка и утверждение Положения о закупке.
- Составление плана закупок и публикации его в ЕИС (на сайте госзакупок).
- Знакомство с личным кабинетом ЕИС и его настройка.
Что касается Положения о закупке по 223-ФЗ, то в нем нужно предусмотреть следующее:
- Применяемые заказчиком способы определения поставщика.
- Порядок проведения процедур.
- Все, что касается сроков.
- Критерии оценки поставщиков.
- Порядок заключения, изменения и расторжения контракта.
- Порядок оплаты.
- Ответственность сторон и порядок разрешения спорных ситуаций.
Публикация сведений в ЕИС
Закон 223-ФЗ требует от заказчика разместите в ЕИС не только Положение о закупке, но и другие документы:
- планы закупки,
- извещения о закупке,
- документацию, в том числе проект договора,
- протоколы, которые составляются в ходе закупки.
Есть сведения, которые в ЕИС размещать нельзя. Это информация о закупках:
- связанных с государственной тайной;
- включенных в перечень из распоряжения Правительства № 2027-р.
Кроме того, у заказчика есть право не публиковать в ЕИС информацию о закупках, если цена договора меньше 100 тыс. рублей.
А если выручка более 5 млрд рублей в год, то можно не размещать закупки с ценой до 500 тыс. рублей.
С 2018 года разрешено не публиковать сведения и о некоторых других закупках, связанных с управлением недвижимостью и размещением денежных средств на вкладах и депозитах.
Самое важное для заказчика
Главное, о чем нужно помнить — необходимость размещения Положения о закупке в ЕИС. Если этого не сделать, то заказчик потеряет право закупаться по 223-ФЗ. В этом случае его закупочная деятельность будет регламентироваться законом 44-ФЗ.
Еще один важный момент — соблюдать все установленные сроки. Они таковы:
- Положение о закупке, а также его изменения, нужно разместить в ЕИС в течение 15 дней с даты утверждения;
- на размещение извещения о закупке дается 20 дней до даты окончания приема заявок;
- на размещение изменений в извещение — 3 дня;
- размещение документации закупки производятся вместе с публикацией извещения;
- разъяснения, которые заказчик дает на запросы участников, публикуются не позже 3 дней с даты поступления запроса;
- протоколы, которые составляются в ходе закупки, нужно разместить в течение 3 дней;
- на публикацию подписанного договора дается 3 дня;
- изменения, внесенные в договор, размещаются не позже 10 дней;
- ежемесячный отчет о закупке по 223-ФЗ — не позже 10 числа (за прошедший месяц);
- раз в год — до 1 февраля года, следующего за отчетным — заказчик размещает отчет о закупке у субъектов МСП.
Также установлены минимальные сроки для приема заявок от участников. Они варьируются в зависимости от типа процедуры и того, относится ли поставщик к субъектам малого и среднего предпринимательства. Эти сроки мы представили в следующей таблице.
Таблица. Минимальные сроки на подачу заявок
Срок / условия для МСП | Срок для прочих участников |
Конкурс, аукцион | |
|
7 дней |
Запрос котировок | |
4 рабочих дня. Цена не должна быть более 7 млн рублей | 5 рабочих дней |
Запрос предложений | |
5 рабочих дней. Цена не должна быть более 15 млн рублей | 7 рабочих дней |
Порядок проведения конкурентных закупок по 223-ФЗ
Для каждого вида конкурентной закупки в соответствии с 223-ФЗ законодателем установлены минимальные сроки проведения закупок, которые должны соблюдаться при проведении каждой из них.
Конкурс | 15 календарных дней | Конкурс и аукцион при НМЦД свыше 30 млн руб. | 15 календарных дней |
Аукцион | 15 календарных дней | Конкурс и аукцион при НМЦД до 30 млн руб. | 7 календарных дней |
Запрос предложений | 7 рабочих дней | Запрос предложений (НМЦД не более 15 млн руб.) | 5 рабочих дней |
Запрос котировок | 5 рабочих дней | Запрос котировок (НМЦД не более 7 млн руб.) | 4 рабочих дня |
В положении о закупке заказчика могут быть предусмотрены большие сроки, но они не могут быть меньше, чем указаны в законе.
Порядок проведения конкурентных закупок
Содержание документации
Содержание извещения о закупке и всей документации регламентируется соответствующими ст. 3.2 и ст. 4 закона 223-ФЗ. При проведении котировок между извещением и документацией стоит знак равенства. Требования прописываются непосредственно в извещении.
Порядок и сроки предоставления разъяснений
Закон устанавливает, что заказчик по запросу участников в течение трех рабочих дней разъясняет положения документации и размещает свой ответ в ЕИС, указывает, о чем был запрос, без упоминания автора.
При этом устанавливается предельный срок для направления запроса: участник может сделать запрос не позднее трех рабочих дней до окончания срока подачи заявок. Если запрос направлен позже этого срока, остается один-два рабочих дня, то заказчик вправе на такой запрос не отвечать.
Порядок и сроки внесения изменений
В новой редакции Закона 223-ФЗ предусмотрена универсальная формула для всех конкурентных закупок: если заказчик что-то меняет, он продлевает срок подачи заявок не менее чем на половину изначально установленного срока.
Но возникает вопрос: а если это запрос предложений, ведь там срок размещения извещения 7 рабочих дней? Половина — 3,5 дня. Округлять в большую или меньшую сторону? Рекомендуем округлять в большую, то есть продлевать на 4 рабочих дня, чтобы у поставщиков было больше времени и не было повода выставить претензию.
Описание предмета конкурентной закупки
Описание предмета конкурентной закупки должно соответствовать требованиям, установленным ч. 6.1 ст. 3 223-ФЗ, а именно:
- Указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.
- Не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.
- В случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:
- несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
- закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
- закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
- закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в ч. 2 ст. 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
В указанных случаях последнего пункта заказчик может не устанавливать возможность поставки эквивалентного товара.
Сроки отмены конкурентной закупки
Законом 223-ФЗ закреплен предельный срок отмены конкурентной закупки: до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке. Позже отказаться от торгов заказчик уже не вправе. Решение размещается в ЕИС в день принятия.
Порядок подачи и отзыва участниками своих заявок
- Заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации/извещении о закупке в соответствии с 223-ФЗ и положением о закупке заказчика.
- Важный момент: участник конкурентной закупки вправе подать только одну заявку на участие в закупке в отношении каждого предмета закупки (лота) в любое время с момента размещения извещения о ее проведении до предусмотренных документацией о закупке даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.
- Если вы ошиблись с составом подаваемых документов, ценой предложения, то вы вправе изменить или отозвать свою заявку до истечения срока подачи заявок.
Предоставление обеспечения заявок
Законодателями предусмотрено право организатора закупки включать в документацию требование к участникам предоставлять обеспечение заявки и условия предоставления.
Установлен ценовой порог, до которого заказчик не может требовать обеспечения, — 5 млн руб. В случае если начальная (максимальная) цена договора превышает 5 млн руб.
, заказчик вправе установить требование к обеспечению заявок на участие в закупке в размере не более 5% начальной (максимальной) цены договора.
Этапы конкурентной закупки
Что считается этапом
В соответствии с ч. 24 ст. 3.2 закона 223-ФЗ «конкурентные закупки могут включать в себя один или несколько этапов», однако четкого определения понятия «этап» или перечня обязательных этапов нет.
«Этапы четко сформулированы и установлены в закупках для субъектов малого и среднего предпринимательства. Конечно, можно трактовать эти нормы по аналогии: то, что предусмотрено в закупках для МСП, должно применяться и для иных закупок конкурентных, но это не так, в данном случае не совсем верно», — делится своим мнением эксперт.
Из закона следует, что если заказчик дополнительно включает какой-то этап в закупку, он должен:
- внести в документацию сведения об этапе и сроках его проведения;
- составить протокол по результатам этапа, для каждого — отдельный документ.
Сегодня под этапом конкурентной процедуры понимается стадия, которая предшествует определению победителя или завершается определением победителя. Все, что происходит с закупкой после составления протокола, к примеру преддоговорные переговоры, конкурентные договоры, направленные на снижение цены, под понятие «этап» не подпадает.
Таким образом, можно выделить следующие этапы, которые заказчик вправе применять при конкурентных закупках (не относится к торгам для МСП).
Переторжка
Дополнительная стадия закупки, проводимая в соответствии с требованиями положения о закупке заказчика, которая заключается в добровольном повышении предпочтительности заявок участников закупки в рамках специально организованной для этого процедуры в соответствии с документацией о закупке.
Заказчики проводят данный этап для того, чтобы получить еще более выгодные предложения, обеспечить еще большую экономию денежных средств, так как решение о проведении переторжки оформляется протоколом, в котором указываются параметры, по которым она проводится, а также могут отражаться уже поступившие ценовые предложения участников.
Переторжка проводится по решению закупочной комиссии, если извещением/документацией о проведении закупки заранее предусмотрена такая возможность.
Особенностью переторжки является то, что она может проводиться в режиме реального времени (подобие подачи ценового предложения при проведении аукциона) или в заочной форме (подобие подачи ценового предложения при проведении запроса котировок).
Особенности проведения переторжки отражаются в положении о закупке конкретного заказчика, а также в документации/извещении о проведении закупки и включают в том числе:
- количество возможных переторжек (не более 1 или данное ограничение отсутствует);
- дату начала, срок окончания;
- условия договора, по которым возможно проведение переторжки.
В переторжке имеют право участвовать все допущенные участники закупки. Участник закупки, приглашенный на переторжку, вправе не участвовать в ней, тогда его предложение остается действующим с ранее объявленными условиями, указанными в заявке на участие в закупке.
При наличии предложений участников по ухудшению первоначальных условий, в том числе по увеличению цены, увеличению единичных цен, указанных в заявке на участие в закупке, такие предложения не рассматриваются, такой участник считается не участвовавшим в переторжке и его предложение, указанное в заявке на участие в закупке, остается действующим с ранее объявленными условиями.
Процедура с (предварительным) квалификационным отбором (ПКО)
Конкурентные закупки с ограниченным участием проводятся с обязательным проведением ПКО, который может проводиться для отдельных конкурентных закупок или группы закупок, объединенных каким-либо однозначным классифицирующим признаком.
ПКО непосредственно перед конкретной закупочной процедурой с ограниченным участием проводится с учетом следующих особенностей:
- В извещении о закупке с ограниченным участием помимо общих сведений, предусмотренных для такой закупочной процедуры, устанавливаются порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в ПКО и подведения итогов ПКО.
- В документации о закупке с ограниченным участием помимо общих сведений, предусмотренных для такой закупочной процедуры, устанавливаются порядок и условия проведения ПКО, требования к участникам ПКО, требования к оформлению заявки на ПКО, срок и порядок рассмотрения заявок и подведения итогов ПКО.
- По результатам ПКО оформляется протокол, в котором отражаются решения о допуске/об отказе в допуске участников ПКО к участию в процедуре закупке с ограниченным участием, иные сведения в соответствии с требованиями Положения конкретного заказчика.
На этапе ПКО заказчик предъявляет квалификационные требования и выявляет заявки, которые наиболее полно им соответствуют. Это удобный и понятный инструмент работы заказчика для отсеивания участников, не подходящих под квалификационные требования.
Конкурентные переговоры
Закупки по 223-ФЗ
Курс повышения квалификации для заказчиков и поставщиков
Пройти обучение
Это публичное обсуждение с участниками закупки функциональных характеристик предмета закупки или иных условий исполнения договора.
Переговоры могут проводиться как во время подачи заявок, так и заранее, чтобы уточнить у участников дополнительные условия и факторы, которые повлияют на корректировку документации.
После этого участники закупки смогут подавать свои предложения на участие в этой закупке.
Перечисленные этапы могут стать дополнительными механизмами регулирования отношений заказчика и исполнителя. Но использовать их надо с соблюдением требований закона: прописывать порядок проведения, заранее извещать участников и фиксировать результаты этапа отдельным протоколом.
Протоколы по итогам этапов и закупок
Закон 223-ФЗ разделяет два вида протоколов и требования к ним:
1. Протоколы, которые фиксируют завершение этапа конкурентной процедуры. В них указываются:
- дата подписания;
- количество поданных заявок на участие либо на этапе закупки, дата и время регистрации такой заявки;
- результаты рассмотрения заявок на участие в закупке, количество отклоненных заявок с указанием причин, по которым заявка отклонена (нарушение положений документации / извещения для запроса котировок);
- ранжирование заявок по степени соответствия требованиям документации и установленным критериям оценки;
- причина, по которой закупка не состоялась;
- иные сведения, которые заказчик сочтет нужным включить в протокол и пропишет это в положении о закупках.
2. Итоговые протоколы, которые составляются по результатам всей закупки. В них указываются:
- дата подписания;
- количество поданных заявок, а также дата и время их регистрации;
Раньше Закон 223-ФЗ требовал в сведениях о заявке указывать наименование юридического лица или ФИО физического лица. Сейчас это условие исключено, заказчик может идентифицировать участников любым удобным способом, например присваивать номера.
- порядковые номера заявок на участие в закупке или окончательных предложений участников в порядке уменьшения степени выгоды предложенных условий и цены;
Если в нескольких заявках содержатся одинаковые условия исполнения договора, приоритет отдается участнику, чья заявка поступила раньше.
- результаты рассмотрения заявок на участие в закупке: их количество, окончательные предложения, сколько отклонено и основания отклонения со ссылкой на пункт извещения или документации о закупке;
- результаты оценки заявок или окончательных предложений с указанием решения комиссии о присвоении итоговых баллов участникам;
- причина, по которой закупка не состоялась;
- иные сведения, которые заказчик сочтет нужным включить в протокол и пропишет это в положении о закупках.
Итоговые протоколы заказчик должен хранить не менее трех лет.
Заключение договора
Сроки заключения договора законом регламентированы следующим образом:
- в обычном порядке — не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с момента размещения в ЕИС итогового протокола;
- если заказчику необходимо получить одобрение у вышестоящих органов — не позднее чем через 5 дней с даты указанного одобрения;
- если в отношении закупки рассматривалась жалоба или есть судебный спор — не позднее 5 дней с момента вынесения соответствующего решения.
Законодательством предусмотрена возможность заказчиков на заключение договоров с несколькими исполнителями. Алгоритм реализации указанной возможности указывается в положении о закупке конкретного заказчика, а также в документации/извещении о проведении закупки.
223-ФЗ о закупках простыми словами — кратко и понятно, кто работает и торги по 223-ФЗ
Детальные и очень подробные инструкции для желающих участвовать в закупках по №223-ФЗ можно найти на официальном интернет-портале ЕИС Закупки в соответствующем разделе, который находится в свободном доступе.
Но размещенные на сайте руководства пользователей сложно назвать простыми для понимания. Поэтому имеет смысл объяснить положения №223-ФЗ максимально кратко и понятно, то есть обычными словами и без юридических терминов.
- 223-ФЗ о закупках простыми словами
- Особенности госзакупок по 223-ФЗ
- Виды закупок по 223-ФЗ
- Отличие от 44-ФЗ
- Кто работает по 223-ФЗ
- Требования к участникам
- Необходимые документы
- Как подготовиться к закупкам по 223-ФЗ
- Минимальные сроки на подачу заявок
- Часто задаваемые вопросы
- На кого распространяются требования №223-ФЗ?
- В чем основные отличия №223-ФЗ и №44-ФЗ?
- Какие основные способы закупок по №223-ФЗ используются на практике?
- Кто имеет право участвовать в закупочных процедурах по №223-ФЗ?
223-ФЗ о закупках простыми словами
Положения №223-ФЗ регламентируют закупки, которые проводят компании, на половину или более принадлежащие государству, а также их дочерние и зависимые структуры. Также заказчиками по №223-ФЗ выступают:
- монополии (типичный пример – РЖД), ГУПы и МУПы;
- организации из регулируемых сфер деятельности (водоснабжение и подготовка, энергетика);
- различные бюджетные учреждения.
Целью разработчиков №223-ФЗ стала унификация правил проведения закупок и снижение расходования бюджетных средств. Анализ практики применения требований Федерального закона показывает, что поставленные задачи с той или иной степенью успешности были решены.
Главной особенностью №223-ФЗ выступает сравнительно небольшой объем требований к проведению госзакупок. Фактически в тексте Федерального закона содержатся общие правила реализации подобных мероприятий. Детальные условия их проведения разрабатываются непосредственно заказчиками и подлежат официальному опубликованию.
Виды закупок по 223-ФЗ
Положениями №223-ФЗ допускается проведение конкурентной закупки одним из следующих способов:
- Конкурс. Критерии определения победителя – оптимальное соотношение цены и условий исполнения контракта.
- Аукцион. Самая распространенная форма конкурентной закупки. Ключевым параметром для выявления выигравшего участника становится цена его коммерческого предложения.
- Запрос предложений. Победитель определяется на основании нескольких критериев, определенных тендерной документацией.
- Запрос котировок. Критериев выявление выигравшего участника становится соответствие требованиям из тендерной документации и самая низкая из предложенных цена поставки товара или услуги.
- Другие способы проведения государственной закупки, предусматривающие ее конкурентный формат.
Неконкурентной формой тендера по №223-ФЗ выступает закупка у единственного поставщика. Она допускается в строго ограниченных случаях при выполнении нескольких дополнительных условий.
Отличие от 44-ФЗ
Основная разница между №223-ФЗ и №44-ФЗ состоит в уровне детализации и жесткости требований к участникам закупок. Положения второго из указанных Федеральных законов намного объемнее и досконально регламентируют как процедуру торгов в целом, так и каждый из ее отдельных этапов.
В то же время, требования №223-ФЗ носят общий характер. Они предоставляют заказчикам закупок право определять большую часть условий их проведения самостоятельно. Другими словами, они разрабатывают тендерную документацию собственными силами, хотя и могут при этом использовать шаблоны и многочисленные наработки, которые содержатся в №44-ФЗ.
Еще одним важным отличием становится возможность организации торгов по №223-ФЗ на любых электронных площадках. На сегодняшний день их общее количество превышает полторы сотни. Закупки в рамках №44-ФЗ проводятся исключительно на восьми специально аккредитованных ЭТП.
Кто работает по 223-ФЗ
Заказчики, на которых распространяются требования №223-ФЗ, перечислены выше. В качестве поставщиков в закупках участвуют как юридические лица, так и ИП.
Требования к участникам
К участникам госзакупок предъявляется ряд требований. Общими из них выступает отсутствие запущенной процедуры ликвидации или банкротства, а также задолженностей перед бюджетом. Более детальные требования определяются положениями тендерной документации по конкретной закупке, разрабатываемой непосредственно заказчиком.
Необходимые документы
Еще одним обязательным условием участия в госзакупке по №223-ФЗ становится регистрация на ЭТП, где она проводится. Для этого требуется предоставить ряд документов, включая:
- паспорт (дли ИП) или комплект учредительной документации (для ООО);
- регистрационные документы хозяйствующего субъекта;
- документы, подтверждающие полномочия руководителя;
- налоговую или финансовую отчетность;
- документацию, подтверждающую квалификацию персонала;
- при необходимости – лицензии, разрешения, сертификаты и т.д.
Как подготовиться к закупкам по 223-ФЗ
Первым и главным правилом для участников госзакупок становится внимательное изучение тендерной документации. При отсутствии собственных специалистов по данному вопросу реальным способом грамотного оформления и подачи заявки становится приглашение консалтинговой фирмы. Дополнительные расходы компенсируются гарантированным участием в госзакупках.
Минимальные сроки на подачу заявок
Важным условием участия в государственных закупках, осуществляемых в рамках №223-ФЗ, становится соблюдение установленных сроков для подачи заявки. Они зависят от статуса поставщика и вида тендера.
Срок подачи заявки (рабочих дней) | |
Для обычных участников | Для субъектов малого и среднего бизнеса |
Аукцион, конкурс | |
7 | 15 (для цены до 30 млн. руб.)7 (для цены свыше 30 млн. руб.) |
Запрос предложений | |
7 | 5 (ограничение по цене – 15 млн. руб.) |
Запрос котировок | |
5 | 4 (ограничение по цене – 7 млн. руб.) |
Положения этого Федерального закона обязательны для выполнения компаниями, которые на 50% или больше принадлежат государству, а также монополиями, бюджетными учреждениями, организациями, работающими в регулируемых отраслях.
В чем основные отличия №223-ФЗ и №44-ФЗ?
Первое и главное отличие – жесткость предъявляемых участникам закупок требований. №223-ФЗ намного лояльнее и к заказчикам, и к поставщикам. Первые самостоятельно определяют большую часть условий тендера, от вторых требуется намного меньше для допуска к участию.
Какие основные способы закупок по №223-ФЗ используются на практике?
Перечень способов организации и проведения тендера достаточно стандартен и включает: аукционы, конкурсы, запросы котировок и предложений.
Кто имеет право участвовать в закупочных процедурах по №223-ФЗ?
В их число входят ООО и ИП, подавшие заявку в форме и сроки, установленные тендерной документацией.
Особенности проведения закупочных процедур по 223-ФЗ
Все кто принимает участие в закупочных процедурах, знает о строгих рамках федерального закона 44-ФЗ, который жестко регулирует государственные закупки в каждом отдельном аспекте.
В отличие от упомянутого законодательного акта, 223-ФЗ носит более лояльный характер, и устанавливает лишь общие условия проведения коммерческих закупок.
Таким образом, организация заказчик обязана самостоятельно утвердить все детали предстоящей торговой процедуры, и составить специализированный документ — положение о закупках.
Кроме того, закупочные процедуры по 223-ФЗ могут проводиться в более широком диапазоне электронных торговых площадок (ЭТП), которых насчитывается более полутора сотен, тогда как госзакупки доступны лишь на федеральных ЭТП, не превышающих десятка платформ.
В целом, заказчиками, использующими федеральный закон 223-ФЗ, являются следующие организации:
- государственные компании и госкорпорации с долей уставного капитала, 50 процентов которого контролируется государственными органами, а также их дочерние предприятия и филиалы;
- естественные монополии, коммунальные предприятия, транспортные компании и другие организации, имеющие 50 процентное участие государства;
- муниципальные и федеральные унитарные учреждения, производящие закупки за счет собственных средств или полученных грантов, включая случаи личного участия в контрактах и привлечение к этому процессу третьих лиц.
Наконец, при государственных закупках, подразумевается контрактная форма сотрудничества, а при коммерческих, по 223-ФЗ, на основе договора.
Данный тип проводимых торговых процедур требует большей квалификации от поставщика или подрядчика, поэтому рекомендуется организациям, уже имеющим опыт в исполнении государственных контрактов по 44-ФЗ.
Виды процедур
Виды закупок по 223-ФЗ чрезвычайно разнообразны и предоставляют организатору торгов полный инструментарий для удовлетворения своих нужд множеством доступных способов.
Конкурентная закупка по 223-ФЗ представляет собой торговую процедуру, проводимую в бумажной или электронной форме, и имеющую свои условия участия для подрядчиков и поставщиков, а также методы определения победителя из числа подавших заявки участников.
Конкурентные закупки могут включать в себя следующие разновидности процедур:
- аукционы. Различают открытые, закрытые и проводимые в электронной форме, а сроки проведения составляют 15 дней. Согласно 223-ФЗ, организатор может произвольно стартовать торговый закупочный аукцион на основании своего положения о закупках, так как в законе нет четких критериев описывающих условия инициации данной процедуры. Как правило, аукцион используется в том случае, когда известна номенклатура и определенны характеристики товара, и требуется лишь выбрать наиболее выгодное ценовое предложение. Победителем аукциона признается участник, который предложит наименьшую цену поставки;
- конкурсы. Также различаются открытой, закрытой и электронной формой проведения. Данный тип закупочной процедуры применяется для определения наилучшей заявки по обозначенным оценочным критериям, которые позволяют выявить наиболее удачного исполнителя и условия удовлетворения договора. Сроки проведения составляют также 15 дней. Участники подают заявки с требуемым пакетом документов, подтверждающим их квалификацию, наличие необходимых ресурсов (в том числе лицензий и партнерских соглашений), а также справки о соответствии экологическим и иным нормам. После анализа и оценки заявок, объявляется победитель конкурса, с которым и заключается договор;
- запрос котировок/предложений. Данный тип закупочной процедуры похож на два предыдущих, но более прост и имеет преимущества для заказчика. Суть его в том, что участники должны отправлять свои ценовые либо коммерческие предложения, согласно предмету и условиям торгов, из которых затем выбирается наиболее соответствующий критериям вариант. Запросы предложений и котировок проводятся в более короткие сроки (5-7 дней) и требуют меньше проектной документации, что очень удобно для быстрых закупок. Кроме того, заказчик не обязан заключать договор с победителем.
Помимо основных процедур перечисленных выше, в отдельных случаях могут применяться дополнительные виды:
- конкурентные переговоры. Потенциальным участникам направляются информационные оповещения, после чего производится процесс переговоров, в результате которого побеждает участник с наиболее выгодными условиями сотрудничества;
- закрытые виды закупок. Используются для торгов, предметом которых являются объекты государственной тайны, либо объекты, квалифицированные как запрещенные к размещению в ЕИС.
- закупки у единственного поставщика. Данный вид возможен при внесении его в положение о закупках, с четким регламентом условий.
Порядок проведения конкурентных закупок
Вне зависимости от способов проведения закупки по 223-ФЗ, любая инициируемая процедура состоит из этапов, которые требуется выполнить организатору и участникам для ее осуществления. Основные этапы процедуры при любом типе реализации закупок:
- Подготовка плана. Согласно закону 223-ФЗ, заказчик обязан составить план закупок и разместить его в открытом доступе в единой информационной системе (ЕИС). План составляется не менее чем на полгода вперед, а нормативы по его разработке указанны в Постановлении Правительства №932 от 2012 года. В целом, в план вносят ОКВЭД-2, ОКПД-2 коды, описание номенклатуры товаров и услуг, объемы и цены контрактов.
- Перед проведением закупки требуется заблаговременно разместить информационное извещение в ЕИС. В его информацию входит проект контракта, сроки проведения, техзадание, форма для участия и инструкции по ее заполнению и т.п.
- Разъяснение положений. Если в ходе публикации и сбора заявок приходят запросы на разъяснение, необходимо предъявить их в полном объеме и выложить информацию об этом в ЕИС, без упоминания автора конкретного запроса. На это отводится 3 рабочих дня, но не позднее срока окончательного приема заявок.
- Изменение в закупочных документах. Если организатор заметил ошибку в своей документации, уже после инициации торгов, он может внести в нее корректирующие изменения, с обязательным продлением сроков проведения процедуры. При этом сроки продления составляют минимум половину от изначального количества дней. Отменить процедуру можно в любой момент на этапе приема заявок, но не позднее, чем за день до его окончания.
- Подача заявок на участие. Производится согласно срокам, указанным в проектной документации и положении о закупках.
- Внесение гарантийного обеспечения. Это опциональный этап. Если обеспечение предусмотрено правилами участие, то оно не может превышать сумму в 5 процентов от НМЦК.
- Рассмотрение заявок. Заявки оцениваются по установленным правилами критериям, либо по цене, в случае аукциона или запроса котировок.
- Составление протокола. Бывают промежуточные протоколы на этапе рассмотрения и оценки заявок, и итоговый протокол, в котором уже объявляется победитель процедуры.
- Подписание договора. Победителю высылается проект контракта для ознакомления. На это дается срок в 10 дней. В течение следующих 10 дней, необходимо подписать договор, а информацию об этом добавить в ЕИС не позднее чем через 3 дня с момента подписания.
Сроки проведения процедур и размещения документации:
- положение о закупке размещается в ЕИС в течение 15 дней после утверждения;
- извещение о предстоящей закупке — за 20 дней до конца приема заявок;
- изменения в извещение, разъяснения запросов, протоколы — в течение 3 дней после составления;
- сроки подачи заявок по 223-ФЗ в аукционах и конкурсах — минимум 15 дней, 7 дней при запросе предложений и 5 дней при запросе котировок.
Дополнительные этапы
В качестве дополнительных, но необязательных этапов, могут выступать следующие пункты:
- переторжка. Данная процедура представляет собой дополнительную корректировку ценовых предложений, при сохранении всех прочих условий. Она производится после предварительного рассмотрения заявок, а ее дата указывается в правилах проведения закупочной процедуры;
- предквалификационный отбор. Процедура применяется в основном крупными корпорациями, нуждающимися в товарах и услугах со сложными техническими и эксплуатационными характеристиками. Смысл в составлении списка потенциальных поставщиков, на основе просмотра их заявок снабженных требуемой квалификационной документацией.
Что такое конкурентная закупка: основные требования и этапы проведения
При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам
Из этой статьи вы узнаете:
- Что такое конкурентная закупка
- Какие требования предъявляются к поставщикам в соответствии с частью 2.1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ
- Какие способы закупок конкурентные
- Какие этапы включает цикл закупочных процедур
Что такое конкурентная закупка? В самом общем виде конкурентные способы закупки можно разделить на торги и неторговые процедуры. Торги — это закупки, проводимые способом конкурса или аукциона. По результатам торгов заказчик должен заключить договор с участником, предложившим лучшие условия.
К неторговым относятся все остальные конкурентные процедуры, в том числе запрос цен, запрос предложений, конкурентные переговоры и др. Неторговая процедура может быть завершена заказчиком без выбора победителя.
Любая торговая или неторговая процедура может проходить в один либо в несколько этапов. Таким образом, можно выделить основные закупочные процедуры.
Что такое конкурентная закупка
Конкурентная закупка — это процесс приобретения продукции, в котором могут участвовать сразу несколько поставщиков.
По форме проведения конкурентные закупки делятся на:
- Бумажные. Данный способ подачи заявки на участие в торгах практически не используется с 01.01.2019 года, остались только некоторые процедуры в виде исключения (приобретение ГСМ, гуманитарная помощь, закупки заказчиков, которые ведут деятельность на территории зарубежного государства и т.д.).
- Электронные, проходящие на интернет-платформе ЭТП или едином агрегаторе торговли. Большинство тендеров в настоящее время проводятся именно в таком формате.
В соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ, заказчик вправе провести конкурентную закупку, состоящую как из одного этапа (аукцион, запрос котировок), так и из нескольких (двухэтапный конкурс).
Форма размещения заказа на поставку товаров и услуг определяется госзаказчиком. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников тендера. При выборе формы конкурентной закупки руководствуются обычно:
- Типом закупаемой продукции (в одном случае товары, работы и услуги госзаказчики обязаны приобретать только посредством проведения аукциона, в другом – конкурса, где побеждает участник торгов, предложивший лучшие условия сделки, в третьем – через запрос предложений).
- Фактической ценой. К примеру, запрос котировок проводится, если начальная цена контракта не превышает 500 тыс. руб.
Если контрактный управляющий неправильно выбрал закупочную процедуру, его могут оштрафовать на 30 тыс. руб. (см. п. 1 ст. 7. 29 КоАП).
У заказчика есть выбор: провести конкурентную процедуру или заключить контракт с единственным поставщиком, подрядчиком, исполнителем. Способ закупки заказчик выбирает самостоятельно. Для этого руководствуйтесь положениями Закона № 44-ФЗ.
Виды конкурентных способов закупки
Перечень закупочных процедур подробно описан в Федеральном законе № 44-ФЗ и представлен в следующей таблице:
Вид | Подвид | Описание | Победитель |
Конкурс | Открытый | Самая распространенная форма конкурентной закупки. Информация о проведении конкурса сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем публикации извещения в ЕИС. Цена контракта может быть любой. К поставщикам предъявляются единые требования. | Участник, предложивший лучшие условия конкурентной закупки. |
С ограниченным участием | Вид конкурса, в котором могут принимать участие поставщики, прошедшие предквалификационный отбор. Проводится при заказах высокотехнологичных и инновационных товаров (работ, услуг). Требования к поставщикам едины. Информация о проведении конкурса сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц. | ||
Двухэтапный | К поставщикам, помимо основных, могут предъявляться дополнительные требования. Победителем становится участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта по результатам второго этапа такого конкурса. Информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц. Конкурс проводится для заключения контракта на создание произведения литературы или искусства, проведение научных исследований, проектных работ и т.д. | ||
Закрытый | Информация о проведении конкурса направляется заказчиком ограниченному кругу лиц, которые удовлетворяют определенным требованиям. Проводится при поставке товара, выполнении работы или оказании услуги, сведения о которых составляют гостайну, а также при транспортировке музейных коллекций, при поиске водителей для судей, приставов и т.д. |